Опыт работы

Малышева Ольга Сергеевна

      Мы живем в XXI веке, в условиях стремительного  роста информационного потока, развития  новых информационных технологий. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека.  Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Мы живем в XXI веке, в условиях стремительного  роста информационного потока, развития  новых информационных технологий. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека.  Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

Находясь на границе  соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия всегда использовала в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные приемы и методы смежных наук.

В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» отражены требования к условиям реализации Программы, которые включают: требования к психолого-педагогическим условиям; требования к кадровым условиям; требования материально-техническим условиям; требования к финансовым условиям; требования к развивающей предметно-пространственной среде. 

Таким образом, подтвердилась необходимость продолжать долгосрочный практико-ориентированный педагогический проект, основной идеей которого является гармоничное соединение современных технологий (ИКТ) с традиционными приемами и средствами в работе учителя-логопеда (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания и другие). Персональный компьютер, укомплектованный разнообразным прикладным программным обеспечением, в руках подготовленного специалиста является мощным средством, способным оптимизировать коррекционно0педагогический процесс. Данный педагогический проект направлен на детей с тяжелыми нарушениями речи 3-7 лет, их родителей, учителей-логопедов.

Актуальность проекта.

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Поэтому, в настоящее время одной из актуальных задач учителя-логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми.  

Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио и видеотехнику, компьютеры) для работы с информацией (Г.К. Селевко). В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование, компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии.

 Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи. Компьютерные технологии позволяют нам самим создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка. В использовании ИКТ учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что в процессе обучения ведет к положительным результатам. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и делает более эффективной и качественной.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

    Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада. Важную роль в этом направлении также играет использование интерактивных технологий, , что дает родителям возможность оперативного получения информации о жизни  их детей в ДОУ.

Таким образом, особая инновационная направленность моего педагогического проекта заключается в создании авторских видеопособий, логопедических демонстрационных пособий, настольных дидактических игр, компьютерных игр-упражнений, авторских логопедических игр-презентаций, рабочей группы с родителями в социальных сетях (вконтакте), сайта учителя-логопеда. Данные информационные коммуникативные технологии являются дополнительным, но эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать самостоятельную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, к требованиям современной школы, продуктивно организовать взаимосвязь с родителями и коллегами.

Концептуальность педагогического проекта

В основу реализации проекта положены основные принципы:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная опора с опорой на различные анализаторы.
  • Принцип системного подхода коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над мелкой моторикой, артикуляционной моторикой, звукопроизношением, просодическим компонентом речи, фонематическим анализом и синтезом, фонематическими представлениями, лексико-грамматическими средствами языка, , связной речью.
  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей-логопатов. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей с нарушениями речи.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученных ранее знаний в процессе овладения новыми знаниями, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям дошкольников. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяют построить коррекционную работу с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. В компьютерных программах результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введения ребенка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения, воспитание у детей-логопатов волевых нравственных качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а так же с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:

  • Программа должна иметь указание на возраст ребенка.
  • Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением.
  • Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям.
  • Программа должна быть на русском языке.
  • Текст задания, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором.
  • Задания интересные, понятные ребенку, простые для выполнения.
  • Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут.
  • Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, т.к. справиться с мышкой ему еще сложно.
  • Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать их навыкам в игровой форме.
  • Чередование разных компьютерных игр.

Проект рассчитан на реализацию в логопедической группе для детей с ОНР и предполагает:

- Использование компьютера, ноутбука, проектера, СD проигрывателя;

- Работа с компьютером на одном занятии в течение 5-10 минут не чаще более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы, в соответствие с требованиями САН ПиНа);

- Кроме занятий с детьми в систему мероприятий входит работа с педагогами группы и узкими специалистами с родителями;

- Взаимодействие и сотрудничество с учителями-логопедами;

- Предлагаемые авторские разработки могут быть использованы в других группах и учреждениях, где обучаются дети дошкольного возраста с ОНР.

