Материал для мини-лекций или бесед с учащимися «Все жанры хороши, кроме скучного»…
– это в переводе с французского «Tous les genres sont bons, hors le genre ennuyeux». Из предисловия к пьесе «Блудный сын» Вольтера, писателя, философа, деятеля эпохи Просвещения: «Существует множество очень хороших пьес, где царствует одна лишь веселость; иные совсем серьезны, иные смешны, иные трогают до слез. Не следует исключать ни один жанр». И далее следуют известные слова, вынесенные мной в заголовок этой главы. Давайте разберемся, что такое жанр в журналистике и какому отдать предпочтение в том или ином случае, считая приведенный выше афоризм аксиомой и для нашей сферы деятельности тоже. Жанр – это исторически сложившаяся форма журналистского произведения, обладающая определенными устойчивыми признаками. Научная теория журналистики не имеет единого решения классификации жанров – на этот счет есть персональные мнения. Однако в 80-ые годы прошлого столетия большинство теоретиков советской, а позже и российской журналистики стали придерживаться и придерживаются деления жанров на три основные группы: информационные, аналитические и художественнопублицистические. Такую классификацию принято называть традиционной. Сегодня есть мнение, что она устарела. Теоретики нового поколения группируют жанры, ориентируясь, например, на способы сбора и обработки информации: «репортерская журналистика», «расследовательская журналистика», «комментирующая журналистика». Или по тематическому принципу: «политическая журналистика», «спортивная журналистика», «женская журналистика», «журналистика для детей», «экологическая журналистика» и так далее. Или по принципу отображения – на «авторскую», «новостную» «аналитическую». Есть и другие предложения классификации. Мне все-таки ближе традиционная, поскольку заложенная в ней системность при осознанных акцентах внимания хоть юного, хоть начинающего профессионального журналиста, помогает скорее выйти на «правильный», качественный продукт – материал, готовый к публикации. Итак, за основу берем классификацию классическую. В переводе с французского «жанр» означает «род» или «вид», то есть речь идет о произведениях, принадлежащих к одной схеме построения текста. Повторюсь, выделяются три типа жанров журналистики: информационный, аналитический и художественно-публицистический. Информационный опирается, прежде всего, на факт. Факты в этом случае важнее размышлений над ними, хотя какая-то часть анализа и в информационных жанрах журналистики, безусловно, присутствует – важно процентное соотношение. Примером информационных жанров журналистики могут служить: заметка, отчет, репортаж. Эти жанры объединяет между собой событийный повод для выступления. Они, как правило, апеллируют простой, первичной информацией и идут по горячим следам события. Поэтому главная их цель – оперативно сообщить о факте, событии, явлении. В числе определяющих признаков информационных жанров, прежде всего, выделяется новизна. Вольтер
ГЛАВА 2. ЖАНРЫ. ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ Аналитические жанры отражают изучение и анализ фактов, содержат обобщения и выводы. Это статья, корреспонденция, версия, комментарий, открытое письмо, обзор, рецензия. Названные жанры объединяет глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании этих материалов журналист проводит анализ-синтез социальной действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, главное от второстепенного, а затем делает выводы, обобщения, дает рекомендации. В жанрах художественно-публицистической направленности доминирует авторское начало. Публицистические произведения – результат осмысления журналистом определенных событий или размышлений над судьбами реально существующих или существовавших людей. К художественно-публицистическим жанрам относятся: зарисовка, исповедь, очерк, фельетон, памфлет и др. Этой группе произведений свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умение подняться над явлением, над фактом. Таким образом, мы можем сказать, что информационные материалы – констатируют, аналитические – осмысливают и обобщают, художественно-публицистические – типизируют реально-документальную действительность. И только один жанр журналистики, он же метод сбора информации, стоит обособленно. Это интервью. Поэтому начнем изучение жанров с интервью. Интервью Само слово «интервью» в переводе с английского языка означает «беседа». Обратимся к семантике слова «интервью». Оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого – взгляд, мнение. Стало быть, интервью — обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями. Интервью – это разновидность беседы, при котором есть две стороны интервьюер и интервьюируемый (респондент), беседа проходит по определенному плану, решает