Для коллег

Крипочина Ольга Сергеевна

На странице размещены материалы, которые помогут в подготовке учащихся к ГИА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готовимся к ГИА. Задание С2.1.

Теоретический материал для написания сочинения

 на лингвистическую тему: «Для чего нужно тире?»

Функции тире

Разделительная функция

1) Тире разделяет  подлежащее от состава сказуемого


  Дуб —  теплолюбивое и  светолюбивое дерево.

(И.Соколов-Микитов)

2) тире разделяет части неполного предложения и указывает на пропуск членов предложения

Я пошел по галечниковой отмели налево, а Олентьев  -  направо. (В.К.Арсеньев)

 3) тире разделяет ряд однородных членов от обобщающего слова

  Сад, степь, двор - всё было в холодной тени. (В.Катаев)

4) Тире разделяет слова автора и  прямую  речь

«Башковитый я!» – восхитился собой Колька.  (В.Свинцов)

Выделительная функция


1) тире выделяет обособленные приложения

1) И только Радка – глупый щенок – без единого звука двинулась вперед, ловя в воздухе запахи зверя. (В.Свинцов)

2) Кошка, даже не глядя, знала, что приближается еще один сосед – хромой серый кот.  (В.Свинцов)

2) двойное тире- парный знак препинания,  выделяющий вставную конструкцию  и служащий для внутреннего членения предложения


Даже мои хозяева — если они были дома — открывали окна и, слушая, хвалили музыканта. (М.Горький)

3) тире  в начале высказывания  выделяет реплики в диалоге

 Но бабушка произнесла совершенно другую, очень странную фразу:  

- Ломаете ребенку жизнь собственными руками.   

- Почему? - удивилась мама.    

 -  Потому что дети должны жить как дети, а не играть в игры

 взрослых.  (В.Токарева) 

Смысловая функция

1) Соединительное тире употребляется между двумя словами для обозначения количественного или др. предела, интервала.

 

Рейс Москва – Владивосток.  


Только на севере, на расстоянии пятнадцати — двадцати километров, тянулась темная линия уссурийского берега.

(В.Обручев)

2) в сложносочинённом  и простом предложениях      тире  употребляется для указания на смысловую неожиданность    

И щуку бросили – в реку. (И.А.Крылов)

Я раскрыл окно, желая вдохнуть свежего воздуха, – и замер от неожиданности.

Стрела выходит из колчана, взвилась – и падает казак. (А.Пушкин)

1) С помощью тире в бессоюзном сложном предложении оформляют смысловые отношения:

А) времени  

Б)  условия 

В) следствия

Г) противопоставления

Д) быструю смену событий

Е) неожиданность

Ж) сравнения


Вот с надломанной ветки березы упала прозрачная капля — послышался тонкий, хрустальный звон. (И.Соколов-Микитов)


Сыр   выпал   с ним была плутовка такова.  (И. Крылов).


Молвит слово - соловей поет.

 



Предварительный просмотр:

Готовимся к ГИА. Задание С2.1.

Теоретический материал для написания сочинения

 на лингвистическую тему: «Для чего нужны запятые?»

Функции запятых


Разделительная  функция запятой

Запятая  разделяет


1) однородные члены предложения


К полудню прогревается и  море,  и окрестный берег.(Глушкин О.)

2)   части сложных  конструкций – в сложносочинённом предложении, сложном бессоюзном предложении  

1) Роса уже пала,  и ночной воздух  пахнет  влажными  травами.  (Бакланов Г.) – сложносочинённое предложение

2) Начинался ветер,  деревья мерно раскачивались. (Аргунова Н.) – сложное бессоюзное предложение


Выделительная  функция   запятых

Запятые выделяют

1) вводные слова, словосочетания, предложения

В русских наших лесах, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее зеленого дуба. (Соколов-Микитов И.)

2) обособленные определения, выраженные причастными оборотами, прилагательными

На двух треногах лежала палка, порядком обгоревшая. (Рыбаков А.)

3) обособленные приложения

Серебристая дымка,  предвестник жаркого  дня,  окутала  город. (Нагишкин Д.)

4) обособленные обстоятельства

И месяц, скучая в облачной мгле, бросил в горницу тусклый взор. (Ахматова А.)

5) обособленные дополнения

В столовой, кроме играющих, нет никого.  (Чехов А.П.)

6) обособленные уточняющие члены предложения

За логом, у болота, сонно журчал родник. (Титов В.)

7) сравнительные обороты

Звезды,  как  вербочки, распухают в  прозрачных облаках. (Пришвин М.)

8) обращения

Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
 (Лермонтов М.)

9) слова-предложения со значением утверждения, отрицания.

Нет, я никого не видел.

Да, ты прав. 

10) придаточное   в сложноподчинённом  предложении  

Я разговариваю по телефону с командиром  четвертой роты  и, когда кладу трубку, улавливаю шум подъехавшей машины. (Богомолов В.)

Пока офицеры завтракали, теплоход пришвартовался к деревянному причалу. (Гребенюк И.)

Сторож бежал тяжело и один раз даже остановился, чтобы перевести дух. (Каверин В.)



