Методический семинар (в рамках регионального этапа конкурса "Учитель года России-2016")
Методический семинар
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 2.85 МБ |
Пояснительная записка | 263.5 КБ |
Эссе | 258 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РАКЧЕЕВА НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА педагогический стаж-20 лет преподаватель химии и биологии высшая квалификационная категория ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный колледж» В 1982г. закончила биологический факультет Калмыцкого государственного университета по специальности Биолог, преподаватель химии и биологии.
Требования ФГОС СОО Учебно- методический комплекс по учебной дисциплине - это важный ресурс методического обеспечения реализации ФГОС СОО нового поколения. Поэтому в условиях новой экономической и образовательной политики, определилась острая необходимость в разработке, создании инновационного учебно-методического комплекса, обеспечивающего современный уровень качественной профессиональной подготовки компетентных специалистов в колледже.
Электронный УМК по учебной дисциплине «Биология» Для реализации требования ФГОС СОО мною разработан электронный УМК для студентов по УД «Биология»,выполненный в виде сайта, разделы которого имеют разветвленную структуру.
Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становление педагогического опыта внедрение новых ФГОС; курсы повышения квалификации; изучение опыта коллег; изучение литературы по теме; мониторинг собственного опыта. Актуальность темы обусловлена потребностью в разработке и создании инновационного учебно-методического комплекса, обеспечивающего совокупность образовательных услуг, необходимых и достаточных для эффективного преподавания и самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины «Биология».
Цель и задачи методического семинара Цель: обобщение и распространение педагогического опыта по созданию авторских электронных средств обучения для повышения качества образовательного процесса. Задачи: -оказание консультативной, методической поддержки педагогам по вопросам создания и применения электронных учебно-методических комплексов; развитие творческой активности педагогов; ознакомление преподавателей с современными возможностями применения ИКТ-технологий в образовательном процессе и внеурочной деятельности обучающихся; совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса и самостоятельной внеаудиторной деятельности обучающихся.
Теоретический блок Все содержимое УМК классифицировано и разделено на блоки. В теоретическом блоке размещен: -электронный учебник, рекомендованный в качестве основного учебного издания; -краткий курс лекций, содержащий теоретические и контрольные вопросы.
Информационный блок Информационный блок содержит: -глоссарий; электронные пособия; ссылки на интернет- ресурсы; перечень дополнительной литературы; обучающую программу для первичного закрепления знаний или при итоговом контроле знаний обучающихся с выставлением оценки.
Практический блок Практический блок содержит рабочую тетрадь по дисциплине; ссылки на компьютерные программы; интерактивные задания по различным темам, биологические игры и тренажеры.
Методический блок Методический блок включает: УМК студента; методические пособия по изучению дисциплины; методические указания по организации самостоятельной работы; методические рекомендации по изучению учебной дисциплины.
Блок контроля Блок контроля включает текущий контроль по разделам и темам; рубежный контроль -содержит банк интерактивных тестов и набор кейсов по темам; промежуточный контроль включает комплекс КИМов по УД.
Дополнительно в УМК для наглядного представления информации, предусмотрен перечень средств обучения, включающий флеш-анимации, показывающие короткую динамику процесса и презентации, созданные в программе Power Point. Флеш-анимации и презентации
Результативность 2013-2014 уч. год 2014-2015 уч. год 2015-2016 уч. год Уровень успеваемости, в % 100 100 100 Уровень качества знаний, % 64, 78 68, 96 71,00 За последние три года прослеживается позитивная динамика результатов учебных достижений обучающихся по дисциплине «Биология». Возросла творческая активность студентов (выполняют проекты, исследования, участвуют в научно-практических конференциях конкурсах, олимпиадах различного уровня) http://nsportal.ru/node/1758135
Созданное электронное методическое сопровождение дисциплины «Биология» помогает: - обучающимся рационально организовать свою учебную деятельность; - преподавателю обеспечить реализацию задач курса учебной дисциплины, способствовать формированию основ для последующего освоения программ профессиональных модулей будущих специалистов среднего профессионального образования. Заключение
Данная работа была представлена на III Краевом конкурсе учебно-методических комплексов для обучающихся, где была удостоена Диплома I степени (номинация: «УМК общеобразовательных, общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественно-научных дисциплин») 2015-2016г.г. III краевой конкурс учебно-методических комплексов для обучающихся
