Конкурс "Учитель года 2017"
Работы на конкурс:
- Эссе "Современный педагог",
- Методический семинар " Использование ЭОР на уроках информатики".
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...»
Ш. Амонашвили
Эссе «Современный педагог»
Во все времена люди стремились найти себя. А это значит, почувствовать себя реализованным, востребованным и счастливым. Для многих счастьем являются здоровье, семья и, конечно, успехи в работе, удовлетворение от любимого дела. Последняя составляющая – самая сложная для большинства людей: как найти свое место в жизни, свое призвание, свое дело. Могу сказать, что к осознанию значимости профессии педагога и своего места в этой профессии я пришла не сразу. Это был долгий путь «случайных закономерностей». Но это был мой путь поиска своего места в жизни.
Природа наделила меня незаурядными способностями. За это низкий поклон моим предкам. Они были семейские, потомки русских старообрядцев, сосланных семьями в Забайкалье во времена правления Екатерины II в 1764 г. Старообрядцы, обладая большим сельскохозяйственным опытом, крепкой общинной сплоченностью и поразительным трудолюбием, уже через короткое время заслужили признание лучших земледельцев края. Они «камень сделали плодородным», - отозвался о них Иркутский губернатор Трескин.
С детства я была самостоятельным и свободолюбивым ребенком. Мама понимала, чувствовала, видела, что для меня лучше, давала мне свободу выбора, приходила на помощь, если это было нужно. Ей удавалось очень незаметно для меня устанавливать рамки дозволенного. Большая семья, два брата и маленькая сестренка, приучила меня к труду, заботе о ближнем, взаимопомощи, бескорыстному отношению к людям. Первые ростки моей профессии проявились в детских играх про школу. Нетрудно догадаться, что мне доставалась роль учителя. Важно, что она мне нравилась, я с ней справлялась.
Мне повезло прожить счастливое школьное детство октябренком в звездочке, пионеркой, активной комсомолкой. Я всегда находилась в центре школьных событий. Мои педагоги разглядели во мне неуемное желание заниматься всем и сразу и всячески поощряли меня. Думаю, именно моя школа, девизом которой было: «Гори всегда, гори везде, гори в учебе и труде», заложила основы моей будущей профессии: целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, коммуникабельность. Именно в школе формировалось мое мировоззрение. Я росла в культурном, просвещенном центре Бурятской республики городе Улан-Удэ, где много театров, музеев, выставочных залов. Посещение этнографического музея народов Забайкалья, Бурятского театра оперы и балета - памятника архитектуры федерального значения, туристические походы по местам декабристам, экскурсии на всевозможные выставки художественного, прикладного искусства – все это наполняло мою душу красотой мира, воспитывало гуманное отношение к людям, жизни. Так сложилось, что после окончания школы я поступила в технический вуз в городе Иркутске. За годы учебы успела выйти замуж, родить двойняшек. В 90-е приехала с мужем в Усть - Илимск и не смогла найти работу по специальности. Предложение работать в школе я восприняла с радостью и надеждой. Сначала работала лаборантом в компьютерном классе, но буквально через месяц – учителем информатики в старших классах. Вот так началась, а вернее, неожиданно продолжилась моя история с профессией «учитель».
Самое сложное на первых уроках для меня было самой чувствовать себя взрослой, заставлять ребят меня слушать, воспринимать всерьез, держать «дистанцию» между собой и старшеклассниками, т.к. разница в возрасте была невелика, хотя я уже была сама мамой двоих маленьких детей. Но постепенно, преодолевая застенчивость и свои внутренние страхи, (не справлюсь с этим трудным делом, не смогу учить и воспитывать чужих детей), я становилась все более уверенной, убедительной.
