Конкурс "Педагог-психолог года"
В данном разделе размещены материалы для участия в конкурсе "Педагог-психолог года"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коротовских Антонина Борисовна
Адрес: | 627111 Тюменская обл., Заводоуковский городской округ, с. Новая Заимка, ул. Ворошилова 7а, кв.41 | |
Телефон: | 8(982) 928-81-90 | |
Дата рождения: | 13 сентября 1988 г. | |
Гражданство: | Гражданка Российской Федерации | |
Семейное положение: | замужем | |
Цель: | представление опыта работы в практической психологии в системе образования | |
Образование: | высшее - поступила в 2007 г. ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» (очное обучение) Закончила обучение в 2012 г. Квалификация: педагог-психолог (диплом с отличием). среднее специальное педагогическое - поступила в 2003 г. В ГОУ СПО «Мишкинское педагогическое училище» (очная форма), завершила обучение в 2007 г. Квалификация: учитель иностранного языка начальной и основной общеобразовательной школы по специальности «иностранный язык» (диплом с отличием). | |
Повышение квалификации | Курсы повышения квалификации «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации (педагоги-психологи ОУ)», ТОГИРРО, 2015 Участие в семинарах, научных конференциях 13.09.2012 г. семинар «Содержание стартовой диагностики первоклассников» (региональный уровень) 08.10.12 г. семинар «Буллинг у детей и подростков. Организация работы с агрессивными детьми» (муниципальный уровень) 11.10.2012 г. семинар «Технология сопровождения учащихся в образовательном процессе на основе результатов стартовой диагностики» (муниципальный уровень) 19.02-20.02.2013 Всероссийский педагогический форум «Реализация ФГОС НОО средствами системы учебников «Начальная школа XXI века» 09.10.2013 Семинар-тренинг по воспитанию культуры самосохранительного поведения обучающихся (муниципальный уровень) 31.10.2013 семинар «Профилактика насилия в семье» (муниципальный уровень) 01.11.2013 научно-практический семинар «Суицидальное поведение — современный взгляд» (региональный уровень) 29.11.13 Участие в VIII Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы развития» г. Шадринск 29.10.2014 семинар-практикум «Организация работы психологов и педагогов при производстве допросов и иных следственных и процессуальных действий с несовершеннолетними участниками уголовного судопроизводства» 06.12.2014 – IV Областной форум «Жизнь - без преград» (региональный уровень) 18.12.2014 – 19.12.2014 –научно-практический семинар «Педагогика как искусство межличностного диалога» (муниципальный уровень) 16.03 семинар «Современные концептуальные модели профилактической работы» (муниципальный уровень) 13.05.2015 – семинар «Технологии сопровождения детей, нуждающихся в психологической и социально-педагогической помощи» (муниципальный уровень) 27.11.2015 Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: проблемы и перспективы развития», г. Шадринск. | |
Квалификационная категория | соответствие занимаемой должности «педагог-психолог» (31.10. 2014) | |
Опыт работы и полученные профессиональные навыки: | с 09/2012 педагог-психолог | МАОУ «Новозаимская СОШ» с. Новая Заимка Тюменской области Осуществляемая деятельность в образовательном учреждении: Психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации (1,5,10 кл.) и сдачи экзаменов (9, 11 кл.), детей с ОВЗ и «группы особого внимания». Разработка индивидуальных диагностических и коррекционных программ. Психологическое консультирование всех участников образовательного процесса. Участие в работе школьного ПМПк. Профориентационная работа. Психологическое просвещение родителей и педагогов: выступления на родительских собраниях, проведение тренингов, семинаров, круглых столов. Профилактическая работа по формированию установок на ведение ЗОЖ, самосохранительное поведение. Работа в рамках опорного (базового) кабинета профилактики употребления ПАВ. Проведение открытых школьных и районных мероприятий. Работа с детьми в сенсорной комнате. В своей работе использую различные методы, техники и приемы работы: арт-терапия, сказкотерапия, дыхательные и релаксационные техники, психогимнастические упражнения, технология визуализации, элементы песочной терапии. Участие в заседаниях РМО педагогов-психологов Заводоуковского городского округа, представление опыта работы. Веду свой мини-сайт http://nsportal.ru/korotovskih-antonina-borisovna с 2013 года. |