определенные, заранее поставленные, задачи. В зависимости от его содержания, конкретики, интервью можно отнести к первой, второй или третьей группе жанров. Информационное интервью – это интервью по следам каких-либо событий, очевидцем или участником которых был интервьюируемый. Аналитическое интервью – интервью-рассуждение, интервью-осмысление каких-либо событий с компетентным лицом. В этом случае респондент может не быть свидетелем событий, вокруг которых ведется разговор, но должен знать предметно-следственные связи его породившие. Интервьюируемым здесь выступает специалист, способный прокомментировать то или иное событие, явление. Интервью такого рода должно быть злободневным, отличаться целеустремлённостью, деловитостью. Оно даже может играть роль официального политического документа, если, например, его даёт журналисту крупный политический деятель, глава правительства, президент. Явный оттенок публицистичности имеет портретное интервью или юбилейное. Сбор такого интервью может привести к созданию очерка о респонденте. Разновидностями интервью являются: • круглый стол • интервью-диалог (журналист и два собеседника) • пресс-конференция (много журналистов и один респондент)
УЧИМСЯ ЖУРНАЛИСТИКЕ • брифинг (мини-конференция по одному очень важному вопросу, брифинг проводится непосредственно по следам какого-то значимого события, мероприятия, завершившегося принятием решения. Выделяют еще один вид интервью – блиц-интервью. Буквально «блиц» – лампа для мгновенной сильной вспышки при фотографировании. Блиц (от немецкого Blitz — молния; молниеносный) Блиц - начальная часть сложных слов, вносящая значение очень быстрый, проводимый за короткое время. Интервью предусматривает большую степень готовности корреспондента к беседе, знание темы, умение психологически точно строить последовательность диалога для максимального раскрытия темы. В отличии от беседы, интервьюер в этом жанре внешне играет вспомогательную функцию, т.е. он лишь проводник, который позволяет узнать информацию. Чем меньше интервьюера в кадре и на странице, тем лучше. Умение правильно и эффективно вести интервью основано на большом комплексе психологических и логических факторов. Информационные жанры ЗаметкаЗ аметка – давний, простейший и самый распространенный информационный жанр журналистики. Например, в петровские времена он, практически, господствовал в российской газете. В настоящее время сложилась определенная традиция подачи заметок компактными блоками, объединенными общей рубрикой. Например, спортивная хроника или новости культуры, науки и так далее. Заметка содержит новость, отраженную в конкретном актуальном факте общественной жизни, и пишется по горячим следам. Это может быть как хроника сигнального типа, за которой последуют репортажи или развернутые аналитические материалы, так и самодостаточное сообщение, не претендующее на дальнейший его разворот ввиду полного удовлетворения читательского интереса. Иногда возникает необходимость расширить новость сигнального типа, не выходя за рамки жанра заметки. Так случается, если новость обрастает какими-то уточняющими подробностями. Тогда журналист привлекает вспомогательный материал, например, статистику и ссылку на источник информации. Задача журналиста – представить новость «ударной» и понятной. Две основные черты этого жанра – высокая оперативность и краткость изложения. Главные вопросы, на которые дает ответ журналист, пишущий заметку, это: «что?» «где?» «когда?», четко сбалансировав сенсационность с тем, что может помочь ориентации в социуме. Поскольку в заметке нет анализа, давать ответа на вопрос «почему?» не требуется. Репортаж Репортаж – это жанр журналистики, удобный для подачи сообщений, информационным поводом к которым является событие, происходящее на глазах корреспондента и делающее его, зачастую, не только очевидцем, но и участником. Репортаж – это новость в движении. Точнее сказать, своего рода история события. Термин «репортаж» идет от французского «reportage», английского «report» и восходит к латинскому «reportare», означающему «передавать», «сообщать». Как понятие в журналистику активно вводится в первой половине ХIХ века, но приемы репортажного жанра можно усмотреть еще в период пражурналистики и даже в Книге бытия – предисловии к Библии. В этом жанре, практически, описаны события Всемирного потопа. В культуре азиатских народов вполне репортажными можно считать выступления акынов – сказителей, пере
ГЛАВА 2. ЖАНРЫ. ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
