Эссе "Моя педагогическая философия"
"В наше время нужны не столько знания,
сколько умение оперировать ими".
Г.Альтшуллер
Диплом вуза - всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность труда в том, чтобы найти подход к каждому ученику, создать условия для развития способностей.
И самое главное в работе учителя - не навредить, то есть не отбить охоту к учению в целом и к своему предмету в частности.
Каждый учебный предмет решает сволю специфическую задачу. Так русский язык обеспечивает овладение умением писать, литература - читать, разбираться в прочитанном, физкультура - учит искусству быть здоровым, вести здоровый образ жизни. А чему учит математика?
В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Применение математики - это умение считать и вычислять, но если смотреть глубже, то это не главное в изучении математики.
Для меня научить математике - это научить детей мыслить, мыслить логически, научить анализировать, выделять главное и отбрасывать несущественное, как при решении математических задач, так и в любой жизненной ситуации.
Многие люди, говоря о математике, утверждают, что наука суховата, сплошные формулы и вычисления, очень трудно заинтерисовать учащихся.
Как же сделать так, чтобы ребёнок учился, не принуждая его к этому? Вот в чём проблема. Я думаю, всё напрямую зависит от учителя, от его желания и умения.
Я согласна, что если строить уроки таким образом: - рассказал тему, записал формулы, "вызубрил" и решаем, то конечно интереса к математике не дождёшся. Моя педагогическая философия заключена в словах Конфуция "Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я, может быть, запомню. Дай мне попробовать - и я научусь".
Поэтому на уроках я использую метод исследования, направляю мышление учащихся в нужное русло, и заставляю самостоятельно выводить формулы и закономерности. И приятно видеть, как радуются ребята, которые первыми делают правильные выводы. И не факт, что первыми будут отличники и хорошисты, ну а если ученик сам вывел формулу, например среднего арифметического, то он уже её не забудет.
В каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь "открыть": вывести формулу длины окружности или выяснить правило сложения обыкновенных дробей.
К.Д. Ушинский указывал, что приохотить учащихсяк учению гораздо важнее, чем приневолить. Ученика надо приобщить к радости умственного труда, дать ему испытать удовлетворение от творчества, открытия, победы. Ребёнок должен ХОТЕТЬ, МОЧЬ и УМЕТЬ - эти три принципа, по моему мнению, могут обеспечить интерес ребёнка, а, соответственно, и его участие в работе.
"Хотеть" - это постоянное желание ребёнка делать что-нибудь на уроке. Он приходит на урок, потому что ему интересно, комфортно; потому что он уверен, что будет непосредственным участником, а не наблюдателем. А чтобы желание быть участником не пропадало, в каждом уроке должна быть "изюминка". Именно она запоминается, и желение прийти на следующий день подогревается интересом к чему-то необычному.
" Мочь" - это тот реальный индивидуальный, показатель возможностей ребёнка, из которого приходится исходить учителю при построении урока на протяжении всего учебного периода в школе.
"Уметь" - этот показатель, безусловно определяется мастерством учителя насколько он, как педагог, способен донести свои профессиональные знания до ученика, чтобы ребёнок научился применять их на практике. У каждого есть своя "планка" - тот самый личный предел, освоить который вполне по силам. И самое главное - на этих достижениях не останавливаться
Пять "НИКОГДА" на моих уроках:
- НИКОГДА не идти к детям с плохим настроением.
- НИКОГДА не приходить на урок без подготовки к нему
- НИКОГДА не работать без энтузиазма.
- НИКОГДА не ставить отметки ученику без словесной оценки его достижений.
- НИКОГДА не говорить ученику: "У тебя не получится".
Я верю в воспитание, которое складывается из простых компонентов:
- любовь к детям;
- учитель-ученик - единая духовная общность;
- справедливость - основа доверия;
Многогранна роль учителя.
Творец, философ и актёр
Целитель душ и фантазёр
Он аналитик, дипломат -
Пытливый ум, спокойный взгляд
И с вдохновением на "ты", Он далеко от суеты...
Это трудно, очень трудно. Порой кажется, что почти невозможно. Придёт класс, смотришь на них и думаешь: "Как же вас заинтерисовать, заставить работать с удовольствием?" И начинаешь искать к каждому классу и каждому ученику в отдельности. И постепенно, от урока к уроку, видишь, как рождается интерес, желание понять и правильно решить, чтобы получить хорошую оценку. Вот тогда и появляется уверенность, что ты правильно выбрал свою профессию - профессию учителя.
Учитель я - вам ли неизвестно,
Как нелегко приходится порой,
Обидно, горько, тесно
Так хочется всё сбросить с пелч долой.
И в час таких сомнений и тревоги,
Когда вагон проблем и разных дел,
Я повторяю клятву педагога,
Которую постичь уже сумел.
Три принципа, три заповеди жизни,
Проверенных и признанных душой:
Недать унынью, лени, пессимизму
Зашторить мир - прекрасный и большой.
Не допустить свой разум до корысти -
Не для того он Богом людям дан-
Ведь нет цены для чести и для истин,
Любовь и веру не сложить в карман.
И продолжать без устали учиться,
Воспитывать и обучать детей,
И каждый день страница за страницей,
Добрее становиться и мудрей!
И верите, как будто отступают
Поблемы все, и прочь уходит грусть,
И вновь улыбка и глаза сияют,
И Я СВОЕЙ ПРОФЕССИЕЙ ГОРЖУСЬ!!!
И закончить хочется словами Г.Галилея: "Вы ничего не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе".