Классное руководство

Матурина Г.Р.
Классное руководство

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа ко Дню Конституции РФ.

«Конституция - основной закон государства»

Главная цель государства - не создать рай на земле, 
а не допустить ада

Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Сценарий разработан для обучающихся 9 классов.

Добрый день всем! Сегодня наш классный час посвящён  Российской Конституции.

Для прослушивания гимна РФ прошу всех встать.

 (Звучит Гимн Российской Федерации)

Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.

Мы честь отчизны охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.

Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.

У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!

Классный час, посвященный Дню Конституции это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране - России!

Презентация

Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. 

Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Возьмём литературу. Героев произведений тревожат вопросы о правах человека. Наконец, люди разрешили эти главные вопросы. Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким явлениям относятся: терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.

10 июля 1918 года в России появилась первая Конституция, которая была принята на 5 Всероссийском съезде  Советов.

В 1922 году, после завершения Гражданской войны, фактически образовалось новое государство, которое было названо Союзом Советских Социалистических Республик.

    Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства.  Конституция союзного государства была утверждена Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Эта Конституция была очень короткой  и имела одну главную цель – отразить структуру нового союзного государства. В каждой из республик, вошедших в состав Союза, были приняты свои конституции.

   Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 года. Она мало чем отличалась от Конституции 1918 года. В ней также провозглашалась диктатура пролетариата, гарантировалось уничтожение эксплуатации человека человеком и в качестве главной и неизбежной цели называлось строительство коммунизма.

     С начала 90-х годов прошлого века в обществе развернулась ожесточенная политическая борьба, которая привела к тому, что Коммунистическая Партия Советского Союза утратила свои правящие позиции, а Союз Советских Социалистических Республик  распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже  в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.

 Так, в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

День Конституции — это день закона,

Права и защиты наших граждан!

Его мы встретим с почестью сегодня,

Для России — день из самых важных!

Поздравляем всех, от мала до велика,

Богатеет пусть и пусть цветет страна!

Конституция людей любых религий

Единит и бережет всегда!

В день Конституции Российской Федерации

Я от души хочу вам пожелать,

Лишь счастья, независимо от нации,

И чаще толерантность проявлять.

В России нашей множество народностей,

Так пусть же между нами будет мир!

Освободиться нужно от условностей,

Чтоб всех нас флаг РФ объединил!

                                                  Викторина для учащихся.

 "Конституционные термины".

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:

1 термин: (конституция)

- русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,

-одно из значений - построение;

-в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

-на латинском - установление;

-в политике - основной закон государства;

2 термин: (государство)

-имеет свою структуру;

-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

-появилось в глубокой древности;

-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 термин (республика)

-возникла в Древней Греции;

-на латыни - общественное дело;

-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

-это форма правления;

-бывает парламентской и президентской;

4 термин (налог)

- устанавливает государство;

-в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

-при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

-идёт на содержание госструктур, армию, образование;

-по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

 «Сказка ложь, да в ней намек…»

1.Сказка В.Гаршина  «Лягушка–путешественница». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?  (право на свободу передвижений).

2.. Сказка А.Толстого «Золотой ключик». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?  (унижение достоинства  личности.)

3.Сказка Ш.Перро «Золушка».  Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал? (право на отдых)

4. А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике  Балде».  Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? ( право на труд)

 5.  Сказка «Волк и семеро козлят»  Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

    ( неприкосновенность жилища).

6.В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

7.В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)

8.В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

9.В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».

10.В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».

11. В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».

12.В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

13.Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».

14.Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.

15.Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

16.Какое право нарушил Буратино,    схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.

17.Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

18.Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.

19.Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ:  правом на образование

.

20.В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

21.Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

22.Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)

23.Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)

24. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

25.Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)


                                  ««Моя родина - Россия».

1. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках).

2.Объясните, что такое гимн? (Торжественная песня)

3.На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Так кто изображен на щите? (Святой Георгий-Победоносец).

4.Конечно, герб России претерпевал множество изменений. Добавлялись и исчезали какие-то детали, изменялся цвет. А как вы думаете, на герб какой эпохи более всего походит герб России? (На герб петровских времен).

5.Где описан государственный герб России и порядок его официального использования? (В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 25 декабря 2000 года).

6. Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России (Красный, синий, белый; Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь).

7.Что такое символ? (условный знак, обозначение)

8.Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн)

10.Что такое герб? (эмблема государства).

11.Где можно увидеть герб? (на флагах, монетах, печатях и официальных бумагах).

12.Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).

13.Где можно увидеть флаг? (на кораблях, правительственных зданиях и т. д.).

14.Что такое гимн? (торжественная песня).

15.Где ее можно услышать? (на соревнованиях, встречах президентов и т.д.).

16.Символом чего является белый цвет флага? (чистота)

.

17.Символом чего является синий цвет флага? (вера в постоянство).

18.Символом чего является красный цвет флага? (энергия, сила).

19.Что означает слово «герб»? (наследство).

20.Старинное русское название флага? (стяг).

22.Деревянная игрушка – символ России? (матрешка).

23.Кто является главой Российского государства? (президент).

24.Когда отмечается День принятия конституции РФ? (12 декабря).

25.Назовите  автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков).

26.Когда россияне отмечают день государственного флага? (22 августа).

27.Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1). - Когда отмечается день Конституции? (12 дек. )

28.Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)

29. Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

30. Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

Рефлексия.

Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом будьте патриотами!




Предварительный просмотр:

                                                                                                    «Воспитывать … самая трудная вещь.

Думаешь: ну, все теперь кончилось!

– Не тут-то было: только начинается!»

М.Ю. Лермонтов

1. Пояснительная записка

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познавательный характер.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, учитывая влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды.

Программа развития классного коллектива - способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива.

Рабочая программа классного руководителя составлена с учетом основных законов РФ: «Об образовании», «Конституция РФ», «Конвенция прав ребёнка», «Об основных гарантиях ребенка»,  государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10.2010 г. №795), методических рекомендаций «О взаимодействии ОУ с семьей», проектом «Наша новая школа», «Устав ОУ», положения о классном руководителе МОУ.

Рабочая программа классного руководителя  это педагогическое моделирование деятельности классного руководителя, прогноз воспитательной ситуации в классе. Рабочая программа представляет собой заранее намеченную систему мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения. Данная рабочая программа рассчитана на  2013 -2014 г.

В своей работе руководствуюсь “Десятью заповедями воспитания” В.А. Караковского:

1. Главная цель воспитания – счастливый человек.

2. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.

3. Воспитание  без уважения – подавление.

4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.

5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.

6. Развивай в себе незаурядность.

7. Не будь занудой, не ной и не паникуй.

8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

10. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

Цель программы:

социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного, физически здорового гражданина, обогащенного научными знаниями, готового к успешной социализации в обществе.

Задачи программы:

- на основе изучения личности каждого учащегося, интересов, стремлений и желаний создать максимум условий для всестороннего развития личности;

- способствовать воспитанию интереса к учебе, стремление повышать качество своих знаний;

- учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности;

- способствовать воспитанию любви к малой Родине, семье, школе, природе, народным традициям России;

- способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России;

- прививать навыки здорового образа жизни, любовь к физкультуре и спорту;

- поддерживать творческую активность учащихся во всех сферах деятельности;

- способствовать формированию бесконфликтного сотрудничества и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей;

- всю работу над развитием личности ребёнка вести с учётом его возрастных особенностей, к каждому ученику – индивидуальный подход.

Принципы реализации программы:

1.Комплексность  (совместные усилия классного руководителя, психолога, социального педагога, родителей).