Отсутствие педагогического образования сказывалось на всем: от составления плана урока до организации урока. Но рядом находились опытные коллеги. Они учили, критиковали, проверяли, поддерживали морально. Так происходило мое профессиональное становление. Педагогические навыки сформировались быстро. У меня стало получаться работать учителем. Но прочувствовать сущность профессии учителя, увидеть ее сложность и многогранность мне удалось только тогда, когда стала выполнять обязанности классного руководителя. Класс требовал каждодневного внимания. Это была уже и другая ответственность, и другие взаимоотношения. И только тогда я впустила детей в свою душу, в сердце.
Это был переломный момент в моей профессиональной деятельности. Первый мой класс научил меня быть всегда искренней с детьми, заботиться сразу о двадцати детях, а не только о своих родных. Первые мои ученики сподвигли меня на получение второго высшего, а именно педагогического образования. И когда все «пазлы сложились», я поняла, что мое место под солнцем – работа с детьми. Мои ученики – это неугомонный, любознательный народ. Необязательно этот народ хочет знать формулы и правила, но всегда жители страны под названием «школа» интересуются всем на свете: как написать компьютерный вирус, сколько мне лет, есть ли у меня дети и сколько их; как я отношусь к выборам президента в Америке; зачем нам убирать мусор в городе, если все знают, что там опять намусорят, и множество бесконечных где, зачем и почему…
На своем профессиональном месте я ощущаю всю полноту жизни во всех ее проявлениях. Каждый день приносит мне и новые волнения, и новые открытия, и радостные моменты. Я понимаю, что в какой-то мере от меня зависит настоящее и будущее каждого ребенка, с которым я взаимодействую. «Учительская профессия, – писал Сухомлинский, – это человековедение, постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека».
Проникнуть в души наших детей не просто, потому что часто они спрятаны от нас, взрослых, в компьютерных играх, гаджетах, а в ушах - наушники. Они в наглухо закрытом «домике». Душа нынешнего ребенка перегружена неоднозначной информацией. Ребенок живет в «загрязненной» среде Интернета, социальных сетей. Хрупкой детской душе не дано понять взрослые «игры» безудержной наживы и жажды власти. Ребенок дезориентирован в морально-нравственных установках. В таком экологически неблагополучном мире ребенку немыслимо трудно определиться, каким быть, чему учиться, как жить, по каким правилам. А мы все удивляемся – почему не хотят учиться, почему им ничего неинтересно? И поэтому роль учителя в современном мире становится как никогда важной: расставить в душах ребенка маячки вселенского добра, неиссякаемых источников счастья, красоты, любви к ближнему, чувства Родины, как бесконечной силы и поддержки. К своим ученикам я стучусь в их души через социальные сети, где им гораздо комфортнее, чем в реальной жизни. Выкладываю на своей страничке высказывания известных людей о человеческих ценностях, о духовности, оставляю ссылки на полезные для развития, ресурсы и просто проявляю личное внимание к каждому – поздравляю с праздниками, днями рождений. Я убеждаю детей – счастье есть, мы, взрослые, любим вас. Говорю каждому – ты достроен всего самого лучшего, верь в себя. Своих неугомонных восьмиклассников веду в музей, театр, картинную галерею, разговариваю по душам в кафе. И дети начинают открывать дверцу своего «домика». Каждый день, отправляясь на работу, я уверена: мне доверяют, меня ждут жители детской страны.
Считаю ли я себя современным педагогом? Я учитель информатики, поэтому современным педагогом быть обязана. Информатика – самая молодая наука. Дети нашей страны изучают предмет чуть более 30 лет. Задачи курса направлены на формирование не только чисто предметных компетенций, но и на развитие новой для детей информационной деятельности в партнерстве с педагогами и родителями и ее включение в общеучебную, познавательную, досуговую деятельность на всех ступенях школьного образования. Современный учитель информатики, кроме преподавания своего курса, является продвиженцем и катализатором нововведений в сфере информационно-коммуникационных технологий и их использования в преподавании других предметов в школе. Помогает мне в организации урока использование образовательных технологий и новые подходы в обучении, такие как развитие критического мышления, проектная деятельность в обучении.
