5. Учебно - исследовательская деятельность
Учебно - исследовательская деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Автореферат | 25.19 КБ |
Курсовая работа | 60.97 КБ |
Приложение | 21.71 КБ |
Доклад "Декоративно - прикладное искуство" | 25.26 КБ |
ДКР "Воспитательная ценность коллективного труда" | 1.26 МБ |
ДКР "Развитие сюжетно - ролевой игры в дошкольном возрасте" | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, преподаватели и члены комиссии. Вашему вниманию предоставляется курсовая работа Хебневой Елены Алексеевны на тему: «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к здоровому образу жизни посредством взаимодействия детского сада и семьи», выполненная под руководством Тимошиной Анны Алексеевны.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Приобщение детей к здоровому образу жизни должно начинаться уже в детском саду.
В образовательные программы дошкольных учреждений включены разделы, посвященные изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Со стороны взрослых важно помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребенка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Данной проблемой занимались Вера Григорьевна Алямовская, Владимир Васильевич Колбанов, Инна Витальевна Никишина и другие.
Изучая данный, вопрос мы столкнулись с таким явлением, что многие дети среднего дошкольного возраста не достаточно приобщены к здоровому образу жизни. Не все родители заинтересованы в решении задач здорового образа жизни.
Понимая данную, проблему педагоги детского сада, используют различные формы взаимодействия с семьей, но при этом им приходиться зачастую удовлетворять запросы родителей, которые отдают предпочтение подготовке к обучению в школе. На здоровый образ жизни дошкольника влияет ряд основных факторов: благоприятная внешняя среда, эмоционально благополучная обстановка, рациональная организация режима питания, организация здорового быта, оптимизация двигательной активности.
Таким образом, сложилось противоречие между разработанной методикой применения различных форм взаимодействия детского сада и семьи по приобщению детей среднего дошкольного возраста к здоровому образу жизни, и недостаточным использованием данного вида деятельности в практике работы ДОУ. Исходя из выделенного противоречия, можно сформулировать проблему, какие необходимо использовать формы взаимодействия детского сада и семьи с целью приобщения детей среднего дошкольного возраста к здоровому образу жизни. Ответ на этот вопрос и составляет цель нашего исследования
Объект исследования – процесс приобщения детей среднего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Предмет исследования – взаимодействие детского сада и семьи с целью приобщения детей среднего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Задачи исследования:
- Изучить психолого – возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста.
- Рассмотреть организацию здорового образа жизни.
- Определить, какие необходимо использовать формы взаимодействия детского сада и семьи по приобщению детей среднего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Методы исследования: теоретические – анализ печатных источников, анализ понятийного аппарата.
В результате анализа печатных источников можно сделать выводы:
Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Все, чему научили ребенка взрослые, он должен уметь применять в реальной жизни.
Значимость здорового образа жизни заключается в том, что при создании определенных условий у дошкольников появляется потребность укрепления своего здоровья, формируются четкие представления о здоровье как о ценности, вырабатываются полезные привычки и навыки.
Педагоги, осуществляющие работу по формированию у дошкольников привычек к здоровому образу жизни, должны работать в тесном сотрудничестве с семьей ребенка, организовать деятельность по привлечению к здоровому образу жизни таким образом, чтобы детям было интересно.
Детский сад и семья — важнейшие институты первичной социализации дошкольника. Именно они способствуют закладыванию основ здорового образа жизни детей.
Вовлечение родителей в работу детского сада, делает возможным лучше узнать семьи воспитанников, уровень образованности родителей по решаемой проблеме, их возможности. Педагог может получить конкретную помощь от родителей и соответственно оказать действенную помощь им по вопросам формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.
Мы считаем, что выбранная нами тема исследования на современном этапе актуальна.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
департамент образования администрации Владимирской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Владимирской области
«Муромский педагогический колледж»
ЦМК педагогики, психологии и частных методик
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к здоровому образу жизни посредством взаимодействия детского сада и семьи»
Выполнила:
Хебнева Елена Алексеевна
студентка 5 курса,
заочной формы обучения специальность
44.02.01 Дошкольное образование Научный руководитель:
Тимошина Анна Алексеевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла
2017
Содержание
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы приобщения детей среднего дошкольного возраста к здоровому образу жизни……………………...………6
1.1. Психолого – возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….6
1.2. Организация здорового образа жизни……………………………...……..11
1.3. Формы взаимодействия детского сада и семьи по приобщению детей среднего дошкольного возраста к здоровому образу жизни……………….…16
Выводы…………………………………………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………...……..23
Список использованной литературы……………………………………...……25
Приложения
Введение
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Приобщение детей к здоровому образу жизни должно начинаться уже в детском саду.
