Контрольно-оценочные средства
Фрагменты комплекта контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения МДК.01.01 Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных организациях ПМ.01 «Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольной образовательной организации»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
(БУ Нижневартовский социально-гуманитарный колледж)
Комплект контрольно-оценочных средств
для оценки результатов освоения
МДК.01.01 Теоретические и методические основы музыкального образования детей
в дошкольных образовательных организациях
ПМ.01 «Организация музыкальных занятий и музыкального
досуга в дошкольной образовательной организации»
_____________________________________________________________________________________
основной профессиональной образовательной программы
по специальности СПО
53.02.01 Музыкальное образование
год начала подготовки по учебному плану 2017
Нижневартовск, 2017
Разработчики:
Ахметова М.В., преподаватель БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
I.Паспорт комплекта оценочных средств
1.1. Область применения комплекта оценочных средств
Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения МДК 01.01 «Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных организациях» ПМ.01. «Организация и проведение музыкальных занятий и музыкального досуга».
Результаты освоения (объекты оценивания) | Показатели | Критерии | Тип задания; № задания | Формы промежуточной аттестации,другие формы контроля (в соответствие с учебным планом) |
Обучающийся должен знать: З1. Психолого-педагогические основы музыкального образования дошкольников: педагогические условия формирования музыкальной культуры дошкольника, характеристику музыкальных способностей ребенка-дошкольника и условия их развития. З2. Содержание современных программ музыкального образования детей дошкольного возраста. З3. Детский музыкальный репертуар, эстетические, психологические, педагогические основания отбора и систематизации музыкального репертуара. З4. Требования к охране и гигиене исполнительского аппарата. З5.Характеристику форм организации музыкальной деятельности детей (музыкальные занятия, музыку в повседневной жизни детского сада, музыкальный досуг (развлечения), музыку как компонент праздника). З6. Методику организации и проведения музыкальных занятий и музыкального досуга, методы и приемы организации музыкально-исполнительской деятельности дошкольников (певческой, музыкально-ритмической, музыкально-инструментальной).З7. Формы и методы взаимодействия с родителями или, лицами их заменяющими, как субъектами образовательного процесса. З8.Особенности воспитания музыкальной культуры и развития музыкальных способностей дошкольников в семье. Уметь: У1. Находить и использовать музыкальную и методическую литературу и др.источники информации, необходимой для подготовки к занятиям и разработки сценариев музыкальных мероприятий. У2. Отбирать содержание и организовывать музыкально-слушательскую и музыкально-исполнительскую деятельность детей дошкольного возраста; У3. Использовать различные средства, методы, формы организации деятельности детей на занятиях и досуговых мероприятиях с учетом возрастных особенностей воспитанников. У4.Организовывать и проводить репетиции при подготовке к праздникам; У5. Проводить педагогическое наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и досуговых мероприятиях. У6. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями (лицами, их замещающими). У7.Взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями (лицами, их замещающими) по вопросам проведения музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольной образовательной организации. У8. Использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе. У9. Выявлять музыкально-одаренных детей. У10. Осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении музыкальных занятий и музыкального досуга. У11.Анализировать подготовку, занятий, праздников и развлечений. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. ОК.12 Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и т.п. ОК. 13 Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей. ОК.14 Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. | П1. Демонстрация системы знаний по теоретическим основам музыкального образования дошкольников. П2. Демонстрация системы знаний по методическим основам музыкального образования дошкольников. | К1. Точность и правильность выбора ответа по теоретическим основам музыкального образования дошкольников № 1-33 К2. Точность и правильность выбора ответа по методическим основам музыкального образования дошкольников № 33-60 | Задание № 1 Тестовое задание с выбором одного ответа. №1- 60 | Другие формы контроля |
ПК1.1.Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных организациях, планировать их. ПК1.2.Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных организациях. ПК1.3.Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей. ПК1.4.Анализировать музыкальные занятия и досуговые мероприятия. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих ОК 12. Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и т.п. ОК 13. Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей ОК 14. Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде ОК 15. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ОК 16. Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) | П3. Наличие целей и задач в проведении фрагмента музыкального занятия. П4. Разработка плана-конспекта видов музыкальной деятельности в соответствии с целеполаганием; П5. Демонстрация мультимедийной презентации фрагмента музыкального занятия. П6. Прогнозирование результатов обучения по конкретному виду деятельности на музыкальном занятии. | К3. Логическое выстраивание, структурирование содержания фрагмента музыкального занятия в соответствии с целями и задачами. К4. Соответствие музыкально-методического материала теме, целям и задачам фрагмента музыкального занятия К5. Методически грамотная обоснованность выбора методов и приемов проведения фрагмента музыкального занятия в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. К6. Соответствие презентации фрагменту музыкального занятия требованиям к дизайну и оформлению. | Практическое задание №2 Проведение фрагмента музыкального занятия с показом методики работы по одному из видов музыкальной деятельности (восприятие и вокально-хоровая работа) | Другие формы контроля |
1.2. Организация контроля и оценивания
Форма промежуточной аттестации | Организация контроля и оценивания |
Другие формы контроля. | Накопительная система оценивания по результатам выполнения заданий №1, №2. |
1.3. Материально-техническое обеспечение контрольно-оценочных мероприятий.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методические комплексы;
- инструмент фортепиано;
- комплект детских музыкальных инструментов
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- мобильный класс;
- интерактивная доска;
- звуковоспроизводящая аппаратура.
