"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Владимирова Лилия Мансуровна

Информационно-коммуникативным технологиям на сегодняшний день отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель понимает, что в информационном обществе он перестал быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           ГАОУ ДПО « Институт развития образования Республики Татарстан»

             МБОУ « Шеморданский лицей Сабинского муниципального района                                              

                                                  Республики Татарстан»

                                           Проектная работа

Тема «Базовые педагогические технологии, применяемые в условиях реализации ФГОС НОО: уровневая дифференциация, проектная деятельность, информационные и коммуникативные технологии»

Выполнили: Владимирова Л.М.,Яппарова Р.М., Емельянова Л.М.,                                            

                                               слушатели курсов повышения квалификации  в форме  

                                               стажировки  по проблеме «Актуальные проблемы                  

                                               реализации ФГОС общего  образования»,

                                   заместитель директора по ВР

                                   и учителя МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского района РТ»      

                                                           

                                                 

                                                                  «Проектная работа допущена к защите»

                                                                              Руководитель проектной работы  

                                                                               ________________     Валиева Л.П.                                                                                                

                                   

                                         

                                                     2012

                                              Содержание

Введение

Глава 1. Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе                                                                                                       стр. 4-8

 1.1  Понятие качества образования в общеобразовательном

учреждении                                                                                                  стр. 5-6

1. 2. Организационные условия обеспечения и управления качеством образования                                                                                                  стр. 7-8

Глава 2. Информационно-коммуникационные технологии обучения   стр 8-21                                                                                                              

2.1.  Модель управления оценки качеством образования на уровне

предмета с использованием ИКТ                                                               стр. 10-12                                  

2.2. Система оценки результатов обучения                                               стр. 12-13

2.3. Использование тестовых технологий                          стр. 13-15

2.4.Основы построения системы мониторинга результатов обучения   стр.15

2.5. Основные подходы в оценке образовательных достижений            стр. 15-16

2.6. Последние тенденции в оценке результатов обучения                     стр. 16-17

2.7. Образовательные стандарты и оценка их достижения                      стр. 18-19

2.8. Критерии анализа системы оценки результатов обучения               стр. 19-21

Глава 3. Практическая деятельность: из опыта работы                           стр. 22 -35

Заключение

Литература

                                                       Введение

      Что изменится в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Такой вопрос задают родители, учителя, а так же руководители школ.

       Если говорить о детях то, те, которые учатся в начальной школе сегодня и которые пойдут в первый класс в новом учебном году, не почувствуют никаких революционных перемен. Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребенку, сколько органам власти всех уровней - руководителям системы образования, директорам школ, учителям. Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения.

 Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

 • в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;

 • в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

 • в систему контроля и оценки уровня образования;

 • в систему финансирования;         

 • в учебно-методическое обеспечение;

 • в систему воспитательной работы;

 • в учебный план и учебные программы;

 • в деятельность учащегося и преподавателя.

Глава 1. Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе

Остановимся на педагогических технологиях и подходах в учебно-воспитательном процессе.

Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе

 - развивающее обучение;

 - проблемное обучение;

 - коммуникативное обучение;

 - проектная технология;

 - игровые технологии;

 - диалог культур;

 - информационно-коммуникативные технологии; которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.

 - дидактическая многомерная технология;

 - групповые технологии;

 - КСО

 - компетентностный подход;

 - деятельностный подход; предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

- личностно-ориентированный подход

 Организационные формы:

 - учебная исследовательская деятельность;

 - изготовление учебных продуктов;

 - работа в системе погружения.

 Использования возможностей современных развивающих технологий, позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:

 - информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

 - коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

 - самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

 - самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

 Нужно отметить самое важное, все педагогические технологии должны быть направлены на повышение качества образования учащихся.

