Опыт работы
Мы живем в XXI веке, в условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мы живем в XXI веке, в условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия всегда использовала в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные приемы и методы смежных наук.
В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» отражены требования к условиям реализации Программы, которые включают: требования к психолого-педагогическим условиям; требования к кадровым условиям; требования материально-техническим условиям; требования к финансовым условиям; требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Таким образом, подтвердилась необходимость продолжать долгосрочный практико-ориентированный педагогический проект, основной идеей которого является гармоничное соединение современных технологий (ИКТ) с традиционными приемами и средствами в работе учителя-логопеда (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания и другие). Персональный компьютер, укомплектованный разнообразным прикладным программным обеспечением, в руках подготовленного специалиста является мощным средством, способным оптимизировать коррекционно0педагогический процесс. Данный педагогический проект направлен на детей с тяжелыми нарушениями речи 3-7 лет, их родителей, учителей-логопедов.
Актуальность проекта.
Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Поэтому, в настоящее время одной из актуальных задач учителя-логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми.
Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио и видеотехнику, компьютеры) для работы с информацией (Г.К. Селевко). В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование, компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии.
Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи. Компьютерные технологии позволяют нам самим создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка. В использовании ИКТ учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что в процессе обучения ведет к положительным результатам. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и делает более эффективной и качественной.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада. Важную роль в этом направлении также играет использование интерактивных технологий, , что дает родителям возможность оперативного получения информации о жизни их детей в ДОУ.
Таким образом, особая инновационная направленность моего педагогического проекта заключается в создании авторских видеопособий, логопедических демонстрационных пособий, настольных дидактических игр, компьютерных игр-упражнений, авторских логопедических игр-презентаций, рабочей группы с родителями в социальных сетях (вконтакте), сайта учителя-логопеда. Данные информационные коммуникативные технологии являются дополнительным, но эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать самостоятельную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, к требованиям современной школы, продуктивно организовать взаимосвязь с родителями и коллегами.
Концептуальность педагогического проекта
В основу реализации проекта положены основные принципы:
- Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная опора с опорой на различные анализаторы.
- Принцип системного подхода коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над мелкой моторикой, артикуляционной моторикой, звукопроизношением, просодическим компонентом речи, фонематическим анализом и синтезом, фонематическими представлениями, лексико-грамматическими средствами языка, , связной речью.
- Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей-логопатов. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей с нарушениями речи.
- Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученных ранее знаний в процессе овладения новыми знаниями, переходя от простого к сложному.
- Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям дошкольников. Задания предъявляются детям в игровой форме.
- Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяют построить коррекционную работу с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
- Принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. В компьютерных программах результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
- Принцип игровой стратегии и введения ребенка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
- Принцип воспитывающего обучения, воспитание у детей-логопатов волевых нравственных качеств.
- Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а так же с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:
- Программа должна иметь указание на возраст ребенка.
- Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением.
- Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям.
- Программа должна быть на русском языке.
- Текст задания, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором.
- Задания интересные, понятные ребенку, простые для выполнения.
- Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут.
- Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, т.к. справиться с мышкой ему еще сложно.
- Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать их навыкам в игровой форме.
- Чередование разных компьютерных игр.
Проект рассчитан на реализацию в логопедической группе для детей с ОНР и предполагает:
- Использование компьютера, ноутбука, проектера, СD проигрывателя;
- Работа с компьютером на одном занятии в течение 5-10 минут не чаще более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы, в соответствие с требованиями САН ПиНа);
- Кроме занятий с детьми в систему мероприятий входит работа с педагогами группы и узкими специалистами с родителями;
- Взаимодействие и сотрудничество с учителями-логопедами;
- Предлагаемые авторские разработки могут быть использованы в других группах и учреждениях, где обучаются дети дошкольного возраста с ОНР.
Цель проекта
Разработка дополнительных коррекционно-образовательных средств с использованием информационно компьютерных технологий и внедрение их в систему коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда.
Задачи проекта
- Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме использования ИКТ в дошкольном образовании.
