Для родителей

Гильфанова Жанна Николаевна

Роль семьи  в  формировании самооценки ребенка.

 

                             

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_semi_na_formirovanie_samoocenki_rebenka.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Роль семьи  в  формировании самооценки ребенка.

                             

   Семья играет значительную роль в формировании самооценки ребенка.  В каждой семье свой стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенности восприятия родителей ребенком и способы поведения с ними обуславливают усвоение детьми основных правил и норм поведения, вырабатывают их позицию по отношению к миру и самому себе.

 Ребенок, когда рождается, у него отсутствует вторая сигнальная система: он еще не владеет словом как инструментом,  а все потребности у него существуют. Потребность в тактильном контакте, когда родители носят малыша на руках, в получении положительных эмоций. Эти эмоции ему доставляет кормление,  сухие пеленки, ласковые с ним разговоры, то есть все то, что в транзактном анализе называется  «поглаживанием». Но  ребенок не может сам себя погладить:  ни накормить,  ни поменять подгузники,  ни поговорить со взрослыми. Более того, чтобы привлечь  их внимание, ребенку приходиться прибегать к « пошлепыванию» -  плачу, громкому крику.  Вырабатывается ощущение беспомощности, неспособности повлиять на окружение, незначительности, слабости. Подобное ощущение вырабатывается у всех, абсолютно всех детей; поскольку чтобы не делали родители, как бы они не заботились о своих детях, все равно ребенок не может получать желаемые удовольствия самостоятельно, и это способствует появлению  негативного отношения к себе. Если бы ребенок мог сформулировать свои ощущения, они звучали бы так: «Я ничего не могу, ни накормить себя, когда хочется; ни получить ласку окружающих, когда нужно, Я хочу писать, а мне дают пить и т. д. Все что я могу - это ждать когда обо мне позаботятся. Я никакой.  Я отдан на милость другим взрослым – родителям,  они меня «погладят» они хорошие. Ребенок  растет, делает первые шаги, родители радуются тому, что спустили его с рук, но как долго продолжается их  радость? « Вот туда не ходи, там опасно. Не лезь в лужу – промочишь ноги». Что ребенок начинает понимать? – « Родители умные, они же говорили мне не ходить в лужу, вот действительно, ноги промочил!»  А родители на этом не останавливаются: «Не крутись за столом – вот, стакан на полу;  засучи рукава, когда идешь мыть руки – вот все рукава мокрые. Не лезь в банку с вареньем…». Что ребенок слышит?  «Я плохой, я не удовлетворяю требованиям взрослых. Если учесть тот факт, что до четырех- пяти летнего возраста у детей отсутствует анализ собственных действий, и они не могут дифференцировать собственное «Я» от своих поступков, то любое родительское «Ты почему…?", "Сколько раз тебе говорить…? "Опять ты…- ребенок воспринимает как   негативную оценку.  «Негативные» высказывания родителей  в адрес ребенка  укрепляются в сознании малыша, изменяя его самооценку. « Я маленький, я беспомощный, ничего не могу делать правильно, я неуклюжий, я глупый. А папа или мама - « они большие, всегда правы, всегда знаете «как надо»  умные, вы контролируете меня, можете и имеете право управлять мной, наградить или наказать меня». Ребенок перестает быть самостоятельным не только в действиях, но и принятии какого-то   решения. Боясь ошибиться и сделать что-то не так, малыш может вообще отказываться от той или иной деятельности. Снижается познавательная активность ребенка.

Отношение к себе у  ребенка зависит от того, как  складываются  его взаимоотношения  с родителями, и какое место занимает он в этих отношениях. Частое неоправданное захваливание, подчеркивание  мнимых или реальных достоинств ребенка, приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. Если родители с недоверием относятся к проявлению самостоятельности, к возможностям ребенка, категорически подавляют любое несогласие ребенка с их мнением, то это может привести к стойкому ощущению своей слабости, неполноценности.

У детей самооценка зависит от мнения значимых взрослых и, в первую очередь, от оценки родителей.

Заниженная самооценка  может привести к  нарушению поведения ребенка уже в более старшем возрасте. Проявления  негативной самооценки могут быть самые разные: от снижения работоспособности, до проявления агрессии.

Негативная самооценка может привести к:

  • Развитию нерешительности, застенчивости.

 Ребенок может избегать ситуаций устного опроса на занятиях, не отвечать на вопрос, хотя знает ответ, может отказываться от ведущих ролей в играх. Такой ребенок часто использует фразы: «не знаю», «у меня не получится».

  • Эмоциональной неустойчивости (обидчивости)

 Малыш обижается при проигрыше в игре, болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон голоса, недовольное выражение лица взрослого, часто плачет.

  • Страхам.

Малыш боится новых людей, новых ситуаций, боится оставаться один, боится выступать на публике один, и т.п.

  • Тревожности                                              
  • Конфликтности.

Ребенок может сам провоцировать конфликт, отвечать конфликтно на конфликтные действия других

  • Агрессивности.

Ребенок может ломать игрушки, толкать сверстника, мимоходом ударить встречных, кусаться,  плеваться, щипать других, говорить обидные слова, когда не слышит взрослый и т.п.

Ощущать себя «неумехой» или «плохим» ребенку очень трудно, поэтому он может вести себя достаточно агрессивно,  самоутверждаясь при этом.

В семье, для формирования позитивной самооценки, очень важно, чтобы ребенок был окружен вниманием и любовью, не зависимо от того, какой он в данный момент – убрал ли быстро игрушки, или разбил любимую мамину вазу. Родителям необходимо фиксировать внимание ребенка не на его промахах, а замечать и провоцировать его успехи. Хвалить ребенка можно при помощи, так называемого «Ты сообщения»:                 «Как здорово у тебя это получилось. Ты – молодец». А вот воспитывать при помощи так называемого «Я-сообщения», когда взрослый говорит о своих чувствах, о своих переживаниях  от первого лица: «Я не люблю…, мне не нравиться…, меня обижает…

Например: « Меня огорчает, когда мой сын (дочь) меня не слышит.  Я-сообщение  незаменимо, когда родители раздражены, или недовольны поступком ребенка, так как взрослый говорит о себе, о своих чувствах, а не о нем. При этом ребенок воспринимает такое высказывание родителей не как оценку его действий. Я- сообщение предназначено для того, чтобы ребенок услышал и понял вас, вы могли договориться, разрешить проблему.   В семье, где часто используется Я- сообщение  царит атмосфера доверия.    Родители, проявляющие интерес к проблемам своих детей,  участвующие в разрешении проблемных ситуаций, считающие своих детей достойными уважения, помогают своим детям  оценивать себя  позитивно.