09/2011-05/2012 педагог-психолог | МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Шадринска Курганской области Профессиональный путь начинала под руководством кандидата психологических наук Шерешковой Е.А. Занималась сопровождением детей «группы риска», профориентационной работой, получила опыт проведения недели психологии в школе. Готовила детей к участию в олимпиаде по психологии на базе ШГПИ. Использовала арт-терапию и сказкотерапию в коррекционной работе по преодолению детских страхов. Была руководителем практики на базе МКОУ «СОШ № 2» у студентов-психологов факультета коррекционной педагогики и психологии ШГПИ. | |
Опыт проведения открытых мероприятий | 30.10.2012 развивающее занятие для первоклассников «Путешествие в волшебный зоопарк» (муниципальный уровень) 09.10.2013 тренинг по самосохранительному поведению «Потребность личности в самосохранении — основа здоровья» (муниципальный уровень) 23.10.2013 тренинг «Коммуникативная компетентность педагога» (муниципальный уровень) 18.04.13 занятие «Групповая работа с обучающимися по профилактике алкоголизма» (муниципальный уровень) | |
Дополнительные навыки и интересы | Исследовательская деятельность. Руководитель исследовательских работ учащихся. Опыт работы педагогом-организатором в пришкольном лагере. Пишу стихи. | |
Профессиональные достижения | Конкурс «Радиоурок» - победитель, муниципальный уровень, 2015 Педагогическая олимпиада – III место, муниципальный уровень, 2016 | |
Дополнительные сведения | Участвую в работе сетевой группы «Прогрессивные технологии 21 века». Систематически посещаю вебинары образовательного портала «Мерсибо». Имею собственные публикации в печати: «Роль стартовой психологической диагностики первоклассников в планировании индивидуальных образовательных траекторий». «Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного педагога». «Мониторинг формирования универсальных учебных действий обучающихся». Имею интернет- публикации собственных методических разработок на сайтах http://infourok.ru/, http://nsportal.ru/, http://kladraz.ru/. | |
Личные и профессиональнее качества | Ответственность, коммуникабельность, дисциплинированность, честность, умение слушать, принимать позицию другого. |
Предварительный просмотр:
Список научных статей
- Коротовских А.Б. Роль стартовой психологической диагностики первоклассников в планировании индивидуальных образовательных траекторий.//Реализация ФГОС начального общего образования средствами системы учебников «Начальная школа XXI века».Материалы Всероссийского педагогического форума.19-20 февраля 2013 г.- Тюмень: ТОГИРРО, 2013.-84 с. (страницы 62-65)
- Коротовских А.Б. Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного педагога // Психология образования: проблемы и перспективы развития : науч.-практ. конф., 29.11.2013 /Шадр. гос. пед. ин-т ; сост., ред. С.В. Истомина. - Шадринск : Каргапольский филиал ОГУП "Шадринский Дом Печати", 2014. - 264 с. (страницы 157-160)
- Коротовских А.Б. Мониторинг формирования универсальных учебных действий обучающихся.//Инновации в образовательном учреждении как условие успешного перехода на ФГОС второго поколения: из опыта работы образовательных учреждений города Шадринска и Шадринского района. Сост. В.Ф.Ионина, С.А. Седяева. Шадринск, 2012. (страницы 30-35)
Интернет- публикации размещены на образовательных сайтах: http://nsportal.ru/korotovskih-antonina-borisovna , http://infourok.ru/user/korotovskih-antonina-borisovna, http://zaimka-shkola.moy.su/index/shkolnyj_psikholog_rekomenduet/0-154.