Несмотря на то, что компьютер сейчас есть в каждой семье и практически у каждого ребенка, не многие ученики готовы самостоятельно осваивать программу или компьютерную технологию. Моя задача - направить детей на разумное, полезное использование устройства 21 века. Современных детей не нужно учить азам компьютерных технологий. Но какую огромную радость я наблюдаю у ребят, когда они самостоятельно создают простые программы со своим сюжетом и своими придуманными героями! А старшеклассники, видя на экране разноцветные диаграммы, гордятся своими творениями! Такие моменты в своей работе я очень ценю, получаю огромное удовлетворение. Мы живем в информационном мире, и так важно научить детей владеть этой информацией. На уроках я мотивирую детей к активному самостоятельному размышлению, анализу, поиску правильного решения. Для меня важно, чтобы ребенок научился быть ответственным за решение своих, пока еще учебных задач.
Предмет «Информатика» интересен детям. Мои ученики каждый учебный год принимают участие в различных конкурсах, олимпиадах, научно-практической конференции на муниципальном, региональном, международных уровнях. Всегда находятся ребята, желающие заняться научно-исследовательской и проектной деятельностью. Сама подготовка к таким мероприятиям и участие в них - огромный стимул саморазвития не только для ребенка, но и для меня.
В начале своего профессионального пути я работала в основном со старшеклассниками, сегодня обучаю информатике детей со второго по одиннадцатый класс. А это почти 300 человек. Поэтому вероятность возникновения проблем различного характера достаточно высока: межличностные отношения, нежелание учиться.... Я набираюсь терпения и стараюсь разобраться в корне проблемы. А еще есть у меня профессиональный секрет – моя улыбка и здоровое чувство юмора. Еще Экзюпери сказал, что «улыбка - рабочий инструмент учителя».
Очень часто корни проблем растут из семьи. Взаимодействие с родителями – особая часть моей работы. Мне, наверное, везет, и в большинстве случаев родители – мои помощники. И в личной беседе, и на коллективном собрании вместе с мамами и папами нахожу причины возникшей проблемы, анализирую ситуацию и обязательно нахожу выход. Растить и воспитывать ребенка в очень непростых условиях жизни (небольшая зарплата, отсутствие социальных гарантий и многие другие) задача сложная, ответственная. Порой приходиться убеждать родителей, что они главные воспитатели своего ребенка.
Российское образование переживает большие изменения. Вводятся инновации, новые стандарты, ЕГЭ, ОГЭ. К сожалению, этот процесс сопровождается кипой бумаг со всевозможной отчетностью, на которую учитель тратит драгоценное время, которое он должен, обязан, призван посвятить и подарить детям. Ориентировано современное образование в основном на теоретические знания, а не на практические навыки. А если рассматривать навыки в сфере информационных технологий, то можно с уверенностью сказать, что они через каждые 3-5 лет становятся совершенно другими и не пригодятся выпускнику школы. Я думаю, чтобы образование оставалось актуальным, необходимо давать не только теоретические и практические знания, но также и формировать мотивацию на самостоятельное обучение и решение проблем. Не менее важен процесс духовного воспитания современных школьников. По мнению Соловцовой И.А, этот процесс организуется на интуитивной основе, методом «проб» и «ошибок». Практическое решение задач духовного воспитания опирается на понимание его как процесса, имеющего диалогическую природу и устремленного к абсолютным ценностям, как восхождение к Культуре, в которой ценности находят свое отражение, проявление и материальное воплощение; как восхождение к Себе; как восхождение к Другому.
Мне близки слова известного российского педагога, публициста, философа Соловейчика Симона Львовича о предназначении высокой и благородной профессии: «Учитель - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель - не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания - не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми в улучшении общей жизни...».
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ №12» имени Семенова В. Н.
Учитель информатики и ИКТ
Заворотных Ольга Владимировна
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
«Использование ЭОР на уроках информатики»
Пояснительная записка.
