Формирование ЗОЖ у детей с ЗПР
Из опыта моей работы с данной категорией детей с ЗПР я акцентировала внимание на следующих компонентах ЗОЖ: двигательная активность, режим питания, профилактика вредных привычек (один из его компонентов компьютерная зависимость). Так как именно эти компоненты в большей степени претерпевают изменения в связи со сменой режима жизни в первые годы обучения. В современном обществе для детей с ЗПР они являются наиболее необходимыми и важными в сохранении и улучшения здоровья и успешности в учебной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
Скороходова Е.Н.
ГБОУ школа №432
Колпинского района
Санкт-Петербурга
«Особенности сформированности навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы с задержкой психического развития».
Состояние здоровья подрастающего поколения это важнейший показатель благополучия общества, государства, которое отражает не только настоящую ситуацию, но и дает точный прогноз на будущее. Самый благоприятный возраст для формирования оснoв здорового образа жизни это дошкольный и младший школьный возраст. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом зависит от среды, в которой он живёт. Для ребенка младшего школьного возраста этой средой является школа. В учебном процессе в начальной школе в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача – сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Данная задача ставится и в коррекционной школе, где вопросы формирования навыков здорового образа жизни являются самыми актуальными.
В настоящее время самую многочисленную группу среди детей с отклонениями в развитии составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Данным учащимся характерны нарушения высших психических функций (внимания, памяти, восприятия, ощущения, познавательных процессов), низкий уровень врабатываемости, работоспособности, высокий уровень утомляемости. Долгое время ведущим видом деятельности для них остается игра. У большинства из них наряду со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или признаками ее функциональной незрелости отмечается общая соматическая ослабленность, наличие заболеваний различных органов и систем организма. Эти дети составляют группу риска по состоянию здоровья и нервно-психического развития, которые влияют на уровень успешности учебной деятельности данной категории школьников - ее низких показателях. Для успешности в учебной деятельности, улучшения здоровья они нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания. Формирование представлений и навыков здорового образа жизни у младших школьников с ЗПР в специально организованных условиях является одним из возможных путей улучшения их соматического, психологического состояния здоровья, а вместе с тем и улучшения успешности в учебной деятельности. Из опыта моей работы с данной категорией детей я акцентировала внимание на следующих компонентах ЗОЖ: двигательная активность, режим питания, профилактика вредных привычек (один из его компонентов компьютерная зависимость). Так как именно эти компоненты в большей степени претерпевают изменения в связи со сменой режима жизни в первые годы обучения. В современном обществе для детей с ЗПР они являются наиболее необходимыми и важными в сохранении и улучшения здоровья и успешности в учебной деятельности.
Наблюдая над особенностями данных детей, я рассматриваю эту проблему с позиций целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия с целью формирования поведения, основанного на понимании взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни.
Формирование навыков ЗОЖ организуется мной в ходе классной и во внеклассной деятельности. Данная работа основывается на принципах, характерных для особенностей учащихся с ЗПР: принцип системного, комплексного подхода (работа должна вестись постоянно, в комплексе со всеми школьными службами и взаимодействии с родителями); принцип доступности и наглядности. В ходе развития представлений и навыков здорового образа жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: играм, классным часам, дням здоровья, практическим занятиям, родительским собраниям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению, проектной деятельности детей.
Рассмотрим некоторые из них.
Дни здоровья проводятся один раза в месяц. Темы подбираются разные, актуальные для учеников. Например, «Страна здоровячков», «Чтоб здоровым вечно быть, надо спорт нам полюбить!», «В мире реальности и виртуальности: что хорошо, а что плохо» и др. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, совместно с родителями рисуют газеты, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни, принимают участие в спортивных соревнованиях. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил и развитию навыков здорового образа жизни.
Классные часы, которые проводятся систематически, в определенной тематической последовательности. В работе с учащимися может быть использован цикл классных часов, разработанный нами, по разделу «Путешествие по стране Здоровье». В нее входят внеклассные мероприятия, направленные на формирование мотивации и навыков ЗОЖ у учащихся начальной школы с ЗПР по трем компонентам: режим питания, компьютерная зависимость и двигательная активность.
Темы классных часов:
1.«В гости к доктору Неболейки», целью которого является формирование представления о здоровье и ЗОЖ; помощь учащимся задуматься о необходимости быть здоровыми;
2.«В гостях у Витамин Витаминовича»: целью которого является развитие навыков ЗОЖ (одного из компонентов - правильное питание); уточнить представление детей о значении продуктов питания, о витаминах, о вкусной и вредной пищи.