1.1 Понятие качества образования в общеобразовательном учреждении

В философском понимании термина «качество» мы исходим из определения качества как существенного признака, свойства, отличающее один предмет от другого. С точки зрения производственного подхода, качество – совокупность существенных потребительских свойств продукции или услуги, значимых для потребителя. В метафорическом смысле «продукцией» школы являются выпускники, имеющие образование лучшего или худшего качества, в большей или меньшей степени соответствующее  потребностям общества и личности, установленным нормам, требованиям, стандартам. Таким образом, под качеством образования в данном проекте понимается качество образовательного процесса, отражающая степень соответствия образовательных результатов (достижений) обучающихся и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социаль-ным и личностным ожиданиям и включающая в себя следующие составляющие:

  • качества потенциала научно-педагогического состава, задействованного в образовательном процессе,
  • качества организации образовательного процесса (образовательные технологи, формы, методы, приемы обучения, формы организации обучения),
  • качества ресурсного обеспечения (материально-технического, учебно-методического обеспечения),
  • качества образовательной программы,
  • качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании),
  • качества медицинского обслуживания, питания, физкультурно- оздоровительной работы;
  • качества нравственного, духовного, морального воспитания в процессе социализации личности
  • качества партнерского взаимодействия с семьей и социумом;
  •  качества потенциала обучающихся,
  • качества знаний.

1. 2. Организационные условия обеспечения и управления качеством образования

Под организационными условиями, в общем смысле этого слова, мы понимаем совокупность взаимосвязанных процессов, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность и достигать тех или иных результатов.

Под организационными условиями обеспечения и управления качеством образования мы будем понимать:

1)   наличие высококвалифицированного педагогического состава, с внутренней потребностью к саморазвитию, улучшению условий труда и его результатов.

2)  организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных запросов обучающихся.  Использование в организации образовательного процесса современных  технологий, форм, методов, приемов обучения, позволяющих формировать ключевые компетентности, востребованные сегодняшним днем.  

3)   наличие материально – технического и научно – методического обеспечения, позволяющего организовывать образовательный процесс на уровне, соответствующем современным образовательным стандартам.

4)   использование в образовательном процессе образовательных программ и учебно – методических комплексов, позволяющих выполнять государственные образовательные стандарты.

5)  наличие административной команды, владеющей программно – целевыми и проектными методами управления образовательным учреждением.

6) наличие иерархической системы управления качеством на основе взаимодействия групп, которым делегирована ответственность за качество образования.

7) наличие системы мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении.

Функционирование системы обеспечения и управления качеством образования в общеобразовательном учреждении  починяется следующим принципам:

- ориентация на требования внешних пользователей. Учреждение поддерживает взаимовыгодные отношения с заказчиками как внешними (социум), так и внутренним (родители), с целью обеспечения обмена информацией с заказчиками и выполнения их требований.

- учет потребностей системы образования;

- стимулирование педагогических работников к повышению профессиональной компетентности и улучшению результатов своего труда.

- учет потенциала обучающихся при организации образовательного процесса и оценке его результатов.

 Глава 2. Использование информационно-коммуникативных технологий обучения.

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.

-  Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

-  Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

- Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

 - Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

- Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.

    Всякое включение ИКТ в образовательную среду должно быть аргументировано.

    Необходимо учитывать, что урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным.

средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога.

     Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса. Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы, в зависимости от выполняемой функции.

         1.Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты);

         2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)

         3. Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания для самостоятельной работы учащегося).

По способу разработки они могут принадлежать к одному из следующих видов:

1. Интернет ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на уроке, но и для подготовки).

          2. Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускаемые различными издательствами).

          3. Универсальные (Word, Excel, Power Point и т.д.- предназначены для создания педагогами собственных образовательных ресурсов).

          Самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием универсальных образовательных ресурсов, то есть уроки, разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души. Именно такие уроки будут наиболее интересны детям, а значит, и наиболее эффективными.

2.1 Модель управления оценки качеством образования на уровне предмета с использованием ИКТ.

Создание системы оценки качества образования в России происходит в период введения образовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достижение в масштабах всей страны. В связи с этим ставится задача создать систему получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами (в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования) на уровне образовательного учреждения, на основе которой можно будет принимать управленческие решения. Современная педагогическая наука и практика поставлены перед необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений о школе - к педагогическому мониторингу, под которым мы понимаем целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса и/или его отдельных элементов в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза.

