Мои статьи
На этой странице размещаются мои статьи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Диафрагмальное дыхание, энергетический баланс и... здоровый малыш." | 18.78 КБ |
МИР ПСИХОЛОГИИ ГЛАЗАМИ ЛУРИЯ А.Р. | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
"Диафрагмальное дыхание, энергетический баланс
и... здоровый малыш."
- Доктор, как же нам теперь лечиться? Что Вы посоветуете?
- Постельный режим и обильное питьё - в первую очередь, - отвечает доктор маме маленького мальчика. Такой диалог педиатра происходит почти с каждой мамочкой заболевшего малыша.
Постельный режим - для чего? Для того, чтобы "сердечко не выскакивало" от физической нагрузки? Для того, чтобы в покое преодолеть недуг?
Дело в том, что человек является энергетической единицей в огромном энергетическом пространстве Вселенной. Дух, Душа и Тело - вот тройственность содержания человеческой жизни. Дух животворит Душу, Душа непосредственно влияет на Тело своей позитивной либо негативной сущностью. Вот мы слышим: "да, это психосоматические последствия, так физиология организма отреагировала на стресс, происшедший с ребенком. Теперь придется долго потрудиться, чтобы нейтрализовать это состояние...."
Так что же произошло? Ребенок получил стресс, энергетически блокировался какой-то определенный участок в организме ребенка - все это вылилось либо в заикание, либо в гиперкинезы, либо в СДВГ, заторможенность, расторможенность и т.д. Как с этим работать? Как помочь ребенку преодолеть последствия стрессовой ситуации? И мы начинаем думать, применять различные методики, включать медикаментозную терапию с помощью добрых докторов. Но почему-то доктор прописывает лекарства, которые нейтрализуют последствия - т.е. "успокаивают" - вплоть до таких препаратов, которые обессиливают ребенка, делают его астеничным, неактивным, заторможенным. А на самом деле как все это выглядит? Ведь наша задача не нейтрализовать последствия, а обнаружить причину, которая спровоцировала реакцию организма на стресс. Следом за этим уйдут и последствия. Ведь недаром говорят, что своевременная и точная диагностика - это уже половина лечения.
И вот теперь о "постельном режиме". Для чего??? Оказывается, энергетический баланс в организме сохраняется при правильном дыхании - диафрагмальном, или нижнерёберном. Диафрагма - это главная "дыхательная" мышца, которая при правильном её пользовании налаживает энергобаланс в организме, а энергобаланс, в свою очередь, налаживает все функциональные возможности организма, "подлатывает" места с блокированной энергетикой, нормализует, и тогда, когда блок уходит, энергия в этой области организма "течет в своем русле" - тогда налаживаются все процессы - организм оздоравливается.
Приводят ко мне ребенка с заиканием: "Вы знаете, что мы только ни делали, какие только препараты ни пили - всё безрезультатно. Может Вы сможете помочь?" Диагностирую ребенка следующим образом: прошу прочитать наизусть какое-либо стихотворение, убеждаюсь, что проблема действительно существует, кладу на кроватку (положение лежа на спине), прошу прочитать то же стихотворение в этом положении. Если ребенок продолжает заикаться - проблема "зашла глубоко" - либо органического характера, либо надо работать уже на уровне подсознания, чтобы, извлекая пластами стрессовые ситуации, "докопаться" до той, которая спровоцировала заикание. Но чаще всего ребенок читает стихотворение четко, без запинки - значит проблема вызвана сбитым, неправильным дыханием.