Наглядные средства обучения:
- фланелеграф;
- музыкальная лесенка;
- ритмические карточки;
- иллюстрации к музыкальным произведениям;
- фонохрестоматии по музыкальным занятиям
2. Комплект оценочных средств.
2.1. Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по МДК 01.01 «Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных организациях» ПМ.01. «Организация и проведение музыкальных занятий и музыкального досуга».
В состав комплекта входят задания для экзаменуемыхи пакет экзаменатора (эксперта).
Задание №1 Выполнить тестовые задания, выбрав один ответ из предложенных вариантов. | ||
Коды и наименования проверяемых компетенций | Показатели оценки Выбор одного ответа из предложенных | Критерии оценки |
ОК1- ОК5, ОК8-ОК9,ОК11-ОК14 З1-З8 | П1-П2. | К1-К2. |
Условия выполнения задания 1Максимальное время выполнения задания: 25 минут. 2. Место выполнения задания: в учебной аудитории образовательного учреждения БУ НСГК. 3. Необходимо ответить на 60 вопросов. За верное выполнение заданий экзаменуемый получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 60 тестовых заданий – 60 баллов. Задания с выбором ответа Задача (вопрос): Пример: 28. Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма – это музыкальные: А) навыки; Б) способности; В) умения. Правильный ответ 28 – Б |
Практическое задание №2 Провести фрагмент музыкального занятия с показом методики работы по одному из видов музыкальной деятельности (восприятие и вокально-хоровая работа) | ||
Коды и наименования проверяемых компетенций | Показатели оценки | Критерии оценки |
ПК.1.1-ПК.1.4. ОК 1-9, ОК11-ОК16 | П3-П6. | К3-К6. |
Условия выполнения задания 1. Максимальное время выполнения задания: 25 минут. 2. Место выполнения задания: в учебной аудитории образовательного учреждения БУ НСГК. 3. Вы можете воспользоваться:изданиями программ по музыкальному воспитанию дошкольников, соответствующих требованиям ФГОС, алгоритмами составления различных видов музыкальной деятельности. Формулировка задания Текст задания: Провести фрагмент музыкального занятия с показом методики работы по одному из видов музыкальной деятельности (восприятие и вокально-хоровая работа). |
ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА | ||
Задание № 1. Выполнить тестовые задания, выбрав один ответ из предложенных вариантов. Практическое задание № 2.Провести фрагмент музыкального занятия с показом методики работы по одному из видов музыкальной деятельности (восприятие и вокально-хоровая работа). | ||
Результаты освоения (объекты оценки) | Критерии оценки результата | Отметка о выполнении |
ПК1.1.Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных организациях, планировать их. ПК1.2.Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных организациях. ПК1.3.Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей. ПК1.4.Анализировать музыкальные занятия и досуговые мероприятия. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. ОК.12 Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и т.п. ОК. 13 Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей. ОК.14 Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. ОК 15. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ОК 16. Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности). | К1. Точность и правильность выбора ответа по теоретическим основам музыкального образования дошкольников. К2. Точность и правильность выбора ответа по методическим основам музыкального образования дошкольников. К3. Логическое выстраивание, структурирование содержания фрагмента музыкального занятия в соответствии с целями и задачами. К4. Соответствие музыкально-методического материала теме, целям и задачам фрагмента музыкального занятия. К5. Методически грамотная обоснованность выбора методов и приемов проведения фрагмента музыкального занятия в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. К6. Соответствие презентации фрагменту музыкального занятия требованиям к дизайну и оформлению. | Задание № 1. Выполнение тестовых заданий, выбрав один ответ из предложенных вариантов. Практическое задание № 2. Проведение фрагмента музыкального занятия с показом методики работы по одному из видов музыкальной деятельности (восприятие и вокально-хоровая работа). |
Шкала оценивания образовательных достижений
Процент результативности: Задание № 1, Задание № 2.
