"Секрет моего успеха" - программа
Программа по ДО "Секрет моего успеха " - духовно - нравственное направление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekret_moego_uspekha.docx | 47.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 Г.ТОММОТ
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2014-2015 учебный год
духовно - нравственное направление
«Секрет моего успеха» 68 часов в учебный год (2 часа в неделю)
учителя начальных классов
МБОУ СОШ № 8 г.Томмот
Ёлгиной Валентины Васильевны
Класс 3 «Б»
Духовно – нравственное направление
«Секрет моего успеха»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основу рабочей программы положена программа Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009. – 344с.
В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развитий природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, во взаимодействие с окружающим миром. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях и т. д.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Программа «Секреты моего успеха» поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.
Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Она направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Программа «Секреты моего успеха» разработана на основе программы формирования психологического здоровья у детей О.В. Хухлаевой и представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.
Основная цель программы: формирование позитивного отношения к себе и школе, сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Основные задачи:
- Формирование психологического здоровья.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Формирование позитивное отношение к своему «Я».
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
- Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей.
- Развитие навыков социального поведения.
- Знакомство с языком чувств и эмоций, качествами характера, моделями поведения.
- Создание возможностей для самовыражения.
- Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам.
- Развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию.
- Формирование позитивного отношения к сверстникам и коммуникативных навыков.
- Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.
- Развитие познавательной мотивации.
- Раскрытие творческого потенциала.
Принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей младшего школьного возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
В соответствии с учебным планом предмет внеурочной деятельности «Секрет моего успеха» изучается с 1 по 4 класс. Занятия проводятся со всем классом. Общий объем учебного времени составляет 135 часов (33 недели в 1 классе и 34 недели во 2-4 классах по 1 часу в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания программы «Секрет моего успеха»
Одним из результатов является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
- Ценность добра – осознание себя как части мира.
- Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
- Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
- Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
- Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
- Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.
- Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.
- Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Формы организации учебного процесса:
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.
Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: входная и итоговая диагностика, опросы, тестирования, тренинги, ролевые игры.
Ожидаемые результаты
В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
«Секрет моего успеха»
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Я - школьник. | 15 |
2 | Мои чувства. | 18 |
3 | Вспомним разные чувства. | 5 |
4 | Чем люди отличаются друг от друга? | 15 |
5 | Какой я? – Какой ты? | 15 |
Содержание и тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по классам
Содержание программы | Тематическое планирование | Характеристика деятельности обучающихся | |
Я-школьник | Знакомство. Введение в мир психологии. Как зовут ребят моего класса? Зачем мне нужно ходить в школу? Мой класс. Какие ребята в моем классе? Мои друзья в классе. Мои успехи в школе. Моя учебная сила. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Формирование позитивного отношения к своему «Я». Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности. Формирование познавательного интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Развитие эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им. Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию. | |
Мои чувства | Радость. Что такое мимика? Радость. Как ее доставить другому человеку? Жесты. Радость можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом. Грусть. Страх. Страх. Его относительность. Как справится со страхом. Страх и как его преодолеть. Гнев. С какими чувствами он дружит? Может ли гнев принести пользу? Обида. Разные чувства. | Развитие умения распознавать и описывать свои чувства и эмоций и чувства других людей, качества характера. Способствовать снижению уровня страха. Развитие умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Формирование способности к самооценке. | |
