Самостоятельная работа по теме "Нарушение звукопроизношения. Коррекционно-логопедическая работа"
В данном документе представлена самостоятельная работа по указанной выше теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narusheniya_zvukoproiznosheniya.korrektsionno-logopedicheskaya_rabota_sr_1-12.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушения звукопроизношения. Коррекционно-логопедическая работа
ТЕМЫ №1 - 12
Самостоятельная работа
Фамилия: Погорелова
Имя: Лариса
Отчество: Юрьевна
ТЕМА №1. Классификация нарушений звукопроизношения
Задание 1.
Представьте в виде схемы или таблицы формы и виды дислалии.
Формы : механическая и функциональная.
Виды: сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм, йотацизм, дефекты озвончения, дефекты смягчения.
ТЕМА №2. Характеристика звуковой стороны речи
Задание 1.
Используя зрительный контроль (зеркало) и кинестетические ощущения, дайте артикуляционную характеристику гласных звуков (отметить знаком + соответствующие признаки звука):
а | о | у | ы | и | э | |
Степень подъема языка: | ||||||
верхний | + | + | + | |||
средний | + | + | ||||
нижний | + | |||||
Участие а артикуляции разных частей языка: | ||||||
передний ряд | + | + | ||||
средний ряд | + | + | ||||
задний ряд | + | + | ||||
Степень лабиализации: | ||||||
губы в нейтральном положении | + | + | ||||
губы растянуты, как при улыбке | + | + | ||||
губы округляются и выдвигаются вперед | + | + |
Задание 2.
Используя зрительный контроль (зеркало) и кинестетические ощущения, дайте артикуляционную характеристику согласных звуков (отметить знаком + соответствующие признаки звука):
б | в | г | д | ж | з | й | к | л | м | н | п | р | с | т | ф | х | ц | ч | ш | щ | |
Носовой | + | + | + | ||||||||||||||||||
Ротовой | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Сонорный | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||
Звонкий | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||
Глухой | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
Смычно-взрывной | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||
Щелевой | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Смычно-щелевой | + | + | |||||||||||||||||||
Смычно-проходной | + | + | + | ||||||||||||||||||
дрожащий | + | ||||||||||||||||||||
Губно-губной | + | + | + | ||||||||||||||||||
Губно-зубной | + | + | |||||||||||||||||||
Переднее-язычный | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
Средне-язычный | + | ||||||||||||||||||||
Задне-язычный | + | + | + |
ТЕМА №3. Онтогенез фонетической системы языка
Задание 1.
Составьте периодизацию развития фонетико-фонематической системы языка (в виде схемы или таблицы).
возраст | функции |
2 мес. | нидеференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движения голосовой реакции – гуление. Можно выделить гласные: а,о,у, согласные п,м,б,к,х,г. |
3-4 мес. | характер гуления меняется, появляется лепет |
5 мес. | неосознанное повторение звуков |
6 мес. | подражательно повторяет ритмичные отдельные слоги |
8 мес. | произносит слова по типу «ма-ма» |
1-2 года | гласные а,о,э, согласные п,б,м. |
2-3 года | гл. и,ы,у, согл. ф,в,т,д,н,к,г,х,й. |
4-5 лет | свистящие с,з,ц, шипящие ш,ж,щ,ч. |
5-6 лет | соноры р,л. |
ТЕМА №4. Механизмы нарушений звукопроизношения
Задание 1.
Заполните таблицу:
Этиология нарушений звукопроизношения | |
Биологические причины | Социально-психологические причины. |
Недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а так же различные органические нарушения периферических органов речи. | Различные неблагоприятные влияния окружающей среды. |
Задание 2.
