"Трудные случаи"

Крынина Елена Михайловна

Список образовательных ресурсов сети Интернет

(наиболее часто используемые сайты и порталы по предмету)

www.gramota.ru/ "Русский язык". Справочно-информационный портал. Основные задачи портала: возрождение культуры речи, популяризация русского языка и поддержание его литературных норм. Рассчитан на самый разный образовательный уровень и круг интересов. Размещены электронные словари: "Орфографический словарь" под редакцией В.В.Лопатина, который постоянно пополняется; "Словарь трудностей произношения и ударения" под ред. К.С.Горбачевича. В он-лайновом режиме бесплатно работает "Справочное бюро". Также предлагается поучаствовать в "Дискуссионном клубе", порешать лингвистические задачи в разделе "Конкурсы" или прочитать аналитические материалы в "Научном журнале". Здесь же собраны все "официальные документы", относящиеся к русскому языку.

www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola/PAGE1-16.html Изучение русской литературы в 10 классе. Сайт создан под редакцией заслуженной учительницы России Натальи Беляевой. Методические рекомендации: распределение учебных часов по темам программы 10 класса и тематическое планирование уроков литературы.

www.ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.

www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html Основные правила грамматики русского языка. Материал данного сайта взят из "Орфографического словаря для школьников с грамматическим приложением." - М.: "Лист", 1998.

www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор». Информация для школьников, абитуриентов и родителей: учебные программы по русскому языку и литературе; методика написания сочинений и различные учебные материалы; полезная справочная информация.

http://www.svetozar.ru/ "Светозар". Сайт Открытой международной олимпиады школьников по русскому языку. Олимпиада проводится Правительством Москвы. Принять участие в ней могут учащиеся 5-11 классов общеобразовательных школ России, стран СНГ, Балтии и любой другой стране мира. На сайте представлены календарь олимпиады, анкета участника, задания заочных туров.

http://yamal.org/ook/ Опорный орфографический компакт. Пособие по орфографии русского языка. В пособии представлен материал для работы по усвоению навыков грамотного письма с использованием опорного орфографического компакта, сконструированного на основе методики В.Ф.Шаталова - Ю.С.Меженко, раскрывается система работы над ошибками учащихся. Пособие адресовано учителям русского языка и учащимся общеобразовательной школы.

http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).

http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература".  Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.

 

СЛОВАРИ, ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СПРАВОЧНИКИ

http://www.rubricon.com/ Рубрикон. Энциклопедии, энциклопедические словари и справочники: Большая советская, иллюстрированный словарь, Брокгауз и Эфрон, словарь Даля, словари "История Отечества" и "Всемирная история", Малая медицинская энциклопедия, Всемирная энциклопедия классического искусства и др. В разделе "Образование" - ссылки на педагогические ресурсы Интернета. Предусмотрен поиск. Доступ к полным текстам статей платный.

http://kolibry.astroguru.com/ Русский биографический словарь. Интернет-версия русского биографического словаря подготовлена на основе CD-ROM “Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. Биографии. Россия”. В основу положена выборка статей из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907) и незаконченного издателями Нового Энциклопедического Словаря (1911-1916). Все статьи адаптированы к современному русскому языку. Проект включает в себя также Русскую портретную галерею (в стадии разработки) и Русский биографический словарь А.А.Половцова (электронная репринтная версия).

http://dictionary.fio.ru/ Педагогический энциклопедический словарь. Ресурс Федерации Интернет-образования. Полная электронная версия "Педагогического энциклопедического словаря", выпущенного в 2002 году под редакцией издательства "Большая Российская Энциклопедия".

 

Дополнительные материалы по изучению тем, вызывающих у обучающихся наибольшие затруднения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Падеж

Единственное число

Множ. число

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

  - |

-а -я

-

-ы -и | -а́ -я́

Родительный

-а -я | -у -ю

-ы -и

-  | -öв | -ей

Дательный

-у -ю

 |

-ам -ям

Винительный

=И/Р  

-у -ю

 

=И/Р  

Творительный

-öм

-öй | -öю

-ью

-ами -ями | -ми́

Предложный

 |  | -у́ -ю́

 |

-ах -ях

Падеж

Единственное число

Множ. число

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

  - |

-а -я

-

-ы -и | -а́ -я́

Родительный

-а -я | -у -ю

-ы -и

-  | -öв | -ей

Дательный

-у -ю

 |

-ам -ям

Винительный

=И/Р  

-у -ю

 