дающих соплеменникам информацию о знаковых событиях, на которых они специально присутствовали на предмет… «сбора материала». В российской журналистике репортером выступил сам Петр Великий, когда по следам Полтавской битвы (материал датирован 27 июня 1709 года, днем этого победоносного для русских сражения) рассказал о ней в одном из номеров «Ведомостей». Мастером криминального репортажа, несомненно, следует считать Владимира Гиляровского с его наиболее ярким повествованием о происшествии на Ходынском поле в день коронации Николая II. Официально репортажем первоначально именовали публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, политических форумов и парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода материалы стали называться отчетами. А репортажами – ярко выписанные публикации, в которых наглядность передается с помощью очевидной динамики сюжета и непременного авторского «я». Главный элемент такого произведения – отображение события в том виде, в каком оно происходило в реальности. Однако далеко не всегда следует пересказывать все подробно, надо «обрисовать» самое яркое, а фактически состоявшееся можно просто перечислить через запятую. Прежде всего, читателю необходимо наглядно передать специфические ощущения от события. Эмоциональный накал достигается с помощью особого репортажного языка. Отсюда и экспрессивная лексика, динамизм глагольных форм, яркие образы метафор. Следует выбирать глаголы, в которых видна активность действия. Например, можно сказать: «первой задание выполнила ТАКАЯ-ТО команда», а можно, например, так – «вырвалась вперед ТАКАЯ-ТО команда» или «удачно стартовала…» Репортажный стиль – стремительный и легкий. Хорошо использовать в репортаже прямую речь или диалог героев. Прямая речь привносит в описание события яркость и Всемирный потоп (Микеланджело)
Полтавская баталия (Л. Кристинек)
Акын (А. Бегалин)
Ходынка (В. Маковский)
УЧИМСЯ ЖУРНАЛИСТИКЕ непосредственность. В лексике репортера могут использоваться разговорные и просторечные слова, которые в данном случае оправданы и оживляют газетную речь. Поэтому их применение возможно не только в прямой речи героев, но и в словах автора для придания тексту должной непринужденности и простоты. Жанр репортажа используется в различных СМИ и является наиболее успешным, поскольку может не только информировать читателя-слушателя-зрителя, но и развлекать или же воодушевлять, побуждать к ответным действиям. В зависимости от вида СМИ, для которого предназначен репортаж, способы его подачи имеют определенные специфические особенности: в прессе репортаж может быть как событийным, так и тематическим – рассказывающим о событиях, объединенных одной темой, но случившихся в разные временные периоды; на радио репортер всегда придерживается хронологии происходящего; на ТВ прямой репортаж может переходить в комментирование основных этапов его сюжета. Но в любом случае репортаж от начала до конца пронизан авторским «я», – личностное восприятие позволяет передать все оттенки события, чтобы возник «эффект присутствия». Разновидность репортажа – фоторепортаж. Создать хороший фоторепортаж – большое искусство. Для фоторепортажа нужно иметь от 5 до 12 выразительных, динамичных, фотографий. Цветных или черно-белых. Возможен смешанный вариант. Все зависит от замысла автора. Расположение фотографий должно быть продиктовано сюжетом и драматургией, предполагающих начало, развитие, кульминацию и финал какого-либо события. Репортерский текст (от первого лица и со свойственным ему стилем) должен не аннотировать, не иллюстрировать череду фотографий, повествующих о событии, а добавлять, развивать, личностно комментировать действие или явление. Текст должен быть кратким, емким, образным. Он сравним с «языком» плаката. Фоторепортаж, также как любое журналистское произведение, должен иметь заголовок, а в качестве рубрики можно использовать указание самого жанра – «Фоторепортаж». Отчёт Отчет – это развернутое сообщение о событии, на котором происходит большой обмен информацией. Элементы этого жанра можно усмотреть в римских «прагазетах» (деревянных дощечках и рукописных свитков с них) времен Юлия Цезаря, распорядившегося в обязательном порядке распространять отчеты о заседаниях сената и донесений полководцев о ходе военных действий. Подобно тому этот жанр используется в журналистике до сих пор. Он уместен для подачи материалов различных форумов – конференций, семинаров, собраний. Для этого информационного жанра характерна предельная документальность и даже некая сухость слога. Непререкаемое требование к журналисту, пишущему отчет, – точная передача главной мысли докладчиков, смысл выступлений: названа тема, приведены раскрывающие ее аргументы, даны отдельные цитаты и ответные реплики. Можно использовать как прямую речь, так и косвенную. А в качестве небольшого комментария указать реакцию зала на конкретные выступления. Собирая материал, надо заручиться просмотром самих текстов докладов, программой, составленной организаторами, где будет точно назван статус каждого докладчика, и указать его в тексте. Юлий Цезарь
