МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЛЗАНИЮ И ЛАЗАНИЮ

Тумайкина Валентина Николаевна

 

                                                                                                     СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ЛАЗАНЬЕ. ПОЛЗАНИЕ  ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛАЗАНИЮ И ПОЛЗАНИЮ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУР

                                                                                                           ВВЕДЕНИЕ

 

С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. В этой связи актуальной становится проблема поиска эф­фективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития чело­века. Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы  ДОУ.  Здоровый малыш стремится к движениям, активной деятельности.  Формирование правильных, прочных, гибких навыков «основных движений» создает возможность для нормального образа жизни, включения в разнообразные виды деятельности, реализации заложенных в организации ребенка ресурсов, повышение его приспособленности к жизни. Одним из видов  основных движений являются ползание и лазание.

Лазание является сложным условным рефлексом, вырабатываемым в процессе многократных повторений. Оно вовлекает в работу значительную массу мышц и повышает функциональную деятельность всего организма ребенка, а также помогает формированию правильной осанки, способствует познанию ребенком окружающей среды.

Ползая на четвереньках, ребенок снимает отягощение с позвоночника, что способствует укреплению опорно-двигательного аппарата.

Поэтому проблема оптимизации обучения  лазанью и ползанию детей дошкольного возраста остается актуальной задачей.
Цель работы – изучение процесса становления лазанья и ползания у детей  дошкольного возраста и обоснование методов обучения.

 

Задачи:

- способствовать укреплению здоровья детей;

- развивать навыки лазанья и ползания;

- содействовать развитию координации, силы;

- формировать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

 

 

1. ЛАЗАНЬЕ. ПОЛЗАНИЕ.  ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Программа физического воспитания в детском саду ориентирует на создание в детском саду обстановки, способствующей формированию навыков личной гигиены.                                                                                                                Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения. При                                                                                               обучении лазанью и ползанию в детском саду предусмотрены следующие программные требования.

Первая младшая группа. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м); по доске, лежащей на полу; по наклонной доске, приподнятой одним концом на высоту 20-30 см; по гимнастической скамейке.

Подлезание под воротца, веревку (высота 40-30 см), перелезание через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1,5 м) удобным для ребенка способом.

Вторая младшая группа. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 6 м), между предметами, вокруг них; подлезание под препятствие (высота 50 см), не касаясь руками пола; пролезание в обруч; перелеза-ние через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке (высота 1,5 м).

Средняя группа. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние -- 10 м), между предметами, змейкой, по горизонтальной и наклонной доске, скамейке, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками. Ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони; подлезание под веревку, дугу (высота 50 см) правым и левым боком вперед.

Пролезание в обруч, перелезание через бревно, гимнастическую скамейку. Лазанье по гимнастической стенке (перелезание с одного пролета на другой вправо и влево).

Старшая группа. Ползание на четвереньках змейкой между предметами в чередовании с ходьбой, бегом, переползанием через препятствия; ползание на четвереньках (расстояние 3-4 м), толкая головой мяч; ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени, на животе, подтягиваясь руками. Перелезание через несколько предметов подряд, пролезание в обруч разными способами, лазанье по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа, перелезание с одного пролета на другой, пролезание между рейками.

Подготовительная группа. Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке, бревну; ползание на животе и спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами. Пролезание в обруч разными способами; подлезание под дугу, гимнастическую скамейку несколькими способами подряд (высота 50-35 см).

Лазанье по гимнастической стенке с изменением темпа, сохранением координации движений, использованием перекрестного и одноименного движения рук и ног, перелезанием с пролета на пролет по диагонали.

 

2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛАЗАНЬЮ И ПОЛЗАНИЮ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Ползанье,  подлезание, пролезание, лазанье,  влезание - эти упражнения связаны с перемещением тела в вертикальном, наклонном, горизонтальном положений с опорой на ноги и руки. В дошкольном возрасте дети овладевают ползанием на животе, на четвереньках, на спине, на боку.  Ползание на первом году жизни ребенка является основным способом передвижения и позволяет активно знакомиться с окружающим.  С 2,5 мес. проводятся подготовительные упражнения к ползанию: ребенка кладут на живот, чтобы он опирался на ладони выпрямленных рук, выше поднимал верхнюю часть туловища и дольше удерживал ее в таком положении; побуждают переворачиваться со спины на живот, с живота на спину.

С 5 мес. помогают ребенку овладевать ползанием. На некотором расстоянии от ребенка ставят яркую игрушку и побуждают малыша взять ее. Если ребенок не ползет самостоятельно, взрослый, подставив правую руку под его стопы, сгибает ему ноги в коленях и тазобедренных суставах, помогает оттолкнуться от своей ладони. Если и такой способ оказывается безрезультатным, воспитатель левой рукой, подложенной под грудь ребенка, продвигает его вперед. Стремление достать игрушку и помощь взрослого побуждают ребенка сделать первое движения вперед. В процессе занятий ребенок овладевает ползанием и использует этот навык для самостоятельного передвижения.

Когда ребенок научится ходить, ползание применяется уже как упражнение для физического развития.