=И/Р  

Творительный

-öм

-öй | -öю

-ью

-ами -ями | -ми́

Предложный

 |  | -у́ -ю́

 |

-ах -ях

Падеж

Единственное число

Множ. число

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

  - |

-а -я

-

-ы -и | -а́ -я́

Родительный

-а -я | -у -ю

-ы -и

-  | -öв | -ей

Дательный

-у -ю

 |

-ам -ям

Винительный

=И/Р  

-у -ю

 

=И/Р  

Творительный

-öм

-öй | -öю

-ью

-ами -ями | -ми́

Предложный

 |  | -у́ -ю́

 |

-ах -ях



Предварительный просмотр:

Вариант № 1

1. В каком слове пишется О?

а) сож_ление; б) подр_жать (взрослым); в) ш_л; г) б_хрома; д) укр_титель; е) ш_пот.

2. В каком слове пишется А?

а) г_ризонт; б) к_талог; в) р_стовщик; г) заг_релый.

3. В каком слове пишется Е?

а) посв_щение; б) ун_жение; в) сод_ржание; г) доб_ваться.

4. В каком слове пишется И?

а) забл_стеть; б) заж_мать; в) оп_реться; г) соч_тание.

5. В каком слове пишется Я?

а) кач_ется; б) пощ_дить; в) потр_сающий; г) пор_девший.

 6 . В каком ряду во всех словах пишется О?

а) ст_рожил (города); оп_лчение; др_жать; б) г_релка; Р_стислав; насл_ждаться;
в) оч_рование; п_триотизм; м_рщинистый; г) изл_жение; возр_ждение; б_рдовый.

7. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в  корне ?

а) укр_щать зверя, вд_леке, пор_деть; б) прик_снуться, пок_сившийся, з_рница;
в) сл_жить, сг_рание, выч_тать.

8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

а) л_гендарный, ф_льтровать, по_вление; б) г_ристая (местность), приг_реть, зам_рать;
в) ур_нить, ос_ждать, прим_рять (платье).

9. Найдите слово с орфографической ошибкой.

а) вредить; б) раздрожать; в) чертеж; г) образ.

10. Найдите слово с непроизносимой согласной.

а) сколь_кий; б) поз_ний; в) ре_кий; г) изморо_ь на окнах.

11. В каком слове нет удвоенной согласной?

а) ил_юстрация; б) кол_ичество; в) ком_ентатор; г) с_ора (друзей).

 

Тест  по теме « Правописание   корней »

 6 -7  класс 

Вариант № 2

1. В каком слове пишется А?

а) нав_рить; б) забл_кировать; в) перел_мить; г) к_снуться.

2. В каком слове пишется О?

а) препод_ватель; б) отр_жение; в) б_гровый; г) ш_рох; д) отр_сль.

3. В каком слове пишется И?

а) выд_рнуть; б) расст_лить; в) уп_реться; г) подж_гание.

4. В каком слове пишется Е?

а) д_р_жер; б) поб_дить; в) изв_нить; г) загр_мировать.

5. В каком слове пишется Я?

а) прист_жные воротники; б) _довитый укус; в) разр_дить морковь; г) оч_рованный.

 6 . В каком ряду во всех словах пишется О?

а) нас_лить; подг_реть; з_рница; б) подстр_чить; од_рить; сл_мать;
в) раскр_шить; заг_релый; ст_рожил сад; г) акр_батический; обн_женный; р_стение.

7. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в  корне ?

а) уц_ненный, вып_чка, поб_лить; б) перел_жить, з_ря, перег_рать;
в) бл_стящий, подн_мать, прим_рять друзей.

8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

а) изв_нить, позв_нить, р_стительность; б) р_систое утро, запр_щенный, ш_птать;
в) ор_шение, пр_фессия, см_рение.

9. Найдите слово с орфографической ошибкой.

а) развевается сюжет; б) чистота помещений; в) увядание природы; г) поласкать котенка.

10. Найдите слово с непроизносимой согласной.

а) хру_кий лед; б) ме_кий стрелок; в) мелкая изморо_ь; г) громоз_кий предмет.

11. В каком слове нет удвоенной согласной?

а) тер_итория; б) ил_юминация; в) дискус_ия; г) гале_рея.

