Индивидуальный план самообразования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план самообразования
педагога-библиотекаря МБОУ КСШ № 3
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Шафигуллиной Наили Наилевны
(2014 – 2018)
Пояснительная записка
Введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения связано с проблемой обеспечения нового качества образования, которое должно соответствовать меняющимся социально-экономическим реалиям. На сегодняшний день федеральные государственные образовательные стандарты подразумевают разработку и использование современных подходов и идей в образовании. Однако, при реализации стандартов нового поколения невозможно обойтись без использования перспективных идей прошлого, а именно, таких как системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Данный подход, концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. При реализации ФГОС СПО необходимыми направлениями модернизации являются следующие:
— компетентностный подход;
— включение надпрофессиональных компетенций;
— выход в профессиональной характеристике на профессиональный стандарт;
— уровневое построение стандарта на профессию;
— блочно-модульное построение стандарта;
— введение специфических требований к практическому обучению;
— введение специфических требований к экзаменам.
Востребованной стала такая компетенция, как креативность, для которой характерна непредубежденность, преодоление стереотипов мышления и широта взглядов. В современных образовательных концепциях декларируется развитие творческой личности, но недостаточно разработаны пути практической реализации этой цели, а преподаватель обязан решить эту проблему. В практической деятельности даже сильные ученики, обладающие хорошим мышлением и большим запасом знаний, оказываются не готовы работать в новых для себя ситуациях, далеко не всегда способны применить имеющиеся знания и навыки при решении нестандартных задач, как на занятиях, так и в жизни. В процессе преподавания и очень важно создавать эффект системного подхода при изучении тем, формировать проблемные ситуации, обеспечивать формирование динамического мышления обучающихся, что особенно удачно достигается через решение творческих задач. На основе этого формируются обобщенные знания, которые позволяют решать многие частные задачи путем переноса способа или приема действий на класс аналогичных задач другой области знаний.
Это формирует систему личности ученика, готовит его к изменяющимся жизненным условиям, к получению профессии, специальности, а, следовательно, является важной составляющей компетентностного содержания образования.
Система самообразовательной деятельности характеризуется следующими признаками:
1.Самообразовательная деятельность будет иметь концептуальное обоснование и осуществляться как непрерывный процесс, содержание которого направлено на самопознание и самосовершенствование себя как педагога, человека, личности, индивидуальности, на овладение инновационными образовательными технологиями, способами творческой педагогической деятельности.
2.Система научно-методического обеспечения, моделирующая самообразовательную деятельность будет иметь в своей основе целевой, когнитивный, технологический и функциональный компоненты; система самообразования будет наполнена личностно значимым содержанием,
3.Самообразование - рассматриваю через конструирование самообразовательной программы, моделирование профессиональной деятельности; реализацию ценностно-смысловых механизмов личностно-профессионального роста; педагогическую рефлексию самостоятельной деятельности.
Основные этапы работы по самообразованию
План самообразования рассчитан на 5 лет (2014-2018) и реализуется через 8 этапов:
- Самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей.
- Формирование общей концепции «Мои достижения на основе системно-деятельностного подхода».
- Выбор стратегии внедрения в процесс преподавания литературы;
- Определение задач и этапов деятельности;
- Ожидаемый результат;
- Составление плана действий по самосовершенствованию;
- Самооценка роста;
- Передача опыта коллегам.
Результаты реализации плана самообразования
В результате реализации плана самообразования необходимо знать:
- историю возникновения системно-деятельностного подхода;
- теоретическое обоснование системно-деятельностного подхода;
- проблемы, которые могут быть решены с помощью системно-
деятельностного подхода;
- результаты, которые могут быть получены после применения приемов на практике;
- методы и приемы, использующиеся при внедрении;
- этапы освоения педагогом и учеником;
- иметь систему знаний по преподаваемой дисциплине, ориентацию в современных исследованиях по дисциплине, система знаний о информационно-дидактических ресурсах учебного процесса, их развивающем и социализирующем потенциале;
- систему знаний о личных внутренних ресурсах учебно-познавательного успеха ученика, знания об особенностях его познавательной сферы, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер учащихся;
- система нормативно-правовых знаний, позволяющих на основе законов, положений, приказов, распоряжений и т.д. устанавливать ответственность педагога и ученика, как субъектов образовательного процесса за организацию и результаты здоровьесберегающей деятельности;
- разнообразными методами предметной дидактики – в том числе групповыми, проектными, с применением информационно-коммуникационных технологий;
- владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими каждого учащегося средствами учебных предметов.