В образовательных программах дошкольных учреждений включены разделы, посвященные изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Со стороны взрослых важно помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребенка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».[27]
Одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни. Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни. [27]
И. Н. Куинджи дает следующие определения данных показателей: уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека; качество жизни определяется степенью запроса и комфортабельностью удовлетворения человеческих потребностей. Оба эти показателя образа жизни человека зависят от материально-экономических условий жизни общества и каждой семьи. Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности.
Из вышесказанного следует, что универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни дошкольников, поскольку уровень и качество жизни каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи.
Данной проблемой занимались В.Г. Алямовская, В.В.Колбанова И.В. Никишина и другие.
Изучая данный, вопрос мы столкнулись с таким явлением, что многие дети среднего дошкольного возраста не достаточно приобщены к здоровому образу жизни. Не все родители заинтересованы в решении задач здорового образа жизни.
Понимая данную, проблему педагоги детского сада, используют различные формы взаимодействия с семьей, но при этом им приходиться зачастую удовлетворять запросы родителей, которые отдают предпочтение подготовке к обучению в школе. На здоровый образ жизни дошкольника влияет ряд основных факторов: благоприятная внешняя среда, эмоционально благополучная обстановка, рациональная организация режима питания, организация здорового быта, оптимизация двигательной активности.
Таким образом, сложилось противоречие между разработанной методикой применения различных форм взаимодействия детского сада и семьи по приобщению детей среднего дошкольного возраста к здоровому образу жизни, и недостаточным использованием данного вида деятельности в практике работы ДОУ. Исходя из выделенного противоречия, можно сформулировать проблему, какие необходимо использовать формы взаимодействия детского сада и семьи с целью приобщения детей среднего дошкольного возраста к здоровому образу жизни. Ответ на этот вопрос и составляет цель нашего исследования
Объект исследования – процесс приобщения детей среднего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Предмет исследования – взаимодействие детского сада и семьи с целью приобщения детей среднего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого – возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть организацию здорового образа жизни.
3. Определить, какие необходимо использовать формы взаимодействия детского сада и семьи по приобщению детей среднего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Методы исследования: теоретические – анализ печатных источников, анализ понятийного аппарата.
Глава 1. Теоретические основы проблемы приобщения детей среднего дошкольного возраста к здоровому образу жизни
1.1. Психолого – возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста
По мнению Назарова Л. В.каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все, же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности.
В среднем дошкольном возрасте у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам этого возраста. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение.
Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, образность мышления, увлеченность игрой сближают детей среднего возраста с младшими дошкольниками.
Возрастают физические возможности детей: движения их становятся значительно более уверенными, разнообразными. Дети данного возраста испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. [17]
Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка, необходимо, учитывая слабость тормозных процессов детей среднего дошкольного возраста, переключить его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.
У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется «обществом» кукол, то в среднем возрасте он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.
В своих познавательных интересах ребенок начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей взрослым: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру. Нередко ребенок многократно обращается к взрослым с одними и теми же вопросами, чтобы докопаться до волнующей его истины, и от взрослых требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать ответы.
На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты. Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослых к детским вопросам и проблемам, готовность обсуждать их на равных помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой — укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.
Сластенин В. А. считаеи, что дети, не получающие от взрослых ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения с взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.
Ребенок среднего дошкольного возраста отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитие самостоятельности в познании способствует освоению детьми системы разнообразных, обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать.
Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2-3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы.
Для развития детской самостоятельности, широко используются приемы индивидуального подхода, следуя правилу: не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Но при этом необходимо исходить из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей. Поэтому если для одних детей будет достаточно простого напоминания о нужном действии, совета, то для других необходим показ или совместное действие с ребенком — в этом проявляется одна из особенностей детей. Воспитатель становится свидетелем разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и начинают отчетливо проявлять черты более старшей возрастной ступени. [8]
У детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры «в принцесс». Мальчиков привлекают игры «в военных, строителей, моряков». Для возникновения и развития игры детям необходимы соответствующие игровые атрибуты: наборы игрушек, предметы для ряженья, символы форменной одежды.
Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Как и в младшей группе. В среднем дошкольном возрасте необходимо отдавать предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх — сюжетно-ролевых, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных. Часть из них организуется и целенаправленно используется как средство решения определенных задач. Например, игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, памяти, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму.
Значительное время отводится для игр по выбору детей. Задача педагога — создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, рациональное размещение игрового оборудования.
Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей и используется для обогащения детского игрового опыта: придумывания в игре фантастические образы животных, людей, сказочных путешествий.
Игровая мотивация активно используется в организации деятельности детей. Все виды развивающих образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей. У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. [22]
У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Для их поддержания специально создаются ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Это ситуации взаимной поддержки и взаимной помощи детей, проявления внимания к старшим, забота о животных, бережное отношения к вещам и игрушкам.
Взрослым необходимо быть очень внимательным к своим словам, к интонации речи при контактах с ребенком и оценке его действий. В первую очередь — подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия.
Дети среднего дошкольного возраста проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Дети отмечают внешнее различие между мальчиками и девочками.
Большое значение придается развитию эстетических чувств детей. Педагог обращает их внимание на красоту природы, звучание музыки, разнообразие изобразительных средств. Дети уверенно держат в руках карандаш, рисуют людей, животных, окружающие предметы, с удовольствием лепят, конструируют, занимаются аппликацией.
Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. Дети среднего дошкольного возарста отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на неодобрение или замечание часто реагирует остро, эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка среднего дошкольного возраста — это не проявление его индивидуальности, а возростная особенность. [19]
Итак, основные достижения детей среднего дошкольного возраста связаны с развитием игровой деятельности, воображения, познавательной позиции, формированием потребности в уважении со стороны взрослых, с совершенствованием восприятия, с развитием внимания, памяти, речи.
1.2. Организация здорового образа жизни
Как утверждает Лисицин Ю.П., здоровье во многом зависит от образа жизни. Здоровый образ жизни, как необходимое, но не достаточное условие, предполагает отсутствие вредных привычек. Кроме того, главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Было установлено, что понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели, ценности и т. д.
Культура здорового образа жизни включает в себя такие составляющие как отношение личности к себе, виды и факторы здоровья. Важно, чтобы в личности гармонично сочетались соматическое, психическое, физическое и нравственное здоровье. В единстве они образуют здоровье человека. Существенное влияние на него оказывают такие факторы как соблюдение режимов дня и питания, полезные привычки, двигательная активность. Однако культура здорового образа жизни определяется не только внешними, но и внутренними факторами. К последним целесообразно присоединить и отношение личности к себе. [24]
Исходя из этого, культура здорового образа жизни определяется как деятельность дошкольника, которая основывается на его устойчивых представлениях о здоровье как общечеловеческой ценности, сформированных привычках поведения здорового человека, умениях и навыках осуществления здорового стиля жизни. При этом представление о здоровье и здоровом образе жизни всецело зависит от реального участия дошкольника в процессе сохранения и укрепления здоровья.
Основные составляющие здорового образа жизни:
-Умеренное и сбалансированное питание.
-Режим дня.
-Двигательная активность.
-Закаливание.
-Личная гигиена.
-Грамотное экологическое поведение.
-Психогигиена, умение управлять своими эмоциями.
-Отказ от вредных привычек.
-Безопасное поведение в социуме, предупреждение травматизма и отравлений.
По мнению Николаева В. Р.,привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка, которая аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. В тесном взаимодействии педагоги ДОО и семья, используя различные формы работы, призваны заложить основы здорового образа жизни ребенка. Как можно раньше понять неприходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребенка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье должны именно детский сад и семья.
Воспитателям дошкольной организации, чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, необходимо знать, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. [10]
Выделяется несколько компонентов здоровья:
Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму. [1]
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам здорового образа жизни:
- Занятия физкультурой, прогулки.
- Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.
- Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.
- Бережное отношение к окружающей среде, к природе.
- Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций.
- Формирование понятия «не вреди себе сам».
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. [2]
Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие (как приятно съесть холодное мороженое, выпить целую бутылку охлажденного лимонада, пробежать по луже, поваляться подольше в постели и т. п.), а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся ребенку далекими и маловероятными.
Значительная часть самоохранительного поведения детей среднего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования потребности в здоровом образе жизни.
В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
Важным в формировании здорового образа жизни является взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.
Детский сад и семья — важнейшие институты первичной социализации дошкольника. В философской, психолого-педагогической литературе (К.А. Абульханова-Славская, А. Н. Аверьянов, Б. Г. Ананьев, М. С. Каган,Н. Ф. Радионова, В. И. Слободчиков и др.) взаимодействие рассматривается как особый тип связи субъектов совместной деятельности и общения. Взаимодействие, построенное на основе общечеловеческих ценностей, взаимном принятии его участников, обеспечивает достижение общих целей, результативность сотрудничества.
