Изображать можно в объёме

 Интегрированный урок - проект изобразительного искусства и  окружающего мира. 1 класс

Урок по теме: Изображать можно в объёме ( изобразительное искусство, первая четверть, урок 4; окружающий мир, первая четверть,  урок 8  по теме:  Растения родного края).

 Цель урока: дать первичное представление об изображении в объёме с использованием конструктора « LEGO»; знакомить с разнообразием  лесов и создать модель  смешанного леса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazhat_mozhno_v_obeme.docx866.46 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок - проект изобразительного искусства и  окружающего мира.

1 класс

Урок по теме:  

Изображать можно в объёме ( изобразительное искусство, первая четверть, урок 4; окружающий мир, первая четверть,  урок 8  по теме:  Растения родного края). 

 Цель урока: дать первичное представление об изображении в объёме с использованием конструктора « LEGO»; знакомить с разнообразием  лесов и создать модель  смешанного леса.

Оборудование для учителя: зрительный ряд  -  репродукции (или слайды) И. И. Левитана «Осень. 1890-е»,  И.И. Шишкина « Зима», И.И. Шишкин «Еловый лес. 1890-е г.»;  картинки с хвойными растениями;  силуэты 3-ёх избушек: сиреневую - большую (из листа формата А3), поменьше - желтую, маленькую  - красную;  детали на плате из набора« LEGO» № 9660 «Первые конструкции»:  10 зелёных деталей (2шт. 2 Х 8, 4шт. 2Х4, 4ш  2Х2) и 4  жёлтых  (1шт2Х4, 3шт. 2Х2), 8 деталей разного цвета (жёлтого, зелёного, красного).

Оборудование для учеников: цветные карандаши, рабочая тетрадь  к учебнику « Мы и окружающий  мир» 1 класс  (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков).

Для конструирования взяты детали из набора« LEGO» № 9660 «Первые конструкции». На плату  выставляется необходимое для урока  количество деталей конструктора, собранного в виде  столбиков. В первом столбике 10 зелёных  деталей  (2шт.  2 Х 8, 4шт. 2Х4, 4ш  2Х2)  и 4  жёлтых  (1шт2Х4, 3шт. 2Х2), а во втором  может быть от 8-ми до 10-ти деталей разного цвета, при этом обязательно  должно быть не менее 3-ёх деталей

размером 2Х2 и 1-ой детали 2Х4.

  C:\Users\Марина\Desktop\фото 26.02.12\DSC01715.JPG столбик 1       C:\Users\Марина\Desktop\фото 26.02.12\DSC01717.JPGстолбик 2

На  уроке формируются следующие  универсальные учебные действия:

Личностные:

- положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности;

- учащиеся приобретут опыт эмоционально-окрашенного личностного отношения к совместно создаваемым объектам живой природы.

Регулятивные:

- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;

- оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить свои коррективы.

Познавательные:

- обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку;

- формирование умения моделировать объекты реального мира (ель, лиственное дерево, лес хвойный, лиственный, смешанный);

- формирование пространственных отношений предметов.

Коммуникативные:

- осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Предметные:

- научить работать с конструктором  («LEGO»  ), освоить способ изображения объектов  окружающего  мира в объёме, учить отличать объёмное изображение от  плоскостного;

- формировать художественно-образное мышление;

- приобщать к наследию отечественного искусства;

-научить выделять признаки хвойных, лиственных, смешанных лесов.

Ход урока

 I. Организационный момент

Приветствие детей,  проверка готовности к уроку.

II. Актуализация темы

Учитель. Сегодня на уроке  мы будем  использовать необычный  материал для изображения секретного объекта, каждая парта превратится в настоящую лабораторию. А дружелюбие, слаженность и внимание помогут вам справиться с любыми заданиями.

III.Практическая работа

Учитель. Посмотрите на свою парту-лабораторию и убедитесь в том, что она оснащена платой с разными кирпичиками.

Примечание  Конструктор на уроке используется впервые, поэтому все детали показываются и рассматриваются подробно.

Учитель.   На каждой парте лежит плата с кирпичиками,  сложенными  столбиком. Снимите с платы столбик, в котором  только зелёные и жёлтые кирпичики. Разберите столбик  на отдельные кирпичики, рассмотрите их внимательно.

Сравнительный анализ предметов

 Учитель. Чем схожи, чем различны детали?

 Дети.  У кирпичиков одинаковая высота, ширина -  две кнопочки. А по цвету и по длине есть одинаковые, есть и разные (желтые и зелёные, длиной две, четыре, восемь кнопочек).

Работа в парах.

  Учитель.  Для создания первого  секретного объекта нужны слаженность и внимание.  Договоритесь между собой, кто из вас будет искать нужные кирпичики, а кто будет соединять их.