Цель проекта

Разработка дополнительных коррекционно-образовательных средств с использованием информационно компьютерных технологий и внедрение их в систему коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда.

Задачи проекта

  1. Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме использования ИКТ в дошкольном образовании.
  2. Описать формы и методы работы с детьми и родителями и в педагогическом обществе с использованием информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда.
  3. Создать авторские разработки посредством ИКТ.
  4. Внедрить систему работы по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе в группе для детей с ОНР, распространение положительного опыта

Основное содержание проекта

Сегодня мультимедиа-технологии это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации учителя-логопеда видится перспектива успешного применения информационных технологий в дошкольном образовании.

Направление
работы

Ресурсное обеспечение

Результат работы

1.

Организация автоматизированного рабочего места учителя  - логопеда

Комплект компьютерного оборудования, комплекс учебных материалов, программных средств, нормативно-правовых документов

Выход в сеть Интернет

Удобная, качественная и эффективная организация работы учителя – логопеда

Создание электронного портфолио,  индивидуального сайта, группы в ВК с родителями воспитанников

2.

Диагностика

Microsoft Works (Office Excel, Microsoft Word)

Power Point

- создание базы данных по итогам диагностики речи воспитанников;
- проведение мониторинга работы;
- отслеживание динамики работы составление индивидуальных речевых профилей, сравнительных диаграмм;
- использование презентаций, как наглядного средства в процессе диагностики

3.

Профилактика и коррекция речевых нарушений

Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:

- электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);

- DVD, CD диски ( Логопедический массаж, комплект интерактивных игр МЕРСИБО, комплект дисков с презентациями по коррекции звукопроизношения, издательство «De Agostini» комплект журналов с дисками «Страна знаний»);

- специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», комплект интерактивных игр МЕРСИБО, «Домашний логопед», игры – раскраски, игры-пазлы и др.)

2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:- игры, презентации на сайтах (www.logozavr.ru, viki.rdf.ru, LearningApps.org)

3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов в  Microsoft Power Point и учебных видеофильмов в программе Movie Maker

4. Видеозапись речевой работы ребенка на занятии

5. Оформление развивающей среды кабинета учителя-логопеда и группы

-повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);
- улучшение речевого продуцирования;
- расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;
- повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала);
- повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
- активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;
- формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления воспитанников, повышение их интеллектуально-творческого развития;
- создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;
- реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);
- возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);
- совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими  демонстрировать реальные объекты,  явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);
- подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях
- постоянное пополнение и обновление развивающей среды
- создание интерактивных упражнений для детей  на сайте LearningApps.org

4.

Работа с коллегами

1. Сетевое общение. (nsportal.ru, o-detstve.ru,  info-urok,  и др.)

2. Использование информационных интернет – ресурсов

3. Продолжение инновационного  педагогического проекта «Логопедическая мастерская»

4. Распространение опыта работы по внедрению ИКТ

- обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты, пердоставление материалов для сайта учителей-логопедов МБДОУ ДС 53;
- участие в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций, вебинарах;
- обучение на дистанционных курсах повышения квалификации;
- выступление на городской педагогической конференции с работой «ИКТ в работе учителя-логопеда» август 2014г.;
-победа в муниципальном конкурсе педагогических работников «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» сентябрь 2015г
- издательство печатных статей

5.

Работа с родителями

1. Электронные консультации на интернет – сайте учителей-логопедов учреждения

2. Использование мультимедийных презентаций, слайд шоу

3. Участие в группе родителей и педагогов в ВК «Ясельный теремок»

- нахождение на сайтах необходимых информационных материалов;
- создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями;
- самостоятельное создание фотогалерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим  размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения; 
- консультирование родителей, педагогов используя возможности Интернет

-представление фото и видиоотчетов для родителей с мероприятий, проходящих в группе
- организация интерактивных  опросов в группе в ВК
- публикация ссылок на занимательные материалы для детей и информативные материалы для родителей
-онлайн-беседы и консультации с родителями воспитанников
- дистанционное предоставление рекомендаций для закрепления пройденного материала дома

6.