- Описать формы и методы работы с детьми и родителями и в педагогическом обществе с использованием информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда.
- Создать авторские разработки посредством ИКТ.
- Внедрить систему работы по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе в группе для детей с ОНР, распространение положительного опыта
Основное содержание проекта
Сегодня мультимедиа-технологии это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации учителя-логопеда видится перспектива успешного применения информационных технологий в дошкольном образовании.
№ | Направление | Ресурсное обеспечение | Результат работы |
1. | Организация автоматизированного рабочего места учителя - логопеда | Комплект компьютерного оборудования, комплекс учебных материалов, программных средств, нормативно-правовых документов Выход в сеть Интернет | Удобная, качественная и эффективная организация работы учителя – логопеда Создание электронного портфолио, индивидуального сайта, группы в ВК с родителями воспитанников |
2. | Диагностика | Microsoft Works (Office Excel, Microsoft Word) Power Point | - создание базы данных по итогам диагностики речи воспитанников; |
3. | Профилактика и коррекция речевых нарушений | Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике: - электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.); - DVD, CD диски ( Логопедический массаж, комплект интерактивных игр МЕРСИБО, комплект дисков с презентациями по коррекции звукопроизношения, издательство «De Agostini» комплект журналов с дисками «Страна знаний»); - специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», комплект интерактивных игр МЕРСИБО, «Домашний логопед», игры – раскраски, игры-пазлы и др.) 2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:- игры, презентации на сайтах (www.logozavr.ru, viki.rdf.ru, LearningApps.org) 3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов в Microsoft Power Point и учебных видеофильмов в программе Movie Maker 4. Видеозапись речевой работы ребенка на занятии 5. Оформление развивающей среды кабинета учителя-логопеда и группы | -повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации); |
4. | Работа с коллегами | 1. Сетевое общение. (nsportal.ru, o-detstve.ru, info-urok, и др.) 2. Использование информационных интернет – ресурсов 3. Продолжение инновационного педагогического проекта «Логопедическая мастерская» 4. Распространение опыта работы по внедрению ИКТ | - обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты, пердоставление материалов для сайта учителей-логопедов МБДОУ ДС 53; |
5. | Работа с родителями | 1. Электронные консультации на интернет – сайте учителей-логопедов учреждения 2. Использование мультимедийных презентаций, слайд шоу 3. Участие в группе родителей и педагогов в ВК «Ясельный теремок» | - нахождение на сайтах необходимых информационных материалов; -представление фото и видиоотчетов для родителей с мероприятий, проходящих в группе |
6. | Методическая работа | 1. Работа в Microsoft Works (Office Excel, Microsoft Word) 2. Использование информационных интернет – ресурсов 3. Участие в интернет - сообществах | - удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации: оформление отчетной и текущей документации |
Таким образом, особая инновационная направленность моего педагогического опыта заключается в создании авторских видеопособий, авторских логопедических демонстрационных пособий, настольных дидактических игр, авторских компьютерных логопедических игр. Данные информационно-коммуникационные технологии являются дополнительным, но эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Правовое обеспечение проекта
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 16.«Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей…»
Статья 18. «В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки…»
Статья 29. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".
- ФГОС ДОУ
3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими)… (в соответствии со спецификой Программы).
3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы.
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования» - «Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы» Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03
4.12. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей 6 лет - 15 мин.
4.13. Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.
4.14. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ в ДОУ за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.
4.20. При проведении занятий детей с использованием компьютерной техники, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. « Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы»
Ресурсное обеспечение проекта
- Готовый продукт.
- компьютерные логопедические тренажёры;
- компьютерные тесты;
- обучающие игры;
- электронные учебники и энциклопедии, аудиокниги;
- электронные рассылки.
- Самостоятельно разработанный инструментарий.
- мультимедийные презентации и игры, составленные с помощью программы Microsoft Power Point;
- веб-сайт, группа в ВК «Ясельный теремок»;
- учебные видеофильмы (видеопособия);
- настольные логопедические игры и демонстрационные пособия, созданные в программах Microsoft Word и Photoshop.
