"Лаборатория юного исследователя". Экспериментируем дома с детьми...
Уважаемые родители! Эксперименты, опыты, наблюдения и анализ происходящего – это познавательная деятельность, которая формирует мышление.
Где и как можно экспериментировать с детьми, создавая условия для их развития? Предлагаю для начала эксперименты с природными материалами. Что может быть доступнее… Конечно же экспериментирование создаст некоторые хлопоты, но разве это сравнимо с радостью познания и эффектом, которые оно даёт!
Выберите вместе с ребёнком уголок для экспериментирования. Теперь это будет "Лаборатория юного исследователя". Поставьте столик, накройте его клеёнкой, теперь надо наполнить лабораторию обрудование и материалами для исследования. Поставьте баночки, коробочки, для разных природных материалов, на небольшой поднос. Здесь теперь можно создать коллекцию пузырьков, баночек, коробочек разных форм из пластика. В качестве оборудования могут быть упаковки из-под йогурта, лекарств, с крышками и без них, палочки из-под мороженого, пластиковая соломка, пластиковые одноразовые ложки и т.д. Возможно, вы купите лупу, и даже детский микроскоп. Создавая такую «лабораторию» сразу договоритесь с ребёнком, что здесь должен быть порядок, наводить который должен он сам, а вы изредка поможете. Поэтому когда при эксперименте будет пролита вода или просыпан песок это уже не будет большой проблемой.
А задумывались ли Вы, уважаемые мамы и папы, что экспериментировать можно дома, а можно и на улице: на даче, в походе, на прогулке, в путешествии. А теперь погружаемся в атмосферу научной жизни и начинаем играть в учёных - экспериментаторов. Дети великие выдумщики и фантазёры, они любят сюжетно - ролевые игры. Отправляйтесь на прогулку: в лес, в парк, в поле, на реку за материалом для опытов. Экспериментировать можно с песком, водой, глиной, камнями, семенами растений. Подготовьте так же пищевые красители.
1. Исследовать, как природные материалы взаимодействуют с водой?
Подготовить: соль, речной песок, камни, жёлуди, семена- летучки(ясеня, клёна), веточки, мелкие ракушки, воду в сосуде побольше, пластиковые стаканчики, ложку.
1. Может ли камень плавать? (выберите камни разной величины). Налить 1/2 стакана воды. положить камешки. (Камни тонут, учите рассуждать, делать выводы). А если в воду бросить керамзит? (Керамзит не тонет, он пористый, в порах скопился воздух, он не даёт камешку потонуть) Сначала опыт проводите вместе, потом ребёнок делает это самостоятельно. Найдите время для беседы, узнайте, что понял ваш ребёнок. Задавайте наводящие вопросы, пусть он постарается выразить мысли сам, непременно похвалите. Это будет дополнительной радостью к самостоятельной экспериментальной деятельности.
Что еще из природных материалов может плавать: песок, глина, шишки, жёлуди, семена разных растений?
2. Интересно, всплывёт или потонет апельсин? Возьмём два апельсина. Погрузите один апельсин в емкость с водой. Обратите внимание- он всплывает, и не тонет, даже если его оставить на несколько часов в воде. Попробуйте его несколько раз погрузить в воду. Удивительное дело – он плавает!.
Очистите от кожуры второй апельсин, затем погрузите его в воду. Вот так фокус! Апельсин уходит на дно - тонет! А почему это происходит? (Дайте ребенку: объяснение. Апельсиновая кожура имеет неровную, бугритстую поверхность, между бугорками кожуры множество воздушных пузырьков. Они- то и делают его легче воды, не позволяя апельсину утонуть, а наоборот- держат его на поверхности воды. А вот если кожуру очистить, апельсин потонет, потому что на гладкой поверхности негде разместиться пузырькам воздуха, он становится тяжелее воды и уходит на дно)
Вода – растворитель. Что быстрее растворится в холодной и теплой воде: соль, речной песок, шампунь, мыло ? Приступайте к исследованию….