ГЛАВА 2. ЖАНРЫ. ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ Отчет бывает двух видов: прямой и тематический. Первый воспроизводит событие в хронологическом порядке, второй – дает автору материала право нарушить хронологию и вычленить сообщения, связанные одной, чаще, главной темой форума. Или несколькими его направлениями. Рассказ об этих выступлениях компонуется вне зависимости от их очередности на форуме. Оба вида отчета (но второй в большей степени) можно дополнить послесловием аналитического характера, привлекая дополнительные сведения, факты, статистику и мнения. В качестве лида в отчете используется лид-официоз. Аналитические жанры КомментарийВ переводе с латинского (commentarius) комментарий обозначает «толкование», «объяснение». Этот жанр последнее время активно используется журналистами, как оперативная реакция на то или иное важное событие общественной жизни. Прежде всего, журналист описывает событие, подлежащее комментированию, с позиции актуальности, приводит фактическую основу случившегося. Затем автор выражает к нему свое отношение, то есть: проводит параллели с подобными явлениями, сообщает убедительные аргументы в подкрепление своего мнения и, зачастую, делает прогноз на дальнейшее развитие событий. Правда, это прогноз… в первом приближении к истине: главная задача продвинуть вперед анализ событий, добавив свою точку зрения, свое мнение к другим. Создавая комментарий, журналист, прежде всего, стремится направить внимание аудитории на важные новые факты и показать их причинно-следственные связи. В этом отличительная черта данного жанра. Комментариям может придаваться различная стилевая окраска, вплоть до юмористической или сатирической. Все зависит от уместности и намерениях журналиста в силе воздействия. Смысл комментария в разъяснении, в толковании мотива произошедшего явления, ситуации, выступления, поэтому позиция автора должна быть предельно открытой, очевидной. Чтобы создать всеобъемлющий комментарий, надо ответить на следующие вопросы: «что случилось?», «почему», «кто является активным участником событий?», «при каких обстоятельствах они произошли?», «кому это выгодно?», «как будут развиваться события дальше?» и «что делать?». Вывод, предлагаемый в итоге рассуждений, должен быть недвусмысленным и по возможности кратким. Важно уточнить, что комментарий, как и интервью, может быть не только жанром, но и методом журналистики. В этом качестве он применяется во всех формах публикаций. Обозрение Обозрение (ревю) – это один из распространенных аналитических жанров, в основе которого лежит осмысление событий, фактов, объединенных одним временным отрезком или тематикой. Во «взрослой» журналистике аспект обозрения обычно – политика, экономика, культура или сфера какой-то производственной деятельности. Используя определенные критерии отбора, журналист-обозреватель выстраивает разрозненные факты в некой последовательности, позволяющей подвести читателя-слушателязрителя, к оценке общей картины и делает прямые выводы. Обозрение в данном случае схоже с другим аналитическим жанром – комментарий. Но если первый только объясняет факты, то второй – проводит связь между ними. В журналистике, которой занимаются школьники, часто приходится писать материалы с предметных конференций или конкурсов проектов (например, молодежных социальных),
УЧИМСЯ ЖУРНАЛИСТИКЕ которые, зачастую, проходят системно, год за годом повторяясь, меняя лишь событийную привязку. Можно поручить юнкору сначала сделать отчет или комментарий, а во второй раз – обозрение с такого мероприятия. В определенном смысле это интересней, ведь здесь проявляется опыт журналиста-школьника, глубокое погружение в материал. Отметим, что этот жанр отличается использованием большого количества цитат из обозреваемых первоисточников. Ведь обзор должен обладать силой доказательности, развернутой аргументацией и убедительными доводами. Эта черта сближает обзор с рецензией, которую обычно пишут во время приемных экзаменов на факультете журналистики. Написание обзоров – еще одна ступень подготовки к вступительным испытаниям. Вот уже десять лет, как Дворец творчества «На Ленской» проводит ежегодный районный фестиваль «Наши звездочки» для воспитанников ОДОДов и по следам этого события делает тематический выпуск газеты. Каждый год к ней требуется передовая статья-обозрение, а иногда и обозрение отдельных номинаций – это сложная, но очень интересная и творческая работа с элементами критики и посылом в будущее. Ответственная работа, характеризующая деятельность коллективов, отдельных конкурсантов – школьников и их педагогов. Делаем вывод. Итак, обозреватель должен возбуждать интерес аудитории, рассказывая ей о событиях, процессах, происходящих в общественной