- демонстрационные слайд шоу для родителей, составленные с помощью программ Movie Maker;
- цифровые видеоролики, аудиозаписи и др;
- онлайн-игры на сайте LearningApps.org .
Этапы реализации проекта
- Первый этап: поисковый (сентябрь 2014г.)
- Второй этап: констатирующий (сентябрь 2014г.- май 2015г.)
- Третий этап: основной - практический (сентябрь 2015г. – январь 2016г.; сентябрь 2018г. – май 2019г.)
- Четвертый этап: аналитический (апрель – май 2019г.)
План мероприятий реализации проекта
Период | Мероприятия | Описание | Результат |
1 этап: поисковый | |||
сентябрь 2014г. | - дальнейшее изучение литературы; | - уточнение целей и задач педагогического проекта | - план реализации проекта |
2 этап: констатирующий | |||
сентябрь 2014г. - май 2015г. | - диагностика детей с использование балльно - уровневой системой оценки | - пополнение базы данных по итогам диагностики речи воспитанников | - составление индивидуальных речевых профилей и сравнительных диаграмм в программе Microsoft Office Excel |
3 этап: основной - практический | |||
сентябрь 2015г. – январь 2016г.; сентябрь 2018г. – май 2019г. | - создание авторских разработок посредством ИКТ | - работа с разнообразными прикладными программами | - участие в профессиональных конкурсах конференциях |
4 этап: аналитический | |||
апрель | - обмен опытом с коллегами | подведение итогов педагогического проекта | - повышение мотивации инновационной педагогической деятельности |
Методы реализации проекта
- Индивидуальная и групповая работа с детьми.
- Организация нетрадиционных форм работы с родителями.
- Участие в профессиональных конкурсах, конференциях и т.п.
- Обмен опытом, наставничество, профессиональное сотрудничество, повышение квалификации.
- Публикации авторских статей и разработанных материалов.
Результаты – продукты и социальная эффективность проекта
Информационно коммуникативные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель-логопед в любой сфере своей деятельности.
Авторская | Целевая | Эффект использования | Воспроизводимость педагогического опыта |
Материалы по диагностике речи детей с использованием балльно -уровневой оценки и выведением индивидуального речевого профиля ребёнка с учетом программы Нищевой Н.В. | Учителя - логопеды, родители | Удобные таблицы – протоколы обследования, разработанные для диагностики речи детей с ТНР четырёх возрастов (младший, средний, старший, подготовительный к школе). Систематизированный в соответствие с таблицами наглядный диагностический материал. Малые временные затраты на проведение диагностики | Представление на методическом объединении учителей-логопедов МБДОУ ДС 53, Городском методическом объединении, использование данных материалов коллегами МДОУ ДС №53, 50, 54 |
Учебный видеофильм «Планета кошек» | Дошкольники 4-7 лет, родители | Позволяет получить достаточно полные сведения о жизни кошки, её действиях и привычках. Значительно расширить словарь прилагательных. Развивать синтаксический строй речи | Представление на методическом объединении учителей-логопедов МБДОУ ДС 53, Городском методическом объединении. Участник всероссийского дистанционного конкурса «Моя педагогическая инициатива» |
Учебный видеословарь «Прогулка по лесу родственных слов» | Дошкольники 6-7 лет, младшие школьники, родители | Позволяет эффективно формировать навык образования родственных слов. Закрепить словарь по лексической теме «Деревья» | Представление на Городском методическом объединении. Участник всероссийского дистанционного конкурса «Мастер мультимедийных технологий» |
Презентация | Родители | Позволяет дать родителям детей с ТНР развёрнутое представление о логопедическом заключении ОНР | Представлена на сайте МДОУ ДС №53 |
Презентация «Речь и математика» | Родители и педагоги | Позволяет дать родителям детей с ТНР развёрнутое представление о взаимосвязи развития речи и математических способностей. Позволяет познакомить педагогов с нетрадиционными методами работы с семьёй | Представлена при проведении гостиной для родителей в группе |
Презентация «Нетрадиционные методы работы с семьёй» | Педагоги | Позволяет познакомить педагогов с нетрадиционными методами работы с семьёй | Представлена на итоговом педсовете МДОУ ДС №53 |
Презентация «Мы уже большие!» | Родители и педагоги | Позволяет дать родителям детей с ТНР развёрнутое представление о трудовом воспитании детей и развитии у них самостоятельности. Позволяет познакомить педагогов с приёмами трудового воспитания и развития навыка самостоятельности | Представлена при проведении гостиной для родителей в группе |