Подписи к слайдам:
из опыта работы педагога-психолога МАОУ «Новозаимская СОШ» Коротовских Антонины Борисовны
Задачи:Содействие успешной адаптации учащихся к условиям образовательного учреждения.Оказание помощи в решении индивидуальных психологических проблем учащихся.Проведение систематической коррекционно-развивающей работы с разными категориями детей; психологическая поддержка одаренных детей, развитие творческих способностей.Формирование психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов.Оказание помощи в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для определения профиля обучения, получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.Психолого-педагогическое сопровождение детей в период подготовки и сдачи ЕГЭ.Формирование культуры самосохранительного поведения учащихся.
Основная цель деятельности -создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в рамках образовательной среды.
Диагностика
Консультирование
Профилактика
Коррекция и развитие
Профориентация
Просвещение
Психологическая диагностика
В своей работе использую компьютерные методики и обработчики тестов, провожу обработку бланковых тестов в программе Microsoft Excel. На основе диагностики, делаю вывод, нуждается ли клиент в специальной психологической помощи. При необходимости провожу коррекционно-развивающую работу (индивидуальную / групповую) .
Запрос
Разработка диагностическойпрограммы
Психодиагностическое обследование
Обработка результатов
Заключение, разработка рекомендаций
Консультирование
Консультирование
Плановые групповые консультации родителей и педагогов.Темы: «Особенности процесса адаптации», «Выбор профессии», «Депрессивное состояние: как оказать помощь», «Впереди экзамены» и др.
Консультирование педагогов и родителей по итогам диагностики (готовность к школе, адаптация, эмоциональное состояние, профориентационная диагностика и др.)
Консультирование по запросу (трудности в учебе, поведении, общении, эмоциональные проблемы и др.)
Книги в которых можно найти ответы на часто задаваемые вопросы родителей: Яничева Т.Г. ПОЛЕЗНАЯ КНИГА ДЛЯ ХОРОШИХ РОДИТЕЛЕЙ: Ответы психологов на вопросы родителей. Елена Алексеева: Что делать если ребенок... Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет.
Коррекция и развитие
Дети, имеющие проблемы адаптации:снижение тревожности, стабилизация эмоционального состояния(обучение саморегуляции), коррекция поведения, формирование мотивации учения.
Дети с ОВЗ:развитие познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, восприятия),мелкой моторики, речи, коммуникативных навыков, снятие эмоционального напряжения (обучение приемам саморегуляции).
Дети группы «особого внимания»: формирование адекватной самооценки, развитие эмоционально-волевой сферы (саморегуляция, снижение тревожности, работа с депрессивным состоянием), развитие «Я-концепции», формирование позитивной модели будущего.
Большое внимание в работе уделяю обучению детей приемам саморегуляции. Опыт работы показывают, что многие проблемы детей, обусловлены неумением регулировать своё эмоциональное состояние и управлять своим поведением.
Саморегуляция
Эмоциональное состояние
Поведение
Психогимнастика
Дыхательные техники
Релаксационные техники
Арт – терапия
Технологии
Психогимнастика
Невербальный метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Она предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики.
Виды упражнений
развитие внимания
снятиеэмоциональногонапряжения
развитие сотрудничества
пониманиеневербальногоповедения
Дыхательные техники
Используемые упражнения: «Воздушный шарик», «Семь свечей», «Медленное дыхание», «Стабилизирующее дыхание» .
Дыхательные техники наиболее легко доступны и быстродейственны. Особенно в ситуациях стресса, конфликтной ситуации, ситуации публичного выступления и т. д., во всех ситуациях, которые требуют скорого разрешения и / или снятия, освобождения от волнительного, негативного состояния.
Преимущество релаксационных техник в том, что они позволяют достичь расслабления и отдыха, снятия психоэмоционального напряжения за короткий промежуток времени, не требуют технического оснащения, успешно используются как индивидуально, так и в группе.