Дошкольников учат ползать на полу на животе разноименным и одноименным способом. Для ползания на животе разноименным способом надо помочь ребенку встать на колени, опереться о пол руками, выпрямить правую, затем левую ногу и лечь на пол. После этого вытянуть правую руку и одновременно подтянуть к животу колено сильно согнутой левой ноги. Туловище при этом слегка повернуть влево. Затем, сгибая правую руку и разгибая левую ногу, ребенок передвигает тело вперед (не следует высоко поднимать голову). В дальнейшем движения повторяются в том же порядке.

При одноименном способе ползание на животе начинается с правой руки и правой ноги, затем включаются левая рука и левая нога и тело передвигается вперед.

Ползание на животе проводится и с помощью только одних рук: попеременно выносят руки вперед, затем, сгибая их в локтях, туловище подтягивают вперед. При ползании на четвереньках опираются на стопы и ладони (ноги слегка согнуты в коленях), на колени и ладони, колени и предплечья.

На втором году жизни занятия проводятся с подгруппой. Детям предлагают из исходного положения лежа или на четвереньках доползти до предмета (погремушка и др.). Воспитатель помогает сохранить направление и достигнуть цели, подбадривает малышей. Задания постепенно усложняются: прокатить вперед мяч и ползти за ним (четвертый год жизни); ползти змейкой, ногами вперед, с поворотом, толкая головой мяч, на скорость (пятый год); чередовать ползание с ходьбой, бегом, перешагиванием, с проползанием под один или несколько предметов подряд (веревка, палка, дуга, скамейка). Расстояние для ползания увеличивается от 2-3 до 10 м.

Ползание проводится и на ограниченной площади (по веревке, доске, скамейке, лестнице, бревну), при этом одновременно развивается у детей равновесие.

Ползание по лежащей на полу веревке выполняется следующими способами: руки поочередно переставляются вперед по веревке, ноги слева и справа от нее; ноги - по веревке, руки слева и справа от нее; руки и ноги - по веревке.

Перед ползанием по скамейке нужно научить детей подниматься на нее разными способами: подойти к концу скамейки, наклониться, опереться руками, затем поочередно поставить на скамейку одно и другое колено; встать сбоку скамейки, наклониться, взяться за ее края, опираясь на руки, поставить одно, а затем другое колено; сесть верхом на скамейку, взяться руками впереди себя за ее края, опереться на руки и поставить поочередно колени ног на скамейку сзади. После ползания (в конце скамейки) надо подняться, выпрямиться и сойти со скамейки вперед, вправо, влево или спрыгнуть с нее; можно также сползти со скамейки, опираясь руками о пол.

При ползании по скамейке (горизонтальной и наклонной) на животе нужно вытянуть руки вперед, захватить края скамейки (большой палец сверху, остальные снизу) и тело подтянуть с помощью обеих рук. Подтягивать тело можно и одной рукой: выносится вперед правая рука и туловище подтягивается вперед, затем выносится вперед левая рука и туловище опять подтягивается вперед.

При ползании на спине нужно захватить края скамейки согнутыми руками на уровне пояса и, разгибая их, скользить по ней. Хват руками за края скамейки можно сделать за головой и подтягиваться одновременно двумя руками или одной. Сначала можно помогать скольжению, отталкиваясь двумя ногами или поочередно, а затем держать ноги прямыми.

После подтягиваний на скамейке с помощью рук даются упражнения на расслабление рук и плечевого пояса.

По бревну можно передвигаться следующим образом: сесть на бревно и продвигаться вперед при помощи ног и рук, а также на четвереньках (с опорой на ступни и ладони). По ребристой доске дети ползают на четвереньках. По лестнице - на четвереньках (с опорой ступнями и ладонями на рейки и станины).

При ползании по наклонной доске, бревну используются те же способы, которые применялись на горизонтальных снарядах. Во время упражнений воспитатель дает указания, в случае необходимости помогает детям.

Для повышения интереса у детей младшего возраста к ползанию на конец доски (скамейки, бревна) кладут игрушки и предметы (погремушки, куклы, пирамидки, кубики и др.), до которых ребенок должен добраться и перенести их в другое место.

После  ползания, подлезания, пролезания, перелезания полезны упражнения для выпрямления туловища: взять предметы (погремушку, бубенчики, флажок, кегли, кубики), поднять их над головой, посмотреть на них, помахать ими или дотронуться двумя руками до погремушек, колокольчиков, подвешенных немного выше уровня вытянутых рук ребенка, или поднять руки вверх и похлопать в ладоши, оттолкнуть мяч, висящий в сетке, бросить мяч в корзину и т. д.

В старших группах ползание чаще всего включается в комплекс упражнений или в подвижные игры в сочетании с другими движениями — ходьбой, прыжками, бегом.   Особенностью упражнений в ползании является то, что они выполняются почти без показа движений воспитателем, на которого не рассчитаны пособия. Ползание чаще проводится фронтальным или поточным способом организации при одновременном активном участии всех или большинства детей группы. При выполнении упражнений в ползании на коленях не рекомендуется включать элемент соревнования, так как дети, торопясь к цели, не рассчитывают своих движений и могут повредить коленную чашечку.

