Опыт работы моих коллег
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: «Основы правил поведения, безопасности и оказания первой помощи на воде»
Автор проекта:
инструктор по физической культуре
Шамкова Надежда Константинов
Идея проекта:
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развивается его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним факторам воздействия, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. («Концепция дошкольного образования»)
Основная задача нашего ДОУ - охрана жизни и здоровье детей, ставит перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям как предвидеть, научить, уберечь. Условия современной жизни, экология, особенности воспитания в семье накладывают отпечаток на психофизические особенности детей. Большинство детей чрезмерно активны, подвижны, легковозбудимы, поэтому наблюдаются трудности в управлении их поведением. В этом случае вода (водоемы, реки, моря) может являться как фактором возбуждения нервной системы (эмоции от купания, плескания, игр в воде), так и релаксацией – при правильном подходе и регуляции поведения. Легко возбуждаясь, не контролируя свои действия ребенок может оказаться в трудной, экстремальной ситуации, находясь в водном пространстве.
Поэтому, был создан проект «Основы правил поведения, безопасности и оказания первой помощи на воде», в рамках которого дети смогли бы на практике научиться адекватно реагировать на сложившуюся экстремальную ситуацию на воде и по возможности оказывать первую помощь.
Целью проекта явилась возможность обучения детей правилам адекватного поведения на воде, а также возможность реального освоения детьми правил оказания первой помощи на воде.
Задачи проекта таковы:
1. обучать детей адекватно реагировать на сложившиеся экстремальные ситуации на воде (моделирование «экстремальных» ситуаций);
2. совершенствовать возможности детей при оказании первой помощи у воды и в воде;
3. побуждать к самостоятельному принятию решений в момент сложившейся экстремальной ситуации при плавании и купании.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Возраст детей: 4-7 лет.
Объектом исследования были дети подготовительной группы (6-7 лет).
Предметом исследования были смоделированные экстремальные ситуации на воде, которые чаще происходят с детьми.
Ход проекта:
В течение двух месяцев на теоретических и практических занятиях дети осваивали правила поведения, безопасности и оказания первой помощи на воде.
На I – II этапах проекта «Постановка и обсуждение проблемы» дети вводились в сюжетную ситуацию правила поведения на воде.
В ходе III этапа «Работа над проектом» ранее поставленные задачи решались через следующие виды деятельности детей и педагога.
1) Занятия в бассейне: моделирование экстремальной ситуации педагогом: судорогой свело ногу, вода попала в ухо, ребенок поперхнулся водой, использование надувных игрушек.
Дети принимали собственное решение, выполняли действия для выхода из сложившейся проблемы.
Надо отметить, что сама ситуация была представлена детьми в стихотворном виде (например: «Судорогой свело ногу - поищите мне подмогу») - эмоционально близком для детей данного возраста.
2) Познавательная деятельность.
Были проведены игровые занятия: «Обучение детей правилам поведения на воде», «Учимся помогать попавшему в беду».
Дети активно участвовали в игровых заданиях, обсуждали ситуации, задавали вопросы, а также сами отвечали на них.
Выполнение проекта невозможно без научной основы. Для чего, мною была приглашена педагог – предметник (физика) Истомина Н. В., которая в доступной для детей форме провела беседы и опыты с водой: «Почему мы не тонем?»,«Плавание и воздух»
3) На занятиях по развитию речи детям была предложена схема для составления рассказов о правилах поведения на воде, о помощи попавшим в беду.
4) Рисование и продуктивная деятельность были отражены в организации специальной выставки: «Мы в воде и у воды».
5) В ходе работы над проектом формировались и элементарные математические представления. В процессе заданий, упражнений дети продолжали учиться ориентировке в пространстве, закрепляли понятия справа, слева, сзади, впереди, под, над и т.д.
6) Работа над проектом проходила и в рамках физического развития детей. Дети выполняли разминки на суше (сухое плавание), игровые упражнения и задания, игровые ситуации («Представьте, ваша лодка перевернулась, вы остались в воде – ваши действия»), а также дети выполняли цикл упражнений на формирование и развитие всех физических качеств.
IV этап «Презентация»
Результатом работы над проектом стал открытый показ занятия. Во время занятия дети показали приобретенные умения и навыки при сложных ситуациях, возможных на воде; знания по оказанию первой помощи. Работа, проведенная в данном направлении, получилась нужной и интересной.
V этап «Постановка новой проблемы». В перспективе считаем, необходимым продолжить работу в данном направлении и расширить знания по вопросам экологической безопасности детей, которые будут освещаться во взаимосвязи со всеми специалистами МДОУ (психолог, физкультурник, музыкальный руководитель). Будут проведены опыты, эксперименты с водой, занятия в бассейне на экологическую тематику. Психолог скорректирует проблемы страхов, будут использованы элементы психодраммы, сказкотерапии. Музыкальный руководитель – будет использовать в своей работе постановку сказки на экологическую тему.
