С.Есенин.
"Ой, ты. Русь моя, родина кроткая..." ( по творчеству С.А.Есенина.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s.esenin.docx | 39.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Ой, ты, Русь моя, родина кроткая..." (по творчеству С.А. Есенина)
Цель:
познакомить учеников с особенностями творческого метода поэта; показать народность поэзии С. А. Есенина;
проследить, как меняется образ России на разных этапах творчества поэта; доказать, что тема России оставалась основной в творчестве поэта.
Задачи:
Продолжить работу по анализу лирического произведения.
Содействовать воспитанию патриотизма, любви и уважения к прошлому своего народа, к традициям предков.
Методические приемы: анализ стихотворений, беседа, сообщения учащихся, слово учителя.
Оснащение урока: компьютер, проектор, комплект цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Литература», портрет С.Есенина.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент: звучит романс на стихи С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».
Объявление темы урока, цели и задач, чтение высказываний о поэте.
«...Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой „печали полей“, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».
М. Горький. Сергей Есенин, 1926
«Со времени Кольцова земля русская не производила ничего коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин, подарив его времени с бесподобною свободой и не отяжелив подарка стопудовой народнической старательностью. Вместе с тем Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовской стихиею...
Есенин к жизни своей отнесся как к сказке... Он и стихи свои писал сказочными способами, как из карт, то раскладывая пасьянсы из слов, то записывая их кровью сердца. Самое драгоценное в нем — образ родной природы, лесной, среднерусской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью, как она далась ему в детстве».
Борис Пастернак. Люди и положения, 1956—1957
«...Есенин был среди живых и творящих — самым большим и самым чистым, подлинным, настоящим русским поэтом его поколения. Вероятно, на поэте лежит много обязанностей: воспитывать нашу душу, отражать эпоху, улучшать и возвышать родной язык; может быть, еще что-нибудь. Но, несомненно, одно: не поэт тот, чья поэзия не волнует. Поэзия Есенина могла раздражать, бесить, восторгать — в зависимости от вкуса. Но равнодушным она могла оставить только безнадежно равнодушного и невосприимчивого человека. Стихи же его последних двух лет... волновали таким высоким волнением, какого давно уже не дают нам переживать другие поэты. Пусть Пастернак создал или создает новую школу поэзии, пусть Ходасевич „привил классическую розу к советскому дичку“, — им и прочим почет и уважение, — но на простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась, как дар свыше...»
Михаил Осоргин. Отговорила роща золотая... Памяти Сергея Есенина, 1925
Работа по теме урока.
- Биографическая справка:
Cлайд №1
Cлово учителя: Мы преступаем к работе. Сергея Александровича Есенина представлять не надо – это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу. Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды. Есенин настолько свой, что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. Этот человек за свою короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит еще очень много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в его время, не понадобилось.
Вопрос: Ребята, а что вам известно о Сергее Есенине? Дополните, пожалуйста, мой рассказ.
Доклад-сообщение ученика 1: крестьянский сын Сергей Есенин пришел в этот мир, спустя почти 100 лет после рождения А. С. Пушкина. Новый поэт вышел из недр народных, из деревни, которая была единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем тайны связи самой природы и народного мышления. В поисках новых выразительных возможностей русского слова Есенин обращается к мифу и мифологии, ищет способы оживить мертвые слова и обогащает поэтическую речь живым народным словом. Рождение Есенина было отмечено историческим для России событием. 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года Рязань праздновала свое 800-летие. Во всех уголках Рязанщины звонили колокола и шумели народные гуляния – так земля русская приветствовала рождение своего гения. Есенин был крещен в Константиновской церкви иконы Божьей Матери и наречен Сергеем в честь Сергия Радонежского. В зрелые годы, вспоминая свое детство, Есенин признавал, что никто не имел для него такого значения, как дед, Федор Андреевич Титов. Бабушка Наталья Евтихиевна, была человеком кротким, набожным и ходила с внуком по церквям и монастырям. «Я рос, - вспоминал позже Есенин, - дыша атмосферой народной поэзии».