49-70 баллов – 70 –100% – зачтено
48 баллов - менее 70% – не зачтено
№ | Задание № 1 Выполнить тестовые задания, выбрав один ответ из предложенных. | Баллы |
К1. | Точность и правильность выбора ответа по теоретическим основам музыкального образования дошкольников. | 33 вопроса (№1-33) 33 баллов |
Экзаменуемыйверно выбрал вариант ответа. | 1 | |
Экзаменуемый неверно выбрал вариант ответа. | 0 | |
К2. | Точность и правильность выбора ответа по методическим основам музыкального образования дошкольников. | 27 вопросов (№33-60) 27 баллов |
Экзаменуемыйверно выбрал вариант ответа | 1 | |
Экзаменуемыйневерно выбрал вариант ответа. | 0 | |
Максимальное количество баллов по критериям (К1-К2) | 60 |
Логическое выстраивание, структурирование содержания фрагмента музыкального занятия в соответствии с целями и задачами.
К4. Соответствие музыкально-методического материала теме, целям и задачам фрагмента музыкального занятия.
К5. Методически грамотная обоснованность выбора методов и приемов проведения фрагмента музыкального занятия в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
К6. Соответствие презентации фрагменту музыкального занятия требованиям к дизайну и оформлению.
№ | Практическое задание № 2 Провести фрагмент музыкального занятия с показом методики работы по одному из видов музыкальной деятельности (восприятие и вокально-хоровая работа). | Баллы |
К3. | Логическое выстраивание, структурирование содержания фрагмента музыкального занятия в соответствии с целями и задачами. | |
Экзаменуемый логически выстроил, структурировал содержание фрагмента музыкального занятияв соответствии с целями и задачами. | 2 | |
Экзаменуемый допустил некоторые неточности в структурировании содержания фрагмента музыкального занятияв соответствии с целями и задачами. | 1 | |
Экзаменуемый неверно выстроил, структурировал содержание фрагментамузыкального занятия, несоответствие его с целями и задачами. | 0 | |
К4 | Соответствие музыкально-методического материала теме, целям и задачам фрагмента музыкального занятия. | |
Музыкально-методический материал подобран экзаменуемым в точном соответствии с темой, целями и задачам фрагмента музыкального занятия. | 2 | |
Музыкально-методический материал подобран экзаменуемым с некоторым несоответствием с темой, целями и задачамфрагмента музыкального занятия. | 1 | |
Музыкально-методический материал подобран экзаменуемым не в соответствии с темой, целями и задачамфрагмента музыкального занятия. | 0 | |
К5. | Методически грамотная обоснованность выбора методов и приемов проведения фрагмента музыкального занятия в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. | |
Экзаменуемый методически грамотно обосновывает выбор методов и приемов проведения фрагмента музыкального занятия в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. | 2 | |
Экзаменуемый с некоторыми неточностями обосновывает выбор методов и приемов проведения фрагмента музыкального занятия в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. | 1 | |
Экзаменуемый неверно обосновывает выбор методов и приемов проведения фрагмента музыкального занятия, без соответствия с возрастными особенностями обучающихся. | 0 | |
К6. | Соответствие презентации фрагмента музыкального занятия требованиям к дизайну и оформлению. | |
Представленная презентация фрагмента музыкального занятия составлена экзаменуемым в соответствии с требованиями к дизайну и оформлению. | 2 | |
Представленная презентация фрагмента музыкального занятия составлена экзаменуемым с некоторыми погрешностями к дизайну и оформлению. | 1 | |
Представленная презентация фрагмента музыкального занятия не соответствует требованиям к дизайну и оформлению. | 0 | |
Максимальное количество баллов по критериям (К3-К6) | 10 | |
Максимальное количество баллов по критериям двух заданий (К1-К6) | 70 |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Комплект контрольно-оценочных средств
для оценки результатов освоения МДК01.01 «Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных организациях»
ПМ.01 «Организация музыкальных занятий и музыкального
досуга в дошкольной образовательной организации»
в рамкахосновной профессиональной образовательной программы
по специальности СПО53.02.01 Музыкальное образование
год начала подготовки по учебному плану 2017
Нижневартовск,2017
Разработчики:
Ахметова М.В., преподаватель БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
- Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
1.1 Область применения комплекта оценочных средств
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения профессионального модуля «Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольных образовательных организациях» для специальности 53.02.01 Музыкальное образование.
