"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. На протяжении 32 лет работы в должности учителя русского языка и литературы меня, как и многих моих коллег, интересуют вопросы: как оживить урок, активизировать мыслительную деятельность учащихся, поддержать интерес к предмету, желание изучать то, что кажется хорошо знакомым? Я обратила внимание на то обстоятельство, что в последние годы происходит резкое падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету, к литературе, чтению классических произведений как постижение искусства, традиций народа и, как следствие, снижение грамотности, общей культуры, проявление косноязычия, неумения правильно, логично выразить свою мысль. Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками. На уроках русского языка и литературы не все учащиеся активны, отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей. Ребята постепенно теряют интерес к данному предмету. Одна из основных причин этого, на мой взгляд, в том, что мы, учителя-словесники, не всегда ярко и убедительно показываем учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства. Поэтому я должна сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажером знаний, презентаций результатов собственной деятельности. Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс. Проблема «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий» в наше время звучит по-особому. Использование новых информационных технологий в обучении позволяет учителю перестать быть основным (а иногда и единственным) источником информации, а занять позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Применение компьютерных технологий позволяет мне наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей компьютерных технологий и идти в ногу со временем. Мною разработаны презентации, развивающие творческое мышление учащихся, дающие им наглядно представить тот или иной материал, комплекс уроков, элементов уроков с использованием информационных технологий для каждого класса. Подготовка и проведение урока с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения. Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счёту, наша главная цель - это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие творческой личности.. Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Перед учителем-словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер. В связи с этим на уроках русского языка и литературы я использую информационные технологии согласно возрастным особенностям учеников, потому что компьютер не сможет никогда заменить человеческое общение, столь необходимое на уроках литературы. Я убеждена, что учитель должен быть современным. Он должен сочетать в своей педагогической деятельности традиционные и новые современные методы обучения. Компьютерная деятельность на уроке русского языка и литературы ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему. Именно поэтому я активно использую в своей педагогической деятельности ИКТ не как дань моде, а как возможность проводить уроки на новом современном уровне. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня. Я изучаю опыт учителей по данной теме. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка. Я считаю, что все эти задачи можно успешно реализовать, если разумно использовать ИКТ на уроках русского языка и литературы. Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя. Большой опыт накоплен у меня по проведению уроков контроля за знаниями учащихся: уроки-зачеты, тестирование по различным темам. Использую как готовые пакеты контролирующих программ и программ-тренажеров, так и собственные, составленные мною. Используя Интернет-ресурсы, мои ученики готовят различные доклады, рефераты, занимаются проектной деятельностью. Написание, оформление и представление рефератов, докладов и исследовательских работ повышает уровень активности учащихся. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентаций он приобретает опыт публичных выступлений. Учащиеся классов, где систематически ведется работа с компьютерными презентациями, реально повышают свое качество знаний, уровень воспитанности и интеллектуальное развитие. Использование ИКТ в процессе обучении позволило мне значительно повысить мотивацию учащихся к изучению моих предметов и, как следствие, их уровень обученности и качество знаний. Проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает республиканских конкурсах и олимпиадах. Некоторые выпускники имеют золотые и серебряные медали творческие способности детей. Мои ученики занимают призовые места в районных и республиканских олимпиадах. Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, района, участвую в работе семинаров и секций муниципального и республиканского уровней, в работе республиканских научно-практических конференций, провожу открытые уроки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sem_bed-odin_otvet.rar2.79 МБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шарипова Рузалия Фаритовна, учитель русского языка и литературы.

Слайд 2

В ПУСТЫНЕ ЧАХЛОЙ И СКУПОЙ, НА ПОЧВЕ, ЗНОЕМ РАСКАЛЕННОЙ, АНЧАР, КАК ГРОЗНЫЙ ЧАСОВОЙ, СТОИТ – ОДИН ВО ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ. 1 тур Кто является автором этих строк?

Слайд 3

А.С.Пушкин «Анчар»

Слайд 4

Кто является автором этих строк? Врага почуял он, и вой Протяжный, жалобный как стон Раздался вдруг... и начал он Сердито лапой рыть песок, Встал на дыбы, потом прилег, И первый бешеный скачок Мне страшной смертью грозил

Слайд 5

М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

Слайд 6

Кто является автором этих строк? Я смутился. Признать бродягу государем был не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. Назвать его в глаза обманщиком- было подвергнуть себя погибели; и то, на что я готов под виселицею в глазах всего народа и в первом пылу негодования, теперь казалось мне бесполезной хвастливостью.

Слайд 7

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Слайд 8

Кто является автором этих строк? «А ведь шинель – то моя!» - сказал один из них громовым голосом, схвативши его за воротник.

Слайд 9

Н.В.Гоголь «Шинель»

Слайд 10

Кто является автором этих строк? Удивительное дело, господа! Чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор.

Слайд 11

Н.В.Гоголь «Ревизор»

Слайд 12

Кто является автором этих строк? Прощайте, товарищи! - кричал он им сверху.- Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь, да хорошенько погуляйте!

