Изображать можно в объёме
Интегрированный урок - проект изобразительного искусства и окружающего мира. 1 класс
Урок по теме: Изображать можно в объёме ( изобразительное искусство, первая четверть, урок 4; окружающий мир, первая четверть, урок 8 по теме: Растения родного края).
Цель урока: дать первичное представление об изображении в объёме с использованием конструктора « LEGO»; знакомить с разнообразием лесов и создать модель смешанного леса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazhat_mozhno_v_obeme.docx | 866.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок - проект изобразительного искусства и окружающего мира.
1 класс
Урок по теме:
Изображать можно в объёме ( изобразительное искусство, первая четверть, урок 4; окружающий мир, первая четверть, урок 8 по теме: Растения родного края).
Цель урока: дать первичное представление об изображении в объёме с использованием конструктора « LEGO»; знакомить с разнообразием лесов и создать модель смешанного леса.
Оборудование для учителя: зрительный ряд - репродукции (или слайды) И. И. Левитана «Осень. 1890-е», И.И. Шишкина « Зима», И.И. Шишкин «Еловый лес. 1890-е г.»; картинки с хвойными растениями; силуэты 3-ёх избушек: сиреневую - большую (из листа формата А3), поменьше - желтую, маленькую - красную; детали на плате из набора« LEGO» № 9660 «Первые конструкции»: 10 зелёных деталей (2шт. 2 Х 8, 4шт. 2Х4, 4ш 2Х2) и 4 жёлтых (1шт2Х4, 3шт. 2Х2), 8 деталей разного цвета (жёлтого, зелёного, красного).
Оборудование для учеников: цветные карандаши, рабочая тетрадь к учебнику « Мы и окружающий мир» 1 класс (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков).
Для конструирования взяты детали из набора« LEGO» № 9660 «Первые конструкции». На плату выставляется необходимое для урока количество деталей конструктора, собранного в виде столбиков. В первом столбике 10 зелёных деталей (2шт. 2 Х 8, 4шт. 2Х4, 4ш 2Х2) и 4 жёлтых (1шт2Х4, 3шт. 2Х2), а во втором может быть от 8-ми до 10-ти деталей разного цвета, при этом обязательно должно быть не менее 3-ёх деталей
размером 2Х2 и 1-ой детали 2Х4.
столбик 1 столбик 2
На уроке формируются следующие универсальные учебные действия:
Личностные:
- положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности;
- учащиеся приобретут опыт эмоционально-окрашенного личностного отношения к совместно создаваемым объектам живой природы.
Регулятивные:
- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
- оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить свои коррективы.
Познавательные:
- обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку;
- формирование умения моделировать объекты реального мира (ель, лиственное дерево, лес хвойный, лиственный, смешанный);
- формирование пространственных отношений предметов.
Коммуникативные:
- осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Предметные:
- научить работать с конструктором («LEGO» ), освоить способ изображения объектов окружающего мира в объёме, учить отличать объёмное изображение от плоскостного;
- формировать художественно-образное мышление;
- приобщать к наследию отечественного искусства;
-научить выделять признаки хвойных, лиственных, смешанных лесов.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие детей, проверка готовности к уроку.
II. Актуализация темы
Учитель. Сегодня на уроке мы будем использовать необычный материал для изображения секретного объекта, каждая парта превратится в настоящую лабораторию. А дружелюбие, слаженность и внимание помогут вам справиться с любыми заданиями.
III.Практическая работа
Учитель. Посмотрите на свою парту-лабораторию и убедитесь в том, что она оснащена платой с разными кирпичиками.
Примечание Конструктор на уроке используется впервые, поэтому все детали показываются и рассматриваются подробно.
Учитель. На каждой парте лежит плата с кирпичиками, сложенными столбиком. Снимите с платы столбик, в котором только зелёные и жёлтые кирпичики. Разберите столбик на отдельные кирпичики, рассмотрите их внимательно.
Сравнительный анализ предметов
Учитель. Чем схожи, чем различны детали?
Дети. У кирпичиков одинаковая высота, ширина - две кнопочки. А по цвету и по длине есть одинаковые, есть и разные (желтые и зелёные, длиной две, четыре, восемь кнопочек).
Работа в парах.
Учитель. Для создания первого секретного объекта нужны слаженность и внимание. Договоритесь между собой, кто из вас будет искать нужные кирпичики, а кто будет соединять их.