Объекты оценивания | Показатели | Критерии | Тип задания, № задания | Форма аттестации (в соответствии с учебным планом), форма экзамена |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Обучающийся должен знать З1.Психолого-педагогические основы музыкального образования дошкольников; З2.Содержание современных программ; З3.Детский репертуар, принципы его отбора и систематизации; З4. Методы и формы организации музыкальной деятельности; З5. нетрадиционные формы проведения музыкальных занятий, - использование нетрадиционных форм музыкальных занятий З6. разные методы контроля учебных знаний обучающихся, диагностика музыкальных способностей: тестовые задания, музыкальные викторины, творческие задания по выработанным показателям и критериям З7. современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. З8. виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона Уметь: У1. Отбирать содержание и организовывать музыкально-слушательскую и музыкально-исполнительскую деятельность детей дошкольного возраста; У2. Использовать различные средства, методы, формы организации деятельности детей на занятиях и досуговых мероприятиях с учетом возрастных особенностей детей; У3. Организовывать и проводить репетиции при подготовке к праздникам; У4. проводить психолого-педагогические диагностики по определению творческого потенциала детей; У5. осуществлять поиск информации в Интернете и базах данных; - использовать приемы и соблюдать правила начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ; ПК1.1. Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольной образовательной организации, планировать их. ПК1.2. Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных организациях. ОК.17. Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона ПК1.3. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей. ПК1.4. Анализировать музыкальные занятия и досуговые мероприятия ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК.12 Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и т.п. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК.16 Владеть ИКТ - компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК7.Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс музыкального образования дошкольников. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК.14 Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК.15 Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ОК11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. | Планирование музыкального занятия (фрагмента) в соответствии с темой, целями и задачами. Владение методами, формами, приемами и технологиями организации деятельности дошкольников в соответствии с индивидуальными особенностями группы. Осуществление текущего и итогового контроля деятельности дошкольников с учетом особенностей возраста, группы и отдельных детей. Владение ИКТ-компетентностями: общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ- компетентность соответствующей области человеческой деятельности). Осуществление анализа и самоанализа музыкального занятияи досугового мероприятия в соответствии с предложенными схемами. Организация собственной деятельности, направленной на эффективноерешение профессиональных задач. Оценка степени риска и принятие оптимальных решений в нестандартных ситуациях Осуществление поиска, анализа и оценки значимости и возможности применения информации для решения профессиональных задач, профессионального и личностного роста. Владение средствами ИКТ для совершенствования процесса обучения дошкольников Умение работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. Владение способами целеполагания на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, методами и приемами мотивации и контроля деятельности детей дошкольного возраста. Соблюдение требований к ведению документации, обеспечивающей организацию деятельности детей дошкольного возраста. Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса Умение планировать самообразование, саморазвитие, профессиональное самосовершенствование и повышение квалификации Готовность и способность осуществлять профессиональную деятельности в условиях внедрения ФГОС: обновление целей, содержания, смены технологий в области музыкального образования дошкольников. Владение технологиями здоровьесбережения и применение их на музыкальных занятиях и досуговых мероприятиях. Знание правовых норм, регулирующих профессиональную деятельность, и умение им следовать | Соответствие цели и задач музыкального занятия требованиям ФГОС, программы указанного УМК, возрастным и индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста (в т.ч. одаренных детей и дошкольников, имеющих трудности в развитии). Определение структуры музыкального занятия в соответствии с типом. Соответствие содержания, форм, методов и приемов целям, задачам и планируемым результатам музыкального занятия. Рациональное распределение времени на все этапы музыкального занятия. Использование различных средств обучения. Соответствие результатов музыкального занятия поставленным цели и задачам. Соответствие психолого-педагогических, санитарно-гигиенических требований нормативным требованиям и требованиям СанПин к проведению музыкальных занятий. Соответствие используемого стиля педагогического общения целям и задачам деятельности, возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников. Владение средствами ИКТ для организации контроля и оценки результатов обучения. Обоснованность выбора методов