Для учащихся: ОГЭ и ЕГЭ
Опубликовано 25.04.2013 - 11:29 - Волкова Ольга Васильевна
Разные виды вступлений и заключений сочинений по РЯ 11 класс ЕГЭ (см. в комментариях)
Разные виды вступлений и заключений сочинений по РЯ 11 класс ЕГЭ (см. в комментариях)
Комментарии
Для 9А
Вы уже готовы к ОГЭ? Проверьте свой уровень.
ОГЭ
Тестовые задания по русскому языку
8 вариантов
Издание адресовано учителям, работающим в 8-9 классах, учащимся, ориентировано на подготовку учащихся к успешной сдаче основного государственного экзамена по русскому языку в 2014-2015 году. Пособие содержит 8 вариантов экзаменационных заданий, структура и содержание которого соответствует демоверсии ОГЭ 2015 года.
Дорогие девятиклассники!
Перед вами пособие, которое создано для того, чтобы помочь вам успешно сдать основной государственный экзамен по русскому языку. Оно адресовано учащимся, готовящимся к сдаче экзамена самостоятельно или с помощью учителя.
В пособии представлены восемь вариантов измерительных материалов, составленных по образцу ОГЭ-2015.
Надеемся, данный сборник поможет учащимся оценить свои знания, исправить ошибки, приобрести необходимый опыт и добиться желаемых результатов на основном государственном экзамене.
Вариант 1
Прочтите текст и выполните задания.
Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
(1)Когда она от нас отошла, тогда я шепнул Григорью Александровичу: "Ну что, какова?" (2)"Прелесть! - отвечал он. (3) А как ее зовут?" (4) "Ее зовут Бэлою", - отвечал я.
(5)И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу. (6)Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала. (7)Только не один Печорин любовался хорошенькой княжной: из угла комнаты на нее смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные. (8)Я стал вглядываться и узнал моего старого знакомца Казбича. (9)Он, знаете, был не то, чтоб мирной, не то, чтоб немирной. (10)Подозрений на него было много, хоть он ни в какой шалости не был замечен. (11)Бывало, он приводил к нам в крепость баранов и продавал дешево, только никогда не торговался: что запросит, давай, - хоть зарежь, не уступит. (12)Говорили про него, что он любит таскаться на Кубань с абреками, и, правду сказать, рожа у него была самая разбойничья. (13)А уж ловок-то, ловок-то был, как бес! (14)Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре. (15)А лошадь его славилась в целой Кабарде, - и точно, лучше этой лошади ничего выдумать невозможно. (16)Недаром ему завидовали все наездники и не раз пытались ее украсть, только не удавалось. (17)Как теперь гляжу на эту лошадь: вороная, как смоль, ноги - струнки, и глаза не хуже, чем у Бэлы; а какая сила! скачи хоть на пятьдесят верст; а уж выезжена - как собака бегает за хозяином, голос даже его знала! (18)Бывало, он ее никогда и не привязывает. (19)Уж такая разбойничья лошадь!..
(20)В этот вечер Казбич был угрюмее, чем когда-нибудь, и я заметил, что у него под бешметом надета кольчуга. (21)"Недаром на нем эта кольчуга, - подумал я, - уж он, верно, что-нибудь замышляет".
(22)Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться. (23)Ночь уж ложилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям.
(24)Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, на которых умильно поглядывал не один кабардинец…
(24)Пробираюсь вдоль забора и вдруг слышу голоса; один голос я тотчас узнал: это был повеса Азамат, сын нашего хозяина; другой говорил реже и тише. (25)"О чем они тут толкуют? - подумал я, - уж не о моей ли лошадке?" (26)Вот присел я у забора и стал прислушиваться, стараясь не пропустить ни одного слова. (27)Иногда шум песен и говор голосов, вылетая из сакли, заглушали любопытный для меня разговор.
(28)- Славная у тебя лошадь! - говорил Азамат, - если бы я был хозяин в доме и имел табун в триста кобыл, то отдал бы половину за твоего скакуна, Казбич!
(29)"А! Казбич!" - подумал я и вспомнил кольчугу.
(30)- Да, - отвечал Казбич после некоторого молчания, - в целой Кабарде не найдешь такой. (31)Раз, - это было за Тереком, - я ездил с абреками отбивать русские табуны; нам не посчастливилось, и мы рассыпались кто куда. (32)За мной неслись четыре казака; уж я слышал за собою крики гяуров, и передо мною был густой лес. (33)Прилег я на седло, поручил себе аллаху и в первый раз в жизни оскорбил коня ударом плети. (34)Как птица нырнул он между ветвями; острые колючки рвали мою одежду, сухие сучья карагача били меня по лицу. (35)Конь мой прыгал через пни, разрывал кусты грудью. (36)Лучше было бы мне его бросить у опушки и скрыться в лесу пешком, да жаль было с ним расстаться, - и пророк вознаградил меня. (37)Несколько пуль провизжало над моей головою; я уж слышал, как спешившиеся казаки бежали по следам... (38)Вдруг передо мною рытвина глубокая; скакун мой призадумался - и прыгнул. (39)Задние его копыта оборвались с противного берега, и он повис на передних ногах; я бросил поводья и полетел в овраг; это спасло моего коня: он выскочил.. (40)Казаки все это видели, только ни один не спустился меня искать: они, верно, думали, что я убился до смерти, и я слышал, как они бросились ловить моего коня (41)Сердце мое облилось кровью; пополз я по густой траве вдоль по оврагу, - смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез; все кинулись за ним с криком; долго, долго они за ним гонялись, особенно один раза два чуть-чуть не накинул ему на шею аркана; я задрожал, опустил глаза и начал молиться. (42)Через несколько мгновений поднимаю их - и вижу: мой Карагез летит, развевая хвост, вольный как ветер, а гяуры далеко один за другим тянутся по степи на измученных конях. (43)Валлах! это правда, истинная правда! (44)До поздней ночи я сидел в своем овраге. (45)Вдруг, что ж ты думаешь, Азамат? во мраке слышу, бегает по берегу оврага конь, фыркает, ржет и бьет копытами о землю; я узнал голос моего Карагеза; это был он, мой товарищ!.. (46)С тех пор мы не разлучались.