Примечание
Первый объект наполовину собираю с детьми вместе, используя те же детали
конструктора, что и у них, т.к. есть дети, которые впервые держат в руках детали конструктора и важно показать способ крепления деталей. По этой же причине такая работа организована в парах (если не понял сам, то сосед придёт на помощь).
Учитель. Начинаем работу с зелёных кирпичиков.
- Находим два самых длинных кирпичика и ставим ровно один на другой.
- Находим зелёный кирпичик длиной четыре кнопочки и прикрепляем его следующим рядом, отступив одну пару кнопочек вправо.
- Находим кирпичик одинаковый по длине и ширине и крепим его рядом слева кирпичика длиной 4-е кнопочки.
-Следующий ряд постройте так же, из таких же кирпичиков, длиной две и четыре кнопочки, но для прочности крепите так, чтобы на короткий кирпичик крепился длинный, а на длинный – короткий.
Промежуточный контроль
- На счёт «три» поднимите вверх свою конструкцию и я посмотрю правильно ли выполнена работа. (Ребята показывают работу).
- Найдите кирпичик длиной 4-е кнопочки и прикрепите следующим рядом посередине.
- На него прикрепите такой же кирпичик и получится следующий ряд.
-Из двух оставшихся зелёных коротких кирпичика составьте столбик и прикрепите его на верхний ряд посередине. Отложите вашу заготовку и возьмите три одинаковых кирпичика жёлтого цвета, сложите из них столбик, поставьте его на последний длинный кирпичик жёлтого цвета посередине. А теперь поставьте на столбик конструкцию из зелёных деталей. Подумайте, как следует соединить две конструкции, чтобы объект был более устойчив.
- Что же получилось?
Д. – Ель.
Учитель. Прекрасные ели у вас получились. Что вы знаете про ель?
Д. –Это растение, объект живой природы, дерево, покрыто иголками (хвоей), круглый год хвоя зеленая, на елях шишки, они не цветут.
Учитель. - Вы уже сказали, что у ели есть особые листья – хвоя. Именно поэтому ель называют хвойным растением. Давайте выставим на стол у доски все ваши ели. Посадим по ёлочке, что получится?
Д.- У нас целый лес получился.
Физ. пауза
Учитель. - Встаньте у своих парт, поднимите руки вверх, потянитесь, покажите, какой высоты ваша ёлочка, тянитесь до самой её макушки, а теперь, покажите ладошкой, какой высоты вырос грибочек под елью. Теперь можно сесть за парту.
Учитель. Предложите название лесу, где растут ели.
Д. – Еловый, хвойный.
II.Знакомство с новым понятием
Учитель. Посмотрите, как художник И.И. Шишкин изобразил еловый лес (показ слайда №1 с картиной «Еловый лес.1891г.»)
Учитель. Можно ли рассмотреть деревья в этом лесу с разных сторон, пройти вглубь леса?
Д. - Нет, в нём не получится так сделать, он изображён на холсте, а вот в нашем лесу можно гулять, вокруг ёлочек водить хоровод, за деревьями можно прятаться.
Учитель. Верно, так как сегодня на уроке мы изобразили лес необычным способом - в объёме. А любое объёмное изображение можно обойти вокруг, рассмотреть со всех сторон.
Учитель. Знаете ли вы другие растения, у которых листья в виде хвои?
Ребята перечисляют известные им хвойные растения, а на доску вывешиваются картинки с этими растениями.
Учитель. - В хвойном лесу могут расти не только ели, но и другие хвойные растения, к примеру, сосны. Как вы думаете, какое время года в нашем лесу?
Д.-Невозможно сказать, хвоя на деревьях круглый год зелёная.
Д. - А я видел, что у лиственницы осенью мягкие хвоинки желтеют и осыпаются на землю.
Учитель. - Очень хорошее наблюдение , молодец. Верно, так и бывает. Лиственница - единственное хвойное дерево, сбрасывающее хвою к зиме.
Любил писать хвойный лес художник Иван Иванович Шишкин, особенно высокий сосновый лес. Я покажу вам ещё одну картину этого живописца. Думаю, вы без труда определите время года в хвойном лесу на картине, которую сейчас увидите.
Демонстрация слайда №2 или репродукции картины И.И. Шишкина «Зима»
Учитель. - Какими чувствами поделился с нами художник?
