Советы опытного логопеда.

Дубровина Наталья Александровна

Речевое развитие в раннем возрасте.

 В первые месяцы жизни ребенок не может произнести ни одного слова,но -это очень важный период в развитии его речи.В этот период ребенок чутко улавливает все звуки и слова,обращенные к нему.Он издает короткие звуки,таким образом вступает в общение через звуки и жесты.На втором и третьем месяце жизни ребенок начинает произносить звуки с участием губ и языка.Это-гуление,называемое так по сходству со звуками,издаваемыми голубями.Это общение неохоимо поддерживать,улыбаться в ответ,повторять звуки за ребенком,вносить звуковое разнообразие.Это первый диалог с ребенком.Его первый опыт общения.

Затем появляется лепет.Лепетать ребенок начинает в возрасте полугода.Это сочетание-согласный плюс гласный.Лепет усложняется ,слоговые цепочки удлиняются,прибавляются разнотипные слоги.Происходит тренировка речевого аппарата,ребенок слушает звуки,подражает им,старается произнести самто,что услышал.Меняется дыхание,сила голоса,громкость звуков.Сначала появляются губные согласные-Б П М,затем переднеязычные Д Т.

Около года лепет ребенка вступает в следующую стадию развития. Кажется ,что ребенок говорит на собственном языке.Время появления этих стадий может варьироваться или накладываться друг на друга.Большинство детей лепечут до полугода,а то и до двух лет.

 

Диалог матери и ребенка.

 

В русской культуре традиционо считается,что с ребенком необходимо общаться ,начиная с момента рождения.Любая мать,воспитывая малыша,говорит как-бы на двух я зыках:на одном она говорит со своим ребенком,на втором-со всеми остальными людьми.Если прислушаться к ее голосу,раздающемуся из соседней комнаты,всегда можно понять,говорит ли она со своим ребенком или с кем-то из взрослых.

Боле того,мать по-разному говорит с годовалым,двухлетним или пятилетния ребенком.Наделенная интуицией,мать начинает говорить со своим малышом сразу росле его рождения.Она беседует с ним,когда кормит его,укладывает спать и т. д.Не расчитывая в первое время на его ответную реакцию,она как-бы тем не менее оставляет место для его реплики,а иногда и отвечает за него.В возрасте до двух лет обращенная к малышу речь матери на 60 %состоит из вопросительных предложений.Мать задает вопросы уже двух-трехмесячному ребенку.

Почему вопросы занимают такое большое место в речи матери?Вопросы как нелья лучше активизируют малыша,заставляют его так или иначе отреагировать на реплику матери.Вопросительные реплики обычно ярко интонационно окрашены,что облегчает их восприятие ребенком.Мать задает вопросы и не преследует цели получить какую-нибудь информацию.Мать задает вопросы,не преследуя цели получить какую-нибудь информацию.Самый частый вопрос,который задают даже еще не способному произнести ни одного слова малышу,это вопрос типа:Где мама?,Где у Миши глазки?(о нем самом),добиваясь,чтобы он показал пальцем на себя самого,на свое отражение в зеркале или на фотографию.