(По М.Ю.Лермонтову)
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:
«Почему Казбичу завидовали все наездники?»
1) Казбич приводил в крепость баранов и продавал дешево, только никогда не торговался: что запросит, давай, - хоть зарежь, не уступит.
2) Его лошадь славилась в целой Кабарде, и лучше этой лошади ничего выдумать невозможно.
3) Казбич был самым лучшим наездником.
4) Оружие Казбича было в серебре.
Ответ: ___________________________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Прилег я на седло, поручил себе аллаху и в первый раз в жизни оскорбил коня ударом плети.
2) Я стал вглядываться и узнал моего старого знакомца Казбича.
3) А уж ловок-то, ловок-то был, как бес!
4) Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала.
Ответ: ___________________________
4. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»?
1) прикрутил
2) прискакал
3) приговаривая
4) прилег
Ответ: ___________________________
5. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) огненные
2) выезжена
3) раненый
4) истинная
Ответ: ___________________________
6. Замените разговорное слово «толкуют» в предложении 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________
7. Замените словосочетание «истинная правда», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
Ответ: ___________________________
9. Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
"Недаром на нем эта кольчуга,(1) - подумал я,(2) - уж он,(3) верно,(4) что-нибудь замышляет.
Он был не то,(5) чтоб мирной,(6) не то,(7) чтоб немирной.
Ответ: ___________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ___________________________
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Казаки все это видели,(1) только ни один не спустился меня искать: они,(2) верно,(3) думали,(4) что я убился до смерти,(5) и я слышал,(6) как они бросились ловить моего коня
Ответ: ___________________________
13. Среди предложений 20–25 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
14. Среди предложений 9–18 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
Вариант 2
Прочтите текст и выполните задания.
Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
(1)Максим Максимыч стал его упрашивать остаться с ним еще часа два.
(2)- Мы славно пообедаем, - говорил он, - у меня есть два фазана; а кахетинское здесь прекрасное... разумеется, не то, что в Грузии, однако лучшего сорта... (3)Мы поговорим... вы мне расскажете про свое житье в Петербурге... А?
(4)- Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч... (5)Однако прощайте, мне пора... я спешу... (6)Благодарю, что не забыли... - прибавил он, взяв его за руку.
(7)Старик нахмурил брови... он был печален и сердит, хотя старался скрыть это.
(8)- Забыть! - проворчал он, - я-то не забыл ничего... (9)Ну, да бог с вами!.. (10)Не так я думал с вами встретиться...
(11)- Ну полно, полно! - сказал Печорин, обняв его дружески, - неужели я не тот же?.. (12)Что делать?.. всякому своя дорога... (13)Удастся ли еще встретиться, - бог знает!.. (14)Говоря это, он уже сидел в коляске, и ямщик уже начал подбирать вожжи.
(15)- Постой, постой! - закричал вдруг Максим Максимыч, ухватясь за дверцы коляски, - совсем было забыл... (16)У меня остались ваши бумаги, Григорий Александрович... я их таскаю с собой... думал найти вас в Грузии, а вот где бог дал свидеться... (17)Что мне с ними делать?..
(18)- Что хотите! - отвечал Печорин. - Прощайте...
(19)- Так вы в Персию?.. а когда вернетесь?.. - кричал вслед Максим Максимыч...
(20)Коляска была уж далеко; но Печорин сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! да и зачем?..
(21)Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге. (22)А бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости.
(23)- Да, - сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах, - конечно, мы были приятели, - ну, да что приятели в нынешнем веке!.. (24)Что ему во мне? (25)Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара... (26)Вишь, каким он франтом сделался, как побывал опять в Петербурге... (27)Что за коляска!.. сколько поклажи!.. и лакей такой гордый!.. (28)- Эти слова были произнесены с иронической улыбкой. (29)- Скажите, - продолжал он, обратясь ко мне, - ну что вы об этом думаете?.. ну, какой бес несет его теперь в Персию?.. (30)Смешно, ей-богу, смешно!.. (31)Да я всегда знал, что он ветреный человек, на которого нельзя надеяться... (32)А, право, жаль, что он дурно кончит... да и нельзя иначе!.. (33)Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!.. (34)- Тут он отвернулся, чтоб скрыть свое волнение, пошел ходить по двору около своей повозки, показывая, будто осматривает колеса, тогда как глаза его поминутно наполнялись слезами.
(35)- Максим Максимыч, - сказал я, подошедши к нему, - а что это за бумаги вам оставил Печорин?
(36)- А бог его знает! какие-то записки...
(37)- Что вы из них сделаете?
(38)- Что? а велю наделать патронов.
(39)- Отдайте их лучше мне.
(41)Он посмотрел на меня с удивлением, проворчал что-то сквозь зубы и начал рыться в чемодане; вот он вынул одну тетрадку и бросил ее с презрением на землю; потом другая, третья и десятая имели ту же участь: в его досаде было что-то детское; мне стало смешно и жалко...
(42)- Вот они все, - сказал он, - поздравляю вас с находкою...
(43)- И я могу делать с ними все, что хочу?
(44)- Хоть в газетах печатайте. (45)Какое мне дело?.. (46)Что, я разве друг его какой?.. или родственник? (47)Правда, мы жили долго под одной кровлей. (48)А мало ли с кем я не жил?..
7(49)Я схватил бумаги и поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не раскаялся. (50)Скоро пришли нам объявить: через час тронется оказия; я велел закладывать. (51)Штабс-капитан вошел в комнату в то время, когда я уже надевал шапку; он, казалось, не готовился к отъезду.
(52)- А вы, Максим Максимыч, разве не едете?
(53)- Нет-с.
(54)- А что так?
(55)- Да я еще коменданта не видал, а мне надо сдать ему кой-какие казенные вещи...
(56)- Да ведь вы же были у него?
(57)- Был, конечно, - сказал он, заминаясь - да его дома не было... а я не дождался.
(58)Я понял его: бедный старик в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности, и как же он был награжден!
(59)- Очень жаль, - сказал я ему, - очень жаль, Максим Максимыч, что нам до срока надо расстаться.
(60)- Где нам, необразованным старикам, за вами гоняться!.. (61)Вы молодежь светская, гордая: еще пока здесь, под черкесскими пулями, так вы туда-сюда... а после встретишься, так стыдитесь и руку протянуть нашему брату.
