Школа будущего первоклассника
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20 города Вяземского
Вяземского муниципального района Хабаровского края
Тематическое планирование занятий
в «школе будущего первоклассника»
2013 -2014 учебный год
Составила:
Стрига Ирина Сергеевна,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
г.Вяземский
2013 г.
Обучение грамоте и развитие речи
Количество часов – 60 (2 часа в неделю)
Учебное пособие: «Букварь» (автор Жукова Н.С.);
Приложение к «Букварю» Прописи в 3-х частях (автор Жукова Н.С.)
Пояснительная записка
Цель работы подготовительных групп – подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.
Задача, стоящая перед педагогом: легко и весело ввести ребенка в письменность, сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей.
Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове.
Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой анализ слова ребенок может с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ). Главная задача всей работы – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.
Требования к уровню подготовки детей к концу года.
Обучающие должны уметь:
▫ достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
▫ соблюдать орфоэпические нормы произношения;
▫ владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
▫ свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
▫ правильно согласовывать слова в предложении;
▫ составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.;
▫ ориентироваться на странице книги;
▫ составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта;
▫ правильно использовать предлоги;
▫ правильно произносить звуки
Календарно – тематическое планирование занятий
№ | Тема занятия | № страницы | Дата |
1-2 | Речь письменная и устная. Звуки речи. Гласные звуки а, у,о; буквы А, а, У, у,О,о | 3-5 | |
3-4 | Гласные и согласные звуки. Согласные звуки IмI, IмI; буквы М, м Составление предложений | 6,7 | |
5-6 | Учимся соединять буквы. Чтение слогов. Согласные звуки IсI , IсI; буквы С, с. | 8-11 | |
7-8 | Предложение. Деление предложения на слова. Ударение в словах. | 12-15 | |
9-10 | Согласные звуки IхI, IхI; буквы Х, х. Чтение слогов и слов. Составление предложений и рассказов. | 16-19 | |
11-12 | Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р Определение места звука в слове | 20-21 | |
13-14 | Согласный звук IшI, ; буквы Ш, ш Слово и предложение. | 22-23 | |
15-16 | Гласный звук IыI; буква ы Составление рассказа по картинке | 24 | |
17-18 | Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л Чтение предложений. Составление слов | 25-27 | |
19-20 | Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н Составление предложений и связного текста | 28-30 | |
21-22 | Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к | 31-32 | |
23-24 | Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т | 33 | |
25-26 | Гласный звук IиI; буквы И, и Сопоставление букв И-Ы | 34-36 | |
27-28 | Согласные звуки IпI, IпI; буквы П,п Чтение слогов и предложений | 37-38 | |
29-30 | Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки IзI, Iз I; буквы З, з | 39-41 | |
31-32 | Согласный звук IйI; буквы Й, й Подбор имен прилагательных с окончаниями –ый, -ий | 42-44 | |
33-34 | Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г Знаки препинания в конце предложения | 45-46 | |
35-36 | Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в. | 47-50 | |
37-38 | Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, д. Отвечаем на вопросы. | 51-52 | |
39-40 | Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б. Парные согласные б-п. | 53-57 | |
41-42 | Согласный звук IжI; буквы Ж, ж. Парные согласные ж-ш | 58-60 | |
43-44 | Буквы Е, е. Правила поведения в природе | 61-63 | |
45-46 | Буква Ь- показатель мягкости согласного. | 64-67 | |
47-48 | Буквы Я, я. Беседа по содержанию рассказа | 68-71 | |
49-50 | Буквы Ю, ю. Игра «Угадай, кто где?» | 72-73 | |
51-52 | Буквы Ё, ё. Развитие речи. | 74-78 | |
53-54 | Согласный звук IчI; буквы Ч, ч Формулирование ответов на вопросы. | 79-82 | |
55-56 | Гласный звук IэI; буквы Э, э. Согласный звук IцI; буквы Ц, ц. | 83-84 85-87 | |
57-58 | Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф. Согласный звук IщI; буквы Щ, щ | 88-89 90-92 | |
59-60 | Буква Ъ. Алфавит | 93-95 |
Пояснительная записка по курсу « Математика и логика»
Количество часов – 60 (2 часа в неделю)
Учебное пособие «Развитие логического мышления 6-7 лет» (УМК «Я – исследователь», автор А.И. Савенков)
Учебное пособие «Развитие познавательных способностей 6-7 лет» (УМК «Я – исследователь», автор А.И. Савенков)
Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готовы к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, узнавать что-то новое.