Д.-Две картины и все о лесе, наверное, он любил гулять в лесу. А может быть, хотел рассказать о родных местах, как любит их, как они красивы в любое время года.
Учитель. - Я присоединяюсь к вашим предположениям. Но нас ждёт ещё одна работа. Разберите столбик с разноцветными кирпичиками. Сравните по длине кирпичики. Что заметили?
Д.- Есть кирпичики длиной 4-е и 2-е кнопочки.
Учитель. – Начнём создавать второй секретный объект. Возьмите три кирпичика длиной 2-е кнопочки, соберите из него столбик и поставьте на плату. Возьмите длинный кирпичик любого цвета. Это первый ряд. Для второго ряда возьмите кирпичик такой же длины и прикрепите на три пары кнопочек слева. Покажите, что получилось.
-А один короткий кирпичик прикрепите в этом же ряду рядом с длинным на оставшуюся одну пару кнопочек. Третий и четвёртый (а может быть захочется и пятый, но не больше) ряд выложите самостоятельно, как вам хочется.
- Снимите с платы столбик, который собрали раньше. Полученную конструкцию прикрепите на столбик. Что получилось.
Д.- Похоже на осеннее дерево.
Примечание
Если кто-то из ребят считает, что крона дерева не получилась ( ведь ребята не знали, что должно получиться), предлагаю попробовать доработать объект, присмотреться , пофантазировать, подумать как сделать его похожим на дерево.
У.- Давайте поставим деревья на другой стол у доски. Что получилось? Д.- Ещё один лес.
Учитель. - А этот лес можно назвать хвойным?
Д.- Нет, хвойный лес не бывает разноцветным.
Учитель. - Посмотрите, как изобразил художник И. И. Левитан такой разноцветный лес.
Показ слайда №3 или репродукции с картины «Осень. 1890-е».
Учитель. – Лес, где нет ни одного хвойного растения, называют лиственным. У деревьев и кустарников листья широкие, не хвоинки. Растения с такими широкими листовыми пластинами называют лиственными. Какие растения встретим в таком лесу?
Дети: Берёзы, клёны, осины, рябина, дубы.
Учитель. - Верно, молодцы. Давайте откроем рабочую тетрадь на странице 8 и выполним задание №7. С каких деревьев опали эти листья? Какого цвета они бывают осенью? Раскрасьте их цветными карандашами.
Далее ребята отвечают на вопросы задания №7 , размещённые под рисунками.
Учитель. - Ребята, а какие леса встречаются в нашей местности?
Дети: Загородом много лиственных деревьев, но ещё встречаются места, где растут вместе и хвойные и лиственные растения.
Учитель: Сможем ли мы сделать такой лес? Кто попробует?
Три ученика « превращают» два леса в один и дают ему название « смешанный».
Учитель. Посмотрите на свои раскрашенные листья в задании №7 . Можно ли сказать, что они изображены в объёме?
Д. - Листья нарисованы и раскрашены карандашом на плоской бумаге, у листьев видна только одна сторона, а осмотреть их как наш лес, со всех сторон, мы не можем.
Учитель. Верно. В каком лесу можно увидеть такие листочки?
Д. - Можно повстречать их в смешенном лесу, а ещё и в лиственном.
Учитель. Как вы думаете, в каком лесу приход осени будет самым заметным и почему?
Д.-В лиственном и смешенном. Деревья в них нарядные, разноцветные.
Учитель. Так и хочется передать своё восхищение этими наряженными осенью лесами строчками Ивана Алексеевича Бунина
Лес, точно терем расписной,
(в ходе в чтения показываю вырезанные из бумаги силуэты 3-ёх избушке сиреневую, поменьше - желтую, маленькую - красную одну на другую)
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Учитель. Посмотрите на эти обычные нашему глазу цвета , а какое необычное их название мы слышим у поэта: лиловый, золотой, багряный. Почему у этих цветов такие удивительные названия нам предстоит узнать на следующем уроке.
Примечание Тема следующего урока изобразительного искусства «Разноцветные краски».
А наш урок подходит к концу. Сегодня вы выполнили на уроке большую работу. Я видела, как каждый из вас старался и благодаря вашему старанию удалось создать так много объектов природы.
III.Рефлексия
- Что для вас было самым интересным на уроке? Что узнали нового?
- О чём захотелось ещё узнать?
- Что было трудным?
- Что помогало, а что мешало в совместной работе?