(62)- Я не заслужил этих упреков, Максим Максимыч.
(63)- Да я, знаете, так, к слову говорю: а впрочем, желаю вам всякого счастия и веселой дороги.
(64)Мы простились довольно сухо. (65)Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! (66)И отчего? (67)Оттого, что Печорин в рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею! (68)Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты и когда пред ним отдергивается розовый флер.
(По М.Ю.Лермонтову)
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Чем был так огорчен Максим Максимыч?»
1) Максим Максимыч вынужден был расстаться с дневниковыми записями Печорина.
2) Печорин вел себя при встрече холодно и сдержанно.
3) Считал, что он не богат, не чиновен, да и по летам совсем не пара Печорину.
4) Его отъезд перенесен на несколько дней.
Ответ: ___________________________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Если вы захотите еще немного подождать, - сказал я, - то будете иметь удовольствие увидаться со старым приятелем...
2) Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге.
3) Славная страна для охоты!.. А бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости.
4) Эти слова были произнесены с иронической улыбкой.
Ответ: ___________________________
4. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «присоединения»?
1) пришли
2) призреть
3) приклеились
4) прикавказский
Ответ: ___________________________
5. В каком слове правописание Н определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н»?
1) машинально
2) больна
3) буквально
4) награждены
Ответ: ___________________________
6. Замените разговорное слово «таскаю» в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________
7. Замените словосочетание «жадно схватил», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 21.
Ответ: ___________________________
9. Среди предложений 15–21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Правда,(1) мы жили долго под одной кровлей.
Штабс-капитан вошел в комнату в то время,(2) когда я уже надевал шапку; он,(3) казалось,(4) не готовился к отъезду.
Ответ: ___________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 33. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ___________________________
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Я схватил бумаги и поскорее унес их,(1) боясь,(2) чтоб штабс-капитан не раскаялся.
- Очень жаль,(3) - сказал я ему,(4) - очень жаль,(5) что нам до срока надо расстаться.
Ответ: ___________________________
13. Среди предложений 59–68 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
14. Среди предложений 53–60 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
Вариант 3
Прочтите текст и выполните задания.
Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
(1)Двенадцатилетняя Тиночка Руднева влетела, как разрывная бомба, в комнату, где ее старшие сестры одевались с помощью двух горничных к сегодняшнему вечеру. (2)Взволнованная, запыхавшаяся, с разлетевшимися кудряшками на лбу, вся розовая от быстрого бега, она была в эту минуту похожа на хорошенького мальчишку.
(3)— Mesdames, а где же тапер? (4)Я спрашивала у всех в доме, и никто ничего не знает. (5)Тот говорит — мне не приказывали, тот говорит — это не мое дело... (6)У нас постоянно, постоянно так, — горячилась Тиночка, топая каблуком о пол. — (6)Всегда что-нибудь перепутают, забудут и потом начинают сваливать друг на друга...
(7)Самая старшая из сестер, Лидия Аркадьевна, стояла перед трюмо. (8)Повернувшись боком к зеркалу и изогнув назад свою прекрасную обнаженную шею, она, слегка прищуривая близорукие глаза, закалывала в волосы чайную розу. (9)Она не выносила никакого шума и относилась к «мелюзге» с холодным и вежливым презрением. (10)Взглянув на отражение Тины в зеркале, она заметила с неудовольствием:
(11)— Больше всего в доме беспорядка делаешь, конечно, ты, — сколько раз я тебя просила, чтобы ты не вбегала, как сумасшедшая, в комнаты.
(12)Тина насмешливо присела и показала зеркалу язык. (13)Потом она обернулась к другой сестре, Татьяне Аркадьевне, около которой возилась на полу модистка, подметывая на живую нитку низ голубой юбки, и затараторила:
(14)— Ну, понятно, что от нашей Несмеяны-царевны ничего, кроме наставлений, не услышишь. (15)Танечка, голубушка, как бы ты там все это устроила. (16)Меня никто не слушается, только смеются, когда я говорю... (17)Танечка, пойдем, пожалуйста, а то ведь скоро шесть часов, через час и елку будем зажигать...
(18)Тина только в этом году была допущена к устройству елки. (19)Не далее как на прошлое рождество ее в это время запирали с младшей сестрой Катей и с ее сверстницами в детскую, уверяя, что в зале нет никакой елки, а что «просто только пришли полотеры».
(20)Семья Рудневых принадлежала к одной из самых безалаберных, гостеприимных, шумных московских семей, которые обитали испокон века в окрестностях Пресни, Новинского и Конюшков, они создали когда-то Москве ее репутацию хлебосольного города. (21)Приезжали без всякого предупреждения, «сюрпризом», какие-то соседи по наровчатскому или инсарскому имению, какие-то дальние родственники, которых до сих пор никто в глаза не видал и не слыхал об их существовании, — и гостили по месяцам. (22)К Аркаше и Мите десятками ходили товарищи, менявшие с годами свою оболочку, сначала гимназистами и кадетами, потом юнкерами и студентами и, наконец, безусыми офицерами или щеголеватыми, преувеличенно серьезными помощниками присяжных поверенных. (23)На праздниках, когда вся эта веселая, задорная молодежь собиралась в громадном рудневском доме, вместе с нею надолго водворялась атмосфера какой-то общей наивной, поэтической и шаловливой влюбленности.
(24)Эти дни бывали днями полной анархии, приводившей в отчаяние прислугу. (25)Все условные понятия о времени, разграниченном, «как у людей», чаем, завтраком, обедом и ужином, смешивались в шумной и беспорядочной суете. (26)Когда одни кончали обедать, другие только что начинали пить утренний чай, а третьи целый день пропадали на катке в Зоологическом саду. (27)Со стола никогда не убирали, и буфет стоял открытым с утра до вечера. (28)Несмотря на это, случалось, что молодежь, проголодавшись совсем в неуказанное время, после коньков или поездки на балаганы, отправляла на кухню депутацию к Акинфычу с просьбой приготовить «что-нибудь вкусненькое». (29)Старый пьяница, но глубокий знаток своего дела, Акинфыч сначала обыкновенно долго не соглашался и ворчал на депутацию. (30)Тогда в ход пускалась тонкая лесть: говорили, что теперь уже перевелись в Москве хорошие повара и только у стариков и сохранилось еще неприкосновенным уважение к святости кулинарного искусства и так далее. (31)Кончалось тем, что задетый за живое Акинфыч сдавался и, пробуя на большом пальце острие ножа, говорил с напускной суровостью:
(По А.И.Куприну)
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Чем была так взволнована Тиночка Руднева?»