и средств контроля и оценки процесса и результатов обучения. Соблюдение логики анализа музыкального занятия. Обоснованность выводов в процессе анализа. Взаимодействие в диалоге с сокурсниками, преподавателями. Формулирование предложений по совершенствованию и коррекции музыкальных занятий и досуговых мероприятий. Обоснованность и эффективность осуществления целеполагания, планирования и организации собственной деятельности. Оптимальный выбор методов решения профессиональных задач, педагогической самодиагностики. Объективность и эффективность анализа методов решения профессиональных задач, результатов педагогической деятельности. Проявление самостоятельности, инициативы при решении профессиональных задач. Рациональное распределение времени на все этапы решения профессиональной задачи. Наличие положительных отзывов о профессиональной деятельности. Объективность оценки степени риска и принятие оптимальных решений в нестандартной ситуации на основе грамотного и оперативного анализа. Своевременное проведение эффективных профилактических мер для снижения риска в профессиональной деятельности на основе прогнозирования развития ситуации. Оперативность и самостоятельность поиска, анализа, оптимальность выбора информационных ресурсов различного типа, необходимых для постановки и решения профессиональных задач и личностного роста. Объективная оценка значимости и возможности применения информации для решения профессиональных задач и личностного роста. Самостоятельность поиска информации в нестандартной ситуации. Умение пользоваться источниками различных информационных ресурсов в области музыкального образования дошкольников Умение проектировать способы решения профессиональных задач с использованием средств ИКТ Эффективное владение средствами ИКТ для совершенствования процесса обучения дошкольников. Соблюдение психолого-педагогических и санитарно-гигиенических условий использования информационно-коммуникационных технологий в обучении Соблюдение норм делового общения и деловой этики во взаимодействии с дошкольниками, руководством, коллегами и социальными партнерами. Аргументированная трансляция своей точки зрения, умение учитывать позицию других членов команды при выработке совместного решения профессиональных задач. Эффективность организации коллективной (командной) работы в профессиональной деятельности. Объективность анализа успешности коллективной (групповой) работы, путей ее совершенствования Эффективность целеполагания на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, в соответствии с требованиями стандарта, программ. Оптимальность методов, приемов мотивации деятельности детей дошкольного возраста. Объективность и своевременность контроля деятельности обучающихся. Готовность организовывать и контролировать работу дошкольников на музыкальных занятиях с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. Проявление ответственности за качество образовательного процесса. Оформление технологических и диагностических карт, отчетной документации. Мотивированность на педагогическую профессию. Проявление устойчивого интереса к истории развития, ценностным ориентациям содержанию и технологиям педагогической деятельности, к личности ребенка как субъекта педагогического процесса. Эффективность выполнения заданий в рамках обучения по профессии. Позиционирование себя в роли музыкального руководителя (осознание функций будущей профессии, их реализация в процессе педагогической деятельности и др.) Точное и полное описание квалификационной характеристики музыкального руководителя, формулирование и аргументация требований к личности современного педагога. Проявление интереса к психолого-педагогической и методической литературе, к инновациям в области музыкального образования Самостоятельное, систематическое, осознанное планирование самообразования и повышения квалификации в соответствии с современными требованиями и на основе анализа собственной деятельности. Грамотное, корректное формулирование и аргументация темы самообразования и способов ее реализации Обоснованный выбор методов и способов личностного развития. Использование актуальных педагогических технологий обучения. Владение технологией реализации деятельностного подхода в музыкальном образовании дошкольников. Соблюдение психолого-педагогических требований, санитарно-гигиенических норм к проведению музыкальных занятий и досуговых мероприятий. Владение технологиями здоровьесбережения и применение их на музыкальных занятиях и досуговых мероприятиях. Свободная ориентация в нормативно-правовой, законодательной базе, регулирующей профессиональную деятельность. Грамотное использование нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в области музыкального образования, в своей профессиональной деятельности. | Разработайтетехнологическую карту музыкального занятия или досугового мероприятия портфолио | Экзамен Квалифика- ционный |
1.2. Организация контроля и оценивания
Форма промежуточной аттестации | Организация контроля и оценивания |
Экзамен квалификационный | - выполнение проектного (практического) задания - собеседование по портфолио документов |
1.3. Материально-техническое обеспечение контрольно-оценочных мероприятий
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методические комплексы;
- инструмент фортепиано;
- комплект детских музыкальных инструментов
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- мобильный класс;
- интерактивная доска;
- звуковоспроизводящая аппаратура.