Исходя из исследований по работе детского сада с родителями (Е.П. Арнаутова, Т. А. Данилина, В. П. Дуброва,О. Л. Зверева, О. В. Огороднова, З. И. Теплова и др.), видно, что основой взаимодействия взрослых является педагогическая компетентность педагогов и педагогическая культура родителей через поиск наиболее эффективных способов сотрудничества взрослых, разработку и реализацию соответствующей педагогической технологии взаимодействия. [26]
Итак,организация здорового образа жизни детей среднего дошкольного возраста во многом зависит от реального участия самих дошкольников в этом процессе, осознания детьми сохранения и укрепления своего здоровья, а так же от активного зваимодействия родителей и педагогов детского сада.
1.3. Формы взаимодействия детского сада и семьи по приобщению детей среднего дошкольного возраста к здоровому образу жизни
По утверждению Змановского Ю.Ф.взаимодействие детского сада и семьи следует рассматривать как процесс двусторонний: с одной стороны - это «Детский сад - семье» - процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Для реализации этого процесса в детском саду организуются такие формы работы, как родительские собрания, школы для родителей, консультации и т. д; с другой стороны - это «Семья - детскому саду» - процесс характеризуется включением родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Это налаживание работы кружков, коллективные мероприятия, например экскурсии, походы, праздники, развлечения.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. [22]
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
-расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ,
которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят с воспитывающей и развивающей средой;
-разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу. Одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье. [9]
Одной из форм является организованная педагогическая работа по формированию культуры здорового образа жизни детей.
Основные задачи работы:
1) Воспитание у детей потребности в здоровье.
2) Формирование целостного понимания культуры здорового образа жизни.
3) Создание правильных представлений о культуре здорового образа жизни.
4) Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.
5) Использование в процессе приобщения детей к культуре здорового образа жизни приемов интеграции в разных видах деятельности.
6) Организация включения в систему работы новых специалистов по проведению оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий. Примерный план работы по формированию у детей основ здорового образа жизни представлен в таблице. (Приложение 1)
Условиями эффективной работы с детьми по формированию навыка здорового образа жизни являются:
- доступность сообщаемых сведений обиологических, социальных, экологических и поведенческих составляющих здорового образа жизни;
- соблюдение принципов наглядности, последовательности,систематичности, постепенного усложнения материала;
- реализация воспитательно-образовательной работы с опорой на предметно-практическую и продуктивную деятельность дошкольников, обогащение их чувственного опыта, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
- использование различных заданий и упражнений с учетом особенностей внимания, памяти, мышления и речи дошкольников;
- коррекция этих психических процессов в ходе формирования представлений о здоровом образа жизни;
- определение способов передачи социального опыта в соответствии с уровнем психического развития детей (совместные с взрослым действия, подражание, образец, обобщенная, словесная инструкция, расчлененная словесная инструкция).
К современным формам работы с семьей так же относятся:
- Информационно-аналитические: индивидуальные беседы, индивидуальные консультации воспитателя или специалиста, наблюдения, посещение семьи, анкетирование, социологические опросы, «телефон доверия», «горячая линия», «почтовый ящик» и др., что позволяет проанализировать условия и образ жизни семей воспитанников ДОО, спланировать дифференцированную работу.
- Информационно-наглядные: «Азбука здоровья» - наглядная информация на стендах и сайте ДОО, памятки, буклеты, фотовыставки: «Мы со спортом крепко дружим!», «Малыши крепыши делают зарядку!», «Воспитание здорового ребенка», «Здоровье ребенка – в чьих оно руках?»
- Эффективной формой сотрудничества являются встречи в родительском клубе. Тематика встреч в клубе выбирается с учетом особенностей, трудностей и потребностей семей, исходя из возникающих по ходу воспитательно-образовательного процесса проблем, с тем, чтобы каждый родитель сам мог выбрать наиболее интересную для себя тему встречи. В проведении встреч в семейном клубе принимают участие педагоги детского сада, медицинские работники, приглашенные специалисты медицинских, культурных, образовательных учреждений. В клубе у каждого из родителей есть возможность почувствовать себя ребенком и поиграть, обменяться опытом положительного семейного воспитания, задать интересующие вопросы, научиться элементарным методам и приемам оздоровления, воспитания, обучения и развития детей среднего дошкольного возраста, объединиться в дружный родительский коллектив. Лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде фотогазет, коллективных работ, фотомонтажей.
-Досуговые (коллективные, подгрупповые): совместные досуги, «Дни здоровья», спортивные праздники и развлечения. Совместные досуговые мероприятия повышают компетентность родителей в воспитании здоровой и физически развитой личности, а также повышают авторитет, укрепляют роль влияния положительного примера взрослых, служат источником формирования добрых семейных традиций.