Предварительный просмотр:

Готовимся к ГИА.

Задание В2. Орфограммы-согласные  в корне слова

        

Согласные в корне


Проверяемые


Непроверяемые


Непроизносимые:


Снег – снега



Рюкзак, футбол, вокзал


Вестник – весть

Счастливец - счастье

При произношении происходит озвончение: молотьба [д` ], просьба [с`]

При произношении происходит оглушение:  подружка [ш`], зуб [п`]



Предварительный просмотр:

Готовимся к ГИА.

Задание В2. Орфограммы-гласные  корне

Виды орфограмм-гласных в корне

Проверяемые

ударением:

Непроверяемые ударением:

Чередующиеся:

носить - нОша

бАтАльон

а//о, е//и, а(я)// ин(им):

загар – сгорать

блистает – блестит

занять - занимать

Чередующиеся гласные

Условия выбора гласных

Корень

Примеры

1. Выбор зависит от ударения

-гар – гор- :

без ударения О

угар,  подгореть, загоревший

Исключение:  изгарь

-клон –

без ударения О

кланяется, поклон, наклонился

зар – зор-

без ударения А

зарево, зорька

Исключение:  зоревать

твор – твар –

без ударения О

творец

Плав- плов

под ударением и  без     ударения

пишется  о и а

плавательный, поплавок 


Исключения: пловец, пловчиха,                           плывуны

2. От согласной, стоящей после корня

- лаг – лож-

слагаемое, сложение

- скак – скоч-

скакать, выскочить

Исключение: скачок, скачу

- раст- ращ- рос--

растение, выращенный, росли

Исключение:  росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль

3. От суффикса -А- после корня

бер – бир--

-дер – дир--

-мер – мир--

-пер – пир--

-тер – тир--

-блест – блист-  

-жег – жиг- -

-стел – стил--

-чет – чит--

выберешь – выбираешь

выдернуть – выдираешь

замер – замирать

запер – запирать

вытер – вытирать

блестящий – блистательный выжег – выжигать

постелить – постилать

вычет – вычитать

Исключения: сочетать, сочетание, чета

-кос – кас--

коснуться – касание

-а(я) – им-

-а(я) – ин -

поднять – поднимать

начать – начинать

4. От лексического значения

-мак – мок-

мак- (погружать в жидкость)

мок-(пропускать жидкость)

обмакнуть перо



непромокаемый плащ

равн – ровн-

 равн (одинаковый)

овн-  (прямой, гладкий)

уравнение


заровнять 

Исключения: уровень, ровесник


Буквы О-Ё после шипящих в корне

В корне пишется

Ё

О

Если есть с чередование с Е в однокоренных словах:   чёрный - чернеть

1) Нет чередования с Е: шорох, чопорный

2)  без ударения в иноязычных словах: шоссе, шоколад

Буквы И-Ы после Ц в корне

В корне пишется

Ы

И

 

В словах–исключениях: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнуть, цыц


В остальных словах:

цирк, панцирь, циклон, цифра



Предварительный просмотр:

Готовимся к ГИА.

Задание В3. Правописание приставок

 


Неизменяемые приставки


На –З, -С


ПРЕ- и ПРИ-


пишутся всегда единообразно вне зависимости от звучания


Перед звонкими

согласными – З,

перед глухими – С


Правописание  зависит от лексического значения.

ПРИ-:


О-  

У-  

ПО-  

ПРО-  

ПРА- : прабабушка

НА- :  

ЗА- :  

ОТ- (ОТО-):  

ОБ-(ОБО-):  

В- (ВО-):  

ВЫ -  

ПРЕД-:  

ПЕРЕ-:  

С- (СО-):  

 НАД-(НАДО-)

 ПОД- (ПОДО-):     

 ДО-



Оглушаются перед глухими:

В-, НАД-, ПОД-, ОБ-, ПРЕД-



Озвончаются  перед звонкими: С-, ОТ-


Сдавать

Надпилить

обтянуть


БЕЗ- (БЕС-)

ВОЗ- (ВОС-)

ВЗ- (ВС-)

ИЗ- (ИС-)

НИЗ- (НИС-)

РАЗ- (РАС-)

РОЗ- (РОС-)

ЧЕРЕЗ- (ЧЕРЕС-)

ЧРЕЗ- (ЧРЕС-)


Беззаботный – бессовестный;

разгромить- расщедриться;

розыгрыш- роспись


 


1) Пространственная близость, смежность: приморский, Приамурье;


2) прибавления, приближения, присоединения: приклонить,   привести, привязать,   пристегнуть;


3) неполноты действия:   приоткрыть, прилечь,   приутихнуть;


4) доведения действия до конца, до определенного результата: приискать, прикончить, приглушить (заглушить совсем),   придумать, прирезать;


5) совершения действия в собственных интересах, усиленного проявления действия: приглядеться, прислушаться, принарядиться   припрятать;


6) сопутствующего действия: припевать, присвистывать. 

