Учитель года - конкурсные материалы

Буракова Ольга Михайловна

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Буракова О.М.,

учитель начальных классов,

МБОУ «Яйская СОШ №2»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Важнейшая задача цивилизации –

научить человека мыслить

Эдисон

        Постоянное увеличение объема знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации, заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри образовательного процесса. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности. XXI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности.

        Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные. В современных условиях мы должны сформировать у учащихся:

  • мотивацию к работе;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • способность к самооценке.

Научить учащихся:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  • строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

        Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.

        Что же нового несет для меня теория развития критического мышления?

        Элемент новизны – возможность использования методических приемов данной технологии в условиях современной начальной школы. Ведь ни для кого не секрет, что ученики, не только осуществляют поиск информации, но и систематизируют, сопоставляют, анализируют и преобразовывают ее. Кроме этого, приемы позволяют работать в группах, вследствие чего, растет мотивация учения и обогащается арсенал средств общения.

        Развитие критического мышления через чтение и письмо» является системой стратегий методических приёмов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.

         Что же такое критическое мышление?

        По определению И. О. Загашева, международного тренера – сертификатора программы РКМЧП: «Критическое мышление – система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью».

Американский исследователь, один из авторов ТРКМ профессор Д. Клустер выделил следующие характеристики критического мышления:

  • Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
  • Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
  • Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать.
  • Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
  • Критическое мышление есть мышление социальное.

        Несмотря на разнообразные трактовки понятия критическое мышление российскими и зарубежными авторами, которые не противоречат, а скорее дополняют друг друга, общий смысл их сводится к следующему: критически мыслить - значит осознанно оценивать, рассуждать, мыслить.

         Обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, людей, умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно решать проблемы, возникающие в личной и профессиональной сферах жизни. Эти принципиально новые тенденции нашли свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06. 10. 09. № 373).

        Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • личностным;
  • метапредметным;
  • предметным.

        Основная цель работы учителя начальной школы – познание индивидуальности каждого школьника, его творческого потенциала.

        Одним из ответов на запрос результата образования, который может рассматриваться как выход из проблемной ситуации – это идея компетентностного подхода в обучении, который основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях (СОТ). Одна из современных образовательных технологий -   технология развития критического мышления.

        Размышляя над этим, я выбрала технологию развития критического мышления.

        Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.

        Технология позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

        Я часто задаю себе вопрос: как помочь маленькому человеку, который сейчас сидит за партой, справиться с тем обилием информации, которая на него сваливается и в школе и дома. Как научить использовать эту информацию? Как выбрать нужное? Ведь потребление информации само по себе еще не гарантирует повышение уровня образованности.

        Цель, которую я поставила перед собой, начав работать с ТРКМЧП – создание педагогических условий, способствующих формированию метапредметных навыков при работе с текстом и информацией на уроках окружающего мира.

        Исходя из этой цели, считаю необходимым решить следующие задачи:

- Формировать навыки самостоятельной работы с разными видами информации.                 - Способствовать формированию метапредметных навыков при работе с информацией.

 - Учить сознательно размышлять над процессом обучения, отслеживать, поддерживать и расширять свои знания и мнения об окружающем мире.

        Наверное, именно поэтому работа над уроком на основе технологии РКМЧП мне показалась нужной и интересной. Большую заинтересованность у детей и у меня вызвали уроки по предмету «Окружающий мир». Технология нацелена на развитие чтения и письма и представляет систему конкретных методических стратегий и приемов, формирующих метапредметные навыки работы с текстом и информацией.

        А на уроках окружающего мира мы работаем с текстами большого объема.

        Ожидаемые результаты при работе в данной технологии: повышение качества образования учеников; умение работать с текстами любой сложности и любого объема; терпимо относиться к точкам зрения, отличным от их собственных; уметь вести диалог и слушать собеседника, извлекать первичную и вторичную информацию, сопоставлять и обрабатывать ее.