По результатам внедрения плана самообразования необходимо владеть:
- умением педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика, умение использовать знания об учебно-познавательных особенностях каждого учащегося для конструирования реального образовательного процесса;
- навыками конструирования здоровьесберегающей среды, принятия решений по проблемам здоровьесбережения в системе «учитель-ученик»;
- приемами эффективного общения, позволяющими осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в системе «учитель-ученик» и успешно взаимодействовать с коллегами в профессиональном социуме;
- владеть приемами анализа и обобщения собственного опыта через статьи, выступления на конференциях, семинарах, участие в методических объединениях и т.д.;
- умением выбрать необходимое направление и формы деятельности для профессионального роста.
Педагогу необходимо уметь:
- провести педагогический анализ ресурсов – структурируя учебный материал, учитывать особенности контингента, возможности обустройства кабинета и т.д.;
- уметь проектировать цели для ученика;
- уметь планировать учебный процесс от конечной цели;
- уметь грамотно спроектировать или выбрать форму и содержание тематической и промежуточной диагностики;
- уметь проанализировать результаты своей работы, выделить недостатки, провести коррекцию и т.д.
- уметь планировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций – новый учебник, новая программа, новые технологии и т.д.
Педагогу необходимо применять на практике:
- методы и приемы технологии системно – деятельностного подхода;
- проводить учебные занятия различных типов;
- анализировать занятия и вскрывать недостатки;
- обучать новым приемам учебной деятельности;
- проводить самоанализ;
- оценивать результативность использования новой технологии, применяя методы педагогической диагностики;
- осуществлять контроль за самостоятельной работой учащихся.
Личностные качества педагога:
- ответственность;
- способность делать учебный материал доступным;
- трудолюбие, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня
- целеустремленность;
- педагогическая требовательность;
- справедливость;
- тактичность;
- стремление постоянно повышать качество своего труда;
- порядочность
Индивидуальный план профессионального роста преподавателя
Раздел плана | Задача деятельности | Содержание деятельности | Время работы | Формы работы | Результаты и их самооценка | Где рассматривались итоги работы |
I.Диагностический | 1. Изучить опыт системно-деятельностного подхода к обучению. 2. Разработать индивидуальные траектории развития учащихся. 3. Разработать систему приемов, мотивирующих учащихся к изучению дисциплины, формирующих коммуникативную и читательскую компетентности с целью развития продуктивного творческого мышления | 1.Анализ личных затруднений по проблеме освоения системно-деятельностного подхода. 2.Постановка проблемы по заданной теме. 3. Посещение методического семинара по проблеме. 4. Обучение на курсах (дистанционных). 5.Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта педагогов | Первый год работы над темой | 1. Диагностика, анкетирование уровня владения теорией и методикой по данной теме. 2. Изучение нормативно – правовых основ, локальных нормативных актов, имеющихся программ и методик. | 1.Повышение профессиональных знаний по проблеме. 2. Самодиагностика по владению системно-деятельностным подходом. 3. Выполнение курсовой контрольной работы, получение удостоверения о повышении квалификации. 4. Составление списка литературы по теме | Собеседование с руководителем методического объединения, заместителем директора образовательной организации
|
II.Прогностический | 1.Реализация первого этапа программы инновационной деятельности по проблеме. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Разработка новых форм, методов и приемов обучения | 1.Определение цели и задач работы над темой на первом этапе реализации. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы внедрения в процессе преподавания литературы 3.Прогнозирование результатов в формате проведения цикла уроков. | Второй год работы над темой | 1. Создание и апробация методического пособия из опыта работы Проведение серии уроков с самоанализом, выступление на МО | Повышение качества знаний учащихся | Выступление на заседании МО, подготовка плана методических материалов по теме |
III.Практический | Реализации второго этапа работы | 1. Разработка новых форм, методов и приемов обучения. 5.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 6.Корректировка | Третий год работы над темой | 1.Формирование методического комплекса 2.Отслеживание текущих и промежуточных результатов |
| Открытые уроки, выступления на заседании МО, публикация из опыта работы в электронных журналах, сайтах |
IV.Обобщающий | Реализация третьего этапа | 1. Подведение итогов 2. Оформление результатов работы по теме 3.Представление результатов: дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, проведение открытых уроков | Четвертый год работы над темой | Обобщение педагогического опыта в форме пособия | Повышение уровня владения ключевыми компетенциями у большинства учащихся | Выступления на заседании научно-методического совета, на заседании педагогического совета, подготовка к изданию пособия из опыта работы |
V.Внедренческий | Распространение опыта | 1.Создание учебно-методических пособий. 2.Представление опыта на практических семинарах методического объединения учителей русского языка и литературы, а также библиотекарей. | Пятый год работы над темой. В ходе дальнейшей педагогической деятельности | Издание пособия | Успешное обучение | Публикации, создание методического пособия, выступления на МО и семинарах, подготовка и проведение мероприятий, размещение информации на сайте учреждения |
Методическая тема школы:
Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса, способствующей развитию конкурентоспособной личности.
