Главные вкладки
Для коллег
На странице размещены материалы, которые помогут в подготовке учащихся к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsii_tire.doc | 42 КБ |
funktsii_zapyatykh.doc | 36.5 КБ |
orfogrammy-soglasnye.doc | 28.5 КБ |
orfogrammy-glasnye.doc | 48.5 КБ |
orfogrammy_v_pristavkakh.doc | 38.5 КБ |
n_i_nn_v_prichastiyakh.doc | 47.5 КБ |
test_po_russkomu_yazyku_5_klass.docx | 61.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ГИА. Задание С2.1.
Теоретический материал для написания сочинения
на лингвистическую тему: «Для чего нужно тире?»
Функции тире | |
Разделительная функция | |
1) Тире разделяет подлежащее от состава сказуемого | Дуб — теплолюбивое и светолюбивое дерево. (И.Соколов-Микитов) |
2) тире разделяет части неполного предложения и указывает на пропуск членов предложения | Я пошел по галечниковой отмели налево, а Олентьев - направо. (В.К.Арсеньев) |
3) тире разделяет ряд однородных членов от обобщающего слова | Сад, степь, двор - всё было в холодной тени. (В.Катаев) |
4) Тире разделяет слова автора и прямую речь | «Башковитый я!» – восхитился собой Колька. (В.Свинцов) |
Выделительная функция | |
1) тире выделяет обособленные приложения | 1) И только Радка – глупый щенок – без единого звука двинулась вперед, ловя в воздухе запахи зверя. (В.Свинцов) 2) Кошка, даже не глядя, знала, что приближается еще один сосед – хромой серый кот. (В.Свинцов) |
2) двойное тире- парный знак препинания, выделяющий вставную конструкцию и служащий для внутреннего членения предложения | Даже мои хозяева — если они были дома — открывали окна и, слушая, хвалили музыканта. (М.Горький) |
3) тире в начале высказывания выделяет реплики в диалоге | Но бабушка произнесла совершенно другую, очень странную фразу: - Ломаете ребенку жизнь собственными руками. - Почему? - удивилась мама. - Потому что дети должны жить как дети, а не играть в игры взрослых. (В.Токарева) |
Смысловая функция | |
1) Соединительное тире употребляется между двумя словами для обозначения количественного или др. предела, интервала. | Рейс Москва – Владивосток. Только на севере, на расстоянии пятнадцати — двадцати километров, тянулась темная линия уссурийского берега. (В.Обручев) |
2) в сложносочинённом и простом предложениях тире употребляется для указания на смысловую неожиданность | И щуку бросили – в реку. (И.А.Крылов) Я раскрыл окно, желая вдохнуть свежего воздуха, – и замер от неожиданности. Стрела выходит из колчана, взвилась – и падает казак. (А.Пушкин) |
1) С помощью тире в бессоюзном сложном предложении оформляют смысловые отношения: А) времени Б) условия В) следствия Г) противопоставления Д) быструю смену событий Е) неожиданность Ж) сравнения | Вот с надломанной ветки березы упала прозрачная капля — послышался тонкий, хрустальный звон. (И.Соколов-Микитов) Сыр выпал — с ним была плутовка такова. (И. Крылов). Молвит слово - соловей поет. |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ГИА. Задание С2.1.
Теоретический материал для написания сочинения
на лингвистическую тему: «Для чего нужны запятые?»
Функции запятых
Разделительная функция запятой | |
Запятая разделяет | |
1) однородные члены предложения | К полудню прогревается и море, и окрестный берег.(Глушкин О.) |
2) части сложных конструкций – в сложносочинённом предложении, сложном бессоюзном предложении | 1) Роса уже пала, и ночной воздух пахнет влажными травами. (Бакланов Г.) – сложносочинённое предложение 2) Начинался ветер, деревья мерно раскачивались. (Аргунова Н.) – сложное бессоюзное предложение |
Выделительная функция запятых | |
Запятые выделяют | |
1) вводные слова, словосочетания, предложения | В русских наших лесах, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее зеленого дуба. (Соколов-Микитов И.) |
2) обособленные определения, выраженные причастными оборотами, прилагательными | На двух треногах лежала палка, порядком обгоревшая. (Рыбаков А.) |
3) обособленные приложения | Серебристая дымка, предвестник жаркого дня, окутала город. (Нагишкин Д.) |
4) обособленные обстоятельства | И месяц, скучая в облачной мгле, бросил в горницу тусклый взор. (Ахматова А.) |
5) обособленные дополнения | В столовой, кроме играющих, нет никого. (Чехов А.П.) |
6) обособленные уточняющие члены предложения | За логом, у болота, сонно журчал родник. (Титов В.) |
7) сравнительные обороты | Звезды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. (Пришвин М.) |
8) обращения | Скажи-ка, дядя, ведь недаром |
9) слова-предложения со значением утверждения, отрицания. | Нет, я никого не видел. Да, ты прав. |
10) придаточное в сложноподчинённом предложении | Я разговариваю по телефону с командиром четвертой роты и, когда кладу трубку, улавливаю шум подъехавшей машины. (Богомолов В.) Пока офицеры завтракали, теплоход пришвартовался к деревянному причалу. (Гребенюк И.) Сторож бежал тяжело и один раз даже остановился, чтобы перевести дух. (Каверин В.) |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ГИА.