1) У Тиночки было самое дорогое платье.
2) Она только в этом году была допущена к устройству елки.
3) В их доме собралась веселая, задорная молодежь.
4) Ее пригласил на танец юнкер.
Ответ: ___________________________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Двенадцатилетняя Тиночка Руднева влетела, как разрывная бомба, в комнату, где ее старшие сестры одевались с помощью двух горничных к сегодняшнему вечеру.
2) Старый пьяница, но глубокий знаток своего дела, Акинфыч сначала обыкновенно долго не соглашался и ворчал на депутацию.
3) Она не выносила никакого шума и относилась к «мелюзге» с холодным и вежливым презрением.
4) Девочек постоянно навещали подруги всевозможных возрастов, начиная от Катиных сверстниц, приводивших с собою в гости своих кукол, и кончая приятельницами Лидии
Ответ: ___________________________
4. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполноты действия»?
1) приказывали
2) приводивших
3) приготовить
4) присела
Ответ: ___________________________
5. В каком слове правописание суффикса определяется правилом правописания суффиксов отглагольных прилагательных?
1) разграниченном
2) утренний
3) допущена
4) вязаный
Ответ: ___________________________
6. Замените разговорное слово «затараторила» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание (предложение 9) «относилась с презрением», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 18.
Ответ: ___________________________
9. Среди предложений 3-10 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
— Ну,(1) понятно,(2) что от нашей Несмеяны-царевны ничего,(3) кроме наставлений,(4) не услышишь. Танечка,(5) голубушка,(6) как бы ты там все это устроила. Меня никто не слушается,(7) только смеются,(8) когда я говорю.
Ответ: ___________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 19. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ___________________________
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Семья Рудневых принадлежала к одной из самых безалаберных,(1) гостеприимных,(2) шумных московских семей,(3) которые обитали испокон века в окрестностях Пресни,(4) Новинского и Конюшков,(5)они создали когда-то Москве ее репутацию хлебосольного города.
Ответ: ___________________________
13. Среди предложений 26-31 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
14. Среди предложений 24-29 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
Вариант 4
Прочтите текст и выполните задания.
Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
(1)Но Гвоздеву совсем неинтересно было знать, что отрицает и что признает редактор. (2)Ему нужно было высказаться, и он чувствовал себя в этот момент способным сказать все, что когда-либо волновало его.
(3)— Нет, вы позвольте! — уже каким-то таинственным шепотом говорил он, близко склоняясь к редактору и блестя возбужденными глазами. (4)— Как вы думаете, легко мне теперь работать на моих товарищей, которым я в старину носы расквашивал? (5)Легко мне с господина судебного следователя Хрулева, у которого я с год тому назад ватерклозет установлял, сорок копеек на чай получить? (6)Ведь он человек одного со мною ранга... и было его имя Мишка Сахарница... у него зубы гнилые и посейчас, как тогда были...
(7)Редактор задумчиво смотрел на него сбоку и молча соображал — что же сказать этому парню? (8)Нужно сказать что-нибудь хорошее, правдивое и искреннее. (9)Но у Дмитрия Павловича Истомина ничего нужного в данный момент не нашлось ни в голове, ни в сердце. (10)Давно уже всякие идейные и выспренние разговоры по «вопросам» вызывали в нем чувство скуки и утомления. (11)Он вышел сегодня отдохнуть, нарочно избегал встреч со знакомыми — и вот этот человек со своими речами. (12)Конечно, в его речах, как и во всем, что говорят люди, есть некоторая доля правды. (13)Они — любопытны и могли бы послужить очень интересной темой для фельетона...
(14)— Все, что вы сказали, — не ново, знаете, — начал он. (15)— О несправедливости отношений человека к человеку давно идет речь... (16)Но, пожалуй, эти ваши речи являются новостью — в том смысле, что раньше их говорили люди иного сорта... (17)Вы несколько односторонне и неверно формулируете ваши думы... но...
(18)— Опять ваша точка зрения! — усмехнулся Гвоздев. (19)— Эхма, господа, господа! (20)Умом-то вы награждены, а сердце-то, видно, померло... (21)Вы мне скажите что-нибудь такое, чтобы сразу по недугу мне пришлось... вот!
(22)Он, опустив голову, ждал ответа.
(23)Истомин снова посмотрел на него, наморщив лоб, ощущая сильное желание уйти. (24)Ему казалось, что Гвоздев пьянеет и оттого так раскис после своих возбужденных речей. (25)Он смотрел на белую фуражку, съехавшую на затылок, на рябую щеку и задорный вихор Гвоздева, смерил взглядом всю его сильную жилистую фигуру и подумал про него, что это очень типичный рабочий, и если б...
(26)— Так что же? — спросил Гвоздев.
(27)— Да что же я могу вам сказать? (28)Откровенно говоря, я не совсем ясно представляю себе, что именно хотели бы вы...
(29)— То-то вот и есть!.. Ничего вы мне не можете ответить, — усмехнулся Гвоздев.
(30)Редактор облегченно вздохнул, справедливо предполагая, что разговор окончен и Гвоздев уже не будет больше к нему приставать с вопросами... (31)И вдруг он подумал:
(32)«А что, как он побьет меня? (33)Он — такой злой».
(34)Ему вспомнилось выражение лица Гвоздева там, в редакции, во время этой глупой сцены. (35)И он подозрительно покосился на него.
(По М. Горькому)
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Истомин хотел избежать разговора с Гвоздевым?»
1) Гвоздев не имел собственного мнения, постоянно поддакивая собеседникам.
2) Давно уже всякие идейные и выспренние разговоры по «вопросам» вызывали в Истомине чувство скуки и утомления.
3) В этот день редактору ни с кем не хотелось общаться.
4) Истомин презирал всех сотрудников редакции.
