Главные вкладки
Гайдышева Маргарита Александровна
Литературная викторина «У лукоморья дуб зеленый» для детей старшего возраста.
Цель: Знакомство детей с фольклором, развитие речи, воображения, фантазии.
Материал: волшебный мешочек или небольшой ящик с парными картинками «герой-предмет»; лист-раскраска со сказочной иллюстрацией для каждого ребенка в качестве прощального подарка Ученого кота; карточки в форме желудей с загадками о скозочных героях и сказках.
Ход викторины.
Воспитатель вспоминает стихи А.С.Пушкина:
У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.
Идет напрво – песнь заводит, налево – сказку говорит.
Там чудеса…
Педагог обращается к детям:
-- А вы, ребята, любите чудеса? Хотели бы вы, чтобы сейчас произошло чудо? Если да, то закрывайте глазки, а я произнесу волшебные слова. Посмотрим что произойдет.
Дети закрывают глаза, воспитатель произносит слова:
«Крибле, крабле, бумс!» Появляется педагог в роли ученого кота.
Кот: Я ученый мудрый кот! У меня полно хлопот.
Коль направо я пойду – звонку песню заведу.
А налево поверну – сказки сказывать начну.
Отвечайте без подсказки, все ли дети любят сказки?
Кто меня узнал? Такого, как я, больше нет нигде в сказочном мире!
Я ведь совершенно необычный. Во-первых, очень мудрый. Во-вторых, одновременно работаю во многих сказках. А вы знаете сказки, в которых главный герой я – Кот? И вот еще вопросы:
-- В какой сказке мне пришлось выручать своего лучшего друга Петушка из когтей коварной лисы? («Кот, петух и лиса»»).
-- В какой сказке на королевской дочери я и хозяина женил, и людоеда, словно мышку проглотил? (Ш.Перро «Кот в сапогах»).
-- В какой сказке я вместе со своими друзьями мальчиком и собакой поселился в деревне Простоквашино и даже завел себе корову? (Э.Успенский «Каникулы в Простоквашино»).
Неплохо, неплохо. Знаете сказки, в которых я работаю котом, ничего не скажешь. Но сегодня у меня совсем другая работа. Сегодня я – хранитель сказочного музея, в котором собраны волшебные предметы. Вот сейчас мы с вами пополним музей волшебными экспонатами. Я буду загадывать загадку, а вы должны отгадать, что же это за предмет.
Загадки о волшебных предметах.
Всем он каши наварил, съесть ее не хватит сил.(Горшочек из сказки «Горшочек каши» братьев Гримм).
Через тридевять земель, через тридевять морей, через горы и леса вас домчат за пол часа. (сапоги-скороходы).
Подскажи нам, Аладдин, где живет твой верный джинн. («Волшебная лампа Аладдина»)
Эта скатерть знаменита: кормит вкусно всех досыта, посмотрите, вот она, вкусных кушаний полна! (скатерть-самобранка)
Кот продолжает:
-- Итак в чем заключается сила волшебных предметов, вы тоже знаете.
-- У сказочных предметов и героев есть двойные имена и названия. Мы сейчас с вами встанем в круг, я буду говорить первую часть имени или названия и бросать мяч, а вы – вторую.
Мышка-норушка ковер-самолет
Лягушка-квакушка Жар-птица
Зайчик-побегайчик Васелиса-премудрая
Лисичка-сестричка Кощей-бессмертный
Сестрица-Аленушка Иван-царевич
Братец-Иванушка Змей-Горыныч
Серый-волк скатерть-самобранка
Царевна-лягушка Гуси-лебеди
-- Да, хорошо знаете сказочных героев и предметы, молодцы. А вот в этом сундуке много лет хранились сказки, но от времени названия некоторых сказок стало трудно прочитать. Исправьте меня, если я ошибусь. (вытаскиваю по одной).
1.»Царевна-индюшка».
2.»По-собачьему велению»
3.»Сестрица Аленушка и братец Никитушка»
4.»Иван-царевич и зеленый волк»
5.»Лапша из топора»
-- Какие вы молодцы, и названия сказок знаете.А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и размяться.
Физминутка «В темном лесу есть избушка»
В темном лесу есть избушка стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка – бабушка Яга живет.
Нос крючком, глаза большие, словно угольки горят.
Ух, сердитая какая дыбом волосы стоят.
-- О чем бы вас еще спросить? Ну-ка, скажите, кому принадлежат разные сказочные предметы? Пусть каждый из вас вытащит из моего чудесного ящичка по одной картинке. На одних из них изображены сказочные герои, на других – предметы, которые им принадлежат. По сигналу «Раз-два-три, быстро пару найди!» нужно найти пару своей картинке и рассказать, из какой сказки эти герои и предметы. (Дети выполняют задание). В моем волшебном музее все необычно. Даже желуди на дубе, и те загадочные. (Кот снимает карточки-желуди и читает написанные на них загадки, дети отгадывают).
--Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне.(«По щучьему веленью»).
-- Отгадай ребус. Как называется эта сказка?
Картинки «пуговица, пропеллер» («Малыш и Карлсон»).
-- Послушайте внимательно из какой сказки эта песенка и кто ее пел. (аудиозапись «Колобок»).
Посмотрите внимательно на экран, как называется эта сказка?
Картинки «копейка и самовар» («Муха-цокотуха»).
-- А из какой же сказки эта песенка? (аудиозапись «Волк и семеро козлят»).
Я очень рад, что вы так любите и хорошо знаете сказки. Но всему приходит конец. И сказке, увы, тоже. Вот и наш сказочный музей на сегодня закрывается. Пора на покой. (Кот зевает). А чтобы вы меня не забывали. Я приготовил для вас подарки – вот такие замечательные раскраски с рисунками по вашим любимым сказкам.
Интегрированное занятие на тему: «Новый год спешит к нам в дом» в старшей группе.
Цель: продолжать учить детей сочинять рассказы, закрепить знания о севере ; развивать речь детей, творчество и фантазию; формировать желание дарить радость и мастерить игрушки.
Материал: картина «Зимний пейзаж», на которой изображены деревья в инее, снегопад, сугробы, морозные узоры на окне, лед на реке, заяц в белой шубке, катание детей на санках; цветная бумага, клей, картон.
Ход занятия.
Воспитатель. Дети за что вы любите зиму? Что вы видите на столике? (шишки и веточки в инее, льдинки, снежинки) Где мы это встречали? Почему такие чудеса нельзя увидеть летом? Почему зимой не могут вырасти подснежники, грибы, ягоды? Они так бы нам пригодились. Чем нас может порадовать зима? (ответы детей).
Чем еще можно дополнить эту картину? Придумайте для картины подходящее название.
Загадка: Кто чудодей великий, властитель вьюг, ветров.
Зиме помощник важный. Волшебник… (Дед Мороз)
Как Дед Мороз помогает зиме украшать природу? Кого и чем одаривает? За что может наказать? Вот какой он Дед Мороз! Каждый представляет его по своему, и даже называют его люди по-разному. Как? (Мороз Иванович, Морозко). Кто хочет прочитать стихотворение о Дедушке Морозе?
Где живет Дед Мороз? Откуда он к нам приходит? (ответы). Хотите отправиться на север, в гости к Деду Морозу? Посмотрим чем он сейчас занимается. Вручим ему приглашение на праздник.Что мы знаем о севере? Где он находится? Как мы должны одется? (имитация одевания). На чем мы можем отправиться в дальнее путешествие? (ответы детей).
Да на самолете быстрее, но у нас его нет. Зато есть ковер-самолет. Давайте сядем на ковер и поколдуем.
Пальчиковая игра «Зима»
У зимы в лесу изба, на все стороны резьба.
Ледяные окна скрыты ледяными ставнями.
Два столба хрустальных врыты, сторожить поставлены.
На шесте на ледяном ходит ворон ходуном!
Не помогло. Тогда, может, волшебные слова помогут:
Чудо, чудо, чудеса! Помогите небеса!
Пусть поднимется ковер выше леса, выше гор!
Держитесь крепче, летим! Ребята, как жаль, что Дед Мороз ничего не знает о лете. Давайте придумаем для него сказку о веселой бабочке, запишем ее и подарим Деду Морозу. Вот он обрадуется! (рассказы детей)
Молодцы! Вот теперь у нас есть замечательный подарок. Приземляемся. Ой, как стало холодно и темно! (запись завывания метели). Вы знаете почему? На севере сейчас полярная ночь, суровая зима.
Метель-то какая! Мерзнут щечки, мерзнет нос!
Коченеют ручки! Что же нам делать ребята?
А давайте погремся (имитация движений)
Вы согрелись? Смотрите, огонек виднеется. Не там ли Дедушка Мороз живет? Постучимся, спросим. (стучат, никого нет дом)
Ребята никого нет дома, наверное Дедушка Мороз по важным делам вышел, а давайте мы ему наш подарок в почтовый ящик опустим.
Ой, ребята, смотрите как красиво! Что это такое? (северное сияние, которое изображают гирлянды). А какой красивый снег, какие огромные сугробы! Что это из-под снега виднеется? Кажется березка! Крошечная, карликовая. Почему у нас березки большие, а на севере карликовые? (ответы детей). Пойдемте вот и наш ковер-самолет. Дружно скажем волшебные слова.
Ребята, мы Деда Мороза в гости пригласили? А готовы ли мы его принять? На нашей елки почти нет игрушек, давайте сделаем. (мастерят новогодние игрушки).