Список литературы Список литературы : Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие. – М.: Высшая школа, 2012. Душенков П. А. Учебно-методическое сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: Учебное пособие/Е.С. Трегубова, Т.Н. Ищук, С.В. Лапик, С.И. Петрова, И.А. Левина. - :М, 2009. Зайнутдинова Л.Х. Создание теоретических образов как метод повышения эффективности электронных учебников//Материалы научно-технической конференции "Новые информационные технологии в региональной инфраструктуре (НИТРИ-97)". - Астрахань: АГТУ, 2012. Коржова С.Н. ЭУМК «Информационно-технологическая культура учителя» // Модернизация системы инженерно-педагогического образования: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2011. Терелецкая Н.В. Научно-методическое обеспечение введения ФГОС в образовательный процесс колледжа http://www.ntk.rus52.ru/metodsluzhba3.html Ширшов Е.В. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов: Монография / Е.В. Ширшов, О.В. Чурбанова. – Архангельск: Изд-во Архангельского государственного технического университета, 2012. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие. – М.: Высшая школа, 2012. Душенков П. А. Учебно-методическое сопровождение федеральныхгосударственных образовательных стандартов нового поколения: Учебноепособие/Е.С. Трегубова, Т.Н. Ищук, С.В. Лапик, С.И. Петрова, И.А. Левина. -М, 2009. Зайнутдинова Л.Х. Создание теоретических образов как метод повышения эффективности электронных учебников//Материалы научно-технической конференции "Новые информационные технологии в региональной инфраструктуре (НИТРИ-97)". - Астрахань: АГТУ, 2012. Коржова С.Н. ЭУМК «Информационно-технологическая культура учителя» // Модернизация системы инженерно-педагогического образования: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2011. Терелецкая Н.В. Научно-методическое обеспечение введения ФГОС в образовательный процесс колледжа http://www.ntk.rus52.ru/metodsluzhba3.html Ширшов Е.В. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов: Монография / Е.В. Ширшов, О.В. Чурбанова. – Архангельск: Изд-во Архангельского государственного технического университета, 2012 .
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ
Методический семинар по теме:
Электронный учебно-методический комплекс как средство методического обеспечения преподавания учебной дисциплины «Биология»
Ракчеева Наталия Александровна,
ГБПОУ «Ставропольский
региональный многопрофильный колледж»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях модернизации образования, внедрения Федерального образовательного стандарта среднего общего образования в системе профессионального образования перед педагогом ставятся новые задачи: управление качеством образовательного процесса, создание нового научно-методического обеспечения образовательных программ, реализация которых в профессиональных образовательных организациях начата в 2015-2016 учебном году. В соответствии с требованиями стандарта профессиональной деятельности педагога возникает потребность в педагоге, способном к научно-исследовательской и научно-методической работе, обеспечивающем создание качественных учебно-методических комплексов, организацию познавательной деятельности студентов, развитие их творческой активности.
В настоящее время значительно выросло требование к педагогическому обеспечению образовательного процесса (А.П. Беляева, М.А. Петухов, В.А. Скакун, Е.Е. Тонков, и др.). И это закономерно. Педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество образовательного процесса существенно повышаются, если его комплексное научно-методическое обеспечение осуществляется системно и на высоком уровне. Учебно- методический комплекс по учебной дисциплине - это важный ресурс методического обеспечения реализации ФГОС СОО нового поколения. Поэтому в условиях новой экономической и образовательной политики, определилась острая необходимость в разработке, создании инновационного учебно-методического комплекса, обеспечивающего современный уровень качественной профессиональной подготовки компетентных специалистов в колледже.
Для реализации требования ФГОС СОО мною разработан электронный учебно-методический комплекс для студента по учебной дисциплине «Биология», который размещен в библиотеке колледжа, откуда каждый обучающийся может скачать его на собственный электронный носитель и пользоваться им при изучении дисциплины.
Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становление моего педагогического опыта:
-внедрение новых ФГОС;
-курсы повышения квалификации;
-изучение опыта коллег;
-изучение литературы по теме;
-мониторинг собственного опыта.
Актуальность темы обусловлена потребностью в разработке и создании инновационного учебно-методического комплекса, обеспечивающего совокупность образовательных услуг, необходимых и достаточных для эффективного преподавания и самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины «Биология».
Цель и задачи методического семинара.
Цель: обобщение педагогического опыта по созданию авторских электронных пособий для повышения качества образовательного процесса.