        Для достижения ожидаемых результатов уроки в технологии критического мышления я строю по схеме: «вызов – осмысление – рефлексия». Основу составляет базовая технологическая модель трех стадий учебно-познавательной деятельности «вызов – осмысление – рефлексия», позволяющая учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и размышлять о том, что они узнали.

  • Первая стадия, стадия вызова – актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используют различные приемы: прием «Мозгового штурма», составление кластера, сбор «корзины идей». На основе имеющихся знаний учащиеся могут строить свои прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке. На стадии вызова очень важно, чтобы у ученика возникала личная цель познания. Но возникает она благодаря тонкому, умелому воздействию со стороны взрослого. Только собственное желание, личная цель делает работу нетягостной, интересной, творческой, а, следовательно – эффективной.
  • Вторая стадия – осмысление нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом, причем «текст» следует понимать достаточно широко, это может быть исторический документ или любой другой исторический источник, а также – речь учителя, видеоматериалы и др. В процессе работы ученика с новой информацией используются следующие приемы – чтение текста с остановками, составление сравнительных таблиц, бортовых журналов.
  • Третья стадия – размышления или рефлексии. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу исправляет предшествующие представления, собранные на стадии вызова, получает новую информацию и определяет дальнейшие перспективы в изучении темы. На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание исторического сочинения, эссе, составление синквейна, хокку, сказки, составление концептуальной таблицы.         

        Стройная система приемов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой.

         Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, обсуждают прочитанное.

        Разрабатывая урок, я не использую более двух приемов на каждой стадии и стремлюсь, чтобы все приемы имели уместный, логичный переход от одного к другому.

        Конечно, не на каждом уроке можно пользоваться приемами ТРКМЧП. Все зависит от темы урока, методических целей.

        На уроках, построенных в ТРКМЧП, ученики обязательно должны проговорить или записать возникшие мысли, так как только в этом случае к ним придёт осознание того, чему они научились. Я, как педагог начальных классов, использующая технологию РКМЧП, отмечаю стремление учеников принять более активное участие в учебном процессе, дети стали больше внимания уделять подготовке к уроку, появилась уверенность в своих творческих возможностях, не боясь брать ответственность на себя, способны делать аргументированные выводы.

         Возрос уровень сформированности ключевых компетентностей, о чем говорят результаты участия детей в различных конкурсах.

        Итак, уважаемые коллеги, умение критически мыслить в настоящее время не столько ожидаемый результат организованной учителем образовательной деятельности, а сколько – жизненно необходимая способность человека, закладываемая на каждом этапе его взросления. Поэтому современный учитель не просто выбирает технологию развития критического мышления для повышения эффективности собственного труда, а воспринимает ее как основополагающий принцип педагогической деятельности. Жан Жак Руссо сказал: «Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню». Именно этим мы и займемся на моем конкурсном уроке.

Литература:

  1. И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек «Критическое мышление: технология развития». Пособие для учителя. СПб: Альянс «Дельта», 2003 г.
  2. С.И. Заир-Бек, И. Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке». Пособие для учителя. М., 2004 г.
  3. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002.
  4. Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара: Профи, 2002.
  5. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления/Школьные технологии. 2004. №2. С.3-10.
  6. Клустер Д. Что такое критическое мышление?//Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005. С.5-13.
  7. Материалы Методической лаборатории «ТРКМЧП» Центра Развития Молодежи, www.cerm.ru.


Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Буракова О.М.,

учитель начальных классов,

МБОУ «Яйская СОШ №2»

УЧИТЕЛЬ – НЕ РАБОТА, УЧИТЕЛЬ – ЭТО ЖИЗНЬ

Какое счастье - быть полезным людям,

Учить его Величество народ!

Нести ему дар мудрости и знанья

И доброты своей сердечный свет.

Нет на земле ответственней призванья,

Почётнее и радостнее нет.

(И. Крупин)

        Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.        

        Первая сказала:

- Я - СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!

И огонёк этой свечи погас.

        Вторая сказала:

- Я - ВЕРА, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше.         

        Подул легкий ветерок и загасил свечу.