Поэтому основными задачами математического развития дошкольников являются:
- Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
- Увеличение объема внимания и памяти.
- Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
- Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
- Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир.
Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.
Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Программа курса «Математика и логика» учитывает возрастные и психологические особенности детей 6-7 лет, предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут.
К концу обучения по программе «Математика и логика» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей
Обучающиеся должны иметь представление:
- об использовании числового отрезка для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;
- об измерении длины предметов непосредственно и с помощью мерки;
- о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
- о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, многоугольнике, параллелепипеде, цилиндре, конусе, пирамиде;
- о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур из их частей.
Знать:
- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;
- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
- состав чисел первого десятка;
- знаки >, <, = для записи сравнения;
- знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;
- общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.
Уметь:
- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
- находить части целого и целое по известным частям;
- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;
- соотносить цифру с количеством предметов;
- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;
- непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему, площади;
- по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых фигур.
Тематическое планирование по курсу «Математика и логика»
№ п/п | Темы занятий | Дата проведения | Количество часов |
1.-2 | 1. Выяснение простейших числовых представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме, расположению. 2. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Задачи на поиск закономерностей, на объемно-пространственное мышление | 2 | |
3-4. | 1. Уточнение имеющих у детей представлений о размере, цвете и числе предметов. 2. Ориентировка в пространстве, определение места предмета, умение определить размер (величину). 3. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Задачи на внимание, на поиск закономерности. | 2 | |
5-6. | 1. Формировать представление о счете, порядковых числительных. Игра «Угадай-ка». 2. Знакомство со сложной фигурой, состоящей из более мелких фигур. Развитие внимания, воображения. Поиск закономерностей. | 2 | |
7-8. | 1.Развитие умения осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Формирование пространственных представлений детей, закрепление понятий: «сначала», «потом», «после этого», «налево», «направо», «слева», «справа», «между», «вверх», «вниз», «слева направо», «справа налево». Тренировка в счете прямом и обратном. 2.Построение логической цепочки. Игра «Найди 10 отличий». Рисование по клеткам. | 2 | |
9-10. | 1. Сравнение групп предметов, их составление . 2.Формирование понятий: «больше», «меньше», «равно», развитие представлений о геометрических фигурах, их отличительных признаках. 3. Развитие памяти, воображения, наблюдательности, знакомство с логической задачей. Упражнения на выработку гипотез | 2 | |
11-12. | 1. Установления соответствия между числом предметов и цифрой. Понятия «один»- «много». 2. Объединение предметов в множества по определённым свойствам. Истинные и ложные высказывания. Развитие внимания и памяти. | 2 | |
13-14. | 1. Закрепление понятий «один»- «много», счет от 1 до 10 и обратно. Число и цифра 1. 2. Различение предметов по форме и составление из геометрических фигур новых геометрических фигур. 3. Задачи на классификацию и сериацию | 2 | |
15-16. | 1. Упорядочивание предметов по признакам: «выше-ниже», «больше- меньше», «длиннее – короче», «легче – тяжелее». 2. Число и цифра2.Состав числа 2. Приемы сложения и вычитания. Задачи на внимание и поиск закономерности. | 2 | |
17-18 | 1. Число и цифра 3. Состав числа 3. Игра «Поезд». 2.Проводим мысленный эксперимент. Развитие мышления, памяти, воображения. Задача на объемно-пространственное мышление. | 2 | |