Методическая работа

1. Работа в Microsoft Works  (Office Excel, Microsoft Word)

2. Использование информационных интернет – ресурсов

3. Участие в интернет - сообществах

- удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации: оформление отчетной и текущей документации
- использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике);
- создание электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям
- создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и пр.
- создание личных кабинетов в различных интернет-сообществах с возможностью участия в олимпиадах, конкурсах, викторинах, вебинарах, конференциях
- развитие собственного интернет-сайта

     Таким образом, особая инновационная направленность моего педагогического опыта заключается в создании авторских видеопособий, авторских логопедических демонстрационных пособий, настольных дидактических игр, авторских  компьютерных логопедических игр. Данные информационно-коммуникационные технологии являются дополнительным, но эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

Правовое обеспечение проекта

  • Федеральный закон   "Об образовании в Российской Федерации"

Статья 16.«Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением информационных  технологий,  технических  средств,  а  также информационно-телекоммуникационных сетей…»

Статья 18. «В организациях, осуществляющих образовательную  деятельность, в целях  обеспечения  реализации  образовательных  программ  формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки…»
Статья 29. Образовательные организации формируют открытые  и общедоступные информационные ресурсы, содержащие  информацию  об  их деятельности, и обеспечивают  доступ  к таким  ресурсам  посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в  том  числе  на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".

  • ФГОС ДОУ
    3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
    Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими)… (в соответствии со спецификой Программы).
    3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы.
    Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»
  • «Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы» Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03

4.12. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей 6 лет - 15 мин.

4.13. Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

4.14. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ в ДОУ за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

 4.20. При проведении занятий детей с использованием компьютерной техники, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. « Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы»

Ресурсное обеспечение проекта

  1. Готовый продукт.
  • компьютерные логопедические тренажёры;
  • компьютерные тесты;
  • обучающие игры;
  • электронные  учебники и энциклопедии, аудиокниги;
  • электронные рассылки.
  1. Самостоятельно разработанный инструментарий.
  • мультимедийные презентации и  игры, составленные с помощью программы Microsoft Power Point;
  • веб-сайт, группа в ВК «Ясельный теремок»;
  • учебные видеофильмы (видеопособия);
  • настольные логопедические игры и демонстрационные пособия, созданные в программах Microsoft Word и Photoshop.
  • демонстрационные слайд шоу для родителей, составленные с помощью программ Movie Maker;
  • цифровые видеоролики, аудиозаписи и др;
  • онлайн-игры на сайте LearningApps.org .

Этапы реализации проекта

  • Первый этап: поисковый (сентябрь 2014г.)
  • Второй этап: констатирующий (сентябрь 2014г.- май 2015г.)
  • Третий этап: основной - практический (сентябрь 2015г. – январь 2016г.; сентябрь 2018г. – май 2019г.)
  •  Четвертый этап: аналитический (апрель – май 2019г.)

План мероприятий реализации проекта

Период
реализации

Мероприятия

Описание

Результат

1 этап: поисковый

сентябрь 2014г.

- дальнейшее изучение литературы;
- корректировка целей и задач, определение средств, форм и методов работы

- уточнение целей и задач педагогического проекта
- планирование работы

- план реализации проекта

2 этап: констатирующий

сентябрь 2014г. - май 2015г.

- диагностика детей с использование балльно - уровневой системой оценки
- анализ потребностей родителей во взоимодействии с логопедом с использованием ИКТ
- усовершенствование автоматизированного рабочего места учителя-логопеда
- изучение подобного опыта коллег

- пополнение базы данных по итогам диагностики речи воспитанников
- анкетирование родителей

- составление индивидуальных речевых профилей и сравнительных диаграмм в программе Microsoft

Office Excel
-
установка новой акустической системы на компьютер
- Обновление каталога мультимедийных презентаций, компьютерных игр
- ведение плана создания авторских разработок посредством ИКТ

3 этап: основной - практический

сентябрь 2015г. – январь 2016г.; сентябрь 2018г. – май 2019г.