Вопрос: А что вам известно о начале творческого пути Есенина, об истоках его творчества?
Доклад-сообщение ученика 2: Стихи Есенин начал складывать рано, лет в 8–9. «К стихам расположили песни, которые я слышал кругом себя, а отец мой даже слагал их. Стихи писал, подражая частушкам». Есенин не раз говорил о том, что для него, как поэта много значил образный строй русского фольклора, частушек, песен, сказок и духовных стихов. Взгляды Есенина развивались в духе народных традиций. Его любование Родиной было воспринято от отцов и дедов. В стихах Есенина нашло отражение все, чем жила его душа. Сначала образ матери, родственников, потом родное село и, наконец, вся необъятная земля русская… Главным событием в жизни Есенина стал выход его первой книги «Радуница». Само название книги вызывает ассоциации с народной жизнью, ведь Радуница – весенний обрядовый праздник встречи весны и поминовения усопших. В России в Радуницу приносят на кладбище лепешки, пироги, крашеные яйца, вино и поминают покойников. Простые женщины причитают и плачут. Потом, оставив на могиле наполовину очищенные 2–3 красных яйца и кусок пирога или чего-нибудь для покойника, уходят. Такое глубокое знание традиций народных праздников Есенин впитал от своей набожной бабушки. Особенно ярко традиции русского народа отразились в сборнике «Радуница», в который поэт включил 33 стихотворения, составляющие 2 раздела: «Русь» и «Маковые побаски». Побаска, или побасенка - это короткий рассказ, нечто среднее между частушкой и притчей. «Притча» на Руси означает волшебное слово, излечивающее от болезни, а «побасить» – значит «полечить».
Биография поэта
Главная отличительная черта поэзии Сергея Есенина — ее всепоглощающий лиризм, «половодье чувств» лирического героя, постоянное самораскрытие, самовыражение лирического «я». Необычайная лирическая искренность есенинской поэзии во многом обусловлена удивительной автобиографичностью. Даже в пейзажных зарисовках поэт продолжает говорить о себе, о своей судьбе, своих чувствах, своих думах. Мы узнаем его в клене, то золотоголовом, то опавшем и заледенелом, героиню его любовного романа угадываем в березке с зеленой прической. В одной из автобиографий Есенин написал: «Что касается остальных автобиографических сведений, — они в моих стихах». Прочтите внимательно автобиографическую заметку Сергея Есенина «О себе» (1925) и попробуйте найти отзвуки реальных фактов биографии поэта в его стихотворениях.
О себе (выступление ученика) показ слайдов
Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну, куда ты годишься?..» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Так протекало мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.
Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16—17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».
Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба.
В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1,5 года, и снова уехал в деревню.
В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко.
Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.
В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом.
От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции.
С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились разные странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы.
После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе.
В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.
В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину.
Что касается остальных автобиографических сведений, — они в моих стихах.
Октябрь 1925
2. Слово учителя: Талант Сергея Александровича Есенина, теснейшая его связь с Россией, своеобразие его лирического мира завоевали ему высокое право на бессмертие. И сегодня, в начале ХХI века, Есенин — любимый поэт миллионов наших соотечественников. Такое возможно лишь для творца, выразившего в духовном мире своей поэзии Отчизну во всей ее полноте и многоликости, глубине и красоте.
В стихах Есенина выразилась не только Русь на крутом повороте судьбы, но и сама душа поэта в ее трагической противоречивости. Поэзия рязанского самородка создавалась на нервном пределе, страстном напряжении всех сил души. Среди корифеев поэзии «Серебряного века», в эпоху расцвета многоголосия творческих школ, направлений, талантов есенинская муза не затерялась, не впала в эпигонство, подражательность. Великой загадкой Есенина стала искренность и сила его поэтического слова. Попытка вытеснить есенинскую поэзию из духовного мира русского народа провалилась, и этот провал был глубоко закономерным. «Серебряный век» русской культуры подарил Руси ее нового национального поэта, а крестьянская Русь обогатила великую русскую литературу чистейшим родником лирики.