Ответы по теме « Правописание   корней »
( 6 –7-е  классы )

1-й вариант

1) д; 2) б; 3) в; 4) б; 5) в; 6) г; 7) в; 8) в; 9) б; 10) б; 11 б.

2-й вариант

1) а; 2) г; 3) г; 4) б; 5) б; 6) в; 7) б; 8) б; 9) а; 10) г; 11) г.



Предварительный просмотр:

Тест 16. Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе. Степени сравнения имён прилагательных Вариант 1

А1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) строг..м хозяином, на будущ..й неделе

□ 2) в дремуч..м бору, с крайн..м защитником

□ 3) с новогодн..ми подарками, в колюч..м малиннике

□ 4) могуч..го дуба, о хорош..й песне

А2. В каком слове на конце пишется Ь?

□ 1) не плач..

□ 2) молодец пригож..

□ 3) берёзовых рощ..

□ 4) похож.. на отца

А3. Какое прилагательное имеет простую форму превосходной степени?

□ 1) выше

□ 2) строжайший

□ 3) огромный

□ 4) более снежная

А4. В каком примере есть речевая ошибка?

□ 1) самый смешной

□ 2) тишайший

□ 3) более лучший

□ 4) наиболее близкий

В1. Напишите, чем выражено сказуемое в данном предложении.

Алмаз твёрже остальных минералов.

В2. Какое прилагательное пишется слитно?

□ 1) (стале)литейный

□ 2) (тёмно)синий

□ 3) (юго)западный

□ 4) (русско)английский

В3. Какое прилагательное пишется слитно?

□ 1) (средне)вековый

□ 2) (северо)западный

□ 3) (бледно)жёлтый

□ 4) (плодово)ягодный

В4. Прочитайте текст и выполните задания B1—B3 и С1.

(1)Эрмитаж, безусловно, является наиболее значительным художественным музеем России. (2)Величественные дворцы XVIII–XIX веков, в которых размещены его коллекции, располагаются на левом берегу Невы. (3)Они представляют собой роскошную «шкатулку», где хранится одно из самых богатых в мире собраний произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Из предложения (1) выпишите прилагательное в форме составной превосходной степени.

_____________________________________________________________________________

Из предложения (3) выпишите прилагательное, образованное сложением основ.

_____________________________________________________________________________

Тест 16. Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе. Степени сравнения имён прилагательных Вариант 2

А1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) убог..ми мыслями, с тих..м шорохом

□ 2) у трескуч..го костра, син..м пламенем

□ 3) в зимн..м уборе, свеж..м воздухом

□ 4) жиденьк..м чаем, у плакуч..й ивы

А2. В каком слове на конце пишется Ь?

□ 1) надо береч..

□ 2) чай горяч..

□ 3) бодр и свеж..

□ 4) программа передач..

А3. Какое прилагательное имеет простую форму превосходной степени?

□ 1) более звонкий

□ 2) громадный

□ 3) ярчайшая

□ 4) лучше

А4. В каком примере есть речевая ошибка?

□ 1) новейшее

□ 2) более нежнее

□ 3) самая узкая

□ 4) наиболее длинный

В1. Напишите, какую роль в данном предложении выполняет прилагательное.

Современные самолёты более удобные, чем прежние.

В2. Какое прилагательное пишется слитно?

□ 1) (северо)восточный

□ 2) (кисло)сладкий

□ 3) (ярко)зелёный

□ 4) (древне)русский

В3. Какое прилагательное пишется слитно?

□ 1) (тёмно)синий

□ 2) (юго)западный

□ 3) (западно)европейский

□ 4) (шахматно)шашечный

В4. Прочитайте текст и выполните задания В1—В3 и С1.

(1)Великолепный альбом знакомит читателя с самыми красивыми садами мира. (2)В альбоме представлены 80 наиболее интересных садовых комплексов. (3)Читатель совершит кругосветное путешествие, побывает в императорских садах Китая и Японии, заглянет в классические парки Европы, познакомится с творениями садово-паркового искусства Америки и Индии.

В1. Из предложения (1) выпишите прилагательное в форме составной превосходной степени.

_________________________________________________________________________

В2. Из предложения (3) выпишите сложные прилагательные.

_________________________________________________________________________

С1. Напишите небольшое сочинение — описание вида из вашего окна. Используйте прилагательные в разных формах.