В современном мире трудно представить себе жизнь без информационных технологий. Сейчас, в двадцать первом веке, именно информационные технологии являются определяющими как в жизни отдельно взятого человека, так и всего общества. Информационные технологии изменили не только наше представление о мире, но и меняют наше мышление, расширили естественные человеческие способности в процессе решения проблем, связанных со знанием, обучением. Цели современного образования формируются новыми образовательными запросами общества, семьи и государства, широким внедрением ИКТ-технологий во все сферы жизни.
Использование информационных и коммуникационных технологий в системе образования изменяет дидактические средства, методы и формы обучения, влияет на педагогические технологии. Что же дает нам ИКТ для решения основных дидактических подходов?
Это интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность и новый уровень производительности (А. В. Осин). По оценкам голландского Института «Евролингвист» большинство людей запоминают 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40 – 50 %.
Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях: во время проведения урока; в проектной деятельности, при создании материалов к урокам; при выступлении на собраниях, педсоветах и т. п.; в процессе создания и передачи общешкольной информации; в процессе научной деятельности; при обмене опытом как внутри школы, так и между школами.
Для учащегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях: для более глубокого восприятия учебного материала; в проектной, презентационной деятельности; при создании мультимедийных сочинений; в локальной и глобальной сети. (Сайков Б. П., Энциклопедия учителя информатики)
Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках дает возможность: повышать у учащихся интерес к предмету; облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу на компьютере; подготовить к самостоятельному усвоению дисциплин; выявлять и развивать способности; овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности; интеллектуально развивать учащихся.
Возможности современных информационных технологий обучения позволяют учителю существенно интенсифицировать процесс овладения учеником учебной информацией, передав компьютеру роль транслятора учебного материала и беспристрастного экзаменатора, максимально высвободив при этом время на уроке.
Одной из форм использования компьютера во внеклассной работе является создание презентаций, докладов, учебных программ самими обучаемыми. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих. В этом случае компьютер выступает как инструмент творчества, но одновременно идет процесс освоения, изучения богатых, часто скрытых возможностей компьютера.
Использование в преподавании учебных предметов мультимедийных продуктов, созданных самими учащимися, способствует: развитию интереса к изучаемому предмету; стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, при работе с литературой, во внеклассной работе; формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем, совершенствованию этики общения и письменной речи учащихся; обеспечивает объективный контроль знаний, качество усвоения материала учащимися.
Внедрение ИКТ в обучение при неразумном их использовании может отрицательно влиять на психику и здоровье учащихся. Немецкий ученый Х. Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения: опасность подавления межличностного общения, усиление социального неравенства, опасность снижения роли устной и письменной речи, ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод; отсутствие прямого исследования действительности, пассивность усвоения информации, опасность снижения социализации человека.
Учитывая достоинства и недостатки применения ИКТ в образовании, в своей педагогической практике я активно использую новые технологии – ЭОР.
ЭОР - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы (электронные приложения), необходимые для организации учебного процесса. Электронные ОР включают в себя цифровые ОР.
ЦОР - образовательный ресурс представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, направленный на достижение дидактической цели или на решение определенных учебных задач.[1]
В настоящее время в учебном процессе широко применяются следующие категории ЭОР: 1) специально разработанные электронные приложения, входящие в состав УМК по изучаемому предмету; 2) «методически адаптированные» к фрагментарному применению на уроках электронные учебники, репетиторы, энциклопедии и другие электронные издания; 3) размещенные на федеральных порталах информационные источники и информационные инструменты, специально разработанных для поддержки учебного процесса по информатике и снабженные методическими рекомендациями, в которых отражены цели их использования и решаемые дидактические задачи.
В процессе подготовки к уроку использую ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/), сетевые компьютерные практикумы по курсу «Информатика» (http://webpractice.cm.ru), демонстрационные варианты тестов ЕГЭ и ГИА on-line (http://www.edu.ru/moodle/), а также открытый сегмент ФБТЗ по информатике (http://www.fipi.ru/view/sections/160/docs/). На своих уроках в системе использую интерактивные ресурсы к учебникам 5 - 8 класса УМК Л. Л. Босовой, автор Антонов А.М., электронное приложение к УМК Информатика и ИКТ 2-4 классы, Матвеева Н.В. Во внеурочной деятельности некоторые конкурсы по информатике проводятся в электронном формате, такие как «Бобер», «КИО». При подготовки учащихся к итоговой аттестации использую ЦОР http://kpolyakov.spb.ru.