Захожу в группу, наблюдаю, как дети играют в парную игру "насос и мяч". Один ребенок "качает", другой - "надувается", а затем "спускается". Но замечаю, что плечи детей "подпрыгивают" вместе с дыханием: на вдохе - поднимаются, на выдохе - опускаются. Спрашиваю воспитателя: "Зачем вы играете в эту игру?" "Эта игра, - отвечает она, - предлагается детям для того, чтобы "выпустить пар", чтобы они стали менее возбужденными." Да, на самом деле это почти так. Но самое главное - воспитатель не учитывает то, что дыхание в этой игре должно быть именно ДИАФРАГМАЛЬНЫМ. А при диафрагмальном дыхании плечи находятся в одном положении, хотя на это никто не обращает внимания. Ведь только с налаживанием именно диафрагмального дыхания налаживаются энергопроцессы в организме ребенка, затем нормализуются - балансируются - процессы "возбуждение-торможение" в коре головного мозга, и только потом ребенок действительно становится менее возбужденным, расторможенным, гиперактивным.
Но, к сожалению, в вертикальном положении налаживание диафрагмального дыхания удается весьма не быстро, т.к. положение "стоя" уже гипотетически провоцирует грудное, верхнерёберное дыхание. Да еще если это - девочка, которая всё пытается втянуть в себя животик, чтобы выглядеть стройнее...
Обратите внимание: все проблемы в организме малыша начинаются после того, как его начинают сажать, затем он начинает самостоятельно ходить. Вот здесь начинают "липнуть разные болячки". Отчего? Да от того, что дисбалансируется дыхание, из диафрагмального оно "гипертрофируется" в грудное. Начинаются проблемы. Мы, конечно, не говорим о проблемах органического характера, т.к. здесь мы бессильны, но о тех, которые начинаются с блокированием энергии в определенных участках тела, провоцируя соматику организма "откликаться" на эти блоки. В этом вся причина. А устраняя эту причину - мы устраняем и последствия.
И, возвращаясь к началу нашего разговора - делаем вывод: постельный режим ребенку, да и не только ребенку - каждому взрослому - нужен для того, чтобы нормализовать диафрагмальное дыхание, которое, в свою очередь, устраняет (может и не полностью - частично, но действенно) наши "болячки".
И, обратите внимание: во время аутотренинговых программ, когда мы, специалисты, - психологи, дефектологи, под соответствующую, едва слышимую, успокаивающую мелодию просим человека "представить луч желто-оранжевого цвета, который проникает через макушку сначала в голову, затем опускается всё ниже, вот, эта энергия начинает накапливаться в области солнечного сплетения, затем разливается по всем членам нашего организма...." и т.д. Для чего мы просим человека представлять этот алгоритм "прохождения луча"? Опять же - для налаживания энергетического баланса в организме для последующего избавления от недугов, которые отразились в психосоматическом плане на состоянии его организма.
Так для чего болящему человеку обязателен постельный режим? Для того, чтобы "сердечко не выскакивало" от физической нагрузки? Для того, чтобы в покое преодолеть недуг? А ведь именно так наши педиатры констатируют свои рекомендации, т.к. в беседе с педиатром выявляю, что никакой другой аргументации у него нет. И известный доктор (я совсем не умаляю знаний и достижений специалиста), имея огромный опыт работы за спиной, удивляется в беседе со мной "новшествам", которые психология "открывает" для него. А я не перестаю удивляться - почему наши доктора лишены самых элементарных знаний об энергетическом балансе организма. Ведь, апеллируя этими знаниями, гораздо быстрее можно "поставить человека на ноги", "выдернуть его из лап болезни", при этом точно зная - на что нацелено действие и какие результаты оно принесёт.
Педагог-психолог МКДОУ детский сад "Солнышко"
с. Старая Полтавка Эдемова Э.Р.
Предварительный просмотр:
МИР ПСИХОЛОГИИ ГЛАЗАМИ ЛУРИЯ А.Р.
„Учитесь, учитесь, учитесь ежечасно, ежедневно… Следите за ходом нашей науки, кто не следит постоянно за ее достижениями, тот, конечно, быстро катится назад — от науки к ремеслу,“ - так завещал отец сыну: Роман Альбертович Лурия - Александру Романовичу. И сын внял, и сын учился - ежечасно, ежедневно, привлекая к своему любимому делу всех, кто так же, как он - жил этим. И рождались новые направления в психологии, и родилась новая наука - нейропсихология.