Когда ребенок овладеет ходьбой, его учат подлезать под предметы (дугу, веревку и др.), не касаясь руками пола.

При подлезании под веревку головой вперед сначала ребенок, наклонившись, проносит голову, затем, прогибаясь в спине, передвигает одну ногу, потом другую.

При подлезании ногами вперед сначала передвигается одна нога, потом прогибается спина, затем переставляется вторая нога.

При подлезании правым (левым) боком сначала передвигается правая (левая) нога, затем прогибается спина и проносится голова, а после этого переставляется левая (правая) нога.

Пролезание в обруч выполняется разными способами:

1) ребенок держит обруч в руках горизонтально, пролезает сначала одной ногой, потом другой, затем поднимает его вверх над головой и возвращает в исходное положение;                                                                                               2) обруч поднимается прямыми руками над головой, затем опускается сверху вниз и ребенок перешагивает через него сначала одной ногой, потом другой.

Пролезание проводится также в вертикально поставленные обручи (сначала голова, рука и нога, потом вторая рука и нога), в пролеты между рейками лестницы, поставленной на ребро (из одного окошечка в другое). В обруч большого размера дети могут пролезать одновременно вдвоем, держась за руки, с предметом в руках и т. д.

Для перелезания через бревно, гимнастическую скамейку нужно лечь вдоль предмета на живот и, держась руками, перенести вначале на противоположную сторону ноги, затем - руки или одну ногу и руку, а потом вторую ногу и руку.

Чтобы дети с большим интересом выполняли упражнение, им дают задание перелезть через бревно и принести игрушку. Для усложнения ставят 2-3 скамейки на некотором расстоянии одна от другой и предлагают детям через них перелезть. Перелезание выполняется с пособия на пособие (с наклонной доски на гимнастическую стенку или, наоборот, с гимнастической стенки на наклонную доску). Влезание на предметы (ящик, пенек и др.) применяется с раннего возраста. Детей сначала учат влезать с помощью рук. Так, держась руками за предмет, ребенок ставит на него поочередно ноги. При слезании он опускает ноги поочередно или спрыгивает с предмета. В дальнейшем обучают влезанию на предмет, поочередно ставя ноги на него, не держась руками. Высота предмета увеличивается от 10 до 40 см.

Лазанье проводится на лесенке-стремянке, гимнастической стенке, вышке, наклонной лестнице, по веревочной лестнице, канату.

С конца первого года используется наклонная лесенка-стремянка. Она более устойчива: наклон ее позволяет распределять тяжесть тела на руки и ноги и детям легче переставлять ноги с рейки на рейку.

С третьего года жизни вводится лазанье по вертикальной стенке.       Обучение следует начинать индивидуально в удобное время вне занятий (на прогулке, утром).

В младшем дошкольном возрасте дети влезают на стенку удобным для них способом. Воспитатель, показывая и объясняя движение, главное внимание обращает на хват руками за рейку (большой палец снизу рейки, остальные сверху) и на постановку ноги на рейку (серединой стопы). Самый простой способ лазания - приставной шаг. С него начинается работа в младшей группе. Обращаясь к малышам, воспитатель говорит: "Подойдите к гимнасти­ческой стенке и возьмитесь руками за рейку, на которую смотрят глазки..." Надо помочь каждому малышу уви­деть эту рейку. Поставьте ногу на нижнюю рейку так, чтобы носочки выступали вперед... Вторую ногу поставь­те рядышком... Теперь возьмитесь руками за реечку по­выше... Переставьте ноги... Дети должны упражняться в лазании обязательно в присутствии воспитателя.

Когда дети средней группы начинают осваивать пе­ременный (чередующийся шаг), им нужно подсказывать: "Возьмитесь одной рукой за реечку напротив глаз, а вто­рой - за следующую повыше..." При спуске: "Надо на­чинать спускаться с ноги, которая стоит выше, потом опустить руку, которая выше..." На этом уровне обучения, как правило, в каждый мо­мент опираются на три точки - две ноги и одну руку, или две руки и одну ногу.

Переход с одного пролета гимнастической стенки на другой выполняется прямо и по диагонали, вправо и влево. При переходе прямо (на одном уровне), вправо сначала нужно переставить правую руку и правую ногу, затем приставить левую руку и левую ногу или перенести поочередно сначала обе руки, потом обе ноги.

Переход с одного пролета гимнастической стенки на другой по диагонали выполняется снизу вверх и сверху вниз.

Эти упражнения вводятся со средней группы. Дети передвигаются приставным шагом влево и вправо на одном уровне на высоте 1-2 рейки снизу.

 Перелезание через лесенку-стремянку на другую сторону используется со средней группы.

По мере того как дети осваивают переменный шаг, их начинают учить ритмичным согласованным действиям - одноименному и разноименному способам, характерным для старшей группы.

Легче освоить одноименный способ. Поскольку длина рук у старших детей увеличилась, то в качестве точки отсчета для исходного действия должна быть такое указа­ние: "Возьмитесь правой рукой за реечку выше той, на которую смотрят глазки... Поставьте правую ногу на нижнюю рейку. А теперь сразу поставим на следующие рейки левую руку и левую ногу... Я буду подсказывать: "Левые... правые... Начали!"