19-20 | 1. Число и цифра 4. Состав числа 4. 2. Игра «Что сначала, что потом?». Развитие внимания, мышления. | 2 | |
21-22 | 1.Число и цифра 5. Состав числа 5. Упражнения в узнавании цифр. 2. Развитие памяти, внимания и наблюдательности. Игра «Найди одинаковые предметы». Характеристика предметов по их свойствам. | 2 | |
23-24 | 1.Число и цифра 6. Состав числа 6. Группировка предметов. 2.Задачи на классификацию и развитие мелкой моторики. | 2 | |
25-26 | 1.Число и цифра 7. Состав числа7. 2.Развитие речи, воображения. Составление вопросов. | 2 | |
27-28 | 1.Число и цифра 8. Состав числа 8. Решение задач на сложение и вычитание. 2.Развитие памяти, мышления, внимания. Объединение предметов в множества. | 2 | |
29-30 | 1.Число и цифра 9. Состав числа 9. Упражнения в узнавании чисел. Соотнесение количества с числом. 2.Игра «Найди лишнее». Задача на внимание. | 2 | |
31-32 | 1.Число 10. Состав числа 10. Составление задач. 2.Развитие внимания и объемно-пространственной ориентации. | 2 | |
33-34 | 1.Понятие о числе 0. Понятие числовой ряд. 2.Задачи на поиск закономерностей. Проводим эксперимент. | 2 | |
35-36 | 1. Составление примеров. Запись их в тетрадь. Тренировка детей в выполнении действий сложения и вычитания в пределах 10. 2. Развитие наблюдательности, мышления, внимания. | 2 | |
37-38 | 1. Работа над составом чисел. Классификация фигур по цвету, форме, величине. 2. Развитие творческого мышления «Необычное в обычных вещах». | 2 | |
39-40 | 1. Упражнение в последовательном анализе каждой группы фигур, их сопоставление. Формирование отрицательного ответа с частицей «не» по 1 свойству, по 2 свойствам, по 3 свойствам в классификации фигур. 2. Развитие внимания, мышления. | 2 | |
41-42 | 1.Решение задач вида «меньше на…/больше на…». 2.Развитие объемно-пространственного мышления и мелкой моторики. | 2 | |
43-44 | 1.Упражнения в измерении отрезков с помощью мерки. Сравнение отрезков. 2.Задачи на развитие внимания и мелкой моторики. Заполнение матрицы идей. | 2 | |
45-46 | 1.Сравнение предметов по различным параметрам: вес, объем, площадь. Повторение состава чисел первого десятка. 2.Пиктограмма погоды. Задачи на сериацию, развитие мелкой моторики и объемно-пространственной ориентации. | 2 | |
47-48 | 1.Знаки «>», «<», «=» в сравнении чисел. Учимся сравнивать числа. 2.Задачи на поиск закономерностей и развитие объемно-пространственной ориентации. Развитие речи, предметы вокруг нас. | 2 | |
49-50 | 1.Математический диктант. Игра «Ищем причину события». 2.Задачи на развитие мелкой моторики, внимания. Классификация предметов. Проводим эксперимент «Магнит». | 2 | |
51-52 | 1.Вычисления в пределах 10. Счет прямой и обратный. Состав чисел. 2.Поиск закономерностей. Развитие мелкой моторики, объемно-пространственной ориентации. Игра «Эхо». | 2 | |
53-54 | 1.Последовательность событий, игра «Что сначала, что потом?». Отработка вычислительных навыков в пределах 10. 2.Проводим эксперимент «Линия горизонта». Задачи на поиск закономерностей. Развитие внимания и мелкой моторики. | 2 | |
55-56 | 1.Повторение состава чисел. Сравнение чисел. 2.Решение логических задач. Задания на поиск закономерностей. Игра «Трудные слова». | 2 | |
57-58 | 1.Графический диктант. Сложение и вычитание в пределах 10. 2.Развитие мелкой моторики. Проводим эксперимент «Вес воздуха». | 2 | |
59-60 | 1. Закрепление состава чисел. Тренировка в решении примеров и задач на сложение и вычитание. Проверка знаний. 2. Развитие внимания, мышления, наблюдательности. Игры «Зигзаг», «Пчелка», «Птички», «Цепочка», «Угадай-ка». | 2 |
Предварительный просмотр:
Развивающие занятия с дошкольниками
«Веселый счет»
Дорогой дружок! Слушай внимательно забавные интересные рассказики. Это не просто короткие рассказы, это еще и задачки...
Занятие 1
Задача 1. Карандаши поспорили
Заспорили карандаши в коробке. Синий сказал:
- Я самый главный, меня дети больше любят. Моим цветом раскрашивают море и небо.
- Нет, я самый главный,- возразил красный карандаш. - Моим цветом раскрашивают ягоды и праздничные флажки.
- Ну нет, это я самый главный,- сказал зеленый карандаш. - Моим цветом дети раскрашивают траву и листья на деревьях.
"Спорьте, спорьте,- думал про себя желтый карандаш. - Уж я-то знаю, кто самый главный. И почему дети меня любят больше всех. Ведь моим цветом раскрашивают солнце".
