Мои работы
В помощь коллегам
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"Благословен же будь отныне судьбою вверенный мне дар..." А.С. Пушкин
Круг вопросов, который предполагает проблема Свободен ли писать, что хочет? Импровизатор или мастер? Вдохновение или «злоба дня» движут пером поэта? Как строить отношения с читателем?
Лицейский период Муза и вдохновение – ключевые понятия проблемы, которая решается в духе романтиков. «Муза» - «дева тайная», «свирель», «вся в локонах, обвитая венком» - все атрибуты романтической поэзии. Сам поэт – служитель в храме Аполлона, в храме красоты (влияние Жуковского, Батюшкова)
Лицейский период творчества Пушкина часто характеризуют как подражательный. Он искал свой идеал в уже установившихся формах и образцах. Стихотворение “Городок” (1815) можно считать своеобразной литературной программой молодого поэта. В нем мы видим образ поэта-избранника, оставшийся с Пушкиным на всю жизнь: Он к солнцу воспарит, Превыше смертных станет, И слава громко грянет: “Бессмертен ввек пиит”. Лицейский период
"К другу-стихотворцу" 1814г. Лирический герой подчеркивает отрицательные стороны поэтического поприща : " на Пинде лавры есть, но есть там и крапива...", "хорошие стихи не так легко писать", "не так, любезный друг, писатели богаты". В итоге он дает Аристу дельный совет не подражать стихотворцу, не писать стихов. Юный поэт уверяет друга: « …Счастлив, кто, ко стихам не чувствуя охоты, Проводит тихий век без горя, без заботы...» Пинд — горы на Западе Балканского полуострова, в северной части Греции и в Албании (северные предгорья). Самая крупная горная система Греции.
Петербургский период. «Друг человечества» «Вольность» (ода) Приди, сорви с меня венок, Разбей изнеженную лиру. Хочу воспеть свободу миру, На тронах поразить порок Муза теперь – «гордая девица свободы» Поэт – «друг человечества», « О если б голос мой умел сердца тревожить!» Назначение поэзии – «Сердца тревожить», взывая к соц. справедливости. (Влияние поэтов – декабристов, напоминавших о сане гражданина).
Петербургский период (1817-1820) поэт входит в круг передовой дворянской молодежи, где в дискуссиях рождается программа будущего переустройства России. Рождаются «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву». Закон, дарованный монархом, а не взятый насильственно, могуч и является одинаковым для всех, включая и самого монарха. Участие поэта в приближении “минуты вольности святой” дает ему возможность “воспеть свободу миру, на тронах поразить порок” и, в то же время, преподнести “урок царям”, указать им путь к “народов вольности и покою”.
Южный период «Поэт и толпа», «Свободы сеятель пустынный», «Разговор книгопродавца с поэтом» Духовный кризис и в решении этой проблемы. Обнаружение конфликта ПОЭТА и ТОЛПЫ. Паситесь мирные народы, Вас не разбудит чести клич. Поэт живет в сфере духа, поисков идеала абсолютной свободы («Я всем чужой») Толпа – суетна, не разбужена, утилитарное отношение к искусству.
Южная ссылка (1820-1824) Обращение к романтизму, появляется мотив бегства от людской толпы, от оков света, сплетен, предрассудков, суетных желаний и “порочных убеждений”: .. Лети, корабль, неси меня к пределам дальним По грозной прихоти обманчивых морей. Но только не к брегам печальным Туманной родины моей…
Поэт погружается в мир воспоминаний и мечтаний о недостижимой свободе. Они, а не мимолетные радости или иллюзии, становятся завершением исканий поэта в романтическом направлении, представленном в стихотворении “К морю” (1824): Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн , Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн.