2. Дифференцированность (с учётом возраста, с учётом проблем в воспитании).

3. Последовательность (усложнение и повышение требований по мере их развития).  

Считаю, что необходимо в работе придерживаться также следующих принципов:

 -этичное отношения к личности, так как любой человек заслуживает уважения, даже если это ребенок;

 -конструктивность в общении, так как любая работа должна приносить плоды и результаты совместного  труда должны быть налицо;

  -диалогичность и добровольность, так как  ребёнок должен почувствовать в учителе друга, с которым можно строить отношения и доверять свои проблемы без принуждения.

Участники программы:

- учащиеся класса;

- классный руководитель, педагоги - предметники, работающие в классе;

- администрация школы;

- родители; 

Направления деятельности:

- работа с классов в целом и индивидуальная работа с учащимися;

- работа с родителями учащихся;

- работа с учителями – предметниками, работающими в классе.

        


План-сетка по направлениям воспитательной работы

месяц/направление

«Я и наука»

«Я и общество»

«Я и Родина»

«Я и прекрасное»

«Я и здоровье»

«Я и природа»

сентябрь

Беседа «Пока я мыслю – я живу»

Кл. час «Трудности профессионального самоопределения»

Беседа «Учимся сдавать экзамены»

Работа актива «Сделать нам, друзья, предстоит…»

Кл. час «Гражданственность. Какой смысл мы вкладываем в это понятие?»

оформление стенда «Классный уголок»

День здоровья

Кл.час «Береги здоровье с молоду!»

Беседы о ПДД, правилах поведения в чрезвычайных ситуациях

«Флора и фауна Подольского района»

октябрь

Кл. час «Самовоспитание. Цели самосовершенствования»

Дискуссия «Профессии милосердия и добра»

Кл. час «Итоги работы за 1 четверть.»

Оформление классных уголков с государственной символикой

Участие в празднике «Учитель, перед именем твоим..

Кл.ч.«Компьютер: за и против. Что такое игромания?»

 

Экология родного поселка

ноябрь

Кл. час «Мои сильные и слабые стороны»

Кл. час «День матери» Дискуссия «Пути получения профессии»

 Предметные недели

Участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах

Беседа « Устав школы – это закон нашей жизни»

Устный журнал  «Толерантность. Быть человеком»

Кл. час «Нет выше чести, чем за Родину отдать жизнь»

Конкурс плакатов «Мы против вредных привычек»

Подготовка творческих номеров к традиционным общешкольным праздникам.

Беседы о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, в транспорте, на дорогах.

Экология. Загрязнение среды и наука

декабрь

Кл. час «Традиции празднования Нового года в разных странах»

Диспут «Выбор нашей жизни»

Кл. час «Простые истории человеческой дружбы»

Презентации учащихся «Нет прав без обязанностей»

Акция милосердие «Подарок детям-сиротам»

 Кл. час  « Ты не могла не выстоять, Москва…»

Кл. час                        «Конституция – основной закон РФ»

Конкурс «Новогодняя игрушка»

Диспут «Кто счастливее – здоровый, нищий или больной король»

Экологическая игра «Знатоки природы»

январь

Час общения «Умная машина – мозг человека»

Беседа «Мои жизненные ценности»

Фотоконкурс «Новогодняя мозаика»

Выпуск газет к предметным неделям.

Беседа «Безопасная дорога»

февраль

Кл. час «Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть»

Интеллектуальная викторина «К Победе шел, Россия, твой солдат»

Диспут «Я и другие. Как стать успешным?»

«Памятные даты моей страны»

Веселая почта ко Дню Святого Валентина

Беседа «Поведение на водоемах в зимний период»

Краеведение: «Природа моего родного края» - презентация

март

Конкурс «А ну-ка, мастерица »

Предметные недели

Устный журнал «Время, события, люди»

Кл. час «Мои достоинства и недостатки» Кл. час « Честь и собственное достоинство превыше всего

Кл. час «Патриот. Что это означает?»

Подготовка номера к праздничному концерту, посвященному 8 марту

Беседа «Поведение в экстремальных ситуациях»

Выставка творческих работ «Зимняя планета»

апрель

Проект «Современный рынок труда»

Кл час «Что значит быть взрослым?»

«Обычаи  и традиции моей страны»

Фотовыставка «ВОВ и моя семья»

Дискуссия «Пассивный курильщик»

Фотовыставка «Природа родного поселка: взгляни вокруг»

май

Час общения «Мои профессиональные склонности»

Кл. час «Подвиг Подольских курсантов». Конкурс стихотворений «Со слезами на глазах…» (ко Дню Победы

Поздравление Ветеранов ВОВ.

участие в акции «Открытка ветерану своими руками»

Кл. час «Мы выбираем жизнь!»

Конкурс экологического плаката «Мой родной край»


Интеллектуальное воспитание «Я и наука»

«И воспитание, и образование неразделимы.

Нельзя воспитывать, не передавая знания,

всякое же знание действует воспитательно»

Толстой Л. Н.

Цель способствовать развитию способностей действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения

Задачи:

- определить круг реальных возможностей каждого учащегося, его ближайшую зону развития;

- создавать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

- формирование культуры интеллектуального развития;

- способствовать профессиональному самоопределению каждого учащегося класса.

Мероприятия:

- часы общения, тренинги, беседы, дискуссии, диспуты;

- интеллектуальные игры и конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;

- интеллектуальные марафоны в классе и параллели;

- устный журнал.

 

План «Я и наука»

9 класс

Праздник «День знаний»

Кл. час «Самовоспитание. Цели самосовершенствования»

Беседа «Пока я мыслю – я живу»

Диспут «Выбор нашей жизни»

Предметные недели

Участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах

Устный журнал «Время, события, люди»

Кл. час «Трудности профессионального самоопределения»

Беседа «Учимся сдавать экзамены»

Проект «Современный рынок труда»

Дискуссия «Пути получения профессии»

Нравственное воспитание «Я и общество»

«В воспитании человека важно добиваться,

чтобы нравственные и моральные истины

были не просто понятны, но и стали бы

целью жизни каждого человека, предметом

собственных стремлений и личного счастья»

Свадковский И.Ф.

Цель: способствовать воспитанию нравственного человека, обладающего этическим сознанием, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях

Задачи:

- развитие желания действовать по законам нравственности и морали в реальных жизненных ситуациях;

- формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осозновать и делать выводы.

Мероприятия:

- классные часы, беседы, дискуссии, диспуты по нравственной тематике;

- экскурсии, знакомство с историческими и памятными событиями и местами семьи, поселка, района, области, страны;

- праздничные поздравления одноклассников, родителей, педагогов, сюрпризы;

9 класс

Дискуссия «Профессии милосердия и добра»

Кл. час «Как ладить с людьми»

Устный журнал « Толерантность. Быть человеком»

Кл час «Что значит быть взрослым?»

Диспут «Я и другие. Как стать успешным?»

Кл. час «Простые истории человеческой дружбы»

Кл. час « Честь и собственное достоинство превыше всего»

Беседа «Мои жизненные ценности»

Акция милосердия «Подарок детям сиротам»

Патриотическое воспитание «Я и Родина»

«Патриотизм – это не значит только

 одна любовь к своей родине. Это гораздо больше…

Это – сознание своей неотъемлемости от родины

и неотъемлемое переживание вместе с ней

ее счастливых и ее несчастных дней»

А. Толстой 

Цель: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения, уважающего права, свободы и обязанности человека.

