Метафора

Минкина Надежда Михайловна

Понятие о метафоре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Понятие о метафоре603 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

  1. Закрепить представление о метафоре как основном средстве создания художественного образа.
  2. Учить работать с алгоритмом по словесному образу.
  3. Учить анализу художественного текста.

               Эпиграф:  Чтобы придумывать, надо знать.

                                                            Е.Шварц.

Л/з: Что нужно знать, чтобы творить?

Учебная ситуация №1. Работа с художественным образом.

В:Что такое художественный образ?

-картинка, которая возникает в нашем воображении, рождает определённые чувства и мысли.

В: Кто является мастерами создания  художественных образов?

-писатели, поэты.

Учитель: Сейчас послушаем стихи о кошках. Задача чтецов- прочитать так, чтобы мы почувствовали, образ какой кошки создаёт автор.

1. Даниил ХармсКартинка 4 из 9. «Удивительная кошка».

В: Образ какой кошки создаёт автор?

-образ спасённой кошки, довольной всеобщим вниманием.

В: Что необычного в содержании ст-ия?

-необычна предлагаемая помощь »чтобы вылечить кошкину лапу, воздушные шарики надо купить»)

2. Борис Заходер.

В: Образ какой кошки создаёт автор?

-обиженной, вороватой.

3. Юнна Мориц.  «Малиновая кошка».

В: А здесь какая кошка?

-Довольная, вальяжная, важная, гордая.

4. Новелла Матвеева. Картинка 1 из 1 «Она умеет превращаться».

В: Образ какой кошки создаёт Новелла Матвеева?

-изменчивой; и хитрой, и злобной, и ласковой, и послушной.

5. Евгений Меркулов. «Хозяин двора».

-А здесь какой кот?

Бойкий, хулиганистый,  сможет постоять за себя. Учитель:Удивительно! Какие разные кошки! Но ведь слова одни и те же, знакомые нам с детства. Какой же секрет знают художники, которые умеют сочинять, творить? Это и предстоит выяснить.Поможет нам в этом игра «Четвёртый лишний»

. Учебная ситуация №2. Задание-игра на различение троп.

Даны три группы слов по 4 словосочетания. В каждом из них по одному лишнему.

Какое? Почему?

 *кошка похожа на маленькую-премаленькую пантеру;  

*на лапках пятнышки, как заплатки;

*полосатенький котёнок кажется тигрёнком;

*какая красивая наша кошка!

*кошка свернулась на коврике;

*уши, грозные сторожа, навострились на макушке.

*малиновый бантик-бабочка завязан на шее кошки;

* хвостом-гадюкой кошечка обвила ногу хозяйки.

*все четыре лапки кошки в белых носочках;

*когда кошка принюхивается, усики шевелятся острыми кисточками;

*в темноте глаза горят зелёными огоньками;

*шёрстка у кошки пушистая, блестящая и очень мягкая.

В:Какие словосочетания лишние? Что их объединяет?

-4, 1, 4- лишние. Слова употреблены в прямом значении.

В остальных словосочетаниях есть слова в переносном значении.

Уч.: А что ещё  объединяет все остальные с/соч.?

-в них присутствует сравнение. В первом столбике прямое сравнение создаёт словесный образ. Прямое сравнение вводится сравнительными союзами, словами «похожа на», «кажется» +сущ. В Тв. Падеже.

В двух других группах слов словесный образ создаётся с помощью скрытого сравнения.

Чаще всего сравнивается неживое и живое в природе,  и свойства человека, а иногда его называют лицом, переносят на неодушевлённый предмет.

В: Как называется этот приём?

-олицетворение.

Этот способ создания художественного образа относится к пра-пра-временам, когда человеку всё на земле казалось живым. Всё одушевлялось, олицетворялось.

В:Какой ещё способ создания художественного образа основан на переносном значении слова.?

- метафора.-перенос названия с одного предмета на другой на основе сходства.

Уч.:А что такое словесный образ?

-картинка, которая создаётся с помощью слова в  переносном значении.

 В.: В чём же состоит секрет творчества? Что нужно, чтобы творить?

Надо уметь увидеть необычное в предмете, с чем-то его сравнить и найти нужное слово.

Мастера русской речи пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет.

Учебная  ситуация  №3. Работа с текстом.

Уч.: Перед вами отрывки из повести Александра  Куприна «Ю-ю». Прочитайте и ответьте, как относится автор к кошке? Образ какой кошки создаёт?

-ответы уч-ся (образ умной, благородной, с чувством собственного достоинства, привязанной к своим хозяевам)

Уч. Вы почувствовали правильно, но А. Куприн прямо не говорит о своём отношении, а передаёт его через любимый способ создания  художественного образа– метафору.

Подтвердите справедливость моего вывода или поспорьте. Попробуйте найти метафору, главное – докажите, что это метафора.

Сначала это был только  пушистый  комок  с  двумя  веселыми  глазами  и бело-розовым носиком.

Дремал этот комок на подоконнике, на солнце;  лакал,

жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом... И мы  сами  не помним, когда  это  вдруг  вместо  черно-рыже-белого  пушистого  комка  мы увидели большую,  стройную,  гордую  кошку,  первую  красавицу  и  предмет зависти любителей.

********          *********             ******

Выросла,  словом,  всем  кошкам  кошка.  Темно-каштановая  с  огненными пятнами, на груди пышная белая манишка,  усы  в  четверть  аршина,  шерсть длинная и вся  лоснится,  задние  лапки  в  широких  штанинах,  хвост  как ламповый ерш!..

