АТТЕСТАЦИЯ 2021
Портфолио https://disk.yandex.ru/i/ruu8jDuYoqD8FQ
Инновационный педагогический опыт «Изобразительное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников патриотического воспитания дошкольников»
Уникальность - 77,88%
Приложение - Конспект НОД "Удивительный мир бумаги" ( для детей старшей группы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt_karabanovoy_naili_ahmedullovny.docx | 52.32 КБ |
unikalnost.docx | 298.51 КБ |
konspekt_nod_v_starshey_gruppe.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический опыт воспитателя MБДOУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
Лямбирского муниципального района Республики Moрдoвия
Карабановой Наили Ахмедулловны
Введение
Тема: «Изобразительное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников патриотического воспитания дошкольников»
Автор: Карабанова Наиля Ахмедулловна
Год рождения: 26.10.1965
Профессиональное образование: высшее, Высшее, МГУ им. Н.П. Огарева Филологический факультет, 1991. Преподаватель русского языка и литературы
ГБОУДПО(ПК)С МРИО , 2016г, по квалификации - воспитатель
Общий педагогический стаж работы – 36 лет; стаж работы в ДOУ – 36 лет
Повышение квалификации: 2019 г., Санкт-Петербург ООО «Центр Развития Педагогики»
Квалификационная категория: первая
Дата последней аттестации: 23.12.2016 г.
Занимаемая должность: воспитатель.
«Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине,
её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв
Актуальность и перспективность опыта.
Патриотическое воспитание дошкольников - неотъемлемая часть социальной, культурно-нравственной идеологии, основанная на истории, традициях, обычаях и культуре родного края. И чем раньше начинается патриотическое воспитание детей, тем глубже и шире чувственные познания детей. Поэтому тема патриотического воспитания будет актуальна всегда.
Педагоги используют разные средства в воспитании и формировании патриотических чувств дошкольников. На мой взгляд, изобразительное искусство – это одно из важнейших средств патриотического воспитания дошкольников. Именно поэтому, я выбрала тему «Изобразительное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников патриотического воспитания дошкольников» для инновационной работы.
Человек - часть вселенной, в которой множество проблем. Одной из которых, является проблема патриотического воспитания. От того, насколько развито это чувство у каждого человека, зависит будущее человечества, умение сосуществовать в разнообразии культур и ценностей. Поэтому патриотическое образование приобретает приоритетное значение, а его формирование - актуальность.
Основная идея опыта
Дошкольное детство является фундаментом для формирования ребенка, в том числе, основ патриотического образования. Это период, когда у ребенка появляется интерес ко всему: окружающему его миру людей, природы, отношений. В этот период у него развиваются и чувства патриотические, которые становятся основополагающими.
Воспитание ребенка патриота своей страны происходит во время общих бесед, при чтении художественной литературы. Педагог знакомит детей с обычаями народов своего края, традициями родной страны, знакомит с художественно-прикладным и декоративным искусством, с традиционной национальной одеждой. Изобразительная деятельность способствует знакомству с народными промыслами своего края и России.
Безграничные возможности изобразительного искусства помогают выразить в рисунке впечатления от поездок по родной стране, свое отношение к увиденному, изобразить символику страны – герб и флаг. Дети могут запечатлеть достопримечательности своего края, города, села, свою улицу, свой дом, родных и близких, друзей, а также исторические события страны: полёт в космос, праздник Великой победы и многое другое.
Таким образом, патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности дошкольников.
Организация ситуаций, способствующих нравственно-ценным переживаниям, например, сочувствия живому, проявления заботы о животных или растениях, умение получать удовольствие от своего доброго поступка, – способствует тому, что дети познают нормы отношений между людьми, приобретают ценный опыт общения с разными традициями народов своей Родины, гуманного отношения к окружающему миру.
Именно это подтолкнуло меня выбор темы и создание системы работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, которая будет способствовать формированию патриотического сознания дошкольников, познанию своей родословной, разнообразия культуры и традиций окружающих их людей, а это, в свою очередь, окажет влияние на формирование патриотизма и толерантности в республике и стране.
Теоретическая база.
Теоретической базой для работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста для меня послужили современные программы патриотического воспитания, которые используются в ДОУ, а также труды отечественных педагогов.
Каждый автор по своему раскрывает вопрос патриотического воспитания дошкольников и проводит его через определенный вид детской деятельности. Так, например, С. Н. Николаева рассматривает его с точки зрения экологического воспитания, Т. Е. Комарова через приобщение детей к культурному наследию народа.