Задание В2. Орфограммы-согласные в корне слова
Согласные в корне | ||
Проверяемые | Непроверяемые | Непроизносимые: |
Снег – снега | Рюкзак, футбол, вокзал | Вестник – весть Счастливец - счастье |
При произношении происходит озвончение: молотьба [д` ], просьба [с`]
При произношении происходит оглушение: подружка [ш`], зуб [п`]
Предварительный просмотр:
Готовимся к ГИА.
Задание В2. Орфограммы-гласные корне
Виды орфограмм-гласных в корне | ||
Проверяемые ударением: | Непроверяемые ударением: | Чередующиеся: |
носить - нОша | бАтАльон | а//о, е//и, а(я)// ин(им): загар – сгорать блистает – блестит занять - занимать |
Чередующиеся гласные | ||
Условия выбора гласных | Корень | Примеры |
1. Выбор зависит от ударения | -гар – гор- : без ударения О | угар, подгореть, загоревший Исключение: изгарь |
-клон – без ударения О | кланяется, поклон, наклонился | |
зар – зор- без ударения А | зарево, зорька Исключение: зоревать | |
твор – твар – без ударения О | творец | |
Плав- плов под ударением и без ударения пишется о и а | плавательный, поплавок Исключения: пловец, пловчиха, плывуны | |
2. От согласной, стоящей после корня | - лаг – лож- | слагаемое, сложение |
- скак – скоч- | скакать, выскочить Исключение: скачок, скачу | |
- раст- ращ- рос-- | растение, выращенный, росли Исключение: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль | |
3. От суффикса -А- после корня | бер – бир-- -дер – дир-- -мер – мир-- -пер – пир-- -тер – тир-- -блест – блист- -жег – жиг- - -стел – стил-- -чет – чит-- | выберешь – выбираешь выдернуть – выдираешь замер – замирать запер – запирать вытер – вытирать блестящий – блистательный выжег – выжигать постелить – постилать вычет – вычитать Исключения: сочетать, сочетание, чета |
-кос – кас-- | коснуться – касание | |
-а(я) – им- -а(я) – ин - | поднять – поднимать начать – начинать | |
4. От лексического значения | -мак – мок- мак- (погружать в жидкость) мок-(пропускать жидкость) | обмакнуть перо непромокаемый плащ |
равн – ровн- равн (одинаковый) -ровн- (прямой, гладкий) | уравнение заровнять Исключения: уровень, ровесник |
Буквы О-Ё после шипящих в корне
В корне пишется | |
Ё | О |
Если есть с чередование с Е в однокоренных словах: чёрный - чернеть | 1) Нет чередования с Е: шорох, чопорный 2) без ударения в иноязычных словах: шоссе, шоколад |
Буквы И-Ы после Ц в корне
В корне пишется | |
Ы | И |
В словах–исключениях: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнуть, цыц | В остальных словах: цирк, панцирь, циклон, цифра |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ГИА.
Задание В3. Правописание приставок
Неизменяемые приставки | На –З, -С | ПРЕ- и ПРИ- |
пишутся всегда единообразно вне зависимости от звучания | Перед звонкими согласными – З, перед глухими – С | Правописание зависит от лексического значения. ПРИ-: |
О- У- ПО- ПРО- ПРА- : прабабушка НА- : ЗА- : ОТ- (ОТО-): ОБ-(ОБО-): В- (ВО-): ВЫ - ПРЕД-: ПЕРЕ-: С- (СО-): НАД-(НАДО-) ПОД- (ПОДО-): ДО- Оглушаются перед глухими: В-, НАД-, ПОД-, ОБ-, ПРЕД- Озвончаются перед звонкими: С-, ОТ- Сдавать Надпилить обтянуть | БЕЗ- (БЕС-) ВОЗ- (ВОС-) ВЗ- (ВС-) ИЗ- (ИС-) НИЗ- (НИС-) РАЗ- (РАС-) РОЗ- (РОС-) ЧЕРЕЗ- (ЧЕРЕС-) ЧРЕЗ- (ЧРЕС-) Беззаботный – бессовестный; разгромить- расщедриться; розыгрыш- роспись | 1) Пространственная близость, смежность: приморский, Приамурье; 2) прибавления, приближения, присоединения: приклонить, привести, привязать, пристегнуть; 3) неполноты действия: приоткрыть, прилечь, приутихнуть; 4) доведения действия до конца, до определенного результата: приискать, прикончить, приглушить (заглушить совсем), придумать, прирезать; 5) совершения действия в собственных интересах, усиленного проявления действия: приглядеться, прислушаться, принарядиться припрятать; 6) сопутствующего действия: припевать, присвистывать. |
ПРЕ-: 1) предельная степень действия, превосходящего какую-либо меру: преинтересный (ПРЕ-=очень) 2) ПРЕ-=ПЕРЕ |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ГИА. Задание В4.