Центральной проблемой при изучении творчества Есенина, его богатейшего творческого мира является вопрос о художественном своеобразии лирики уроженца деревни Константиново Рязанской губернии. Почему Есенин вел свою «поэтическую родословную» от А. Кольцова? Как сказалось серьезное увлечение поэта народным искусством, собиранием им русских частушек? Следует обратить особое внимание на такие черты лирики Есенина, как способность извлекать красоту из незамысловатых бытовых явлений, исключительную искренность поэта, его способность к непредвзятому взгляду на жизнь, духовную щедрость гения. Почему из поэтов современников Есенину был ближе всего Блок? Докажите это. Каким образом противоречивый характер Сергея Есенина сказался в его поэтическом творчестве?
Проследите связь есенинской поэзии с имажинизмом.
Главная тема в поэзии С. Есенина — тема России. Можно ли утверждать, что все творчество поэта — это взволнованный и суровый рассказ о Родине? Почему любовь к России у Есенина является любовью к деревенской, сельской Руси? Как выразилась в есенинской поэзии красота окружающего мира, трепетность и задумчивость русской природы? Есенинская, правда о родной стране печальна и тревожна, но рождена глубокой, неподдельной любовью («…Ой, ты Русь, моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу».) Изучите такие шедевры русского поэта как «Гой ты, Русь, моя родная…», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Русь», «Запели тесаные дроги», «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Отговорила роща золотая…». Выявите главные мотивы любви С. Есенина к Отчизне, важнейшие особенности патриотической лирики поэта. Какими чертами стихи Есенина о России близки к аналогичным творениям А. Блока? В чем различие блоковского и есенинского поэтического «чувства Родины»?
3. Чтение и анализ стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом». Показ слайда
Выразительное чтение стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» (наизусть).
- Прочитайте эти стихотворения.
- Скажите, какими чувствами, и каким настроением они пронизаны?
- Найдите библейские, религиозные образы. Подумайте, почему они?
- Определите художественные средства?
Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная».- Ученики.
Уже с 1914 года есенинский поэтический мир резко меняется, поэт вводит в него библейские образы. Это видно в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…»: хаты - в ризах образа, кроткий Спас, рать святая, рай; лирического героя он сравнивает с богомольцем.
Словарная работа. Показ слайда.
(Риза- фигурная металлическая накладка на иконах, оставляющая открытыми только изображение лица и рук; Образа- иконы, живописное изображение бога или святых; Спас- религиозный праздник. На медовый Спас обновляют пчелиные соты, на яблочный Спас снимают с яблонь первые плоды; Богомолец- человек, который посещает богомолья- отдаленные церкви, монастыри- с целью поклонения святым; Сорокоуст- у верующих: молитвы об умершем в течение сорока дней после смерти (здесь- молитва поэта об умирающей после революции патриархальной деревне)
В анализируемых стихотворениях поэт использует различные художественные средства. Показ слайда
Олицетворения – «синь сосет глаза», «стережет старый клен», «листьев целует клен»….
Метафорические сравнения - « хаты - в ризах образа», « девичий смех звенит, как сережки»…
Эпитеты – у низеньких околиц, веселый пляс, девичий смех…
Оксюмороны - звонно чахнут тополя…
Звукопись Есенина отличает органическая, естественная связь с окружающим миром. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» через аллитерации на свистящие - дан выразительнейший звукописный образ слепящей до слез, разъедающей, выедающей до боли глаза сини бескрайних русских просторов:
Не видать конца и края-
Только синь сосет глаза.
Размер четырехстопный хорей.
Прослушайте стихотворение. Читает актер, певец Николай Давидов.
Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!» (1914г.) Сопровождается показом слайдов
Язык музыки поможет нам в восприятии поэзии. На фоне музыки (оркестр народных инструментов) читаю наизусть стихотворение. После чтения беседуем:- Каким настроением проникнуто стихотворение? Оно искрится счастьем, радостью, любовью к родному краю.- Каким размером написано стихотворение? (Скандируем, показываю схему). Действительно, поэт использует хорей. Этот размер, а также активное употребление глаголов (побегу, прозвенит, гудит) подчеркивают праздничное настроение стихотворения.