Традиционная система оценки знаний учащихся, сформировавшаяся в период советской школы, имеющая богатый опыт в области контроля за результатами обучения, в силу своих организационных и технологических особенностей не может обеспечить удовлетворение данных потребностей общества. Ее результаты нельзя использовать для получения объективных количественных и качественных показателей, позволяющих управлять качеством образования. Появление понятия "мониторинг" связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о стоянии тех или иных объектов и структур. Образовательная система оказалась слишком сложной, многоаспектной, чтобы можно было сразу создать такую систему, которая позволила бы объективно судить о состоянии дел.

В настоящее время в России различными научными коллективами создаются подходы к оценке достижения стандартов образования. Встает задача проанализировать эти подходы и оценить перспективность их применения для аттестации обучающихся, а также для построения системы оценки качества образования в образовательном учреждении. Для этого необходимо иметь ориентиры для сравнения. Одним из таких ориентиров может быть анализ зарубежного опыта, позволяющий выявить тенденции развития систем оценки результатов обучения, преобладающие подходы в оценочной деятельности, технологии оценки, которые можно использовать при разработке системы мониторинга. Предметом анализа в данной работе являются системы оценки результатов обучения в школе, используемые в США на государственном, региональном и школьном уровнях.

В работе использовались официальные документы, монографии, статьи в периодической печати, информация на сайтах ИНТЕРНЕТ, материалы, полученные в результате стажировки автора в Университете штата Монтана, США осенью 2007 г.

2.2 . Система оценки результатов обучения

Все основные характеристики системы оценки результатов обучения (основные подходы к разработке инструментария, характеристики проверочных работ, процедуры проведения, представление результатов и др.) определяются основными целями и задачами, которые ставятся перед этой системой. В большинстве случаев перед системой оценки результатов обучения ставится основная цель - получение объективной информации о функционировании системы образования.

Системы оценки результатов обучения можно разделить на подсистемы в соответствии с целями и объектами оценки:

  • оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся (состояния или динамики роста) для целей аттестации (подтверждения получения определенного уровня образования), коррекции индивидуальных результатов учащихся, перехода на следующую ступень обучения, выбора уровня изучения отдельных учебных предметов;
  • оценка уровня образовательных достижений класса, школы с целью оценки деятельности учителей или школы, усовершенствования процесса преподавания и обучения;
  • мониторинг образовательных достижений выборочной совокупности учащихся в масштабе отдельных регионов или страны в целом с целью оценки качества обучения и тенденций развития.

В США образовательные достижения учащихся оцениваются в основном в рамках программ, разработанных на уровне каждого отдельного штата. В стране нет единой системы национальных экзаменов. Каждый штат разрабатывает свои собственные стандарты учебных достижений и систему оценки этих достижений, используя в качестве ориентиров требования к учебным достижениям школьников, сформулированные в национальных образовательных стандартах. На уровне страны существует система мониторинга качества образования NAEP (NationalAssessmentofEducationalProgress). Основная цель данных программ получить информацию о результатах образования (обратная связь, отчет школ об их работе), проследить изменения во времени, определить слабые и сильные стороны образования. На основе данной информации планируются любые изменения в школе, включая пересмотр учебных программ.

2.3. Использование тестовых технологий

Слово тест произошло от английского слова "test" - проба, испытание, исследование. В узком значении тест достижения - это инструмент, измеряющий у учащихся уровень их овладения знаниями и умениями в результате обучения. Тест - в более широком смысле - это стандартизированная процедура, совокупность методик для получения определенных характеристик (количественных) о достигнутом уровне знаний, умений и навыков испытуемого. Тесты могут включать задания любого типа: закрытые (например, с выбором ответа), открытые (со свободно конструируемыми ответами), практические задания или другие.

К особенностям теста, отличающим его от контрольных работ, можно отнести следующие: тесты разрабатываются в строгом соответствии с теорией тестов (классической или современной); они имеют устойчивые статистические характеристики для выборки учащихся, для оценки достижений которых они разрабатывались; процедура тестирования стандартизирована (т.е. выполнение тестов, проверка, обработка и интерпретация их результатов проводится по единым правилам); тесты ориентированы не на констатацию наличия у учащихся отдельных усвоенных знаний или умений (хотя данная информация может быть получена по результатам выполнения тестов), а на определение уровня усвоения определенной совокупности учебного материала. Данные тесты получили название стандартизированные. Тесты, разработанные учителями или специалистами-предметниками, но не отвечающие всем требованиям, предъявляемым к стандартизированным тестам, будем называть авторскими.

