ПРЕДИСЛОВИЕ Это методическое пособие адресовано учителям музыки, работающим по учебно-методическим комплектам «Музыка» для I—IV классов начальной школы, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации для образовательных учреждений разного типа.Учебно-методические комплекты (УМК) по музыке для каждого класса включают в себя учебник и рабочую тетрадь для учащихся,хрестоматию музыкального материала и фонохрестоматию (аудиокассеты) для учителя. Содержание УМК основывается на закономерностях музыкального искусства, на тех базовых категориях и понятиях, которые отражены в Требованиях к содержанию общего начального образования образовательной области «Искусство», а также в той или иной мере воплощены в действующих программах по предмету «Музыка» (в частности, в программе «Музыка. 1—4 классы» авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной). Особо следует отметить, что принципиальной позицией авторов является опора на идеи музыкально-педагогическойконцепции Д. Б. Кабалевского, появившейся в 70-е годы и нашедшей претворение в практической деятельности учителей музыки. Освоение содержания УМК является начальной ступенью формирования у школьников целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной музыкальной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. В центре УМК — различные явления русской музыкальной культуры. И это не случайно, так как комплекты предназначены для учащихся школ России. Учебники и тетради имеют разделы, в названиях которых выражены художественно-педагогические идеи блока уроков четверти, года. Они и могут стать своеобразным нравственно-эстетическим стержнем уроков музыки, так как помогают раскрыть наиболее важные для формирования личности ребенка «вечные темы» — темы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества и др. В учебнике-тетради для I класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты», которые ориентируют учащихся на знакомство с музыкой в широком культурологическом контексте. Это необходимо для того, чтобы дети могли осознать роль музыки в повседневной жизни человека вообще, в своей собственной и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира. Учебники для учащихся II, III и IV классов состоят из семи разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм…», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…», — которые дают ориентиры для вариативного планирования уроков музыки. Задача уроков музыки заключается в том, чтобы сделать «своими» для детей наиболее значимые в мировой музыкальной культуре художественные произведения. Музыкальное и общехудожественное развитие невозможно без воспитания у учащихся чувства стиля, формирования их «интонационного словаря». Поэтому отбор и организация музыкального материала УМК осуществлялись в опоре на понимание интонационности в широком смысле слова, закономерности искусства, ярко выраженные в стиле каждого художника, что дает возможность детям с первого класса войти в мир композитора, почувствовать своеобразие его музыки, характерные особенности его музыкального высказывания — его музыкальной речи. Постоянные целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра, стиля интонациями, закономерностями развития музыки, соотнесение практически каждого произведения с некоторым множеством произведений, специально подобранных в УМК по сходству и различию, разовьют у учащихся способность отличать музыку одного композитора от музыки другого, определять на слух тот или иной стиль. А это является важнейшим качеством восприятия, определяет музыкальную грамотность учащихся. Естественно, что различные интонационно-стилевые характеристики учащимися не осознаются, поэтому необходимо развивать их интуицию как способ художественного обобщения, познания музыки. Дети могут воспринимать гораздо более сложный и содержательный пласт музыки, чем это предполагается. Интонационно-образное сопоставление произведений различных стилей (эпохальных, национальных, индивидуальных) позволяет многократно возвращаться к одним и тем же сочинениям, полнее постигая творческую индивидуальность их авторов. Для этой цели в УМК представлены различные жанры и формы музыкального искусства, включая произведения крупной формы (симфония, опера, балет, концерт, кантата и др ). Страницы учебников и рабочих тетрадей выполняют важную дидактическую функцию — помогают детям войти в мир большой музыки уже на начальном этапе обучения, а не в средней школе, как это обычно происходит на практике. Музыкальные сочинения в УМК с первого года обучения подобраны и организованы так, чтобы в дальнейшем (при повторном к ним обращении) учащиеся почувствовали и осознали их неповторимость и своеобразие с позиций традиций и новаторства, смогли выявить черты, составляющие «сердцевину» творчества того или иного композитора. Структурной, смысловой единицей учебников и тетрадей является разворот, открывающий перед учащимися широкое культурологическое пространство. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет детям устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т. п. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей. Свобода ребенка в выборе изобразительных, пластических, речевых и других аналогов музыкальных произведений, предлагаемых в УМК, — залог успешной работы. Нотная графика выполняет в учебниках и рабочих тетрадях несколько функций. Она служит фоном для художественно-изобразительного воплощения образа конкретного музыкального произведения, является ориентиром для освоения его жанровых особенностей, непосредственно знакомит с нотной грамотой. Запись мелодий, отдельных интонаций, попевок, главных тем из классических музыкальных сочинений поможет освоению элементов музыкального языка, средств музыкальной выразительности. В разделах даются основные понятия, музыкальные термины, которыми учащиеся по мере накопления музыкально-слухового опыта начинают постепенно овладевать и использовать их в своей музыкальной деятельности. Важно, чтобы у детей постепенно формировалось свое понимание того или иного термина. В этом им поможет воплощение звуковых образов музыкальных произведений в вокальном или пластическом интонировании, слове, рисунке и др. Литературный ряд учебника (стихи, сказки и легенды, сведения о композиторах и их произведениях, рассказы о музыкальных инструментах и др.) призван усилить впечатления от звучащей на уроках музыки, способствовать развитию живой и выразительной речи детей. Система вопросов и творческих заданий направляет внимание учащихся на сравнение музыкальных произведений, анализ их интонационно-образного строя, определение жанров, элементов музыкального языка, стилевого своеобразия музыки, особенностей формы и композиции музыкальных сочинений. Акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания и образования должен быть поставлен, по нашему мнению, не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки. Этому способствует прежде всего исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования — пения, игры на музыкальных инструментах, пластического интонирования, простейших импровизаций и др. Методика работы с УМК «Музыка» в начальной школе предполагает органичное и естественное его включение в учебный процесс, где главным является сама музыка, а также обращение ребенка к учебникам и рабочим тетрадям дома с целью восстановления в памяти и сознании образа музыки, звучащей на уроке. Проведение урока с использованием УМК нацеливает учителя на расширение образовательной среды и повышение интереса детей к классической музыке через эмоционально открытое общение с ней в музыкальных радио- и телепрограммах, при посещении концертов, «слышание» музыки в фильмах, спектаклях, на понимание ее роли в школьных праздниках, при организации домашнего досуга, детского музицирования и пр. Методический принцип сходства и различия, основанный на принципе «тождества и контраста» (Б. В. Асафьев), определил выстраивание музыкального материала в УМК и способ подачи методического материала в данном пособии. На страницах этого пособия вы найдете конкретные рекомендации по применению таких методов музыкального образования и воспитания младших школьников, как метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод эмоциональной драматургии; метод концентричности организации музыкального материала; метод «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении); метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.); метод игры; метод художественного контекста (выхода за пределы музыки). В учебном процессе эти методы применяются как при работе с конкретными музыкальными сочинениями, так и при изучении той или иной тематической линии, в связи с воплощением какой-либо художественно-педагогической идеи. Некоторые из этих методов (метод «забегания вперед и возвращения к пройденному» и метод концентричности организации музыкального материала) нашли свое отражение в структуре данного пособия. В методике работы с учащимися I класса предлагается последовательное изучение материала. Это позволит уже на начальном этапе обучения сконцентрировать внимание школьников на тех музыкальных сочинениях золотого фонда классики, к которым они обратятся в следующих классах. Конкретные способы и приемы подачи музыкального материала, описанные в этом пособии, безусловно, можно применять вариативно. Методика работы с УМК II—IV классов излагается по концентрическому принципу, путем сквозного описания каждого из семи разделов. Это позволит творчески подходить к выбору последовательности изучения музыкального (художественного) материала, вариативно планировать учебный процесс и драматургию конкретного урока. Обобщенные темы разделов учебников I—IV классов дают возможность учителю музыки «дозировать» объем изучаемого детьми материала, который, конечно, зависит от уровня общего и музыкального развития учащихся. С учетом этого уровня можно прогнозировать степень интенсивности прохождения материала, уровень формирования навыков музицирования, усвоения основных понятий и категорий музыкального искусства, элементов языка других искусств. Авторы выражают надежду на то, что данное пособие и предлагаемые в нем рекомендации помогут с самого начала музыкального образования учащихся познакомить их со всем тем, что, по словам Б. В. Асафьева, может заставить «и радоваться, и печалиться, и вздохнуть, и поучиться интригам музыкального развития, и ощутить в себе энергию и суровое мужество», «и все это услышать не по поводу музыки или под музыку, а испытать в ее интонациях».