Задачи:
-оказание консультативной, методической поддержки педагогам по вопросам создания и применения электронных учебно-методических комплексов;
-развитие творческой активности педагогов;
-ознакомление преподавателей с современными возможностями применения ИКТ-технологий в образовательном процессе и внеурочной деятельности обучающихся;
-совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса и самостоятельной внеаудиторной деятельности обучающихся.
Электронный УМК выполнен в виде сайта, разделы которого имеют разветвленную структуру. Содержание учебно-методического комплекса соответствует Положению об УМК, утвержденному в колледже. Все содержимое УМК классифицировано и разделено на блоки.
Нормативный блок содержит выписку из ФГОС СОО и рабочую программу учебной дисциплины.
В теоретическом блоке размещен электронный учебник, рекомендованный в качестве основного учебного издания и краткий курс лекций, содержащий теоретические и контрольные вопросы.
Информационный блок содержит глоссарий, где приведены основные понятия, используемые при изучении дисциплины; электронные пособия; ссылки на интернет- ресурсы; мой персональный сайт (раздел Биология), где можно найти и скачать дополнительную информацию; перечень рекомендуемой учебной и дополнительной литературы. Информационный блок содержит также обучающую программу, которую можно использовать как тренажер на этапе первичного закрепления знаний или при итоговом контроле знаний обучающихся с выставлением оценки.
Практический блок содержит рабочую тетрадь по дисциплине; ссылку на компьютерную программу «Фабрика кроссвордов», с помощью которой обучающиеся развивают эрудицию, расширяют словарный запас, тренируют память и внимание; ссылку на компьютерную программу «Онлайн- доска как средство визуализации и организации коллективной работы обучающихся», которая используется студентами при выполнении внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине.
Практический блок содержит также интерактивные задания по различным темам, в которых заложен компьютерный контроль этапов выполнения и ошибок, имеется система подсказок для выбора следующего шага, система ветвлений в зависимости от результатов выполнения первого этапа, а также практический блок содержит различные биологические игры и тренажеры.
Методический блок включает в себя УМК студента, методические пособия по изучению дисциплины, методические указания и рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы, целью которой является приобретение новых знаний, умений и навыков с использованием имеющихся базовых знаний и умений.
Выполняя обязательные задания обучающиеся отвечают на вопросы тестов, решают кроссворды, дают обоснованные ответы на вопросы для самоконтроля, готовят презентационные доклады. При выполнении заданий по выбору обучающиеся создают мини-проекты; пишут рефераты; составляют в соответствии с рекомендациями многоуровневые тесты. Обучающимся предлагаются как индивидуальные, так и групповые формы работы.
Также методический блок содержит сборник методических указаний по выполнению практических работ, рекомендации по написанию реферата, по подготовке к дифференцированному зачету, которые дают возможность подготовиться к промежуточному контролю по учебной дисциплине «Биология».
Блок контроля включает текущий контроль по разделам и темам, представленный в форме интерактивных тестов, выполненных в программе TestМaker, имеющие задания с выбором одного или нескольких правильных вариантов ответа, по итогам которых автоматически выставляется оценка.
Рубежный контроль содержит банк интерактивных тестов и набор кейсов по темам: «Закономерности изменчивости», «Химическая организация клетки», «Основные положения теории Ч.Дарвина».
Промежуточный контроль включает комплекс контрольно-измерительных материалов по дисциплине, который проводится в форме дифференцированного зачета.
Дополнительно в УМК для наглядного представления информации предусмотрен перечень средств обучения, включающий флеш-анимации, показывающие короткую динамику процесса и презентации, созданные в программе Power Point.
Как показывает практика, в результате использования электронного УМК, увеличивается познавательная деятельность студентов, происходит развитие их творческой активности. За последние три года прослеживается позитивная динамика результатов учебных достижений обучающихся по учебной дисциплине «Биология».
Динамика показателей уровня успеваемости и качества знаний обучающихся по биологии за три учебных года представлена в таблице 1.
2013-2014 уч. год | 2014-2015 уч. год | 2015-2016 уч. год | |
Уровень успеваемости, в % | 100 | 100 | 100 |
Уровень качества знаний, % | 64, 78 | 68, 96 | 71,00 |
Мои обучающиеся самостоятельно участвуют в создании тренажеров, электронных шпаргалок, викторин, буклетов, презентаций, видеороликов, которые я использую в образовательном процессе и во внеурочной деятельности.
Под моим руководством выполняют творческие работы (проекты, исследования) с применением информационно – коммуникационных технологий, демонстрируя хорошие навыки работы с прикладными программами. Все выполненные ими работы также представляются на учебных занятиях, внеклассных мероприятиях, научно-практических конференциях различного уровня.