- Какими компенсаторными воздействиями вы пользуетесь в практике работы с детьми с ограниченными возможностями? - спрашивает коллегу детский психолог.
- "Гимнастика мозга". Вы знаете - очень хорошая динамика. Воздействуя физическими упражнениями на определенные локальные участки мозга у детишек - получаем замечательные результаты и в когнитивной сфере, в поведенческом плане. Особенно если еще и социальное окружение способствует этому.
Да, сейчас, когда уже доказана локальность мозга - мы можем применять различные техники и технологии для развития компенсаторных возможностей у детей с патологией или с задержкой психического, а также психоречевого развития. Развивая межполушарное взаимодействие (мозолистое тело мозга), мы получаем хорошие результаты в развитии различных сфер малыша - и интеллектуальной, и эмоционально-волевой, меняется и физическое состояние ребенка, и его речевая деятельность. Но откуда у нас эта информация? Это долгие исследования наших выдающихся ученых, известных педагогов, психологов, физиологов, дефектологов. И большой вклад в этот пласт внес А. Р. Лурия.
Александр Романович Лурия родился 16 июля 1902 года в г. Казани, в семье известного врача-терапевта Р.А. Лурия. В 1921 г. окончил факультет общественных наук Казанского Университета, затем переехал в Москву. В студенческие годы, совпавшие с гражданской войной, увлекся психоанализом. В 1937 г. закончил 1-й Московский медицинский институт и стал работать в институте психологии Московского Университета. Со студенческой скамьи увлекаясь и исследуя аффективные состояния человека, затем, будучи соратником и последователем Л.С.Выготского, он развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализацию в различных видах деятельности. Основными качествами Александра Романовича по описанию знавших его людей, были энтузиазм, редкая работоспособность, доброта и др. Его ответственность, отзывчивость, пунктуальность служили прекрасным примером для окружающих. Работая в различных областях психологии - общей, детской, психофизиологии, а также дефектологии, нейропсихологии, психолингвистике, Лурия исследовал становление различных познавательных процессов у детей, сделав существенный вклад в изучение проблемы психического развития ребенка.
На модели различных познавательных процессов (прежде всего памяти и мышления) он изучал переход от внешних способов опосредования психических процессов к внутренним. Большое внимание уделяя изучению роли речи в развитии психических процессов у детей, в частности в формировании произвольных движений и действий, он разработал новую теорию локализации высших психических функций, представляющую существенный шаг вперед по сравнению с прежними теориями, им внесен важный вклад в понимание природы речевых нарушений и создана новая классификация афазий.
Учитывая все эти "открытия" в психологии развития ребенка, мы сегодня акцентируем внимание на то, насколько развита мышечная сила рук, ног, спины, насколько развита манипулятивная возможность пальчиков. Ведь все эти параметры напрямую сказываются на психологическом развитии малыша. Применяя пальчиковую гимнастику, мы развиваем речь ребенка, т.к. точно знаем, что "язычок напрямую связан с кончиками пальцев". Да, действительно, это так. Лурия А.Р. своими работами доказал, что локальные участки мозга, отвечающие за речь, находятся в непосредственной близости с локальными участками, отвечающими за мелкую моторику, и компенсируют друг друга в случае их незначительного (не органического) повреждения.
Главные теоретические и экспериментальные исследования, посвященные проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений при локальных повреждениях мозга послужили основой формирования нейропсихологии и нейропсихологической диагностики. В годы Великой Отечественной войны, будучи руководителем крупного нейрохирургического эвакогоспиталя в поселке Кисегач Челябинской области, оперируя и наблюдая раненых с травмами головы, организуя серию исследований, изучая каждый отдельный случай, сопоставляя, анализируя и делая определенные выводы, применяя инновационную реабилитацию посредством трудотерапии - Лурия А.Р. внес важный вклад в развитие различных областей психологии. Он разработал новый подход к проблеме локализации высших психических функций. В соответствии с ним «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга» («Основы нейропсихологии» Гл. 2., П. 3).