- Кем чувствует себя лирический герой?
Захожим богомольцем.
- Но странники-богомольцы ходили по святым местам, монастырям, молились чудотворным иконам. А чему поклоняется лирический герой? Полям, тополям, хатам.- В первой строфе рождается удивительный образ крестьянской избы – «хаты – в ризах образа». Что такое образа? (иконы) А риза? (золоченое обрамление, оклад иконы).
- С каким цветовым образом соседствует метафора «хаты – образа»?
«Только синь сосет глаза». Давайте вслушаемся в строчку. (Читаю, выделяя согласные звуки). Что вы заметили в звучании строки? Звукопись, аллитерацию на свистящие согласные использует поэт. А для чего? Какое ощущение рождается? Слепящей, разъедающей глаза синий. Вам знакомо ощущение пронзительной сини просторов, когда невольно жмуришься?- Но цветопись у Есенина символична. Что означает синий, голубой в ранней лирике? Это небесный, горний, возвышенный. «Синее что-то» Есенин слышал даже в слове «Россия». Выходит, что нарядная крестьянская изба не просто жилище, это нечто святое, проявление божественного на земле. Дом – это и в самом деле воплощение любви.
- Понаблюдаем, какими звуками наполнено художественное пространство
стихотворения?
Девичий смех, пляска на лугу.
Звуки мажорные.
И хотя в стихотворении нет людей, но они незримо присутствуют в звуках народного гулянья. Поэт не один, он ощущает себя частью своего народа.- Какие запахи передает поэт? С каким православным праздником они связаны? Запах яблок и меда связаны со Спасом.- А почему в церквах на Спас пахнет не ладаном, а яблоками и медом? Замечательная традиция – нести в храм первый урожай яблок, первый сбор меда. Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой; не хозяевами, не покорителями, а детьми природы ощущали они себя и «кротко» благодарили Творца за щедрость – может быть, поэтому Есенин Спас назвал «кротким». Поэт уважал народные обычаи, и когда советская власть будет безжалостно уничтожать церкви, духовность, Есенин будет это болезненно переживать. Итак, библейские, звуковые образы, цветопись и даже тонко подобранное древнерусское слово «Русь» вместо «Россия» утверждают нерасторжимую связь времен, единство человека и природы. Такая глубина в 20 строках юношеского стихотворения! Исследователи говорят, что у Есенина практически не было ученического периода – он сразу заявил о себе как о большом самобытном поэте.
- Подведем итоги анализа. Я начну фразу, а вы закончите.
Образ крестьянской избы в ранней лирике Есенина – это олицетворение… (Родины, природы, исторических традиций народа).
3.Слово учителя с обращением к рисунку-коллажу. ( Передо мною встает картина Родины, где я сама выросла. Когда годы летят, и тебе уже больше 40 очень хорошо начинаешь понимать стихи Есенина …)
Образ избы наравне с березкой и месяцем кочует из одного стихотворения в другое.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины…
Где ты, где ты, отчий дом,
Гревший спину под бугром?..
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь…
Слышите, как вкрадываются в стихи нотки грусти? А в двадцатые годы резко изменится настроение стихов, и на смену романтическому образу избы придет жуткий образ «скелетов домов». Все настойчивее в 20-ые годы звучит мотив возвращения в родной дом. («Русь Советская», «Русь уходящая»). В стихотворении «Возвращение на родину» Есенин не узнает родного дома, в котором на стене вместо иконы – «календарный Ленин», «точь-в-точь как в городе». Город надвигается на деревню, душит ее «каменными руками шоссе». И город у Есенина не только воплощение технической цивилизации, это новая идеология, жестокая система подавления. Есенин раньше всех почувствовал гибель деревни. И хотя икону заменил «календарный Ленин», а вместо Библии в избе «Капитал» Маркса, Есенин признается:
Но отчего-то все-таки с поклоном
Сажусь на деревянную скамью.