*******         *********         ********     ******

  Бывали у меня с Ю-ю особенные часы спокойного  семейного  счастья.  Это тогда, когда я писал по ночам: занятие довольно изнурительное, но  если  в

него втянуться, в нем много тихой отрады

        ……….        ……………                  …..

И все люди спят, и все звери спят, и лошади, и птицы, и дети, и Колины игрушки в соседней комнате. Даже собаки и те не лают, заснули. Косят глаза, расплываются и пропадают мысли.

Где я: в дремучем лесу или на верху высокой башни? И вздрогнешь от мягкого упругого толчка.

Это Ю-ю легко вскочила с пола на стол. Совсем неизвестно, когда пришла.

….. ……. ……. ……. ……… …… ……

Поворочается немного на столе, помнется,  облюбовывая  место,  и  сядет рядышком со мною, у правой руки, пушистым, горбатым в лопатках комком; все четыре  лапки  подобраны  и  спрятаны,  только  две   передние   бархатные перчаточки чуть-чуть высовываются наружу.

Я опять пишу быстро и с увлечением. Порою,  не  шевеля  головою,  брошу быстрый взор на  кошку,  сидящую  ко  мне  в  три  четверти.  Ее  огромный изумрудный глаз пристально устремлен на огонь, а поперек его, сверху вниз, узкая, как лезвие бритвы, черная  щелочка  зрачка.    Но  как  ни  мгновенно

движение моих ресниц, Ю-ю успевает поймать его и  повернуть  ко  мне  свою изящную мордочку.

Щелочки вдруг превратились в блестящие черные  круги,  а вокруг них тонкие каемки янтарного цвета. Ладно, Ю-ю, будем писать дальше.

**********       *********              *********

Учебная ситуация №4 Работа с алгоритмом.

 Не все метафоры нашли и трудно доказывать.

Учитель: Перед вами алгоритм, который поможет увидеть и объяснить словесный образ.

 Алгоритм.

  1. Найди в тексте слова, которые сочетаются необычно.
  2. Уточни, что с чем сравнивается, что общего между этими предметами?
  3. Назови слово, которое используется в переносном значении.

Иначе:кроме обычного своего значения (укажи его, пользуясь словарём), получило новый образный смысл: какой, укажи.

  1. Объясни, с какой целью автор использует именно эту метафору (или олицетворение). Картинка-образ? Настроение? Мысли?

 

Образец работы

1.Солнце смотрит (неохотно, несмело)

2. Солнце сравнивается с человеком, который смотрит, т.е. устремляет лучи

на что-то (словарь Даля)

  1. Значит, слово «смотрит» используется в переносном смысле. Оно получило новый образный смысл: устремляет лучи, светит (неохотно, т.е. слабо, редко)
  1. Автор с помощью олицетворения делает картинку живой, дорисовывает её каждый читатель по-своему, вспоминая и своё грустное в такие дни.

*****      *******      *******      ******     ******      ******    

   

         

             

  1. Комок– уплотнённый округлый кусок чего-нибудь мягкого, рыхлого (словарь Ожегова)
  2. Свернувшаяся кошка сравнивается с округлым комком.
  3. Значит, слово «комок» используется в переносном значении. Оно получило новый образный смысл:пушистый живой комок с глазками и носиком.

1.Манишка – белый нагрудник, пришитый или пристёгнутый к мужской сорочке(словарь Ожегова)

2. Белая шёрстка на груди сравнивается с белым нагрудником, манишкой.

3. Значит, слово «манишка» используется в переносном значении.Оно получило новый образный смысл:белый окрас шерсти на груди кошки видится как манишка.

1. Штанины - часть штанов, брюк, закрывающая ногу (словарь Ожегова).

2. Темная шерсть на задних лапах кошки сравнивается со штанинами.

3. Значит, слово «штанины» используется в переносном значении. Оно получило новый образный смысл: тёмная густая шерсть на задних лапах кажется брючками, закрывающими задние лапки кошки.

  1. Перчаточки – изделие из ткани, ниток, кожи с отделением для каждого пальца, надеваемого на кисть руки.
  2. Две передние лапки кошки сравниваются с перчаточками, надетыми на кисть руки.
  3. Значит, слово «перчаточки» использовано в переносном значении. Оно получило новый образный смысл:подчёркивается сходство кошки с девочкой-модницей.

  1. Щелочка – узкое продольное отверстие.
  2. Зрачок глаза сравнивается с узким отверстием, щёлочкой.
  3. Значит, слово «щёлочка» употреблено в переносном значении. Оно получило новый образный смысл: узость зрачка обостряет, углубляет глаз кошки.Взгляд её, устремлённый на огонь, кажется более острым.

1. Круги – окружность.

2. Щёлочки глаз превращаются в окружность.Форма зрачка сравнивается с окружностью.

3. Значит, Слово «окружность» употреблено в переносном значении. Оно получило новый образный смысл: подчёркивается быстрая, мгновенная реакция кошки.

 

  1. Каёмки - рама; отличное от поля ткани украшенье тесмою, вдоль конца или края (словарь Даля).
  2. Ободочек янтарного цвета вокруг чёрного блестящего зрачка сравнивается с каёмкой, рамочкой.
  3. Значит, слово «каёмки» стоит в переносном значении. Оно получило новый образный смысл. Каёмочка янтарного цвета отделяет чёрный зрачок глаз кошки.

Учебная ситуация №5. Подведение итогов урока.

  1. Записать словарь урока.
  2. Рефлексия. Каждый говорит. Что нового узнал на уроке? Что показалось скучным, неинтересным, а что, наоборот, особенно интересным?