3. «В гостях у Компика»: - развивать навыки ЗОЖ (одного из его компонентов - компьютерная зависимость); выявить положительные и отрицательные стороны работы за компьютером; показать другие способы проведения учащимися свободного времени через общение, игровую деятельность
4.«В гостях у Играйки»: - развивать навыки ЗОЖ (одного из его компонентов – двигательная активность); развивать интерес к общению в непосредственной игровой деятельности; показать преимущества двигательной активности через создание положительного эмоционального фона
5.«Великая страна Здоровье»: - закрепить знания о законах ЗОЖ; учить анализировать свой образ жизни; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
6.«Мы за здоровый образ жизни!» (совместное мероприятие с родителями в виде игры - викторины) - закрепить знания о законах ЗОЖ по трем его компонентам – режим правильного питания, компьютерная зависимость, двигательная активность; формировать мотивационную сферу к ЗОЖ.
Одной из форм внеклассного мероприятия, которая наиболее полно и наглядно раскрывает учащимся компоненты здорового образа жизни, является экскурсия. Поэтому данная форма работы должна быть предложена детям и их родителям.
Только через совместное взаимодействие родителей и школы можно добиться максимальных результатов в формировании навыков ЗОЖ. Поэтому как одна из форм работы, предложенная нами это родительские собрания по темам, направленным на формирование навыков здорового образа жизни (режим питания, компьютерная зависимость, двигательная активность).
Темы родительских собраний:
- «Разговор о правильном питании».
- «Компьютер: все «за» и «против»».
- «Радуга настроения» (обсуждение вопросов по формированию мотивации и навыков ЗОЖ у учащихся начальной школы с ЗПР по одному из компонентов - двигательной активности). Кроме того, проведение Дня здоровья, экскурсий, практических занятий должна предполагать совместную деятельность и родителей учащихся и школы.
Основной формой работы в школе является урок, который целенаправленно направляет учащихся на познание и формирование у них определенных навыков. Следовательно, и в учебной деятельности должна вестись работа по данному направлению. Темы уроков могут быть следующими:
- Урок природоведения «Строение тела человека» (формирование мотивации и навыков ЗОЖ по компонентам режим правильного питания, двигательная активность)
- Урок природоведения «Режим дня. Правила личной гигиены» (формирование мотивации и навыков ЗОЖ (компьютерная зависимость, режим правильного питания, двигательная активность)).
- Урок математики «Решение задач», отражающие вопросы формирования мотивации и навыков ЗОЖ, а именно трех его компонентов: режим питания, компьютерная зависимость, двигательная активность.
- Уроки литературного чтения по темам «Стихи Д. Хармса», «Стихи В. Берестова», «Рассказы В. Осеевой» также раскрывающие вопросы формирования мотивации и навыков ЗОЖ по трем вышеизложенным компонентам. При чтении литературных произведений учитель затрагивает темы здорового образа жизни, и учащиеся совместно с педагогом анализируют поступки, поведение, образ жизни на примере главных героев.
Кроме этого, одним из главных условий реализации формирования навыков ЗОЖ у учащихся с ЗПР является организация режимных моментов, которые включают в себя проветривание помещений, систему физкультминуток, динамических пауз, гимнастики для глаз, пальчиковую гимнастику и т.д. в целях снятия усталости, смены видов деятельности, развития интереса, межличностного общения, т.е. трудностей, связанных с особенностями данной категории детей.
Беседы - очень нужная форма работы детей. Круг их может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей, например, профилактика вредных привычек по теме «Компьютер: друг или враг», «О разнообразии нашей жизни». Еще одно направление - «Азбука здоровья»: темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления через двигательную активность.
Примерные вопросы для беседы:
- Кто из вас хочет быть здоровым? Что такое здоровье?
- От чего и от кого зависит здоровье людей?
- Кто должен помогать, здоровью - сам человек или другие люди - какие и почему?
- Может ли человек сам помогать здоровью - своему и других людей? Как он может это сделать?
- Как лучше заботиться о своем здоровье - одному или вместе и почему? Помогает ли здоровью дружба?
Детям с ЗПР характерна сниженная познавательная активность, т.е. их мотивационный компонент к процессам познания находится на низком уровне, поэтому при беседах обязательным фактором является принцип наглядности, который повышает интерес к деятельности.
Рисование - мощный способ преодоления коммуникативных барьеров, этот процесс помогает детям расслабиться и сосредоточиться на своих мыслях. Рисунок в соединении с письмом или диалогом может быть прекрасным методом исследования восприятия здоровья детьми. Так дети выражают мысли, которые им трудно выразить с помощью слов.