Слайд шоу «До свидания «Сказка»!» | Выпускники группы, их родители и педагоги | Является подарком выпускникам группы, их родителям и педагогам к выпускному балу | Участник III всероссийского дистанционного конкурса «Мастер фотографии», представлено на выпускном вечере |
Слайд шоу «Новогодняя сказка» | Дети, родители и педагоги | Позволяет познакомить родителей и педагогов с проектом «Новогодняя сказка». Вызвать у детей интерес к настольным, дидактическим играм, драматизации сказок | Представлена на открытом педсовете МДОУ ДС №53 |
Слайд шоу «День Победы!» | Дети, родители, педагоги | Воспитывает патриотические чувства, закрепляет знания детей о ВОВ | Проект «Пусть будет мир и не будет войны» |
Презентация-игра «Поможем бабушке Федоре» | Дети 4-5 лет | Позволяет развивать среди детей дружеские отношения, учит взаимопомощи, сочувствию. Закрепляет словарь по теме «Посуда» | Представлена на неделе психологии в МДОУ ДС №53 |
Презентация – игра «Грамматическая эстафета» | Дети 6-7 лет, родители | Позволяет в нетрадиционной форме обобщить знания детей по подготовке к обучению грамоте и продемонстрировать навыки родителям | Представлена при проведении гостиной для родителей в группе |
Презентация «Взаимосвязь в работе дошкольных и школьных логопунктов» | Учителя-логопеды дошкольных учреждений и школ | Являлась мультимедийным сопровождением докладов всех выступающих общего городского методического объединения учителей - логопед дошкольных учреждений и школ ОГО | Представление на Городском методическом объединении |
Презентация «Развивающее видео в работе с дошкольниками» | Учителя-логопеды дошкольных учреждений | Была представлена как мультимедийное сопровождение опыта работы «Учебное видео в работе с дошкольниками» на городском методическом объединении учителей – логопедов | Представление на Городском методическом объединении Данный опыт представлен в сборнике «Моя педагогическая инициатива» |
Презентация «Диагностика детей старшего дошкольного возраста с ФФНР с использованием балльно-уровневой системой оценки» | Учителя-логопеды дошкольных учреждений | Была представлена как мультимедийное сопровождение опыта работы «Диагностика детей старшего дошкольного возраста с ФФНР с использованием балльно-уровневой системой оценки» на городском методическом объединении учителей – логопедов. | Представление на Городском методическом объединении и методическом объединении учителей-логопедов МБДОУ ДС 53 |
Презентация «Логопедическая мастерская. Учим грамоте детей. В этом деле не робей» | Учителя-логопеды со стажем работы менее 3х лет. Учителя – логопеды | Служила мультимедийным сопровождением при проведении 2го заседания «Логопедической мастерской» | Представление на открытом заседании «Логопедической мастерской» учителей-логопедов МБДОУ ДС 53 Инновационный педагогический проект «Логопедическая мастерская» представлен в сборнике материалов конференции федерального уровня «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: инновационные модели и технологии» |
Презентация «Досуговая педагогика в работе учителя-логопеда» | Учителя-логопеды, воспитатели, дефектологи | Служила мультимедийным сопровождением при представлении опыта работы «Досуговая педагогика в работе учителя-логопеда» | Представление на Городском методическом объединении и методическом объединении учителей-логопедов |
Брошюры - консультации: «Почему дети не читают?», «Растим читателя», «Развиваем внимание», «Учим цвета», «Учимся ориентироваться в пространстве». Серия обучающих потешек «Умные паровозики» | Родители детей с ОНР, педагоги | Способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка, устранению в речи аграмматизмов, развитию психических функций детей с ТНР. Способствует повышению педагогической компетенции родителей | Представлены в родительском уголке группы |
Буклеты на различные темы | Родители детей с ОНР, педагоги | Способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка, устранению в речи аграмматизмов, развитию психических функций детей с ТНР. Способствует повышению педагогической компетенции родителей | Представлены в родительском уголке группы |