”Разговор книгопродавца с поэтом “ (1824) Какой-то демон обладал Моими играми, досугом, За мной повсюду он летал, Мне звуки дивные шептал... Мы видим попытку осмыслить результаты поэтических трудов, перенести на бумагу образ самого вдохновения, а не только его результаты:
“Что слава! - Яркая заплата на ветхом рубище певца. Нам нужно злата, злата, злата...” Книгопродавец соглашается с поэтом, правда, по другой причине: Особенно пристально рассматриваются отношения дарования и славы: Блажен, кто молча был поэт И, терном славы не увитый, Презренной чернию забытый, Без имени покинул свет!
1824-1836 гг. Реалистический период 1826 г. - «Пророк»- поэт – носитель божественной истины, пророк, идущий к людям («глаголом жги») 1827 г. – «Поэт». Тема ст -я – исследование двойной природы личности поэта: слабый, греховный «средь детей ничтожных мира», быть может, «всех греховней он». Но! главное – он ТВОРЕЦ, ПРОРОК. Это ст -е – о непостижимости природы поэтического вдохновения, которое всегда иррационально. Нельзя свою поэзию пристегивать к «злобе дня», к утилитарным темам. И все же поэт отвечает на вопрос, что такое вдохновение: РЕЗУЛЬТАТ БОЖЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ, РЕЗУЛЬТАТ ТРУДА «Миг вожделенный настал, закончен мой труд благородный»
Личные мотивы наполняются философским содержанием. Мотив избранничества поэта звучит и в стихотворении “ Арион ” (1827), в основе которого лежит известный античный миф о древнегреческом певце Арионе . Символика стихотворения близка к романтической традиции, творчество рассматривается как духовный талисман, защищающий его обладателя от любых жизненных перипетий и стихий. Михайловское (1824-1826)
Что есть поэт? «Пророк» 1826г. В романтический период Пушкин часто пользовался мифологическими образами: Музы, Аполлон, Пегас. В реалистический период в его лексику входят церковнославянизмы. Поэт = Пророку. Композиционный анализ Стих-е не разбито на строфы - это целостный монолог л.г .(и все - таки 3 части)
“Пророк” (1826). И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассёк мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнём, Во грудь отверстую водвинул . Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь , и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами лёгкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье .
1)Какова смысловая нагрузка первых четырех строк? Какова роль самого героя в его превращении? 2) Как происходит мучительная операция по превращению простого человека в Пророка? Прокомментируйте смысл всех эпитетов, характеризующих новые способности героя (зрение – какое, слух –какой, язык…сердце). 3)Что превратило «труп» в пророка? В чем его предназначение? Что означает последняя строчка? Подумайте над вопросами
Это стихотворение стало символом высшего понимания поэтического служения. Человек превращается в истинного поэта, высокой миссией которого является “глаголом жечь сердца людей”.
« Арион » (1827) Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны веслы . В тишине На руль склонясь , наш кормщик умный В молчанье правил грузный чёлн; А я — беспечной веры полн , — Пловцам я пел... Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный... Погиб и кормщик, и пловец! Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою.
«Поэт и толпа» (1828) Зачем так звучно он поет? .. Как ветер песнь его свободна, Зато как ветер и бесплодна: Какая польза нам от ней? *** Подите прочь - какое дело Поэту мирному до вас! В разврате каменейте смело, Не оживит вас лиры глас! По мнению Пушкина, поэты рождаются «для вдохновенья, для звуков сладких и молитв».
«Эхо» (1831) Автор сравнивает творческую деятельность поэта с эхом: … На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг.... Тебе ж нет отзыва.... Таков И ты, поэт!..