        Опечалившись, третья свеча произнесла:

- Я - ЛЮБОВЬ, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня  и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего, - своих близких.

        И это свеча угасла.

        Вдруг в комнату  зашел ребенок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:

- Что вы делаете? Вы должны гореть – я боюсь темноты!

        Произнеся это, он заплакал. Тогда четвертая свеча сказала:

- Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: Я - НАДЕЖДА.

        Родители своему ребёнку  дарят  жизнь в надежде, что его ребёнок будет сам счастлив и принесёт  счастье им,   родителям,  принесёт счастье окружающим. Что такое счастье?  На этот вопрос ответы могут быть  разные. Для меня счастье – найти ответы на простые жизненные вопросы: Что мне  дорого? Что важно? Без чего я не могу обойтись?  Согласимся, что поиск ответов на эти вопросы и есть жизненная философия.    

        Начальные классы, детство - это важный период человеческой жизни. И от того,  что было заложено в начальной школе, кто был рядом с ребенком эти четыре года, чему он научился и чему не научился, какими стали его душа и сердце, зависит, каким завтра окажется сегодняшний первоклассник. Как говорится, что посеешь, то и пожнешь.  

        Начальная школа - это настоящая чудесная кладовая знаний, это фундамент всего воспитания будущего Человека. Это - возраст «почемучек», это - возраст зоркой и острой памяти. С какой радостью я каждый день встречаюсь со своими «почемучками» и фантазерами! И пусть порой мне с ними хлопотно, но проникать в их детский мир, слышать их – большое учительское счастье. Именно в развитии детей, их самовоспитании, самосовершенствовании, самореализации вижу свое предназначение как педагога, учителя, наставника.

Меня  с детства  привлекала  и манила   специальность педагога. Я очень хотела учить ребятишек  видеть красоту природы, воспитывать доброе отношение к людям, аккуратность, трудолюбие, и, конечно, проверять тетради, выставлять отметки в журнал. Я хотела быть не просто учителем, а хорошим учителем, то есть таким, который  умеет мечтать вместе с детьми, помогает каждому ребенку научиться верить в себя. Ведь любая самая безумная мечта не настолько безумна, как может показаться на первый взгляд. И у моей мечты есть основа: способности ребенка можно и нужно развивать. Для меня это первый шаг, самый важный, он позволит открыть ребенку новые горизонты. В этом и есть предназначение учителя. Каждый день я маленькими шажками иду к  этому. Как бы трудно ни было, постепенно превращаю ее в реальность. Моя мечта становится все ближе и ближе,  и сил становится не меньше, а только больше.  

        Профессия учителя, на  мой взгляд, одна из самых необычных. Почему? Потому что все считают, что учитель – это тот, кто учит. Но ведь это не совсем так: это дети нас  учат. Как бы я смогла понять, куда мне двигаться дальше,  чему учиться, если бы не мои ученики. Только с их помощью я вижу, что у меня получается, а что нужно изменить. Дети  умеют учить лучше взрослых, они говорят и действуют открыто. Главное для меня – не задуть огонек надежды ребёнка в то, что его мысли, волнения, радости и печали будут услышаны и поняты взрослыми. Я убеждена, что если учителю не хватает времени на то, чтобы услышать каждого ребенка, дети начнут приспосабливаться – говорить то, что от них ждут. Выход вижу в открытых вопросах, в общении с ребенком на равных. Только в этом случае на моих занятиях будет настоящее общение и «взаимное» обучение.

        «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить». Этот афоризм Дистервега в своей педагогической работе я взяла за аксиому. Процесс учения, разумеется, всегда сопряжен с трудностями. Больше того, суть развития именно в преодолении трудности. Для того чтобы обучение стало успешным, надо, чтобы желание ученика и цели обучения совпали, то есть предлагаемая учителем деятельность воспринималась и переживалась ребенком как свободно выбранная. В этом случае он легко поддается педагогическому воздействию, охотно вступает в сотрудничество с учителем и принимает его помощь, активно и заинтересованно участвует в процессе своего обучения и воспитания.