1. Налить 1/2 стакана воды.Ложкой насыпать соли, размешать. Изучить, что происходит. Вывод. Вода- растворитель. Соль растворяется в воде.
2. Налить 1/2 стакана воды.Ложкой насыпать речной песок, размешать. Изучить, что происходит. Вывод. Песок не растворяется в воде. И не всплывает. (воздух, находящийся в песке уходит пузырьками) Песок остается на дне.
По этому принципу провести исследования с остальными материалами. Побуждайте ребёнка рассуждать, делать выводы.
2. Свойства природных материалов...
Подготовить: речной песок, глину,почву, воду в сосуде побольше, пластиковые стаканчики, ложку, форму для песка, лупу.
1. Опыты с песком. Насыпать на белую бумагу ложку песка, рассмотреть его под лупу, форму, величину, цвет песчинок, какие они на . ощупь. Всыпь песок в стакан. Налей воды. Изучи, что происходит. Побуждайте ребёнка рассуждать, делать выводы. Вывод. Песок впитал воду, изменил цвет, стал не сыпучим, а пластичным, можно придать ему форму стакана или другую.
2. Опыты с глиной. Насыпать на белую бумагу ложку глины, рассмотреть её под лупу, форму, величину, цвет песчинок, какая она на . ощупь. Всыпь глину в стакан. Налей воды. Изучи, что происходит. (Глина впитает воду, но пропускает её плохо, перемешайте воду и глину ложкой, обратите внимание она -вязкая). Побуждайте ребёнка рассуждать, делать выводы. Вывод. глина впитала воду, изменила цвет, стала пластичной, можно придать ей форму стакана или другую.Слепите с ребёнком фигурку животного, подсушить на солнце, в микроволновой печи, сравните глиняный образец ипесочный. (Песок сыпучий, изделие рассыпается, глина- затвердела, держит форму. Это важное свойство матерsnиала, поэтому из глины делают посуду, статуэтки. Вы можете сделать посуду для кукол, раскрасить её потом или солдатиков с мальчиками...)
3. Опыты с почвой. Насыпать на белую бумагу ложкупочвы, рассмотреть её под лупу, исследовать цвет, запах, состав(торф, перегной, песок, глина, камешки , корешки, веточки, остатки листьев). Всыпь почву в стакан. Налей воды. Изучи, что происходит. (Вода впитывается в почву быстро, влажная почва становится темнее, запах становится сильнее) Побуждайте ребёнка рассуждать, делать выводы. Вывод. почва впитает воду, это хорошо для растений, чем быстрее улажняется почва, тем быстрее начинает корневая система растения её всасывать, питая растение) кройте для себя
Откройте для себя и своего ребёнка "Простые опыты для дошкольников" Марины Султановой https://vk.com/wall41388262_3005
Давайте пробуждать интерес детей к окружающему миру. Пусть маленький исследователь превратится в увлечённую, креативную личность, кто знает, возможно когда- нибудь он сделает открытие и удивит весь мир!
Множество интересных экспериментов можно найти на сайтах:
- Эксперименты для средней группы https://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-schekolkova/opyty.html
- Простые опыты и эксперименты для дошкольников Созвездие» (сайт) https://www.center-sozvezdie.ru/journal/prostye-opyty-i-eksperimenty-dlya-doshkolnikov.html
- Азбука воспитания https://azbyka.ru/deti/zanimatelnye-opyty-i-ehksperimenty-dlya-doshkolnikov
- Занимательные эксперименты https://www.baby.ru/blogs/post/133621582-75614841/
Нужно отметить, что ученые считают, будто весь мир вокруг нас намагничен. Магнитные свойства есть и у самых маленьких частичек – атомов, и у людей, а Земля и Солнце тоже магниты. Мы с вами сейчас займёмся исследованием свойств и возможностей магнита. Для этого возьмём обычные декоративные, яркие в пластиковой оболочке магниты, можно подковообразный или прямоугольный.
Картотека опытов с магнитом.