Пушкин создает образ поэта, борющегося за свободу выражения своих мыслей, за правдивость поэзии, за свою независимость от власти денег и толпы. Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной: Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. «Поэту» (1830)
«В это стихотворение вложена жизнь, вся жизнь поэта» Гораций – Державин(18в.) – Пушкин (19в.) «Гениальность лишила его способности быть хорошим социальным животным, испортила в нем обывателя» Публика травила, журналы травили, двор смеялся, духовное одиночество. Сестра: «Куда ему, с его высокой душой, окунуться в самую обыденную прозу »
Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца. “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836)
Сюжет стихотворения – судьба Пушкина, миссия поэта. 1 строфа Александрийский столп - неодушевленный символ безжизненного, мертвого, всего проходящего, всей земной иерархии, царя, вельмож Цари Поэты Преходящи Вечны Яркая звукопись ррр - рокотание грома 2 строфа Гораций : «Часть меня лучшая избежит похорон» Державин : «Часть моя большая по смерти будет жить» Пушкин : «Душа в заветной лире мой прах переживет» (Весь останусь жить)
3 строфа Образ будущего. Руси великой ( Русь – домашнее, ласковое слово, разные языки будут знать меня, т.к. я писал об общечеловеческом ) 4 строфа Державин : «Истину царям с улыбкой говорил» (в этом заслуга) Пушкин : «»Чувства добрые я лирой пробуждал» (не поучал, а учил) Какие добрые чувства? Гармонии, красоты, любви к природе, внутренней человеческой свободе, человеколюбия и милосердия, высокого отношения к женщине, смирения. «Восславил я свободу» - не только полит., но свободу выбора, а значит ответственности, «милость к падшим призывал» - Призывал смотреть на людей без злобы, с состраданием – в этом видел гуманизм искусства. 5 строфа Обиды не страшась - всякое бывает Не требуя венца - славы Не по приказу, а велению Божию, согласуясь с высшей истиной. Конфликт в наст. С «толпой» не преодолен, но, м.б ., преодолен в будущем.
1)Раннее творчество - божественная природа творчества, необходимость уединения, уязвимость поэта 2) Период южной ссылки: а) стремление творить по законам, установленным самим поэтом б) разочарование в служении народу, не желающему понять идеи поэта 3 ) Творчество 20-х годов: а) божественная суть искусства, пророческого назначения поэта б) особая роль поэта в обществе, высшее предназначение его миссии в) цель поэзии – приобщить людей к духовной работе 4 ) Творчество 30-х годов: а) поэт вне людского суда, суда толпы б) стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» «исповедь, самооценка, манифест и завещание великого поэта» ( В.Виноградов ) Подведем итоги
Домашнее задание 1) подготовить выразительное чтение или чтение наизусть одного из стихотворений А.С.Пушкина о любви (кроме стихотворений из учебника и тех, что учили наизусть) 2) написать эссе “Моё восприятие любовной лирики А. С. Пушкина”. В помощь -презентация «Адресаты любовной лирики Пушкина»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автопортрет. 1873 Виктор Михайлович Васнецов 1848 - 1926 Я всю жизнь только и стремился как художник понять, разгадать и выразить русский дух. В.М.Васнецов
«Иван-Царевич на Сером Волке» «Ковер-самолет» «Кащей Бессмертный» «Царевна-лягушка» «Снегурочка»
Аленушка Одинокая, грустная, задумчивая, горькая сиротская доля, в больших карих глазах глубокая тоска, безысходная печаль; ситцевый цветастый крестьянский сарафан, выцветшая серо-голубая кофта; загорелые руки, растрепаные каштановые волосы; усталое бледное лицо.
НЕБО Осеннее, унылое, хмурое, сумрачное, бледно-серое, неприветливое, равнодушное небо ВОДА Холодная, темно-коричневая, почти черная вода, неподвижная, застывшая, заросший , глубокий, бездонный пруд, размытое отражение в воде ДЕРЕВЬЯ Мрачные, темные, застывшие, настороженные, могучие деревья, густая чаща дремучего леса , увядающая природа КРАСКИ Осенние, блеклые, тусклые, холодные, неяркие, бледные
Сопоставьте стихотворение А. Прокофьева и картину В.М.Васнецова. В чем сходство и различие поэтического образа? А. Прокофьев "Аленушка" Пруд заглохший весь в зелёной ряске В ней тростник качается, шумит, А на берегу, совсем как в сказке, Милая Алёнушка сидит. Прост венок, а нет его красивей, Красен от гвоздик, от лилий бел, Тополиный пух на платье синем, С тополиных рощ он прилетел. Но кукушка на сосне кукует. И тропинка к берегу ведёт. Солнце щедро на воду такую Золотые обручи кладёт.