Используя сеть Интернет, студенты активно участвуют в дистанционных олимпиадах и конкурсах, где становятся победителями и лауреатами этих мероприятий (http://nsportal.ru/node/1758135).
Созданное электронное учебно-методическое сопровождение учебной дисциплины «Биология» помогает:
- обучающимся рационально организовать свою учебную деятельность;
- преподавателю обеспечить реализацию задач курса учебной дисциплины, способствовать формированию основ для последующего освоения программ профессиональных модулей будущих специалистов среднего профессионального образования.
Список литературы:
- Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие. – М.: Высшая школа, 2012.
- Душенков П. А. Учебно-методическое сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: Учебное пособие/Е.С. Трегубова, Т.Н. Ищук, С.В. Лапик, С.И. Петрова, И.А. Левина. -:М, Высшая школа, 2009.
- Зайнутдинова Л.Х. Создание теоретических образов как метод повышения эффективности электронных учебников//Материалы научно-технической конференции "Новые информационные технологии в региональной инфраструктуре (НИТРИ-97)". - Астрахань: АГТУ, 2012.
- Коржова С.Н. ЭУМК «Информационно-технологическая культура учителя» // Модернизация системы инженерно-педагогического образования: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2011.
- Терелецкая Н.В. Научно-методическое обеспечение введения ФГОС в образовательный процесс колледжа http://www.ntk.rus52.ru/metodsluzhba3.html
- Ширшов Е.В. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов: Монография / Е.В. Ширшов, О.В. Чурбанова. – Архангельск: Изд-во Архангельского государственного технического университета, 2012.
Предварительный просмотр:
Эссе «Учитель XXI века: залог успешности»
Ракчеева Наталия Александровна,
ГБПОУ «Ставропольский
региональный многопрофильный колледж»
«Учитель, перед именем твоим позволь
смиренно преклонить колено…»
Сегодня XXI век движет нашу жизнь по-новому. В современной школе сейчас происходят существенные изменения педагогической реальности и выражаются они в новых целях и содержании образования, организации образовательного процесса, системе оценки.
В своем детстве я не мечтала стать педагогом. Но, мои родители, люди, не имевшие большого образования, но будучи мудрыми людьми, привили нам, трём их дочерям, любовь, огромное уважение и почтение к профессии педагога – одной из важнейших в современном мире профессии, от которой зависит будущее человеческой цивилизации.
И еще мои родители, воспитывая нас, говорили о том, что главное предназначение каждого живущего на Земле – приносить пользу людям. Вот с такой жизненной философией и живу я по сию пору. Профессия учителя, на мой взгляд, полностью отвечает этой философии.
Педагог, Учитель… Каким быть сегодня учителю XXI века? Какова его роль в обществе? В чём же заключается миссия учителя?
В новых ФГОС сформулированы требования к современному учителю: это профессионал, который демонстрирует универсальные и предметные способы действий, инициирует действия обучающихся, консультирует и корректирует их действия, находит способы включения в работу каждого ученика, создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Чтобы идти в ногу со временем, педагог должен быть профессионалом своего дела. Слово "профессионал" говорит само за себя. Это педагог, компетентный в предметном содержании, владеющий разнообразными формами, методами, средствами обучения и воспитания. Это педагог, который осуществляет свою деятельность на высшем уровне, и деятельность эта дает высокие результаты.
Современный педагог должен уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения.
Педагог-профессионал должен выявлять творческие способности обучающихся, способствовать их развитию, продвижению в области самообразования.
Педагог-профессионал обязательно должен обладать психологическими знаниями и уметь применять эти знания в нестандартных педагогических ситуациях.
Педагог-профессионал должен быть педагогом-импровизатором-уметь находить выход из любой ситуации, даже, казалось бы, самой тупиковой. При этом выход должен быть найден в кратчайшие сроки. Иногда это всего несколько секунд.
Отличительной чертой педагога XXI века является постоянное совершенствование и развитие. Каждый педагог должен стремиться на протяжении своего профессионального пути искать что-то новое, учиться применять новые методики и технологии в своей деятельности, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи. Не вызывает сомнения, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ - применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Поэтому моя методика преподавания основана на активном применении ИКТ на учебных занятиях и во внеурочной деятельности. Накопленный мною педагогический опыт показывает, что занятия с применением средств мультимедиа и интернета обеспечивают высокое качество организации образовательного процесса, повышают интерес обучающихся к изучаемым дисциплинам, усиливают мотивацию к обучению и способствуют развитию их интеллектуальных и творческих способностей.