Материалы: пластиковые тарелочки с различными предметами: пластиковыми пуговицами, монетками, металлическими скрепками, мелкими деревянными и керамическими предметами, ластик, карандаш, квадрат бумаги красного цвета..
Опыт 1. « Какие предметы притягивает магнит?»
Исследуем: для этого вам надо поднести магнит к каждому из предметов на столе.
На красный квадрат положите предметы, которые притягивает магнит,
Приступайте!
Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.
Вывод: все железные предметы притягиваются к магниту, значит, магнит притягивает железные предметы: шурупы, гвоздики, скрепки монеты и т.д.
- А какие предметы не притянул? (Пуговицы, ткань, резину, карандаш, ластик и т.д.)
Опыт 2. « Магнитное поле»
Может ли магнит намагничивать другие предметы? (дети проводят эксперименты и делают вывод).
Для того чтобы намагнитить железный предмет, к примеру, скрепку, нужно потереть примерно 30 раз скрепку о магнит, в одном и том же направлении.
Вывод: Магнит может намагничивать другие предметы. Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем", поэтому магнит действует даже на расстоянии.
Пояснение:У : каждого магнита есть полюса северный и южный. Они-то и создают поле притяжения.
Опыт 3. А теперь положите на железные предметы лист картона и поднесите к нему магнит. Что произошло?
Вывод: Железные предметы притягиваются через картон.
Опыт 4. Сейчас накройте железные предметы кусочками ткани и поднесите магнит. Что произошло, покажите.
Вывод: Магнит действует через ткань.
Опыт 5.
Положите все железные предметы в пластмассовые тарелочки, а магнитом проведите под тарелочкой. Что происходит?
Вывод: Предметы двигаются. Магнит действует через пластмассу.
Обобщение : магнит притягивает только железные предметы.
Опыт 6. « Магнитная дискотека»
А сейчас чтобы нам стало веселее мы устроим дискотеку для магнитов.
Через картон или пластиковую тарелку (магниты один сверху, другой снизу) делаем разнообразные движения.
Вывод: магниты притягиваются друг к другу.
Опыт 7. «Рыбалка»
-Нужно достать монетки из воды не замочив рук и магнита.
В стакан с водой бросаем монетку, как её достать с помощью магнита?
Магнитом надо вести по стенке стакана. Магнит поднимает рыбку.
-Что же это за волшебство? Как вы думаете, почему у вас получилось достать рыбки из воды, не замочив рук?
Вывод: Магнит может действовать на предметы через стекло.
Опыт 9. «Волшебный лабиринт».
Сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт». Изготовить на квадратном картоне (сторона12 см) лабиринт, указывая стрелоками направления движения(дорожки)
У вас у всех есть карточки с дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку) с помощью магнита через картон. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.
Что происходит с монеткой?
Вывод: Магнит снова оказывает свое волшебное действие через бумагу.
Опыт 10. «Золушка»
В сказке «Золушка» злая мачеха перемешала чечевицу с горохом и заставила перебирать Золушку. И помогли Золушке в этом птички. Но коварная злая мачеха снова смешала крупы с шурупами, болтами и гайками и опять заставила перебирать Золушку. Птицы помочь не могут, боятся сломать клювики.
Может быть, мы сможем помочь? Как это сделать быстрее? (при помощи магнитов).Тогда приступим. Извлекаем с помощью магнитов металлические предметы и складываем их на красный квадрат. Пока не выберем все до одного...
Вы хорошо сегодня поработали и много узнали интересного про волшебный магнит…
Довольны ли, вы, секретами магнитного волшебства?
Наши дети без устали задают вопросы, их все интересует, они многое подмечают и хотят все делать самостоятельно. Задача родителей состоит в том, чтобы направить их энергию в мирное русло, вовремя организовать поле для экспериментов. Самый любимый объект для исследований и один из наиболее приятных способов обучения -это вода. С детьми пяти-шести лет можно затевать серьезные игры и беседы, знакомить с некоторыми терминами, вести дневник записи экспериментов. Некоторые опыты стоит повторять и сравнивать записи результатов, полученных в разное время, наблюдая, как ребёнок самостоятельно проводит эксперимент, отмечая чему он научился и что хочет узнать. Учите его делать краткие выводы: что он понял в результате опыта и узнал. Это развивает логическое мышление, память, учит синтезировать знания и анализировать свою деятельность.