Эти методы способствует реальному участию родителей в воспитательно-образовательной работе детского сада с учетом их интересов и предпочтений. Такие формы работы достаточно эффективны и могут использоваться в целях педагогического сопровождения семьи, основываясь на педагогических запросах родителей. [23]
В равной степени эффективными могут быть традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОО и семьи, примерный план которых представлен в таблицах. (Приложение 2)
Итак, одной из важных задач взаимодействия детского сада и семьи является сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Различные формы взаимодействия, активное участие родителей и педагогов ДОО позволяют осуществить поставленную задачу.
Выводы
Отличительная черта детей среднего дошкольного возраста – высокая активность. Это дает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах жизни. Самостоятельность позволяет ребенку преобретать новые знания и опыт. Появление уважительного отношения к старшим у ребенка среднего дошкольного возраста так же связано с острой потребностью уважительнеого отношения к себе.
Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, она была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка;
опыт дошкольной организации сотрудничества с родителями в целях органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечивает всестороннее развитие личности.
Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Все, чему научили ребенка взрослые, он должен уметь применять в реальной жизни.
Значимость здорового образа жизни заключается в том, что при создании определенных условий у дошкольников появляется потребность укрепления своего здоровья, формируются четкие представления о здоровье как о ценности, вырабатываются полезные привычки и навыки.
Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения. Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, равноправие и равноответственность родителей и педагогов ДОО.
Совместная работа ДОО и семьи по приобщению детей среднего дошкольного возраста к здоровому образу жизни немыслима друг без друга на современном этапе развития общества.
Заключение
Значимость выбранной темы заключается в том, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Большой проблемой современного общества является высокая заболеваемость, поэтому основная цель – это формирование привычки здорового образа жизни, создание всех необходимых и благоприятных условий начиная с дошкольного возраста для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности.
Для достижения этой цели необходимо формировать у дошкольников знания о том, как сохранить и укрепить свое здоровье, навыки здорового образа жизни, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и двигательную деятельность. При этом целенаправленно следует вести работу с детьми по воспитанию ценностных ориентаций на физическое развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и желаний к улучшению деятельности своего здоровья, поскольку самое ценное у человека – это жизнь, самое ценное в жизни – это здоровье.
Забота о формировании привычек здорового образа жизни ребенка должна начинаться с обеспечения четко установленного режима дня, создания оптимальных гигиенические условий, правильного питания, выполнения ежедневной утренней зарядки, закаливания организма, что способствует правильному формированию физических качеств детского организма, профилактике различных заболеваний.
Педагоги, осуществляющие работу по формированию у дошкольников привычек к здоровому образу жизни, должны работать в тесном сотрудничестве с семьей ребенка, организовать деятельность по привлечению к здоровому образу жизни таким образом, чтобы детям было
интересно.
Детский сад и семья — важнейшие институты первичной социализации дошкольника. Именно они способствуют закладыванию основ здорового образа жизни детей.
Вовлечение родителей в работу детского сада, делает возможным лучше узнать семьи воспитанников, уровень образованности родителей по решаемой проблеме, их возможности. Педагог может получить конкретную помощь от родителей и соответственно оказать действенную помощь им по вопросам формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.
Список использованной литературы
- Билич, Г. Л., Назарова, Л. В. Основы валеологии: Учебник / Г. Л. Билич, Л. В. Назарова. — СПб.: Водолей, 2006. — 261 с.
- Брехман, И. И. Введение в валеологию — науку о здоровье / И. И. Брехман. — Л.: Наука, 2012. — 123 с.
- Брехман, И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 2008. — 212 с.
- Гончаренко, М.С., Исакова, Т. И. Задачи практической валеологии III национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии, С/ М. С. Гончаренко, Т. И. Исакова. — Петербург, 28−31 мая 2005 г.: Тез.докл. — СПб., 2005.
- Грач, И. С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач// Образование. — 2006. — № 5. -С. 88−91.
- Гундаров, И.А., Полесский, В. А. Актуальные вопросы практической валеологии Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья/ И. А. Гундаров,В. А. Полесский. — СПб., 2005.
- Зайцев, Г. К. Педагогика здоровья / Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, И. Г. Колесникова. — СПб.: Питер, 2011. — 78 с.
- Змановский, Ю. Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю. Ф. Змановский//Дошкольное воспитание. — 2007. — № 9.
- Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А. Я. Иванюшкин// Вестник АМН СССР. — 2011. — Т. 45. — №. 4. — С. 29−33.
- Изуткин, Д. А. Формирование здорового образа жизни / Д. А. Изуткин//Советское здравоохранение. — 2005. — № 11. — с. 8−11.