 Примечание

Первый объект наполовину собираю с детьми вместе, используя те же детали

конструктора, что и у них, т.к. есть дети, которые впервые держат в руках детали конструктора и важно показать способ крепления деталей. По этой же причине такая работа организована в парах  (если не понял сам, то сосед придёт на помощь).

  Учитель. Начинаем работу с зелёных кирпичиков.

- Находим два самых длинных кирпичика и ставим ровно один на другой.

- Находим зелёный  кирпичик длиной четыре кнопочки и прикрепляем  его следующим   рядом, отступив одну пару кнопочек вправо.

- Находим кирпичик одинаковый по длине и ширине и крепим его рядом слева кирпичика длиной  4-е кнопочки.

 -Следующий ряд  постройте так же, из таких же кирпичиков,  длиной две и четыре кнопочки, но для  прочности  крепите  так, чтобы на короткий кирпичик крепился длинный, а на длинный – короткий.

Промежуточный контроль

- На счёт «три» поднимите вверх свою конструкцию и я посмотрю правильно ли выполнена работа. (Ребята показывают работу).

- Найдите кирпичик длиной 4-е кнопочки и прикрепите следующим рядом посередине.

-  На него прикрепите такой же кирпичик и получится следующий ряд.

-Из двух оставшихся зелёных  коротких кирпичика составьте столбик и прикрепите его на верхний ряд посередине. Отложите  вашу заготовку и возьмите три одинаковых кирпичика жёлтого цвета, сложите из них столбик, поставьте его на последний  длинный кирпичик жёлтого цвета посередине. А теперь поставьте на столбик конструкцию из зелёных деталей. Подумайте, как следует соединить две конструкции, чтобы объект был более устойчив.

- Что же получилось?

Д. – Ель.

  Учитель. Прекрасные ели у вас получились. Что вы знаете про ель?

Д. –Это растение, объект живой природы, дерево, покрыто иголками (хвоей), круглый год хвоя зеленая, на елях шишки, они не цветут.  

  Учитель. - Вы уже сказали, что у ели есть особые листья – хвоя. Именно поэтому ель называют хвойным растением. Давайте выставим на стол у доски все ваши ели.  Посадим по ёлочке, что получится?

 C:\Users\Марина\Desktop\фото 26.02.12\DSC01612.JPG             C:\Users\Марина\Desktop\фото 26.02.12\DSC01615.JPG

Д.- У нас целый лес получился.

Физ. пауза

 Учитель. - Встаньте у своих парт, поднимите руки вверх, потянитесь, покажите, какой высоты ваша ёлочка, тянитесь до самой её макушки, а теперь,  покажите ладошкой, какой высоты  вырос грибочек под елью.  Теперь  можно сесть за парту.

Учитель. Предложите название лесу, где растут  ели.

Д. – Еловый, хвойный.

II.Знакомство с новым понятием

Учитель.    Посмотрите, как художник  И.И. Шишкин  изобразил еловый лес (показ слайда №1 с  картиной  «Еловый лес.1891г.»)

Учитель.    Можно ли рассмотреть деревья в этом лесу с разных сторон, пройти вглубь леса?

Д. -  Нет,  в нём не получится так сделать, он изображён на холсте, а вот в нашем лесу  можно гулять,  вокруг ёлочек водить хоровод, за деревьями можно прятаться.

Учитель.   Верно, так как сегодня на уроке мы изобразили лес необычным способом - в объёме. А любое объёмное изображение  можно обойти вокруг, рассмотреть со всех сторон.

 Учитель.    Знаете ли вы другие растения,  у которых листья в виде хвои?

Ребята перечисляют известные им хвойные растения, а на доску вывешиваются картинки с этими растениями.

Учитель. -   В хвойном лесу могут расти не только ели, но и другие хвойные растения, к примеру, сосны.   Как вы думаете, какое время года в нашем лесу?

Д.-Невозможно сказать, хвоя на деревьях круглый год зелёная.

Д. - А я видел, что у  лиственницы осенью мягкие хвоинки желтеют и осыпаются на землю.

Учитель.   - Очень хорошее наблюдение , молодец.  Верно, так и бывает. Лиственница  - единственное хвойное дерево, сбрасывающее хвою к зиме.    

 Любил писать хвойный лес  художник  Иван Иванович  Шишкин, особенно высокий сосновый лес.  Я покажу вам ещё одну картину этого живописца. Думаю, вы без труда определите  время года в хвойном лесу на картине, которую сейчас увидите.

Демонстрация слайда №2 или репродукции картины И.И. Шишкина «Зима»

Учитель.  - Какими чувствами поделился с нами художник?

Д.-Две картины и все о лесе, наверное,  он любил гулять в лесу.   А  может быть, хотел рассказать о родных местах, как любит их, как они красивы в любое время года.  