Как учитель может использовать имеющиеся готовые программные продукты по информатике, организовать работу с электронными учебными модулями на уроке?
Если на уроках введения новых знаний логично использовать информационные модули, различные демонстрации к теме, то на уроках закрепления и обобщения актуально сочетание различных средств, нацеленных на формирование и отработку практических умений. Роль учителя здесь заключается, главным образом, в сопровождении и поддержке деятельности обучающегося. Исходя из целей урока и имеющихся средств, я выбираю форму работы, наиболее отвечающую потребностям данного занятия. Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть возрастные и психологические особенности каждого ученика. Определяю оптимальную для каждого учащегося совокупность ЭОР в соответствии с результатами диагностики: уровнем подготовки по предмету, индивидуальными образовательными потребностями, темпом усвоения учебного материала. Фронтальная форма учебной работы позволяет обеспечивать одновременное руководство всеми учащимися, активно управлять восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками класса. При использовании коллективной формы работы класс делится на временные группы для совместного решения определённой задачи. Ученикам предлагаю обсудить задачу, наметить путь решения, подойти к решению и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма организации учебной деятельности позволяет сформировать у учащихся навыки коллективного труда, навыки взаимоконтроля и самоконтроля, а также умение действовать в различных жизненных ситуациях. Наибольшего эффекта обучения можно достичь, если грамотно сочетать на уроке закрепления и обобщения разные формы работы с учащимися, включать различные средства из коллекций ЭОР, оптимально подходящие к выбранным формам работы.
На уроках стараюсь разумно распределить время между разными видами деятельности учащихся, чередуя индивидуальные занятия за ПК и совместную работу с использованием экрана и проектора. Чередую индивидуальную и групповую формы организации работы с учениками. На этапе актуализации знаний я демонстрирую вопросы последовательно, например, на слайдах презентации. Презентацию создаю сама, либо использую один из учебных модулей по данной теме. Работа может проводиться фронтально с демонстрацией на экране, либо учащиеся индивидуально выполняют задания из практического модуля, после чего результаты совместно обсуждаются. Другой способ «включить» учащихся в осознанную учебную деятельность, постановки и понимания ими проблемы использовать какой-либо видеоресурс. Учащиеся наблюдают, участвуя в его обсуждении, направляемые мною с помощью наводящих вопросов, самостоятельно формулируют основную тему и проблему занятия. На этапе передачи-усвоения новых знаний класс приступает к основной части урока, когда вводится новый материал. При использовании ЭОР существенно меняется технология объяснения: я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами; предлагаю учащимся самим освоить новый материал, после чего происходит совместное обсуждение; в этом мой роль – организовать дискуссию, обсуждение проблемных и спорных вопросов на уроке. Усвоение знаний, формирование тех или иных умений и навыков опирается на применение системы заданий. После выполнения учащимися заданий на воспроизведение усвоенного материала предлагаю упражнения на выработку умений по применению знаний в практической деятельности, а также упражнения творческого типа, требующие самостоятельного применения имеющихся знаний в поисковой деятельности. Для закрепления изученного материала содержащего много новых терминов предлагаю следующие задания: составить схему, создать презентацию, в которой ученики должны обеспечить переход по гиперссылкам, делю класс на команды и каждой из них предложить «аукцион идей», представить свою модель изучаемого объекта, защитить такую идею, раскрыть преимущества, сформулировать области применения, технические характеристики, составить ориентировочные прайс-листы, разработать свою рекламу (для работы использовать иллюстративный материал, справочные сведения и т.д. из ЭОР). На следующем этапе урока – контроле знаний – использование компьютерных тестовых заданий оправдано и помогает мне эффективно и быстро выявить уровень усвоенных знаний учащихся. Уровень заданий можно подбирать индивидуально, благодаря наличию вариативов. Этап подведения итогов урока также может сопровождаться наглядной демонстрацией основных выводов по уроку с помощью ЭОР. Например, слайдов, на которых в виде схемы представлены основные понятия урока/темы и их взаимосвязи. Завершается урок, как правило, объяснением домашнего задания. Вариантов выдачи домашнего задания тоже может быть несколько: начиная с бумажного раздаточного материала (карточки, бланки и т.п.) и заканчивая электронным файлом.
