Русский язык
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n_i_nn_v_prilagatelnykh_1_urok_fgos.docx | 29.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных» (6 класс), 1 урок.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Цели:
Предметная:
- формирование умения правильного написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;
- совершенствование навыков проведения морфемного, словообразовательного анализа слова.
Метапредметная:
- умение определять понятия, создавать обобщения;
- умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное) и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностная:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Технология(-и) урока: элементы проблемного обучения
Формы организации деятельности: опрос, выполнение заданий, самостоятельная работа.
Опорные понятия: орфограмма, суффиксальный способ образования, словообразовательный суффикс.
Образовательные ресурсы: учебник (С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 6 класс), карточки с таблицами, заданиями, презентация, диск «1С: Школа. Русский язык. Морфология. Орфография. 5-6 класс».
План-конспект урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. | Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. | Личностные: действие смыслообразования Коммуникативные: готовность к сотрудничеству |
Актуализация знаний и фиксация затруднений. | Учитель предлагает учащимся восстановить фразу. 1) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы…. 2) Имена прилагательные изменяются по… 3) Прилагательные по значению делятся на разряды … 4) Основные способы образования имен прилагательных… Учитель. На эту тему у вас было домашнее задание, проверим его. Учитель предлагает записать предложение и выписать прилагательные, образованные суффиксальным способом, поставив их в начальную форму. | Учащиеся выполняют задание Проверяют дом. задание упр. 406 (1) Записывают предложение. Выполняют задание. Слой ледяного наста на дорогах ещё тонок, а в низинах в лучах утреннего солнца сверкает талая вода. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: общеучебные: умение строить речевое высказывание в устной форме; логические: анализ объектов с целью восполнение недостающих компонентов. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности. | Учитель просит в выписанных прилагательных выделить суффиксы и ответить на вопросы. - Какой звук есть в суффиксе обоих слов? (н) - Какими буквами передается? (н и нн) Предлагает сформулировать тему урока. | Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока (Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных). Ставят цель. | Личностные: действие смыслообразования самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы. |
Построение проекта выхода из затруднения. (Изучение нового материала). | Учитель просит сформулировать проблемный вопрос, который будет решаться на уроке. Учитель предлагает учащимся выдвинуть гипотезы по решению проблемного вопроса и обосновать их. Учитель предлагает составить план действий по изучению данного вопроса. Организует учащихся к исследованию проблемного вопроса, поиску решения. Задания. 1. Анализ примеров (слова записываются в 2 столбика) Работа с уже выписанными словами «ледяной», «утренний». Указать слова, от которых образованы данные. Выделить суффиксы. Работа со словами: кожаный гусиный станционный сонный 2. Работа с таблицей. Сопоставление выводов, сделанных учащимися, с материалом в таблице (таблицы лежат на партах, до этого этапа перевернуты; содержание таблицы см. в приложении) 3. Знакомство с теоретическими сведениями по учебнику (стр. 177 – 178) 4. Работа с диском «1С: Школа. Русский язык. Морфология. Орфография. 5-6 класс». | Формулируют проблемный вопрос (Почему в одних прилагательных будем писать Н, а в других НН? или От чего будет зависеть правописание Н и НН в прилагательных?) Выдвигают гипотезы, обосновывают их. Составляют план. План. 1) Проанализировать примеры. 2) Сделать выводы. Исследуют проблемный вопрос. Выполняют задание. Анализируют примеры в парах. Делают вывод (Н пишется в прилагательных образованных от существительных с помощью суффиксов –ян, - ан, -ин; НН пишутся в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –енн и – онн; -н). Сопоставляют материал и собственные выводы. Дополнение таблицы недостающими сведениями (в таблице должна появиться информация о словах-исключениях: оловянный, стеклянный, деревянный и ветреный; а также значение суффиксов: - ин – принадлежность живому существу; -ан-, -ян- - материал, из которого состоит (сделан) предмет; Н – пишется в прилаг., образованных от сущ., основа которых не оканчивается на Н (летний – лето) Дополнение таблицы исключениями (бессуффиксные прил.: юный, румяный, буланый, единый, зеленый, синий; безветренный, подветренный) | Личностные: действие смыслообразования. Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: общеучебные: - выбор наиболее эффективного способа решения проблемы (анализ примеров); - умение структурировать знания; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности. логические: - выдвижение гипотез и их обоснование; - анализ объектов; - выбор оснований и критериев для классификации объектов; - смысловое чтение текста научного стиля речи - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - решение проблемы, построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
Первичное закрепление. | Учитель направляет, консультирует. | Выполняют типовые упражнения (упр. 414 (из каждой группы по 3 примера). | Личностные: действие смыслообразования Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: общеучебные: - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; -рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону). | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний. | Самостоятельная работа. Решение теста. 1.Укажите ряд, где все прилагательные пишутся с нн а) иностра…ый, тума…ый, ржа…ой; б) берестя…ой, водя…ой, земля…ой; в) соломе…ый, време…ый, карма…ый. 2.Укажите ряд, где все прилагательные пишутся с н а) маши…ый, соболи…ый, тыкве…ый; б) ледя…ой, ветре…ый, соловьи…ый; в) обеде…ый, лимо…ый, звери…ый. 3.Отметьте строку, в которой все прилагательные имеют суффикс – енн а) песча…ый, безветре…ый, бритве…ый; б) болезне…ый, клюкве…ый, фирме…ый; в) бараба…ый, земля…ой, комари…ый. | Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: общеучебные: - поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания. Коммуникативные: - принятие решения и его реализация; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Рефлексия деятельности (итог урока). | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
| Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка. Познавательные: рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Домашнее задание. | Инструктирует учащихся. | Анализируют и выявляют степень готовности - упр. 414 (доделать) или - составить тест на изучаемое правило (по аналогии с тестом, выполненным на уроке). | Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности. |
Приложение
- Таблица для учащихся на этапе «Построение проекта выхода из затруднения».
Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных | |
Н | НН |
1) суффиксы –ан-, - ян - кожаный – кожа ледяной – лед | 1) |
2) - ин – гусиный – гусь | 2) основа сущ. оканчивается на Н + суффикс –Н- сонный - сон + Н |
3) | 3) –ОНН - , - ЕНН - станционный – станция утренний – утро |
4) | |
5) |
- Заполненная таблица
Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных | |
Н | НН |
1) суффиксы –ан-, - ян - кожаный – кожа ледяной – лед | Исключения: оловянный, стеклянный, деревянный |
2) - ин – гусиный – гусь | 2) основа сущ. оканчивается на Н + суффикс –Н- сонный - сон + Н |
3) ветреный | 3) –ОНН - , - ЕНН - станционный – станция утренний – утро безветренный, подветренный |
4) летний – лето | |
5) бессуффиксные прил.: юный, румяный, буланый, единый, зеленый, синий |