Время | Технология проведения Предметные УУД | Деятельность учителя | Деятельность учеников (форма) | Образовательные результаты |
3 мин
| I. Мотивация к учебной деятельности | Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Эмоциональный настрой на урок (стоим в кругу у доски) - Здравствуйте! Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь друг другу и вперед к новым открытиям.
- В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами.
Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату. Прокомментируйте. | Подготовка класса к работе. Запись даты с объяснением орфограмм.
Ученик комментирует | Предметные: Знать правописание числительных. |
3мин | II. Самоопределения к деятельности. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
|
- В роли кого вы хотите видеть себя на уроке?
-Какую роль предлагаете выполнять мне? (консультант) - А я предлагаю вам побыть в роли исследователей. - А вы знаете, что значит быть исследователем?
- Мы сегодня на уроке будем исследователями. Кто такие исследователи?
- Какими качествами личности должен обладать исследователь?
- Что можно исследовать? А на уроке русского языка?
Ну что ж, уважаемые исследователи, прошу вас занять ваши рабочие места.
|
Ответы детей (на доске карточки: контролер, исследователь, консультант, путешественник)
Отвечают на вопросы учителя.
| Личностные: Самоопределение к деятельности. Коммуникативные: Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь оформлять свои мысли в устной форме.
|
6мин | III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Звучит музыкальный фрагмент «Дружба крепкая не сломается |
Организует актуализацию знаний учащихся необходимых для «открытия нового знания».
Слайд 2. - Какую часть речи вы изучали на протяжении нескольких уроков? (Глагол)
- Что же будет являться объектом исследования? (Слайд - глагол) - Вы выполняли проектную работу в группах и составляли «Портрет глагола». - Давайте посмотрим, какие портреты у вас получились. Защита проектов на тему «Портрет Глагола» - А как вы думаете, данный портрет закончен? Можно ли его дополнить какими-либо новыми данными? - Глагол - самая живая и яркая часть речи. Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.
Слайд3 - Знаете ли вы, что…. По частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов
- Послушайте музыкальный фрагмент, и постарайтесь запомнить глаголы, которые в нем встретятся.
- Пожалуйста, назовите глаголы. - Чем они интересны? (начинаются с не, все отрицательные) - Что будет объектом нашего исследования? (слайд Тема) (не с глаголом, написание не с глаголом) Часто они встречаются в нашей речи? -Что нам известно о правописании таких глаголов? |
Выполняют задания, подводящие к «открытию новых знаний» (фронтальная).
Мы изучали часть речи глагол
НЕ сломается Не расклеится Не бросит Не спросит Не разлить
Не с глаголом, написание не с глаголом
Глаголы в нашей речи встречаются довольно часто |
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.
Уметь определять части речи и дифференцировать их на группы по признакам |
2мин | IV. Постановка учебной задачи | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
| Ставят цели, формулируют тему урока (фронтальная) | Уметь формулировать тему урока. |
| Цель: обсуждение затруднений, определение цели работы в виде темы урока. | Слайд 4 Я знаю:
Я, не согласен, не всегда не с глаголами пишется раздельно, например, глагол «ненавижу» пишется слитно. Какова цель нашего исследования?
Я хочу узнать: -А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться мыслить. Наши исследования мы проведем в группах. Предлагаю создать группы теоретиков, практиков и ученых.
| . | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
|
5мин | V. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: решение устной задачи, обсуждение её решения, составление модели правила.
| Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации.
- Вспомним правила работы в группах. (слайд Правила работы в группах) - Каждая группа получает «Журнал исследований», где записано задание и дана инструкция. - На работу дается 5 минут.
Организует практическую работу по проверке гипотезы исследования. 1. «Журнал исследований группы №1» (теоретики)
Задание для исследования: 1. Вам необходимо ответить на вопросы: 1) Какой частью речи является НЕ? 2) Как пишется НЕ с глаголами? План: 1. Откройте учебник на станице 91-92. 2. Прочитайте правило. 3. Сделайте вывод.
2. «Журнал исследований группы №2» (практики)
Задания для исследования: - Вам необходимо ответить на вопрос: Какое значение имеет НЕ?
План: - Проанализируйте правила питания
«Правила питания»
Перед едой не мой руки. Фрукты и овощи надо хорошо мыть. Торопись. Ешь большими кусками. Во время еды разговаривай и чавкай. Переедай. Ешь в меру.
