Мои выступления
На этой странице расположены мои выступленя на различных мероприятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 465 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения Задача ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования
Структура стандартов 2004 г. Отражает деятельностный, компетентностный подход: Цели Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки: - знать/ понимать - уметь - уметь использовать в…
стандарт общего образования (2004 года): реальность. формирование у учащихся ЗУНов в их традиционном понимании: освоение сведений, правил, частных приемов, технических умений, упрочение классно-урочной системы, консервация существующего методического арсенала консервация существующего способа управления образовательными институтами
В конце 2007 г. Госдума приняла поправки в Федеральный закон «Об образовании» согласно которым ныне действующий госстандарт, состоящий из трех компонентов - федерального, регионального и школьного - меняется на е диный Федеральный государственный образовательный стандарт, не предусматривающий компонентного деления. См.: Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 1 декабря 2007 N 309-ФЗ
Реализация новой концепции требует новых подходов к стандартам образования
Особенности нового стандарта Общественный договор Ориентация на результат Деятельностный подход
Стандарты - социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством
Стандарты нового поколения Если раньше стандарты связывали только с содержанием образования, то новые стандарты должны определять также: требования к структуре основных образовательных программ требования к условиям реализации основных образовательных программ требования к результатам освоения основных образовательных программ
Требования Т К структуре основных образовательных программ Т К результатам освоения основных образовательных программ Т К условиям реализации основных образовательных программ Тр + Тс + Ту – новая формула структуры стандартов
Требования к результатам освоения основных образовательных программ
Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе , другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов
Результат образования – это? Традиционно: ЗУНы Высокие отметки на итоговой аттестации Современный подход: Компетентности Успешность и эффективность в послешкольной жизни
Компетентность (компетенция) - это способность использовать освоенное содержание образования для решения практически-познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач в различных сферах учебной и внеучебной деятельности
Ключевые компетенции Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях.
Свойства компетенций: Это общеучебные способности и умения , они многофункциональны , надпредметны, формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, окружающих обстоятельств и т.д.
Базовые ключевые компетентности современного человека информационная; коммуникативная; самоорганизация; самообразование.
Требования к структуре основных образовательных программ:
Объекты нормирования БОП Программы развития УУД Универс. уч.д. Примерные учебные программы Модели оцени- вания Ядро содер- жания образо- вания образовательный процесс Другие матери- алы Программы воспитания и социа- лизации Программы внеуроч- ной дея- тельности
Основополагающие элементы научного знания: - ведущие идеи и теории - ключевые факты -основные понятия - методы Универсальные учебные действия (УУД) личностные регулятивные - познавательные Фундаментальное ядро общего образования
Требования к условиям реализации основных образовательных программ организационно – педагогические; кадровые; медико-социальные; финансово – экономические.
Организационно – педагогические условия включают требования к: наполняемости классов; составлению расписания уроков; продолжительности уроков; количеству уроков в день; продолжительности перемен; числу учебных недель; количеству каникулярных дней; делению классов на группы; выполнению требований, предъявляемых к образовательным учреждениям в части выбора режима занятий.
Кадровые условия реализации образовательного процесса Под кадровыми условиями понимается совокупность педагогических работников, задействованных в ходе реализации образовательной программы, уровень их квалификации и компетенции, а также условия повышения квалификации, образования.
Медико–социальные условия реализации образовательного процесса включают требования к: организации медицинского обслуживания обучающихся; организации питания обучающихся; созданию здоровьесберегающей среды.
формирование предметных «универсальных способов действий», обеспечивающих возможность продолжать образование на разных его ступенях; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития -эмоциональной, познавательной, саморегуляции. Цели и образовательный результат
В основе концепции стандартов нового поколения – деятельностный подход, предполагающий развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.
«Non scholae vitae discimus” - «Не для школы, для жизни учимся».
Как сделать школу жизнью? «Натуральный» путь: внесение «новых» предметов в УП Культурный путь: развитие способности к решению задач = действию в нестандартных ситуациях В предметных областях В построении своей жизни В общении со сверстниками и взрослыми
Новая система оценивания - переход от оценки как инструмента контроля- к оценке как инструменту управления качеством образования; -переход от констатирующей оценки- к формирующей, определяющей саморазвитие ученика, педагога, школы; - переход от оценки исключительно предметной обученности- к оценке образовательных результатов в целом, включая метапредметные результаты и личностное развитие. Главный вопрос- что ребенок умеет делать ?
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ должны являться ориентиром для оценки состояния системы общего среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Требования к результатам образования являются основой для нормирования условий осуществления образовательного процесса основой для аттестации в различных видах учреждений общего образования основой для аттестации учителей учреждений общего образования основой для итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования
Итоговая аттестация учащихся на ступенях основного и полного среднего образования предполагает выявление предметных, метапредметных и личностных результатов. Она должна включать: Контрольные испытания (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образования); Представление выпускниками учреждений общего образования портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности.
К результатам, которые подлежат проверке и аттестации , относятся следующие: научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умения учебно-познавательной, исследователь-ской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности; коммуникативные и информационные умения; умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; способность к контролю и самоконтролю; способность к творческому решению учебных и практических задач.
К результатам, которые не подлежат итоговой аттестации , относятся следующие: ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально- личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях
превращение ЗУНов из основной цели образования в средство развития личности переход от знаниевой к развивающей парадигме Деятельностный подход в образовании введение понятия "ключевые компетентности" как основного результата образования Суть концептуальных изменений образования
Компетентностный подход как одно из оснований обновления образования
Стандарт задает границы возможного , а не перечень необходимого. Суть нового стандарта - помочь учреждению создать условия и возможности для самостоятельных действий ученика и педагога, а не в том, чтобы лишить их этой возможности, предопределив и навязав детали функционирования