Заполните таблицу:
Механизмы нарушений звукопроизношения | ||
№ п/п | Механизм | Описание |
1 | Несформированность артикуляционного праксиса. | Несформированность данного уровня порождает симптоматику, оъединяющую фонелогические и фонетические нарушения дисфункции языка и праксиса. Страдает формирование координационных программ артикуляции отдельных звуков, связанные с системой движения различных групп мышц. |
2 | Сенсорные нарушения. | Нарушение тонального слуха (тугоухость), нарушение слухоречевого гнозиса и фонематического слуха, нарушение фонематического восприятия. |
3 | Смешанные,сенсомоторные механизмы. | Вторичное нарушение фонематического восприятия, дефицит слухового самоконтроля и внимания. |
4 | Анатомическая аномалия органов артикуляции и зубочелюстного аппарата. | Аномалии артикуляционных органов и зуборечевого аппарата («механическая дислалия») |
ТЕМА №5. Принципы и методы логопедического воздействия при нарушениях звукопроизношения
Задание 1.
Представьте в виде схемы или таблицы методы логопедического воздействия.
практические | наглядные | словесные |
упражнения, игры, моделирование. | Наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр диафильмов, кинофильмов, прослушивание пластинок. | Рассказы, беседы, чтение. |
ТЕМА №6. Этапы логопедического воздействия при нарушениях звукопроизношения
Задание 1.
Заполните таблицу «Этапы логопедического воздействия»:
Этап | Цель | Направления работы |
подготовительный | Установка контакта с ребенком, развитие осознанного анализа и навыка контроля за произношением, формирование артикуляционной базы. | Формирование движений органов артикуляции, фомирование направленной воздушной струи,развитие мелкой моторики рук, развитие фонематического слуха |
Этап формирования первичных произносительных навыков | Добиться правильного звукопроизношения | Постановка звука, автоматизация звука, дифференциация звуков. |
Этап формирования коммуникативных умений и навыков. | Употребление звука во всех ситуациях общения | Тесты, творчество,упражнения |
ТЕМА №7. Методика обследования ребенка с нарушением звукопроизношения
Задание 1.
Составьте схему «Этапы логопедического обследования».
- этап- сбор анамнестических сведений.
- этап- диагностика анатомических особенностей артикуляционного аппарата.
- этап- проверка подвижности органов артикуляционного аппарата.
- этап- диагностика нарушений звукопроизношения.
- этап- диагностика состояния фонематического восприятия.
- этап- обследование слоговой структуры слова
- этап- логопедическое заключение.
Задание 2.
Составьте речевую карту обследования детей с дислалией, используя материалы лекции и материалы, расположенные на Logonetwork.ru: http://www.logonetwork.ru/materials/logopedicheskie-tests/ .
Логопедический пункт в г.________________________
Речевая карта
- Фамилия, имя, возраст_________________________________________________
- Класс_______________________________________________________________
- Домашний адрес, телефон______________________________________________
- Дата зачисления в логопедический пункт__________________________________
- Успеваемость по русскому языку( к моменту обследования)
____________________________________________________________________
- Жалобы учителя и родителей____________________________________________
- Заключение психиатра__________________________________________________
- Состояние слуха_______________________________________________________
- Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития
_____________________________________________________________________
- Состояние артикуляционного аппарата ( строение и подвижность)
_____________________________________________________________________
- Общая характеристика речи( запись бесед, самостоятельных связных высказываний)_________________________________________________________
а) словарный запас_____________________________________________________
б) грамматический строй________________________________________________
в) звукопроизношение__________________________________________________
- Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова________________________________________________________________
- Фонематическое восприятие_____________________________________________
- Логопедическое заключение_____________________________________________
ТЕМА №8. Методика коррекции нарушения свистящих звуков
Задание 1.