Вопрос. Сколько всего карандашей было в коробке? (4)
Задача 2. Считаем гостей и стулья
На день рождения Муха-Цокотуха позвала гостей. Накрыла праздничный стол, расставила стулья.
Первыми приползли 2 гусеницы и сели на стулья. Затем прилетели 3 бабочки и тоже опустились на стулья. Вскоре прискакали кузнечики и уселись на двух стульях.
И когда уже все сидели за столом и пили чай, в дверь постучали - приполз жук и занял еще одно место.
Вопросы. Сколько стульев было занято? (9)
Сколько было гостей? (8)
Занятие 2
Задача 3. Пчелы угощают зверей
Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчелы будут зверей медом угощать.
Первым к улью прибежал медведь с бочонком. Второй прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Четвертой пришла лиса с кувшином. Пятым приковылял волк с кастрюлей.
Вопросы. Каким по счету примчался к улью заяц? (Третьим.)
У кого была самая маленькая посуда? (У белки.)
У кого была самая большая посуда? (У медведя.)
Задача 4. Пришла к фотографу семья
Пришла к фотографу семья.
- Сфотографируйте нас, пожалуйста.
- Хорошо, только сначала вас надо как следует посадить.
Папу и маму посадили на стулья. Бабушку - в кресло. Дедушка встал рядом с бабушкой. Брата с сестрой посадили рядом на скамеечку. А самого маленького члена семьи, кудрявого Алешу, посадили на руки к маме.
Вопросы. Сколько всего человек в семье? (7)
Сколько взрослых? (4)
Сколько детей? (3)
Занятие 3
Задача 5. Зверюшки в лесной избушке
В лесной избушке жили зверюшки.
Угадайте кто?
Рыжая, пушистая, хитрая (лиса).
Длинноухий, короткохвостый, трусливый (заяц).
Круглый, колючий (еж).
Серый, злющий, зубастый (волк).
Неуклюжий, толстый, ворчливый, мохнатый (медведь).
Вопрос. Сколько всего зверюшек жило в избушке? (5)
Задача 6. Посчитаем грибы
Пошли Таня и Костя за грибами.
Когда шли мимо берез, Костя нашел подберезовик. Когда шли около дубов, Таня нашла белый гриб. Проходили мимо пенечков, Костя нашел 2 опенка.
А когда зашли в сосновый лес, Таня нашла масленок, рыжик и мухомор.
Вопросы. Сколько всего грибов нашли Таня и Костя? (7)
Сколько грибов дети пожарят? (6)
Занятие 4
Задача 7. У Антона день рождения
Пришли к Антону на день рождения гости.
Макар подарил ему живого попугайчика, Степан - заводной трактор, Лиза подарила деревянный конструктор, Валя - комплект переводных картинок.
Вопросы. Сколько подарков получил Антон? (4)
Сколько детей было на дне рождения? (5)
Задача 8. У кого улов больше ?
Собрались лиса и волк на рыбалку. Лиса взяла маленькую удочку с короткой леской, а волк-жадина подумал:
"Возьму-ка я самую большую удочку с длинной-длинной леской - больше рыбы наловлю".
Сели ловить рыбу. Лиса только успевает рыбу вытягивать: то карася, то леща, то сома, то щуку.
А волк поймал плотвичку, стал ее из реки тянуть, да в длинной леске и запутался.
Пока распутался, уже и домой пора идти.
Вопросы. Кто больше наловил рыбы? Почему?
Сколько всего рыб наловили волк и лиса? (5)
Занятие 5
Задача 9. Дети и птицы
Наступила зима. Дети сделали для птиц кормушку, повесили ее на дерево и стали наблюдать.
Сначала прилетели 2 синички - поклевали сало; полакомиться рябиновыми ягодами решили 3 снегиря; подкрепиться пшеном залетел воробей,
а под кормушкой важно расхаживали 3 вороны, подбирая рассыпанные крошки хлеба.
Вопросы. Сколько птиц прилетело к кормушке? (9)
Сколько маленьких птиц? (6)
Сколько больших птиц? (3) .
Задача 10. Я и моя семья
У нас большая и дружная семья.
Мама - врач, папа - инженер, старший брат - шофер, старшая сестра - учительница,
бабушка - пенсионерка, а я хожу в детский сад.
