Мой педагогический выбор

Захарцева Светлана Владимировна

 

Свежее весеннее апрельское утро. Я иду от автобусной остановки к школе. Мимо в разных направлениях спешат люди, уже состоявшиеся, знающие, как и зачем они живут. А вот меня обогнала стайка о чем-то весело переговаривающихся ребятишек, спешащих на уроки в ту самую школу, куда иду и я…

До крыльца осталось пройти короткий отрезок школьного двора. На березах набухают почки, скоро появятся первые листочки, и мне приходит в голову неожиданное сравнение: береза – это школа, а каждый листочек на ней – это ученик или учитель, которые вместе проживают определенный судьбой отрезок жизни. Листья на дереве – целую жизнь, от рождения до смерти, а люди в школе – лишь несколько лет, а иногда и почти всю жизнь. Я иду и размышляю об этом и еще о том, как сделать так, чтобы моя школьная жизнь, прожитая вместе с коллегами и, главное, с учениками, не прошла бесследно, чтобы мои знания, моя помощь, моя любовь к детям оказались востребованными.

Почему я учитель? Такой вопрос я себе никогда не задаю, а вот мои ученики часто мне задают. И я отвечаю: «Нравится быть учителем, интересно».

Я учитель, наверное, по рождению. Сколько помню себя с детства – всегда играла в школу, учила то младшего брата, то соседских детей, то воображаемых учеников, исписывая ворота мелом. Мастерила свои учебники, любила проверять тетрадки. В школе – всегда была то командиром, то старостой класса.

Наверное, хорошо, что ничего не изменилось за годы обучения в школе. Хотела быть учителем и стала.

Почему я учитель? Невозможно дать на этот вопрос однозначный ответ. Но я точно знаю - никем другим я не стала бы работать!

Я просто люблю свою работу. Ведь меня поддерживает самая великая сила - любовь моих учеников.

Школа – это моя жизнь, которая не стоит на месте. Здесь все бурлит, кипит, вертится – если, конечно, приложить определенные усилия. Горящие глаза, удивленные и восхищенные возгласы, радостные улыбки, сосредоточенный взгляд. Это все так мне нравится! Хочется всё это видеть и слышать как можно чаще, и стараешься, ищешь, придумываешь.… Бывают разочарования, не спорю. Но что это за жизнь без трудностей, без проблем?

Трудно ли быть учителем? Да, трудно. Постоянный поиск, сомнения, стремление к профессиональному самосовершенствованию, осознание, что в твоих руках очень хрупкий материал – детские умы и души.

Учитель обязан верить, что неспособных и неуспешных детей не бывает. В Евангелии есть замечательная притча о талантах, где говорится об их приумножении, но также и о том, что «исходный капитал» был дан каждому его господином. Таланты были даны всем и каждому – разное число. Эта замечательная притча имеет прямое отношение к педагогическому мастерству. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их, помочь им раскрыться – высокая миссия учителя.

В основе своей педагогической деятельности я использую проектные технологии и в первую очередь педагогику сотрудничества, для которой характерны переход от педагогики требований к педагогике отношений, единство обучения и воспитания.

Но что особенно важно – превращение ребенка из объекта в субъект своей учебной деятельности. Два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами. Стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

От современного человека требуется умение мыслить и добывать необходимые знания самостоятельно, ведь запомнить весь объем информации, накопленный человеком, невозможно. Ученика нужно научить учиться, обучить его великому мастерству добывания знаний.

Я много думала над тем, как сделать свой предмет привлекательным для ученика? С опытом пришло понимание, что только деятельностный подход в обучении, когда ученик чувствует себя полноправным субъектом образовательного процесса, предоставляющим ему возможность максимально реализовать свои возможности, когда недостаток знания заставляет искать ответы на вопросы, а не опускать руки, когда то, что он делает и познает для него личностно значимо. Тогда на моих уроках станет интересно, и ученики с удовольствием будут осваивать этот огромный мир информации.

Нам как педагогам необходимо постоянно самосовершенствоваться в сфере своей деятельности, чтобы быть интересным ребенку. И если мы хотим воспитать в ребенке определенные личностные качества, то, по меньшей мере, сами  должны этими качествами обладать. «Свободе учат свободой, ответственности – ответственностью, добру и совести – добром и совестью» (Симон Соловейчик). Поэтому, обучая, я сама стараюсь не переставать учиться у коллег, у детей и на собственных ошибках, так как я выбрала свое педагогическое кредо: Уча, мы учимся.

В своей работе я выделила такие приоритеты, как любовь, понимание, уважение, терпимость. Считаю важным помочь ребенку быть в гармонии с собой и научиться быть гармоничным. «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми» (Оскар Уайльд).

Я люблю свою работу. Как и любому учителю, мне свойственно умение вместе радоваться и сопереживать. Я испытываю неповторимое чувство гордости за ребенка, который добился успеха, смог преодолеть себя, ощутить уверенность в себе, свою значимость. Я не знаю, кем станет каждый из моих учеников в будущем, главное – не подавить его как личность в настоящем.

Педагог, который уважает личность в своих учениках, всегда уважаем и любим. Мне очень хочется, чтобы мои ученики, как те березовые листочки в школьном дворе, были яркими и неповторимыми, чтобы, вновь и вновь, идя на работу в школу, среди спешащих мне навстречу или обгоняющих меня состоявшихся, знающих, как и зачем они живут людей, - были мои ученики.