Слайд 13

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Слайд 14

2 тур Семь слов…семь слов… Угадать название произведения: Арагва, Тифлис, генерал, грузинка, молния, сакля, монастырь

Слайд 15

2 тур Семь слов…семь слов… Арагва, Тифлис, генерал, грузинка, молния, сакля, монастырь М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

Слайд 16

2 тур Семь слов…семь слов… Угадать название произведения: Департамент, чиновник, Важное лицо, Петрович, Переписывал, будочник, Петербург

Слайд 17

2 тур Семь слов…семь слов… Департамент, чиновник, Важное лицо, Петрович, Переписывал, будочник, Петербург Н.В.Гоголь «Шинель»

Слайд 18

2 тур Семь слов…семь слов… С кем из литературных героев связаны эти слова: крепость, буран, географическая карта, дуэль, вожатый, тулуп, любовь

Слайд 19

2 тур Семь слов…семь слов… С кем из литературных героев связаны эти слова: крепость, буран, географическая карта, дуэль, вожатый, тулуп, любовь Петр Гринев

Слайд 20

2 тур Семь слов…семь слов… Назовите имя писателя, которого могут объединять эти семь слов: чёрт, Украина, Солоха, друг Пушкина, Вий, хутор, театр

Слайд 21

2 тур Семь слов…семь слов… Назовите имя писателя, которого могут объединять эти семь слов: черт, Украина, Солоха, друг Пушкина, Вий, хутор, театр Н.В.Гоголь

Слайд 22

2 тур Семь слов…семь слов… Назовите семь произведений А.Пушкина:

Слайд 23

2 тур Семь слов…семь слов… Назовите семь произведений А.Пушкина: «Няне», «Анчар», «Капитанская дочка», «Во глубине сибирских руд…», «К Чаадаеву», «Дубровский», «Станционный смотритель»

Слайд 24

2 тур Семь слов…семь слов… Назовите семь русских поэтов:

Слайд 25

2 тур Семь слов…семь слов… Назовите семь русских поэтов: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, А.Фет, Ф.Тютчев, С.Есенин, В.Маяковский

Слайд 26

2 тур Семь слов…семь слов… Назовите семь слов, связанных с именем А.С.Пушкина:

Слайд 27

2 тур Семь слов…семь слов… Назовите семь слов, связанных с именем А.С.Пушкина: Поэт, литературные сказки, Лицей, декабристы, Москва, няня, ссылка

Слайд 28

3 тур Чей это портрет? На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высока соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза.

Слайд 29

3 тур Чей это портрет? Е.Пугачев

Слайд 30

3 тур Чей это портрет? Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем мне минуло 16 лет.

Слайд 31

3 тур Чей это портрет? Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем мне минуло 16 лет. Петр Гринев

Слайд 32

3 тур Чей это портрет? Он был, казалось, лет шести; Как серна гор, пуглив и дик И слаб и гибок, как тростник.

Слайд 33

3 тур Чей это портрет? Он был, казалось, лет шести; Как серна гор, пуглив и дик И слаб и гибок, как тростник. Мцыри

Слайд 34

3 тур Чей это портрет? Когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете»

Слайд 35

3 тур Чей это портрет? Когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете» Акакий Акакиевич Башмачкин

Слайд 36

3 тур Чей это портрет? Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове.

Слайд 37

3 тур Чей это портрет? Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове. Иван Александрович Хлестаков

Слайд 38

3 тур Чей это портрет? Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы . Бешеную негу и упоенье видел он в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и в собственном жару, нанося всем удары и не слыша нанесенных

Слайд 39

3 тур Чей это портрет? Андрий. Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”

Слайд 40

4 тур Или - или? М.Лермонтов был круглой сиротой или у него был кто-то из родителей?

Слайд 41

4 тур Или - или? Отец капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831)

Слайд 42

4 тур Или - или? Кто так сказал: «Я мало жил и жил в плену» -Некрасов или Лермонтов?

Слайд 43

4 тур Или - или? М.Ю. Лермонтов

Слайд 44

4 тур Или - или? Гипербола – это преувеличение или преуменьшение?

Слайд 45

4 тур Или - или? Преувеличение

Слайд 46

4 тур Или - или? А.С.Пушкин родился в 1799 или 1800 году?

Слайд 47

4 тур Или - или? А.С.Пушкин родился в 1799 году в Москве.

Слайд 48

5 тур Восстанови текст играя тучка Утром золотая На груди в путь она утеса-великана; умчалась рано, По лазури весело Ночевала;

Слайд 49

5 тур Восстанови текст Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;

Слайд 50

6 тур Финал Угадать название произведения Крепостное право, утвердившееся в России в период царствования Екатерины II , предоставляло помещикам неограниченную власть над крестьянами

Слайд 51

6 тур Финал Угадать название произведения 1 подсказка: крестьяне жгли помещичьи усадьбы, убивали своих поработителей

Слайд 52

6 тур Финал Угадать название произведения 2 подсказка: представление о лучшем будущем народ связывал с мечтой о добром, справедливом царе

Слайд 53

6 тур Финал Угадать название произведения 3 подсказка: против угнетателей выступали калмыки, башкиры и другие народности Поволжья

Слайд 54

6 тур Финал Угадать название произведения 4 подсказка: в 1773 году появился человек, который называл себя Петром III.

Слайд 55

6 тур Финал Угадать название произведения 5 подсказка: автор для написания своей книги собирал материалы и в Казани.

Слайд 56

6 тур Финал Угадать название произведения 6 подсказка: это историческая повесть

Слайд 57

6 тур Финал Угадать название произведения 7 подсказка: в повести ставятся проблемы чести, совести, долга, человеческого достоинства, искренности, доброты, справедливости

Слайд 58

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»