Вопросы. Сколько человек в нашей семье? (6)
Сколько профессий можно насчитать в нашей семье? (4)
Занятие 6
Задача 11. Кто стал почтальоном ?
Собрались звери на поляне, чтобы почтальона выбрать.
Объявили соревнование: кто прибежит первым к финишу, тот и будет почтальоном.
Первым прибежал заяц. Второй была лиса. Третьей прискакала белка.
Четвертым домчался лось. Пятым добежал волк. Шестым прикатился еж. Седьмым приковылял медведь.
Вопросы. Кто будет в лесу почтальоном? (Заяц.)
Какими по счету прибежали к финишу: лиса? лось? еж? (Второй, четвертым, шестым.)
Задача 12. Гости из сказок
На Новый год пригласили дети в гости сказочных героев.
Раньше всех появилась Снежная королева. За ней пришел Кот в сапогах. Потом прибежали Буратино и Мальвина.
Затем показался Карлсон, который привел с собой Золушку и Дюймовочку.
Чуть погодя пришли Серый волк и Красная Шапочка.
Вопросы. Сколько всего сказочных героев пришли на праздник к детям? (9)
Из скольких сказок пришли гости на елку? (7)
Занятие 7
Задача 13. Я уже взрослый
Семену исполнилось 7 лет. "Я уже взрослый, мне теперь учиться надо. Можно я свои игрушки маленьким детям раздарю?" - спросил он у мамы.
Мама разрешила.
Кубики и плюшевого мишку он подарил сестричке Оле.
Самолет, пароход и луноход предложил соседскому Васе. Своему другу маленькому Борису отдал солдатиков и танк.
А красивую машину "Чайка", и большого пушистого зайца Кузьму, немного подумав, оставил себе.
Ведь они самые любимые.
Вопросы. Сколько игрушек было у Семена? (9)
Задача 14. Что едят зайцы ?
Проголодались зайцы и решили залезть в огород полакомиться.
А в огороде овощей видимо - невидимо. Один заяц сорвал капусту и свеклу, другой - морковку и репу, третий - огурец и кабачок, а самый маленький зайчонок сорвал лук и чеснок.
Вдруг увидели зайцы сторожа и бросились наутек.
Добежали до пригорка, сели, стали овощи раскладывать.
А старый заяц посмотрел на них да как рассмеется:
"Зайчонок, зачем же ты лук и чеснок рвал? Ведь зайцы его не едят".
Вопросы. Сколько зайцев забралось в огород? (4)
Сколько всего овощей сорвали зайцы? (8)
Сколько из сорванных овощей зайцы съедят? (6)
Занятие 8
Задача 15. Своя библиотека
- Дети, давайте сделаем свою библиотечку,- предложила Наталья Григорьевна.
- Давайте,- обрадовались ребята.
На следующий день Сережа принес в детский сад книжку "Красная Шапочка". Люся принесла сказку "Золушка". Таня - книжку "Три медведя". Вася принес сказку "Теремок", а Андрей - "Золотой ключик".
Тамара принесла две книжки: "Курочка Ряба" и "Колобок".
Но дети сказали: "Эти две сказки мы уже знаем наизусть, давайте подарим их малышам".
Вопросы. Сколько книг дети принесли? (7)
Сколько книг осталось в библиотеке? (5)
Задача 16. Концерт
Зоя Петровна объявила: "Приходите завтра нарядными, мы пойдем на концерт".
Концерт был замечательным. Сначала одна девочка спела украинскую народную песню.
Затем девочки и мальчики станцевали танец с цветами. За ними выступили малыши, показали интересную народную игру,
а чей-то папа показал чудесные фокусы.
Этот номер мне понравился больше всего. Я дома пробовал повторить эти фокусы, но у меня ничего не получилось.
Вопрос. Сколько номеров было в концерте? (4)
Занятие 9
Задача 17. Дети на празднике
На праздник дети пришли нарядными, с воздушными шарами.
Рома принес синий и розовый шары. У Кати один шар был длинным, а другой круглым.
Настя принесла желтый шар, Алеша - красный и зеленый. А Слава принес шарик, привязанный к флажку.
Вопрос. Сколько всего шаров принесли дети? (8)
Задача 18. Степашка и мороженое
Захотелось Степашке мороженого. Купил он фруктовое - вкусно!
"А что если молочное еще вкуснее?". И купил молочное.
"И сливочного тоже хочется". Съел сливочное.