Итак, дети отпускают сразу руку и ногу и держатся несколько мгновений одной рукой и ногой. Но, конечно, это - идеальный вариант, и не все дети могут выполнить задание в таком виде. Как правило, руки опережают дви­жение ног, и это нормально для дошкольного возраста. Разноименный способ осваивается аналогично: в ка­честве первого действия на рейку ставится одна рука и разноименная нога. Детям, затрудняющимся выполнить его действие, мож­но предложить подводящие упражнения - имитацию лазания, стоя у стенки, или те же действия на полу или на скамейке. Хорошо, в случае если освоение разноименного спо­соба совладает по времени с ползанием по-пластунски - движения похожие. Для тех, кто хорошо осваивает дви­жения, нужно усложнять задания, к примеру: переходить с пролета на пролет лестницы приставными шагами вправо и влево, по диагонали, а также перелезать через заборчик, поочередно перешагивая верхнюю рейку.

В старших группах переход с одного пролета гимнастической стенки на другой выполняется прямо на высоте 4-6 реек, а также переменным шагом по диагонали с продвижением вверх и вниз в правую и левую сторону. Перелезание через верх стенки на другую сторону дается при условии, если обе стенки открыты для подхода к ним. Воспитатель страхует детей со стороны спуска.

Подготовленных детей начинают обучать лазанию по канату. При обучении лазанью по канату большое место занимают подводящие упражнения. В старшей группе сначала дают упражнение на освоение захвата и перехватывания каната руками: сидя на мате, держась за канат руками, перехватывая руки, перейти на вис лежа или подняться на носки и перейти на вис стоя; стоя у каната, захватив его руками на уровне груди или из положения присев, перехватывать канат руками как можно выше, перейти в вис стоя; в висе лежа переступать по полу ногами вправо (влево); захватить канат руками над головой, на короткий момент оторвать ноги от пола (повиснуть); в висе лежа отпускать то одну, то другую руку.

Освоить захват каната ногами помогают упражнения: сидя, захватывать канат ступнями (подошвами ног); захватывать канат ступнями ног в висе вертикально (воспитатель придерживает конец каната  Лазание по шесту осваивается аналогично.

При спуске по канату или шесту действия выполняются в обратном порядке: вначале перехватываются пониже руки, ноги прямые; затем сгибаются ноги и выпрямляются руки.

В связи со слабостью костно-связочного аппарата, недостаточной силой мышц рук в дошкольном возрасте не рекомендуется лазанье по канату на одних руках без помощи ног (это может вызвать статическое напряжение мышц, растяжение суставов, связок).

При обучении лазанью целесообразно использовать канат с накладками (узлами), расположенными на расстоянии 15- 20 см друг от друга. Накладка на канате создает опору для ног и помогает осваивать перехват руками и ногами. После этого дается лазанье по канату без накладок.

Во время лазанья по лесенке-стремянке, гимнастической стенке, веревочной лестнице, по канату воспитатель обеспечивает страховку и оказывает необходимую помощь. Для профилактики травм под снаряды кладут гимнастические маты.

Не всегда для обучения этим нужным и полезным действиям воспитатель может использовать непосредственный показ, так как оборудование, за исключением нестандартной гимнастической стенки, рассчитано на детей. Упражнение зачастую показывает подготовленный ребенок, действия которого комментирует воспитатель. Часто, особенно в начале обучения, используется поэтапное объяснение: воспитатель называет действие, дети (небольшая подгруппа) воспроизводят его, взрослый при крайней важности тут же исправляет. Далее выполняется следующее действие.

Навыки ползания и лазания совершенствуются в под­вижных играх, в быту. Лазанье по лестницам реже используется в подвижных играх, чаще предлагается в виде упражнений. При хорошем навыке лазанье включается в игры «Медведь и пчелы», «Пожарные на учении» и др.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ежедневное упражнение в лазании обеспечивает ребенку необходимый жизненный навык и воспитывает координацию движений. Для этого рекомендуется в групповых комнатах устанавливать гимнастические лестницы хотя бы в один пролет, а на участке - трибуны с вышками, заборчики, стойки с канатами и шестами. В процессе лазания воспитываются необходимые волевые качества: смелость, решительность, сообразительность.

Детям-дошкольникам не рекомендуется долго виснуть на руках: это вызывает длительное статическое напряжение мышц, преждевременное растяжение суставов и связок, утомляет нервную систему. Однако непродолжительные висы на турниках разной высоты, гимнастической стенке могут использоваться, начиная с пятилетнего возраста, но не дольше 1-1,5 с, и чередоваться с опорой тела на ноги. Такие упражнения укрепляют мышечную систему плечевого пояса и способствуют формированию правильной осанки.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вавилова Е. А. Учите детей бегать, прыгать, лазать. - М.: Просвещение, 1983. - 124 с.

2. Лескова Т. П. , Бусинская П. П., Васюкова В. И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 212 с.

3.Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка. - М., 2000.

4.Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М., 1987.

5. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические  рекомендации. - М.: Мозайка-Синтез, 2006. - 96 с.

6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Изд. центр "Академия", 2001. - 368 с.

7. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1984.- 208 с.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovaya_kontrolnaya_rabota.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                       

                            КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

         МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

                         ПОЛЗАНИЮ И ЛАЗАНИЮ

Автор работы: В.Н.Тумайкина, слушатель дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки по проблеме «Педагогика и методика дошкольного образования»

Руководитель: О.И. Максимкина

Саранск 2017

                          КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

         МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

                         ПОЛЗАНИЮ И ЛАЗАНИЮ

                                       СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ЛАЗАНЬЕ. ПОЛЗАНИЕ  ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛАЗАНИЮ И ПОЛЗАНИЮ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

                                             ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека. Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы  ДОУ.  Здоровый малыш стремится к движениям, активной деятельности.  Формирование правильных, прочных, гибких навыков «основных движений» создает возможность для нормального образа жизни, включения в разнообразные виды деятельности, реализации заложенных в организации ребенка ресурсов, повышение его приспособленности к жизни. Одним из видов  основных движений являются ползание и лазание.

Лазание является сложным условным рефлексом, вырабатываемым в процессе многократных повторений. Оно вовлекает в работу значительную массу мышц и повышает функциональную деятельность всего организма ребенка, а также помогает формированию правильной осанки, способствует познанию ребенком окружающей среды.

Ползая на четвереньках, ребенок снимает отягощение с позвоночника, что способствует укреплению опорно-двигательного аппарата.

Поэтому проблема оптимизации обучения  лазанью и ползанию детей дошкольного возраста остается актуальной задачей.
Цель работы – изучение процесса становления лазанья и ползания у детей  дошкольного возраста и обоснование методов обучения.

Задачи:

- способствовать укреплению здоровья детей;

- развивать навыки лазанья и ползания;

- содействовать развитию координации, силы;

- формировать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

1. ЛАЗАНЬЕ. ПОЛЗАНИЕ.  ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Программа физического воспитания в детском саду ориентирует на создание в детском саду обстановки, способствующей формированию навыков личной гигиены.                                                                                                                Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения. При                                                                                               обучении лазанью и ползанию в детском саду предусмотрены следующие программные требования.

Первая младшая группа. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м); по доске, лежащей на полу; по наклонной доске, приподнятой одним концом на высоту 20-30 см; по гимнастической скамейке.

Подлезание под воротца, веревку (высота 40-30 см), перелезание через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1,5 м) удобным для ребенка способом.

Вторая младшая группа. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 6 м), между предметами, вокруг них; подлезание под препятствие (высота 50 см), не касаясь руками пола; пролезание в обруч; перелеза-ние через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке (высота 1,5 м).

Средняя группа. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние -- 10 м), между предметами, змейкой, по горизонтальной и наклонной доске, скамейке, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками. Ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони; подлезание под веревку, дугу (высота 50 см) правым и левым боком вперед.

Пролезание в обруч, перелезание через бревно, гимнастическую скамейку. Лазанье по гимнастической стенке (перелезание с одного пролета на другой вправо и влево).

Старшая группа. Ползание на четвереньках змейкой между предметами в чередовании с ходьбой, бегом, переползанием через препятствия; ползание на четвереньках (расстояние 3-4 м), толкая головой мяч; ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени, на животе, подтягиваясь руками. Перелезание через несколько предметов подряд, пролезание в обруч разными способами, лазанье по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа, перелезание с одного пролета на другой, пролезание между рейками.

Подготовительная группа. Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке, бревну; ползание на животе и спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами. Пролезание в обруч разными способами; подлезание под дугу, гимнастическую скамейку несколькими способами подряд (высота 50-35 см).

Лазанье по гимнастической стенке с изменением темпа, сохранением координации движений, использованием перекрестного и одноименного движения рук и ног, перелезанием с пролета на пролет по диагонали.

2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛАЗАНЬЮ И ПОЛЗАНИЮ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Ползанье,  подлезание, пролезание, лазанье,  влезание - эти упражнения связаны с перемещением тела в вертикальном, наклонном, горизонтальном положений с опорой на ноги и руки. В дошкольном возрасте дети овладевают ползанием на животе, на четвереньках, на спине, на боку.  Ползание на первом году жизни ребенка является основным способом передвижения и позволяет активно знакомиться с окружающим.  С 2,5 мес. проводятся подготовительные упражнения к ползанию: ребенка кладут на живот, чтобы он опирался на ладони выпрямленных рук, выше поднимал верхнюю часть туловища и дольше удерживал ее в таком положении; побуждают переворачиваться со спины на живот, с живота на спину.

С 5 мес. помогают ребенку овладевать ползанием. На некотором расстоянии от ребенка ставят яркую игрушку и побуждают малыша взять ее. Если ребенок не ползет самостоятельно, взрослый, подставив правую руку под его стопы, сгибает ему ноги в коленях и тазобедренных суставах, помогает оттолкнуться от своей ладони. Если и такой способ оказывается безрезультатным, воспитатель левой рукой, подложенной под грудь ребенка, продвигает его вперед. Стремление достать игрушку и помощь взрослого побуждают ребенка сделать первое движения вперед. В процессе занятий ребенок овладевает ползанием и использует этот навык для самостоятельного передвижения.