Релаксационные техники
Используемые упражнения: «Гора с плеч», «Вверх по радуге», «Высокая энергия» (зрительная техника), «Гудение» (голосовая техника), «Воздушный шарик», «Слушай тишину», «Тяжесть и легкость», «Убавь ток», «Напрягись, чтобы расслабиться», «В прозрачном шаре», «Тесная обувь».
Арт-терапия - форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. Сегодня она считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами.
Арт – терапияв моей практической деятельности
Изотерапия
Сказкотерапия
Технология визуализации
Песочная терапия
Показания к применению: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация, переживание эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов, неудовлетворенность в семейной ситуации, повышенная тревожность, страхи, негативная «Я-концепция», низкая самооценка, низкая степень самопринятия.Применение данного метода в коррекционной работе позволяет достичь следующих результатов: 1. Выражение эмоций социально-приемлемыми способами.2. Облегчение процесса коммуникации для замкнутых, стеснительных детей.3. Возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии).4. Благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.5. Повышает личностную ценность, уверенность, формирует позитивную «Я-концепцию»
Арт – терапия
В работе использую следующие материалы: краски, карандаши, восковые мелки, «пальчиковые краски», пластилин, пластический песок.Использую разные темы для рисования, которые касаются различных проблем.Собственное прошлое и настоящее. Темы рисования: «Моя самая главная проблема в общении», «Ситуации, в которых я чувствую себя неуверенно», «Мой обычный день», «Школа», «Нельзя и Можно», «Моя семья», «Мой самый хороший поступок» и др.Будущее или абстрактные понятия. Темы рисования: «Кем бы я хотел быть», «Три желания», «Остров счастья», «Дружба», «Страх», «Обида», «Я через 5 лет», «Мое настроение» или изображение эмоциональных состояний и чувств.Использую следующие методики в проективном рисовании:1.Свободное рисование (каждый рисует, что хочет).2.Коммуникативное рисование (рисование в паре).3. Совместное рисование (несколько человек или группа рисуют на одном листе).4. Дополнительное рисование (рисунок по кругу).
Изотерапия
Данный метод применяю в работе с детьми в депрессивном состоянии, имеющими проблемы в поведении, склонность к употреблению ПАВ. Наиболее интересными и эффективными считаю следующие сказки: сказка про поляну «Можно» и поляну «Нельзя» ,«И в щепочке порой скрывается счастье» , «Об одиночестве», сказка про зеркало в котором можно не увидеть своего лица, «Недобрый зачин». Большое внимание уделяю работе с притчами:Притча о гневе «Все оставляет свой след».Притча о кувшине с трещиной. Притча о венике.Притча о толкователе снов.Притча «Два совета».Притча о машине без водителя.Притча про осла и колодец.Притча про бабочку и многие другие.
Сказкотерапия
Песочная терапия
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Sand Art - рисование песком на световом столе
Показания к применению:трудности в развитии коммуникативных навыков и эмпатии у детей;психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности, низкой самооценки; эмоциональные трудности;оптимизация психического развития в детском возрасте; нарушение внимания.
Технология визуализации
Коллажжеланий
Картажеланий
Занятия в сенсорной комнате
Основная цель занятий в сенсорной комнате: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия.
Сухой бассейн
Тактильная дорожка
Тактильные панели
Стол для рисования песком
Фиброоптический тоннель
Оборудование
Профилактика
Просвещение
Работа с детьми
Работа с родителями
Работа с педагогами
Развитие коммуникативной компетентности, профилактика эмоционального выгорания. Обучение приемам работы с детьми по профилактике девиантного и суицидального поведения, формированию классного коллектива.Формы работы: тренинги, практические семинары.
Формирование установок на ведение ЗОЖ, самосохранительное поведение. Сплочение классного коллектива. Профилактика дезадаптации. Психологическая подготовка к сдаче экзаменов.Формы работы: классные часы, тренинги, игры по станциям, занятия в сенсорной комнате.