  Задачи:

- формирование у учащихся чувства патриотизма, гордости за семью, школу, Родину;

- обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.

План «Я и Родина»

9 класс

Кл. час «Гражданственность. Какой смысл мы вкладываем в это понятие?»

Конкурс стихотворений «Со слезами на глазах…» (ко Дню Победы)

«Обычаи  и традиции моей страны»

Пешие экскурсии «Памятные места Подольска и Подольского райоа»

«Памятные даты моей страны»

Физкультурно-оздоровительное воспитание «Я и здоровье»

«Воспитание, главным образом,

должно засеять наши сердца полезными

 для индивида и общества привычками»

К. Гельвеций

Цель формирование у учащихся понимания значимости физкультуры и здорового образа жизни для собственного самоутверждения.

Задачи:
- знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
- создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;

- приобщение учащихся к активному отдыху на природе;
- формировать у учащихся отношения к здоровью как бесценному дару природы;
- способствовать физическому развитию учащихся средствами физической культуры и занятием спортом «в здоровом теле – здоровый дух».

Мероприятия:

- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами;

- предметные вечера (физкультуры и спорта), спортивные викторины,

- тематические классные часы, беседы, консиллиумы;

- походы выходного дня, туристические походы;

- ведение портфолио спортивных достижений учащихся класса;

- праздники и фестивали спортивной песни, конкурс спортивных газет;

План «Я и мое здоровье»

9 класс

 День здоровья. Кл.час «Береги здоровье с молоду!»

Кл. час «Мы выбираем жизнь!»

«Компьютер: за и против. Что такое игромания?»

«О вреде курения»

Польза и вред продуктов питания

«Умей сказать «нет» вредным привычкам»

Беседы, кл. часы, дискуссии о вреде табака, алкоголя, наркотических веществ

Беседы о здоровом образе жизни

Беседы о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, в транспорте, на дорогах.

Беседы о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях

Беседы о ПДД

Художественно-эстетическое воспитание «Я и творчество»

«Чтобы судить о ребенке справедливо и верно

нам нужно не переносить его из его сферы в нашу,

 а самим переселится в его духовный мир»

Н. Пирогов

Цель: способствовать воспитанию гармоничной личности ребёнка, воспитание ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.

 Задачи:

- формирование образного мира ребёнка;

- развитие интуиции с творческой интеллектуальной деятельностью, способность понимать и ценить прекрасное;

- способствовать развитию интереса к литературе, произведениям искусства, музыке, концертам, выставкам и т.д.;

- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;

- развитие умения видеть красоту природы, осознании её облагораживающего  воздействия.

Мероприятия:

- классные часы, беседы, диспуты;

- участие учащихся классе в творческих конкурсах, праздничных мероприятиях, подготовка номеров художественной самодеятельности;

- изготовление поделок, оформление кабинета.

План «Я и творчество»

Подготовка творческих номеров к традиционным общешкольным праздникам

Оформление тематических газет к праздникам

Экологическое воспитание «Я и природа»

«Все прекрасное на земле – от солнца,

а все хорошее - от человека»

М. Пришвин

Цель:  способствовать воспитанию ценностного отношения  природе, окружающей среде

Задачи:
- усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;
- понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;
- развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы;
- формирование стремления к деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний.

Мероприятия:

экскурсии на природу;

посещение городского краеведческого музея и знакомство с экспозициями «Природа родного края»,

разведение комнатных цветов;

сбор природного материала и изготовление поделок из него;

конкурсы рисунков на экологические темы.

 План «Я и природа»

Экология. Загрязнение среды и наука

9 класс

Экологическая игра КВН

Экскурсии с участием родителей «По родным тропам…»

«Флора и фауна Подольского района»

Ожидаемые результаты:

«В деле воспитания процессу саморазвития

должно быть отведено самое широкое место.

Человечество всего успешнее развивалось

только путем самообразования»

Г. Спенсер

Направление «Я и наука»

- имеет положительную динамики успеваемости и качества знаний учащихся;

- активный участник конкурсов, выставок и других  мероприятиях школьного и районного уровня;

- готовый к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

- способный и готовый продолжать обучение в 10-11 классах  (для поступления в ВУЗы);

- социально активный, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания во взрослой жизни.

Направление «Я и общество»

- социально активный, уважает закон и правопорядок, соизмеряет свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

- осознающий  и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечество и способность руководствоваться ими в практической деятельности;

- обладающий высоким уровнем самосознания, чувства собственного достоинства, самодисциплины.

Направление «Я и Родина»

- гражданин своей Родины, патриот с активной жизненной позицией;

- осознающий ответственности за судьбу страны, осознанная любовь к родному краю, семье, матери, тактичность, чуткость;

-  уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции.

Направление «Я и здоровье»

- самореализующийся в спорте через участие в конкурсах, смотрах, викторинах, соревнованиях разного уровня;

- сформирована ценность здорового и безопасного образа жизни;

- усвоены правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в любых жизненных ситуациях;

-  выполняющий правила здорового образа жизни, внимателен к здоровью окружающих;

- выработка умения достигать цели.

Направление «Я и творчество»

- сформированное стремление своими руками творить прекрасное вокруг себя;

- потребность в посещении театров, выставок, концертов, чтении классической литературы, умение проникать во внутренний мир художественного произведения, понимать его духовную сущность.

-  стремление строить свою дальнейшую жизнь по законам гармонии и красоты.

Направление «Я и природа»

- сформированное бережное отношение к природе родной земли;

- участие в природоохранительной деятельности в школе, в районе, в стране.

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Цикл бесед по безопасному дорожному движению:
Цель– организация подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении.
Основные задачи:
- сформировать у учащихся специальные знания, умения, практические навыки и привычки безопасного движения;
- выработать привычки безопасного поведения на дороге и улице;
- познакомить с окружающим миром: дорожными знаками на улицах села, элементами дороги, транспортными средствами;
- воспитывать дисциплинированность, основанной как на специфических требованиях дорожно – транспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности.
Тематика классных часов и бесед по ПДД

9 класс
1. Правила дорожного движения и их история создания
2. Общие положения, основные понятия и термины, принятые в ПДД
3. Ответственность за нарушение ПДД
4. Дорога, элементы дороги. Перекрестки. Знаки для пешеходов и водителей. Разметка проезжей части улиц и дорог
5. Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах
6. Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика. Предупредительные знаки водителей
7. Причины ДТП. Скрытые опасности на дорогах. «Дорожные ловушки»
8. Поведение участников и очевидцев ДТП. Оказание первой медицинской помощи при ДТП
Цикл бесед здоровый образ жизни:

Работа с родителями:

- родительские собрания;

- собрания родительского комитета;

- привлечение родителей к проведению бесед, организации классных часов, экскурсий, помощи в проведении внеклассных мероприятий;

- индивидуальные беседы с родителями.

Тематика родительских собраний

9 класс

Как подготовить себя и ребенка к предстоящим экзаменам

Эмоции и чувства в разговоре с подростком

Как научить дочь или сына говорить «нет»

Выбор дальнейшего пути «за» и «против». Итоги года

План работы с учащимися класса «группы риска»

1. Анкетирование учащихся школы с целью выявления «группы риска».
2. Составление банка данных по учащимся, находящимся на внутришкольном учёте (с учетом:  фамилии,  имени,  года рождения, класса,  здоровья,  учебы, поведения, общественной активности, состава семьи,  педагогической обстановки,  эмоциональных отношений в ней, семейных проблем).
3. Установление характера педагогической запущенности,  отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств.
4. Создание комиссии дисциплины и порядка.
5. Индивидуальная работа с детьми и родителями из "группы риска".
6. Классные часы по профилактике  наркомании, табакокурения и здорового образа жизни.
7. Месячник без табачного дыма.
8. Запись в кружки, секции, клубы дополнительного образования.