жизни, определять их сущность, отстаивать передовые точки зрения и способствовать практическому решению проблемы. Рецензия Рецензия – это аналитический жанр журналистики, в основе которого отзыв о какомлибо произведении художественной литературы, искусства или науки. На это указывает и само слово «рецензия» («recensio»), в переводе с латинского обозначающее «оценка». Информационным поводом к написанию рецензии является создание продукта литературы или искусства – книги, пьесы, телепередачи, фильма, сериала, спектакля, игры. Все эти произведения отражают жизнь. Если выбранное журналистом произведение создано в реалистическом направлении искусства или литературы, то рецензия анализирует верность интерпретации фактического материала. Информируя о новом произведении и давая о нем рецензию, журналист пытается разобраться, насколько глубоко осмыслена автором действительность, находит плюсы или минусы в подаче материала (язык, стиль), высказывает свое мнение на степень оригинальности сюжета, правдивость образов и т.д. Учитывается социальная значимость, актуальность. Впрочем, эти же критерии оценки относятся и к произведениям в жанре фентези\фантастика, но рассматриваются с учетом придуманном автором мира. Для рецензента чрезвычайно важно активизировать у читателей мышление, заставить их думать. Мнение журналиста о рецензируемом произведении, безусловно, субъективно (хотя анализ подразумевает использование объективных факторов), но рецензент должен пытаться опираться (и в лучшем случае опирается) на общественный опыт, который в себе несет, и мнение рядовых читателей-слушателей-зрителей, ознакомившихся с предметом рецензирования первыми. Для большей объективности в СМИ, зачастую, даются одновременно несколько рецензий на одно и то же явление культуры или искусства. Польза от такой формы подачи рецензий в том, что читателю предоставляется возможность искать собственный подход к анализируемому произведению, сопоставляя разные суждения и мнения, и делать выводы. Ведь главное назначение рецензии — помочь читателю или зрителю глубже разобраться в вопросах, поднимаемых в произведениях искусства и оценить качество этих произведений.
ГЛАВА 2. ЖАНРЫ. ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ Статья У термина «статья» в журналистике два значения – аналитический жанр и любая публикация, независимо от жанра. Чем это объяснить? А вот чем: это слово пришло к нам из латыни и в переводе обозначает «часть целого». Поэтому в журналистской практике отдельный материал – часть всего текста газетного номера, тоже, зачастую, называют статьей. Сложный жанр статья вряд ли можно рекомендовать к применению в детском творчестве. Но чтобы при изучении адаптированного теоретического курса журналистики в юных головах в этой части не возникло путаницы, справочно следует дать определение и этому жанру. Статья – это жанр журналистики, в котором во главу угла поставлена актуальная социологическая проблема и дана по ней развернутая, обстоятельно аргументированная концепция автора. Наиболее распространенные виды статей: • проблемная. Рассматривает актуальные социальные, политические и идеологические проблемы. • полемическая. Появляется в ходе столкновения двух или нескольких точек зрения на решение конкретной проблемной ситуации. • пропагандистская. Раскрывает перспективы созидания при осуществлении тех или иных идей. • передовая. Редакционное или авторское выступление на злобу дня, по самому насущному вопросу современности. Зачастую публикуется в связи со знаменательными датами или происходящими в данный момент знаковыми событиями. Художественно-публицистические жанры ЗарисовкаЗ арисовка – журналистский жанр-описание, близкий литературному. В зарисовке ярко выражено авторское мнение. Фиксируется первое впечатление от реально увиденного, будь то поведение человека, состояние природы, документальная обстановка. Отбор диктуется личными переживаниями журналиста. Акцентируются внешние проявления событий, а живое, насыщенное чувствами описание помогает вскрыть суть того или иного наблюдения, несмотря на отсутствие сюжета. Виды зарисовок: • пейзажная • ассоциативная – это в основном цепь картин, за единичным описанием которых складывается целое, рождающее соответственный эмоциональный отклик у читателя. • портретная – французское слово «портрет» буквально обозначает «черта в черту». Об этом следует вспомнить, приступая к зарисовке данного вида – здесь будут важны говорящие детали и подробности. В самом названии жанра – зарисовка – содержится заявка подобно художнику изобразить некую часть действительности, запечатлеть, чтобы глазами автора читатель мог увидеть существо дела и сделать выводы. Василий Песков, корреспондент "Комсомольской правды", автор многих зарисовок (как текстовых, так и фото).