"Что-то я пломбир давно не пробовал",- подумал Степашка и купил пломбир.
Продавец открыл новую коробку, а там... эскимо. "Эскимо! Мое любимое! Я его дома съем",- подумал Степашка и купил себе еще три порции.
Вопросы. Сколько всего порций мороженого купил Степашка? (7)
Что теперь будет со Степашкой?
Занятие 10
Задача 19. Звери в гостях у лося
Купил лось телевизор, пригласил всех зверей мультфильмы смотреть.
Пришли гости к лосю, а у него только две скамейки: одна большая, другая маленькая.
На большую сели лось и медведь. А на маленькую - белка, ежик, куница, заяц, суслик и мышь.
Вопросы. Сколько зверей смотрели телевизор? (8)
На какой скамейке уместилось больше зверей? Почему?
Сколько зверей уместилось на большой скамейке? (2) Сколько зверей уместилось на маленькой скамейке? (6)
Задача 20. Переезжаем !
Мы получили новую квартиру. Все помогали мебель переносить.
Шкаф внесли папа и дедушка, диван - дядя Коля и дядя Вова.
Стол принесли мама и бабушка, кресло - сестра Оля, а мы с Ромой - по одному стулу.
Вопросы. Сколько предметов мебели в нашей квартире? (6)
Сколько человек переносили мебель? (9)
Задача 21. Сам испугался !
Захотелось рыжему коту Василию быть похожим на тигра. Стал просить он кота Барсика:
"Нарисуй мне черной краской полоски, пусть собаки меня боятся!"
Стал Барсик его раскрашивать: одну полоску провел на голове, по одной полоске - на каждом ухе, три толстые полоски провел на хвосте.
Хотел и на спине нарисовать полоску, но посмотрел на Василия, бросил краски и кисть - и бежать от него скорее: подумал, что и в самом деле перед ним тигр.
Вопрос. Сколько полосок успел нарисовать Барсик? (6)
Предварительный просмотр:
Отметь крестиком те картинки, которые обозначают слова со звуком Ш Раскрась мозаику. |
Отметь крестиком те картинки, которые обозначают слова со звуком Ш. Раскрась мозаику. |
Соедини цифры с соответствующим количеством точек. Справа нарисуй такую же фигуру. Продолжи штриховать фигуру, не нарушая закономерности. | Соедини цифры с соответствующим количеством точек. Справа нарисуй такую же фигуру. Продолжи штриховать фигуру, не нарушая закономерности. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ
Тема: «Я БУДУ ПЕРВОКЛАССНИКОМ!»
ЦЕЛЬ: Формировать мотивационную готовность к школе.
ЗАДАЧИ:
- Повышать психологическую безопасность детей, уменьшать тревожность, снять напряженность перед обучением в школе,
- Развивать произвольную сферу, вербальное, наглядно-образное и логическое мышление, развивать внимание, слуховую и тактильную память.
- Стимулировать внутригрупповое общение,
- Развивать фонематический слух.
ОБОРУДОВАНИЕ: Мяч, повязка на глаза, подушки по количеству детей, простые карандаши по количеству детей, бланки с заданиями на каждого ребенка, колокольчик, магнитофон, кассета с расслабляющей музыкой.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Ритуал приветствия:
1.Сообщение детям цели занятий.
-Доброе утро, ребята, я рада Вас всех приветствовать! Сегодня на нашем занятии мы будем играть, думать и отдыхать.
- Скажите, а с каким настроением вы пришли сегодня в школу дошкольника?
2.Приветствие. Дети стоят в кругу.
- А теперь, я всем предлагаю ласково поприветствовать друг друга хором по имени, начнем слева от меня по часовой стрелке:
«Доброе утро, Максимка!»
«Доброе утро, ...»
«Доброе утро, солнце!» (все поднимают руки вверх, затем опускают)
«Доброе утро, небо!» (аналогично)
«Доброе утро, всем нам!» (все разводят руки в стороны, затем опускают)
- Ребята, подойдите к ковру и располагайтесь удобно на нём.
- Разминка
Игра «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ».
Цель: развивать внимание, слуховую память.
Ведущий (ребёнок) поворачивается спиной к детям. Дети по очереди называют его по имени. Ведущий старается отгадать, кто его позвал.
-Подвожу итог.
