Русский язык

Кузьмина Елена Александровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n_i_nn_v_prilagatelnykh_1_urok_fgos.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема урока: «Правописание букв н – нн  в именах прилагательных, образованных от существительных» (6 класс), 1 урок.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Цели:

Предметная:

- формирование умения правильного написания  Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;

- совершенствование навыков проведения морфемного, словообразовательного анализа слова.

Метапредметная:

- умение  определять понятия, создавать обобщения; 

- умение строить  логическое  рассуждение, умозаключение (индуктивное) и делать выводы;

- умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. 

Личностная:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.

Технология(-и) урока: элементы проблемного обучения

Формы организации деятельности: опрос, выполнение заданий, самостоятельная работа.

Опорные понятия:  орфограмма, суффиксальный способ образования, словообразовательный суффикс.

Образовательные ресурсы:  учебник (С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 6 класс), карточки с таблицами,  заданиями,  презентация, диск «1С: Школа. Русский язык. Морфология. Орфография. 5-6 класс».

План-конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Учитель предлагает учащимся восстановить фразу.

1) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает…  и отвечает на вопросы….

2) Имена прилагательные изменяются по…

3) Прилагательные по значению делятся на  разряды …

4)  Основные способы образования имен прилагательных…  

Учитель.  На эту тему у вас было домашнее задание, проверим его.

Учитель предлагает записать предложение и выписать прилагательные, образованные суффиксальным способом, поставив их в начальную форму.

Учащиеся выполняют задание

Проверяют дом. задание упр. 406 (1)

Записывают предложение. Выполняют задание.

Слой ледяного наста на дорогах ещё тонок, а в низинах в лучах утреннего солнца сверкает талая вода.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Познавательные:

общеучебные: умение строить речевое высказывание в устной форме;

логические: анализ объектов с целью восполнение недостающих компонентов.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

Учитель просит в выписанных прилагательных выделить суффиксы и ответить на вопросы.

- Какой звук  есть в суффиксе обоих слов? (н)

- Какими буквами передается? (н и нн)

Предлагает сформулировать тему урока.

Отвечают на вопросы.

Формулируют  тему урока (Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных).

Ставят цель.

Личностные: действие смыслообразования самоопределение

Регулятивные: целеполагание 

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные:

общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

логические: формулирование проблемы.

Построение проекта выхода из затруднения.

(Изучение нового материала).

Учитель просит сформулировать проблемный вопрос, который будет решаться на уроке.

Учитель предлагает учащимся выдвинуть гипотезы по решению проблемного вопроса и обосновать их.

Учитель предлагает составить план действий по изучению данного вопроса.

Организует учащихся к исследованию проблемного вопроса,  поиску решения.

Задания.

1. Анализ примеров (слова записываются в 2 столбика)

 Работа с уже выписанными  словами «ледяной», «утренний». Указать слова, от которых образованы данные. Выделить суффиксы.

Работа со словами:

кожаный

гусиный

станционный

сонный

2. Работа с таблицей. Сопоставление выводов, сделанных учащимися, с материалом в таблице (таблицы лежат на партах,  до этого этапа перевернуты; содержание таблицы см. в приложении)

3. Знакомство с теоретическими сведениями по учебнику (стр. 177 – 178)

4.  Работа с диском «1С: Школа. Русский язык. Морфология. Орфография. 5-6 класс».

Формулируют проблемный вопрос (Почему в одних прилагательных будем писать Н, а в других НН?  или От чего будет зависеть правописание Н и НН в прилагательных?)

Выдвигают гипотезы, обосновывают их.

Составляют план.

План.

1) Проанализировать примеры.

2) Сделать выводы.

Исследуют проблемный вопрос.  

Выполняют задание.

Анализируют примеры в парах. Делают вывод (Н пишется в прилагательных образованных от существительных с помощью суффиксов –ян, - ан, -ин; НН  пишутся в  прилагательных,  образованных от существительных с помощью суффиксов –енн и – онн; -н).

Сопоставляют материал и собственные выводы.

Дополнение таблицы недостающими сведениями (в таблице должна появиться информация о словах-исключениях: оловянный, стеклянный, деревянный и ветреный; а также значение суффиксов: - ин – принадлежность живому существу; -ан-, -ян- - материал, из которого состоит (сделан) предмет; Н – пишется в прилаг., образованных от сущ., основа которых не оканчивается на Н (летний – лето)

Дополнение таблицы исключениями (бессуффиксные прил.: юный, румяный, буланый, единый, зеленый, синий; безветренный, подветренный)

Личностные: действие смыслообразования.

Регулятивные: планирование, прогнозирование 

Познавательные:

общеучебные: 

- выбор наиболее эффективного способа  решения проблемы (анализ примеров);

- умение структурировать знания;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 логические: 

- выдвижение гипотез и их обоснование; 

- анализ объектов;

- выбор оснований и критериев для классификации объектов;

- смысловое чтение текста научного стиля речи

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - решение проблемы, построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Первичное закрепление.

Учитель направляет, консультирует.

Выполняют типовые  упражнения (упр. 414 (из каждой группы по 3 примера).

Личностные: действие смыслообразования

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция 

Познавательные: 

общеучебные: 

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

 -рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону).

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний.

Самостоятельная работа.

Решение теста.

1.Укажите ряд, где все прилагательные  пишутся с нн

а) иностра…ый, тума…ый, ржа…ой;

б) берестя…ой, водя…ой, земля…ой;

в) соломе…ый, време…ый, карма…ый.

2.Укажите ряд, где все прилагательные  пишутся с н

а) маши…ый, соболи…ый, тыкве…ый;

б) ледя…ой, ветре…ый, соловьи…ый;

в) обеде…ый, лимо…ый, звери…ый.

3.Отметьте строку, в которой все  прилагательные имеют суффикс – енн

а) песча…ый, безветре…ый, бритве…ый;

б) болезне…ый, клюкве…ый, фирме…ый;

в) бараба…ый, земля…ой, комари…ый.

Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

общеучебные: 

- поиск и выделение необходимой информации;

умение структурировать знания.

Коммуникативные:

- принятие решения и его реализация;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Рефлексия деятельности

(итог урока).

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

  • Я сегодня себя могу похвалить за …
  • Мне необходимо поработать над …

Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка.

Познавательные: рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 

Домашнее задание.

Инструктирует учащихся.

Анализируют и выявляют степень готовности

- упр. 414 (доделать) или

- составить тест на изучаемое правило (по аналогии с тестом, выполненным на уроке).

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности.

Приложение

  1. Таблица для учащихся на этапе «Построение проекта выхода из затруднения».

Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

Н

НН

1) суффиксы –ан-, - ян -  

кожаный – кожа

 ледяной – лед

1)

2) - ин –

гусиный – гусь

2) основа сущ. оканчивается на Н + суффикс –Н-

сонный   - сон   + Н

3)  

3)   –ОНН - , - ЕНН -

станционный – станция  

утренний –  утро

4)  

5)

  1. Заполненная таблица

Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

Н

НН

1) суффиксы –ан-, - ян -  

кожаный – кожа

 ледяной – лед

Исключения: оловянный, стеклянный, деревянный

2) - ин –

гусиный – гусь

2) основа сущ. оканчивается на Н + суффикс –Н-

сонный   - сон   + Н

3)  ветреный

3)   –ОНН - , - ЕНН -

станционный – станция  

утренний –  утро

безветренный, подветренный

4)  летний – лето

5) бессуффиксные прил.: юный, румяный, буланый, единый, зеленый, синий