Психологическая копилка.
Роль учителя начальных классов в контексте инновационных проектов общественного развития.
Черкасова В.Г. учитель начальных классов
МО г.Долгопрудный школа №8 «Экос».
Ключевые слова по тематике: функции учителя, требования к учителю,
задачи учителя, оценка работы учителя, педагог - вечный ученик или двигатель процесса развития общества.
Аннотация: статья- высказывание на заданную тему.
Учитель начальной школы – творец. Он является проводником между- детьми и миром всего нового и неизведанного. Родители нам вручают самое дорогое: судьбу маленького человека, поэтому организуя и реализуя учебно-воспитательный процесс, мы ответственны за каждого ученика, ведь таким будет наше общество завтра.
Функция учителя в рамках инновационных проектов расширяет возможность педагогических функций, но и тоже время сильно возрастает главная функция учителя-это профессионализм. Суть педагогического труда- это в управлении теми процессами, которые сопровождают становление человека. Здесь мы сразу начинаем конкретные действия: диагностируем, прогнозируем ,ставим цели, проектируем и в конце реализуем намеренья в тесной связке с учеником. К тому же нам надо еще и оценить, проконтролировать и если , что –то не получилось провести коррекцию исходного материала. Учитель начальных классов выполняет множество видов деятельности и всё в рамках общественного развития человека.
Общество неизбежно развивается, поэтому и требования к человеку –« путеводной звезде» возрастает, а именно это маленькая личность видит в учителе начальных классов.
Давайте , перечислим что хотят видеть в современном учителе родители учеников : профессионализм, который будет определять успешность педагогической деятельности.
Педагогические качества: любовь к детям, трудолюбие, умение поставить цель, организованность, справедливость, педагогический такт, знание и владение не одной методикой ,а на современном этапе владение передовыми технологиями.
Часто родители оценивая работу педагога ставят на первый план человеческие качества , и с этим я полностью согласна, ведь мы учителя всегда были эталоном порядочности ,доброты и человечности.
Важная задача учителя начальной школы это тесное сотрудничество с семьёй ученика. Именно семья и школа выступают скелетом формирования будущей личности. В работе педагоги деятельность родителей вносят в планы воспитательной работы, систематически проводят на родительских собраниях обучения родителей, совместно организуют досуг детей. Учителя просвещают родителей в гуманности домашней педагогики: свободное развитие способностей, признание личности, установление равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми и конечно приоритетности общечеловеческих нравственных норм.
Оценка труда педагога, какова она? Ведь не редко педагоги с горящими глазами ,потухают так и не получив поддержку, оценку развитию на данном этапе. Часто слывшим у школы ,а этот учитель- плохой. Почему? Я знаю ответ на этот вопрос. Не было рядом педагога – наставника, может просто чуть более опытного, чтобы подержать советом и добрым словом. Педагогическое мастерство- высокое и постоянное совершенствуемое искусство воспитания и обучения ,оно требует новых педагогических технологий ,которые так необходимы нам педагогам на современном этапе, чтобы эффективно применять на практике избранные методы педагогического сотрудничества (ученик-учитель-родители ученика).
Роль учителя начальных классов в контексте инновационных проектов развития общества возрастает с развитием прогресса, как развивается прогресс ,так и меняются требования к функциям учителя, требования к учителю- как личности, сразу же меняются и задачи воспитательного образования и оценки труда педагога. Педагог в современном мире- ученик и вечный двигатель развития общества.
Список литературы:
1.Азаров Ю.П. Искусство воспитания.М.,1985
2.Мудрик А.В.Учитель :мастерство и вдохновение.М.1986
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как помочь ребёнку с нарушением поведения, если у него проявляется физическая агрессия?
Черкасова В.Г. педагог-психолог школа №8 «Экос»
Г.Долгопрудный.
Физическая агрессия (нападение)-использование физической силы против друг друга.
