Формирование умственно отсталых школьников эмоционально-ценностного отношения к миру через эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание связанно с умственным, трудовым, физическим и особенно с нравственным воспитанием. Цель эстетического воспитания-научить умственно отсталых школьников воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, природе, труде, общественных отношениях, поступках людей. Этому способствует комплексный подход, позволяющий наиболее эффективно воздействовать на развитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ученика, на формирование его убеждений и чувств. Специфика эстетического воспитания состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия чувств ребенка, обогащает их, способствует дифференциации эмоций. Основными задачами эстетического воспитания в школе являются: - Развитие органов чувств ребенка и его способности к эстетическому восприятию окружающей действительности.
- Формирование и развитие у школьников эстетических представлений и взглядов, художественного вкуса, а также умения видеть и понимать прекрасное.
- Развитие творческих способностей и эстетических наклонностей учащихся.
Эстетическое воспитание возможно только на определенном уровне развития анализирующего восприятия. Оно приобретает характер эстетического лишь в том случае, когда у учащихся развиты эстетические чувства. Известно, что эстетическое воспитание ребенка начинается еще до школы. С миром звуков и красок ребенок знакомится дома, в детском саду. Уже тогда он тянется к красивым вещам, игрушкам, картинкам и т.д. Эстетическое воспитание умственно Отсталых детей проходит намного медленнее по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. Большинство умственно отсталых приходят во вспомогательную школу, не умея различать цвета, звуки. Пассивность в познавательной деятельности приводит к отставанию их эстетического восприятия от нормы. Эти дети вследствие их интеллектуального и эмоционального недоразвития первоначально воспринимают лишь элементарные проявления красоты. В процессе эстетического воспитания в школе расширяется заметно кругозор детей, активизируются познавательные процессы, совершенствуется внимание, воля. Накопление запаса художественно- эстетических представлений укрепляет их память, а включение в творческую деятельность способствует преодолению моторной скованности. Эстетические впечатления и переживания, вкус к прекрасному формируется у детей под влиянием всего уклада жизни в школе-интернате: учебно-трудовой деятельности, эстетического оформления бытовой обстановки, общения с природой, культуры общения с окружающими. Дальнейшее эстетическое развитие учащихся
осуществляется в процессе художественного восприятия, т.е. при непосредственном ознакомлении с произведениями искусства (литературными, живописными, музыкальными, драматическими) и участии в различных видах деятельности (рисование, лепка, работа с природным материалом, пение, танцы). Эстетическое восприятие – это и красивое оформление всех помещений школы, поддержание чистоты и порядка, опрятный внешний вид учителей и учащихся; аккуратное и бережное отношение к школе, вещам. Эстетика быта тесно связана с трудом по самообслуживанию. Учащиеся объясняют, как поддерживать чистоту, как оформлять класс (тетради, учебники в обложках), как следить за своим внешним видом. В школе организуются соревнования на лучшее оформление класса, рейды по чистоте. Итоги отражаются на стендах, объявляются на линейках, на праздниках чистоты и здоровья. Эстетически действенной должна быть форма проведения любого мероприятия-высокохудожественное оформление, содержательная программа, оригинальные костюмы и т.д. Особого внимания от педагогов требует организация выставок работ учащихся в классе, в школе. Учителя должны добиваться, чтобы в художественном оформлении любого изделия участвовало воображение детей; чтобы они сами старались сделать вещь красивой. Одной из задач эстетического восприятия, кроме формирования у учащихся определенной эмоциональной отзывчивости по отношению к объектам эстетического восприятия, а также выработки определенных эстетических взглядов и потребностей, является усвоением детьми навыков культурного поведения (эстетики поведения). Эстетика поведения включает соблюдение правил личной гигиены, культуру речи, вежливость во взаимоотношениях с людьми, аккуратность и обязательность, культуру общения. Мне при работе здесь помогает пособие «Учим детей общаться». Цикл этих занятий помогает детям строить отношения в коллективе, создает атмосферу доброжелательности и порядка, помогает преодолеть трудности в эмоционально-волевой сфере учащихся. Немалую роль в развитии эмоционально-волевой сферы играет художественная литература. Она, воздействуя на сознание учащихся и их чувства, помогает лучше познать окружающий мир, способствует формированию нравственных понятий и эстетических чувств. Развитие у детей чувства прекрасного, понимания красоты природы, человеческих взаимоотношений и поступков, поэзия труда и быта, реализуются путем воспитания любви и интереса к книге, к чтению. Это зарождается и развивается путем бесед, тематических вечеров и утренников, конкурсов чтецов.
Богатейший источник эстетического наслаждения – природа. Она пробуждает в детях чувство красоты, стремление познать ее законы, обогащает представления об окружающем мире. На экскурсиях, прогулках, походах, организованных в разные времена года, педагоги обращают внимание детей на изменения, подбирают стихотворения или песню, сравнивают реальный пейзаж с его описанием в произведении, это помогает в полном объеме воспринять его красоту. Главное, чтобы эстетические впечатления вызывали у учащихся желание беречь природу, чтобы они положительно влияли на его поведение, характер. Во вспомогательных школах эстетическое воспитание учащихся осуществляется в двух направлениях - развитие эстетического восприятия и развитие художественного творчества. Одним из видов творчества является работа с природным материалом, которая способствует развитию у детей наблюдательности, воображения, эстетического вкуса, целеустремленности, инициативы и самостоятельности. В процессе изготовления поделок закрепляется у учащихся умение планировать свою работу, различать цвета; развиваются пространственные представления, фантазия; совершенствуются двигательные процессы, развивается эмоционально-волевая сфера, они учатся доводить начатое дело до конца, оценивать свое изделие, находить в нем красоту. Учить детей видеть в природе прекрасное помогает и живопись. Цель занятий по рисованию - учить воспринимать картинку в целом, анализировать отдельные ее объекты, находить в них своеобразные черты, осмысливать связи между ними, а также развитие логического мышления и речи, воспитание интереса к произведениям живописи. Основной задачей обучения рисованию у умственно отсталых учащихся является исправление недостатков их развития. Это развивает у детей пространственную ориентацию, учит различать цвета, анализировать, сравнивать и сопоставлять изображаемые предметы. В школах работают различные кружки. Проведение бесед-занятий о мастерах хохломы, дымковской игрушке - воспитывают у учащихся уважение к народному творчеству, чувство гордости за свой народ. Важную роль в эстетическом воспитании играет музыка, которая вызывает яркие переживания, развивает художественный вкус. В процессе музыкального воспитания осуществляется развитие познавательной деятельности учащихся, вырабатывается культура пения, способность слушать музыку, вникать в ее содержание. Важными здесь являются движения под музыку, танцы. Они помогают детям лучше улавливать ритм, темп, настроение. Музыка способствует улучшению координации движений, выработке правильной осанки, формируют навыки ориентировки в пространстве. Таким образом, в результате систематического, целенаправленного воспитания у учащихся вырабатываются элементарные эстетические вкусы и эстетические потребности. Все это направлено на развитие способности умственно отсталыми детьми полноценно воспринимать и понимать прекрасное не только в искусстве, но и самое главное в жизни, а также осуществляет формирование личности наших учащихся. |