- создание авторских разработок посредством ИКТ
- обмен опытом с коллегами
- сетевое общение
- оформление развивающей среды кабинета учителя-логопеда и группы

- работа с разнообразными прикладными программами
- участие в интернет –сообществах
- использование презентаций слайдшоу
- создание группы в ВК для родителей группы

- участие в профессиональных конкурсах конференциях
- повышение эффективности взаимодействия с родителями
- усовершенствование и модернизация развивающей среды

4 этап: аналитический

апрель
– май 2019г.

- обмен опытом с коллегами
- систематизация авторских разработок

подведение итогов педагогического проекта

- повышение мотивации инновационной педагогической деятельности
-  личностный рост педагога
- публикации
- определение дальнейших перспектив данного педагогического проекта

Методы реализации проекта

  • Индивидуальная и групповая работа с детьми.
  • Организация нетрадиционных форм работы с родителями.
  • Участие в профессиональных конкурсах, конференциях и т.п.
  • Обмен опытом, наставничество, профессиональное сотрудничество, повышение квалификации.
  • Публикации авторских статей и разработанных материалов.

Результаты – продукты и социальная эффективность проекта

Информационно коммуникативные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель-логопед в любой сфере своей деятельности.

Авторская
разработка

Целевая
аудитория

Эффект использования

Воспроизводимость педагогического опыта

Материалы по диагностике речи детей с использованием балльно -уровневой  оценки и выведением индивидуального речевого профиля ребёнка с учетом программы Нищевой Н.В.

Учителя - логопеды, родители

Удобные таблицы – протоколы обследования, разработанные для диагностики речи детей с ТНР четырёх возрастов (младший, средний, старший, подготовительный к школе). Систематизированный в соответствие с таблицами наглядный диагностический материал. Малые временные затраты на проведение диагностики

Представление на методическом объединении учителей-логопедов МБДОУ ДС 53, Городском методическом объединении, использование данных материалов коллегами МДОУ ДС №53, 50, 54

Учебный видеофильм «Планета кошек»

Дошкольники 4-7 лет, родители

Позволяет получить достаточно полные сведения о жизни кошки, её действиях и привычках. Значительно расширить словарь прилагательных. Развивать синтаксический строй речи

Представление на методическом объединении учителей-логопедов МБДОУ ДС 53, Городском методическом объединении. Участник всероссийского дистанционного конкурса «Моя педагогическая инициатива»

Учебный видеословарь «Прогулка по лесу родственных слов»

Дошкольники 6-7 лет, младшие школьники, родители

Позволяет эффективно формировать навык образования родственных слов.  Закрепить словарь по лексической теме «Деревья»

Представление на Городском методическом объединении. Участник всероссийского дистанционного конкурса «Мастер мультимедийных технологий»

Презентация
«Что такое ОНР?»

Родители

Позволяет дать родителям детей с ТНР развёрнутое представление о логопедическом заключении ОНР

Представлена на сайте МДОУ ДС №53

Презентация «Речь и математика»

Родители и педагоги

Позволяет дать родителям детей с ТНР развёрнутое представление о взаимосвязи развития речи и математических способностей. Позволяет познакомить педагогов с нетрадиционными методами работы с семьёй

Представлена при проведении гостиной для родителей в группе

Презентация «Нетрадиционные методы работы с семьёй»

Педагоги

Позволяет познакомить педагогов с нетрадиционными методами работы с семьёй

Представлена на итоговом педсовете МДОУ ДС №53

Презентация «Мы уже большие!»

Родители и педагоги

Позволяет дать родителям детей с ТНР развёрнутое представление о трудовом воспитании детей и развитии у них самостоятельности. Позволяет познакомить педагогов с приёмами трудового воспитания и развития навыка самостоятельности

Представлена при проведении гостиной для родителей в группе

Слайд шоу «До свидания «Сказка»!»

