Помогалочка.
На этой странице можно найти справочную информацию
для учеников и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_kak_reshat_uravneniya.doc | 352 КБ |
pamyatka_kak_reshat_zadachi.doc | 94 КБ |
pamyatka_kak_razobrat_prostoe_predlozhenie.doc | 93.5 КБ |
pamyatki_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм решения уравнений на нахождение уменьшаемого.
| х – 4 = 6 |
| уменьшаемое, вычитаемое, разность |
| вычитаемое 4, разность 6. |
| уменьшаемое |
| чтобы найти неизвестное уменьшаемое надо к разности 6 прибавить вычитаемое 4 |
| х = 6 + 4 |
| х = 10 |
| в первую запись вместо х запиши полученное число 10 – 4 = 6 |
| Сосчитай, чему равна левая часть, посмотри, равна ли она правой части 6=6 |
| уравнение решено верно |
| х = 10 |
Алгоритм решения уравнений на нахождение вычитаемого.
| 8 – у = 3 |
| уменьшаемое, вычитаемое, разность |
| уменьшаемое 8, разность 3 |
| вычитаемое |
| чтобы найти неизвестное вычитаемое надо из уменьшаемого 8 вычесть разность 3. |
| у = 8 - 3 |
| у = 5 |
| в первую запись вместо у запиши полученное число 8 – 5 = 3 |
| сосчитай, чему равна левая часть, посмотри, равна ли она правой части 3= 3 |
| уравнение решено верно |
| у = 5 |
Алгоритм решения уравнений на нахождение слагаемого.
| 6 + у = 9 |
| 1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма |
| 1 слагаемое – 6, сумма - 9 |
| 2 слагаемое |
| Чтобы найти неизвестное 2 слагаемое надо из суммы 9 вычесть 1 слагаемое 6 |
| у = 9 - 6 |
| у = 3 |
| в первую запись вместо у запиши полученное число 6 + 3 = 9 |
| сосчитай, чему равна левая часть, посмотри, равна ли она правой части
|
| уравнение решено верно |
| у = 3 |
Алгоритм решения уравнений на нахождение делимого.
| у : 2 = 4 |
| делимое, делитель, частное |
| делитель – 2, частное - 4 |
| делимое |
| Чтобы найти неизвестное делимое надо частное умножить на делитель |
| у = 4 * 2 |
| у = 8 |
| в первую запись вместо у запиши полученное число 8 : 2 = 4 |
| сосчитай, чему равна левая часть, посмотри, равна ли она правой части 4 = 4 |
| уравнение решено верно |
| у = 8 |
Алгоритм решения уравнений на нахождение делителя.
| 8 : у = 4 |
| делимое, делитель, частное |
| делимое – 8, частное - 4 |
| делитель |
| Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное |
| у = 8 : 4 |
| у = 2 |
| в первую запись вместо у запиши полученное число 8 : 2 = 4 |
| сосчитай, чему равна левая часть, посмотри, равна ли она правой части 4 = 4 |
| уравнение решено верно |
| у = 2 |
Алгоритм решения уравнений на нахождение множителя.
| 3 * х = 6 |
| 1 множитель, 2 множитель, произведение |
| 1 множитель – 3, произведение - 6 |
| 2 множитель |
| Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на 1 множитель |
| х = 6 : 3 |
| х = 2 |
| в первую запись вместо у запиши полученное число 3 * 2 = 6 |
| сосчитай, чему равна левая часть, посмотри, равна ли она правой части 6 = 6 |
| уравнение решено верно |
| х = 2 |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА «КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ»
1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем в ней говорится.
2. Выдели условие и вопрос.
3. Запиши условие кратко или выполни чертёж, рисунок.
4. Подумай можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что надо узнать сначала, что потом?
5. Составь план решения.
6. Выполни решение.
7. Проверь решение и запиши ответ задачи.
Примерный план ответа-рассуждения ребенка при решении задачи:
Анализ задачи.
1. Известно, что … (расскажи условие задачи)
2. Надо узнать… (повтори вопрос)
3. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо …
4. Сразу мы не можем ответить на вопрос задачи, так как не знаем…
5. Поэтому в первом действии мы узнаем …
6. Во втором действии мы ответим на вопрос задачи. Для этого … ( какое действие выполняем)
7. Ответ ...
Предварительный просмотр:
Памятка разбора простого предложения.
1). Определи вид предложения по цели высказывания:
- повествовательное;
- вопросительное;
- побудительное.
2). Определи вид предложения по интонации:
- восклицательное;
- невосклицательное.
3). Подчеркни грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).
4). Найди второстепенные члены предложения и определи
- распространенное предложение
- нераспространенное
5). Укажи однородные члены предложения (если есть).
6). Начерти схему предложения.
Предварительный просмотр:
Как подготовиться к письму по памяти
- Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о чём говорится в тексте.
- Найди в тексте слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание.
- Выучи текст наизусть. Обрати внимание на точное употребление слов в словосочетаниях.
- Ещё раз внимательно прочитай текст, чётко проговаривая каждое слово.
Как подготовиться к изложению
- Прочитай текст. Определи его тему и основную мысль. Озаглавь.
- Найди в тексте опорные слова.
- Составь план. Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую из них.
- Найди слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание.
- Ещё раз внимательно прочитай текст. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.
После того как напишешь изложение, не забудь проверить свою работу.