УЧИМСЯ ЖУРНАЛИСТИКЕ
Эссе Эссе как жанр в советской журналистике «официально» не классифицировался. На уроках литературы о нем тоже не говорили, видимо, для русской литературы не считая его «типичным», выделенным. Современные исследователи российской журналистики обращают внимание на усиление в последнее время тенденции к смешению и взаимопроникновению жанров. И даже называют такие жанры новыми. Среди них – жанр эссе. На самом деле эссе – давний жанр, в котором написаны произведения на философские, духовные, исторические, автобиографические, литературно-критические темы. Термин «эссе́» пришел в русский язык из французского. Варианты перевода слова «essai» – «попытка», «проба», «опыт». Основателем жанра в европейской традиции принято считать французского философа ХVI века Мишеля Монтеня. В XVIII-XIX веках эссе стало одним из ведущих жанров английской и французской журналистики. Из уроков литературы детям известны образцы эссеистического стиля русских писателей, например, Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву») и Герцена («С того берега»). Правда, сам термин – «эссеистический стиль» не назывался. А в начале XX века к жанру эссе обращались Андрей Белый и Василий Розанов, позднее – Илья Эренбург, Юрий Олеша, Виктор Шкловский, Константин Паустовский. Как правило, в виде разновидности жанра эссе написаны и произведения литературной критики (опять же в прошлом без уточнения самого жанра). Всю жизнь тяготел к журналистике Федор Достоевский. Желая напрямую говорить с читателем, он занимался публицистикой, издавал моножурнал «Дневник писателя», в котором подавляющее большинство материалов написано в жанре эссе. Приметой таких публикаций являются характерные для эссе заголовки – «О…том-то». Например, «Кое-что о молодежи», «Словцо об отчете ученой комиссии о спиритических явлениях», «Опять о женщинах», «Смерть Некрасова. О том, что было сказано на его могиле». Эти эссе написаны и опубликованы Достоевским в «Дневнике писателя». В последнее время жанр эссе назван, признан (включен в структуру классификации жанров журналистики) и даже стал особенно популярен, причем не только в журналистике. Школьникам предлагается писать сочинения-эссе, а студентам рефераты-эссе. На мой взгляд, это связано с большей свободой суждений в нашем обществе и потребностью об этом заявить. В современной трактовке эссе – это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения
А.Н. Радищев
А.И. Герцен
Ф.М. Достоевский
ГЛАВА 2. ЖАНРЫ. ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующие на исчерпывающую трактовку предмета. Это размышление на разные темы по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного под новым углом, предлагаемым автором. События в эссе преломляются через его внутренний мир. Эссе-раздумья рождены желанием рассмотреть морально-этические, историко-политические и эстетические проблемы через персонификацию, через конкретного человека. Поэтому жанр эссе считается наиболее личностным, позволяющим полно высказать и обосновать авторское мнение, воплотить в нем собственные эмоции. Ему одновременно присущи и философско-аналитический взгляд на предмет, и определенная художественность. В некоторых источниках выделяют автобиографическое эссе. В таком эссе биография автора становится сюжетной основой текста. Взгляд на различные явления, свою ценностную позицию автор показывает через воспоминания, дневники, впечатления. Называются также формы эссе, среди них: проповедь, исповедь, речь, слово. Сочинение в жанре эссе требует от автора не только демонстрации «суммы знаний», но и заставляет сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, на своем отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе одновременно рассказчик, повествователь и герой! К стилю эссе предъявляются определенные требования. Например, образность и афористичность. В эссе используется разнообразная лексика – от высокой до разговорной. Многообразные средства художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения. Для передачи личностного восприятия автор эссе подбирает аналогии, привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, использует всевозможные ассоциации. Еще раз подчеркнем: эссе характерна ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность изложения. Этот жанр дает право на субъективный подход к теме и свободную композицию. Мой небольшой опыт позволяет сказать, что детям нравится жанр эссе. На занятиях студии с младшими ребятами мы сначала устно прорабатывали составление эссе, выбирая, например, такие темы: «Любить животных – что это значит?», «Фанаты и артисты», «Моя родословная и история страны». В результате некоторые дети нашли для себя конкретные