Исследование динамики развития ВПФ ребенка требует применения таких методов, которые, прежде всего, могут ответить на вопрос, какие качественные изменения происходят в его психической сфере. Таким методом является нейропсихологическая батарея тестов А.Р. Лурии, в основу создания которой был положен принцип системного строения высших психических функций и их динамической локализации. Я считаю очень важным исследование формирования психических функций уже в дошкольном периоде детства с целью ранней диагностики и коррекции. Переход от среднего дошкольного (4-х лет) к старшему дошкольному (5–7 лет) возрасту характеризуется существенными качественными изменениями в психическом развитии детей. Старший дошкольный возраст — важный этап, который в значительной мере определяет последующее развитие ребенка. Этот период характеризуется развитием всех функций ребенка.
Пробы на реципрокную координацию, динамический праксис, графическая проба и задания, направленные на исследование процессов программирования и контроля произвольных действий и деятельности - выполнение ритмов по инструкции, реакция выбора, свободные и направленные ассоциации, проба «пятый лишний», рассказ по серии сюжетных картинок, праксис позы пальцев правой (ведущей) руки, пробы Хеда, пробы на слухоречевую и зрительную память, ошибки понимания слов, близких по звучанию и значению, восприятие перечеркнутых, наложенных и недорисованных изображений - вот неполный перечень тестов нейропсихологической диагностики ребенка дошкольного возраста, который предложил Лурия А.Р., учитывая при этом "левополушарных" и "правополушарных" детей, т.е. их латеральность (ведущая рука, нога, глаз, ухо).
Применение нейропсихологического метода диагностики и сегодня является адекватным и чувствительным в отношении изучения динамики развития различных групп ВПФ у детей дошкольного возраста.
А.Р. Лурия - автор более 600 научных работ в разных отраслях психологии, среди них основные: "Речь и интеллект в развитии ребенка"(1927), "Этюды по истории поведения"(1930), "Учение об афазии в свете мозговой патологии"(1940), "Травматическая афазия"(1947), "Восстановление функций после военной травмы"(1948), "Умственно отсталый ребенок"(1960), "Мозг и психические процессы"(1963,1970), "Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга"(1962,1969), "Основы нейропсихологии"(1973), "Нейропсихология памяти"(1974,1976), "Основные проблемы нейролингвистики"(1976), "Язык и сознание"(1979) и ряд других, множество из которых было переведено на различные языки мира. Хорошо известны его работы и в области дефектологии. В 1950-е гг. Александр Романович с коллективом сотрудников провел цикл исследований, посвященных анализу нейродинамических основ нарушений психических функций у детей с разными формами умственной недостаточности.
14 августа 1977 года стал тем днем, когда отечественная психология и новая наука - советская нейропсихология, рожденная Лурия А.Р. в нескончаемых поисках и исследованиях, научных и лабораторных работах, - потеряли своего зачинателя, мыслителя и труженика. А мы, современные педагоги и психологи, по сей день пользуемся его практическими наработками, наследием, плодами его жизненного труда, и бесконечно благодарны выдающемуся психологу, нейропсихологу, физиологу, дефектологу Александру Романовичу Лурия за то, что стало достоянием наших практических решений в развитии, воспитании и образовании детей, вверенных нам для понимания меры ответственности и принятия своевременных методов, техник и технологий в возможном устранении патологии либо облегчении состояния в их развитии.
Ресурсы:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Лурия,_Александр_Романович
2. https://www.psyoffice.ru/5-psychology-3685.htm
3. https://studopedia.org/8-73911.html
4. https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00108640_0.html
5. https://ru.citaty.net/avtory/roman-albertovich-luriia/