Тест 17. Разряды имён прилагательных по значению Вариант 1

А1. В каком словосочетании есть качественное прилагательное?

□ 1) заячьи ушки

□ 2) западное направление

□ 3) светлая ткань

□ 4) соломенное чучело

А2. Какое прилагательное не образует степени сравнения?

□ 1) молодые люди

□ 2) широкое шоссе

□ 3) прохладный день

□ 4) вечерняя тишина

А3. В каком прилагательном окончание нулевое?

□ 1) лисий

□ 2) красный

□ 3) снежный

□ 4) долгий

А4. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

□ 1) кошач..я

□ 2) веч..ная

□ 3) январ..ский

□ 4) песоч..ный

В1. Напишите разряд имени прилагательного по значению.

Степного коня на конюшне не удержишь.

С1. Напишите небольшое рассуждение, в котором объясните, почему качественные прилагательные так называются.

Тест 17. Разряды имён прилагательных по значению Вариант 2

А1. В каком словосочетании есть качественное прилагательное?

□ 1) почтовая марка

□ 2) вчерашняя газета

□ 3) собачья будка

□ 4) горячий кофе

А2. Какое прилагательное не образует степени сравнения?

□ 1) резкий ветер

□ 2) пляжный волейбол

□ 3) глубокий колодец

□ 4) весёлые картинки

А3. В каком прилагательном окончание нулевое?

□ 1) мамин

□ 2) живой

□ 3) шумный

□ 4) утренний

А4. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

□ 1) соч..ный

□ 2) птич..я

□ 3) молоч..ная

□ 4) лодоч..ный

В1. Напишите разряд имени прилагательного по значению.

Понравилась лисе заячья избушка.

С1. Напишите небольшое рассуждение, в котором объясните, почему относительные прилагательные так называются.

Тест 18. Правописание НЕ с прилагательными. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных Вариант 1

А1. В каком слове НЕ является частью корня?

□ 1) небрежный

□ 2) неприятный

□ 3) неинтересный

□ 4) невысокий

А2. В каком примере НЕ пишется слитно?

□ 1) собака (не)злая, а добрая

□ 2) Что-то вид у тебя (не)хорош.

□ 3) нисколько (не)привлекательный

□ 4) вовсе (не)умён

А3. К какому прилагательному нельзя присоединить приставку НЕ-?

□ 1) аккуратный

□ 2) смелый

□ 3) земной

□ 4) лунный

А4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

□ 1) морж..вый

□ 2) пунц..вый

□ 3) глянц..вый

□ 4) парч..вый

В1. Напишите способ образования прилагательного из данного предложения.

Прощание было недолгим.

С1. Напишите небольшое сочинение — характеристику одного из героев русских былин, в котором используйте разные виды прилагательных.

Тест 18. Правописание НЕ с прилагательными. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных Вариант 2

А1. В каком слове НЕ является частью корня?

□ 1) неглупый

□ 2) неряшливый

□ 3) неяркая

□ 4) невесёлый

А2. В каком примере НЕ пишется слитно?

□ 1) очень (не)красивый

□ 2) (не)лёгкий, а тяжёлый

□ 3) ничуть (не)вкусный

□ 4) (не)здоров, а болен

А3. К какому прилагательному нельзя присоединить приставку НЕ-?

□ 1) внимательный

□ 2) милый

□ 3) стеклянный

□ 4) грустный

А4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

□ 1) ёж..вый

□ 2) плюш..вый

□ 3) свинц..вый

□ 4) камыш..вый

В1. Напишите разряд по значению прилагательного из данного предложения.

Лень — злейший враг человека.

С1. Напишите небольшое сочинение — характеристику одного из героев древнерусской литературы, в котором используйте разные виды прилагательных.

Тест 19. Правописание суффиксов прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных Вариант 1

А1. В каком прилагательном пишется одна буква Н?

□ 1) оловя..ый

□ 2) нефтя..ой

□ 3) пусты..ый

□ 4) име..ой

А2. В каком прилагательном пишется НН?

□ 1) лебеди..ый

□ 2) румя..ый

□ 3) тыкве..ый

□ 4) осли..ый

А3. В каком прилагательном пишется суффикс -К-?

□ 1) матрос..ий

□ 2) англий..ий

□ 3) турец..ий

□ 4) француз..ий

А4. Какое прилагательное пишется слитно?