Ребята должны высказаться максимально полно, обосновывая свою точку зрения, доказывая, споря. Педагог может попросить детей подумать о вещах, которые они могли бы сделать, чтобы сохранить себя здоровыми, и нарисовать как можно больше этих вещей. Затем - подписать картинки. Через 20 мин перевернуть лист и подумать обо всех вещах, которые бы они могли сделать, чтобы не быть здоровыми, нарисовать их и тоже подписать. Заканчивается занятие общим активным обсуждением. Такой способ самопознания учит их анализировать собственный опыт, размышлять по поводу своих действий и желаний.
Применительно к закреплению полезных привычек, формированию позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью большое значение в педагогическом арсенале учителя имеет игра. Игра – это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Какие же игры могут быть использованы для формирования знаний о ЗОЖ.
Во-первых, это подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию ребенка через коллективную деятельность. Очень важно, чтобы значительная часть занятий проводилась на воздухе. Двигательная деятельность на воздухе усиливает обмен веществ, окислительно-восстановительные процессы, улучшает работу всех органов и систем.
Во-вторых, интеллектуальные игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа. Примером такой игры может быть игра «Отгадай слово». Переставляя буквы, учащийся разгадывает слова и расскажет, что помогает человеку быть здоровым.
В-третьих, игры с использованием элементов психодрамы или театрализованного проигрывания ситуаций, закрепляющие ролевые стереотипы (умения сказать «нет!» в критической ситуации, формирования навыков общения, критического осмысления вредных привычек и т. п.).
В-четвертых, долговременные ролевые игры, в которых и строятся вся проектная деятельность «больших» и «малых» коллективных творческих дел.
Для детей этого возраста доступна работа над групповыми мини-проектами на тему «Сохранение здоровья». Работа над проектами может строиться таким образом: сначала выявляются проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собираются пословицы о здоровье; после этого каждый из детей может выбрать подходящие своей теме пословицы. Сбор информации фиксируется учениками в черновом варианте на рабочем листе, составленном педагогом для индивидуальной работы ученика во внеурочное.
В течение года дети работают над проблемой сохранения здоровья и готовят папки-портфолио: «Сохранение здоровья», «Режим дня и здоровья», «Правильное питание», «Использование свободного времени» и т. д., оформляют стенды на соответствующие темы. Итогом работы должны стать уроки, которые целесообразно провести с использованием компьютерных презентаций, что особенно возбудит интерес детей к таким урокам.
Таким образом, в работе направленной на формирование знаний о ЗОЖ у младших школьников с ЗПР способствуют любые методы работы с детьми, занимательная беседа, рассказ с использованием наглядности, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов и др., важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и на природе, экскурсии, уроки – путешествия, уроки – КВН, праздники, игры, викторины и др. Для эффективного формирования навыков ЗОЖ у учащихся с ЗПР важна реализация следующих принципов: систематичность, комплексность, доступность, наглядность, а также разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников с ЗПР при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.
Список литературы.
- Бабкина Н.Б. Особенности развития детей с ЗПР //Начальная школа, 2004.
- Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР: Учебное пособие. – М.: изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
- Гаричева Н.Е. Профилактическая программа формирования здорового образа жизни в школе // Воспитание школьников №4, 2010.
- Давлятчина Н.Н. Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий //Начальная школа № 10, 2010
- Здоровье: учебно-методическое пособие для учителей 1-11классов/Под редакцией Касаткиной В.Н., Щеплягиной Л.А. Ярославль: Аверс Пресс, 2005.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе . 1-4 классы. М.: «Вако», 2004.
- Колбанов В.В. Валеологическое образование в начальной школе // Начальная школа. - 1999. - № 1.
- Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие /Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000.
- Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 1-4 классы. –М.: «Вако», 2010.
- Лободина Н.В., Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Макарова Т.В. Комплексная программа «Здоровье» // Классный руководитель №5, 2007.
- Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. –СПб.: Речь, 2006.
- Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // Начальная школа №6, 2006.
- Нефедова Л.А. Работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни. // Начальная школа №1, 2011.
- Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей начальной школы / Л.М. Феррои, Е.О. Смирнова, И.В. Вачков и др.; Под ред. В.Н. Касаткина. - М.: Линка-Пресс, 1998. - 336с
- Родина Е.Н. Программа классных часов «Нравственность и здоровье»// Классный руководитель, №5, 2007.
- Середина Л.В. Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии. //Начальная школа, №11, 2010.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: Аркти, 2005.
- Сулейманова Ф.А., Стрижова Е.В. Значение факторов окружающей живой природы в укреплении здоровья младших школьников. //Начальная школа №9, 2002.
- Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Речь, 2003.