Настольно-печатные игры для развития психологической базы речи: «Зажги гирлянду», «Помоги Деду Морозу», «Весёлые прищепки», «Улыбки животных», «Найди и обведи», «Маленькие сыщики», «Помоги бельчонку», «Цветное домино», «Ключики - замочки» | Дошкольники 4-7 лет, родители, педагоги | Способствуют формированию сенсорных эталонов, вех видов восприятия, внимания и памяти, развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Развитию мелкой моторики. Активизации словаря, развитию синтаксического строя речи. Способствует повышению педагогической компетенции родителей | Представлялись на заседаниях «Логопедической мастерской» учителей-логопедов МБДОУ ДС 53, в логопедическом кабинете |
Настольно-печатные игры для развития лексико-грамматического строя речи и связной речи: « Повесь одежду», «Чей хвостик», «Аналогии», «Садоводы-огородники», «Разложи одежду», «Весёлые клеточки», «Необычные истории», «Ромашки круглый год», «Картины -трансформеры» | Дошкольники 4-7 лет, родители | Способствуют развитию восприятия, внимания и памяти, развитию наглядно-образного и зачатков словесно-логического мышления. Развитию мелкой моторики. Активизации словаря, развитию синтаксического строя речи и связной речи. Способствует повышению педагогической компетенции родителей | Представлялись на заседаниях «Логопедической мастерской» учителей-логопедов МБДОУ ДС 53, в логопедическом кабинете |
Настольно-печатные игры для развития навыков звукового анализа и чтения: демонстрационное пособие «Я знаю о звуках всё», игра «В гости к Звуковичкам», «Читаем по слогам» | Дошкольники 5-7 лет, родители | Способствуют развитию восприятия, внимания и памяти, развитию наглядно-образного и зачатков логического мышления. Развитию мелкой моторики. Формированию фонематических процессов и их развитию. Закреплению навыков звукового анализа и синтеза, а также навыка чтения. Способствует повышению педагогической компетенции родителей | Представлялись на заседаниях «Логопедической мастерской» учителей-логопедов МБДОУ ДС 53, в логопедическом кабинете |
Настольно-печатные игры для автоматизации звуков: «Украсим ёлочку», «Космическое путешествие», «Звуковое домино», «Лабиринты». | Дошкольники 4-7 лет, родители | Способствуют развитию восприятия, внимания и памяти, мотивации к автоматизации звуков, выработке навыка самоконтроля. Развитию мелкой моторики. Активизации словаря, развитию синтаксического строя речи и связной речи. Способствует повышению педагогической компетенции родителей | Лауреат всероссийского дистанционного конкурса «Моя педагогическая инициатива». Представлялись на заседаниях «Логопедической мастерской» учителей-логопедов МБДОУ ДС 53, в логопедическом кабинете |
Тематические комплекты занятий Грибная полянка, Мой дом планета Земля, Насекомые, Поможем Красной шапочке, Учим буквы | Дети, родители, педагоги | Способствуют всестороннему развитию детей, повышают их самооценку, закрепляют знания на разнообразном материале | На интегрированных занятиях с родителями, на интегрированном занятии в рамках Городской недели защиты прав ребенка |
Рамочки-таблички на детские шкафчики, эмблемы игровых зон, домик успеха «Умняшки», уголок «Профессии» | Родители и дети группы | Оригинальное оформление развивающей среды. Повышение интереса родителей к деятельности детского сада | Представлены в развивающей среде логопедической группы и логопедического кабинета |
Разработаны интерактивные игры на сайте LearningApps.org «Разложи картинки с/ш», «Цепочка слов», «Парочки по звукам», «Растущие слова», «Овощи и фрукты», «Родственные слова» и др. | Учителя-логопеды. Родители и дети группы | Повышение интереса родителей к деятельности детского сада. Стимуляция интереса детей к занятиям, закрепление знаний, полученных в ДОУ | Представлены молодым специалистам на «Логопедической мастерской» |
Использование QR-кодов | Родители и дети группы | Повышение познавательного интереса детей, закрепление знаний, полученных в ДОУ при просмотре видеоматериалов | Представлены в рекомендациях учителя-логопеда для родителей |
Группа в социальной сети в ВКонтакте «Ясельный теремок» | Родители и дети группы | Постоянная связь с родителями детей, предоставление актуальной информации, онлайн - анкетирование. Повышение интереса родителей к деятельности детского сада | Соцсеть «ВКотакте» |
Индивидуальный сайт https://nsportal.ru/malysheva-olga-sergeevna | Учителя-логопеды, дефектологи, воспитатели, родители | Демонстрация и популяризация своего педагогического опыта широкой аудитории | Представлен на сайте МБДОУ ДС 53 |
Эффективность педагогического опыта.