Современный педагог должен иметь активную гражданскую позицию, участвовать в реформах образования, отстаивая свои позиции, взгляды на развитие общества. Учитель XXI века должен иметь авторитет в обществе, поддерживаемый политикой государства и родительской общественностью.
Учитель должен быть Личностью поскольку, «только личность может воспитать личность» (К. Д.Ушинский) А для этого нужно учиться, работать над собой, уметь изменяться, идти в ногу со временем.
Учитель XXI века – это творческий учитель. Он должен уметь создавать совершенную музыку урока, нарисовать шедевр «Мои ученики»….., написать «роман» о себе, совершенствуя его всю жизнь.
Педагог должен быть не только профессионалом в своей деятельности, то есть безупречно владеть знаниями своего предмета, быть требовательным к себе и ученикам, обладать чувством собственного достоинства, быть настойчивым в достижении цели. Он должен обладать еще и такими нравственными и эмоциональными чертами характера, как заботливость, душевность, доброжелательность, внимательность, отзывчивость, способностью сопереживать чувствам обучающихся и их родителей, быть оптимистичным, щедрым на похвалу. Залог успеха в работе заключается в том, что современный учитель не только должен учить, но и сам способен учиться у своих учеников. Задача учителя заключается в том, чтобы «стоять не над, а рядом», помогать и поддерживать, направлять и правильно организовывать деятельность обучающихся.
Важной составляющей в нашей профессии остается внутренний мир учителя. Считаю, что человек, воспитывающий будущее поколение, должен получать максимум удовольствия от своей профессии. У счастливого педагога ученики испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.
Еще учителю нужно учиться быть искренним, всегда признать свои ошибки. Ну и, конечно, в сердце учителя всегда должна жить Любовь! Любовь к жизни, любовь к себе, любовь к своей профессии, любовь к своему предмету, любовь к детям. Без любви ежедневный труд становится утомительным и безрадостным.
Воспитание и обучение человека – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Учитель, как никто другой, может помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации. Успешный учитель – личность, которая помогает другим становиться лучше.
Каждый из нас, посвятив свою жизнь профессии учителя, выбрал путь постоянного поиска, работы над собой, путь сомнений и беспокойства, необыкновенной требовательности к себе, путь упорного и каждодневного труда - и только при сложении всех этих составляющих можно добиться успеха и удовлетворения от работы. Самое главное – это желание работать с детьми, желание профессионально расти самому учителю, желание добиваться новых побед и искренне радоваться за успехи своих детей.
Таким образом, современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. Поэтому важно как со стороны учителя быть разносторонне образованным человеком, так и для государства – создать максимально комфортные условия для работы и развития педагога.
Конечно, нельзя не согласиться с президентом, что для достижения высоких результатов образования школа должна быть оснащена высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством…
В условиях высоких технологий, быстрого внедрения достижений научно-технического прогресса в повседневную жизнь школа должна стать центром науки, взаимодействия учащихся и общества. Новая школа должна быть свободна от предрассудков, бюрократии, хорошо финансироваться, чтобы ничто не стояло на пути создания новых кадров со своими взглядами на жизнь, профессию, политику, экономику; людей, способных творчески подходить к решению проблем, умеющих не только подстраиваться под быстро меняющийся мир, но и умеющих созидать. Конечно, для этого необходимо многое изменить, начиная с содержания образования и заканчивая педагогами. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский. То есть начинать строить новую школу надо педагогам: начать изменения с себя, не противиться, не критиковать, не отвергать, а принять как миссию по воссозданию нового, гармоничного мира и, объединившись, используя свой опыт, профессионализм, заняться построением обновленной системы образования, используя фундамент достижений, накопленных за многие столетия педагогической практики. От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.
Выпускник современной школы должен гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем; самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в мире трудности и искать пути их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них; самостоятельно трудиться над развитием собственного внутреннего мира, своей нравственной позиции, интеллекта, культурного уровня.
Эти условия могут быть успешно созданы в рамках деятельной разработки «выращивания» в массовой школе таких современных подходов к обучению, как обучение в сотрудничестве, проектная деятельность, разноуровневое обучение, учебные телекоммуникационные проекты и дистанционное образование и остальное многообразие, постоянно рождающееся повседневной практикой.
Мы все верим в Россию, в ее будущее, а значит, мы все верим и в наше образование. Мы – оптимисты!!!