Вспомним чувства | Чувства | Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека. Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля. | |
Чем люди отличаются друг от друга? | Люди отличаются друг от друга своими качествами. Хорошие качества людей. Самое важное хорошее качество. Кто такой сердечный человек? Кто такой доброжелательный человек? Трудно ли быть доброжелательным человеком? Я желаю добра ребятам в классе. Очищаю свое сердце. Какие качества нам нравятся друг в друге? Какими качествами мы отличаемся? Люди отличаются друг от друга своими качествами. В каждом человеке есть светлые и темные качества. | Познакомить детей с понятием «качества людей». Исследование своих качеств и особенностей. Формирование позитивного отношения к своему «Я». Повышение уверенности в себе. | |
Какой я? – Какой ты? | Какой Я? Какой Ты? Трудности второклассника в школе, дома, на улице. Школьные трудности. Домашние трудности. | Формирование позитивного отношения к своему «Я». Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности. |
Календарно-тематического планирования
№ п/п | Дата проведения | Название темы | Место проведения | Время проведения | ||||||||
План | Факт | |||||||||||
1/1 | Знакомство. | Школа, класс | Вторая половина дня | |||||||||
1/2 | Введение в мир психологии. | |||||||||||
1/3 | Я – школьник. | |||||||||||
1/4 | Зачем мне нужно ходить в школу? | |||||||||||
1/5 | Зачем мне нужно ходить в школу? | |||||||||||
1/6 | Мой класс. | |||||||||||
1/7 | Как зовут ребят моего класса? | |||||||||||
1/8 | Какие ребята в моем классе? | |||||||||||
1/9 | Мои друзья в классе. | |||||||||||
1/10 | Мои друзья в классе. | |||||||||||
1/11 | Мои успехи в школе. | |||||||||||
1/12 | Мои успехи в школе. | |||||||||||
1/13 | Мои успехи в школе. | |||||||||||
1/14 | Моя учебная сила. | |||||||||||
1/15 | Моя учебная сила. | |||||||||||
2/16 | Радость. | |||||||||||
17 | Какая бывает радость? | |||||||||||
18 | Как ее доставить другому человеку? | |||||||||||
19 | Радость можно передать прикосновением. | |||||||||||
20 | Радость можно подарить взглядом. | |||||||||||
21 | Умею ли я радоваться? | |||||||||||
22 | Как я дарю радость. | |||||||||||
23 | Что такое мимика? | |||||||||||
24 | Жесты. | |||||||||||
25 | Грусть. | |||||||||||
26 | Когда мне грустно? | |||||||||||
27 | Страх. Его относительность. | |||||||||||
28 | Как справится со страхом. | |||||||||||
29 | Страх и как его преодолеть. | |||||||||||
30 | Гнев. С какими чувствами он дружит? | |||||||||||
31 | Может ли гнев принести пользу? | |||||||||||
32 | Обида. | |||||||||||
33 | Эмоциональная сфера человека. | |||||||||||
34 | Разные чувства. | |||||||||||
35 | Чувства. | |||||||||||
36 | Навыки саморегуляции. | |||||||||||
37 | Уровень самоконтроля. | |||||||||||
38 | Самоконтроль. | |||||||||||
39 | Чем люди отличаются друг от друга? | |||||||||||
40 | Люди отличаются друг от друга своими качествами. | |||||||||||
41 | Хорошие качества людей. | |||||||||||
42 | Хорошие качества людей. | |||||||||||
43 | Самое важное хорошее качество. | |||||||||||
44 | Кто такой сердечный человек? | |||||||||||
45 | Кто такой доброжелательный человек? | |||||||||||
46 | Трудно ли быть доброжелательным человеком? | |||||||||||
47 | Я желаю добра ребятам в классе. | |||||||||||
48 | Очищаю свое сердце. | |||||||||||
49 | Какие качества нам нравятся друг в друге? | |||||||||||
50 | Какими качествами мы отличаемся? | |||||||||||
51 | Люди отличаются друг от друга своими качествами. | |||||||||||
52 | В каждом человеке есть светлые и темные качества. | |||||||||||
53 | Какими качествами обладаю я. | |||||||||||
54 | Какой Я? | |||||||||||
55 | Какой Я? | |||||||||||
56 | Какой Ты? | |||||||||||
57 | Какой Ты? | |||||||||||
58 | Трудности третьеклассника в школе, дома, на улице. | |||||||||||
59 | Школьные трудности. | |||||||||||
60 | Как преодолеть школьные трудности. | |||||||||||
61 | Домашние трудности. | |||||||||||
62 | Как преодолеть домашние трудности. | |||||||||||
63 | Трудности на улице. | |||||||||||
64 | Как преодолеть трудности на улице. | |||||||||||
65 | Формирование позитивного отношения к своему «Я». | |||||||||||
66 | Формирование позитивного отношения к своему «Я». | |||||||||||
67 | Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности. | |||||||||||
68 |
| Обобщение. | ||||||||||
1. Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2009 г. – 280 с.
2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2004г.-168с.
3. Жизненные навыки. Уроки психологии / Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2004.-208 с.
4. Казанцева – Залеская О.В. Настольная развивающая игра из сундучка детского психолога
5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия2», 2004. – 456с.
6. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2000г. – 160с.
7. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под ред. А.Д. Андреевой. М., 1997.
8. Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001г. – 128с.
9. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009. – 344с.
10. Флейк-Хобсон К и др. Мир входящему. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими. М., 1992г.
11. Фрайберг С. Волшебные годы: понимание и руководство проблемами раннего детства. М., 1997г.
12. Интернет ресурсы