Наглядные средства обучения:
- фланелеграф;
- музыкальная лесенка;
- ритмические карточки;
- иллюстрации к музыкальным произведениям;
- фонохрестоматии по музыкальным занятиям
2. Комплект оценочных средств
2.1. В состав комплекта входят проектное (практическое) задание для экзаменуемых, пакет экзаменатора (эксперта), требования к структуре и содержанию портфолио. Задания проверяют освоение группы компетенций, соответствующих определенным разделам модуля.
Задание № 1. Практическое задание
Практическое задание | |||
Коды и наименования проверяемых компетенций | Показатели оценки | Критерии оценки | С учетом ПС |
ПК1.1.Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных организациях, планировать их. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Планирование музыкального занятия и досугового мероприятия (фрагмента) в соответствии с темой, целями и задачами. Организация собственной деятельности, направленной на эффективное решение профессиональных задач Осуществление поиска, анализа и оценки значимости и возможности применения информации для решения профессиональных задач, профессионального и личностного роста. | К1. Соответствие цели и задач музыкального занятия требованиям ФГОС, программы указанного УМК, возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников (в т.ч. одаренных детей и детей, имеющих трудности в обучении). К2. Определение структуры музыкального занятия в соответствии с типом и специфическими особенностями. К3. Соответствие содержания, форм, методов и приемов целям, задачам и планируемым результатам музыкального занятия - Обоснованность и эффективность осуществления целеполагания, планирования и организации собственной деятельности. - Оптимальный выбор методов решения профессиональных задач, педагогической самодиагностики. - Объективность и эффективность анализа методов решения профессиональных задач, результатов педагогической деятельности. - Проявление самостоятельности, инициативы при решении профессиональных задач. - Рациональное распределение времени на все этапы решения профессиональной задачи. - Наличие положительных отзывов о профессиональной деятельности. Оперативность и самостоятельность поиска, анализа, оптимальность выбора информационных ресурсов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.), необходимых для постановки и решения профессиональных задач и личностного роста. Объективная оценка значимости и возможности применения информации для решения профессиональных задач и личностного роста. Самостоятельность поиска информации в нестандартной ситуации. Умение пользоваться источниками различных информационных ресурсов в области музыкального образования дошкольников | Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и т.п. Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
ПК 1.2. Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных организациях. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | Владение методами, формами, приемами и технологиями организации учебной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с индивидуальными особенностями группы. Оценка степени риска и принятие оптимальных решений в нестандартных ситуациях Владение средствами ИКТ для совершенствования процесса музыкального обучения дошкольников | К4. Рациональное распределение времени на все этапы музыкального занятия. К5. Использование на музыкальных занятиях различных средств обучения. К6. Соответствие результатов музыкального занятия поставленным цели и задачам. К7. Соответствие психолого-педагогических, санитарно-гигиенических требований нормативным требованиям и требованиям СанПин к проведению музыкальных занятий. К8. Соответствие используемого стиля педагогического общения целям и задачам учебной деятельности, возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников. - Объективность оценки степени риска и принятие оптимальных решений в нестандартной ситуации на основе грамотного и оперативного анализа. - Своевременное проведение эффективных профилактических мер для снижения риска в профессиональной деятельности на основе прогнозирования развития ситуации. - Умение проектировать способы решения профессиональных задач с использованием средств ИКТ музыкального образования дошкольников. - Эффективное владение средствами ИКТ для совершенствования процесса обучения дошкольников. - Соблюдение психолого-педагогических и санитарно-гигиенических условий использования информационно-коммуникационных технологий в обучении. | |
ПК 1.3. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей. | Осуществление текущего и итогового контроля деятельности дошкольников на музыкальном занятии с учетом особенностей возраста, группы и отдельных детей дошкольного возраста. | К9. Владение средствами ИКТ для организации контроля и оценки результатов обучения. К10. Обоснованность выбора методов и средств контроля и оценки процесса и результатов обучения. | |