В трудах Н. В. Алёшиной, Т. В. Ивановой, патриотическое воспитание рассматривается в естественной и привычной его окружению среде обитания человека. Не простая, но очень важная задача воспитателя, на мой взгляд, это выбрать из полученных ребенком впечатлений, наиболее доступные и необходимые ему: родные и близкие для него люди, родной дом, родная улица, двор, детский сад, родной край, его природа, животный и растительный мир.
В.А. Сухомлинский считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Неизмеримый вклад в разработку проблемы патриотического воспитания детей внес А.С. Макаренко. Он считал, что там, где воспитывают подрастающее поколение по-новому, можно добиться больших результатов: растить людей грамотными, честными, высококультурными, а главное - стремящимися к единству с другими народами.
Воспитание личности дошкольника через устное народное творчество, культурные традиции, декоративно-прикладное творчество и семейно-обрядовые обычаи народа ведет к тому, что у дошкольников развиваются такие качества как уважение и интерес к истории своего народа, бережное отношение к родной природе, милосердие, честность, взаимопомощь, что является чертами достойного гражданина – будущего патриота своей страны.
Поэтому я веду работу по ознакомлению детей с художниками, картины которых помогают прививать любовь к прекрасному, к природе, к близким, родным, учат добру и справедливости, способствуют созданию определённого мировоззрения, которое позволяет дать маленькому человечку правильную оценку жизни, определить поведение других людей, их переживания, суждения и эстетический вкус.
Представления о патриотизме можно формировать как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и свободной самостоятельной деятельности в режиме дня. Так, например, во время НОД можно дать представления о своем селе; представления о людях труда и их достижениях; о культуре, обычаях и традициях народов своего края.
Полученные во время образовательного процесса понятия формируют убеждения, показывают и доказывают на примерах, необходимость жить в гармонии друг с другом и природой. Приобретенные детьми убеждения, в дальнейшем формируют патриотическое сознание. Из этого следует, что формировать патриотическое сознание и поведение следует, начиная с дошкольного возраста.
Новизна.
Новизна инновационного опыта состоит в том, что применение современных методик и технологий для воспитания патриотических чувств дошкольников, способствует формированию творческих способностей и навыков и наоборот, изобразительное творчество является незаменимым средством патриотического воспитания.
А это доказывает, что четко спланированная деятельность по патриотическому воспитанию во всех видах детской деятельности (изобразительной, речевой, экспериментальной и т.д.) способствует разностороннему развитию детей и является залогом успешности и результативности моей инновационной деятельности.
Технология опыта.
Дошкольное детство - это то время, когда нужно целенаправленно педагогически грамотно воздействовать на ребенка, чтобы сформировать у него представления о патриотизме, осознанном отношении к окружающим людям, понимание и принятие их традиций и культур; формирование любви к своей Родине, гордости за свой народ и его достижения, желания сохранить и приумножить богатства своей страны.
Технология инновационного опыта заключается:
1. создание в группе развивающей среды для углубления опыта детей о патриотизме;
2. организация деятельности в центрах патриотического воспитания и изотворчества: наблюдения, практическая деятельность, изобразительная деятельность, художественно-познавательное чтение;
3. организация мероприятий с детьми по ознакомлению с культурой и традициями народов, проживающих в родном краю;
4. организация игр и развлечений патриотической направленности;
5. включение в режим дня ситуаций для эмоционального отклика.
Прежде, чем приступить к инновационной работе по патриотическому образованию детей, мной была проведена диагностика для выявления патриотических представлений и практических умений. Результаты диагностики показали низкий и средний результат патриотических представлений детей.
Поэтому мной были определены следующие задачи:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице селу (городу);
- Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
- Воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
- Развитие интереса к народному творчеству, промыслам, к людям разных культур, традиций;
- Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
- Расширение представлений о родном крае, стране;
- Знакомство воспитанников с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
- Знакомство с историческим прошлым России;
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
- Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
Для реализации поставленных задач мною разработаны:
- Разработан перспективный план мероприятий патриотической направленности.
- Разработан комплекс познавательных занятий по патриотическому воспитанию.
- Оформлен мини-центр национальной культуры.
- Оформлены альбомы «Природа моего края», «Красная книга Мордовии», «Известные люди Мордовии», «Национальная Одежда» и др.
- Создана картотека с подборкой игр патриотического содержания, картотека стихов, загадок физкультминуток.
Все это позволяет мне более эффективно строить процесс ознакомления детей с новыми понятиями, обобщить и систематизировать знания воспитанников.
Многолетний опыт и накопленный образовательный материал позволил мне успешно реализовать работу по патриотическому воспитанию дошкольников.
Работу по патриотическому воспитанию и образованию детей строю, используя различные методы, формы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности моих воспитанников. Это помогает шире раскрыть представления детей о Родине, ее природе, людях с их культурой, обычаями и традициями.
