Педагог-психолог года Октябрьского района - 2014
Материалы муниципального конкурса профессионального мастерства в сфере образования "Педагог-психолог года Октябрьского района 2014"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Описание программы психологического сопровождения процесса обучения в группе кратковременного пребывания детей «Ладушки»
Педагог-психолог МБОУ ДО «ДДТ «Новое поколение»
Москаленко Юлия Наильевна
Программа психологического сопровождения процесса обучения в группе кратковременного пребывания детей «Ладушки» разработана в 2011 году и реализуется ежегодно на базе учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества «Новое поколение». В группу кратковременного пребывания детей «Ладушки» (далее группа) набор производится в начале каждого учебного года, обучение составляет 1 учебный год, далее дети поступают в учреждения дошкольного образования г.п. Приобья. Группа функционирует в соответствии с реализуемыми в учреждении дополнительными образовательными программами и программой Клуба молодой семьи «Оберег». Занятия проходят 3 раза в неделю, родители занимаются прикладным творчеством вместе с детьми раннего возраста до 3-х лет, посещают занятия с психологом и участвуют в воспитательных и культурных мероприятиях Дома детского творчества и г.п. Приобье.
Цель программы: Психологическое просвещение молодых родителей по вопросам возрастной и семейной психологии.
Задачи программы:
Обучающие:
• обучить молодых родителей педагогическим приемам взаимодействия с детьми
• информировать о закономерностях возрастного развития детей, возрастных кризисах и путях их преодоления.
• информировать родителей о закономерностях развития семьи, семейных кризисах и путях сохранения семьи.
Развивающие:
• развить психолого – педагогические навыки взаимодействия с ребенком.
• развить продуктивное взаимодействие в паре «родитель-ребенок»
• развить социальную и творческую активность молодых родителей
Воспитательные:
• воспитывать культуру клубного общения
• способствовать успешной социализации детей раннего возраста в группе сверстников и взрослых для подготовки к обучению в дошкольных учреждениях.
Характеристика группы на 2014-2015 учебный год.
• количество взрослых в группе - 9
• количество детей в группе – 10 человек;
• возраст детей от 1 до 3-х лет;
• состав группы постоянный;
Занятия проводятся в кабинете психологии, оборудованном учебной мебелью, мягкой мебелью, сенсорным и игровым оборудованием, сухим бассейном, столиком для рисования песком.
В структуру занятий включены: дыхательные упражнения по методике А.Н. Стрельниковой, лекционные, игровые занятия по технологии большой психологической игры, тренинговые занятия для взрослых, упражнения из курса «Семейная мягкая школа» Э. Глушковой для детей. Кроме того, осуществляется индивидуальная консультативная деятельность психолога.
Программа включает следующие разделы:
- Введение в программу
- Вводная диагностика
- Семья как общественный институт
- Жизненный путь человека, кризисы
- Курс занятий «Воспитание без наказания»
- Жизненный путь семьи, кризисы
- Понятие нормы развития ребенка
- Отклонение от нормы развития, коррекционная работа
- Психологическая диагностика – виды и сферы применения
- Одаренный ребенок, виды и условия развития одаренности
- Итоговая диагностика
Методическое обеспечение программы
Диагностические методики:
- Проективная методика «Ладонь»
- Диаграмма жизненных ролей женщины
- Тест согласованности семейных ценностей и ролевых установок в семейной паре А.Н.Волковой
- Тест родительского отношения
- Тест семейных взаимоотношений Эйдемиллер - Юстицкий
- Методика изучения родительских установок (РARI) Е.С. Шефер и Р.К. Белл, адаптирована Т.В. Нещерет
- Тест Векслера, методику на тип темперамента
- Опросник темперамента Я. Стреляу
- Профориентационные методики
- Проективные методики «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи»
- Личностные и характерологические опросники
- Методики исследования уровня самооценки
Психологические технологии:
- Консультирование
- Групповая и индивидуальная психодиагностика
- Технология ведения тренинга
- Технология большой психологической игры
- Элементы технологии «Семейной мягкой школы» Э.Глушковой, телесно – ориентированные технологии.
Педагогические технологии:
- Элементы технологии Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, Г.К. Селевко);
- Элементы технологии проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь);
- Технология коллективного взаимообучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко);
- Групповые технологии (групповой опрос, встреча, дискуссия);
- Клубные технологии;
- Информационные технологии (компьютерные, мультимедиа).
Результаты реализации программы:
Родители знают:
• продуктивные методы взаимодействия с детьми;
• закономерности возрастного развития детей;
• закономерности развития семьи
Умеют:
- применять на практике полученные знания по возрастной и семейной психологии
- владеют навыками продуктивного взаимодействия с ребенком раннего возраста:
Личностные результаты:
- положительное отношение родителей к совместной с детьми творческой деятельности;
- оптимизация детско-родительских и внутрисемейных отношений
- стремление участвовать в творческом процессе;
- интерес к событиям общественной жизни, клубному общению;
- ответственная родительская позиция;
Посещая занятия в группе кратковременного пребывания детей «Ладушки» молодые родители могут получить не просто полноценное общение и навыки совместной творческой деятельности с детьми, но и заполнить пробелы в знаниях по психологии и педагогике. Программа предусматривает информационные и игровые занятия для детей и взрослых.
Москаленко Ю.Н. МБОУ ДО «Дом детского творчества «Новое поколение»
описание программы психологического сопровождения