Районный семинар-практикум: «Традиционные религии России: культурологический аспект.» Выступление на тему: «Преподавании основ религиозной культуры в 4-ом классе»
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно-значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.
В настоящее время в 21 субъекте Российской Федерации по поручению Президента РФ от 2 августа 2009 года (№ Пр-2009) проходит апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Целью комплексного курса является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный семинар-практикум: «Традиционные религии России: культурологический аспект.»
Выступление на тему: «Преподавании основ религиозной культуры в 4-ом класс»
Я слышу, и я забываю,
Я вижу, и я помню
Я делаю, и я понимаю.
Конфуций
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно-значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.
В настоящее время в 21 субъекте Российской Федерации по поручению Президента РФ от 2 августа 2009 года (№ Пр-2009) проходит апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Целью комплексного курса является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Иными словами, курс поможет воспитать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Основные задачи – это
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
- развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Преподавание курса «Основы религиозных культур» в образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. Знакомство с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учёта разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках, установленных законом правовых норм, взаимодействуют с религиозными организациями по вопросам апробации комплексного курса, включая вопросы методического сопровождения и подготовки учителей, посредством привлечения их представителей в соответствующие рабочие и координационные структуры.
Принятие решения о записи ребёнка на изучение определённого модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка. Вокруг нового, никому пока ещё не известного курса, уже начали ходить различные мифы. Большое распространение имеют эти мифы среди родителей. Поэтому мы с вами сегодня и собрались здесь. Хочется рассеять эти сомнения и неправильные высказывания.
Миф 1: новый предмет будет иметь вероучительный, миссионерский характер. Это не так. В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы. Такое образование может вести религиозная организация. Но только такая организация, которая имеет документ, подтверждающий её существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее 15 лет. Но это обучение религии. А курс, который вводится в образовательные учреждения, будет знакомить с религиозными культурами, а не обучать религии.
Миф 2: в школу придут священнослужители. Это тоже неверно. Новый предмет будут вести педагоги школы. Они для этого будут специально обучаться на курсах повышения квалификации. Это педагоги, которые имеют отношение к культурологическим основам. Рекомендуется, чтобы этот курс вели учителя истории или учителя русского языка и литературы. Представителей религиозных конфессий учителя могут привлекать во внеклассной работе по данному курсу. И сейчас в процессе подготовки к введению данного курса, при подготовке учителей проводятся встречи с представителями религиозных организаций. Также они привлекались к разработке учебников по некоторым модулям курса. В состав координирующей группы, которая будет создана в каждом муниципалитете, также будут входить представители религий. В рамках курса также возможно посещение религиозных организаций в целях знакомства с экспонатами духовной культуры, традициями. Возможно оно только при согласии родителей (законных представителей), а также при условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных организаций.
Помним о том, что задача курса – формировать у обучающихся знания, понимание и уважительное отношение к религии как национальной духовной традиции. Выбор веры – это частное дело гражданина. Об этом мы говорим за пределами школы.
Миф 3: учеников одного класса поделят на группы, что приведёт к конфликтам между ними. Это тоже только миф. Курс включает в себя модули. У обучающихся есть право на свободный выбор. И они выбирают тот модуль, который им хотелось бы изучать. А вот задача педагогов, сама сложная задача в этом курсе – дать детям знания об их мировоззрении, и научить уважать людей, пусть пока это будут одноклассники, с другими взглядами, ценностями, с другим мировоззрением. Поэтому образовательным учреждениям рекомендуется не разделять учеников одного класса на группы на первом и последних уроках. Содержание первого и последних уроков одинаковое для всех модулей.
А теперь позвольте рассказать о структуре и содержании курса.
Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей:
1)основы православной культуры,
2) основы исламской культуры,
3) основы буддийской культуры,
4) основы иудейской культуры,
5) основы мировых религиозных культур,
6) основы светской этики.
Все модули нового предмета соединяются общими тематическими блоками:
1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.);
2.Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.).
3.Традиционные религии и этика в России (13 ч.);
4.Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.).
Во-первых, предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа России.
Во-вторых, содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций.
В-третьих, содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей –
1) Отечество,
2) семья,
3) культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская).
На этих базовых ценностях – Родина, семья и традиция - будет осуществляться воспитание детей в рамках нового предмета.
В-четвертых, новый предмет организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
Информацию по апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» можно найти на сайтах, указанных на слайде. Учитель начальных классов должен присутствовать на каждом занятии.
Учебники за счёт средств бюджета. Каждый ученик получит учебник, брошюру для родителей, диск. Учебники очень красочные, шрифт крупный.
ЛИТЕРАТУРА
Нормативные документы:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Эл, ресурс. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Эл, ресурс. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
Учебно-методические пособия из УМК ОРКСЭ:
Левитинский, А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург, 2011. – 73 с.
Основы православной культуры: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации / Сост. А.Н. Иоффе, Е.А. Мишина, Г.А. Обернихина и др. М., 2010.
Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации / Сост. А.Н. Иоффе, Е.А. Мишина, Е.В. Мицияка и др. М., 2010.
Исследования:
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М., 1999
2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998.
3. Корнетов Г.Б. Общая педагогика. М., 2003.
4. Якиманская И.С. Педагогическая психология: Основные проблемы. М., 2008.