Составление плана сочинения «Я только Русью и жил» (О художнике В. М. Васнецове) II. Описание картины В. М. Васнецова «Аленушка» 1. Портрет Аленушки (лицо, поза, одежда) 2. Природа, на фоне которой изображена героиня (пруд, лес, небо) 3. Настроение, которое передает картина III. Мое отношение к картине В. М. Васнецова
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и обозначает предмет, признак как предмет, действие как предмет, явления природы, события, людей.
Слова И.п., мн.ч. Р.п., мн.ч. В.п., мн.ч. Одуш. или неодуш. сущ. Заполняем таблицу Кукла Народ Труп Мертвец одуш. неодуш. неодуш. одуш.
СКЛОНЕНИЕ 1 СКЛ . 2 СКЛ . 3 СКЛ . ж.р. м.р. м.р. ср.р. я а , я е о ж.р.
Задание 1 уровня: К какому склонению относятся следующие существительные? Как вы это определили? Ветка – ветвь Яблоко – яблоня Заяц – зайчишка
бремя стремя имя вымя время знамя племя пламя темя семя путь
Падеж Склонение Разно-склоняемые 2-е 3-е Р. поля степ и времен и Д. полю степ и времен и Т. пол ем степью времен ем П. о поле о степ и о времен и
Правописание НЕ с существительными.
Прочитайте предложения. Какая орфограмма объединяет их? 1. Ненастье задержало наш отъезд. 2. Не силой борются, а умением. 3. Нерешительность вратаря привела к проигрышу команды. Сформулируйте тему урока. Слитное и раздельное написание не с именами существительными
1.Употребляются такие существительные без не ? невежда ненастье невзгоды Как они пишутся? Чем является не ? Вывод1. Сущ. с не пишутся слитно : не употребляются без не.
Употребляются эти слова без не ? галка сорока ворона Запишите их с не .
Вот правильно! не галка не ворона не сорока Почему? Нет таких слов: негалка неворона несорока Вывод 2. с не пишутся раздельно : не образуют с не новое слово! Какое значение имеет существительное с частицей не?
Слитное и раздельное написание НЕ с существительными. Раздельно Есть противопоставление с союзом а Не правда, а ложь Слитно слово не употребляется без не Невежа Можно заменить синонимом Это неправда = (ложь) Только раздельно с не пишутся существительные, которые не образуют антонимов с не: не собака, не горе, не беда .
стр. 80 Упражнение 778 Упражнение 779 // 780
Замените выделенные слова близкими по значению с приставкой НЕ: Образец: Ложью не проживешь - неправдою не проживешь. Его угнетало рабство - В решение примера вкралась ошибка - Он не пришел на матч из-за отсутствия времени- несвобода недочет нехватки
Как отличить слова с приставкой не- от слов с частицей не ? Распознать отрицание помогают: противопоставление: Это не удача, а результат тяжелого труда (союз не...а ); частицы вовсе , отнюдь , совсем , далеко , усиливающие отрицание : Он мне далеко не приятель. Вовсе не удача помогла ему добиться цели. Отнюдь не счастье делает человека мудрым. Это совсем не везение .
Найдите пару к существительному: Вымысел Плохо воспитанный человек Печаль, беда Спокойствие Сомнение Досада Самостоятельность Противник Отказ (не)согласие (не)былица (не)взгода (не)доумение (не)зависимость (не)вежа (не)приятель (не)довольство (не)возмутимость
Не пишется слитно: 1) (не)правда, а ложь 2) (не)ряха 3) (не) друг, а просто знакомый Не пишется раздельно: 1) (не) счастье, а новые испытания 2) (не)вежливость 3) (не)внимательность Не пишется раздельно: 1) (не)дочёт 2) (не)приятель 3) (не)настье
§ 57, упр. 782, выучить разносклоняемые существительные