Тесты разрабатываются в соответствии с национальными стандартами. Результаты тестирования соотносятся с уровнями достижений, определенными в национальных стандартах. Их смысл заключается в том, что они характеризуют тот уровень подготовки (знаний и умений), который в определенном возрасте достигает большинство учащихся страны.

Ни одна страна мира не может сравниться с США по широте использования тестовых технологий. Тесты всегда использовались в США как политическое средство в проведении реформ в области образования, начиная с 1840 г (MassachusettsHistoricalSocietyDocuments, 1845-46). Почему же тестирования так широко распространено в США? Д. Мадаус к основным причинам относит следующие: неудовлетворенность качеством образования в стране, увеличение числа постановлений на уровне государства и отдельных штатов об обязательности тестирования, увеличение внимания в результатам образования, бюрократизация школы и общества в целом. В 1992 г. Национальный Комитет по образовательным стандартам и тестированию (NationalCouncilonEducationStandardsandTesting - NCEST) в своих документах определил цели и сферу использования системы оценки для мониторинга индивидуальных результатов и системы образования в связи с введением национальных стандартов для:

  • разъяснения учащимся, их родителям и учителям требований к уровню образовательных достижений;
  • совершенствования преподавания и повышения результатов обучения;
  • информирования учащихся, их родителей и учителей о достижении образовательных стандартов;
  • обеспечения отчетности учащихся, школ, округов, штатов и страны в целом о результатах обучения;
  • помощи в принятии управленческих решений в области образования.

Стандартизированные тесты необходимо использовать в каждой школе с целью управления образовательным процессом, совершенствования системы преподавания и обучения, мониторинга результатов школы, распределения учащихся по разноуровневым классам или курсами, для сертификации учащихся.

Стандартизированные тесты, как правило, достаточно проводить один-два раза в год в каждой школе. Но авторские тесты, подготовленные учителями, проводятся по мере необходимости и обязательно в конце каждой темы. Очень часто учителя используют тесты, разработанные авторами учебников, по которым они работают.

2.4. Основы построения системы мониторинга результатов обучения.

В определении подходов к построению системы мониторинга результатов обучения особую роль играют следующие ключевые вопросы:

  1. C какой целью будет использоваться создаваемая система? Что будет оцениваться?
  2. Насколько объективными, надежными и валидными должны быть результаты? Возможна ли их интерпретация?
  3. Какие выводы должны быть сделаны на основе этих результатов?
  4. Какие проблемы могут возникнуть в процессе разработки инструментария и проведения оценки?

2.5. Основные подходы в оценке образовательных достижений

Существуют три основных подхода в оценке образовательных достижений учащихся:

  • критериально-ориентированный, позволяющий оценить насколько учащиеся достигли заданного уровня знаний, умений и отношений, например, определенного как обязательный результат обучения (образовательный стандарт). В данном случае оценка конкретного ученика не зависит от того, какие результаты получили другие ученики. Результат будет показывать соответствует ли уровень достижений данного ученика социально-культурным нормам, требованиям стандарта или другим критериям. При данном подходе результаты могут интерпретироваться двумя способами: в первом случае делается вывод о том, освоен или не освоен проверяемый материал (достиг стандарта или нет), во втором - дается уровень или процент освоения проверяемого материала (на каком уровне освоен стандарт или какой процент из всех требований стандарта усвоен).
  • ориентированный на индивидуальные нормы конкретного ученика, реального уровня его развития в данный момент времени. Результатом оценки в этом случае является темп усвоения и объем усвоенного материала по сравнению с его начальным стартовым уровнем.
  • нормативно-ориентированный, ориентированный на статистические нормы, определяемые для данной совокупности учащихся. Учебные достижения отдельного ученика интерпретируется в зависимости от достижений всей совокупности учащихся, выше или ниже среднего показателя - нормы. Происходит распределение учащихся по рангам. Данный подход не соотнесен с содержанием процесса обучения, а если проверку проводит учитель, то его оценка чаще всего субъективна, т.к. свои оценки он делает относительно среднего уровня подготовки класса.

