Программа дополнительного образования
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
"Веселые картинки"
рассчитана на детей 5-7 лет.
Разработала:
воспитатель
Пеликсанова Татьяна Николаевна
2011-2014 уч. г.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст- наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.
Многие учёные, педагоги, психологи, воспитатели пробуют по новому оценить традиционные подходы к художественному воспитанию детей. Подобные поиски ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного, помогают не останавливаться на уже достигнутом, « встряхивают», и обогащают. В результате таких поисков и открытий детская деятельность становится всё более свободной, радостной и успешной!
«Стремление в чём-то преуспеть, быть компетентным и независимым, понять мир и действовать искусно- фундаментально для каждого человека»- утверждает профессор психологии М. Даналдсон.
В своей работе я решила обратиться к нетрадиционным художественным техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству. Возникает вопрос: «Почему техники называются нетрадиционными, если они уже вошли в практику работы многих детских учреждений?»
Во-первых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не
«укоренились», они являются скорее экспериментальными.
Во-вторых, педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен( в должной степени) в современных образовательных программах.
В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике
Искусства свою историю, хотя известны много лет.
В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет
жёсткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная
радость. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Например, обычными красками, фломастерами, карандашами можно рисовать на белой и цветной, сухой и влажной, ровной и мятой, гладкой и наждачной
бумаге. Можно изобретать свои способы и техники из того, что под рукой. А можно освоить новые материалы: карандаши- восковые, маслянные; краски- витражные, перламутровые, акриловы. Очень интересно рисовать на песке, воде, бересте, природном камне угольком, птичьим пёрышком, шишкой, верёвочкой и т.д.
В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Каждая из существующих нетрадиционных техник – это маленькая игра.
Методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности формировать у ребят такие качества: самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие
самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности; снижать закомплексованность, скованность.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и
талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и
понимании.
- Содержательная часть программы
На основании действующей комплексной программы « Програма воспитатния и обучения в детком саду», в соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого малыша на выбор интересного занятия для самовыражения, была создана программа дополнительного образования «Веселые картинки».
Цель программы:
Развитие творческих способностей детей в рисовании.
Задачи художественно-творческого развития дошкольников:
- Создать условия для пробуждения и реализации творческой активности;
- Обучать способам деятельности, формировать умения и навыки детей в изобразительных, нородных декоративных, видах творества.
- Формировать яркие, положительные эмоции в процессе творческого общения;
- Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка).
Принципы построения программы:
- Личностно-ориентированный подхода к каждому ребёнку;
- Интеграция разных видов искусства ( изобразительного и декоративно-прикладного) и детской художественной деятельности;
- Обогащение сенсорно-чувственного опыта;
- Естественная радость в разных видах эстетического освоения мира (восприятия, чувствование и деятельность), сохранения непосредственности, эмоциональной открытости;
- Продуктивное взаимодействие детей между собой и взрослым;
- Использование проблемных,игровых ситуаций, инициирующих детское экспериментирование и развитие творческих способностей.
Занятия кружка носят творческий характер:
- Приобретается более широкий спектр изоматериалов, их использование по
желанию детей.
- Дети осваивают нетрадиционные способы изображения (граттаж, принт, пуантилизм, кракле, набрызг).
- Познают свойства материалов (разнофактурные, бумага, природные
материалы). У них воникает желание экспериментировать для создания художественных образов, композиций.
- Малое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта.
- Форма организации занятий кружка носит свободный характер. Дети могут работать сидя и стоя,отходить от рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою.
- Велико значение кружка в создании микроклимата в коллективе. Дети, объединённые любимым делом, внимательны др. к др.,бережно относятся к
результатам деятельности, материалам. Кружковцы с удовольствием помогают на занятиях, передают свой опыт и знания товарищам.
- Методическая часть программы
Содержание работы с детьми
Проводится по 3 этапам.
1 этап (сентябрь –октябрь)-установление доверительных отношений, подбор корректирующих упражнений с художественными средствами, обсуждение и выражение своих чувств при посмотре объектов и предметов.
2 этап (ноябрь-январь) –овладения навыками изобразительной грамоты, поддержка увлечения детей, привлечения родителей к успехам детей (выставки, конкурсы, консультации)
3 этап (февраль-май) – поддержка творчества детей, нестандартных замыслов и самостоятельности, поощрение и стимулирование способностей.
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование. Темы внутри каждого блока переставлены, педагог сам определяет порядок их прохождения.
Основные блоки программы:
1.1 «Разноцветные фантазии»
Знакомить детей с нетрадиционными приёмами и техниками работы на бумаге (граттаж, кракле, принт, набрызг), новыми художественными материалами. Развивать художественно-творческие способности, цветовосприятие.
- «Волшебные картинки»
Продолжать знакомить детей с оригинальными способами рисования (наждачная бумага, пластилинография, живопись на природном камне). Развивать элементарную поисковую деятельность и экспериментирование с художественными материалами ( перламутровые, восковые карандаши, угольки). Формировать творческое мышление, образное восприятие.
1.3 «Необыкновенное рисование» ( смешанные техники)
Показать варианты сочетания художественных материалов по цвету, фактуре. Знакомить с техникой коллажирования, витража. Дать понятие о дизайн-творчестве. Развивать творческиспособности,эстетический вкус.
Структура занятий:
- Мотивация детей.
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала.Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры-путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
- Пальчиковая гимнастика.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве.
- Художественно-изобразительная деятельность.
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать,сопоставлять различное эмоционально-образное содержание
произведений изобразительного искуства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации, дизайн-творчестве.
Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи-Акварелька, Вредина, Клякса,
которые делают ошибки, допускают неточности, путают.Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.
- Презентация работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению
творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего
труда.
Условия реализации программы
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов
и оборудования:
- Наборов разнофактурной бумаги.
- Дополнительного материала ( природного, бытового, бросового).
- Художественно-изобразительного материала.
- Инструментов для художественного творчества.
К концу года умения детей во всех видах изобразительной и декоративной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е.М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей». Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, аппликаций, поделок является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
Литература
1. Казакова Т.Г. «Теория и методика развития дет. изобразит. творчества».-М.,2006
2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте».-М.,1991
3. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»-М., 2006
4. Комарова Т.С. «Знакомим дошкольников с искуством портрета»-М., 2010
5. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»-М., 2011