ПРЕ-:

1) предельная  степень  действия, превосходящего какую-либо меру: преинтересный (ПРЕ-=очень)

2) ПРЕ-=ПЕРЕ



Предварительный просмотр:

Готовимся к ГИА. Задание В4.

Н и НН в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов


Полные формы


Причастие


Отглагольное прилагательное


Прямое значение (причастие= который +глагол)  

НН

Н

1) образуются от глаголов с приставкой  (кроме НЕ)

рассеяННые семена

1) нет приставки или приставка НЕ-

сеяНые семена, несеяНые семена

2) имеют  зависимые слова: сеянные по полю семена

2) нет зависимых слов:  сеяНые  (?) семена

3) образуются от бесприставочных глаголов совершенного вида: брошЕННые игрушки    (бросить – сов.вид)

решЁННая задача  (решить – сов.вид)

3) образуются от глаголов несовершенного вида

 сеяНые (сеять – несов.вид),  варЁНые овощи (варить – несов.вид)

НН

Есть суффиксы –ОВА-, -ЁВА- : баловаННый, рисковаННый, корчёваННый, линоваННый

Переносное значение

от глаголов совершенного вида с приставками:

рассеяННый взгляд, подмочЕННая репутация

Краткие формы

Всегда одна Н

ПричёсаНы, избаловаНы, нарисоваНа, пересажеНа

Семена рассеяНы, море взволноваНо

Две НН в женском, среднем роде единственного числа, во множ.числе

Девочка рассеяННа, дети рассеяННы, лицо взволноваННо

Исключения: конченый человек, прощёное воскресенье, названый брат, посажёный отец, смышлёный. Виданный, виденный, деланный, желанный, слыханный, считанный, нежданный-негаданный, медленный, нечаянный

Формулировки заданий:

№1. Из предложений   выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

№2. Из  предложения   выпишите слово,  в котором  выбор  Н/НН в суффиксе определяется правилом правописания отглагольных прилагательных.

№3. Найдите в тексте слово, в котором правописание суффикса определяется правилом:  «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе зависимые слова, пишется НН». Запишите это причастие вместе с зависимым словом.

№4. Из предложений  выпишите слово, в котором выбор Н/НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов и не имеющих при себе зависимых слов, пишется Н»:

 №5. Из текста выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от бесприставочных глаголов совершенного вида, пишется НН».

 №6. Из текста выпишите слова, в которых  правописание суффикса определяется правилом: «В   полных страдательных причастиях, образованных от глаголов с приставками,  пишется НН».

№7.Из предложений   выпишите слово, в котором выбор Н/НН в суффиксе определяется правилом правописания краткой формы страдательного причастия прошедшего времени.

№8. Из текста выпишите слово, в котором правописание суффикса    определяется правилом: «В отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов и не имеющих при себе зависимых слов, пишется Н».



Предварительный просмотр:

Тест по русскому языку для 5 класса

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В ЗНАЧИМЫХ ЧАСТЯХ СЛОВА

1. Какая орфограмма не относится к правописанию в корне слов?

а) разделительный твердый знак;

б) парный по глухости/звонкости согласный звук;

в) непроизносимый согласный звук;

г) безударный гласный звук.

2. Какой способ не поможет правильно обозначить буквой сомнительный звук в корне?

а) подобрать однокоренное слово;

б) написать слово, как оно слышится;

в) проверить написание слова в орфографическом словаре;

г) изменить форму слова.

3. Укажи слово с парным по глухости/звонкости согласным, требующим проверки.

а) ягода;

б) звёздный;

в) зубки;

г) вьюга.

4. Укажи вариант, где неправильно выполнена проверка орфограммы в корне.

а) моряк - море;

б) честный - честь;

в) узкий - сузить;

г) шубка-шубки.

5. Определи, какая из указанных значимых частей может быть суффиксом.

а) от;

б) тель;

в) сад;

г) ют.

6. Буква е на месте пропуска в суффиксе пишется в слове:

а) ковш..к;

б) нож..к;

в) человеч..к;

г) лист..к.

7.Укажи вариант, где во всех словах на месте пропуска пишется разделительный мягкий знак.

а) сер..ёзный, раз..езд, с..ел (яблоко), с..ёмка;

б) л..ют (воду), б..ётся, (дружная) сем..я, в..южный;

в) с..едобный, вз..ерошенный, с..ёжился, с..езд;

г) необ..ятный, об..явление, п..ют (кофе), ш..ёт.

8. Подбери к слову с мягким знаком из первого столбца объяснение роли мягкого знака в этом слове из второго столбца. Соедини стрелкой каждое слово с верным объяснением.

учитель

показатель мягкости согласного звука в слове

речь

разделительный мягкий знак

шьёт

показатель женского рода имён существительных

9. Измени данные слова по образцу. Запиши получившиеся слова, выдели корень, подчеркни чередующиеся гласные.

Пух - пушок, луг - _____________________, берег - _______________________________, грех - ___________________________________________.

10.Спиши предложение, вставляя пропущенные буквы.

Охотн..к ш..л бер..гом р..ки, и тут п..слышался ре..кий треск суч..ев.

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________