При оценке достижений образовательных стандартов используются различные подходы, в зависимости от того, что понимается под стандартами: достижение определенных целей образования, освоение определенного содержания учебного предмета или достижение определенных уровней подготовки.

2.6. Последние тенденции в оценке результатов обучения

1. Переход к когнитивной точке зрения на обучение и оценку:

  • от оценки исключительно результатов обучения к рассмотрению также процесса обучения;
  • от пассивного ответа на заданный вопрос к активному конструированию содержания ответа;
  • от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке;
  • внимание к метапознанию (самоконтролю, общеучебным умениям и умениям, связанным с волевыми проявлениями личности (мотивации и другим сферам, влияющим на процесс обучения и образовательные достижения);
  • изменение значения понятия "знающий" и "умеющий", отход от рассмотрения этих понятий как некоторого накопления изолированных фактов и умений и новое наполнение понятия в терминах применения и использования знаний.

2. Изменение формы оценки: переход от письменной проверки к аутентичной проверке, основными особенностями которой являются:

  • значимая для учащихся оценка;
  • использование заданий с определенным контекстом (контекстуализированные задачи);
  • основное внимание к комплексным умениям;
  • включение заданий с несколькими правильными ответами;
  • ориентация оценки на стандарты, известные учащимся;
  • оценка динамики индивидуальных достижений учащихся.

3. Изменение характера оценки, проводимой учителями, самооценки учащихся, оценки, проводимой родителями: от единовременной оценки с помощью одного измерителя (чаще всего теста) - к портфолио (оценке работ, выполненных учащимися за определенное время).

4. Переход от одномерного к многомерному измерению - от оценки только одной характеристики образовательных достижений к оценке нескольких характеристик одновременно.

5. Переход от оценки исключительно индивидуальных достижений учащихся к оценке достижения группы учащихся:

  • оценка умений работать в коллективе;
  • оценка результатов групповой работы.

2.7. Образовательные стандарты и оценка их достижения

Как уже упоминалось выше, основной тенденцией последнего десятилетия является введение стандартов, связанных с системой оценки, как ожидаемых, планируемых образовательных достижений или результатов обучения. Причем стандарты достижения рассматриваются как обязательный минимальный уровень достижений. Стандарт это "степень или уровень требований, уровень совершенства или уровень достижений".

Оценка минимальной компетентности в США.

Тесты минимальной компетентности оценивают не образовательные достижения вообще, а компетентность учащегося в контексте принятия решения (на основе результатов тестирования) о дальнейшем пути испытуемого: обучении на последующей ступени школы или переходе к профессиональной деятельности. Выражение "минимальная" (компетентность) означает, что оценивается не любой уровень образовательной подготовки, включая и максимально возможный, а достаточный и необходимый уровень.

К тестам минимальной компетентности и сфере их использования предъявляются следующие требования:

  • На этапе планирования теста разрабатывается спецификация, понятно сформулированная и доступная для всех заинтересованных лиц, в которой подробно описываются структура теста и все проверяемые умения. Такая спецификация используется как для разработки тестов (специалистами предметниками и тестологами), так и для подготовки к тестированию (учителями и учениками).
  • Тест должен оценивать умения, значимые для дальнейшей жизни испытуемых, включая и когнитивные умения. Получение положительной оценки за выполнение теста должно быть социально значимо.
  • Стандарты достижения должны быть определены и сформулированы в терминах школьных программ.
  • Проверяемые компетентности и задания теста не должны дискриминировать ни одну из групп обучающихся.
  • "Минимум" должен разделять учащихся по уровню подготовки.
  • В связи с тем, что не бывает идеальных тестов, окончательные решения о судьбе обучающихся не должны приниматься только на основе результатов выполнения тестов. Необходимо учитывать и другие оценки, полученные в течение года, а также мнения учителей и др.

Результаты, полученные в рамках оценки минимальной компетентности, можно использовать для информирования общественности о результатах образования в школе, т.е. для оценки деятельности школы.