темы, написали и опубликовали материалы в жанре эссе. Со старшими ребятами, рассматривающими профессию журналиста своей будущей профессией, в течение учебного года мы собирали творческую папку абитуриента. В рекомендациях Университета Кино и Телевидения абитуриентам, поступающим на специальность «телерепортер», в перечне материалов этой творческой папки прямо первым пунктом значится: «Автобиография в жанре эссе». Вот насколько стал популярен некогда забытый жанр! Очерк Очерк – жанр художественной публицистики, призванный образно описать конкретные жизненные, социально значимые события или рассказать о реально существующем (существовавшем) человеке, в судьбе которого ярко отразилось время: исторические перипетии, явления и проблемы. Все, что позволяет в частном случае, осмыслив, увидеть общее. Очерк – это важное событие и его участники через призму времени. Очерк – обычно небольшой по объему материал, который потребует настоящего большого мастерства, ведь здесь важно все: интересная фактическая основа, способная захватить читателя новизной, глубокое осмысление, рассуждение автора вокруг этих фактов, но без прямого указания на выводы – это прерогатива читателя. К нему следует идти одновременно через аргумент и эмоции.
УЧИМСЯ ЖУРНАЛИСТИКЕ В очерке очень важна драматургия. То есть не надо или точнее не обязательно описывать «правильный» событийный ряд, хронологически выверенный, но обязательно надо придумать интересный ход подачи материала. Чтобы для читателя была интрига – что же дальше? В очерке много художественности, то есть «похожести» на литературное произведение – есть место описанию внешности героя, его жилища, состоянию природы во время происходящих событий и так далее. Можно даже дофантазировать за героя, что он думал и чувствовал, конечно, если ты хорошо своего героя постиг, «расколол». Принято выделять следующие виды очерка: • портретный – когда журналист, как бы, исследует личность, характер своего героя, через совершаемые им поступки (не путать с биографическими выкладками и перечнем наград в поддержку основной мысли: герой очерка – герой!) • проблемный – через сложившуюся ситуацию и ее осмысление выйти на «болевые точки», которые можно признать типическими. • путевой – описание увиденного и услышанного во время путешествий, научных и творческих поездок, индивидуальный отклик на образ жизни, традиции, наблюдаемых социальных групп с присущим местным колоритом. В такого рода произведении могут присутствовать элементы портретного и проблемного очерков. По опыту. Журналистам-школьникам бывает по силам написать небольшой очерк о людях старших поколений, особенно о ветеранах войны, зачастую состоящих с юнкорами в родственных отношениях. Путевой очерк удается реже – есть большой соблазн «взять в помощь друга» (интернет) и невольно подменить живые впечатления книжными знаниями. В качестве послесловия С чего же начать работу над материалом? Неожиданно, правда?! И тем не менее. Если с выбором жанра вы определились, то перед началом работы непосредственно над текстом не лишним будет назвать некоторые правила, пренебрегать которыми не следует в любом случае. Напомним об этом юным журналистам. Первое. Материал имеет право на существование, если содержит в себе новость или есть информационный повод для заявления данной темы. Под информационным поводом следует понимать, например, дату календаря для публикации портретного очерка о человеке, в судьбе которого эта дата занимает особое место. Второе. Каждый журналистский материал должен начинаться с лида. Лид (от английского «lead» – «возглавлять», «вести») – это, начальная, можно сказать, заявочная часть статьи, информативный отрывок, из которого становится понятно, чему посвящена данная публикация. Задача лида – привлечь внимание читателя, «пригласить» его к чтению. Зачастую лид выделяют жирным шрифтом, цветом или курсивом. Однажды мне встретилось удачное сравнение лида с кофе капучино: только пригубили, до напитка еще не добрались, но от пенки удовольствие уже получено. Типов лида великое множество. Например, резюмирующий – краткое изложение результатов события; цитатный – начинается с прямой речи одного из действующих в статье лиц; лид-реакция; лид-официоз; лид-вопрос; статистический, анекдотический, ретроспективный и т.д. Частая ошибка начинать статью, в которой речь идет о традиционном мероприятии, с его истории, а не с последнего в данной цепочке, только что состоявшегося. Избегайте лидов, в которых говорится о чем-то уже известном или общеизвестном. Избегайте слов и словосочетаний: «снова», «продолжается», «как мы уже сообщали», «известно, что…». Какой бы тип лида вы ни выбрали, избегайте умничанья и чрезмерной живописности.