        Я – учитель начальных классов. Младший школьный возраст является тем временем в жизни человека, когда формируется  основа  умения учиться. Мы, педагоги, должны не просто передать знания, но и уметь пробуждать в маленьком человеке жажду познания, заинтересовать, а потом уже научить - в этом суть педагогического мастерства. Без объективной оценки своих действий ребенку очень сложно двигаться к успеху. При проектировании своей  деятельности я использую потенциал отметки так, чтобы она выполняла не столько контролирующую функцию, сколько воспитывающую, формирующую. И с первых дней  в школе "выращиваю"  у детей умение контроля и оценки для постановки будущих учебных задач – шагов к надежде и мечте.

         Считаю важным учить детей тому, что ошибка – это находка, подарок, надежда на достижение поставленной цели. В этом случае ошибка – предвестник положительного результата. Таким образом,  я формирую у ребёнка представление об учёбе как о пути, на котором будут и ошибки, и успехи.

        Урок – это педагогическое произведение, каждый учитель вносит в него свое творчество, свой методический почерк. Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы, познавательный интерес. Интерес и успешность обучения - вот те основные параметры, которые влияют на  полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребенка, а значит и на качество моей работы с детьми.

        Размышляя, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Несомненно, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью – это  педагогический труд, так как ведёт  к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем, я - учитель. Мне нравится быть учителем. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.  

        Всё для детей, всегда с детьми – вот моё педагогическое кредо. Главная моя задача заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу, не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо.

        Я не верю в то, что в условиях изменений в системе образования, есть что-то, что может помешать учителю надеяться на лучшее. Иначе можно огрубеть, ощетиниться, что недопустимо в нашей работе, в итоге можно лишиться такой ценности, как общение с ребёнком.  Наши надежды - дорога к нашему счастью, в котором профессиональное  и  человеческое нельзя отделить друг от друга. Важно не дать надежде погибнуть под грузом каждодневных трудов. И только благодаря надежде в наших сердцах живут и спокойствие, и вера, и любовь.

        Так зажжём своей надеждой три погаснувшие свечи, несмотря на то, что сами сможем сгореть дотла.

        

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Конкурсное задание «Методический семинар» «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить» Эдисон Буракова Ольга Михайловна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория Яя 2014 г.

Слайд 2

2 Использование методов и приёмов технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира ТЕМА ОПЫТА

Слайд 3

3 О ТЕОРИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Слайд 4

4 УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА На становление опыта оказали влияние следующие факторы: изучение и апробирование новых педагогических технологий; изучение статей коллег по применению технологии развития критического мышления и применению новых дидактических технологий в методических материалах; личные наблюдения за обучающимися, общение с детьми и их родителями; повышение квалификации на курсах.

Слайд 5

5 АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Школьное образование должно соответствовать ФГОС, где на ступени начального образования осуществляется формирование основ воспитания и развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся .

Слайд 6

6 АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Слайд 7

7 КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – ЭТО … система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. ( Загашев И.О., старший преподаватель кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета, факультет психологии ) мышление самостоятельное; мышление обобщённое; мышление проблемное и оценочное; мышление аргументированное; мышление социальное. (Д. Клустер , профессор, преподаватель американской литературы Хоуп-колледжа , Холланд , штат Мичиган, США)

Слайд 8

8 ПРИЗНАКИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЕЯ

Слайд 9

Как с помощью технологии развития критического мышления создать такую обучающую среду, когда ученик не только исходит из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, что вынужден проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие затруднения? Как помочь маленькому человеку справиться с тем обилием информации, которую он получает в школе и дома? Как научить использовать эту информацию? Как выбрать нужное? Как правильно формировать коммуникативные умения и навыки, успешность и признание обучающихся? 9 ПРОБЛЕМА ОПЫТА

Слайд 10

Создание педагогических условий, способствующих формированию метапредметных умений с помощью технологии развития критического мышления у обучающихся начальных классов при работе с текстом и информацией на уроках окружающего мира, опираясь на научные труды и разработки. 10 ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 11

11 ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА - Формировать основы критического стиля мышления, для которого характерны открытость , гибкость. - Формировать умение ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию . Отслеживать, поддерживать и расширять знания и мнения об окружающем мире.