Профилактическая работа с учащимися «группы риска»:

9 класс:

1. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения в сфере общественной нравственности.

2. Посещение дискотек и правопорядок.

3. «Неформалы – кто они?».

Методическое обеспечение программы:

  1. Бескоровайная Л.С. Настольная книга классного руководителя 8,9 классов. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  2. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2011
  3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 1-11 классы. М.: Вербум-М, 2002
  4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос, 2001
  5. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащихся в ученических коллективах. М.: 1998.
  6. Шуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М.: 1986.
  7. Журнал «Справочник классного руководителя»



Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное Образовательное Учреждение

дополнительного профессионального образования специалистов Московской области

«Формирование и диагностика нравственных идеалов школьников в образовательной среде школы»

Проект «Воспитательное мероприятие в рамках реализации программы духовно-нравственного воспитания школьников (класса/группы/школы)»

Классный час, посвящённый 70-летию  Победы под Сталинградом.

(1943-2013)

Разработал классный руководитель МОУ Федюковской СОШ

Подольского района Московской области Матурина Г.Р.

Руководитель Фролова С.Л. Доцент. Кандидат педагогических наук

Подольский район 2012

Содержание

I. Введение.

- цели и задачи мероприятия;

- место мероприятия в системе воспитательной работы;

- используемые методы, приемы и формы воспитательной работы/используемая технология;

- используемые электронные, технические и др. средства;

- методы и формы контроля качества мероприятия.     ……………..стр 3

II. Описание хода мероприятия (сценарий)…………………………….стр

Ш.ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………….стр

Классный час, посвящённый 70-летию  Победы под Сталинградом.

(1943-2013)

 

 

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

                         А. Твардовский

 

ВВЕДЕНИЕ

Праздник нравственно-патриотического содержания дает возможность подрастающему поколению осознать свое единство с народом, чувство долга  перед обществом, а также  вызвать у учащихся особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, переживание значительных общественных событий через личное восприятие.  Вместе с праздником, посвящённым Дню Победы,  в  школу входит история нашей Родины, ее славные патриотические, военно-героические традиции, рассказы о человеческих характерах, о гуманных поступках, проникнутых высоким нравственно-духовным началом.

ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ:   развивать  патриотические качества  учащихся,  чувства национальной гордости за великий подвиг русского народа во время Великой Отечественной войны и за великую Победу.
Показать значение Сталинградской битвы (17.07.1942 г. – 02.02.1943 г.) в исходе Великой Отечественной войны.

 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

- воспитывать чувства патриотизма, любви и преданности к своей Родине, родному краю;

- способствовать сохранению памяти о воинах Великой Отечественной войны;

- формировать чувство уважения к людям старшего поколения, ветеранам войны и труда, гордость за их мужество в годы войны.

ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты и иллюстрации, посвященные Дню Победы, живые цветы, разноцветные шары, имитация  вечного огня, , проектор, экран, презентации: Мамаев Курган», «Мемориалы, обелиски, памятники солдатам», «Чествование ветеранов войны»).

Воспитательное мероприятие в рамках реализации программы духовно-нравственного воспитания школьников

Разработка классного часа предназначена для учащихся 8 – 10 классов.

 При разработке классного часа используется информационные компьютерные технологии (презентации: Мамаев Курган», «Мемориалы, обелиски, памятники солдатам», «Чествование ветеранов войны»)

 Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

1. Конкурс рисунков: « Вставай страна огромная…»
2. Подготовка музыкального сопровождения

3.Подготовка активом класса викторины, посвященной  70-летию победы под Сталинградом.

4.  Подготовка презентаций: Мамаев Курган», «Мемориалы, обелиски, памятники солдатам», «Чествование ветеранов войны»)

 Методы и формы контроля качества мероприятия

Социологические метод сбора информации:  анкетирование, опрос, интервьюирование, беседа, метод экспериментальных оценок и др. Они позволяют быстро получить интересующую проверяющего информацию.

Подготовка классного часа:

1. Опрос учащихся по теме классного часа.

- Читал ли ты книги о Сталинградском сражении?
- Каких героев войны, наших земляков, ты знаешь?
- Знаешь ли ты города герои?
- Знаешь ли ты, сколько советских людей погибло во время Великой
Отечественной войны?

2. Посещение историко-краеведческого музея.
3. Конкурс рисунков: « Вставай страна огромная…»
4. Подготовка музыкального сопровождения, мультимедиа, Интернет - ресурсы.

План мероприятия:

I. Вступительная часть.

II. Предшествующие события.

III. Битва начинается.

 IV.Между боями.

 V. Завершение битвы.

 VI. В память о Сталинградской битве.

 VII. Викторина.

VIII.Рефлексия.

Звучит Гимн России. Все встают.

Классный руководитель:

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! 2 февраля 2013 вся страна будет отмечать день разгрома немецких войск в Сталинградском сражении (17.07.1942 – 02.02.1943 г.г.). Сегодняшний классный час мы посвящаем этой великой победе.
Вначале немного статистики… с 1055 по 1452 г.г. известным историком Соловьевым насчитывается 245 фактов нашествий на Русь, это в среднем по 1-му за год. В дальнейшем с ХIV века, т.е. с рождения Российского государства и до наших дней, в течение 527 лет Россия провела в войнах 305 лет, т.е. почти две трети своей жизни, а считая войну на Кавказе – 329 лет. Всего наша цивилизация насчитывает 14.513 войн.
Но сегодня мы говорим о Великой Отечественной войне, самой жестокой и кровавой.
Только вдумайтесь, какое количество человеческих жизней она поглотила:

СССР – более 28 млн.
Франция – 600 тыс.
Великобритания - 370 тыс.
США – около 300 тыс.
Германия – 10 млн.

Четыре  страшных года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная страшная война в истории человечества. 22 июня 1941 года в 3 часа  15  минут утра немецкие войска  перешли границу Советского Союза.

   «Россия должна быть ликвидирована», — объявил Гитлер на совещании в своей ставке 1  августа 1940 года. А 12 мая 1942 года уточнил: «Цель моей восточной политики заключается в том, чтобы заселить эту территорию, по крайней мере, 100 миллионами людей германской расы». Подробнее эти

цели были сформулированы в генеральном плане «Ост»: «Уцелевших от уничтожения русских расселить в Южной Америке и Африке,  65   процентов   украинцев выслать в Сибирь, 75 процентов белорусов выселить с занимаемых ими   территорий,  оставшиеся 25 процентов белорусов подлежат онемечиванию».

  Выступая перед высшим руководством СС в сентябре 1942 года, оберпалач Гиммлер передал собравшимся слова Гитлера: «Немецкие  поселения  распространятся до Дона и Волги, как я надеюсь, и до Урала».

  У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая «12 заповедей обращения с русскими», в которой, в частности, говорилось:  «Вы должны сознавать, что являетесь представителем  Великой Германии. В интересах   немецкого  народа   вы должны применять самые жестокие  и  самые безжалостные меры. Убивать всякого русского. Не останавливаться, если перед тобой старый человек, женщина или ребенок».

   Эти зловещие деяния  гитлеровцев вызвали мощный патриотический  порыв нашего народа. Весь советский народ встал на защиту своей Родины.