Н и НН в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов
Полные формы | |
Причастие | Отглагольное прилагательное |
Прямое значение (причастие= который +глагол) | |
НН | Н |
1) образуются от глаголов с приставкой (кроме НЕ) рассеяННые семена | 1) нет приставки или приставка НЕ- сеяНые семена, несеяНые семена |
2) имеют зависимые слова: сеянные по полю семена | 2) нет зависимых слов: сеяНые (?) семена |
3) образуются от бесприставочных глаголов совершенного вида: брошЕННые игрушки (бросить – сов.вид) решЁННая задача (решить – сов.вид) | 3) образуются от глаголов несовершенного вида сеяНые (сеять – несов.вид), варЁНые овощи (варить – несов.вид) |
НН | |
Есть суффиксы –ОВА-, -ЁВА- : баловаННый, рисковаННый, корчёваННый, линоваННый | |
Переносное значение | |
от глаголов совершенного вида с приставками: рассеяННый взгляд, подмочЕННая репутация | |
Краткие формы | |
Всегда одна Н ПричёсаНы, избаловаНы, нарисоваНа, пересажеНа Семена рассеяНы, море взволноваНо | Две НН в женском, среднем роде единственного числа, во множ.числе Девочка рассеяННа, дети рассеяННы, лицо взволноваННо |
Исключения: конченый человек, прощёное воскресенье, названый брат, посажёный отец, смышлёный. Виданный, виденный, деланный, желанный, слыханный, считанный, нежданный-негаданный, медленный, нечаянный |
Формулировки заданий:
№1. Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
№2. Из предложения выпишите слово, в котором выбор Н/НН в суффиксе определяется правилом правописания отглагольных прилагательных.
№3. Найдите в тексте слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе зависимые слова, пишется НН». Запишите это причастие вместе с зависимым словом.
№4. Из предложений выпишите слово, в котором выбор Н/НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов и не имеющих при себе зависимых слов, пишется Н»:
№5. Из текста выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от бесприставочных глаголов совершенного вида, пишется НН».
№6. Из текста выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов с приставками, пишется НН».
№7.Из предложений выпишите слово, в котором выбор Н/НН в суффиксе определяется правилом правописания краткой формы страдательного причастия прошедшего времени.
№8. Из текста выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов и не имеющих при себе зависимых слов, пишется Н».
Предварительный просмотр:
Тест по русскому языку для 5 класса
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В ЗНАЧИМЫХ ЧАСТЯХ СЛОВА
1. Какая орфограмма не относится к правописанию в корне слов?
а) разделительный твердый знак;
б) парный по глухости/звонкости согласный звук;
в) непроизносимый согласный звук;
г) безударный гласный звук.
2. Какой способ не поможет правильно обозначить буквой сомнительный звук в корне?
а) подобрать однокоренное слово;
б) написать слово, как оно слышится;
в) проверить написание слова в орфографическом словаре;
г) изменить форму слова.
3. Укажи слово с парным по глухости/звонкости согласным, требующим проверки.
а) ягода;
б) звёздный;
в) зубки;
г) вьюга.
4. Укажи вариант, где неправильно выполнена проверка орфограммы в корне.
а) моряк - море;
б) честный - честь;
в) узкий - сузить;
г) шубка-шубки.
5. Определи, какая из указанных значимых частей может быть суффиксом.
а) от;
б) тель;
в) сад;
г) ют.
6. Буква е на месте пропуска в суффиксе пишется в слове:
а) ковш..к;
б) нож..к;
в) человеч..к;
г) лист..к.
7.Укажи вариант, где во всех словах на месте пропуска пишется разделительный мягкий знак.
а) сер..ёзный, раз..езд, с..ел (яблоко), с..ёмка;
б) л..ют (воду), б..ётся, (дружная) сем..я, в..южный;
в) с..едобный, вз..ерошенный, с..ёжился, с..езд;
г) необ..ятный, об..явление, п..ют (кофе), ш..ёт.
8. Подбери к слову с мягким знаком из первого столбца объяснение роли мягкого знака в этом слове из второго столбца. Соедини стрелкой каждое слово с верным объяснением.
учитель | показатель мягкости согласного звука в слове |
речь | разделительный мягкий знак |
шьёт | показатель женского рода имён существительных |
9. Измени данные слова по образцу. Запиши получившиеся слова, выдели корень, подчеркни чередующиеся гласные.
Пух - пушок, луг - _____________________, берег - _______________________________, грех - ___________________________________________.
10.Спиши предложение, вставляя пропущенные буквы.
Охотн..к ш..л бер..гом р..ки, и тут п..слышался ре..кий треск суч..ев.
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________