Когда ребенок научится ходить, ползание применяется уже как упражнение для физического развития.

Дошкольников учат ползать на полу на животе разноименным и одноименным способом. Для ползания на животе разноименным способом надо помочь ребенку встать на колени, опереться о пол руками, выпрямить правую, затем левую ногу и лечь на пол. После этого вытянуть правую руку и одновременно подтянуть к животу колено сильно согнутой левой ноги. Туловище при этом слегка повернуть влево. Затем, сгибая правую руку и разгибая левую ногу, ребенок передвигает тело вперед (не следует высоко поднимать голову). В дальнейшем движения повторяются в том же порядке.

При одноименном способе ползание на животе начинается с правой руки и правой ноги, затем включаются левая рука и левая нога и тело передвигается вперед.

Ползание на животе проводится и с помощью только одних рук: попеременно выносят руки вперед, затем, сгибая их в локтях, туловище подтягивают вперед. При ползании на четвереньках опираются на стопы и ладони (ноги слегка согнуты в коленях), на колени и ладони, колени и предплечья.

На втором году жизни занятия проводятся с подгруппой. Детям предлагают из исходного положения лежа или на четвереньках доползти до предмета (погремушка и др.). Воспитатель помогает сохранить направление и достигнуть цели, подбадривает малышей. Задания постепенно усложняются: прокатить вперед мяч и ползти за ним (четвертый год жизни); ползти змейкой, ногами вперед, с поворотом, толкая головой мяч, на скорость (пятый год); чередовать ползание с ходьбой, бегом, перешагиванием, с проползанием под один или несколько предметов подряд (веревка, палка, дуга, скамейка). Расстояние для ползания увеличивается от 2-3 до 10 м.

Ползание проводится и на ограниченной площади (по веревке, доске, скамейке, лестнице, бревну), при этом одновременно развивается у детей равновесие.

Ползание по лежащей на полу веревке выполняется следующими способами: руки поочередно переставляются вперед по веревке, ноги слева и справа от нее; ноги - по веревке, руки слева и справа от нее; руки и ноги - по веревке.

Перед ползанием по скамейке нужно научить детей подниматься на нее разными способами: подойти к концу скамейки, наклониться, опереться руками, затем поочередно поставить на скамейку одно и другое колено; встать сбоку скамейки, наклониться, взяться за ее края, опираясь на руки, поставить одно, а затем другое колено; сесть верхом на скамейку, взяться руками впереди себя за ее края, опереться на руки и поставить поочередно колени ног на скамейку сзади. После ползания (в конце скамейки) надо подняться, выпрямиться и сойти со скамейки вперед, вправо, влево или спрыгнуть с нее; можно также сползти со скамейки, опираясь руками о пол.

При ползании по скамейке (горизонтальной и наклонной) на животе нужно вытянуть руки вперед, захватить края скамейки (большой палец сверху, остальные снизу) и тело подтянуть с помощью обеих рук. Подтягивать тело можно и одной рукой: выносится вперед правая рука и туловище подтягивается вперед, затем выносится вперед левая рука и туловище опять подтягивается вперед.

При ползании на спине нужно захватить края скамейки согнутыми руками на уровне пояса и, разгибая их, скользить по ней. Хват руками за края скамейки можно сделать за головой и подтягиваться одновременно двумя руками или одной. Сначала можно помогать скольжению, отталкиваясь двумя ногами или поочередно, а затем держать ноги прямыми.

После подтягиваний на скамейке с помощью рук даются упражнения на расслабление рук и плечевого пояса.

По бревну можно передвигаться следующим образом: сесть на бревно и продвигаться вперед при помощи ног и рук, а также на четвереньках (с опорой на ступни и ладони). По ребристой доске дети ползают на четвереньках. По лестнице - на четвереньках (с опорой ступнями и ладонями на рейки и станины).

При ползании по наклонной доске, бревну используются те же способы, которые применялись на горизонтальных снарядах. Во время упражнений воспитатель дает указания, в случае необходимости помогает детям.

Для повышения интереса у детей младшего возраста к ползанию на конец доски (скамейки, бревна) кладут игрушки и предметы (погремушки, куклы, пирамидки, кубики и др.), до которых ребенок должен добраться и перенести их в другое место.

После  ползания, подлезания, пролезания, перелезания полезны упражнения для выпрямления туловища: взять предметы (погремушку, бубенчики, флажок, кегли, кубики), поднять их над головой, посмотреть на них, помахать ими или дотронуться двумя руками до погремушек, колокольчиков, подвешенных немного выше уровня вытянутых рук ребенка, или поднять руки вверх и похлопать в ладоши, оттолкнуть мяч, висящий в сетке, бросить мяч в корзину и т. д.

В старших группах ползание чаще всего включается в комплекс упражнений или в подвижные игры в сочетании с другими движениями — ходьбой, прыжками, бегом.   Особенностью упражнений в ползании является то, что они выполняются почти без показа движений воспитателем, на которого не рассчитаны пособия. Ползание чаще проводится фронтальным или поточным способом организации при одновременном активном участии всех или большинства детей группы. При выполнении упражнений в ползании на коленях не рекомендуется включать элемент соревнования, так как дети, торопясь к цели, не рассчитывают своих движений и могут повредить коленную чашечку.

