Кружок "Умелые ручки" работа с природным материалом
МБДОУ Детский сад № 2 « Малышок» г. Грязи
Воспитатель: Плохих Т.А
Цель кружка:
· Закреплять умение создавать фигуры животных из травы, шишек, косточек, ракушек, соломы.
· Передавать выразительность образа, создавать общую композицию.
· Развивать фантазию, воображение.
· Закреплять умение аккуратно и экономно использовать материал.
· Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
· Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, радоваться результатам коллективного труда.
Задачи кружка:
Обучающие.
Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки из ракушек, рогоза! Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.
Развивающие.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда малышу не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать шишки нужной формы для создания ослика, плюски из желудей для шапочек или соединить части игрушки определенным способом. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.
Воспитательные.
В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом. Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.
В начале учебного года мы провели диагностику, цель которой: выявить у детей уровень знаний природного материала и использование этого материала в работе.
Методика диагностики основана на беседе с детьми по картинкам.
Вопросы :
1. Найди картинку, где изображены: лист клена, лист дуба, лист рябины, лист шиповника, лист боярышника, лист ольхи.
2. Найди картинку, где изображены семена клена, липы, ясеня.
3. Найди картинку, где изображены плоды ели, сосны, лиственницы, ольхи.
4. Назови плоды лиственных деревьев и кустарников (грецкие, лесные орехи, фисташки, желуди, каштаны, шиповник).
5. Организовать игру "Чьи семена?". Выявить знание детей семян яблока, арбуза, винограда, дыни, абрикоса, персика.
6. Какие поделки можно сделать из желудей, шишек, овощей?
Методы, используемые на занятиях кружка.
1. Дать понятие о природном материале на основе дидактического материала ( загадок, практических опытов, сбора природного материала , экскурсий в природу).
2. Учить изготовлять элементарные игрушки - самоделки из природного материала и дополнительных материалов ( пластилин, глина) : «Вишенки», «Мышки», «Грибочки» , « Корзиночки».
3. Коллективно выполнять работу с природным материалом ( используя как дополнительный материал пластилин)
4. Учить делать простейшие игрушки из спичечных коробок, упаковок из- под чая ( 100 гр.) , упаковок из- под зубной пасты. Выполняются такие работы , как различные тележки, каталки, автобусы, часы, домики.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
Ожидаемые результаты.
Практическая работа с разнообразным природным материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя.
Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:
1. для игр детей;
2. для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
3. их можно использовать в качестве подарков.
Так как материал для работы относится к категории природный, при его подборе предъявляется определённые требования:
4. должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию );
5. тщательно промытым и высушенным;
6. доступным в обработке ( вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д. )
Формы подведения итогов занятий в кружке «Умелые ручки».
- Составление альбома лучших работ.
- Проведение выставок детских работ.
План работы кружка.
№ п/п | Тема кружка | Цель работы. | Материал, используемый при работе. |
1. | «Лебедь» | Расширять представления детей об окружающем мире, продолжать знакомит с народными обычаями.
| Картон, сосновые шишка, перо, пластилин. |
2. | «Храбрый воин» | Научить детей мастерить с удовольствием, развивать фантазию, воображение, творческие способности.
| Каштаны, ягоды рябины, спички. |
3. | «Чебурашка» | Развивать сенсомоторные навыки, мелкую моторику рук.
| Сосновые шишки, пластилин, картон. |
4. | «Косматый мишка» | Воспитывать у детей чувство коллективизма, учить видеть результаты и значимость коллективного труда
| 1 еловая шишка, пластилин, 6 маленьких и 1 большая сосновая шишка. |
5. | «Петушок» | Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
| Пластилин, шишки. |
6. | «Лисичка сестричка» | Учить создавать оригинальные композиции из шишек. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать художественный вкус. Критично относиться к своей работе. | Пластилин, шишки. |
7. | «Ёжик» | Развивать у детей интерес к самостоятельному созданию игрушек, учить пользоваться приемом соединения деталей – пластилином. | Ёлочная шишка, пластилин, семена клена. |
8. | «Совенок» | Развивать фантазию, воображение.
| Сухая листва клена, клей ПВА, картон. |
9. | «Осенний лес» | Передавать выразительность образа, создавать общую композицию.
| Крошки сухой листвы, картон, клей ПВА. |
10. | «Веселый человечек» | Закреплять умение аккуратно и экономно использовать материал.
| Сухие листья, ножницы, клей ПВА, черный фломастер, самоклеющиеся глазки. |
11. | «Домик с садом» | Стимулировать игровую ситуацию.
| Сухие листья, палочки, черенки, клей ПВА, ножницы, цветной картон. |
12. | «Тихая заводь» | Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
| Сухая листья, сухие лепестки и бутоны цветов, клей ПВА, ножницы, цветной картон. |
13. | «Пушистая овечка» | Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, радоваться результатам коллективного труда.
| Крошки сухой листвы, черешки листвы, цветной картон, клей ПВА, самоклеящиеся глазки. |
14. | «Летучая мышь» | Учить детей вырезать из сухих листьев детали, создавая композицию. | Сухие листья, черешки листьев, клей ПВА, ножницы, цветной картон, чёрный фломастер. |
15. | «Поднять паруса!» | Дети учатся выбирать листок нужной формы, наносить на него клей капельками, аккуратно приклеивать на фон. | Сухие листья, ножницы, цветной картон, черешки листьев или тонкие ветки, клей ПВА. |
16. | «Кокосовая пальма» | Воспитывать желание участвовать сообща. | Сухие листья, жёлуди, ножницы, клей ПВА, двусторонний скотч, цветной картон. |
17. | «Павлин» | Развивать фантазию, воображение.
| Сухие листья, ножницы, клей ПВА, цветной картон. |
18. | «Вертолётик» | Учить детей конструировать поделку из природного материала, соединяя детали кусочками пластилина. Развивать воображение, внимание, усидчивость. | Плод каштана, ветка дерева, крылатки клёна, пластилин, ножницы. |