2.8. Критерии анализа системы оценки результатов обучения

  1. До введения системы оценки необходимо четко определить, что должны знать и уметь учащиеся, и на каком уровне.
  2. Приоритетной целью системы оценки достижения стандартов должна быть помощь в совершенствовании преподавания и процесса обучения.
  3. Требования к уровню подготовки учащихся, инструментарий и процедуры оценки, а также способы использования результатов, должны быть одинаковыми для всех учащихся.
  4. Инструментарий для оценки достижения стандартов должен быть валидным по отношению к образовательным стандартам.
  5. Результаты оценки достижения стандарта должны сообщаться вместе с другой необходимой релевантной информацией.
  6. Учителя должны быть вовлечены в процесс разработки и реализации системы оценки.
  7. Процедура оценки и результаты должны быть понятны всем (учащимся, учителям, родителям, управленцам и другим пользователям)
  8. Используемая система оценки должна постоянно усовершенствоваться.

На основании выше сказанного, для организации системы мониторинга в образовательном учреждении необходимо использовать некоторые перспективные подходы к организации системы оценивания: сочетание внешнего и внутреннего контроля образовательных достижений; одновременная оценка подготовки учащихся на обязательном (минимальном) и повышенном уровнях; более широкое использование заданий, валидных по отношению к требованиям к уровню подготовки выпускников школы (например, заданий со свободно-конструируемыми ответами, практических заданий и др.); более широкое привлечение учителей в процесс контроля за образовательными достижениями; использование технологии разработки тестов в рамках современной теории тестов; создание механизмов обеспечения качества разработки тестов; организация общественно-профессиональной экспертизы на важнейших этапах разработки тестов, используемых для аттестации учащихся и мониторинга качества образования.

Нецелесообразно использовать подходы или технологии, от которых отказывается большинство развитых стран (например, использовать только тесты с закрытыми заданиями или с небольшим количеством открытых заданий, использовать только авторские тесты для системы мониторинга, использовать результаты тестирования только для аттестации, сравнивать результаты /тестируемых/ с помощью неоткалиброванных тестов и др.)

Решение этой проблемы мы видим в применении современных информационных технологий для диагностики результатов образовательного процесса. С этой целью нами используется Интернет версия тестовой системы "Дикобраз", которая представляет собой комплексную систему автоматизированной диагностики как программный инструмент, в основе которого лежит технология компьютерного тестирования и компьютерная обработка результатов тестирования. Эта система внедрена в Ульяновском Техникуме Экономики и Права. МОУ Силикатненская средняя школа получила сертификат за освоение автоматизированной тестовой системы диагностики качества образования "Дикобраз", поэтому наша школа имеет право организовывать мониторинговые исследования с применением этой системы. Такая система позволяет как педагогу, так и образовательному учреждению, в целом, разработать тестовую базу и автоматизировать процесс получения информации о результатах обучения.

Система обеспечивает: создание тестовых программ, компьютерное тестирование, формирование базы данных результатов тестирования, анализ результатов тестирования, формирование требуемых отчётов и соответственно состоит из следующих модулей:

  • Тестовая программа "Дикобраз";
  • Конструктор тестов;
  • Компьютерная тестовая база;
  • Модуль обработки и формирования результатов тестирования;
  • Модуль анализа результатов тестирования и формирования отчётов.

Адаптируя систему под задачи и цели нашего образовательного учреждения мы можем организовать текущий оперативный контроль за ходом образовательного процесса с использованием контрольно-измерительных материалов (тестовой базы). Все КИМы соответствуют по уровням сложности и форме единому государственному экзамену (ЕГЭ), много заданий взято из открытой федеральной базы ЕГЭ, что позволяет осуществлять репетиционное компьютерное (без бланков) тестирование выпускников, своевременно проводить коррекцию знаний, избежать использования некалиброванных тестов.

Глава 3. Практическая деятельность: из опыта работы  учителей английского языка            

Сегодня новые методики с использованием средств ИКТ противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Эта форма организации уроков является наиболее доступной для работы учителя. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

Таким образом, возможность применения ИКТ средств в обучении иностранному языку необычайно широка.  

В дидактической системе выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей: уроки «открытия» нового звания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности (обобщение, закрепление, систематизация изученного материала); уроки развивающего контроля.

  Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, на этапе тренировки, на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений и на этапе их контроля.  Компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.

                          Урок «открытия» нового звания

В своей практике использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные языковые формулы, схемы, рисунки, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы в идеале, хотелось бы с одновременным дублированием действий обучающимися на своих рабочих местах. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляются определения, схемы, которые обучающиеся списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации распечатывается для каждого учащегося), что позволяет использовать на этапе повторения развивающие виды заданий.

Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся.

Видеоролики, песни и сайты,  описывающие реалии англоязычных стран помогают в знакомстве с иноязычной культурой.   Эти ИКТ средства помогают создать на уроке ситуацию игры и, в то же время способствуют более быстрому овладению фонетическими, лексическими, грамматическими навыками на уроке.

                                Урок закрепления знаний

В настоящее время  разработана компьютерная поддержка курса английского языка. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Основную роль играет различный материал, использование которого варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники.

В практике работы можно использовать  мультимедийные учебники, которые наглядно представляют материал, обеспечивают быструю обратную связь (мгновенный контроль за усвоением материала). Интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала; разветвлённая структура гиперссылок позволяет получить пояснение, дополнительную информацию). Преподаватель задаёт приемлемую, по его мнению, форму и последовательность представления материала.

Следует заметить, что не все имеющиеся в настоящее время мультимедийные учебники  обладают вышеупомянутыми достоинствами. Количество созданных компьютерных программ для изучения иностранного языка уже превышает число “обычных” школьных учебников, но их качество до сих пор остается неудовлетворительным.

В 2008 году компания «Образовательные компьютерные технологии» выпустила диски «Изучай алфавит с удовольствием»  и «Слушай и играй с удовольствием», являющиеся мультимедийными приложениями к учебникам. Данные программы полностью соответствуют авторской концепции учебника. В упражнениях продолжена сюжетная линия учебника, предъявление и закрепление материала не расходится с тематическим и поурочным планированием УМК.  Считаю, что данные мультимедийные приложения являются чрезвычайно полезными и делают уроки в начальной школе красочными, интересными и необычными.

С помощью мультимедийных обучающих программа по иностранному языку в практике работы использую различные методические приёмы, позволяющие в активной форме проводить ознакомление, тренировку и закрепление знаний и умений учащихся.

                  Урок систематизации и обобщения знаний

На  данных уроках непосредственно обращаемся к различным источникам информации, которая интересна ученикам и способствует получению жизненного опыта. Самостоятельный поиск необходимой информации на англоязычных и тематических сайтах помогает формировать компенсаторную, социокультурную компетенции, развивает умение организовать самостоятельную работу. Разнообразные виды деятельности формируют межпредметные навыки через  заполнение электронных анкет; работа с расписанием поездов;  работа с картой  прогноза погоды;  работа с географическими картами; работа с  англоязычными сайтами, использование флэш- игр, флэш- мультфильмов,  работа с веб- квестами.

   Веб- квест - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используют информационные ресурсы сети Интернет. Направлен на развитие у обучающихся навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб- квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфо- коммуникационной компетенции.

                          Урок  развивающего контроля

  Считаю, что использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Разрабатываемые мною тесты представляют собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, при электронной версии по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.

При создании теста с выбором ответа на компьютере, обозначаю вывод реакции о правильности (неправильности) сделанного выбора  или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.

Особого внимания уделяю вопросу совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. На мой взгляд, не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у обучающихся в виде "бумажной копии" (печатный вариант)

                          Проектная деятельность обучающихся.

http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-angliiskogo-yazykaВ практике работы на уроках обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю обучающимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации, с применением  изучаемого материала в других областях знаний. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса в виде PowerPoint  презентации, брошюры, буклеты, и видеофильмы, коллективно  анализируется и рецензируется  результаты  их выполнения.

Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности обучающихся, повышает их активность, способствует  приобретению навыков, которые весьма полезны в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды  их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.