Создайте домашнюю «Минилабораторию волшебницы Воды». Сначала это может быть обычная коробка из-под обуви. Примите за основу символы воды: кубик льда, каплю и пар. Они будут обозначать твердое, жидкое и газообразное состояние воды. Украсьте с ребёнком коробку, подберите различные пузырьки, баночки, хорошо, если они прозрачные. Сначала исследуйте свойства воды. Создайте картотеку опытов, нарисовав последовательность действий, применяйте символы, понятные ребёнку.
Начинаем опытническую деятельность.
Состояния воды. Вода бывает в 3-х различных состояниях: жидкость, пар (газ) и лёд.
Вода- жидкость. Она не имеет формы.
Воду можно наливать в разные пластмассовые емкости. Сравнивайте количество жидкости в сосудах похожей формы, но разного размера. И, наоборот, близких по размеру, но разной формы. Обратите внимание ребенка на то, что вода, может принимать какую угодно форму и количество воды не зависит от формы емкости.
Измерьте, сколько воды из маленьких стаканчиков „поместится» в большую бутылку, делая на ней отметки маркером, когда наливаете каждую следующую порцию. А если жидкость потом вылить обратно в стаканчики? Будут ли они заполнены?
Ребенка 6 лет можно познакомить с единицами измерения объема (литрами, миллилитрами, декалитрами). Купите мерный стакан и научите ребенка отмерять нужное количество жидкости. Выясните, сколько миллилитров содержит чайная, десертная, столовая ложка, любимая чашка вашего сына или дочери
Познакомьте ребенка с понятием «температура». Вода – жидкость, она бывает: холодная, теплая, горячая.
Купите термометр для воды, опускайте его в воду разной температуры и сравнивайте показатели. В теплую кидайте лед, а в холодную подливайте горячей воды и наблюдайте за движением столбика. Сделайте вывод: при нагревании температура увеличивается, а столбик термометра поднимается, и наоборот.
Вода- газ.
Если воду сильно нагреть, например в чайнике, то она превратится в пар –газ, и улетучится из чайника. Это испаряются крохотные капельки, их не разглядишь.
Вода превращается в лёд.
Если воду залить в форму для льда и поставить в холодильник, то через час она превратится в лёд. Лёд – это твердое состояние воды. Лед уже имеет форму того сосуда, в котором вода застыла.
Оставьте один стакан с кубиками льда в холодильнике, другой поставьте в комнате, а третий — на полочке в ванной и понаблюдайте, где лед быстрее растает. Что будет с теплой водой, когда в ней растворятся кубики льда? Как изменится температура? А что, если один стаканчик обернуть плотной кофтой (уж она то его точно согреет, а другой просто оставить на столе? Сделайте вывод: теплая одежда не греет то, что под ней, а помогает сохранять исходную температуру.
Чистая вода не имеет: цвета, запаха, вкуса. Проверим эти свойства воды (понюхаем, проверим визуально и на вкус) . Сделаем вывод: чистая вода не имеет: цвета, запаха, вкуса
Вода растворяет некоторые вещества. В 2 емкости с чистой водой капните соки лимона и апельсина. Что изменилось? (вкус, запах, если много сока, то и цвет). Сделаем вывод: чистая вода растворила вещества-соки и изменила свои свойства: цвет, запах, вкус.
Попробуйте замораживать не только воду, но и другие жидкости, например сок. Проследите, замерзнут ли они одинаково быстро, будут ли одинаково твердые, можно ли их одинаково легко разгрызть? Объясните, что сок — это смесь замерзшей воды и незамерзших веществ, поэтому он не такой твердый, как замерзшая вода, и его легко раскусить.