Список литературы
- Осокина Т.Н. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. — М.: Просвещение, 2001. М. : Айрис-пресс, 2003.
- Яшагина Н.В. Программа обучения плаванию дошкольников «Капелька». Часть 1, Часть 2. г.Набережные Челны, 2009г.
- Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64с. - (Синяя птица).
- Яблонская С.В., Циклис С.А. Физкультура и плавание в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 112 с. – (Здоровый малыш).
- Как научить детей плавать Т.И. Осокина. Просвещение – 1985г.
- Обучение плаванию в детском саду. Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева. Москва «Просвещение» - 1991 г.
- Плавание: лечение и спорт. Н.Н. Кардамонова. Феникс, 2ч.
- Маленький дельфин. И.А. Большаков. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста. Изд-во Аркти-Москва – 2005г.
- Плавание и здоровье малыша М.Г. Соколова. Феникс, Ростов на Дону – 2007г.
- Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Сан ПиН 2.1.2.1188 – 03.
- Игры и развлечения на воде / Авторы-сост. Л.В. Мартынова, т. н. Попкова – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 96 с.
- Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 112 с. – (Здоровый малыш).
- Шакирова Р.Р. Методическое пособие «Обучение дошкольников плаванию», г. Набережные Челны, 2010г.
конспект непосредственно - образовательной деятельности "Путешествие в сказку"
Цель: Развитие познавательной активности.
Задачи:
· Развивать связную речь.
· Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.
· Вызывать желание помогать сказочным героям, воспитывать доброту.
Предварительная работа: Чтение сказки «Три медведи», прослушивание сказки «Колобок», рассматривание картин из серии «Зима», «Весна», разучивание пальчиковой гимнастики.
Оборудование: клубок, иллюстрация к сказке «Три медведя», картинки с изображением зимы, весны, игрушки бабушка, дедушка, соленое тесто.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости желанные! Желанному гостю всегда рады!
(Воспитатель обращает внимание детей на гостей, предлагает поздороваться, улыбнуться .)
Ребята говорят: «Здравствуйте! », «Доброе утро! »
Ребята, у меня в руках клубочек, он волшебный его зовут Добруша или как то так……подумай…..
Давайте мы с ним поздороваемся и познакомимся, будем его передавать друг другу и называть своё имя, для этого сделаем круг.
Вот какие мы молодцы, а клубочек мне говорит, что приглашает нас в путешествие, он покажет нам много интересного. Давайте посмотрим, куда он нас приведет. (бросаем клубочек, он катится к столу, вокруг стола три разного размера стула, на столе три чашки и три тарелки разного размера и в конверте иллюстрация к сказке « Три медведя».
Загадка:
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Как же сказка называется?
( Три медведя)
Ребята, кто герои в этой сказки? Как их зовут? Где живут медведи? А зимой что делают медведи? Посмотрите все ли стулья одинаковые? Кто сидит на этом стуле? И т.д. (большой, средний, маленький)
Ребята вы правы и посмотрите, как радуется клубочек. А теперь ребята клубочек предлагает с ним поиграть. Поиграем ребята?
«Три медведя»
Три медведя шли домой
Папа был большой, большой
Мама с ним поменьше ростом
А сынок малютка просто
Очень маленький он был
С погремушками ходил
Дзинь! Дзинь! Дзинь!
Клубочек приглашает нас дальше в путешествие. Куда же теперь привел нас клубок ( к столу, на столе домик, две куклы би-ба –бо дед и баба, воспитатель включает аудио запись сказки «Колобок»)
Ребята, в какую сказку мы попали?
А кто здесь?
А где же колобок?
А кто ему повстречался на пути?
А кто его съел?
Ребята, бабушка с дедушкой очень расстроились, что остались без колобка. Как им можно помочь?
Из чего можно сделать колобка?
А бабушка из чего делала?
У меня для вас есть сюрприз, я приготовила вам тесто, а вы скатаете из него колобка и подарите дедушке с бабушкой.
Согласны? (Дети катают колобков, воспитатель от лица дедушки и бабушки благодарит детей помогает им лепить, благодарит).
А где бабушка пекла колобка? А где мы можем испечь колобка?
Правильно в печи на кухне. А сейчас мы их отнесем на кухню и попросим поваров испечь нам наши колобки, а когда они испекутся, мы их подарим.
Ребята, а волшебный клубочек хочет попрощаться с нами ему пора к другим ребятам, давайте попрощаемся с ним, поблагодарим, скажем большое спасибо, он мне говорит, что вернётся к нам и подарит новое путешествие.
А мы с вами отправляемся на кухню.