□ 1) (северо)восточный

□ 2) (кисло)сладкий

□ 3) (ярко)зелёный

□ 4) (древне)русский

В1. Напишите способ образования имени прилагательного из данного предложения.

Правда светлее солнца.

С1. Напишите, как вы понимаете смысл пословицы, приведённой в задании В1.

Тест 19. Правописание суффиксов прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных Вариант 2

А1. В каком слове пишется одна буква Н?

□ 1) деревя..ый

□ 2) време..ый

□ 3) ути..ый

□ 4) безветре..ый

А2. В каком прилагательном пишется НН?

□ 1) тума..а

□ 2) масля..ый

□ 3) ветре..ый

□ 4) ю..ый

А3. В каком прилагательном пишется суффикс -СК-?

□ 1) рез..ий

□ 2) француз..ий

□ 3) рыбац..ий

□ 4) турец..ий

А4. Какое прилагательное пишется слитно?

□ 1) (стале)литейный

□ 2) (тёмно)синий

□ 3) (юго)западный

□ 4) (русско)английский

В1. Напишите, чем в данном предложении выражено сказуемое.

На миру и смерть красна.

С1. Напишите, как вы понимаете смысл пословицы, приведённой в задании В1.

Тест 20. Итоговый тест по теме «Имя прилагательное» Вариант 1

А1. В каком словосочетании есть относительное прилагательное?

□ 1) приморский бульвар

□ 2) солёный огурец

□ 3) мамина шаль

□ 4) точный ответ

А2. В каком предложении НЕ с прилагательным пишется слитно?

□ 1) Потолок (не)деревянный.

□ 2) Яичко (не)простое, а золотое.

□ 3) Список магазинов далеко (не)полный.

□ 4) Этот рисунок очень (не) плох.

А3. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

□ 1) белич..я

□ 2) строч..ная

□ 3) хорош..

□ 4) сливоч..ный

А4. В каком прилагательном пишется одна буква Н?

□ 1) клюкве..ый

□ 2) гуси..ый

□ 3) оловя..ый

□ 4) были..ый

А5. В каком прилагательном пишется суффикс -СК-?

□ 1) казац..ий

□ 2) вяз..ий

□ 3) белорус..ий

□ 4) немец..ий

А6. Какое прилагательное пишется слитно?

□ 1) (средне)вековый

□ 2) (северо)западный

□ 3) (бледно)жёлтый

□ 4) (плодово)ягодный

Прочитайте текст и выполните задания B1—B3 и С1.

(1)Эрмитаж, безусловно, является наиболее значительным художественным музеем России. (2)Величественные дворцы XVIII–XIX веков, в которых размещены его коллекции, располагаются на левом берегу Невы. (3)Они представляют собой роскошную «шкатулку», где хранится одно из самых богатых в мире собраний произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

В1. Из предложения (1) выпишите прилагательное в форме составной превосходной степени.

В2. Из предложения (3) выпишите прилагательное, образованное сложением основ.

В3. Напишите разряд по значению прилагательного «величественные» из предложения (2).

С1. Напишите небольшое сочинение о посещении вами какого-либо музея.

Тест 20. Итоговый тест по теме «Имя прилагательное» Вариант 2

А1. В каком словосочетании есть относительное прилагательное?

□ 1) чёткая речь

□ 2) дядина шляпа

□ 3) ровные отношения

□ 4) греческие мифы

А2. В каком предложении НЕ с прилагательным пишется слитно?

□ 1) Платок вовсе (не)свеж.

□ 2) У собаки был (не)счастный вид.

□ 3) Погода стояла (не)зимняя.

□ 4) Он (не)внимателен, а рассеян.

А3. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

□ 1) муч..ной

□ 2) жгуч..

□ 3) собач..я

□ 4) январ..ский

А4. В каком прилагательном пишется одна буква Н?

□ 1) ю..а

□ 2) карто..ый

□ 3) соломе..ый

□ 4) огне..ый

А5. В каком прилагательном пишется суффикс -СК-?

□ 1) кавказ..ий

□ 2) низ..ий

□ 3) ткац..ий

□ 4) дерз..ий

А6. Какое прилагательное пишется слитно?

□ 1) (тёмно)синий

□ 2) (юго)западный

□ 3) (западно)европейский

□ 4) (шахматно)шашечный

Прочитайте текст и выполните задания В1—В3 и С1.