- Казначеев, В. П. Здоровье нации — феномен экологии XXI века Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации»/ В. П. Казначеев. - Москва, 15−17 мая 2006. — 194 с.
- Карепова Т. Г. , Жуковин И. Ю. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция – быть здоровыми!» /Т. Г. Карепова, И. Ю. Жуковин . - // Психолог в детском саду. -2006.-№3.-С.52-80.
- Карепова. Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников : планирование, система работы / авт.-сост. Т. Г. Карепова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 170 с.
- Кузнецов, Е. Д. Новая валеология нового времени / Е. Д. Кузнецов. — Тюмень: Истина, 2014. — 201 с.
- Куинджи Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников: методическое пособие/Н.Н. Куинджи.- М.: Аспект Пресс, 2005.-139с.
- Лисицин Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность /Ю П. Лисицин, А.В. Сахно. – М.: Мысль, 2012.
- Лисицын, Ю. П. Санология — наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни / Ю. П. Лисицын. — М.: Просвещение, 2011. -231 с.
- Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью/Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры.- 2016, №6, С.26-37.
- Нежина, Н. В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н. В. Нежина // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4.
- Николаев В.Р. Физкультура как фактор укрепления здоровья/В.Р. Николаев // Биология в школе. - 2008. -№5. - С.53.
- Пирогов Н.И. Об учреждении гимнастического института. Избранные педагогические сочинения./ Сост. А.Н.Алексюк, Г.Г.Савенок. – М.: Педагогика, 2005.
- Сластенин, В. А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / В. А. Сластенин. — М.: ВЛАДОС, 2005. — 288 с.
- Сонькин, В.Д., Зайцева, В. В. Валеологический мониторинг детей и подростков / В. Д. Снькин, В. В. Зайцева // Теор. и практ. физ. культ., 2011. -7. — с. 10−12.
- Татарникова. Л. Г., Захарович Н. Б., Калинина Т. О. Валеология — основы безопасности жизни ребенка /Л.Г. Татарникова, Н. Б. Захарович,Т. О. Калинина. — СПб.: PETROC, 2013. — 128 с.
- Торохова Е. И. Валеология: Словарь/Е. И. Торохова. - М.: Флинта: Наука. 2007. – 248 с.
- Чикин С.Я., Царегородцев Г.И. Что такое здоровье? / С. Я. Чикин, Г. И. Царегородцев. — М.: Знание, 2006. — 96 с.
.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Примерный план работы по формированию у детей среднего дошкольного основ здорового образа жизни
Форма деятельности | Название |
Активный отдых | |
Досуг совместно с родителями | «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок» |
Досуг | «Веселые старты» |
Акция | «Мы за здоровый образ жизни» |
Конкурс рисунков | «Здоровое питание» |
Игровая деятельность | |
Дидактическая игра | «Правила гигиены» |
Дидактическая игра | «Найди опасные предметы» |
Дидактическая игра | «Мой день» |
Дидактическая игра | «Путешествие в страну здоровья» |
Дидактическая игра | «Подбери пару» |
Работа с родителями | |
Беседа | «Здоровый образ жизни формируется в семье» |
Рекомендации | Памятка родителям о закаливании детей в семье |
Приложение 2
Традиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи
Коллективные | Индивидуальные | Наглядно-информационные |
Родительские собрания – это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи; Конференции; “Круглые столы”. | Педагогические беседы с родителями; Тематические консультации. | Записи на магнитофон бесед с детьми; Видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; Фотографии; Выставки детских работ; Стенды; Ширмы; Папки-передвижки. |
Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи
Познавательные | Информационно-аналитические | Досуговые | Нагядно-информационные |
Семинары-практикумы; Родительские клубы; Педагогические гостиные; Родительские собрания. | Анкетирование; Социологические опросы; “Почтовый ящик”. | Совместные досуги; Праздники; Участие в выставках, конкурсах, экскурсиях. | Дни открытых дверей; Родительские уголки; Фотовыставки; Копилка Добрых дел |
Предварительный просмотр:
департамент образования администрации Владимирской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Владимирской области
«Муромский педагогический колледж»
Доклад
Тема: «Декоративно – прикладное искусство»
Подготовила:
Хебнева Елена Алексеевна,
студентка группы ЗД – 42 В
2015 - 2016 учебный год
1
Декоративно-прикладное искусство - обширный раздел искусства, охватывающий различные сферы художественной деятельности и ориентированный на создание изделий утилитарного характера. Эстетический уровень таких произведений, как правило, достаточно высокий. Собирательный термин объединяет два вида искусств - прикладное и декоративное. Первое обладает признаками практического применения, второе призвано украшать среду обитания человека.