   К середине лета 1942 года сражения  Великой Отечественной войны докатились до берегов Волги.  В план крупномасштабного наступления на юге нашей  страны (Кавказ,  Крым) командование фашистской Германии включило и Сталинград.  В директиве Гитлера № 41  от 5 апреля 1942  года

целью ставилось: овладеть  промышленным городом — Сталинградом,  предприятия  которого выпускали военную продукцию (заводы   «Красный   Октябрь», «Баррикады», Тракторный);  выйти к Волге, по которой в кратчай- шие сроки можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ,  где добывалась   необходимая   для фронта нефть. Этот замысел Гитлер планировал осуществить силами  одной  6-й полевой армии Паулюса всего за неделю — к 25 июля  1942 года. С 14 июля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Сталинградская область  была  объявлена на осад-ном положении.

   17  июля 1942  года стал днем начала Сталинградской битвы.

(Звучит аудиозапись песни «Священная война» (муз.  В. Александрова,

сл. В. Лебедева-Кумача).

 

«ОТСТОИМ ВОЛГУ-МАТУШКУ»  Плакат Великой Отечественной войны (1941-1945)

   Подвиг защитников Сталинграда известен всему миру. Именно здесь в 1942—1943 годах решались дальнейшие судьбы планеты. Для гитлеровцев этот город имел особое  значение не только как важный военно-политический, экономический  и  транспортный центр. Они прекрасно  понимали, что это город-символ, носящий имя  Сталина, играет  ключевую

роль в патриотическом сознании советского народа.

   Именно поэтому они с такой яростью обрушили на него бомбы 23 августа 1942 года, а  потом атаковали  вновь и вновь. Военная машина вермахта захлебнулась на берегах   Волги.   Беспримерный подвиг советских солдат и офицеров, стоявших  на смерть 200 огненных дней и ночей, сказавших себе и другим «За Волгой для  нас земли нет», сломивших  фашистский  натиск, получил огромный резонанс  в мире, стал  началом конца гитлеровской Германии.

   Вот что писал в своих фронтовых блокнотах Константин Симонов...:   

ЧТЕЦ

«...Казалось,  что слова "стоять насмерть" родились именно в Сталинграде, и они были там не лозунгом, а естественным отношением к существовавшему положению вещей, потому что  стоять  там  действительно можно было только насмерть.

   ...Сталинград приучил человека, вооруженного автоматом, полудюжиной гранат и пулеметов, считать себя, что бы ни творились кругом, силой,  которая может задержать много,  иногда очень много немцев».

 ВЕДУЩИЙ 

Осенью 1942 года главным фронтом Второй мировой войны  становится  Сталинградское  направление. Сконцентрировав значительные  силы, вермахт смог прорваться к Волге, ноне сломил героическое сопротивление защитников Сталинграда.

 ЧТЕЦ

   В зное заводы, дома, вокзал.

   Пыль на крутом берегу.

   Голос Отчизны ему сказал:

   «Город не сдай врагу!»

   Верный присяге русский солдат,

   Он защищал Сталинград.

   Гулко катился  в кровавой мгле

   Сотой атаки вал,

   Злой и упрямый, по грудь в земле,

   Насмерть солдат стоял.

   Знал он, что нет дороги назад —

   Он защищал Сталинград...

      (А. Сурков «В зное заводы, дома,

                         вокзал»)

 

ВЕДУЩИЙ

      19 ноября 1942 года, сосредоточив силы на флангах, Красная Армия силами Донского, Юго-Западного и Сталинградского фронтов перешла в решительное наступление. 23  ноября 1942 года  войска  фронтов соедини-

лись,  завершив окружение 330-тысячной  группировки  противника.

ЧТЕЦ

Мы засыпали с думой о тебе.

Мы на зape включали репродуктор,

чтобы  слышать о твоей судьбе.

Тобою начиналось наше утро.

В заботах дня десятки раз подряд,

сжимая зубы, затаив дыханье,

твердили мы:

        — Мужайся, Сталинград! —

Сквозь наше сердце шло твое

                     страданье.

Сквозь нашу кровь струился горячо

поток твоих немыслимых пожаров.

Нам так хотелось стать к плечу

                       плечом

и на себя принять хоть часть

                       ударов!

Нет, не на стены зданий

                     и заводов,

проклятый враг, заносишь руку

                          ты:

ты покусился на любовь народа,

ты замахнулся на оплот мечты!

И встала, встала пахарей громада,

как воины они сюда пришли,

чтобы с рабочим классом

                   Сталинграда

спасти любимца трудовой земли.

 

О том, что было страшным этим

                      летом, —

еще расскажут: песня ждет певца.

У нас в осаде, за чертой кольца,

все озарялось сталинградским

                       светом.

И, глядя на развалины твои

(о, эти снимки в «Правде»

               и  в «Известьях»!),

мы забывали тяготы свои,

мы об одном молили: — Мести,

   И пробил час. Удар обрушен

                         первый,

   от Сталинграда пятится злодей.

   И ахнул мир, узнав, что значит

                        верность,

   что значит ярость верящих людей.

   А мы не удивились, нет! Мы

                          знали,

   что будет так: полмесяца назад

   не зря солдатской клятвой

                      обменялись

   два брата: Сталинград

                     и Ленинград.

   Прекрасна и сурова наша радость.

   О Сталинград,

   в час гнева твоего

   прими земной поклон от

                     Ленинграда,

   от воинства и гражданства его!

          (О. Берггольц. Сталинграду)

 

 ВЕДУЩИЙ

       В соответствии с приказом  Гитлера командующий  окруженной группировки генерал Паулюс, отказавшись от попыток прорыва, приступил к  организации круговой обороны. В начале декабря 1942 года ему удается за-

тормозить дальнейшее продвижение советских войск. Но сдержать сильнейший  натиск  советских войск он уже не смог. 8 января 1943 года советское командование предъявило Паулюсу ультиматум о капитуляции,  оставшийся  без ответа.

   10  января 1943 года советские войска начали операцию по уничтожению противника. К 26 января 1943 года они расчленили немецко-фашистскую  группировку на две части. И 31  января 1943  года Паулюс сдался в плен  вместе со своим штабом. 2  февраля 1943 года сложили оружие остатки  не-

мецкой группировки под Сталинградом.

 ЧТЕЦ

   Открытые степному ветру,

   Дома разбитые стоят.

   На 62 километра

   В длину раскинут Сталинград.

   Как будто он по  Волге синей

   В цепь развернулся, принял бой,

   Встал фронтом поперек России —

   И всю ее прикрыл собой!

           (  С. Орлов. Сталинград)

 

 ВЕДУЩИЙ 

      Всего было взято в плен 91 тысяча немецких солдат, захвачена 5762 орудия, 1312 минометов и 1666 танков.

   В сражении под Сталинградом вермахт понес  невосполнимые потери в 1,5 миллиона человек, в том числе с 19 ноября  1942 года 800 тысяч солдат и офицеров, до 2 тысяч танков  и  штурмовых орудий, свыше 10 тысяч орудий и минометов,  около  3 тысяч самолетов. Впервые в плен попал фельд- маршал германской армии.  По всей  Германии  был  объявлен трехдневный траур.

   Победа  у стен  Сталинграда явилась началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и всей Второй мировой войны. Она создала благоприятные возможности для нанесения последующих мощных ударов по

врагу. Прочно захватив инициативу в  свои  руки,  Вооруженные Силы  СССР начали  массовое изгнание захватчиков  с советской земли.