Мой опыт работы в этом направлении представляет собой обоснование актуальности проблемы патриотического воспитания, взаимодействие с родительским сообществом, т.к. оно имеет большое значение в решении задач патриотического воспитания будущего поколения.
Опыт работы по патриотическому образованию детей содержит конспекты непосредственно образовательной деятельности с детьми, мультимедийные презентации, детские изобразительно-художественные работы, консультации, папки-передвижки для родителей и др.
Организация целенаправленной, систематической работы по патриотическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, показала, что она помогает воспитывать в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом, увидеть красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы.
Результативность опыта
Эффективность опыта представлена данными мониторинга на начало и конец применения представленного опыта.
Данные мониторинга на начало реализации инновационного опыта: высокий показатель – 20 %, средний – 18%, низкий – 62%. Результаты мониторинга на конец реализации инновационного опыта: высокий показатель – 63%, средний – 37%, низкий – 0%.
Данные мониторинга показывают, что у детей:
1. Сформировалась привязанность к семье, близким людям, своему дому;
2. Сформировалось бережное отношения к природе и ко всему живому;
3. Появились задатки уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;
4. Появился интерес к народному творчеству, промыслам, к людям разных культур, традиций;
5. Сформировались чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
6. Расширились представления о родном крае, стране;
7. Появились знания воспитанников о государственной символике: гербе, флаге, гимне; об историческом прошлом России;
9. Развились чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
10. Родители стали активными участниками совместных акций, приобщились совместно с детьми к миру природы.
Таким образом, народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. А работа по ознакомлению детей с народным творчеством средствами изобразительного искусства, является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.
Перспективы применения опыта в практике.
Опыт может быть использован воспитателями детских садов, а также родителями дошкольников.
Литература.
- Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
- Бабаева Т.И., А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство», СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019
- Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание
дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007
- Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2.
- Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. М., 2001.
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013г);
- Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008
- Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.
- Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
- Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003
- Маханева М.Д., «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», М, 2009г
- Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
- Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Баганова П.А. Нравственное развитие личности. Самара, 2002.
Приложение 1
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Удивительный мир бумага»
в старшей группе
Автор-составитель: Карабанова Н.А.
Цель. Формирование правильного отношения к вещам и материалам природного происхождения, экономного и бережного обращения с ними. Развитие творческих способностей детей.
Задачи.
Образовательные:
— закрепить знания о свойствах бумаги, процессе её изготовления и использования;
— активизировать речь детей;
— формировать умение рисовать на помятой бумаге.
Развивающие:
— развивать ретроспективный взгляд на бумагу (прошлое и настоящее);
— развивать воображение, творчество.
Воспитательные:
— воспитывать понимание того, что к бумаге нужно относиться бережно, использовать экономно.
— воспитывать эстетическое восприятие, желание создавать прекрасное и полезное.
Материалы и оборудование: камни, береста, бумага, цветные карандаши, тарелочки с водой, схема производства бумаги, указка, альбомные листы, спички, железный поднос (для воспитателя), кукла в бумажном колпаке и в бумажной накидке; карточки-схемы для изготовления оригами и аппликации.
Ход НОД
Оргмомент. Игра с мячом «Один-много»
Слайд 2
Воспитатель. Ребята, пройдите, и садитесь на стульчики. Послушайте загадку:
На чем мы пишем что-нибудь,
На чем мы любим рисовать,
Что можно скомкать и согнуть
И даже трубочкой свернуть?
А ну, попробуйте, ребята,
Загадку эту отгадать! (Бумага)
Воспитатель. Правильно, ребята, это бумага. И сегодня мы с вами поговорим о ней. Посмотрите и скажите, что лежит у меня на столе?
Дети: камень, бумага
Воспитатель. Как вы думаете, что общего между ними? Ответы детей
Ребята, все эти предметы часть природы.
Слайд 3
Воспитатель. Давным-давно, люди использовали эти материалы для того, чтобы передавать друг другу разную информацию в виде письменных посланий. Сначала рисовали на камнях.
Слайд 4 Потом начали рисовать на берестяных грамотах.
Слайд 5 А вот бумага, впервые появилась в Китае. Посмотрите вокруг себя и назовите все предметы, в изготовлении которых используется бумага.
Дидактическая игра «Найди и назови»
Воспитатель. Посмотрите вокруг и назовите предметы, сделанные из бумаги.
Дети: салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради.
Слайд 6
Воспитатель. Молодцы, ребята. Видите, как много предметов можно сделать из бумаги. А сейчас представьте, что вся бумага исчезла. Как изменится в этом случае наша жизнь? Предположения детей.
Воспитатель. Сможете ли вы чем-то заменить бумагу? Предположения детей.