ГЛАВА 2. ЖАНРЫ. ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ Совет. Бывает, что журналист, обладая прекрасной информацией, не знает, с чего начать материал, что выделить как самое главное, как взяться за лид. Это чувство знакомо многим. Для того чтобы его преодолеть, применяется следующее упражнение: нужно представить себе, что вы обладаете сенсационной новостью, которую спешите сообщить домашним. Вы вбегаете в дом и сразу кричите… Вот то, что вы выкрикнули, и будет тем самым лидом, с которого можно начинать информацию – он привлечет внимание читателя. Лид хотя бы частично отвечает на «контрольные» вопросы, которыми должен озадачиться журналист при сборе любого материала. Эти вопросы еще в первом веке нашей эры впервые озвучил римский оратор Марк Фабий Квинтилиан, а английский литератор Редьярд Киплинг зарифмовал и ввел в журналистский оборот. Вот они:
Шестерка бравых слуг моих Заткнет за пояс сто. Зовут их «Как» и «Почему», «Где», «Кто», «Когда» и «Что».
I keep six honest serving-men (They taught me all I knew); Their names are What and Why, and When, And How, and Where, and Who.
На английском языке пять из шести вопросов начинаются на букву W и один на букву H. Поэтому на журналистском сленге они называются «Пять W и один H». Третье. Несколько советов по построению статьи. Компоновку журналистского материала часто сравнивают с пирамидой, вершина которой – начало статьи: заголовок, лид, наиболее важные факты, менее значительная и интересная информация и так к основанию пирамиды – по убыванию. Такая структура, прежде всего, практична, ведь при верстке материал, зачастую, приходится сокращать. Наиболее быстрый способ – «ножницы» ближе к концу. Он же (способ) сопряжен с наименьшими потерями в части содержания. Четвертое. Заголовок. Его функции: • номинативная (назывная, сигнальная) – взглянув на заголовок, читатель должен легко определить область действительности, о которой пойдет речь в статье; • привлечение внимания читателя – заголовок должен быть не только точным, но и ярким, эффектным. Примечание: практика показывает взаимосвязь использования заголовков с назначением того или иного издания. Например, в деловой прессе меньше всего заботятся об эффектности, но больше всего – о точности отражения в заголовке сути поднимаемой проблемы. Почему? Деловые издания читают не ради развлечения, а по производственной необходимости – «заманивать» читателя не приходится. Следует думать о рациональном использовании времени такого читателя. Это будет по достоинству оценено: он отдаст предпочтение данному изданию, станет постоянным читателем. Рекламную составную за
Марк Фабий Квинтилиан
Редьярд Киплинг
УЧИМСЯ ЖУРНАЛИСТИКЕ головка ставят на первое место бульварная и «желтая пресса», потому что для ее создателей наиболее важная цель – коммерческая. Перечень жанров тележурналистики Жанры телевизионной информации:
Информационное сообщение (видеосюжет) Отчет Интервью Выступление (монолог в кадре) Репортаж
Жанры аналитической публицистики:
Комментарий Обозрение Беседа Дискуссия Ток-шоу Пресс-конференция Корреспонденция (передача)
Жанры художественной публицистики:
Очерк
Зарисовка
Эссе
Сатирические жанры
Документальный фильм