Прикладное искусство - что это такое? Прежде всего, это предметы, характеристики которых близки к художественному стилю, а их предназначение достаточно разнообразно. Вазы, кувшины, посуда или сервизы из тонкого фарфора, а также многие другие изделия служат украшением гостиных, кухонных гарнитуров, спален и детских комнат. Некоторые предметы могут быть произведениями подлинного искусства и тем не менее относиться к разряду прикладного творчества. (Приложение 1)
Прикладное искусство - что это такое с точки зрения мастера? Трудоемкий творческий процесс или простая поделка, изготовленная из подручных материалов? Безусловно, это художественное произведение, заслуживающее самой высокой оценки. Утилитарное предназначение изделия не умаляет его достоинств. Декоративно-прикладное искусство - это широкое поле деятельности для художников и скульпторов, дизайнеров и стилистов. Особенно ценятся эксклюзивные произведения искусства, созданные в единственном экземпляре. В то же время изделия, выпускаемые серийно, причисляются к сувенирной продукции.
Декоративно-прикладное искусство - что это такое, если рассматривать его как часть эстетического наполнения бытовой среды? Можно с уверенностью сказать, что все изделия и предметы, расположенные вокруг, отражают вкусы людей, находящихся в непосредственной близости с ними, поскольку
2
человек старается окружить себя красивыми вещами. Декоративно-прикладное искусство дает возможность украсить жилье, офисное помещение, зону отдыха. Особое внимание уделяется оформлению помещений для детей.
И, наконец, прикладное искусство - что это такое в понимании общественности? Это выставки, вернисажи, ярмарки и еще многие другие публичные мероприятия, приобщающие людей к культуре. Изобразительное декоративно-прикладное искусство повышает уровень развития человека,
способствует формированию его эстетического вкуса. Кроме того, осмотр экспозиций расширяет общий кругозор. Каждая выставка прикладного искусства - это знакомство широкой публики с новыми достижениями в области художественного творчества. Подобные мероприятия имеют особое значение в воспитании молодого поколения.
В России декоративно-прикладное искусство является частью экономической мощи страны. Ниже приводится список основных направлений народных художественных промыслов, которые получили мировое признание и отправляются на экспорт в промышленных объемах. Это такие народные художественные промыслы, как:
-Лаковые миниатюры на деревянной основе (Палех, Мстёра, Федоскино).
-Жостовская художественная роспись по металлу, лиможская эмаль, финифть.
-Хохломская, городецкая, мезенская художественная роспись по дереву.
-Гжель, филимоновская игрушка, дымковская игрушка – художественная роспись по керамике.
Палех
3
Палехский народно-художественный промысел появился на российских просторах в начале 20-го века. Искусство лакового рисунка возникло в небольшом поселке Ивановской губернии под названием Палех. Промысел явился продолжением иконописного искусства, которое уходит корнями в допетровские времена. Позже мастера Палеха участвовали в росписи Грановитой палаты Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, соборов Троицко-Сергиевой лавры.
В 1923 году лаковые миниатюры были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке, где получили диплом 2-й степени. А еще через два года палехские шкатулки экспонировались в Париже, на Всемирной выставке.
Успех необычных художественных изделий стал стимулом для создания организаций "Союз художников Палеха" и "Палехские художественные мастерские" при Художественном фонде СССР. (Приложение 2)
Федоскино
С этим словом ассоциируют русскую лаковую живопись с применением масляных красок. Промысел появился в подмосковной деревне Федоскино во второй половине 18-го века. Рисунок наносился на изделия из папье-маше и затем покрывался лаком в несколько слоев.
Начало искусству федоскинской миниатюры положил русский купец П. И. Коробов, побывавший в немецком городе Брауншвейге и перенявший там технологии по созданию табакерок, бисерниц, шкатулок и других изделий, украшенных живописными картинками. (Приложение3)
Мстёра
Так назвали русский народный промысел, появившийся в середине 18-го века во Владимирской губернии. Началось все с "мелочных писем" - миниатюрных икон с прорисовкой мельчайших деталей. После революции 1917 года, когда отпала нужда в иконописи, мстёра перешла на шкатулки и
коробочки из папье-маше. Рисунок наносился темперными красками,
4
замешанными на яичных желтках. К середине 20-го века окончательно образовались технологии лаковой миниатюры мстёра. (Приложение 4)
Жостово
Народный промысел жостовский - это металлические подносы, раскрашенные в особом стиле. Зародилось жостовское искусство в начале 19-го века, в деревнях Троицкой волости, в Подмосковье. Жители трех сел (Осташково, Жостово и Хлебниково) занялись изготовлением расписных изделий из папье-маше. А в мастерской братьев Вишняковых стали делать подносы из жести с красочным рисунком.