Заполните таблицу «Недостатки произношения свистящих звуков и приемы постановки»:
Вариант нарушения звукопроизношения | Краткое описание | Методы коррекции |
Межзубный сигматизм | Свист отсутствует, слышится шум, язык между зубами | Сблизить зубы и произнести звук С. Механический способ- зондом нажать на кончик языка, опустив его за нижние резцы. |
Боковой сигматизм | Выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель | Приучать дуть с просунутым между губами широко распластанным краем языка |
Носовой сигматизм | Струя воздуха идет в нос | Выработка правильной воздушной струи. |
Губно-зубной парасигматизм | Участвует кроме языка нижняя губа, которая сближается с верхними резцами( Ф) | Произнести звук С при раздвинутыз губах и обнаженных краях резцов. |
Призубный парасигматизм | Язык упирается в края верхних и нижних зубов, образуя затвор(Т,Д) | 1.Легким нажатием шпателя на передний край языка опустить его за нижние резцы.2. Держать передний край языка между верхними и нижними резцами, затем постепенно отодвигать за нижние резцы. |
Шипящий парасигматизм | Язык принимает артикуляцию, характерную для звука Ш | С помощью приема 2 в описании исправления призубного сигматизма |
ТЕМА №9. Методика коррекции нарушения шипящих звуков
Задание 1.
Заполните таблицу «Недостатки произношения шипящих звуков и приемы постановки»:
Вариант нарушения звукопроизношения | Краткое описание | Методы коррекции |
Межзубный | Так же как и в свистящих | При открытом рте произнести Т |
Боковой | При помощи зонда поднять широкий язык | |
Носовой | Ш от С или от Р с мех.помощью | |
Губно-зубной | По подражанию | |
Призубный | По подражанию | |
Свистящий | Замена Ш на С | По подражанию |
ТЕМА №10. Методика коррекции нарушения сонорных звуков
Задание 1.
Заполните таблицу «Недостатки произношения звуков [р] – [р’] и приемы постановки»:
Вариант нарушения произношения звуков [р] – [р’] | Краткое описание | Методы коррекции |
Звук отсутствует( ротацизм) | От звука Д или Ш | |
Велярное произношение | Корень языка сближается с мягким нёбом | |
Увулярное | Вибрация в малом язычке | |
Боковой | Вибрирует один из боков языка | |
Щёчный | К вибрации бокового края присоединяется и щека | |
« Кучерский» | Вибрируют губы | |
Носовой | Корень языка плотно смыкается с мягким нёбом | |
Одноударное | Вибрация отсутствует | |
Замены на другие звуки | параротацизмы |
Задание 2.
Заполните таблицу «Недостатки произношения звуков [л] – [л’] и приемы постановки»:
Вариант нарушения произношения [л] – [л’] | Краткое описание | Методы коррекции |
Звук отсутствует( ламбдацизм) | Упражнения | |
Замена | ||
Звук искажается( носовой, межзубный) |
ТЕМА №11. Методика коррекции дефектов произношения небных звуков
Задание 1.
Заполните таблицу «Недостатки произношения небных звуков и приемы постановки»:
Вариант нарушения произношения небных звуков | Краткое описание | Методы коррекции |
Звук К отсутствует (каппацизм) | По подражанию По подражанию с введением игровых приёмов По подражанию с использованием моделей От опорных звуков Механический способ | |
Искажается | ||
Замена |
ТЕМА №12. Методика работы по преодолению дефектов смягчения и озвончения
Задание 1.
Подберите дидактический материал для автоматизации и дифференциации твердых и мягких согласных звуков. Опишите 2-3 упражнения (игры).
- Произношение слоговых « троек» ( бы-пи-бы, ми-мы-ми и т.д.)
- «Помести в домики»
Задание 2.
Подберите игры и упражнения на дифференциацию различных пар звонких и глухих звуков. Опишите 2-3 игры (упражнения).
- Закончить предложения:
Девочку звали … ( Лиза)
В лесу рыжая … (лиса)
- Закончи слово слогом СА или ЗА ( гла…за, колба…са)
НОЧУ ВПО «МСГИ»
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Нарушения звукопроизношения. Коррекционно-логопедическая работа» Страница