Выпускники группы, их родители и педагоги

Является подарком выпускникам группы,  их родителям и педагогам к выпускному балу

Участник III всероссийского дистанционного конкурса «Мастер фотографии», представлено на выпускном вечере

Слайд шоу «Новогодняя сказка»

Дети, родители и педагоги

Позволяет познакомить родителей и педагогов с проектом «Новогодняя сказка». Вызвать у детей интерес к настольным, дидактическим играм, драматизации сказок

Представлена на открытом педсовете МДОУ ДС №53

Слайд шоу «День Победы!»

Дети, родители, педагоги

Воспитывает патриотические чувства, закрепляет знания детей о ВОВ

Проект «Пусть будет мир и не будет войны»

Презентация-игра «Поможем бабушке Федоре»

Дети 4-5 лет

Позволяет развивать среди детей дружеские отношения, учит взаимопомощи, сочувствию. Закрепляет словарь по теме «Посуда»

Представлена на неделе психологии в  МДОУ ДС №53

Презентация  – игра «Грамматическая эстафета»

Дети 6-7 лет, родители

Позволяет в нетрадиционной форме обобщить знания детей по подготовке к обучению грамоте и продемонстрировать навыки родителям

Представлена при проведении гостиной для родителей в группе

Презентация «Взаимосвязь в работе дошкольных и школьных логопунктов»

Учителя-логопеды дошкольных учреждений и школ

Являлась мультимедийным сопровождением докладов всех выступающих общего городского методического объединения учителей - логопед дошкольных учреждений и школ ОГО

Представление на Городском методическом объединении

Презентация «Развивающее видео в работе с дошкольниками»

Учителя-логопеды дошкольных учреждений

Была представлена как мультимедийное сопровождение опыта работы «Учебное видео в работе с дошкольниками» на городском методическом объединении учителей – логопедов

Представление на Городском методическом объединении

Данный опыт представлен в сборнике «Моя педагогическая инициатива»

Презентация «Диагностика детей старшего дошкольного возраста с ФФНР с использованием балльно-уровневой  системой оценки»

Учителя-логопеды дошкольных учреждений

Была представлена как мультимедийное сопровождение опыта работы «Диагностика детей старшего дошкольного возраста с ФФНР с использованием балльно-уровневой  системой оценки» на городском методическом объединении учителей – логопедов.

Представление на Городском методическом объединении и методическом объединении учителей-логопедов МБДОУ ДС 53

Презентация «Логопедическая мастерская. Учим грамоте детей. В этом деле не робей»

Учителя-логопеды со стажем работы менее 3х лет. Учителя – логопеды

Служила  мультимедийным сопровождением при проведении 2го заседания «Логопедической мастерской»

Представление на открытом заседании «Логопедической мастерской» учителей-логопедов МБДОУ ДС 53

Инновационный педагогический проект «Логопедическая мастерская» представлен в сборнике материалов конференции федерального уровня «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: инновационные модели и технологии»

Презентация «Досуговая педагогика в работе учителя-логопеда»

Учителя-логопеды, воспитатели, дефектологи

Служила мультимедийным сопровождением при представлении опыта работы «Досуговая педагогика в работе учителя-логопеда»

Представление на Городском методическом объединении и методическом объединении учителей-логопедов

Брошюры - консультации: «Почему дети не читают?», «Растим читателя», «Развиваем внимание», «Учим цвета», «Учимся ориентироваться в пространстве». Серия обучающих потешек «Умные паровозики»

Родители детей с ОНР, педагоги

Способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка, устранению в речи аграмматизмов, развитию психических  функций детей с ТНР. Способствует повышению педагогической компетенции родителей

Представлены в родительском уголке группы

Буклеты на различные темы

Родители детей с ОНР, педагоги

Способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка, устранению в речи аграмматизмов, развитию психических  функций детей с ТНР. Способствует повышению педагогической компетенции родителей