Планируя форму проведения урока, его структуру, определяя содержание и последовательность приёмов обучения, учитываю уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся и их психолого-педагогические особенности. Использование ЭОР, при изучении элементов содержания позволяет значительно сократить затраты времени по сравнению с устным изложением материала. Работая с ЭОР, каждый из учащихся воспринимает и усваивает материал в том темпе, который ему близок, и при этом не задерживает других учащихся класса, что обеспечивает дифференцированный подход к обучению. Моя роль в случае организации работы с электронным ресурсом состоит в грамотной подготовке учащихся к этой работе: необходимо поставить цель урока, предложить учащимся план осуществления учебной деятельности, отследить результаты работы, организовать совместные обсуждения и/или дискуссии. При подготовке конспекта урока необходимо четко указывать виды и способы использования ЭОР, время на работу с ЭОР, варианты взаимодействия с учащимися, способы ведения учета и анализа результатов работы учащихся, а также учитывать запасной вариант проведения урока.
В результате использования ЭОР мои ученики достигают высоких результатов:
- на научно-практической конференции «Шаг в будущее, юниор!», конкурсах по информационным технологиям муниципального уровня мои ученики являются победителями и призерами, участниками на региональном уровне.
- на дистанционных конкурсах, такие как «КИТ», «Инфознайка», «Бобер», «Олимпус» показывают достойные результаты, на различных уровнях: региональном уровне, российском, международном.
- Высокий уровень сформированности ИКТ-компетентности подтверждается следующими результатами: качество знаний по информатике и ИКТ стабильно на уровне от 70 до 73%.
Список литературы
- Академия Ай-ти, лекции «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе. Информатика»,http://eor.it.ru
- Лапина Н.А. «Роль ЭОР в реализации требований ФГОС», http:// infourok.ru/rol_eor_v_realizacii_trebovaniy_fgos
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Информационные образовательные технологии это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства для дости - жения педагогических целей. Г.К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий»
Педагогические цели использования ИТ заключаются в следующем Развитие личности обучающегося Реализация социального заказа
Направления использования ИКТ
Что дает ИКТ для решения основных дидактических подходов? Эффект для учителя во время проведения урока; в проектной деятельности, при создании материалов к урокам; при выступлении на собраниях, педсоветах и т. п.; в процессе создания и передачи общешкольной информации; в процессе научной деятельности; при обмене опытом как внутри школы, так и между школами. Эффект для ученика для более глубокого восприятия учебного материала; в проектной деятельности; при создании мультимедийных сочинений; в презентационной деятельности; в локальной и глобальной сети.
Возможности ИКТ на уроках повышать у учащихся интерес к предмету; облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу на компьютере; подготовить к самостоятельному усвоению дисциплин; выявлять и развивать способности; овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности; интеллектуально развивать учащихся.
Что такое ЦОР, ЭОР ЭОР - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы(электронные приложения), необходимые для организации учебного процесса. Электронные ОР включают в себя цифровые ОР ЦОР - образовательный ресурс представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, направленный на достижение дидактической цели или на решение определенных учебных задач.
Типы ЭОР по информатике и ИКТ
Использование ресурсов для подготовки к уроку Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( http://school-collection.edu.ru/ ) Федеральный центраинформационно-образовательных ресурсов,( http://fcior.edu.ru / ), С етевые компьютерные практикумы по курсу «Информатика» ( http://webpractice.cm.ru ), Д емонстрационные варианты тестов ЕГЭ и ГИА on-line ( http://www.edu.ru/moodle/ ), а также открытый сегмент ФБТЗ по информатике ( http://www.fipi.ru/view/sections/160/docs/ ).