Когда ребенок овладеет ходьбой, его учат подлезать под предметы (дугу, веревку и др.), не касаясь руками пола.

При подлезании под веревку головой вперед сначала ребенок, наклонившись, проносит голову, затем, прогибаясь в спине, передвигает одну ногу, потом другую.

При подлезании ногами вперед сначала передвигается одна нога, потом прогибается спина, затем переставляется вторая нога.

При подлезании правым (левым) боком сначала передвигается правая (левая) нога, затем прогибается спина и проносится голова, а после этого переставляется левая (правая) нога.

Пролезание в обруч выполняется разными способами:

1) ребенок держит обруч в руках горизонтально, пролезает сначала одной ногой, потом другой, затем поднимает его вверх над головой и возвращает в исходное положение;                                                                                               2) обруч поднимается прямыми руками над головой, затем опускается сверху вниз и ребенок перешагивает через него сначала одной ногой, потом другой.

Пролезание проводится также в вертикально поставленные обручи (сначала голова, рука и нога, потом вторая рука и нога), в пролеты между рейками лестницы, поставленной на ребро (из одного окошечка в другое). В обруч большого размера дети могут пролезать одновременно вдвоем, держась за руки, с предметом в руках и т. д.

Для перелезания через бревно, гимнастическую скамейку нужно лечь вдоль предмета на живот и, держась руками, перенести вначале на противоположную сторону ноги, затем - руки или одну ногу и руку, а потом вторую ногу и руку.

Чтобы дети с большим интересом выполняли упражнение, им дают задание перелезть через бревно и принести игрушку. Для усложнения ставят 2-3 скамейки на некотором расстоянии одна от другой и предлагают детям через них перелезть. Перелезание выполняется с пособия на пособие (с наклонной доски на гимнастическую стенку или, наоборот, с гимнастической стенки на наклонную доску). Влезание на предметы (ящик, пенек и др.) применяется с раннего возраста. Детей сначала учат влезать с помощью рук. Так, держась руками за предмет, ребенок ставит на него поочередно ноги. При слезании он опускает ноги поочередно или спрыгивает с предмета. В дальнейшем обучают влезанию на предмет, поочередно ставя ноги на него, не держась руками. Высота предмета увеличивается от 10 до 40 см.

Лазанье проводится на лесенке-стремянке, гимнастической стенке, вышке, наклонной лестнице, по веревочной лестнице, канату.

С конца первого года используется наклонная лесенка-стремянка. Она более устойчива: наклон ее позволяет распределять тяжесть тела на руки и ноги и детям легче переставлять ноги с рейки на рейку.

С третьего года жизни вводится лазанье по вертикальной стенке.       Обучение следует начинать индивидуально в удобное время вне занятий (на прогулке, утром).

В младшем дошкольном возрасте дети влезают на стенку удобным для них способом. Воспитатель, показывая и объясняя движение, главное внимание обращает на хват руками за рейку (большой палец снизу рейки, остальные сверху) и на постановку ноги на рейку (серединой стопы). Самый простой способ лазания - приставной шаг. С него начинается работа в младшей группе. Обращаясь к малышам, воспитатель говорит: "Подойдите к гимнастической стенке и возьмитесь руками за рейку, на которую смотрят глазки..." Надо помочь каждому малышу увидеть эту рейку. Поставьте ногу на нижнюю рейку так, чтобы носочки выступали вперед... Вторую ногу поставьте рядышком... Теперь возьмитесь руками за реечку повыше... Переставьте ноги... Дети должны упражняться в лазании обязательно в присутствии воспитателя.

Когда дети средней группы начинают осваивать переменный (чередующийся шаг), им нужно подсказывать: "Возьмитесь одной рукой за реечку напротив глаз, а второй - за следующую повыше..." При спуске: "Надо начинать спускаться с ноги, которая стоит выше, потом опустить руку, которая выше..." На этом уровне обучения, как правило, в каждый момент опираются на три точки - две ноги и одну руку, или две руки и одну ногу.

Переход с одного пролета гимнастической стенки на другой выполняется прямо и по диагонали, вправо и влево. При переходе прямо (на одном уровне), вправо сначала нужно переставить правую руку и правую ногу, затем приставить левую руку и левую ногу или перенести поочередно сначала обе руки, потом обе ноги.

Переход с одного пролета гимнастической стенки на другой по диагонали выполняется снизу вверх и сверху вниз.

Эти упражнения вводятся со средней группы. Дети передвигаются приставным шагом влево и вправо на одном уровне на высоте 1-2 рейки снизу.

 Перелезание через лесенку-стремянку на другую сторону используется со средней группы.

По мере того как дети осваивают переменный шаг, их начинают учить ритмичным согласованным действиям - одноименному и разноименному способам, характерным для старшей группы.

Легче освоить одноименный способ. Поскольку длина рук у старших детей увеличилась, то в качестве точки отсчета для исходного действия должна быть такое указание: "Возьмитесь правой рукой за реечку выше той, на которую смотрят глазки... Поставьте правую ногу на нижнюю рейку. А теперь сразу поставим на следующие рейки левую руку и левую ногу... Я буду подсказывать: "Левые... правые... Начали!"