ПК 1.4. Анализировать музыкальные занятия и досуговые мероприятия. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | Осуществление анализа и самоанализа музыкального занятия в соответствии с предложенными схемами. Умение работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | К11. Соблюдение логики анализа музыкального занятия и досугового мероприятия. Обоснованность выводов в процессе анализа. К12. Взаимодействие в диалоге с сокурсниками, преподавателями. К13. Формулирование предложений по совершенствованию и коррекции музыкальных занятий. Соблюдение норм делового общения и деловой этики во взаимодействии с обучающимися, руководством, коллегами и социальными партнерами. Аргументированная трансляция своей точки зрения, умение учитывать позицию других членов команды при выработке совместного решения профессиональных задач. Эффективность организации коллективной (командной) работы в профессиональной деятельности. Объективность анализа успешности коллективной (групповой) работы, путей ее совершенствования. | |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса | Владение способами целеполагания на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, методами и приемами мотивации и контроля деятельности дошкольников. | Эффективность целеполагания на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, в соответствии с требованиями стандарта, программ. Оптимальность методов, приемов мотивации деятельности дошкольников. Объективность и своевременность контроля деятельности детей дошкольного возраста. Проявление ответственности за качество образовательного процесса. | |
Условия выполнения задания 1. Максимальное время выполнения задания: до 15 минут на представление и защиту выполненного задания. 2 .При выполнении задания разрешается использовать: - ФГОС;другие нормативно-правовые и методические материалы (Программы; учебники). - учебно-методические комплексы для реализации программ - материалы портфолио: методические и дидактические; - персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением – рабочее место преподавателя; - интерактивную доску с мультимедиапроектором; - инструмент фортепиано; - мобильный класс. Формулировка задания Часть А. Разработать и представитьтехнологическую картутипового (традиционного) музыкального занятия по выбранным темам в соответствии с предложенной таблицей. Часть В.Продемонстрировать фрагмент музыкального занятиясо студентами группы в учебной аудитории в реальных (модельных) условиях «здесь и сейчас» по следующим видам музыкальной деятельности дошкольников в разных по возрасту группах (по выбору): пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры. |
Задание № 2 Презентация Портфолио
Собеседование по Портфолио документов Оценка Портфолио, презентации и защиты портфолио | ||
Коды и наименования проверяемых компетенций | Показатели оценки | Критерии оценки |
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс музыкального образования дошкольников. | Соблюдение требований к ведению документации, обеспечивающей организацию учебной деятельности дошкольников. | К14. Оформление технологических и диагностических карт, отчетной документации |
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса | Мотивированность на педагогическую профессию. Проявляет устойчивый интерес к истории развития, ценностным ориентациям, содержанию и технологиям педагогической деятельности, к личности ребенка как субъекта педагогического процесса. Эффективность выполнения заданий в рамках обучения по профессии. Позиционирование себя в роли музыкального руководителя (осознание функций будущей профессии, их реализация в процессе педагогической деятельности и др.) Точное и полное описание квалификационной характеристики музыкального руководителя, формулирование и аргументация требований к личности современного педагога. Проявление интереса к психолого-педагогической и методической литературе, к инновациям в области музыкального образования |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Умение планировать самообразование, саморазвитие, профессиональное самосовершенствование и повышение квалификации | Самостоятельное, систематическое, осознанное планирование самообразования и повышения квалификации в соответствии с современными требованиями и на основе анализа собственной деятельности. Грамотное, корректное формулирование и аргументация темы самообразования и способов ее реализации Обоснованный выбор методов и способов личностного развития. |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий | Готовность и способность осуществлять профессиональную деятельности в условиях внедрения ФГОС: обновление целей, содержания, смены технологий в области музыкального образования дошкольников. | Использование актуальных педагогических технологий обучения. Владение технологией реализациидеятельностного подхода в музыкальном образовании дошкольников. |
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей | Владение технологиями здоровьесбережения и применение их на музыкальном занятии и досуговом мероприятии. | Соблюдение психолого-педагогических требований, санитарно-гигиенических норм к проведению музыкальных занятий и досуговых мероприятий.Владение технологиями здоровьесбережения и применение их на музыкальных занятиях и досуговых мероприятиях. |
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих | Знание правовых норм, регулирующих профессиональную деятельность, и умение им следовать | Свободная ориентация в нормативно-правовой, законодательной базе, регулирующей профессиональную деятельность. Грамотное использование нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в области музыкального образования дошкольников, в своей профессиональной деятельности. |
ЗАДАНИЕ: Представьте портфолиоОсновные требования Требования к структуре и оформлению Портфолио: Приложение 1. Требования к презентации и защите Портфолио: до 5 минут на представление и защиту портфолио. |
2.3. Задание для экзаменуемых
Задание №1
1. Представьте разработанную технологическую карту музыкального занятия.
