Родительское собрание
«Трудности адаптации первоклассников к школе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 42 КБ |
uvazhaemye_roditeli.doc | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Трудности адаптации первоклассников к школе».
Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно. Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет. Что же происходит? Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не может распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.
Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым.
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. А ещё можно сказать, что это взаимоотношения с одноклассниками, учителями, со школой.
Социально-психологическая адаптация детей может проходить по-разному. Наблюдения за первоклассниками показывают, что значительная часть детей (50 - 60%) адаптируется в течение двух, трех месяцев обучения, что говорит о благополучном прохождении адаптации. У детей преобладают хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу и выполнять требования учителя. Таким образом, можно сказать, что основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.
Другим детям, (их примерно 30%), требуется больше времени для привыкания к школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия не сразу выполнять требования учителя, часто ссорятся с одноклассниками. У этих детей встречаются трудности в усвоении учебного материала.
В каждом классе есть примерно 14% детей, которые испытывают значительные трудности в учебной работе, да к ним ещё прибавляются трудности длительной (до одного года) адаптации. Такие дети не желают учиться и посещать школу. Они часто и подолгу болеют, многие из них к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. школа для них является стрессовым фактором. На протяжении дня у первоклассников не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселые уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота. Чтобы определить, как можно помочь ребенку адаптироваться в школе, надо знать некоторые психофизиологические особенности возраста 6-7 летнего ребенка.
Первоклассники, несмотря на столь ранний возраст, способны осознавать свое положение в обществе. Они владеют умением общаться, умеют сопереживать, знают (но не все из них выполняют) основные правила поведения.
Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса, умение правильно произносить все звуки родного языка, однако несформированность речи (по мнению психологов) встречается у
70% первоклассников, это нарушение звукопроизношения, трудности в простейшем звуковом анализе слов. Таким детям нужна помощь учителя-
логопеда.
Особенно важно развивать внимание и память учеников.
У первоклассников преобладает произвольное внимание (с помощью этого вида внимания ребенок способен продолжать выполнять, например, домашнее задание, хотя ему очень хочется посмотреть мультик. Произвольное внимание у детей возникает там, где объект сам по себе не привлекает человека.) Однако его устойчивость невелика и зависит от индивидуальных способностей.
В этом возрасте ребенок должен срисовывать простые геометрические фигуры, выделять и классифицировать их по форме, размерам, направлению штрихов. (Именно штриховка помогает вырабатывать и наклон правильный, и уверенность в своих способностях. В магазинах продают трафареты крупных геометрических фигур.) В то же время для семилетних детей характерно слабое развитие моторики мелких мышц руки.
Уважаемые родители!
Вы должны помочь ребенку преодолеть сложный адаптационный период, оказывать ему поддержку, быть внимательными, терпеливыми, создать дома благоприятную атмосферу.
Эти простые правила помогут вам при общении с детьми:
- Создайте благоприятный психологический климат в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи;
- Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню;
- Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте;
- Поощряйте ребёнка, хвалите его за успехи в учёбе, за добрые поступки, не жалейте ласковых слов;
- Не критикуйте учителей в присутствии вашего ребёнка;
- Помогите ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник - не школьник). Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью;
- Для успешного школьного обучения, ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а так же сформирует эмоционально-положительное отношение к школе;
- ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь;
- Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Вы должны помочь ребенку преодолеть сложный адаптационный период, оказывать ему поддержку, быть внимательными, терпеливыми, создать дома благоприятную атмосферу.
Эти простые правила помогут вам при общении с детьми:
- Создайте благоприятный психологический климат в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи;
- Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню;
- Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте;
- Поощряйте ребёнка, хвалите его за успехи в учёбе, за добрые поступки, не жалейте ласковых слов;
- Не критикуйте учителей в присутствии вашего ребёнка;
- Помогите ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник - не школьник). Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью;
- Для успешного школьного обучения, ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а так же сформирует эмоционально-положительное отношение к школе;
- Ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь;
- Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.