Представлены в родительском уголке группы

Настольно-печатные игры для развития психологической базы речи: «Зажги гирлянду», «Помоги Деду Морозу», «Весёлые прищепки», «Улыбки животных», «Найди и обведи», «Маленькие сыщики», «Помоги бельчонку», «Цветное домино», «Ключики - замочки»

Дошкольники 4-7 лет, родители, педагоги

Способствуют формированию сенсорных эталонов, вех видов восприятия, внимания и памяти, развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Развитию мелкой моторики. Активизации словаря, развитию синтаксического строя речи. Способствует повышению педагогической компетенции родителей

Представлялись на заседаниях «Логопедической мастерской» учителей-логопедов МБДОУ ДС 53, в логопедическом кабинете

Настольно-печатные игры для развития лексико-грамматического строя речи и связной речи: « Повесь одежду», «Чей хвостик», «Аналогии», «Садоводы-огородники»,  «Разложи одежду», «Весёлые клеточки», «Необычные истории», «Ромашки круглый год», «Картины -трансформеры»

Дошкольники 4-7 лет, родители

Способствуют развитию восприятия, внимания и памяти, развитию наглядно-образного и зачатков словесно-логического мышления. Развитию мелкой моторики. Активизации словаря, развитию синтаксического строя речи и связной речи. Способствует повышению педагогической компетенции родителей

Представлялись на заседаниях «Логопедической мастерской» учителей-логопедов МБДОУ ДС 53, в логопедическом кабинете

Настольно-печатные игры для развития навыков звукового анализа и чтения: демонстрационное пособие «Я знаю о звуках всё», игра «В гости к Звуковичкам», «Читаем по слогам»

Дошкольники 5-7 лет, родители

Способствуют развитию восприятия, внимания и памяти, развитию наглядно-образного и зачатков логического мышления. Развитию мелкой моторики. Формированию фонематических процессов и их развитию. Закреплению навыков звукового анализа и синтеза, а также навыка чтения. Способствует повышению педагогической компетенции родителей

Представлялись на заседаниях «Логопедической мастерской» учителей-логопедов МБДОУ ДС 53, в логопедическом кабинете

Настольно-печатные игры для автоматизации звуков: «Украсим ёлочку», «Космическое путешествие», «Звуковое домино», «Лабиринты».

Дошкольники 4-7 лет, родители

Способствуют развитию восприятия, внимания и памяти, мотивации к автоматизации звуков, выработке навыка самоконтроля.  Развитию мелкой моторики. Активизации словаря, развитию синтаксического строя речи и связной речи. Способствует повышению педагогической компетенции родителей

Лауреат всероссийского дистанционного конкурса «Моя педагогическая инициатива».

Представлялись на заседаниях «Логопедической мастерской» учителей-логопедов МБДОУ ДС 53, в логопедическом кабинете

Тематические комплекты занятий Грибная полянка, Мой дом планета Земля, Насекомые, Поможем Красной шапочке, Учим буквы

Дети, родители, педагоги

Способствуют всестороннему развитию детей, повышают их самооценку, закрепляют знания на разнообразном материале

На интегрированных занятиях с родителями, на интегрированном занятии в рамках Городской недели защиты прав ребенка

Рамочки-таблички на детские шкафчики, эмблемы игровых зон, домик успеха «Умняшки», уголок «Профессии»

Родители и дети группы

Оригинальное оформление развивающей среды. Повышение интереса родителей к деятельности детского сада

Представлены в развивающей среде логопедической группы и логопедического кабинета

Разработаны интерактивные игры на сайте LearningApps.org «Разложи картинки с/ш», «Цепочка слов», «Парочки по звукам», «Растущие слова», «Овощи и фрукты», «Родственные слова» и др.