   Нелегок был путь Красной Армии у стен Сталинграда. Сколько крови  пролито на полях сражений, сколько друзей и родных мы потеряли. Не сгладит время горе в наших сердцах. Для нас все погибшие останутся  навсегда юными, молодыми, сильными.

   Свыше 20 миллионов человек наша  страна потеряла во Второй мировой войне. Язык цифр скуп... Но вы  все же вслушайтесь и представьте... Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то  нам пришлось

бы молчать 20 миллионов минут, это 38 с лишним лет  поминальных мгновений.

   Славой  овеяно  имя города-героя  Сталинграда.   Местом  самых ожесточенных  боев в Сталинграде стал Мамаев  курган. На военных картах  он  обозначался как высота 102 и  имел важное стратегическое значение:  с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая  территория,  переправы  через Волгу. Именно он стал  ключевой позицией в борьбе за  волжские берега. Удержать эту высоту для 62-й армии было вопросом жизни и смерти. В середине сентября 1942 года Мамаев курган  не-

сколько раз переходил из рук в руки.  Гитлеровцы по 10—12  раз в день штурмовали его, но, теряя людей и технику, так и не смогли  захватить  всю территорию кургана.

   Особенно упорные бои шли за водонапорные баки, расположенные на самой вершине кургана. В октябре 1942 года противнику удалось захватить  их и превратить в мощные доты. Подходы к ним были заминированы, опутаны колючей проволокой, перед ними был вырыт ров глубиной 2,5 м.

   Обожженный, изрытый глубокими воронками, дзотами, покрытый осколками от бомб и снарядов, курган и зимой чернел, как обугленный. Это место огромных людских потерь... Об ожесточенности боев на Мамаевом кургане свидетельствует такой факт: весной 1943 года на каждый квадрат- ный метр  земли здесь приходилось от 500 до 1250 осколков.

   С конца сентября основная тяжесть боев легла на 284-ю стрелковую дивизию под командованием полковника Н.  Ф. Батюка. За оборону кургана, организованную командиром дивизии, бойцы назовут его  «огнеупорным Батюком», «душой обороны  Мамаева кургана».

   В  составе его дивизии  было много сибиряков,  которые  хорошо владели оружием  и обладали острым глазом охотника.  Именно здесь родилась боевая слава снайпера  В. Зайцева,  В.  Медведева, Н. Куликова, А. Авзалова и многих других.

   Когда на Мамаевом кургане в самый напряженный момент боя прекратилась связь, рядовой связист  308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов пошел ликвидировать разрыв провода. При восстановлении поврежденной линии  связи  ему осколками  мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была воста новлена. За этот подвиг Матвей был  посмертно награжден  орденом Отечественной войны II степени. Его  катушка связи передавалась лучшим связистам  308-й дивизии.

   Именно здесь, в районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась    Сталинградская битва.

   В 1967 году на Мамаевом  кургане был торжественно открыт памятник-ансамбль Героям Сталинградской битвы.  Скульптура  «Родина-мать    зовет!»    является композиционным центром всего ансамбля.

 

(Звучит аудиозапись песни «Красная стена» А. Розенбаума.)

ЧТЕЦ

Сотни лет расходиться широким

                           кругам

   По огромной воде

   Молчаливой реки...

   Выше всех Эверестов — Мамаев

                           курган!

   Зря об этом в учебниках нет ни

                          строки.

   Зря не сказано в книгах,

   Мамаев курган,

   Что металла в твоем оглушенном

                            нутре

   Больше, чем в знаменитой

                   Магнитной  горе!

   Что хватило его и друзьям,

                         и врагам.

   Синеватые молнии медленных

                             гроз,

   Будто в колокол памяти,

   Бьются в тебя!

   И тогда поднимаются птицы

                          с земли,

   И колышется нервно степная

                           трава.

   Оживают затертые напрочь слова.

   И по плитам устало стучат

                         костыли.

       ( Р. Рождественский «Сотни лет

      расходиться широким кругам...»)

 (Звучит аудиозапись песни «Над Мамаевым курганом тишина...»  (муз.

 А. Пахмутовой, сл. В. Волкова).)

 

ВЕДУЩИЙ 

    Все  дальше  и  дальше от нас героические и трагические  годы  Великой Отечественной войны.  Вот уже наш народ отмечает шестьдесят пятую годовщину  Сталинградской битвы.  Во славу   подвига  нашего народа

 воздвигнуты памятники  в граните и в мраморе, в музыке,  в слове... Но ничуть не меньший памятник воздвигнут в каждом благородном сердце. Память людская — самый великий,  самый  нерушимый памятник Победы.

ЧТЕЦ

   Прошла война, прошла страда,

   Но боль взывает к людям:

   Давайте, люди, никогда

   Об этом не забудем.

   Пусть память верную о ней

   Хранят, об этой муке,

   И дети нынешних детей,

   И наших внуков внуки.

       (А. Твардовский «Прошла война,

                 прошла страда...»)

 

 ВЕДУЩИЙ 

       О Сталинграде и Сталинградской  битве  знают  во всем мире. Есть площади и улицы имени  Сталинграда в Париже  и Лондоне,  других странах Европы и Америки. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль

 передал Сталину в Тегеране  личный  дар английского  короля Георга VI героям города — меч с надписью «Гражданам Сталинграда, крепким, как сталь...».

   От разгрома под Сталинградом  фашисты  уже не  оправились. Советские войска  прочно  овладели стратегической  инициативой  в войне  и не выпускали ее из своих рук до победоносного завершения войны. Рухнули расчеты Гитлера на разгром Красной Армии.  Германское  военное командование вынуждено было ориентироваться  на затяжную войну против Советского Союза.

   Сталинград выстоял потому, что  именно в  нем воплотился  весь смысл Родины. Именно потому больше нигде в мире не было  такого массового героизма.

 Здесь  сконцентрировалась  вся духовная, моральная сила нашего народа.

ЧТЕЦ

   Без малого четыре года

   Гремела грозная война.

   И снова русская природа

   Живого трепета полна.

   Там, где мы брали кровью, с боя,

   Противотанковые рвы,

   Цветы, обрызганы росою,

   Встают, качаясь, из травы.

   Где ночь от ярких молний

                          слепла,

   Кипела в заводях вода, —

   Из камня, щебня и из пепла

   Встают родные города.

   И вот дорогою обратной,

   Не покоряемый вовек,

   Идет, свершивши подвиг ратный.

   Великий русский человек.

   Он сделал все. Он тих и скромен.

   Он мир от черной смерти спас.

   И мир, прекрасен и огромен.

   Его приветствует сейчас.

   А сзади темные могилы

   Врагов на дальнем берегу —

   О нашей доблести и силе

   Напоминание врагу.

             (М. Дудин. Победитель)

 

(Далее следует викторина, посвященная  70-летию победы под Сталинградом.)