Методическая тема педагога-библиотекаря:
Формирование информационной культуры и читательской грамотности учащихся через внедрение системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС
Цель: Формирование информационной грамотности и читательской активности учащихся
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Задача педагога: включить ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения знаниями. Известно, что формирование любых личностных умений, способностей – возможно лишь в деятельности.
Как справедливо заметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Следовательно, ученик легко включается в любую деятельность, если это нужно ему. А педагогу необходимо создать такие условия, при которых познавательный интерес учащихся был бы направлен на достижение конкретного результата. Ученик включается в деятельность только при проявлении мотива участвовать в ней.
Реализуя на практике ФГОС второго поколения, педагоги столкиваются с трудностями обусловленными низкой мотивацией отдельных учащихся на предмет «открытия» новых знаний, активности в учебной деятельности, не развиты навыки смыслового чтения. Смысловое чтение не может существовать без познавательной активности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
1. Чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни. Необходимо, чтобы оно стало инструментом успешной деятельности подрастающего поколения в различных сферах жизни.
2. Чтение – непременное условие вхождения в культуру. Культура для подростка становится органичной средой его обозначения и проявления его собственного «Я». Его главный мотив деятельности в культуре – обнаружение себя, своих собственных смыслов в системе символов и образов.
3. В условиях современного образовательного учреждения повышенного уровня образования может быть создана развивающая образовательная среда, в которой культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего развития ребенка.
4. Активизация читательской деятельности детей и подростков возможна под влиянием целенаправленной системы педагогических условий, которыми являются: деятельностный подход в обучении приемам (стратегиям) чтения; организация педагогических ситуаций, стимулирующих читательскую активность детей и подростков; новые направления в совместной работе школы, библиотеки, семьи. В период обучения в школе ученик должен освоить различные стратегии развивающего, творческого, интеллектуального, делового чтения.
5. Педагоги школы должны овладеть актуальными методиками и технологиями работы с текстами и оказывать помощь учащимся в освоении базовых стратегий, объединяющих чтение печатного и экранного текстов.
Созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума. Особая роль книжной культуры и ее носителя, человека читающего, в развитии цивилизации неоспорима. Чтение и читательская грамотность (или читательская культура личности) в настоящее время высоко ценятся и осознаются мировым сообществом: годы объявлены ООН десятилетием грамотности.
Чтение – это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Оно является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом получения образования и распространения культуры, свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции специалиста, инструментом достижения успеха человека в жизни. Роль чтения в развитии у ребенка воображения, освоения языка классической литературы, развития речи, построения своей индивидуальной модели культуры огромна.
Разработка данной концепции актуализирована возрастающей значимостью чтения как базовой интеллектуальной технологии, важнейшего ресурса личностного роста, источника приобретения знаний и преодоления ограниченности социального опыта. Для членов общества чтение является средством трансляции и освоения ценностей мировой культуры, основной составляющей образованности и культурной компетентности личности и, следовательно, подготовки к жизни в глобальном информационном обществе.
Реализация идеи непрерывного образования в современном обществе направлена на преодоление основного противоречия системы образования – противоречие между стремительным объемом информации и ограниченными возможностями ее усвоения человеком в период обучения. Образовательное пространство стремительно расширяется, увеличивается круг школьных и внешкольных источников информации. Этот разрыв, несмотря на использование новых информационных технологий, увеличивается.