Ответ: ___________________________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) (18)— Опять ваша точка зрения! — усмехнулся Гвоздев.
2) (32)А что, как он побьет меня?
3) (22)Он, опустив голову, ждал ответа.
4) 19)— Эхма, господа, господа!
Ответ: ___________________________
4. В каком слове правописание приставки определяется звонкостью/глухостью последующего согласного?
1) вспомнилось
2) подбежал
3) пришлось
4) спуститься
Ответ: ___________________________
5. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) односторонне
2) облегченно
3) ветреный
4) таинственным
Ответ: ___________________________
6. Замените устаревшее слово «недуг» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________
7. Замените словосочетание «облегченно вздохнул», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 9.
Ответ: ___________________________
9. Среди предложений 26–35 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Конечно,(1) в его речах,(2) как и во всем,(3) что говорят люди,(4) есть некоторая доля правды.
Но,(5) пожалуй,(6) эти ваши речи являются новостью — в том смысле,(7) что раньше их говорили люди иного сорта...
Ответ: ___________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ___________________________
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Вы мне скажите что-нибудь такое,(1) чтобы сразу по недугу мне пришлось... вот!
Откровенно говоря,(2) я не совсем ясно представляю себе,(3) что именно хотели бы вы...
13. Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
14. Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
Вариант 5
Прочтите текст и выполните задания.
Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
(1)Не переставая играть, он увидел, как в залу вошел пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутствующих. (2)Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полн. (3)Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света. (4)Сразу было видно, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов. (5)Всего замечательнее было его лицо — одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда.
(6)Юрий Азагаров решил в уме, что новоприбывший гость, должно быть, очень важный господин, потому, что даже чопорные пожилые дамы встретили его почтительными улыбками, когда он вошел в залу, сопровождаемый сияющим Аркадием Николаевичем. (7)Сделав несколько общих поклонов, незнакомец быстро прошел вместе с Рудневым в кабинет. (8)Юрий слышал, как он говорил на ходу о чем-то просившему его хозяину:
(9)— Пожалуйста, добрейший мой Аркадий Николаевич, не просите. (10)Вы знаете, как мне больно вас огорчать отказом...
(11)— Ну хоть что-нибудь, Антон Григорьевич. (12)И для меня, и для детей это будет навсегда историческим событием, — продолжал просить хозяин.
(13)В это время Юрия попросили играть вальс, и он не услышал, что ответил тот, кого называли Антоном Григорьевичем. (14)Он играл поочередно вальсы, польки и кадрили, но из его головы не выходило царственное лицо необыкновенного гостя. (15)И тем более он был изумлен, почти испуган, когда почувствовал на себе чей-то взгляд, и, обернувшись вправо, он увидел, что Антон Григорьевич смотрит на него со скучающим и нетерпеливым видом и слушает, что ему говорит на ухо Руднев.
(16)Юрий понял, что разговор идет о нем, и отвернулся от них в смущении, близком к непонятному страху. (17)Но тотчас же, в тот же самый момент, как ему казалось потом, когда он уже взрослым проверял свои тогдашние ощущения, над его ухом раздался равнодушно повелительный голос Антона Григорьевича:
(18)— Сыграйте, пожалуйста, еще раз рапсодию № 2.
(19)Он заиграл, сначала робко, неуверенно, гораздо хуже, чем он играл в первый раз, но понемногу к нему вернулись смелость и вдохновение. (20)Присутствие того, властного и необыкновенного человека почему-то вдруг наполнило его душу артистическим волнением и придало его пальцам исключительную гибкость и послушность. (21)Он сам чувствовал, что никогда еще не играл в своей жизни так хорошо, как в этот раз, и, должно быть, не скоро будет еще так Хорошо играть.
(22)Юрий не видел, как постепенно прояснялось хмурое чело Антона Григорьевича и как смягчалось мало-помалу строгое выражение его губ. (23)Когда он кончил при общих аплодисментах и обернулся в ту сторону, то уже не увидел этого привлекательного и странного человека. (24)Зато к нему подходил с многозначительной улыбкой, таинственно подымая вверх брови, Аркадий Николаевич Руднев.
(По А.И.Куприну)
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Как повлияло на Юрия присутствие того, властного и необыкновенного человека?»
1) Присутствие того, властного и необыкновенного человека сбило Юрия с толку.
2) Юрий не стал играть вальсы, польки и кадрили.
3) Он расплакался и убежал.
4) Оно почему-то вдруг наполнило его душу артистическим волнением и придало его пальцам исключительную гибкость и послушность.
Ответ: ___________________________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) (10)Вы знаете, как мне больно вас огорчать отказом...
2) (8)Юрий слышал, как он говорил на ходу о чем-то просившему его хозяину:
3) (22)Юрий не видел, как постепенно прояснялось хмурое чело Антона Григорьевича и как смягчалось мало-помалу строгое выражение его губ.
4) (1)Не переставая играть, он увидел, как в залу вошел пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутствующих.
Ответ: ___________________________
4. Укажите слово с неизменяемой приставкой.
1) исправление
2) разговор
3) привлекательного
4) сделав
Ответ: ___________________________
5. Укажите слово, в котором количество Н в суффиксе определяется правилом правописания кратких причастий.
1) таинственно
2) сыграна
3) поразительно
4) постепенно
Ответ: ___________________________
6. Замените устаревшее слово «чело» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________
7. Замените словосочетание в предложении 16 «отвернулся в смущении», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 7.
Ответ: ___________________________
9. Среди предложений 18–24 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Он сам чувствовал,(1) что никогда еще не играл в своей жизни так хорошо,(2) как в этот раз,(3) и,(4) должно быть,(5) не скоро будет еще так Хорошо играть.
Ответ: ___________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 19. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ___________________________
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
И тем более он был изумлен,(1) почти испуган,(2) когда почувствовал на себе чей-то взгляд,(3) и,(4) обернувшись вправо,(5) он увидел,(6) что Антон Григорьевич смотрит на него со скучающим,(7) нетерпеливым видом и слушает,(8) что ему говорит на ухо Руднев.
Ответ: ___________________________
13. Среди предложений 18–24 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
14. Среди предложений 17-22 найдите сложное предложение с разными видами связи - подчинительной и сочинительной. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
Вариант 6
Прочтите текст и выполните задания.
Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
(1)Он засмеялся, потому что редактор смотрел на него с такой быстрой сменой выражений на лице, которая делала его действительно смешным.
(2)— Товарищем? Когда?
(3)— А давно уж, Митрий Павлович... (4)Тогда мы еще в Задней Мокрой существовали... помните? (4)Через двор друг от друга. (5)А против нас Мишка Сахарница:— по нынешним временам Михаил Ефимович Хрулев, следователь судебный — изволили иметь место жительства при своем строгом батюшке... (6)Помните Ефимыча? (7)Часто он нас с вами за вихры тряс... (8)Да вы сядьте!
(9)Редактор утвердительно кивнул головой и сел рядом с Гвоздевым. (10)Он смотрел на него напряженным взглядом человека, вспоминающего нечто прочно забытое, и тер себе лоб.
(11)А Гвоздев увлекался воспоминаниями.
(12)— Житье было у нас тогда! (13)И почему только человек на всю жизнь ребенком не остается? (14)Растет... зачем? (15)Потом врастает в землю. (16)Несет всю свою жизнь несчастия разные... озлится, озвереет... чепуха! (17)Живет, живет и — в конце всей жизни одни пустяки... (18)А тогда мы, бывало, жили без всякой темной мысли, весело, — птички — и всё тут! (19)Порхали через заборы по чужие плоды трудов... (20)Помните, я вам однажды в огороде у Петровны на воровском деле в нос огурцом закатил? (21)Вы крик подняли, а я — драла... (22)Вы с мамашей к моему отцу приходили с жалобой, и отец меня выпорол, как следует быть... (23)А Мишка, Михаил Ефимович...
(24)Редактор слушал и, помимо воли, улыбался. (25)Ему хотелось бы сохранить серьезность и достоинство пред этим человеком. (26)Но в рассказах о ясных днях детства было что-то трогательное, и в тоне Гвоздева пока еще не особенно резко звучали ноты, угрожавшие самолюбию Дмитрия Павловича. (27)Да и кругом было хорошо. (28)Где-то вверху шаркали по песку дорожки ноги гуляющей публики, чуть доносились голоса, иногда звучал смех. (29)Вздыхал ветер — и все эти слабые звуки тонули в меланхоличном шорохе листвы. (30)Когда шорох замирал, были моменты полной тишины, точно все кругом чутко прислушивалось к словам Гвоздева, сбивчиво рассказывавшего повесть о юности...
(31)— Митрий Павлович, помните Варьку, маляра Колокольцова дочь? (32)Теперь она замужем за типографщиком Шапошниковым. (33)Такая барыня — мимо идти страшно... (34)Тогда она девчурочка хворая была... (35)Помните, пропала она однажды, и все мы — мальчишки со всей улицы — по полю да по оврагам искали ее! (36)В лагерях нашли и вели ее полем домой... (37)Шуму было — страсть! (38)Колокольцов пряниками угостил, а Варька, увидавши мать свою, сказала: «А я была у барыни офицеровой, и она меня в дочки к себе зовет!» (39)Хе-хе!.. (40)В дочки!.. (41)Славная девчурка была...
(42)С реки доносились какие-то звуки, словно тихо охала чья-то могучая, тоскующая грудь. (43)Пароход шел, в воздухе плыл шум воды, которая разбивалась его колесами. (44)Небо было розовое, а вокруг Гвоздева с редактором сгущался сумрак. (45)Медленно наступала весенняя ночь. (46)Тишина становилась полной, глубокой, и, как бы подчиняясь ей, Гвоздев понизил голос... (47)Редактор молча слушал его, вызывая в своей памяти смутные картины давно минувшего.
(По М. Горькому)
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему редактору не удалось сохранить серьезность и достоинство перед Гвоздевым?»
1) Гвоздев рассказывал смешные анекдоты.
2) Он был его старинным другом.
3) В его рассказах о ясных днях детства было что-то трогательное…
4) Гвоздев работал в театре сатиры.
Ответ: ___________________________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) (9)Редактор утвердительно кивнул головой и сел рядом с Гвоздевым.
2) (41)Славная девчурка была...
3) (37)Шуму было — страсть!
4) (29)Вздыхал ветер — и все эти слабые звуки тонули в меланхоличном шорохе листвы.
Ответ: ___________________________
4. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближения»?
1) прислушивалось
2) приходили
3) призадумался
4) присвоить
Ответ: ___________________________
5.Укажите слово, в котором количество Н в суффиксе определяется правилом: «В наречиях пишется столько же Н, сколько и в слове, от которого оно образовано».
1) перевязана
2) медленно
3) весенняя
4) напряженным
Ответ: ___________________________
6. Замените разговорное слово «вихры» в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________
7. Замените словосочетание в предложении 5 «судебный следователь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 25.
Ответ: ___________________________
9. Среди предложений 6–13 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
— А давно уж,(1) Митрий Павлович...
—Павлович,(2) а помните Варьку,(3) маляра Колокольцова дочь?
Ответ: ___________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 28. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ___________________________
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Когда шорох замирал,(1) были моменты полной тишины,(2) точно все кругом чутко прислушивалось к словам Гвоздева,(3) сбивчиво рассказывавшего повесть о юности...
С реки доносились какие-то звуки,(4) словно тихо охала чья-то могучая,(5) тоскующая грудь.
Ответ: ___________________________
13. Среди предложений 1-9 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
14. Среди предложений 39–45 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
Вариант 7
Прочтите текст и выполните задания.
Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
(1)Он прошел темный коридор ворот и посмотрел налево, на солнечную сторону двора, но Матвеевны там не было. (2)Это неприятно удивило его, но тут Коля оказался перед собственным подъездом и на одном дыхании влетел на пятый этаж.
(3)Мама совсем не изменилась, и даже халат на ней был тот же, в горошек. (4)Увидев его, она вдруг заплакала:
— Боже, как ты похож на отца!..
(5)Отца Коля помнил смутно: в двадцать шестом тот уехал в Среднюю Азию и — не вернулся. (6)Маму вызвали в Главное политуправление и там рассказали, что комиссар Плужников убит в схватке с басмачами у кишлака Коз Кудук.