Профилактика саморазрушающего и агрессивного поведения детей, жестокого обращения в семье. Укрепление семейных ценностей. Психологическая поддержка в период сдачи экзаменов. Оказание помощи в учебе и выборе профессии. Содействие успешной адаптации.Формы работы: родительские лектории, тренинги, круглые столы.
Профориентация
Профориентационная диагностика
Консультированиедетей и родителей
Профориентационные занятия (классные часы, тренинги, игры)
Элективный курс «Выбор профессии» в 9 классе
Оформлениеинформационных стендов
Профориентационныевидеоуроки
Предварительный просмотр:
Эссе «Я педагог-психолог»
автор: А.Б. Коротовских
с. Новая Заимка, Тюменская обл.
Я стою на пересечении дорог. Их так много, что невозможно сосчитать. Каждая дорога – это будущее, моё будущее. Сейчас мне предстоит сделать выбор. Пожалуй, это будет одно из самых сложных и ответственных решений в моей жизни. Я выберу свой путь и отправлюсь в далекое странствие. Многие пути тернисты, обманчивы, а иногда и вовсе непреодолимы. И часто люди, пройдя половину и больше, понимают, что сделали неверный выбор, и движутся не в том направлении. Они жалеют о потерянном времени, часто винят себя и окружающих в том, что что-то не сбылось. Им приходится вновь возвращаться сюда, на пересечение дорог, и делать новый выбор.
Один шаг… Всего один… И я смогу начать движение… Только вперед!
«Тот, кто не знает куда идти, вероятно, придёт не туда», - слова английского педагога Питера Лоренса внезапно возникли в моей голове. И тут я поняла: выбор пути зависит от моей цели. «Чего хочу я?» - спрашивает меня внутренний голос. Ответ прост – я хочу дарить людям радость.
И вот шаг сделан…
…Вот уже пятый год я в пути. Не знаю, сколько я уже прошла, но уверена, что выбор сделан верно. Вы спросите, какой дорогой я иду. Это не секрет. Многие ее выбирали. Кто-то сходил с дистанции в первые месяцы и даже годы. Кто-то прошел весь путь от начала до конца, и был счастлив. Моя дорога называется Школа, а я Психолог.
Школа – это маленький мир, мир в котором растет и развивается ребенок. От нас педагогов и психологов, зависит то, как ребенок будет себя чувствовать в нем и каким он вступит во взрослую жизнь.
В.А. Сухомлинский писал: «Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным и верить в людей». Задача современной школы – создать максимально благоприятные условия развития личности ребенка. А главную цель своей работы как психолога, вижу в том, чтобы помочь ребенку обрести гармонию с самим собой и окружающим миром.
Воспитанием и обучением ребенка в школе занимаются педагоги. Дома эта роль отводится родителям. Довольно часто воспитание в школе и дома носит противоречивый характер. Педагоги говорят и делают одно, родители другое. Этому есть свои объяснения: учителя – это люди, которые владеют специальными знаниями, родители же в большинстве случаев, воспитывают детей, опираясь на жизненный опыт и интуицию. Именно поэтому свою работу с детьми я строю совместно с их родителями и педагогами.
Профессиональная деятельность педагога осуществляется посредством общения. От того, насколько эффективен этот процесс зависят результаты педагогического труда. В работе с учителями, большое внимание уделяю, формированию коммуникативной компетентности. Учителю важно научиться читать эмоции ребенка и правильно на них реагировать, давать позитивные установки, вселять ребенку веру в собственные силы. Ему просто необходимо уметь грамотно разрешать педагогические ситуации и находить общий язык с любым участником образовательного процесса.
Наряду с этим, профессия учителя относится к разряду стрессогенных и эмоционально наиболее напряженных. Рабочий день педагога не заканчивается за порогом школы. Ограниченный временными рамками, он находится в состоянии постоянного эмоционального напряжения, профессионального стресса. Все эти факторы деформируют личность, приводят к эмоциональному выгоранию, что влияет на все стороны личности и препятствует эффективному общению. У уставшего учителя нет желания самосовершенствоваться, углублять свои знания в области психологии. Профилактике эмоционального выгорания в своей профессиональной деятельности я отвожу одно из главных мест. Основные формы работы в этом направлении – тренинги, с использованием арттерапевтических и релаксационных техник, психогимнастические упражнения. Особенно приятно видеть, как изменяется настроение и отношения внутри коллектива после таких занятий.