Это противоречие ставит перед образовательными учреждениями задачу формировать у школьников умение учиться, извлекать из различных источников необходимую информацию, эффективно удовлетворять свои информационные потребности, которые возникают в процессе учебно-познавательной и самообразовательной деятельности, т. е. грамотно читать.
Достижение обозначенной цели невозможно без формирования у школьников системы знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления поиска, критической оценки информации, ее обработки, восприятия, понимания и использования информации в практических целях.
Весь спектр обозначенных знаний и умений в настоящее время принято связывать с понятием читательская грамотность, читательская культура. «Новая грамотность» становится важнейшим фактором успешной профессиональной, учебной, самообразовательной и других видов деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Овладение умением грамотного чтения и осмысления текстов выдвигается на первый план среди всех других способностей обучающихся к моменту окончания школы, определяющих уровень функциональной грамотности. Обучение способам адекватного понимания текста, не только учебного, является одной из актуальных педагогических задач в современной образовательной ситуации. Значение проблемы адекватного понимания текста особенно усиливается сейчас, в условиях резкого увеличения объема информации, которая должна быть переработана и осмыслена. Увеличение этого объема требует умения быстро и эффективно воспринимать и обрабатывать информацию. Формирование грамотности чтения - одна из актуальных задач школьного образования. Под компетентностью (грамотностью) чтения в исследовании PISA понимается способность понимать тексты различного рода в их высказываниях, намерениях и формальной структуре, приводить их в связь в более широким жизненным контекстом, быть в состоянии использовать для различных целей в соответствии с предметом, вычленять из текста нужную информацию в соответствии с заданной целью. Согласно концепции этого исследования, именно грамотность чтения является базовой способностью для самостоятельного обучения и для полноценного участия в жизни современной информационной цивилизации. Даже для усвоения математических способностей компетентность чтения является базисной.
«Новая грамотность – грамотность чтения» предполагает наличие элементов образования, которые составляют информационную и коммуникационно-технологическую основу для достижения разных целей. Ее можно представить следующим образом: чтение – нахождение информации посредством поиска, производимого в письменных источниках, наблюдения, сбора и т. п.; письмо – установление гиперсвязей в гиперсреде между всеми типами информации и ее носителями. Овладение школьниками рациональными приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи, существенно повлияет на эффективность учебных занятий, которая будет выражена в ином (отличном от настоящего) качестве освоения предметного знания. Приемы понимания текста и их целенаправленное освоение невозможно в рамках отдельных областей знаний. Ярко выраженный междисциплинарный характер проблемы требует конструктивного взаимодействия различных предметностей (как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла). Возможности для развития грамотности чтения имеет практически каждая учебная дисциплина, поэтому целесообразно это делать совместными усилиями и согласованными действиями практически всех педагогов-предметников.
Социальная значимость концепции обусловлена необходимостью определить имеющиеся в образовательном учреждении возможности поддержки детского и юношеского чтения, выстроить стратегию взаимодействия школы с учреждениями культуры.
Стратегической целью концепции является создание системы поддержки и развития детского и юношеского чтения в образовательном пространстве школы. Учитывая особую роль книги в становлении и развитии личности человека, усилия педагогов должны быть в направлены на то, чтобы заложить основы читательской деятельности уже в школьном возрасте, дать подросткам ориентиры для ее активизации и совершенствования.
Для полноценного нравственно-эстетического развития личности подростка и формирования читательской культуры мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, так как литературное обучение и читательское развитие школьников – процессы, во многом не пересекающиеся. Его необходимо применять в единстве с различными формами внеурочной деятельности, с опосредованным воздействием на читательскую активность через семью. Школа, интегрируя мощный воспитательный потенциал библиотеки, заинтересованность родителей, используя инновационные формы и методы работы, способна инициировать у подростков интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением.
Литература
- Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
- Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. – 2007.- №4.- С.16-23.
- Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Эйдос, URL, 2007.
- Материалы Всероссийская научно-практическая конференция "Обучение иностранным языкам в рамках компетентностного подхода", г. Межрегиональный лингвистический центр YELC Новосибирск. 2009 .
- Мильруд Н.П. Компетентность в изучении иностранного языка.// Иностранный язык в школе. -2004. -№7.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования /Народное образование, 2003.- № 2.
Список Интернет-ресурсов
- http://www.edu.ru Российское образование. Федеральный портал
- http://www.eidos.ru Электронное научное издание «Актуальные инновационные исследования: наука и практика»