  «Хронология»

  •   Назовите  дату  начала  Сталинградской  битвы. (17 июля  1942  года)
  • Назовите  дату  окончания  Сталинградской  битвы. (2 февраля  1943  года)
  • Назовите  дату  присвоения  Волгограду  звания «Город-герой». (8 мая  1965  года)
  •   Назовите  самый  страшный  для  города  день. (23  августа  1942  года,  фашистские  бомбардировщики  совершили  более  2  тысяч  вылетов  самолётов,  город  был  разрушен)
  • Назовите  дату  контрнаступления  советских  войск. (18 ноября  1942  года)

«Из  истории  Сталинграда» 

  • Какое  название  было  у  Сталинграда  до  революции? (Царицын)
  • Какое  название  Сталинград  получил  после  Великой Отечественной  войны? (Волгоград)
  • Какой  завод  был  построен  на  северной  окраине  Сталинграда  первым   в  СССР? (Тракторный)
  • Когда  и  зачем  был  основан  город?  (В  1589  году  как  сторожевая  крепость  южных  рубежей  России)
  •   Какую  цель  преследовал  Гитлер  в  Сталинградской     
    битве? (За  2  недели  разгромить  наши  войска  на  юге,   овладеть  районами  Кавказа,   выйти  к  Волге,  захватить  Сталинград,  Астрахань)

 «Оборона  Сталинграда»

  • Какой  был  приказ  Родины  в  битве  за  Сталинград? («Стоять  насмерть,  ни  шагу  назад!»)
  • Какие  Армии  защищали  город? (62-я – генерал  В. И. Чуйков,  64-я – генерал  М. С. Шумилов)
  • Какую  награду  получили  солдаты  в  битве  за  Сталинград? (Медаль  «За  оборону  Сталинграда»,  более  700  тысяч  человек)
  • Какие  награды  получил  город? (Орден  Ленина  и  медаль  «Золотая  Звезда»)
  •   Каким  этапом  является  Сталинградская  битва  в  Великой  Отечественной  войне? (Переломным)

Номинация  «Памятные  места  Волгограда»

  •   Где  шли  самые  ожесточённые  бои? (Мамаев  курган,  главная  высота  города,  102  м)
  • Где  горит  Вечный  огонь  в  Волгограде? (На  площади  Павших  борцов  зажжён  1  февраля  1963  года,  в  Пантеоне  славы  на  Мамаевом  кургане)
  • Чем  известен  Дом  Павлова? (В  середине  сентября  1942  года  создалась  угроза  прорыва  противника  к  Волге,  захватив  один  из  домов,  гарнизон  из  24  человек  под  командованием  сержанта  Якова  Павлова  в  течение  58  дней  удерживал  его  и  не  отдавал  врагу)
  • Какие  площади  Волгограда  вам  известны? (Площадь  Павших  борцов,  площадь  Ленина, площадь  Ф. Э. Дзержинского,  Привокзальная  площадь,  Центральная  набережная)
  •  Что  находится  между  площадью  Павших  борцов  и  Центральной  набережной? (Аллея  Героев)

Рефлексия. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. меня удивило…
  4. классный час дал мне для жизни…
  5. мне захотелось…

 

Литература. Используемые источники.

1. Сталинградская битва www.stalingrad.ws
2. Сайт посвящается переломному этапу в Великой Отечественной Войне - Сталинградской битве 17.07.1942 - 02.02.1943 г.г. stalin-battle.narod.ru
3. Город-герой Волгоград (Сталинград) www.warheroes.ru›Волгоград
4. Стихи о Сталинградской битве и о войне. stalingradstih.narod.ru

5.Война.  Народ.  Победа,  1941-1945.  Статьи.  Очерки.  Воспоминания./  Сост.  И. М. Данишевский,  Ж. В. Таратута.- Кн. 2.- 2-е  изд.,  доп.-М.:  Политиздат,  1984.-  246 с.,  ил.

6.Венок  славы.  Антология  художественных  произведений  о  Великой  Отечественной  войне.  В  12-ти  т.  Т. 4.  Сталинградская  битва/ Сост.  А. Корнеев.- М.:  Современник,  1987.- 654 с., фотоиллюстр.

7.Сталинградская  битва:  сборник  материалов  и  фотографий.

8.Волгоград:  сборник  фотографий.    



Предварительный просмотр:

МОУ ФЕДЮКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Классный час

Что значит быть патриотом в наши дни?

Классный руководитель

9 класса

 Матурина Г. Р.

2013 г.

Пояснительная записка

Задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в школе должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии). Актуальность данной темы заключается и в необходимости развития патриотизма у подрастающего поколения. Сложностью и противоречивостью этого понятия и формами его проявления. Данное понятие включает целый комплекс разнородных составляющих, значение и смысл которых меняются во времени и пространстве в зависимости от конкретных исторических обстоятельств. Чувство патриотизма обязательно необходимо развивать у подрастающей молодежи.

Цели: Образовательные:

  • повышение интеллектуального уровня; проявление самостоятельной творческой активности;

Развивающие: 

  • развивать умения работы с различной литературой;
  • умения использовать личный опыт, принимать мнения другого;

Воспитательные: 

  • воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качества (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия);

Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, плакаты с пословицами о патриотизме.

Ход классного часа:

  1. Вступительное слово учителя
  2. Дискуссия на тему: «Что значит быть настоящим патриотом сегодня?»
  3. Стихи учащихся о Родине и патриотизме.
  4. Тест «Я – Патриот!»
  5. Рефлексия

                                                                           

                               

Любовь к Отчизне и  любовь к людям - это два быстрых потока, которые,  сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.

В. А. Сухомлинский

Учитель. Дорогие ребята!  Сегодняшнюю дискуссию я хочу начать с этих слов. Что для вас означают слова »быть настоящим патриотом сегодня?»

Ученик: заглянем в толковый словарь Даля: «Патриот — тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать. Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь». Словарь С.И.Ожегова. Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это явилось целью диспута «Что значит быть патриотом сегодня?»

Учитель: попытаемся разобраться в наших мыслях, чувствах, отношениях к этому понятию.

Ученик 1. «Патриот - это человек, который любит свою родину, готов её защищать, но вовсе не обязательно с оружием в руках. Знать и принимать историю своей страны, как бы о ней не говорили - это важно, и особенно сегодня»

Ученик 2. «Патриот в моём понимании - человек, который трудится и социально активен, строит свое будущее, связывая его лишь со своей Отчизной. Он сделает гораздо больше, чем человек, который на словах готов отстаивать престиж страны. Это гораздо труднее, чем просто говорить о любви к Родине. Это - настоящий патриотизм».

Ученик 3. «Быть патриотом в наше время очень сложно, вокруг много соблазна - погоня за деньгами, приводящая к побегу из России. Быть патриотом - значит быть хозяином своей страны, а не гостем. В случае опасности суметь защитить ее, бережно обращаться с ее дарами”

Ученик 4. «К сожалению, иногда патриотизм трактуется неправильно. На экране мы видим группы «скинов», которые с твердой уверенностью в своей правоте, забивают до смерти ни в чем не повинных людей другой национальности. «Россия для русских!», «Очистим Россию от черных!» — кричат они… Замечательно, конечно, что в людях есть стремление к тому, чтобы больший процент жителей страны были русские… Но это не значит, что надо истреблять других! Существует море способов… Насилие — худший из них. Знаете, ложь всегда режет слух… Поэтому мне гнусно и яростно, что они прикрываются при этом словом «патриот».

Ученик 5. «Настоящий патриот, на мой взгляд, должен хотя бы знать историю своей страны. Как можно любить свою Родину, не зная о ней ничего?!! Можно ли считать людей, которые якобы борются за чистоту славянской расы, историю этой самой расы не знают, на их лицах написаны: агрессия и желание драться неважно с кем. Вот высказывание, которое можно прочитать на заборе "Бей жидов",- это призывает нас какой-то очередной "патриот". А, наверное, ему не приходило в голову, что знание родного языка входит в список требований, предъявляемых истинному патриоту. И настоящий патриот не будет орать на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он просто будет молча делать свое дело, тем самым реально помогая стране.