(1)Великолепный альбом знакомит читателя с самыми красивыми садами мира. (2)В альбоме представлены 80 наиболее интересных садовых комплексов. (3)Читатель совершит кругосветное путешествие, побывает в императорских садах Китая и Японии, заглянет в классические парки Европы, познакомится с творениями садово-паркового искусства Америки и Индии.

В1. Из предложения (1) выпишите прилагательное в форме составной превосходной степени.

В2. Из предложения (3) выпишите сложные прилагательные.

В3. Из предложения (2) выпишите качественное прилагательное.

С1. Напишите небольшое сочинение о посещении вами какого-либо парка, ботанического сада и т. п.



Предварительный просмотр:

И ему сказал отец_
_Ты, Гаврило, молодец!_
(Ершов)

_Все будет решено_ _думал он, подходя к гостиной_ объяснюсь с нею самою_. (Пушкин).

Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил_ _что на дворе становится жарко_ (Лермонтов).

Я не стал расспрашивать моего верного спутника_ _зачем он не повез меня прямо в те места_ (Тургенев).

Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал_ _Барин, не прикажешь ли воротиться?_ (Пушкин).

_Нет, нет_ _овторяла она в отчаянии_ лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского_.

_О, судьба моя плачевна! _
Говорит ему царевна_
Если хочешь взять меня,
То доставь ты мне в три дня
Перстень мой из окияна_.
(Ершов)

Я отвечал с негодованием_ _что я, офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него принять не мог_ (по Пушкину).

Иногда я говорю себе_ _Нет, конечно, нет! Маленький принц на ночь всегда накрывает розу стеклянным колпаком, и он очень следит за барашком…_ (Антуан де Сент-Экзюпери).

Говорит ему девица_
_Но взгляни-ка, ты ведь сед;
Мне пятнадцать только лет:
Как же можно нам венчаться?
Все цари начнут смеяться,
Дед-то, скажут, внучку взял!_
(Ершов).

Он сообщил_ _что губернатор приказал своим чиновникам по особым поручениям носить шпоры_ (по Тургеневу).

Он возле меня сел и начал сказывать_ _какой он знаменитой фамилии и важного воспитания_ (по Лескову).

_Всё равно, Петруша_ _твечала мне матушка_ это твой посажёный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…_ (Пушкин).

Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь_ _Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать гидростатику, – а каково мне?_ _ и начнёшь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены (Толстой).

_Ты нам не государь_ _твечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана._ Ты, дядюшка , вор и самозванец!_ (Пушкин).

На другой день, за завтраком, Григорий Иванович спросил у дочки_ _все ли намерена она спрятаться от Берестовых_ (Пушкин).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренажёр по теме «Разряды местоимений»

Слайд 2

В каком словосочетании есть личное местоимение? 1) наш дом 2) их сад 3) увидеть их 4) этот вопрос 1 2 3 4

Слайд 3

В каком словосочетании есть возвратное местоимение? 1) твой стол 2) убедить себя 3) чей кот? 4) весь торт 1 2 3 4

Слайд 4

В каком словосочетании есть указательное местоимение? 1) ваши ответы 2) та дорога 3) чей-то след 4) некуда идти 1 2 3 4

Слайд 5

В каком словосочетании есть вопросительное местоимение? 1) какое небо 2) узнать тебя 3) моего решения 4) то, что пожелаешь 1 2 3 4

Слайд 6

В каком словосочетании есть притяжательное местоимение? 1) всякий цветок 2)тебя не узнать 3) узнать её 4) её пальто 1 2 3 4

Слайд 7

В каком словосочетании есть относительное местоимение? 1) ты видел 2) мой ответ 3)куда-то уехал 4) того, кто знает 1 2 3 4

Слайд 8

В каком словосочетании есть неопределённое местоимение местоимение? 1) зачем спрашивать 2) то здание 3) чья-то шляпа 4) его плащ 1 2 3 4

Слайд 9

В каком словосочетании есть отрицательное местоимение? 1) некто воскликнул 2) никто не пришёл 3) с кем-то встретиться 4) кому передать? 1 2 3 4

Слайд 10

Молодец!!!!

Слайд 11

Надо подумать!

Слайд 12

НЕВЕРНО!

Слайд 13

Подумай ещё!