- Согласны ли вы с этими правилами?
- Исправьте правила так, чтобы они стали верными.
- Сделайте вывод о значении НЕ (отрицание, утверждение).
3. «Журнал исследований группы №3» (ученые)
Задание для исследования: Всегда ли глаголы пишутся с НЕ раздельно? План: 1.Прочитайте внимательно текст. 2.Обратите внимание на написание выделенных глаголов. 3. Попробуйте произнести эти слова без НЕ. 4.Сделайте вывод. 5. Объясните смысл пословиц.
Потчевать велено, а неволить грех. Кто кого обидит, тот того и ненавидит.
| Составляют план достижения цели и определяют средства (фронтальная).
Проговаривают этапы работы над исследованием. Ставят цель, определяют задачи и гипотезы исследования. Делают вывод о написании частицы НЕ с глаголами.
| Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Регулятивные:контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта. |
3мин | VI. Проверка гипотез детей. Цель: проговаривание нового знания, организация работы
| - Как только группа закончит работать, всех прошу занять свои места. - Прошу ответственных групп доложить о результатах исследований. У кого есть дополнения? - Молодцы! Всем спасибо за работу. | Отчеты групп. Ответственные каждой группы докладывают о результатах исследований
Ребята из других групп внимательно слушают и дают оценку работе группы (цветные веера) | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность. Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция. |
6 мин | VII. Первичное закрепление во внешней речи.
| - Подведем итоги наших исследований. Работа с учебником. Самостоятельное чтение правила на стр. 92. (Слайд - правило) Частица НЕ - служебная часть речи, пишется с глаголами раздельно. Если глагол не употребляется безне, то пишется слитно. Это глаголы исключения.
Работа с правилом: - Прочитайте, пожалуйста, это правило. (1 ученик). - Повторите самостоятельно.
|
| Уметь распознавать слитное и раздельное написание частицы НЕ с глаголами. Знать правописание словарных слов: неволить, негодовать, ненавидеть и т.д. Уметь пользоваться толковым словарем. Личностные : формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение) Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.
|
5мин | VIII. Закрепление материала.
Физкультминутка под музыкальное сопровождение
Взаимопроверка (ответы на слайде)
| Учебник на странице 93,упражнение № 3. - Выпишите глаголы сне. - Проверяем по цепочке. Оцените свою работу. (Цветные веера.)
Работа в парах (карточки с заданием) Раскройте скобки и в тетради запишите глаголы в 2 группы: (не)было, (не)радоваться, (не)хотел, (не)навидел, (не)знал, (не)любил, (не)умею, (не)стыдно, (не)учиться, (не)волить, (не)спрашивать, (не)говори, (не)здоровиться. | Отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с заданием. Задают вопросы учителю по выполнению задания. Записывают домашнее задание в дневник. | Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя. Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. |
8мин | IX. Включение в систему знаний и повторение.
| А)- А сейчас каждый из вас поработает в роли учителя и проверит работу ученика, который тоже учился писать частицу НЕ с глаголами. (на партах карточки с заданием, а на доске слайд с «Ловушками») Кто неработает, тот не ест. Правда в огне не горит и в воде нетонет. Не домогать- не значит болеть. Каши маслом не испортишь.
|
| Личностные:формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение) Познавательные:умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные:объективно оценивать себя и других.
|
2 мин | X.Домашнее задание Цель: определение задания на самостоятельное выполнение дома. | Б) Творческая работа. - Составьте и запишите, пожалуйста, в тетрадь «Правила поведения в школе» (3) | «Правила поведения на уроке»
опаздывать в школу, разговаривать на уроке, мешать соседу по парте, рисовать на партах (стуле) | Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя. Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. |
2мин | XI.Рефлексия деятельности Цель: организация осознания учащимися своей учебной деятельности и самооценки результатов деятельности своей и всего класса.
| -Достигли мы цели, поставленной в начале урока? (вернуться к таблице:Я знаю; Я хочу узнать)
1. Весь урок у меня было … настроение - хорошее - печальное ….
2. Задания на уроке были: -интересными - необычными - скучными 3. Я думаю, что учебная задача выполнена мною. 4. Мне больше всего понравилось на уроке:
- Спасибо за работу! Урок окончен!
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, поняли, умеют, смогли и т.д. | Регулятивные:оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. |