Воспитатель. Конечно, можно написать и рисовать на ткани, на дощечках, на камнях. Но вы представляете, сколько они будут занимать место, как неудобно будет их переносить и хранить. Из этого следует, что бумага имеет огромное значение в нашей жизни.
Воспитатель. Хотите знать, как делают бумагу? Бумага состоит из целлюлозных волокон.
- Повторите, из каких волокон состоит бумага? Целлюлозных волокон
Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях (деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях).
- В каких растениях встречается целлюлоза? В деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях.
- Бумагу делают на специальных фабриках или комбинатах.
Слайд 7
- А сейчас внимательно смотрите на экран. Видео о производстве бумаги.
Воспитатель. Что нужно для производства бумаги? Древесина и много воды.
- Какие деревья используются чаще всего? Ель, сосна, береза.
- С чего начинается производство бумаги? С доставки древесины в комбинат.
- Что делают с древесиной? Очищают кору и режут на маленькие чурбаки.
- Что делают с чурбаками? Чурбаки измельчают.
Воспитатель. Правильно, ребята, крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мелкую массу. Она идет на изготовление бумаги. Затем её пропускают через специальные катки – прессы и получают тонкие листы бумаги.
Воспитатель. Ребята, мы с вами узнали, что процесс производства бумаги очень сложный и трудоёмкий. Поэтому, нужно беречь ее, а не рвать и бросать без надобности.
Воспитатель. Ребята, пройдите за столы. Что у вас на столах? Бумага и тарелочки с водой.
Воспитатель. Ребята, попробуйте помять бумагу. Дети мнут бумагу.
Что произошло с бумагой? Бумага помялась.
Воспитатель. Теперь попробуйте порвать. Что произошло с бумагой? Бумага порвалась.
Воспитатель. Положите бумагу в тарелку с водой.
- Что происходит с бумагой? Бумага намокла.
Воспитатель. Внимательно посмотрите, что произойдёт с бумагой, если я ее подожгу.
- Что происходит с бумагой? Бумага горит.
Воспитатель выставляет перед детьми схему «Свойства бумаги».
Слайд 8
Воспитатель. Итак, ребята, посмотрите на схему и скажите, что мы узнали о свойствах бумаги? Бумага горит, мокнет, рвётся, мнётся.
Воспитатель. Ребята, давайте немного поиграем.
Слайд 9
Пальчиковая гимнастика «Бумага»
Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем,
Мы стараемся, катаем,
Дружно в шарик превращаем,
Не дадим ему скучать,
С ним мы будем рисовать.
Появляется Бумажный человечек.
Слайд 10
Воспитатель. Сегодня у нас в гостях Бумажный человечек. Он очень хочет попасть в сказку, где живут такие же, как и он, необычные персонажи. Но путь в сказку полон опасностей. Ему нужно перейти через широкую речку, пройти по огненному мосту, дремучему с колючими и острыми ветками лесу.
- Ребята, чем опасна широкая речка для Бумажного человечка? Предположения детей.
Воспитатель. Что может случиться с Бумажным человечком, если он пройдет по огненному мосту? Предположения детей.
Воспитатель. Чем опасен дремучий лес с колючими и острыми ветками? Предположения детей.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, Бумажный человечек совсем загрустил. Слайд 11
Давайте поможем нашему гостю попасть в сказку и нарисуем для него безопасный путь при помощи бумаги, с которой мы играли, ведь бумагу нельзя тратить неразумно.
- Какой безопасный путь вы можете предложить Бумажному человечку? Ответы детей.
Думаю, если он отправится по цветочной полянке, то ничего плохого с ним не случится.
Дети рисуют на мятой бумаге (под музыку).
Воспитатель. Молодцы, ребята, у вас получился замечательный путь в сказку. Он безопасный и яркий. Думаю, Бумажный человечек, обязательно, использует ваш вариант безопасного пути и благополучно попадет в сказку. Бумажный человечек уходит.
Воспитатель. Ребята, надеюсь, вы поняли, что без бумаги сложно прожить. А чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережно относиться к бумаге, экономно использовать её в быту: прочитанные книги и журналы не выкидывать, а сдавать в макулатуру, где они приобретут вторую жизнь.
Рефлексия
Воспитатель. Что нового вы узнали про бумагу?
– Как надо обращаться с бумагой и книгами?
– Как вы работали с бумагой?
Слайд 12
– Чтобы узнать о бумаге больше, я принесла вот такие карточки. В них показано, как сделать необычные вещи из бумаги.
Слайд 13
Переход НОД в самостоятельную игровую деятельность детей
Дети расходятся по игровым зонам, заинтересованные, рассматривают карточки-схемы по аппликации и оригами.