"Я - учитель" (ессе)
Счастлив тот, кого судьба привела к тому,
к чему предназначила его природа.
Счастлив он сам и счастливо через него человечество.
А.Дистерверг
Существует такая легенда.
«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой — послать манну небесную, третий — воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».
Послал Бог учителей на землю: Моисея, Будду, Иисуса Христа и Мухаммеда. А потом собрал светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных времен рождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Это учителя.
По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Диплом педагогического вуза — всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей.
Наша современная жизнь многолика и динамична, в ней «все течет, все изменяется» огромной скоростью. Другие люди, другие нравы, ценности и понятия. Изменилась и сущность образования, и сама школа, и роль учителя в ней.
Итак, учитель… Его роль в современной школе велика! Это не только человек, дающий знания в определенной области науки, это и опытный рулевой в океане полезной информации, и советчик, и воспитатель, и заботливый старший товарищ, и внимательный собеседник.
Дети сегодня особенные. Они сродни самому времени: такие же динамичные, неповторимые и порой неуправляемые. Но все они «материал», из которого будет построено наше будущее. И многое в этом процессе зависит от школы, от педагогической позиции каждого учителя и моей в том числе.
Сегодня много говорят о ключевых компетенциях в образовании. Действительно, их роль в формировании личности ученика велика. И задача учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформированных как ключевые компетенции. На своих уроках информатики я строю обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения, чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост.
Оценивая собственную педагогическую деятельность, я понимаю, что такое обучение возможно только при личностно-ориентированном подходе. Поэтому всегда ставлю перед собой основную цель - содействовать становлению ребенка, его неповторимой индивидуальности, творческого начала. Ребенок должен определить собственную личную позицию в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих его научных и жизненных проблем, освоить способы их решения. Моя задача помочь ему в этом.
В процессе поиска постепенно вырисовались три таких направления, на которых и строится моя педагогическая философия.
Первое и оно же главное направление - убеждение, что ребенок – главная ценность общества. Ведь сегодняшние школьники – завтрашние взрослые. Важно подготовить ребенка к взрослой жизни. Помочь войти ему в мир не как посетителю, нуждающемуся в пояснениях экскурсовода и постоянном сопровождении, а как полноправному жителю – творцу и деятелю. А.В. Хуторской пишет: «Путь ребенка похож на путь цветка, питающегося живительными соками родной земли и распускающемуся навстречу светоносным солнечным лучам». К этому хочется добавить – движение цветка нет надобности направлять и организовывать, в естественных условиях он будет расти, так как ему предначертано. Я считаю, педагогу необходимо предугадать и обеспечить те условия, в которых наиболее полно реализуется внутренний потенциал ученика в изучаемой образовательной области, создать бодрую, светлую и созидательную обстановку, создать на уроке ту среду, ту плоскость, в которой наиболее полно могут раскрыться творческие способности ребенка, и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост.
Каждый раз, вспоминая заповедь Сократа, «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светиться», я пытаюсь организовать учебный труд так, чтобы он был радостным, успешным, чтобы дети развили свой ум и смекалку, память и воображение, свои творческие способности. Нужно позволять и помогать ребенку реализоваться, но не пускать все на самотек. Подбирать для каждого ученика свою высоту планки, видеть и отмечать малейший успех. Справедливо указывать на промахи, но при этом не унижать самолюбие, давать возможность исправить ошибки.
Видеть радость в глазах учеников, наблюдать их восхождение на гору познания – для меня очень важно, потому что ведущий принцип моей педагогики – развитие детей. Второе направление – учиться, учиться и еще раз учиться и постоянно находиться в творческом поиске, находить ответы на любые вопросы, преодолевать себя. В этом мне хорошо помогает моя специальность – информатика.
Сегодня фантастическими темпами развиваются технические и программные средства. Каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала.
Чтобы успевать за развитием средств вычислительной техники, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование. А для профессионального применения вычислительной техники нужно нечто большее – личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий.