- Рефлексия прошлого занятия
- Вспомните, чем мы занимались на прошлом занятии? Что запомнилось особенно? Зачем мы это делали?
- С кем вы обсуждали эти упражнения? Показывали кому-нибудь?
- Что из этого получилось?
- Чем бы хотели заниматься сегодня?
-Хвалю ребят за то, что дома разучили упражнения со всей семьёй и запомнили их сами.
4. Основная часть
- Загадки.
Цель: Повышать мотивационную готовность детей к школе, развивать логическое мышление.
- Дети, а вы любите отгадывать загадки?
Что за добрые друзья Живут дома у меня? Они стоят в шкафу, на полках, В переплётах толстых, тонких. Друзья рассказывают мне, Что происходит на земле, Есть ли инопланетяне, Что творится в океане, Чем питаются мартышки, - Обо всех расскажут . . . (книжки) | Для меня резинка, братцы, - Лютый враг! Не могу я столковаться с ней никак. Сделал я кота и кошку - красота! А она прошлась немножко – Нет кота! С ней хорошую картинку Не создашь! - Так во всю ругал резинку . . . (карандаш) |
То я в клетку, То в линейку. Написать по ним сумей-ка! Можешь и нарисовать. . . Что такое я? . . (тетрадь) | Кусочек белый На доске бегал. Буквы, цифры он печатал, Рисовал, чертил ребятам. Маленьким кусочком стал, А потом совсем пропал. (мел) |
Носят девчонки, Носят мальчишки В кожаном доме Тетрадки и книжки. (портфель) | Во всю стену в классе лист: То исписан он, то чист. (классная доска) |
- Ребята, про что загадки?
- Как вы думаете, почему я вам загадываю про школьные принадлежности?
- Кто хочет идти в школу в первый класс?
- А что вам нравится больше всего: читать книги, разговаривать, выполнять разные задания, смотреть телевизор или играть с игрушками?
- Вы бы остались еще на один год в детском саду? А почему?
- Вы все будете первоклассниками, поэтому я предлагаю вам поиграть в школу. Как вы думаете, с чего начинается и заканчивается урок в школе? (со звонка - колокольчик)
- Начинаем первый урок! (Звенит колокольчик)
- Игра «КТО ЧЕМУ ХОЧЕТ НАУЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ»
Цель: Повышать мотивационную готовность детей к школе, развивать произвольную сферу, вербальное мышление.
- Сейчас мы повторим три жеста. Встаньте все в круг.
Указательные пальчики скрестить: «И я тоже так думаю. Согласен».
Указательный пальчик любой руки вытянуть (справа налево или наоборот): «Я так не думаю. Не согласен».
Указательный пальчик ко лбу или виску: «Я подумаю. Я еще не знаю».
Начинает игру ведущий: «Я – серенький волчок. Я пришёл в школу, чтобы научиться кусаться (писать, танцевать, царапаться, читать, вязать, бегать и прыгать как спортсмен, научиться драться, дружить и т.д.). А вы?» (Дети отвечают одним из трех жестов. «Волчонком» становятся ребята по очереди )
Подвожу итога: все школьники, знают эти жесты. Они понимают и учителя и друг друга. Когда вы научитесь безошибочно владеть этими жестами, то станете настоящими школьниками
3.Упражнение «ЗАКОНЧИ СЛОВО».
Цель: Развивать фонематический слух.
- Чтобы нам удобно было играть встанем в круг. В этой игре мы попробуем заканчивать слова, которые будут начинаться на разные слоги. Например, РА, ЗЕМ, ГО, ПА и т.д.
- Я буду каждому бросать мяч и говорить начало слова, вы должны поймать его, договорить (закончить) слово, вернуть мяч.
Примечание: сначала один слог всем детям, затем каждому ребёнку - свой слог, с которого начинается слово.
- Звенит колокольчик, значит у нас … (перемена)!
4. Игра " КОНСПИРАТОР".
Цель: развивать внимание, тактильную память, стимулировать внутригрупповое общение
- Один из вас будет ведущим, встанет в центр круга и внимательно посмотрит на всех нас. Мы завяжем ему глаза. Я буду подводить водящего к каждому из вас. Водящий на ощупь, начиная с головы, должен узнать ребят.
(Примечание: все дети должны побывать в роли водящего.)
Анализ игры: - Трудно ли тебе было угадывать?