Как составить текст-повествование
Определи:
- О чём ты будешь рассказывать (какова тема текста)?
- Какая мысль в рассказе будет основной?
- Как лучше озаглавить текст?
- С чего можно начать рассказ (о чём будет говориться во вводной части - зачине)?
- О чём ты расскажешь в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем всё завер-
шилось)?
- Как можно закончить рассказ (какая будет концовка)?
Как составить текст-описание
- Выдели признаки предмета, который нужно описать.
- Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.
- Определи своё отношение к предмету, который будешь описывать.
Как составить текст-рассуждение
- Кратко назови то, что ты будешь доказывать.
- Подумай, как можно построить своё доказательство. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…»
Как составить план текста
Чтобы составить план текста, нужно:
- Разделить текст на законченные по смыслу части.
- Определить основную мысль каждой части.
- Озаглавить каждую часть текста.
Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Тема объединяет предложения в тексте.
Основная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать автор.
Тема и основная мысль связаны между собой.
Озаглавить текст – это значит кратко назвать его тему или основную мысль.
Порядок звуко-буквенного разбора слова
- Сколько в слове слогов?
- На какой слог падает ударение?
- Гласные звуки: ударные и безударные. Какими буквами обозначены?
- Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
- Количество звуков и букв в слове.
Порядок разбора слова по составу
- Окончание
Измени слово по числам, падежам или лицам. Найди изменяемую часть.
- Корень
Подбери два-три однокоренных слова, выдели общую часть.
- Приставка
Сравни однокоренные слова с разными приставкам или без приставки.
- Суффикс
Подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса.
Образец устного разбора
Дошкольник
- Изменяю по падежам: дошкольник, у дошкольника, к дошкольнику. В слове дошкольник – нулевое окончание.
- Однокоренные слова: школьник, школа. В слове дошкольник корень –школ-.
- Пришкольный, школьный, дошкольник. Приставка до-.
- Школа – дошкольник. Суффикс –ник-.
Образец письменного разбора
дошкольник
Порядок разбора имени существительного
- Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
- Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
- Род. Склонение.
- Падеж. Число.
- Роль в предложении.
Образцы разбора
Солнце освещает землю.
Устный разбор
- Землю – существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос что?
- Начальная форма – земля.
- Женского рода, 1-го склонения.
- Употреблено в винительном падеже, в единственном числе.
- В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: освещает (что?) землю.
Письменный разбор
- Землю – сущ. (что?)
- Н.Ф. – земля
- Ж.р., 1-го скл.
- В В.п., в ед.ч.
- Вт.чл.
Как определить падеж существительного
- Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.
- По вопросу и предлогу определить падеж.
Над озером кружились чайки.
Кружились (над чем?) над озером (Т.п.)
Как определить склонение имени существительного
(в именительном падеже)
- Определить род.
- Выделить окончание существительного в И.п. единственного числа.
- По роду и по окончанию определить склонение.
Образец рассуждения
Тетрадь – она, моя – сущ., ж.р. с ь на конце; в И.п. ед.ч. нулевое окончание; значит, существительное тетрадь 3-го склонения.
Порядок разбора имени прилагательного
- Часть речи. Что обозначает, на какой
вопрос отвечает.
- Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
- Род (в ед.числе), падеж, число.
- Роль в предложении.
Образцы разбора
Цветёт алая гвоздика.
Устный разбор
- Алая – имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая?
- Начальная форма – алый.
- Употреблено в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе.
- В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: гвоздика (какая?) алая.
Письменный разбор
- Алая – прилаг. (какая?)
- Н.Ф. – алый
- В ж.р., в Им. п., в ед.ч.
- Вт.чл.
Как определить падеж имени прилагательного
- Найти существительное, к которому относится прилагательное.
- Определить падеж существительного.
- По падежу существительного определить падеж прилагательного.
В синем небе звёзды блещут. (А.С.Пушкин)
Блещут (где? в чём?) в небе – П.п.
в небе (каком?) синем – П.п.
Прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются. Падеж имени прилагательного как в единственном, так и во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится:
к домам (Д.п.) (каким?) новым (Д.п.);
за домами (Т.п.) (какими?) новыми (Т.п.)
Порядок разбора глагола
- Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
- Начальная форма (неопределённая форма глагола). Спряжение.
- Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число – для глаголов в прошедшем времени.
- Роль в предложении.
Образцы разбора
Дует лёгкий ветерок.
Устный разбор
- Дует – глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает?
- Начальная форма – дуть, I спряжение.
- Глагол употреблён в настоящем времени, в
3-м лице, в единственном числе.
- В предложении является сказуемым: ветерок (что делает?) дует.
Письменный разбор
- Дует – гл. (что делает?)
- Н.Ф. – дуть, I спр.
- В наст.вр., в 3-м л., в ед.ч.
- Сказуемое
Правописание безударных личных окончаний глаголов
- Определить время, лицо и число глагола.
- Назвать неопределённую форму этого глагола и по букве гласного звука перед суффиксом – ть определить спряжение (таять, светить).
- Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.
I спряжение II спряжение
-ешь -ишь
-ет -ит
-ем -им
-ете -ите
-ут (-ют) -ат (-ят)
Глаголы-исключения II спряжения
Глаголы на –еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть;
глаголы на –ать: слышать, дышать, держать, гнать.