Учителя-логопеды. Родители и дети группы

Повышение интереса родителей к деятельности детского сада. Стимуляция интереса детей к занятиям, закрепление знаний, полученных в ДОУ

Представлены молодым специалистам на «Логопедической мастерской»
На собственном сайте (ссылки на игры)

Использование QR-кодов

Родители и дети группы

Повышение познавательного интереса детей, закрепление знаний, полученных в ДОУ при просмотре видеоматериалов

Представлены в рекомендациях учителя-логопеда для родителей

Группа в социальной сети в ВКонтакте «Ясельный теремок»

Родители и дети группы

Постоянная связь с родителями детей, предоставление актуальной информации, онлайн - анкетирование. Повышение интереса родителей к деятельности детского сада

Соцсеть «ВКотакте»

Индивидуальный сайт https://nsportal.ru/malysheva-olga-sergeevna

Учителя-логопеды, дефектологи, воспитатели, родители

Демонстрация и популяризация своего педагогического опыта широкой аудитории

Представлен на сайте МБДОУ ДС 53

Эффективность педагогического опыта.

За период формирования и функционирования данного педагогического опыта обучались 24 ребёнка: 12 детей 2014-16 учебные годы, 12 детей 2016-19 учебные годы. За это время наблюдается следующая динамика в развитии речи детей.
2014-2016 учебные годы

2018-19 учебные годы

Таким образом, с точки зрения полученных результатов, можно говорить об эффективности применения ИКТ в работе учителя-логопеда. Использование компьютерных технологий в коррекционном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования процесса коррекции речи.

 Активизация компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия,  развития способностей детей: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности,  повышение самооценки в интеллектуальной деятельности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе.

Представленный педагогический опыт систематически распространяла в рамках профессионального сообщества учителей-логопедов МБДОУ  ДС №53, Озёрского Городского Округа, в печатных изданиях федерального уровня, посредством Интернет-ресурсов.

Практическая значимость педагогического проекта

Таким образом, в работе учителя-логопеда компьютер – эффективное средство для интеллектуального и творческого развития детей, но необходимо учитывать, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребенка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы обеспечивающей условия для снижения напряженности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребенка. Сложная структура нарушений при общем недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные  виды восприятия. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

Поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде, вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставить информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к занятиям путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а за тем и как учебная деятельность. Этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают готовность ребенка к обучению в школе.

Также значимым результатом проекта является новый уровень взаимодействия с родителями через социальную сеть. Группа «ВКонтакте» - это многосторонний способ связи, поскольку родители не только видят сообщения, размещаемые учителем-логопедом, но и обсуждают  их, делятся мнением друг с другом. Это мотивирует заинтересованность родителей во взаимодействии, дает им возможность быть в курсе содержания воспитательного и образовательного процессов своего ребенка. Данные формы взаимодействия родителей и педагога укрепят непосредственное общение сторон, выведут его на качественно новый уровень. Именно поэтому организация сетевого взаимодействия с родителями является одной из интересных и неформальных форм работы, которая на практике показывает положительный результат и вызывает в последнее время заслуженный интерес и у педагогов и у родителей.

В заключении скажу, что общение с родителями через социальную сеть – это современно, эффективно, оперативно, мобильно и не требует дополнительного времени  ни у педагога, ни у родителей.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Полагаю, что предложенный проект не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Актуальной представляется работа по следующим направлениям:

  • Совершенствование форм и методов коррекционно-педагогического процесса с использованием новейших средств ИКТ.
  • Дальнейшая авторская разработка дидактического сопровождения коррекционно-образовательного процесса с использованием новейших средств ИКТ.
  • Продолжение работы над индивидуальным сайтом и группой для родителей «ВКонтакте»
  • Внедрение в развивающую среду кабинета учителя-логопеда интерактивной доской.

Перспектива дальнейшей реализации проекта очевидна, так как информационные технологии стремительно развиваются и становятся доступными, поэтому всегда есть возможность расширить и технологическое и тематическое поля проекта.


Литература:

1. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010
2.  Гаркуша Ю. Ф. Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.
3.  Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.
4. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
5. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3.
6. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6
7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Энциклопедия образовательных технологий. – М.:  НИИ Школьние технологии, 2005. – 208с.
8. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7
9. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.
10. Федорович Л.А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду – Л., 2005. – № 5,6 .