Итак, дети отпускают сразу руку и ногу и держатся несколько мгновений одной рукой и ногой. Но, конечно, это - идеальный вариант, и не все дети могут выполнить задание в таком виде. Как правило, руки опережают движение ног, и это нормально для дошкольного возраста. Разноименный способ осваивается аналогично: в качестве первого действия на рейку ставится одна рука и разноименная нога. Детям, затрудняющимся выполнить его действие, можно предложить подводящие упражнения - имитацию лазания, стоя у стенки, или те же действия на полу или на скамейке. Хорошо, в случае если освоение разноименного способа совладает по времени с ползанием по-пластунски - движения похожие. Для тех, кто хорошо осваивает движения, нужно усложнять задания, к примеру: переходить с пролета на пролет лестницы приставными шагами вправо и влево, по диагонали, а также перелезать через заборчик, поочередно перешагивая верхнюю рейку.

В старших группах переход с одного пролета гимнастической стенки на другой выполняется прямо на высоте 4-6 реек, а также переменным шагом по диагонали с продвижением вверх и вниз в правую и левую сторону. Перелезание через верх стенки на другую сторону дается при условии, если обе стенки открыты для подхода к ним. Воспитатель страхует детей со стороны спуска.

Подготовленных детей начинают обучать лазанию по канату. При обучении лазанью по канату большое место занимают подводящие упражнения. В старшей группе сначала дают упражнение на освоение захвата и перехватывания каната руками: сидя на мате, держась за канат руками, перехватывая руки, перейти на вис лежа или подняться на носки и перейти на вис стоя; стоя у каната, захватив его руками на уровне груди или из положения присев, перехватывать канат руками как можно выше, перейти в вис стоя; в висе лежа переступать по полу ногами вправо (влево); захватить канат руками над головой, на короткий момент оторвать ноги от пола (повиснуть); в висе лежа отпускать то одну, то другую руку.

Освоить захват каната ногами помогают упражнения: сидя, захватывать канат ступнями (подошвами ног); захватывать канат ступнями ног в висе вертикально (воспитатель придерживает конец каната  Лазание по шесту осваивается аналогично.

При спуске по канату или шесту действия выполняются в обратном порядке: вначале перехватываются пониже руки, ноги прямые; затем сгибаются ноги и выпрямляются руки.

В связи со слабостью костно-связочного аппарата, недостаточной силой мышц рук в дошкольном возрасте не рекомендуется лазанье по канату на одних руках без помощи ног (это может вызвать статическое напряжение мышц, растяжение суставов, связок).

При обучении лазанью целесообразно использовать канат с накладками (узлами), расположенными на расстоянии 15- 20 см друг от друга. Накладка на канате создает опору для ног и помогает осваивать перехват руками и ногами. После этого дается лазанье по канату без накладок.

Во время лазанья по лесенке-стремянке, гимнастической стенке, веревочной лестнице, по канату воспитатель обеспечивает страховку и оказывает необходимую помощь. Для профилактики травм под снаряды кладут гимнастические маты.

Не всегда для обучения этим нужным и полезным действиям воспитатель может использовать непосредственный показ, так как оборудование, за исключением нестандартной гимнастической стенки, рассчитано на детей. Упражнение зачастую показывает подготовленный ребенок, действия которого комментирует воспитатель. Часто, особенно в начале обучения, используется поэтапное объяснение: воспитатель называет действие, дети (небольшая подгруппа) воспроизводят его, взрослый при крайней важности тут же исправляет. Далее выполняется следующее действие.

Навыки ползания и лазания совершенствуются в подвижных играх, в быту. Лазанье по лестницам реже используется в подвижных играх, чаще предлагается в виде упражнений. При хорошем навыке лазанье включается в игры «Медведь и пчелы», «Пожарные на учении» и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ежедневное упражнение в лазании обеспечивает ребенку необходимый жизненный навык и воспитывает координацию движений. Для этого рекомендуется в групповых комнатах устанавливать гимнастические лестницы хотя бы в один пролет, а на участке - трибуны с вышками, заборчики, стойки с канатами и шестами. В процессе лазания воспитываются необходимые волевые качества: смелость, решительность, сообразительность.

Детям-дошкольникам не рекомендуется долго виснуть на руках: это вызывает длительное статическое напряжение мышц, преждевременное растяжение суставов и связок, утомляет нервную систему. Однако непродолжительные висы на турниках разной высоты, гимнастической стенке могут использоваться, начиная с пятилетнего возраста, но не дольше 1-1,5 с, и чередоваться с опорой тела на ноги. Такие упражнения укрепляют мышечную систему плечевого пояса и способствуют формированию правильной осанки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вавилова Е. А. Учите детей бегать, прыгать, лазать. - М.: Просвещение, 1983. - 124 с.

2. Лескова Т. П. , Бусинская П. П., Васюкова В. И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 212 с.

3.Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка. - М., 2000. 

4.Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М., 1987.

5. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические  рекомендации. - М.: Мозайка-Синтез, 2006. - 96 с.

6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Изд. центр "Академия", 2001. - 368 с.

7. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1984.- 208 с.