Ученик 6. Вспомним слова А.С. Пушкина:

«Клянусь честью, что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». Обратимся к истории своих предков: в войне против Наполеона патриоты погибали за Россию, в Великой Отечественной войне погибли миллионы патриотов. Они все были готовы на подвиг ради родной земли…

 «По моему мнению, идеальным показателем патриотизма армейская служба не является. Под патриотизмом я понимаю деятельность человека на благо Родины вне зависимости от профессии или должности. Оттого, как эффективно он работает, зависит деятельность всего государства. Поэтому патриотизмом является полнокровная отдача деятельности человека на благо своего народа и государства. История знает подтверждение этому. Взять, например, народное ополчение в годы Великой Отечественной войны. Часть людей из его состава совсем не являлись военнослужащими, но это не мешало им проявлять невиданное мужество и героизм. Разве это не проявление патриотизма?

Ученик 7. А работающие в тылу по 20-22 часа в сутки, дающие фронту так необходимые боеприпасы, медикаменты, обмундирование. Крестьяне, пухнувшие с голода, но поставлявшие фронту продовольствие. Они не служили в армии, не являлись военнослужащими, но разве можно обвинить их в отсутствии патриотизма? Поэтому, если молодой человек получил диплом о высшем образовании, работает с полной отдачей для людей, для своей страны его можно считать патриотом. Даже если он не служил в армии, язык не повернётся обвинить его в отсутствии патриотизма». Другое дело, защита Родины. В данном случае, служба в армии действительно является главной составляющей патриотического воспитания человека. Страх же перед армией молодой человек должен побороть, а государство должно об этом позаботиться - не допуская «дедовщины». А инвалидом могут сделать и на улице или в подворотне. Так что ж, давайте теперь никуда не выходить?»

Ученик 8. Я думаю, что в ответственный момент для своей Родины каждый гражданин должен встать на защиту своего народа и государства. Для его эффективной защиты молодой человек обязательно должен пройти военную службу. Здесь государство должно занимать жёсткую позицию. И в данном случае отказ от службы - действительно можно рассматривать как отсутствие патриотизма»

Учитель: Патриотизм следует отличать от национализма, шовинизма и расизма, в основе которых лежат идеи национального превосходства и исключительности, противопоставления одной нации другой. В смысле пестроты национального состава своего населения Росси, пожалуй, нет равных: здесь веками бок о бок мирно живут и трудятся, строят дома, растят детей, вместе радуются и вместе горюют из-за общих бед люди более ста национальностей.

Национальный вопрос в России будет еще долго стоять остро, потому что мы — многонациональное государство. Не случайно сегодня мы так часто и так много говорим о толерантности. На вопрос социологического исследования «Почему люди испытывают неприязнь к представителям других национальностей?» 46% опрошенных заявили, что такой причиной является то, что они не считаются с обычаями и нормами поведения, принятыми в России, не умеют себя вести, чужды для этой страны, следовательно не являются её патриотами. То есть, речь идет о том, что в своем поведении, в самых разных его формах, они ведут себя не так, как большинство россиян.

Мигранты — не единое целое, они подразделяются на три группы: беженцы, вынужденные переселенцы и трудовые мигранты. Беженцы — это в основном граждане иностранных государств, которые вследствие целого ряда причин — политических, техногенных, может быть, даже климатических — вынуждены были покинуть территорию своей страны.

Национальная политика государства должна не просто помочь своим гражданам дать ответы на вопросы: «Кто мы? Откуда?», но и объяснить исторический и актуальный смысл существования государства. Иначе будет непонятно, во имя чего нужно беречь и сохранять это единство, а если надо — какую цену за него платить, и если потребуется, то на какие жертвы идти. Без грамотно построенной и осмысленной национальной политики не понять, что собрало воедино на такой огромной территории представителей разных национальностей.

Учитель:

Приходилось ли вам в вашей жизни сталкиваться с национальной проблемой? Как вы её разрешили или какие способы её разрешения могли бы предложить? Является ли фактом утверждение, что представители других стран не могут быть патриотами России?

Дети отвечают

Учитель: Составим ассоциативный ряд «Патриот, кто он?»

  1. Каждый, кто любит то место, где родился и вырос
  2. Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом
  3. Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.
  4. Сказочно богата природа России. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.
  5. Готов стать на защиту Отечества
  6. Отстаивает престиж свой страны
  7. Знает государственную символику
  8. Готов отдать своей родине все силы и способности
  9. Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом

Строит своё будущее, связывая его только со своим отечеством

Знает свой родной язык

Знает историю своей страны, гордится своими предками.

Учитель. Многие поэты посвящали свои стихи своей Родине.

Объединяйтесь, патриоты!
Отечества достойные сыны!
За Родину, за правду, за Свободу,
За честь и благоденствие страны!

И, дай нам, Бог, чтоб мы не измельчали
Во имя нашей веры и земли,
И силою народною крепчая,
Россию для потомков сберегли!

Мы – россияне, доблестная слава
От предков нам завещана навек.
За Родину – великую державу,
Чтоб был велик в ней каждый человек!

Объединяйтесь, патриоты!
Отечества святыни сохраним!
За Родину, за счастье, за свободу
Мы победим! Мы победим!!!
(Н. Цыплакова) 

Россия – Родина святая
Люблю тебя я всей душой
Россия – ты обитель рая
Горжусь Великою страной

От Запада до Поднебесной
С сияньем северных ночей
Природа красоты чудесной
Земля родная, нет милей

Народ России мудрый, честный
Веками доблесть доказал
В суровых битвах – Победитель
Дух, волю, силу показал

Многострадальная отчизна
Грааль духовной чистоты
Великодушна, не капризна
Культуры цвет и доброты

Россия – Родина святая
Люблю тебя я всей душой
Россия – ты обитель рая
Горжусь Великою страной

(Анна Боднарук)

Русскому патриоту - подвиг в охоту.
Кто любит свою Родину и народ, тот и есть подлинный патриот.
Не тот патриот, у кого зевотою рвёт рот, а тот, кто грудью за народ.


Учитель. История народа – это патриотическая школа России.
Образованный человек, прежде всего, должен быть патриотом своей страны.
Патриот тот, кто в самые трудные минуты для Родины берётся за самые трудные её дела.

Учитель. Я предлагаю вам составить представление о себе как  о патриоте своей Родины, оценив по пятибалльной шкале ряд качеств образа «Я – Патриот!». И подсчитать средний балл. Для этого нужно сумму баллов разделить на 8.

 

- Гражданин России;                                         ……   баллов

- патриот своего народа;                                   ……   баллов

- интернационалист;                                          ……    баллов

-  испытываю гордость за своё Отечество;       ……    баллов

- сочувствие состраданиям своего народа;      ……    баллов

- готов к защите Родины;                            ……           баллов

- уважение к отечественной истории;              ……     баллов

- вера в будущее России.                                   ……    баллов

(Выполняют задание)

Учитель:

Патриотами не рождаются, ими становятся. И сколько бы кто ни говорил о патриотизме, все это слова. Истина в душе. Как сказал Сергей Есенин «Пусть мы нищие, пусть у нас холодно, голодно, но зато у нас есть душа, от себя добавим - русская душа» С точки зрения этики «патриотизм» - это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определённом образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемых любовью к родине. Любовь к родине включает в себя: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради неё к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны, сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства.

Рефлексия: сегодня я узнал(а) ….

Литература.

http://www.proza.ru/

http://www.besoch.com/

http://schooldergachi.ucoz.ru/