Слайд 12

12 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Повышение качества образования учеников. Умение работать с текстами любой сложности и объёма (согласно возрастным особенностям). Терпимо относиться к точкам зрения, отличным от их собственных. Уметь вести диалог и слушать собеседника. Извлекать первичную и вторичную информации, сопоставлять и обрабатывать её.

Слайд 13

Теория осмысленного обучения Л.С. Выготского . Идеи Д. Дьюи , Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя. Учения о сущности и технологиях формирования критического мышления учащихся П.Я. Гальперина и С.И. Заир-Бека . Структура урока по технологии РКМЧП Технологические этапы I стадия II стадия III стадия Вызов: - имеющиеся знания; - интерес к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. Осмысление содержания: - получение новой информации; - корректировка учеником поставленных целей обучения. Рефлексия: - размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма - технология, разработанная американскими педагогами Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита Ч. Темплом, Д. Стилом , К. Мередитом . Теоретическое обоснование педагогического опыта 13

Слайд 14

Фаза вызова Фаза осмысления Фаза рефлексии Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (получение новой информации по теме) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме) Информационная (приобретение нового знания) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) ФУНКЦИИ ЭТАПОВ УРОКА 14

Слайд 15

15 ПРИЁМЫ РАБОТЫ ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ кластер; корзина идей; мозговой штурм; верные – неверные утверждения; перепутанные логические цепочки « инсерт »; бортовые журналы; таблица – ЗХУ; таблица – синтез; чтение с остановками концептуальная таблица; хокку ; синквейн ; сочинение; эссе

Слайд 16

16 Процент успеваемости и процент качества педагога за 2013-2014 учебный год РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА № п / п Ф.И.О. учителя % успеваемости % качества I II III IV год I II III IV год 4 Буракова О.М. 100 100 100 100 100 80 82 82,7 85,3 82,7 Показатель качества знаний и успеваемости класса 1 четверть 2013-2014 учебный год класс ФИО классного руководителя Всего обучающихся на 5 на 4 и 5 с одной 4 с одной 3 не успевают % успев 13-14 уч. г % качества 13-14 уч. г. 2б Буракова О.М. 25 4 10 2 1 - 100 56

Слайд 17

17 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА Показатель качества знаний и успеваемости класс 2 четверть 2013-2014 учебный год класс ФИО классного руководителя Всего обучающихся на 5 на 4 и 5 с одной 4 с одной 3 не успевают % успев 13-14 уч. г I четв % качества 13-14 уч. г. I четв % успев 13-14 уч. г II четв % качества 13-14 уч. г. II четв 2б Буракова О.М. 25 6 8 - 1 - 100 56 100 56 Показатель качества знаний и успеваемости класса 3 четверть 2013-2014 учебный год класс ФИО классного руководителя Всего обучающихся на 5 на 4 и 5 с одной 4 с одной 3 не успевают % успеваемости 13-14 уч. г I четверть % качества 13-14 уч. г. I четверть % успеваемости 13-14 уч. г II четверть % качества 13-14 уч. г. II четверть % успеваемости 13-14 уч. г III четверть % качества 13-14 уч. г. III четверть 2б Буракова О.М. 25 6 9 - 1 - 100 56 100 56 100 60