К разработке технологической карты будут предложены темы музыкальных занятий и досуговых мероприятий:
1.«Знакомство»
2.«Путешествие в музыкальный зал»
3. «Разучивание песни об осени»
4.«Классическая музыка»
5.«Музыкальные инструменты»
6.«Музыка и природа»
7.«Знакомство с композитором»
8.«О снежинке»
9. «Разучивание песни о зиме»
10.«Музыка в жизни человека»
11.«Оркестр»
12. «Ритм и темп»
13.«Масленица»
14.«Мамин праздник»
15.«Приметы весны»
16.«Ударные инструменты»
17.«Музыка в повседневной жизни детского сада»
18.«Народные песни»
19.«Профессия: дирижёр»
20.«Танцевальные жанры: вальс, полька, марш»
Инструкция:
- Разработайте технологическую карту музыкального занятия в соответствии с представленной таблицей по заданной теме.
№ | Этапы музыкального занятия | Цель Задачи | Содержание педагогического взаимодействия | Методы и приемы . | |
Деятельность музыкального руководителя | Деятельность дошкольников |
- На заданную тему составьте план-конспект фрагмента музыкального занятия по определенному виду деятельности с мультимедийной презентацией до 5 слайдов.
Содержание фрагмента занятия | Ход фрагмента занятия по определенному виду деятельности | Музыкальный материал, наглядные пособия |
- Продемонстрировать фрагменты музыкального занятия со студентами группы в учебной аудитории в реальных (модельных) условиях «здесь и сейчас» по следующим видам музыкальной деятельности дошкольников в разных по возрасту группах (по выбору): пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактическая игра.
Задание №2 Презентация портфолио
Требования к структуре и оформлению портфолио:
Перечень документов, входящих в портфолио: Общие сведения (титульный лист, наименование образовательного учреждения,информация об авторе портфолио; сопроводительное письмо автора с кратким описанием портфолио, с определением его цели и задач). Виды музыкальной деятельности детей на музыкальных занятиях: Музыкально-образовательная деятельность (сведения о композиторах, наглядные пособия к тематике занятий, иллюстрации картин к музыкальным произведениям и теме занятия,) Игровая деятельность (музыкально-дидактические игры и пособия примеры загадок о временах года, скороговорок, долгоговорок, четверостиший), восприятие (слушание), вокально-хоровая работа (пение, примеры песен-попевок на одном звуке, споследовательным восходящим и нисходящим движением с наглядностью, примеры логопедических упражнений), музыкально-ритмические движения, игра на ДМИ оркестровые партитуры для игры на детских музыкальных инструментах, досуговая деятельность (сценарии). Разработки конспектов музыкальных занятий по всем возрастным группам и видам деятельности, разработки конспектов досуговых мероприятий: праздников и развлечений тематического характера, современные образовательные программы для дошкольных ОО:, , , , перечень методической литературы, , разработки бесед о музыкальном произведении и песне, наличие вокально-хоровых упражнений для развития музыкальных способностей, ритмических упражнений и партитур для разных возрастов, ритмизованных потешек, планы анализа и самоанализа музыкального занятия, план работы над песней, таблицы диагностики способностей детей дошкольного возраста и др. самостоятельно подобранные материалы по специальности. Основные требования Требования к оформлению портфолио: Творческая (методическая) папка-копилка будущего музыкального руководителя должна быть оформлена грамотно, эстетично, красочно, последовательно: материал должен находиться под разделами, соответствующими содержанию. Требования к презентации и защите портфолио: Защита портфолио проходит в учебной аудитории после показа-демонстрации практического задания, материалы из папки могут быть использованы в ходе выполнения практического задания, как дополнительный и основной материал (иллюстрации, наглядности-картинки, поэтическое слово, какое-либо упражнение, музыкально-дидактическая игра) Содержание папки просматривается экзаменатором и, в случае необходимости, задаются вопросы по разделам работы, оформлению и наполняемости, рассматривается методическая направленность материалов, грамотность их представления Критерии оценивания: - Информационная культура оформления портфолио (достоверность данных, актуальность, наглядность в оформлении результатов, культура цитирования, оформление титульной страницы, структурированность, технологичность); - Организационная культура сбора и оформления материалов (аккуратность и тщательность выполнения, наглядность результатов работы, качество работы с первоисточниками, целостность, тематическая завершенность представленных материалов и др.); - Демонстрация прогресса и развития студента (демонстрация уровня усвоения материала, способность к анализу и оценке учебного и профессионального опыта); - Развитие навыков рефлексии. - Оформление, общее эстетическое целостное восприятие; - Грамотность, культура устной и письменной речи, владение профессиональной лексикой, проявленные в процессе презентации портфолио. |