Моя практика показывает, чем больше психолог работает с педагогами, тем выше уровень доверия к нему как профессионалу: педагоги идут на консультацию, используют рекомендации на практике. А это уже половина успеха в достижении общих целей.
Работа с родителями – важная часть моей работы. Ведь именно они удовлетворяют главные потребности ребенка в любви, внимании, безопасности. Причины многих психологических проблем ребенка кроются в семье. Важно привести родителя к осознанию этих причин, показать возможные варианты решения проблемы. Без участия семьи в воспитании и обучении ребенка сложно достичь запланированных результатов.
Работа с родителями, на мой взгляд, самая сложная. Родители – это люди с разным образованием, социальным статусом, возрастом. К каждому из них нужно найти особый подход. Психолог должен пользоваться профессиональным авторитетом, чтобы родители открыто шли на контакт и могли доверять ему. Думаю, что у меня это получается.
Приоритетным и самым главным направлением своей деятельности считаю работу с детьми. Работу психолога с детьми можно сравнить с работой ювелира. Она требует точности и творческого подхода. Одно неверное действие, может привести к печальному результату. Психологу следует помнить, что работать с детьми – это большая ответственность. В своей работе, я следую главному принципу «Не навреди».
На практике, я сталкиваюсь с различными случаями: начиная от проблем в обучении и заканчивая профессиональным самоопределением. Работа психолога – это точечная работа, работа с конкретной проблемой, которая требует конкретного решения. Одинаковых проблем не бывает, как и не бывает универсальных решений. Каждая новая ситуация требует особого подхода. В этом и заключается вся прелесть моей профессии.
В своей работе использую различные методы, техники и приемы работы с детьми: арт-терапия, сказкотерапия, дыхательные и релаксационные техники, психогимнастические упражнения, технология визуализации, элементы песочной терапии. На протяжении последних лет у детей наблюдается положительная динамика в развитии познавательных способностей, коммуникативных навыков. Положительные результаты приносит работа с детьми с депрессивным состоянием, агрессивным поведением.
Я хорошо понимаю, что невозможно решить проблемы ребенка, взрастить его порядочным и добрым человеком, относясь к своему делу формально, не вкладывая в него всю свою душу. В основе моей работы лежит любовь к своему делу и детям, с которыми я работаю. Для ребят, я стараюсь быть примером во всём. И прежде всего, примером доброго, терпимого отношения к людям. Ведь важный момент в моей работе - научить детей ценить дружбу, дорожить близкими людьми, правильно оценивать поступки людей, уметь понимать себя и других, помогать и поддерживать тех, кто нуждается в помощи.
Моя профессия – не просто работа, это образ жизни, увлечение. Мои профессиональные достижения, позволяют чувствовать себя полезной и нужной. Я получаю удовлетворение от процесса и результата своего труда. Для меня нет большей радости, чем видеть счастливые лица ребят, слышать детский смех.
Основой моей деятельности стала необходимость в постоянном самосовершенствовании. Со студенческой скамьи мне запомнилось одно высказывание: «Образованный человек, тем и отличается от необразованного, что считает свое образование незаконченным». Личностному и профессиональному росту, я уделяю практически все свое свободное время. Читаю много психолого-педагогической литературы, осваиваю новые техники и приемы работы. Систематически обобщаю и представляю опыт работы на заседаниях районного методического объединения педагогов-психологов, выступаю с докладами на научных конференциях, семинарах, провожу открытые мероприятия.
Моя профессия не позволяет мне стоять на месте, а как известно, движение – это жизнь. Значит, я живу. Живу интересной, полной, насыщенной жизнью.