(7)Мама кормила его завтраком и беспрерывно говорила. (8)Коля слушал рассеянно: он все время думал об этой вдруг выросшей Вальке из сорок девятой квартиры и очень хотел, чтобы мама заговорила о ней. (9)Но маму интересовали другие вопросы.
(10)— ...А я им говорю: «Боже мой, боже мой, неужели дети должны целый день слушать это громкое радио? (11)У них ведь маленькие уши, и вообще это непедагогично». (12)Мне, конечно, отказали, потому что наряд уже был подписан, и поставили громкоговоритель. (13)Но я пошла в райком и все объяснила...
(14)Мама заведовала детским садом и постоянно пребывала в каких-то странных хлопотах. (15)За два года Коля порядком отвык от всего, теперь бы слушал с удовольствием, но в голове все время вертелась эта Валя-Валентина...
(16)— Да, мама, я Верочку у ворот встретил, — невпопад сказал он, прерывая мать на самом волнующем месте. (17)— Она с этой была... (18)Ну, как ее?.. (19)С Валей...
(20)— Да, они в школу пошли. (21)Хочешь еще кофе?
(22)— Нет, мам, спасибо. (23)— Коля прошелся по комнате, поскрипел в свое удовольствие. (24)Мама опять начала вспоминать что-то детсадовское, но он перебил: (25)— А что, Валя все еще учится, да?
(26)— Да ты что, Колюшка, Вали не помнишь? (27)Она же не вылезала от нас. (28)— Мама вдруг рассмеялась. (29)— Верочка говорила, что Валюша была в тебя влюблена.
(30)— Глупости это! — сердито закричал Коля. (31)— Глупости!..
(32)— Конечно, глупости, — неожиданно легко согласилась мама. (33)— Тогда она еще девчонкой была, а теперь — настоящая красавица. (34)Наша Верочка тоже хороша, но Валя — просто красавица.
(35)— Ну, уж и красавица, — ворчливо сказал он, с трудом скрывая вдруг охватившую его радость. (36)— Обыкновенная девчонка, каких тысячи в нашей стране... (37)Лучше скажи, как Матвеевна себя чувствует? (38)Я вхожу во двор...
(39)— Умерла наша Матвеевна, — вздохнула мама.
(40)— Как так — умерла? — не понял он.
(41)— Люди умирают, Коля, — опять вздохнула мама. (42)— Ты счастливый, ты можешь еще не думать об этом.
(43)И Коля подумал, что он и вправду счастливый, если встретил возле ворот такую удивительную девушку. (44)Из разговора выяснил, что девушка эта была в него влюблена...
(45)После завтрака Коля отправился на Белорусский вокзал. (46)Нужный ему поезд отходил в семь вечера, что было совершенно невозможно. (47)Коля походил по вокзалу, повздыхал и не очень решительно постучался к дежурному помощнику военного коменданта.
(По Б. Васильеву)
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Коля плохо помнил отца?»
1) 4-6
2) 14-16
3) 30-33
4) 45-47
Ответ: ___________________________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Это неприятно удивило его, но тут Коля оказался перед собственным подъездом и на одном дыхании влетел на пятый этаж.
2) Коля прошелся по комнате, поскрипел в свое удовольствие.
3) Наша Верочка тоже хороша, но Валя — просто красавица.
4) Нужный ему поезд отходил в семь вечера, что было совершенно невозможно.
Ответ: ___________________________
4. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «нахождения»?
1) беспрерывно
2) предел
3) преспокойный
4) пребывала
Ответ: ___________________________
5. В каком слове правописание Н определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н»?
1) плетеный
2) подписана
3) рассеянно
4) неожиданно
Ответ: ___________________________
6. Замените разговорное слово «вылезала» в предложении 27 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________
7. Замените словосочетание «легко согласилась» (предложение 32), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 47.
Ответ: ___________________________
9. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
— Мне,(1) конечно,(2) отказали,(3) потому что наряд уже был подписан, и поставили громкоговоритель.
— Конечно,(4) глупости,(5) — неожиданно легко согласилась мама.
Ответ: ___________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ___________________________
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Мама совсем не изменилась,(1) и даже халат на ней был тот же,(2) в горошек.
За два года Коля порядком отвык от всего,(3) теперь бы слушал с удовольствием,(4) но в голове все время вертелась эта Валя-Валентина...
Ответ: ___________________________
13. Среди предложений 38-45 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
14. Среди предложений 3-9 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
Вариант 8
Прочтите текст и выполните задания.
Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
(1)Смеётся, заливается, хохочет мальчик…
(2)Овсянский остров напоминал когда-то голову – туповатую с затылка и заострённую, чубатую со лба. (3)В любое время года была та голова в окладе венца – бледная зимняя плешь обмотана чернолесьем; весной плешь острова нечёсано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черемушника. (4)Пока черёмуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув с себя рыхлый снег, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черёмухи, отгородивщись от пожара полосой небоязного к огню смородинника…
(5)В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зелёной отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. (6)И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. (7)Жёлтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом. (8)Ветер с Енисея гнал её встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарёю в часы предвечерья.
(9)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. (10)Захудала на нём некошеная трава, усохли кустарники. (11)По оголившейся отноге и пологим берегам налёт зелёного помёта – цветёт малопроточная вода. (12)Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглилась, почернели её ветви и стволы; не полыхают более цветы – они вытоптаны или вырваны с корнем. (13)Лишь живучий курослеп сорит ещё жёлтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по подолью бывшего острова.
(14)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были – уже не найти. (15)Нынче сооружён здесь деревянный причал. (16)Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощ, цветы, ягоды. (17)В субботу и воскресенье – пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.
(18)Под бравую песню «То ли ещё будет…» расползаются они по затоптанному клочку земли, глядя на который, еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто не сравнится с высшим существом не может – ни птица, ни зверь… (19)Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене, так как гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят и не прибирают за собою, потому что они приехали отдыхать от трудов.
(20)Оглохла земля, коростой покрылась. (21)Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко – изуродованное, пораненное, битое, обожжённое…
(22)Хохочет мальчик на берегу. (23)Увидел, наверное, что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.
(24)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из неё торчит хвостик суслика и скрюченные задние лапки. (25)И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте её, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы…»
(26)Шапка подчёркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».
(27)- Что же ты смеёшься, мальчик?!