Физическая агрессивность проявляется у детей достаточно часто. Эта проблема в начальной школе очень актуальна. Этот вид агрессии относится к форме выражения эмоции гнева, в результате чего происходит причинение вреда ,ущерба. Гнев является важнейшей эмоцией человека, и его может вызвать любое ощущение дискомфорта -усталость, стресс и даже голод. Ребенок становится раздражительным, вероятность «сорваться» на ком-либо возрастает. Агрессивная ситуация может последовать после ограничения свободы. Лишает человека свободы действий психологическое и физическое ограничение. Также могут стать источником гнева неправильные ,несправедливые действия и поступки. Но в данном случае большую роль играют не сами поступки , а их интерпретация человеком. Прежде чем на кого-то рассердиться , мы возлагаем на этого человека вину. Вполне возможно, что физическая агрессия может возникнуть, если возникают препятствия в достижении цели. Физическую агрессию вызывают также эмоциональные состояния , в депрессии печаль часто соседствует с гневом. Последствия физической агрессии могут быть самыми печальными, а дело в том, что человек просто не осознает своё состояние в конкретный момент, многие вообще не способны держать себя в руках и контролировать свои действия. В большинстве случаев после того как человек успокаивается , он начинает жалеть о своих действиях. Дело становится серьёзным , если речь идёт о правонарушении. Чаще всего это происходит в подростковом возрасте, так как на определённом этапе развития подростка очень легко склонить и к хорошим и к плохим поступкам. Любовь и внимание родных должно помочь справиться с трудной ситуацией и направить в положительную сторону. Подросток в состоянии гнева чаще совершает необдуманные поступки. Агрессия , в данный момент, является реакцией на внутренние противоречия и служит как бы оправданием совершаемого.
Педагогу и родителям, обращающимся к психологу по поводу агрессивного поведения их детей, хочется дать пару советов:
- Обращение с детьми до вспышки агрессии.
-Помните ,что дети способны к самостоятельному разбору некоторых споров, и, если взрослые контролируют события, а не управляют это служит для детей полезным опытом.
-Можно сориентировать ребенка на другой тип поведения. При этом целесообразно предложить ребенку эту модель поведения.
-Иногда бывает небесполезно отвлечь ребёнка каким –то интересным занятием.
-В том случае, когда ребенка невозможно отвлечь и направить от агрессии- наилучшей реакцией отвести руку или удержать за плечи. При этом нужно резко сказать ребёнку «Нельзя!».
- Обращение с детьми после агрессивного поведения.
Часто жалуются педагоги , что агрессивность унять невозможно. Тогда придётся действовать после события, дабы преподать ребёнку урок ,что такого рода поведение неприемлемо.
- Благосклонное внимание пострадавшему могут показать ребёнку , что он проигрывает от таких неприятностей. Запомните принуждать ребенка агрессивного к извинению- мера малополезная.
- Полезно ребенку дать время обдумать, но подчеркнуть факт , что выражаете большое неодобрение в его поведении.
-Наименьший эффект имеют действия, когда взрослые разрешают отвечать агрессивностью на агрессивность. Это порождает ещё большую агрессивность.
Очень важно сформировать в сознании ребёнка пределы дозволенного и недозволенного. Это часть долгосрочной тактики побуждения ребёнка к другим формам выражения сильных эмоций.
Запомните, что гнев является важнейшей эмоцией человека, и его может вызвать любое ощущение дискомфорта (важно выявить причину!!!!)
Список литературы.
1.Большая психологическая энциклопедия М. « ЭКСМО» 2007г.
2.И.А.Фурманов « Психология с нарушением поведения» М. «ВЛАДОС» 2010г.
Предварительный просмотр:
Психологический подход к деятельностному методу обучения в начальной школе .
Черкасова В.Г.педагог- психолог школа №8 «Экос»
Г.Долгопрудный.
Развивающее обучение в начальной школе стоит на первом месте. Через разные технологии мы способствуем становлению личности младшего школьника, раскрытию его индивидуальных возможностей, опираясь на приобретение ребенком опыта через разные виды деятельности: учебно-познавательной, практической и социальной.
Практическое содержание образования ,конкретные способы деятельности, применение приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях ,это компонент ФГОС, который обеспечивает образовательный процесс в современной начальной школе ориентируясь на развитие творческих возможностей ребёнка.
В основание развивающей функции обучения особое значение отводится деятельностному, практическому содержанию образования. Учителя начальных классов осознают важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения ,который учит саморазвитию, самоконтролю ,формирует умение планировать и анализировать ,делать выводы.
«Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г.Петерсон получила широкое распространение, как в дошкольном, так и в начальном образовании. Сейчас опыт этого метода широко применят во всех методических комплектах начального образования.
Деятельность всегда нуждается в постоянном стимулировании и совершенствовании ,т.к. окружающий нас ,постоянно развивающийся мир требует всё более ми более сложных и многоуровневых взаимодействий с ним.
Почему, так сейчас актуален деятельностный метод ,потому что детская деятельность строится на энергичном общении ( как речевом, так и неречевом) с окружающим миром. Созревание деятельности играет в формировании психических процессов важную, если не решающую роль. Деятельность способствует усовершенствованию уже развитых у ребенка познавательных процессов. Также , в свою очередь , и сама деятельность играет немаловажную роль в развитии психических функций ,т.е чем сложнее и многограннее деятельность, тем больше она требует интеллектуальных актов. Не забывайте ,что педагогика стоится на стимулировании желания получать знания ,а как педагогу это сделать, мы педагоги должны внушать уверенность , подбирать такие слова, которые будут опорой в трудной(проблемной ситуации ).
Структура урока введения нового знания при деятельностном методе обучения, через призму психологических ориентиров.
Этапы урока. | Этапы урока. | Ключевые слова (психологические ориентиры на работу). | Виды деятельности. |
1. | Орг.момент. Самоопределение к деятельности. | У меня хорошее самочувствие, хорошее настроение, сегодня хороший день, я уверен на этом уроке у меня всё получится. | -высказывание добрых пожеланий направляющих на деятельность на уроке(стихи, обращения к солнечной погоде за окном, любой позитивный момент имеющий отношение к уроку). |
2. | Актуализация знаний. | Я этого ещё не знаю, но хочу узнать. | -повторение изученного материала, который необходим для «открытия нового знания . |
3. | Постановка учебной задачи. | Я на это ответить не сейчас не могу, постараюсь ответить в ходе поиска нового знания. | -обсуждение затруднений, построение системы вопросов на которые надо ответить. |
4. | «Эврика» или построение проекта выхода из затруднения. «Открытие нового знания» | Ура, у меня всё получилось!!!(может получиться только часть, но это уже тоже хорошо). | -работа в группе или в парах обсуждение гипотез |
5. | Первичное закрепление. | Это знание мне нужно для того, чтобы…. | -проговаривание нового знания и запись его виде таблицы или опорной схемы , алгоритма. |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Я могу новые знания передать соседу по парте, могу рассказать маме дома. | -самостоятельная работа учеников ,где учителю видно усвоение нового знания. |
7. | Включение нового знания в систему и повторение. | Ключевые слова я запишу в тетрадь новых открытий. Можно внести в алгоритм новых знаний. | - контроль нового знания через разные формы работ. |
8. | Рефлексия (итог урока). | У меня сегодня получилось всё!!! У меня не получилось решить ,только одну задачу и я её решу завтра(на следующем уроке) обязательно. | - самостоятельное оценивание учебной деятельности учеников (по убывающей). -я поставлю себе «5».потому, что… -я поставлю себе «4» потому, что.. -я поставлю себе «3» потому, что… (оценка ставится только одна, оценки меньше тройки учениками не ставятся). НЕ обязательное оценивание по баллам ,можно только оценить деятельность свою на уроке :решили поставленную задачу; какие результаты труда получили; что получилось; над чем надо ещё работать. Любой урок должен заканчиваться положительными эмоциями и желанием на следующем уроке получать новые знания. |
В конце моего обсуждения психологических аспектов деятельностного метода, хочется напомнить, что нормальное развитие ребёнка(интеллектуальное ,физическое и др.)невозможно без деятельности, так как и деятельность без развития.
При подготовке статьи были использованы материалы со следующих сайтов:
1.edu.rybadm.ru>info/tea cheryear/2010/Demidova.htm
2.festival.1sentember.ru
Комментарии
Психологическая копилка
Уважаемая Вера Геннадьевна, я полностью разделяю мнение, что учитель начальной школы – творец. Ибо он старается сгладить, обрезать все "неровности " уличного воспитания. Он вместе с семьей малыша трудится, чтобы вырос настоящий, многогранный, человек. Спасибо Вам .