Наиболее часто используемый мною ЦОР Издательства Бином «Лаборатория знаний»
Ресурс представляет собой комплекс презентаций, тренировочных и тестовых заданий, необходимых для изучения предмета «Информатика и ИКТ» по УМК Л. Л. Босовой . На сайте представлены Windows-версия, Linux-версия и интернет версия. Интерактивные ресурсы к учебникам 5 - 8 класса УМК Л. Л. Босовой , автор Антонов А.М.
Урок в 5 классе по теме «Метод координат» I. Актуализация знаний с опорой на опыт учащихся и использование героев из любимого детьми мультфильма « Смешарики » II . Объяснение нового материала с использованием интерактивности III . Рефлексия новых знаний с опорой на краткий конспект Продолжение
IV . Выполнение задания на закрепление изученного материала, с немедленной реакцией ресурса на действие ученика: сделал правильно, «Молодец! Правильно!», если ошибся, выводится сообщение «Подумай!». Правильное выполнение задания закрепляется интересным фактом из различных областей знания, что позволяет запомнить наработанные навыки на уроке. V . Контроль полученных знаний на уроке в виде теста с выбором правильных ответов. Результат в виде количества верных ответов.
Электронное приложение к УМК Матвеевой Н.В. параллель Содержание электронного приложения к УМК Информатика и ИКТ 2-4 классы, Матвеева Н.В. и др. 2-4 классы Электронные приложения подготовлены с целью возможности "оживления" уроков по Информатике и ИКТ с помощью флэш-анимации . Возможно использование приложений с интерактивной доской. Материал приложений соотвествует главам и параграфам учебников. В каждом разделе анимированы 3 блока "понять", "знать", "уметь". Приложения содержат материалы для организации самостоятельной работы учащихся. В состав приложений включены также предусмотренные УТП варианты контрольных работ. Скачанное электронное приложение нужно распокавать в отдельную папку и запустить файл start.html
Последовательность работы с ЦОР для 2 - 4 классов Начальная страница Навигация по учебнику Содержание урока Сжатое объяснение основного материала Самопроверка Интерактивные задания
Пример технологической карты урока Этап урока Деятельность ученика Деятельность учителя Содержание Введение нового материала Воспринимают информацию, сообщаемую учителем Объясняет новый материал, используя материалы ЭОР как основу для презентации Модули И-типа , П-типа Формулирование вопросов учащимися Задают вопросы учителю Отвечает на вопросы учащихся Вопросы учеников Ответы учащихся на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя Задает вопросы учащимся Вопросы учителя Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию Определяет ЭОР П-типа , предъявляет их в виде презентации (при наличии вариативных ЭОР, возможно, определяет их индивидуально для каждого учащегося, в этом случае необходима организация деятельности за компьютером (различные возможные варианты)) Задания учителя или модули П-типа , или ЭОР, включающие решение простейших задач
Этап урока Деятельность ученика Деятельность учителя Содержание Выполнение заданий учащимися Выполняют задание Анализирует результаты выполнения учащимися заданий Задания учителя или модули П-типа Формулирование контрольного вопроса или задания Знакомятся с заданием Определяет ЭОР К-типа, предъявляет их в виде презентации (при наличии вариативных ЭОР, возможно, определяет их индивидуально для каждого учащегося, в этом случае необходима организация деятельности за компьютером (различные возможные варианты ) Контрольное задание (модули К-типа, или например, тесты) Выполнение учащимися контрольного задания Выполняют задание Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность Контрольное задание (модули К-типа, или тесты) Формулирование выводов урока Фиксируют выводы Формулирует выводы Выводы по уроку Пояснение: И - информационный, П - практика, К - контрольный
Использование ЦОР во внеклассной работе При подготовке к ЕГЭ, ОГЭ - использую методические материалы и программное обеспечение с сетевого ресурса kpolyakov.spb.ru Дистанционные конкурсы международного уровня «Бобер», «КИО»
Результаты за 2010-2016 гг. Мои ученики являются победителями и призерами, участниками на региональном уровне в научно-практических конференциях «Шаг в будущее, юниор!» , конкурсах по информационным технологиям муниципального уровня такие как «Информационные технологии», «Художник Linux », «Программируем в Scratch » На дистанционных конкурсах, такие как «КИТ», « Инфознайка », «Бобер», « Олимпус » мои ученики показывают достойные результаты на различных уровнях: региональном, российском, международном. Высокий уровень сформированности ИКТ-компетентности подтверждается следующими результатами: качество знаний по информатике и ИКТ стабильно на уровне от 70 до 73%.