Источни
Примерное тематическое планирование уроков музыки в начальной школе в учебных часах по годам обучения № п/п | Разделы и темы | Кол-во часов | I | I класс (33 ч) Музыка вокруг нас | 16 | 1 | «И муза вечная со мной» | 1 | 2 | Хоровод муз | 1 | 3 | Повсюду музыка слышна | 1 | 4 | Душа музыки — мелодия | 1 | 5, 6 | Музыка осени | 2 | 7 | Сочини мелодию | 1 | 8 | «Азбука, азбука каждому нужна». Из русского былинного сказа | 1 | 9 | Обобщающий урок I четверти | 1 | II | Музыка и ты | 17 | 17 | Край, в котором ты живешь | 1 | 18 | Поэт, художник, композитор | 1 | 19 | Музыка утра | 1 | 20 | Музыка вечера | 1 | 21 | Музыкальные портреты | 1 | 22 | Разыграй сказку («Баба-Яга», русская народная сказка) | 1 | 23 | «Музы не молчали» | 1 | 24 | У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты | 1 | 25 | Мамин праздник | 1 | 26 | Музыкальные инструменты. «Чудесная лютня». По алжирской сказке. Звучащие картины | 1 | 27 | Обобщающий урок III четверти | 1 | 28 | Музыка в цирке | 1 | 29, 30 | Дом, который звучит. Опера-сказка | 2 | 31 | «Ничего на свете лучше нету» | 1 | 32 | Обобщающий урок IV четверти | 1 | 33 | Заключительный урок-концерт | 1 | I | II класс (34 ч) Россия — Родина моя | 3 | 1 | Мелодия | 1 | 2 | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия | 1 | 3 | Гимн России | 1 | II | День, полный событий | 6 | 4 | Музыкальные инструменты (фортепиано) | 1 | 5 | Природа и музыка. Прогулка | 1 | 6 | Танцы, танцы, танцы... | 1 | 7 | Эти разные марши. Звучащие картины | 1 | 8 | Расскажи сказку. Колыбельные. Мама | 1 | 9 | Обобщающий урок I четверти | 1 | III | «О России петь — что стремиться в храм» | 5 | 10 | Великий колокольный звон. Звучащие картины | 1 | 11 | Святые земли Русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский | 1 | 12 | Молитва | 1 | 13 | С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике | 1 | 14 | Обобщающий урок II четверти | 1 | IV | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 4 | 15 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню | 1 | 16 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку | 1 | 17 | Проводы зимы | 1 | 18 | Встреча весны | 1 | V | В музыкальном театре | 5 | 19, 20 | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет | 2 | 21 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера | 1 | 22, 23 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал | 2 | VI | В концертном зале | 5 | 24 | Симфоническая сказка (С. Прокофьев «Петя и волк») | 1 | 25 | Обобщающий урок III четверти | 1 | 26 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление | 1 | 27, 28 | «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра | 2 | VII | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 6 | 29 | Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это — Бах | 1 | 30 | Все в движении. Попутная песня | 1 | 31 | Музыка учит людей понимать друг друга | 1 | 32 | Два лада. Легенда. Природа и музыка | 1 | 33 | Печаль моя светла. Первый | 1 | 34 | Мир композитора (П. Чайковский, С. Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии? | 1 | — | Заключительный урок-концерт | — | I | III класс (34 ч) Россия — Родина моя | 5 | 1 | Мелодия — душа музыки | 1 | 2 | Природа и музыка (романс). Звучащие картины | 1 | 3 | Виват, Россия! (кант). Наша слава — русская держава | 1 | 4 | Кантата «Александр Невский» | 1 | 5 | Опера «Иван Сусанин». Да будет во веки веков сильна... | 1 | II | День, полный событий | 4 | 6 | Утро | 1 | 7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек | 1 | 8 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер | 1 | 9 | Обобщающий урок I четверти | 1 | III | «О России петь — что стремиться в храм» | 4 | 10 | Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся! | 1 | 11 | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! | 1 | 12 | Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир | 1 | 13 | Обобщающий урок II четверти | 1 | IV | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 4 | 14, 15 | Настрою гусли на старинный лад... (былины). Былина о Садко и Морском царе | 2 | 16 | Певцы русской старины (Баян. Садко). Лель мой Лель... | 1 | 17 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей | 1 | V | В музыкальном театре | 6 | 18 | Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра | 1 | 19 | Опера «Орфей и Эвридика» | 1 | 20, 21 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В заповедном лесу | 2 | 22 | «Океан — море синее». Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу | 1 | 23 | В современных ритмах (мюзиклы) | 1 | VI | В концертном зале | 6 | 24 | Музыкальное состязание (концерт) | 1 | 25 | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины | 1 | 26 | Обобщающий урок III четверти | 1 | 27 | Музыкальные инструменты (скрипка) | 1 | 28 | Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная | 1 | 29 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена | 1 | VII | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 5 | 30 | Чудо-музыка. Острый ритм — джаза звуки | 1 | 31 | Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева | 1 | 32 | Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский) | 1 | 33 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет | 1 | 34 | Обобщающий урок IV четверти | 1 | — | Заключительный урок-концерт | — | I | IV класс Россия — Родина моя | 3 | 1 | Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...» | 1 | 2 | Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» | 1 | 3 | Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! | 1 | II | «О России петь — что стремиться в храм» | 1 | 4 | Святые земли Русской. Илья Муромец | 1 | III | День, полный событий | 5 | 5 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...» | 1 | 6 | «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда | 1 | 7 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь | 1 | 8 | «Приют, сияньем муз одетый...» | 1 | 9 | Обобщающий урок I четверти | 1 | IV | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 2 | 10 | Композитор — имя ему народ. Музыкальные инструменты России | 1 | 11 | Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка | 1 | V | В концертном зале | 5 | 12 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо | 1 | 13 | Старый замок. Счастье в сирени живет... | 1 | 14 | Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы... | 1 | 15 | Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра | 1 | 16 | Обобщающий урок II четверти | 1 | VI | День, полный событий | 1 | 17 | Зимнее утро. Зимний вечер | 1 | VII | В музыкальном театре | 6 | 18 | Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим... | 1 | 19 | Сцена в лесу | 1 | 20 | Исходила младешенька | 1 | 21 | Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы | 1 | 22 | Балет «Петрушка» | 1 | 23 | Театр музыкальной комедии | 1 | | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 3 | 24 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд | 1 | 25 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара) | 1 | 26 | Обобщающий урок III четверти | 1 | | «О России петь — что стремиться в храм» | 3 | 27 | Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше | 1 | 28 | Родной обычай старины. Светлый праздник | 1 | 29 | Кирилл и Мефодий | 1 | | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 1 | 30 | Народные праздники. «Троица» | 1 | | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 4 | 31 | В интонации спрятан человек | 1 | 32 | Музыкальный сказочник | 1 | 33 | Рассвет на Москве-реке | 1 | 34 | Обобщающий урок III четверти | 1 | — | Заключительный урок-концерт | 1 |
Требования к учащимся начальной школы I класс • развитие устойчивого интереса к музыкальным занятиям; • пробуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров; • развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения; • формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике; • развитие певческих умений и навыков (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен; • развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера; • формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах; • освоение элементов музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи. II класс • развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; • понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл; • накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности); • развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.); • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах; • включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных); • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.
III класс
• обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов; • накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными); • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов; • совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель); • развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного) пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения; • совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»; • освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования; • развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей; • развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
IV класс
• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ; • выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран; • воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе; • развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям; • формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье; • формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности; • развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений; • расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления; • совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности. |
|
|