    Необходимо коснуться вопроса применения тестирования на уроках иностранного языка. Его преимущества в том, что за несколько минут одновременно и продуктивно работает вся группа и учитель получает срез обученности всех учащихся. Системность в применении тестирования вынуждает школьников готовиться к каждому уроку, работать регулярно. Такая проверка помогает увидеть пробелы в знаниях и спланировать их устранение. Программа тестирования, которая применяется в нашей школе, довольно проста в эксплуатации и позволяет организовать тестирование по любым темам. Она имеет три вида тестов: «многочисленный выбор», «написать краткий ответ» и «соотнести». Последний дает возможность использовать рисунки, фото, схемы и т.д. Программа позволяет проверить процент усвоения материала, причем результаты заносятся в электронный журнал. Хорошо и то, что после выполнения задания, ученик может увидеть свой результат, количество ошибок и даже просмотреть задания, выполненные неверно.

        Я работаю с этой программой либо в компьютерном классе, когда каждый ученик сидит за отдельным компьютером и выполняет подготовленный мною комплект из 2-3 тестов самостоятельно. Результат их работы я проверяю уже после урока по журналу программы. Либо мы работаем с одним тестом, но у ребят есть возможность посмотреть свои ошибки и сделать тест 2-3 раза, пока не достигнут хорошего результата. В этом случае осуществляется индивидуализация обучения. Кстати, подобным же образом я организую и работу с ЭОРами. Но возможность работать в компьютерном классе предоставляется нам не часто. Обычно учащиеся выполняют по очереди один и тот же тест на одном ноутбуке в кабинете иностранного языка. На этом уроке они только узнают свои результаты, а анализ ошибок и работа над пробелами идет уже на следующем уроке.

        Понятно, что создание тестов требует достаточно много времени, но и здесь я привлекаю к работе старшеклассников. Когда есть отобранный материал, они с удовольствием работают в этой программе. А некоторые даже создают тесты на материале, найденном или подобранном ими самими. Так я получила красочный тест, посвященный королевской семье с фотографиями всех детей и внуков Елизаветы II.

        Наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности в классах, где ИКТ применяется в системе, показали следующее: учащиеся   демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс, мотивации и радости познания.  

Использование ИКТ способствует повышению эффективности овладения иностранным языком. Такая организация работы является средством повышения результативности учебного труда школьников, особенно на среднем и старшем этапах, когда учащиеся утрачивают в какой-то мере интерес к предмету и веру в успех.

Анкетирование, проведенное в этих классах, показывает следующее:

      - 80 % учащихся отмечают, что уроки с применением компьютера на много интереснее;  

       - 51%считают, что ИКТ помогает лучше усвоить материал;

       - 62% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке ММП;

       - 66% - нравится работать с тестами на компьютере;

    - 74 % утверждают, что программа компьютерного тестирования дает  возможность избежать субъективности оценки.

Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:

·        мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения;

·        они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;

·         улучшают качество усвоения материала;

·        позволяют индивидуализировать процесс обучения;

          дают возможность избежать субъективности оценки

Создаваемые самим учителем программы рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых и обучает учитель.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

       И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.

                                                Заключение  

Применение новых информационных технологий  раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности  длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию в обучении. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

                                       Литература.

  1. Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием. - М., 1996
  2. Вовна В.И., Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании, 2005, № 5
  3. Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг, 2000, № 5
  4. Гутник И.Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении. - СПб., 2005
  5. Кайнова Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения. - М., 2005
  6. Лизинский В.М. Критерии оценки и стимулирование педагогической деятельности учителей как один из ресурсов управления образовательным процессом // Завуч, 2005, № 5
  7. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. - СПб., 1998
  8. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М., 2001
  9. Поташник М.М. Управление качеством образования в школе. - М., 1996
  10. Субетто А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы. - М., 2001
  11. Третьяков П.И. Школа: управление по результатам. - М., 2001
  12. Трубина И.И. Мониторинг качества образования: проблемы и подходы // Информатика и образование, 2005, № 5
  13. KEEVES J. The world of school learning. Selected key findings from 35 years of IEA research. IEA, 1994.
  14. ASSESSMENT IN TRANSITION: learning, monitoring and selection in international perspective (1996). Edited by Angela Little&Alison Wolf -1-st ed/,Elsevier Science Ltd,
  15. CONTEMPORARY RESEARCH IN THE UNITED STATES, GERMANY and JAPAN, (INTERNET)