Год Уровень Деятельность Участники Результат 2011 Муници пальный НПК «Шаг в будущее, Юниор!» тема «Интернет-зависимость подростков 11-13 лет» Кулакова Полина , 8 кл ., МБОУ СОШ №9 Диплом I степени 2012 Региональный НПК «Шаг в будущее, Юниор!» тема «Интернет-зависимость подростков 11-13 лет» Кулакова Полина , 8 кл ., МБОУ СОШ №9 Сертификат участника 2010 Муници пальный Конкурс «художник Paint » Скок Александр, Малышев Данил , 5 кл . МБОУ СОШ №9 II место 2012 Муници пальный НПК «Шаг в будущее, Юниор!», тема «Операционные системы - вчера, сегодня, завтра» Смирнов Павел, 6 кл ., МБОУ СОШ №12 III место 2012 Муници пальный Конкурс «художник Linux ». Самусова Саша 5 кл ., Ахмедчин Руслан 6 кл ., Дербин Андрей 7 кл . МБОУ СОШ №12 II место 2013 Муници пальный НПК «Шаг в будущее, Юниор!», тема «Тайны пиьма » Дербин Андрей 7 кл . МБОУ СОШ №12 II место 2013 Муници пальный НПК «Шаг в будущее, Юниор!», тема «Веселые клавиши» Повилайтис Мария 5 кл . МБОУ СОШ №12 сертификат 2014 Муници пальный Конкурс «Программируем в Scratch » Лубина Юля 8 кл ., МБОУ СОШ №12 II место 2014 Муници пальный Конкурс «Художник Linux » Самусова Александра7 кл , МБОУ СОШ №12 I место 2014 Международный Конкурс « Инфознайка » Кузь Виталя 2 кл . МБОУ СОШ №12 Диплом II ст.. 2014 Федераль ный Конкурс «КИТ » Попов Роман 7 кл . МБОУ СОШ №12 Диплом III ст. 2015 Муници пальный НПК «Шаг в будущее, Юниор!», тема «Что нам стоит сайт построить» Повилайтис Мария 7 кл . МБОУ СОШ №12 Диплом II ст. 2016 Международный Конкурс « Инфознайка » Большешапов Егор 2кл . МБОУ СОШ №12 Диплом I ст. 2016 Муници пальный Конкурс «Информационные технологии» Смирнов Павел 9 кл . МБОУ СОШ №12 II место 2016 Муници пальный Конкурс «Информационные технологии» Самусова Александра 8 кл . МБОУ СОШ №12 III место 2016 Муници пальный Конкурс «Информационные технологии» Самусова Саша 8 кл . МБОУ СОШ №12 III место 2016 Муници пальный НПК «Шаг в будущее, Юниор!», тема «От песка до микропроцессора» Теплюк Лия 5 кл . МБОУ СОШ №12 III место 2017 Международный Конкурс «Бобер» Кузь Виталя 5 к л . МБОУ СОШ №12 Отличный рез-т , более 90 б. из 100 2017 Федераль ный Конкурс «КИТ » Подалось Даша 5 кл . МБОУ СОШ №12 II место в районе, 97% из 100%