А в другом стихотворении «Спит ковыль, равнина дорогая…» поэт бунтует против новой жизни:
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
… Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново. В 1925 году (А что это за дата в жизни Есенина?), в последний год жизни Есенин был дома пять раз. В это время он пишет стихи-послания деду, сестре, три стихотворения посвящает поэт матери, Татьяне Федоровне.
4. Задания и вопросы для самостоятельной работы (анализ стихотворений «Песнь о собаке», «Русь советская») Показ слайда. ( Раздаточный материал)
- Прочитайте анализируемые стихотворения и выпишите «животные» образы.
- Сравните их в каждом из стихотворений.
- Какую тему раскрывает Есенин с помощью образа собаки, ее щенят и других образов в стихотворении «Песнь о собаке»?
- Изменилось ли отношение лирического героя к родине в стихотворении «Русь советская»?
- Какие мотивы и темы затрагивает Есенин в стихотворении «Русь советская»?
Работа с текстом («Песнь о собаке»)
- Определите тему стихотворения «Песнь о собаке». Можно ли сказать, что она, прежде всего об отношении человека к животным? Поэт очень трепетно относится к “братьям нашим меньшим”, в одном из своих стихотворений он высказал, что гордится: “зверьё никогда не бил по голове”. Но исчерпывается ли этим содержание произведения?
- Как вы определите чувство, лежащее в основе стихотворения? В основе стихотворения, мне кажется, лежит чувство горечи, грусти, печали и даже боли, вызванное тем, что человек так безжалостен. Душа поэзии Есенина — милосердие ко всему живому.
- К какому жанру можно отнести стихотворение? По форме «Песнь о собаке» можно отнести скорее к жанру баллады, здесь мы наблюдаем развивающийся сюжет. Как вы думаете, почему в названии стихотворения Есенин использует слово “песнь”? В словаре это слово толкуется следующим образом: 1) то же, что и песня; глава эпической поэмы в составе названий некоторых произведений народного эпоса; 2) произведение большого значения и творческого подъёма. Произведение построено настолько мелодично, что вполне оправдано такое определение жанра, как песня. О чём говорит слово “песнь” в названии? Вряд ли только о жанре. Стилистическая окраска слова придаёт произведению большее значение, некоторую торжественность, даже эпичность.
- Как построено стихотворение Есенина «Песнь о собаке»? Поделим произведение на “картины”, каждая из которых может быть равна катрену (от лат. quattuor — “четыре”. Катрен — четырёхстишная строфа, заключающая в себе законченную мысль, наиболее распространённая форма рифмовки в катрене — abab) или включать в себя несколько. Сколько таких картин? А катренов? Композиционно произведение можно поделить на пять частей, в основе каждой — событие.
Подведение итогов урока
1. Беседа по вопросам:
- С каким сборником С. Есенина мы познакомились сегодня на уроке? Из каких частей он состоит и сколько стихотворений включает в себя?
- Чем можно объяснить близость поэта к природе, к русскому народу и его традициям?
- Что позволило поэту так хорошо разбирать в народном календаре и в традициях своих предков, кто ему помог в этом?
Заключительное слово учителя: таким образом, мы видим, что в книге Сергея Есенина «Радуница» Русь предстала традиционной для крестьянской поэзии. Поэт верил в возрождение национального искусства, внеся немалый вклад в это дело. Нередко Есенина называли деревенским крестьянским поэтом, но с годами становилось все яснее, что такое представление о нем – неполное. Есенин – великий русский национальный поэт 20 века. Его неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения, русской культуры и истории. Есенин ничего не отвергал и ни от чего не отказывался. Он обращался к истокам русской мифологии, выражал самые разные уровни национального сознания. В своем творчестве Есенин наиболее полно отразил различные лики своей любимой Руси и самые разные стороны национального характера и русской души. Это и определяет роль Есенина, поэта не только национального, но и мирового значения.
Звучит стихотворение «Хате». Читает Николай Давидов - артист России.
Оценки.
Домашнее задание
*выучить наизусть любое стихотворение С. А. Есенина, уметь анализировать.