Слайд 18

18 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА Показатель качества знаний и успеваемости класса 4 четверть 2013-2014 учебный год класс ФИО классного руководителя Всего обучающихся на 5 на 4 и 5 с одной 4 с одной 3 не успевают % успеваемости I четверть 13-14 уч . г % качества I четверть 13-14 уч . г. % успеваемости II четверть 13-14 уч . г % качества II четверть 13-14 уч . г. % успеваемости III четверть 13-14 уч . г % качества III четверть 13-14 уч . г. % успеваемости IV четверть 13-14 уч. г % качества IV четверть 13-14 уч. г. 2б Буракова О.М. 25 6 9 - 1 - 100 56 100 56 100 60 100 60 Показатель качества знаний и успеваемости класса за 2013-2014 учебный год класс ФИО классного руководителя Всего обучающихся на 5 на 4 и 5 с одной 4 с одной 3 не успевают % успев 1 четв. 13-14 уч. г % качества 1 четв. 13-14 уч. г. % успев 2 четв.13-14 уч. г. % качества 2 четв.13-14 уч. г % успев 3 четв.13-14 уч. г % качества 3 четв.13-14 уч. г % успев 4 четв.13-14 уч. г % качества 4 четв.13-14 уч. г % успев 13-14 уч. г % качества 13-14 уч. г 2б Буракова О.М. 25 6 10 - - - 100 56 100 56 100 60 100 60 100 64

Слайд 19

19 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА Процент успеваемости и процент качества педагога школы 2014-2015 учебный год № п / п Ф.И.О. учителя % успеваемости % качества I II III IV год I II III IV год 7 Буракова О.М. 100 79,5 Показатель качества знаний и успеваемости класса 1 четверть 2014-2015 учебный год класс ФИО клас.рук. всего на 5 на 4 и 5 с одной 4 с одной 3 не успевают % успев % качества 3б Буракова О.М. 26 6 8 - 2 - 100 53,8

Слайд 20

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 20 Учебный год Название конкурса Результат 2012-2013 (1 класс) Всероссийский конкурс по ОБЖ «Спасатели - 2012» 4 диплома Инфознайка - 2012 3 диплома Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» 5 место Районный конкурс «Модница» 2 место Районный конкурс «И лаской, и душой к тебе, Кузбасс» 2, 3 место 2013-2014 (2 класс) Всероссийский конкурс по ОБЖ «Спасатели - 2013» 6 дипломов Инфознайка - 2013 5 дипломов Русский медвежонок 4 диплома Кенгуру 6 дипломов 2014-2015 (3 класс) Всероссийский конкурс по ОБЖ «Спасатели - 2014» 5 дипломов Всероссийский конкурс по математике «Листопад знаний» 2 диплома Районный конкурс агитбригад по противопожарной безопасности 1 место

Слайд 21

21 ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Малая академия наук

Слайд 22

Трудоёмкость опыта Необходимость в: осуществлении коррекции и разработке рабочих программ по предметам; разработке уроков с использованием технологии развития критического мышления; в освоении большого пласта дополнительной литературы и самостоятельном подборе учебного текстового, электронного и наглядно-иллюстративного материала; моделировании наглядных пособий, компьютерных презентаций, раздаточного материала; в органичном использовании учебных дисков, электронных учебников, учебных фильмов и других средств сопровождения образовательной деятельности в сочетании с вербальными средствами в контексте работы с текстами. Адресная направленность и область применения опыта Данный опыт предлагается учителям, работающим в начальной школе . Опыт доступен любому учителю и рассчитан на ученика среднего и высокого уровня интеллектуального развития, его элементы могут быть использованы и в слабых классах. Распространение опыта http :// nsportal.ru/burakova-olga-mihaylovna http ://www.proshkolu.ru/user/burakova72/ ДИССЕМИНАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА 22

Слайд 23

1. Байбородова Л.В., Белкина В.В., Гаибова В.Е., Серебренников Л.Н., Чернявская А.П., Харисова И.Г.. Образовательные технологии: Учебно - методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. 2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод . Пособие. М.: Мирос , 2002. 3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. 4. Загашев И.О., Заир – Бек С.И.. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс ―Дельта‖, 2003. 5. Клустер Д. Что такое критическое мышление.—М. : ЦГЛ, 2005. 6. Козырь Е.А.. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. ―Русский язык‖, 2009, №7. 7. Мередит К.С., Стилл Д.Л., Темпл Ч. Как учатся дети: свод основ: учебное пособие для проекта ЧПКМ. – М., 1997 8. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006. 9. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23