За период формирования и функционирования данного педагогического опыта обучались 24 ребёнка: 12 детей 2014-16 учебные годы, 12 детей 2016-19 учебные годы. За это время наблюдается следующая динамика в развитии речи детей.
2014-2016 учебные годы
2018-19 учебные годы
Таким образом, с точки зрения полученных результатов, можно говорить об эффективности применения ИКТ в работе учителя-логопеда. Использование компьютерных технологий в коррекционном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования процесса коррекции речи.
Активизация компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия, развития способностей детей: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности, повышение самооценки в интеллектуальной деятельности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе.
Представленный педагогический опыт систематически распространяла в рамках профессионального сообщества учителей-логопедов МБДОУ ДС №53, Озёрского Городского Округа, в печатных изданиях федерального уровня, посредством Интернет-ресурсов.
Практическая значимость педагогического проекта
Таким образом, в работе учителя-логопеда компьютер – эффективное средство для интеллектуального и творческого развития детей, но необходимо учитывать, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребенка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы обеспечивающей условия для снижения напряженности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребенка. Сложная структура нарушений при общем недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
Поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде, вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставить информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к занятиям путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а за тем и как учебная деятельность. Этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают готовность ребенка к обучению в школе.
Также значимым результатом проекта является новый уровень взаимодействия с родителями через социальную сеть. Группа «ВКонтакте» - это многосторонний способ связи, поскольку родители не только видят сообщения, размещаемые учителем-логопедом, но и обсуждают их, делятся мнением друг с другом. Это мотивирует заинтересованность родителей во взаимодействии, дает им возможность быть в курсе содержания воспитательного и образовательного процессов своего ребенка. Данные формы взаимодействия родителей и педагога укрепят непосредственное общение сторон, выведут его на качественно новый уровень. Именно поэтому организация сетевого взаимодействия с родителями является одной из интересных и неформальных форм работы, которая на практике показывает положительный результат и вызывает в последнее время заслуженный интерес и у педагогов и у родителей.
В заключении скажу, что общение с родителями через социальную сеть – это современно, эффективно, оперативно, мобильно и не требует дополнительного времени ни у педагога, ни у родителей.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Полагаю, что предложенный проект не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Актуальной представляется работа по следующим направлениям:
- Совершенствование форм и методов коррекционно-педагогического процесса с использованием новейших средств ИКТ.
- Дальнейшая авторская разработка дидактического сопровождения коррекционно-образовательного процесса с использованием новейших средств ИКТ.
- Продолжение работы над индивидуальным сайтом и группой для родителей «ВКонтакте»
- Внедрение в развивающую среду кабинета учителя-логопеда интерактивной доской.
Перспектива дальнейшей реализации проекта очевидна, так как информационные технологии стремительно развиваются и становятся доступными, поэтому всегда есть возможность расширить и технологическое и тематическое поля проекта.
Литература:
1. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010
2. Гаркуша Ю. Ф. Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.
3. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.
4. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
5. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3.
6. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6
7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИ Школьние технологии, 2005. – 208с.
8. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7
9. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.
10. Федорович Л.А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду – Л., 2005. – № 5,6 .