 Учитель. - Я присоединяюсь к вашим  предположениям.   Но нас ждёт ещё одна работа.  Разберите столбик с разноцветными кирпичиками.  Сравните по длине кирпичики.  Что заметили?

 Д.- Есть кирпичики длиной 4-е и 2-е кнопочки.

Учитель. – Начнём создавать второй секретный объект. Возьмите три  кирпичика длиной 2-е кнопочки, соберите из него столбик и поставьте на плату. Возьмите длинный кирпичик любого цвета. Это   первый ряд. Для второго ряда возьмите кирпичик такой же  длины и прикрепите на три пары кнопочек слева. Покажите, что получилось.

C:\Users\Марина\Desktop\фото 26.02.12\DSC01621.JPG

-А один короткий кирпичик прикрепите в этом же ряду  рядом с длинным на оставшуюся одну пару кнопочек. Третий и четвёртый (а может быть захочется и пятый, но не больше) ряд  выложите самостоятельно, как вам хочется.

- Снимите с платы столбик, который собрали раньше. Полученную конструкцию  прикрепите на столбик.  Что получилось.

Д.- Похоже на осеннее дерево.

 Примечание

Если кто-то из ребят считает, что крона дерева не получилась ( ведь ребята не знали, что должно получиться), предлагаю попробовать доработать объект, присмотреться , пофантазировать, подумать как сделать его похожим на  дерево.  

У.- Давайте поставим деревья на другой стол у доски. Что получилось?  C:\Users\Марина\Desktop\Лего\DSC01631.JPG     C:\Users\Марина\Desktop\фото 26.02.12\DSC01634.JPG                                                            Д.- Ещё один лес.

 Учитель. - А этот лес можно назвать хвойным? 

Д.-  Нет, хвойный лес не бывает разноцветным.

 Учитель.  - Посмотрите, как изобразил художник И. И. Левитан такой разноцветный  лес.      

Показ слайда №3 или репродукции с картины «Осень. 1890-е».

Учитель.     –  Лес, где нет ни одного хвойного растения, называют лиственным. У деревьев и кустарников листья широкие, не хвоинки. Растения с такими широкими листовыми пластинами называют лиственными. Какие растения встретим в таком лесу?

 Дети:  Берёзы, клёны, осины, рябина,  дубы.

Учитель.  -  Верно,  молодцы. Давайте откроем рабочую тетрадь на странице 8 и выполним задание №7. С каких деревьев опали эти листья? Какого цвета они бывают осенью? Раскрасьте их цветными карандашами.

Далее ребята отвечают на вопросы задания №7 , размещённые под рисунками.

Учитель. - Ребята,  а какие  леса  встречаются в нашей местности?

Дети: Загородом много лиственных деревьев, но ещё встречаются места, где  растут  вместе и хвойные и лиственные растения.

 Учитель: Сможем ли мы сделать  такой лес?  Кто попробует?

Три ученика « превращают» два леса в один и дают ему название « смешанный».  C:\Users\Марина\Desktop\фото 26.02.12\DSC01642.JPG

Учитель.   Посмотрите на свои раскрашенные листья в задании №7 . Можно ли сказать, что они  изображены в объёме?

Д. - Листья нарисованы  и раскрашены карандашом на плоской бумаге,  у листьев видна только    одна сторона, а  осмотреть их как наш лес, со всех сторон,  мы не можем.

Учитель.   Верно.  В каком лесу можно увидеть такие листочки?

Д. - Можно повстречать  их в смешенном лесу, а ещё и в лиственном.

Учитель.   Как вы думаете, в  каком лесу приход осени будет самым заметным и почему?

Д.-В  лиственном и смешенном.  Деревья  в них нарядные, разноцветные.

Учитель. Так и хочется передать своё  восхищение  этими  наряженными осенью лесами строчками  Ивана Алексеевича Бунина

Лес, точно терем расписной,

(в ходе в чтения показываю  вырезанные  из бумаги  силуэты  3-ёх избушке сиреневую, поменьше - желтую, маленькую  - красную одну на другую)
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Учитель. Посмотрите на эти обычные нашему глазу цвета , а какое необычное  их название  мы слышим у поэта: лиловый, золотой, багряный. Почему у этих цветов такие удивительные  названия нам предстоит узнать на следующем  уроке.

Примечание  Тема следующего урока изобразительного искусства   «Разноцветные краски».

А наш урок подходит к концу.  Сегодня вы выполнили на уроке  большую работу.  Я видела, как каждый из вас старался и благодаря  вашему  старанию удалось создать так много объектов природы.

 III.Рефлексия

- Что для вас было самым интересным на уроке? Что узнали нового?

- О чём захотелось ещё узнать?

- Что было трудным?

- Что помогало, а что мешало в совместной работе?