Попробуйте размешать в одном стакане соль, в другом сахар и речной песок и проанализируйте по аналогии Что растворилось и как при этом изменились свойства воды, а что не растворилось. и почему. Сделайте вывод: вода растворяет не все вещества, есть не растворимые. (проведите опыт с маслом)
Подведите итог. Объясните, что вещества могут принимать различное состояние — быть твердыми, жидкими и газообразными. Проще всего показать это с помощью воды, но расскажите ребенку, что другие вещества ведут себя так же, все зависит от температуры, до которой нагревают или охлаждают вещество. Вода закипает при температуре 100°С, а масло — при 200°С. Подышите зимой на окно в автобусе: откуда взялся лед? В воздухе, который вы выдыхаете, есть водяной пар, и, оказавшись на стекле, он превратился в воду и тут же замерз, так как стекло холодное. Снимите крышку с закипевшего чайника. Откуда на ней капельки воды? Вверх поднялся пар, и он конденсировался, так как крышка холоднее чайника. Пар превращается в воду при охлаждении ниже 100°С. Это называется конденсацией. Представляете, насколько умным и эрудированным станет ваше чадо после таких увлекательных занятий?
Что такое давление?
Проделайте в стенках бутылки из плотного пластика отверстия. Можно сделать одно отверстие, но лучше, если это будут разные отверстия в разных бутылках: наверху, внизу или посередине. Или несколько отверстий в одной бутылке: в ряд горизонтально, то есть по кругу, на любой высоте и расстоянии друг от друга; в ряд вертикально; по спирали, снизу доверху по всей поверхности бутылки. А теперь поэкспериментируйте.
- наливайте в эти бутылки воду из-под крана (делать это под разным напором.
- погружайте их под воду (можно попробовать закрыть рукой горлышко, а потом доставайте и смотрите, как жидкость выливается, через отверстия и в какой момент она перестает выливаться. Обратите внимание ребенка на то, что, чем выше уровень воды в бутылке, тем сильнее напор воды, выливающейся из отверстия, а струя длиннее и прямее. Чем больше глубина воды, тем больше давление. Самое время объяснить ребенку, что давлением называется сила, давящая на определенную плоскость.
Наши дети без конца задают вопросы, их все интересует, они многое подмечают и хотят все делать самостоятельно. Задача родителей состоит в том, чтобы направить их энергию в мирное русло, вовремя организовать поле для экспериментов. Самый любимый объект для исследований и один из наиболее приятных способов обучения -это вода. С детьми можно затевать серьезные игры и беседы, знакомить с некоторыми терминами, вести дневник записи экспериментов. Некоторые опыты стоит повторять и сравнивать записи результатов, полученных в разное врем
Тонет — не тонет
Попробуйте выяснить, какие предметы тонут в воде, а какие нет. Пусть ребёнок опустит в тазик предметы из дерева, пластика, резины, бумаги, ткани и т. д. Используйте: поролоновые губки, пробки, камешки, шишки и палочки. Понаблюдайте, что тонет сразу, что — по мере намокания, а что не тонет вообще. Выберите несколько предметов, которые тонут. Налейте воду в прозрачную обрезанную пластиковую бутыль и отметьте ее уровень маркером. Опустите один из предметов в воду и обратите внимание на то, что она поднялась, после чего отметьте получившийся уровень воды. Затем проделайте то же с другими предметами. Сделайте вывод: чем больше объем погружаемого предмета, тем выше поднимается вода, тяжёлый предмет вытесняет воду. И скажите, что объемом называется часть пространства, занятая каким-либо предметом.
Повесьте на веревку тяжелый предмет (например, например металлическую машину, а веревку привяжите к крючку весов «безмен».. Погружайте предмет в наполненную ванну и наблюдайте, как изменяются показания весов. Ребенок пусть сделает вывод.
Со временем ваша лаборатория магнитами, песком и т.д. А ребёнок станет пытливым исследователем. Кто знает, может быть, в вашем доме растёт новый Капица?