Прейскурант Вишняковых включал в себя два десятка различных изделий из металла и папье-маше, все они были расписными, красочно оформленными и пользовались высоким спросом на ярмарках, при этом на первом плане всегда был раскрашенный поднос.
Жостовская роспись - это цветочная тема в нескольких вариантах: букет садовый, цветы "враскидку", гирлянда, плетеный венок. Полевые растения составляли отдельную композицию. (Приложение 5)
Хохлома
Такое название получил русский народный промысел, уходящий корнями в начало 17-го века. Хохломская роспись наиболее сложная и дорогостоящая из всех ныне существующих методик. Художественное прикладное искусство - это длительный творческий процесс, связанный с обработкой древесины, многослойной грунтовкой и раскрашиванием масляными красками.
Процесс изготовления хохломских изделий начинается с заготовок. Сначала мастера бьют баклуши, то есть колят топором деревянные бруски. Затем заготовки обрабатываются на станках до нужных размеров и формы.
5
Обработанные заготовки называются "бельем". После шлифовки их промазывают специальной жидкой глиной и просушивают. Затем уже грунтованные заготовки покрывают несколькими слоями льняного масла с промежуточной просушкой. Далее следует лужение, или втирание в поверхность алюминиевого порошка, после чего изделие становится бело-зеркального цвета. На этой стадии оно уже готово к росписи.
Основные цвета хохломы - это черный и красный (сажа и киноварь), вспомогательные краски: золотая, коричневая, светло-зеленая и желтая. Кисти при этом используются очень тонкие (делаются исключительно из беличьих хвостов), поскольку мазки наносятся едва заметным касанием.
Тематическое содержание рисунка – ягоды рябины, калины, земляника, мелкая листва, тонкие, слегка изогнутые зеленые стебли. Все рисуется яркими, интенсивными красками, контуры четко обозначаются. Изображение построено по принципу контрастности. (Приложение 6)
Гжель
Это наиболее популярный народный промысел, традиционный российский центр производства художественной керамики. Занимает обширный регион, состоящий из 27 деревень, под общим названием Гжельский куст, в 60 километрах от Москвы.
Гжельские места испокон веков славились залежами высокосортной глины, годной для аптекарских сосудов. В 1770 году гжельские волостные земли были приписаны к Аптекарскому приказу. Тогда же в гжельских деревнях наладили производство кирпича, гончарных труб, печных изразцов и детских игрушек для Москвы.
Посуда из гжельской глины была особенно хорошая, легкая и прочная. В начале 19-го века в волости насчитывалось 25 заводов по производству
6
посуды. Близость Москвы стимулировала развитие выпуска глиняных изделий, на столичных ярмарках продавалось несметное количество мисок, тарелок, блюд и прочей кухонной утвари.
Гжельские игрушки в то время делали из отходов посудного производства. Сколько бы глины ни оставалось, всю ее использовали для лепки петушков, курочек, барашков и козочек. Первоначально кустарные мастерские работали хаотично, но вскоре наметилась определенная линия в производстве. Сырье стали заготавливать специально для сувенирной продукции, мастера также специализировались по профилю наиболее востребованных изделий.
Белые блестящие лошадки и статуэтки раскрашивались в разные цвета до тех пор, пока не появился кобальт, универсальная краска. Интенсивный ярко-синий цвет как нельзя лучше сочетался с белоснежной эмалью заготовки. В 50-х годах прошлого столетия художники полностью отказались от всех других цветов и стали пользоваться поглазурной синей кобальтовой раскраской. Мотивы рисунка при этом могли быть самыми разными, на любую тему. (Приложение 7)
Спектр российских народно-художественных промыслов декоративно-прикладного искусства необычайно широк. Здесь и художественное каслинское литье, и чеканка с элементами вкрапления. Технологии интарсии и маркетри позволяют создавать великолепные картины и панно. Русское прикладное искусство - это обширный культурный пласт страны, достояние общества.
7
Список литературы
1. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В.10т.- СПб. ; Азбука – классика. /В. Г. Власов. –Т. З., 2005
2. Власов В. Г. Основные теории и истории декоративно – прикладного искусства. Учебно – методическое пособие. /В. Г. Власов. – СПбГУ, 2012. -156с.
3. Морин А. История декоративно – прикладного искусства. /А. Морин. – М.: Искусство,1982
4. Садохин А. Мировая художественная культура. /А. Садохин. – М.: Юнити, 2000