В современной школе нет более трудной профессии, чем учитель информатики. Необходимость каждые два года начинать все «с нуля» не знакома преподавателям других дисциплин. В этой ситуации учитель вынужден напряженно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ и за непрерывно изменяющимися приемами и методами работы с ними.
Раньше, когда ко мне подходил ребенок и задавал вопрос о работе незнакомой мне программы, мне было стыдно, что я - молодой учитель информатики, не знаю современных программ. Тогда я лихорадочно начинала копаться в литературе, ночами сидеть у компьютера, изучать то новое, неизведанное, за что мне так было стыдно, и думать, как же применить полученные знания на уроках информатики. Тогда сами ребята были моими учителями, приносили обучающие диски, программы. Так рождались на свет мои идеи применения новых программ в урочной деятельности и на факультативах «Компьютерная графика», «Алгоритмика», «Программирование», «Обработка звука».
Сегодня я уже не стыжусь, что я чего-то не знаю, ведь человеку не суждено все знать. Но тяга к самообразованию не только не пропала, но и обрела более постоянный характер. Учиться и уметь применить свои знания – вот заповеди человека, желающего стать профессионалом своего дела.
Третье направление - спешить передать свои знания, и при этом учить не поучая. Вспоминая слова А. Дистервега «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить», я прихожу к выводу, что необходимо позволить ребенку ощутить мир таким, каким его видит сам ученик, не давить на него стереотипами собственного восприятия, не навязывать своего мироощущения, позволить самостоятельно искать, самостоятельно ошибаться и самостоятельно исправлять свои ошибки; дать ему право на собственные мысли, поиски, решения и право на самостоятельный выход из сложных ситуаций, дать право быть услышанным и не бояться последствий за сказанное, дать право ответственности за свои решения, за свои идеи…
«То, что я читаю, я забываю; то, что я вижу, я запоминаю, то, что я делаю сам, я понимаю и учусь этому на всю оставшуюся жизнь». Это высказывание Конфуция подтолкнули меня к таким инновационным методам обучения, как проблемные вопросы, проектирование и задания исследовательского характера. Выстраиваю работу так, потому что на практике поняла, что знание, добытое самим человеком, остается в памяти намного дольше, чем просто услышанное на уроке.
В работе с детьми я руководствуюсь основным принципом: пусть ученик поверит в себя, и тогда он сможет освоить самый трудный материал и получить удовлетворение от своей маленькой победы.
На этих трех основных направлениях, как на трех китах, строится моя педагогическая философия. И если когда-нибудь мне зададут вопрос: «Не пожалел ли я, выбрав профессию учителя?», я отвечу: «Никогда». Выбрав себе учительскую профессию, я иду по ней годами, днями, часами, ни разу не усомнившись и, тем более, не раскаявшись в избранном пути, какие бы трудности не подстерегали меня в пути.
Что наша жизнь? Игра!
А люди в ней актеры,
Где каждый выбирает для себя,
Какие исполнять он будет роли.
И главное, чтоб это все не зря!
В чем роль моя? Я с гордостью отвечу:
Учитель я! А в небе есть звезда,
Стремлюсь к которой, и иду навстречу,
И отступать не буду никогда!
Звезда зовет и манит за собою,
И я обязан следовать за ней,
Поскольку сею вечное, земное:
Науке жить и выживать учу детей!
Профессия учителя – искусство,
Труд творческий; и требует всегда
Ответственности, выдержки, упорства,
Открытости души, любви, тепла.
Кто есть учитель? Тот, кто принимает
Участие в судьбе страны,
Кто на себя заботу возлагает
За будущее нашей детворы;
И тот, кто, оставаясь оптимистом,
Сопровождая к знаниям детей,
Сам не стоит на месте, а стремится
Быть лучше, чем он есть: умней, честней;
Кто в душах детских видит их богатство
И помогает им понять себя;
Кто учит, что надобно стараться
Держать однажды данные слова.