- Как ты чувствовал себя, когда тебя узнали? Тебе этого хотелось?
- Понравилась ли тебе игра?
- Для чего мы играли в эту игру? (развивали память)
- Звенит колокольчик, значит, нам пора начинать следующий урок!
5. Задание «ДОРИСУЙ»
Цель: Повышать мотивационную готовность детей к школе, развивать мелкую моторику рук, развивать логическое мышление.
- Сейчас мы будем с вами заниматься как настоящие школьники, приглашаю вас за стол. Первое задание «Дорисуй рисунок», а чтобы узнать, что мы будем дорисовывать отгадайте загадку.
Стоит высокий, светлый дом,
Ребят проворных много в нём:
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
(школа)
На готовых листочках (раздаются детям бланки с заданиями) дети дорисовывают рисунок с изображением школы.
- И ещё одна загадка.
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я - школьный . . .
(ранец)
Дети дорисовывают на листочках изображение ранца.
6. Задание «Шифровка» («Корректурная проба»)
Цель: развивать внимание, зрительную память.
- Вам предлагается как можно скорее зашифровать геометрические фигуры по образцу.
7.Задание «Лабиринт»
Цель: развивать наглядно-образное и логическое мышление, развивать внимание.
- Давайте поможем мальчику найти дорогу в школу.
8. Задание «Четвертый лишний»
Цель: развивать наглядно-образное и логическое мышление.
- Обведите в круг лишний предмет.
9. Дополнительное задание для детей, которые раньше всех выполнили первые четыре задания «Какие предметы пропущены?».
Цель: развивать произвольную сферу, логическое мышление, развивать внимание.
- Звенит колокольчик на перемену!
10. Упражнение "ХЛОПКИ". ( Дети стоят в кругу).
Цель: снять возбуждение и импульсивность, развивать внимание, стимулировать внутригрупповое общение.
- А теперь мы будем хлопать: я первая делаю хлопок в ладоши, затем … (имя ребенка слева от педагога) стоящий рядом - повторяет хлопок и т.д. по часовой стрелке. Хлопаем по очереди, нельзя хлопать одновременно.
(Затем педагог подходит к любому ребенку и, с этого места, начинаются хлопки и т.д.)
- Ребята, вот и закончилась наша игра в школу, теперь нам пора отдохнуть.
- Расслабление.
А) Дыхательная гимнастика животиком «Эндогенное дыхание» (автор Фролов) – в течение двух минут лежа на ковре (под голову дети берут подушки).
Цель: формировать и развивать у детей навыки релаксационно - диафрагмального дыхания.
Б) Дети закрывают глаза, слушают дыхание.
Цель: Повышать мотивационную готовность детей к школе через позитивное внушение, повышать психологическую безопасность детей, уменьшать тревожность, снять напряженность,
- А сейчас представьте себе, что вы собираетесь с мамой первого сентября в школу…, вы все нарядные…, в руках у вас красивый букет для первой учительницы…, вы несете свой первый портфель…в котором лежат тетради и учебники, чтобы многое узнать в школе…, вас встречает добрая и умная учительница…, она научит вас писать, читать, считать, расскажет много интересного о разных странах, о различных знаменитых людях…, вы узнаете основы многих школьных предметов…, выучите русский и иностранный язык, сможете ставить опыты на уроках и получать хорошие оценки… «четверки» и «пятерки»… Все радуются, поздравляют вас… И каждый повторяет про себя: «Я буду первоклассником! Я - хороший. Все, кого я знаю, хорошие. Все, с кем я буду учиться, хорошие. Я буду стараться. Я узнаю много интересного».
- Рефлексия занятия
- Чем мы занимались на этом занятии? В какие игры играли?
- Зачем нам это нужно? Как это может помочь в жизни?
- Что вам понравилось? Что не понравилось? Почему?
- Кому расскажите об этих играх?
- Вам было приятно заниматься в этой группе? (Можно высказать претензии друг к другу.). Хотите встретиться вновь?
6. Ритуал прощания
- Поблагодарите друг друга за совместную игру. Пожмите каждому руку и скажите друг другу добрые слова, начинает педагог: «Мне было приятно с тобой увидеться, заниматься. Спасибо!»
- А сейчас встаньте в круг, возьмитесь за руки и поднимите их вверх. Давайте хором скажем: «До свидания, всем нам!- и поклонимся друг другу, опуская руки вниз.