(28)- Хво…хво…хвостик!
(29)Да, хвостик суслика смешон – напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик – не сеют нынче в заречье хлеба. (30)Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали весёлые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обёртке, засунули живого. (31)И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.
(По В. П. Астафьеву)
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему оглохла земля, коростой покрылась?»
1) Ветер с Енисея гнал её встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарёю в часы предвечерья.
2) Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом.
3) Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглилась, почернели её ветви и стволы
4) Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене, так как гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят и не прибирают за собою…
Ответ: ___________________________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Пока черёмуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув с себя рыхлый снег, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черёмухи…
2) Жёлтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом.
3) Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.
4) Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощ, цветы, ягоды.
Ответ: ___________________________
4. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «близости»?
1) прилипают
2) прибрежная
3) причал
4) прибирает
Ответ: ___________________________
5. В каком слове правописание Н определяется правилом: «В отглагольных прилагательных пишется одна буква Н»?
1) некошеная
2) вытоптаны
3) серебряно
4) ржаной
Ответ: ___________________________
6. Замените разговорное слово «прилипают» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________
7. Замените словосочетание «консервная баночка» (предложение 24), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения (15).
Ответ: ___________________________
9. Среди предложений 6-12 найдите предложение с обособленным распространенным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
Увидел,(1) наверное, (2)что-то не просто смешное, (3)а потешное, (4)вот и хохочет.
И «отклик» на газете,(5) догадываюсь я, (6)написан не карандашом, (7)а кровью зверушки.
Ответ: ___________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ___________________________
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Лишь живучий курослеп сорит ещё жёлтой перхотью средь лета, (1)да жалица и колючий бурьян растут по подолью бывшего острова. Увидел что-то не просто смешное, (2) а потешное, (3)вот и хохочет. И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, (4)и серебряно звенел венец, (5)надетый на чело острова.
Ответ: ___________________________
13. Среди предложений 17-21 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
14. Среди предложений 20-25 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
Разные виды вступлений и заключений
Разные виды вступлений и заключений
Варианты вступления
1) Вопросно-ответное единство.
Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. У каждого народа он свой, отличный от других, узнаваемый. Что отличает русский язык? Конечно, его необычайная образность и величавость. Недаром А. Н. Толстой сравнивал русский язык по яркости с радугой после весеннего ливня, по меткости - со стрелами, по задушевности — с песней над колыбелью. Но в данном тексте многовековой эпитет к языку живой вдруг соседствует со словами портим, обижаем. Чем? По мнению автора...
2) Цепочка вопросительных предложений.
Откуда в нашем великом и могучем русском языке появляются непристойные слова? Почему они быстро плодятся и бытуют в речи, звучат с экрана и пестрят в печати? Чем закончатся подобные изменения в лексическом составе русского языка? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Т. Жаровой.
3) Назывное предложение в качестве зачина.
Язык. Это понятие известно каждому с малых лет. А русский язык мы изучаем, наблюдаем, но порой портим и не бережем его. Мне кажется, что трудно найти человека, который не задумывался бы о проблемах русского литературного языка. Исследователь языка Т. Жарова — одна из тех, кому не безразлично «языковое разноцветье». В своем тексте она стремится раскрыть те изменения, которые происходят в языке в настоящее время.
4) Риторический вопрос.
Современный русский язык «великий, могучий, правдивый и свободный»? Без сомнения это так. Но многие в нашем обществе забывают об этом, употребляя ненормативную лексику, принижая статус русского языка. Конечно, проблемы бережного отношения к русскому литературному языку еще остаются. Их и рассматривает исследователь языка Т. Жарова.
5) Цитата в качестве зачина.
«... Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» — эти бессмертные строки И. С. Тургенева вспомнились мне после прочтения текста Т. Жаровой. Наш язык «всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо...». И это правда. Но порой все процессы в языке происходят стихийно, люди неправильно понимают изменения в развитии языка, тем самым нарушая нормы русского языка.
6)Лирическое отступление.
Наверно, каждый человек в определенное время задумывался о состоянии языка. За короткий срок привычные для нас слова исчезают, а другие, казалось бы. появившиеся совсем недавно, становятся «свойскими». Совсем как люди — живут и умирают. Именно об этом размышляет автор текста.
7) Определение темы текста.
Язык — история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение н сохранение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью. Русский язык в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен — одним словом, «языковое разноцветье» (в хорошем смысле), по определению автора текста. Задача всех, кто «радеет» за наш язык, — сохранить его.
8) Сравнение (прошлого и настоящего, понятий и произведений).
Сладость. Чистота., Пышность. Богатство. Это все — о нем, о нашем русском языке. Пошлость, сор, ненормативная лексика, канцелярские изыски, мешанина. И это тоже о русском языке. Старая загадка о том, что слаще всего и что горше всего, подразумевающая в ответе слово язык, приобретает в свете данного текста иной смысл. Чистый язык времен А. С. Пушкина противопоставляется языку, на котором разговаривают современные люди. Т. Жарова с болью и грустью пишет об изменениях в языке.
9) Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанные с темой, главной мыслью или центральным понятием текста.
Первые слова, которые я услышала на родном языке, конечно же, были нежными и ласковыми. Их звучание было приятно, успокаивало и убаюкивало. Тот язык, который я слышу сейчас, — иной. «Режет ухо» пошлость, ненормативная лексика, сленг. Не одной мне неприятны изменения в языковой среде. Об этом же и текст Т. Жаровой.
10) Приводится краткая справка о писателе.
Т. Жарова — публицист, истинный любитель русской словесности. О ней с полным правом можно сказать, что она формирует нравственный мир читателя. Ее рассуждения о языке, об изменениях, происходящих в нем, очень яркие и эмоциональные. Неоднократно она поднимает проблему сохранения чистоты русского языка в своем творчестве. К этой теме Т. Жарова обращается и в этом тексте.
11) Собственная позиция пишущего по тем вопросам, которые затрагивались автором.
Я думаю, что в тексте Т. Жаровой подняты очень важные проблемы: проблема засилья иноязычных слов и жаргонизмов в речи молодежи, проблема безграничного смешения новых форм, устаревших слов и заимствований и. главное, проблема безответственного отношения человека к своему языку.
12) Связь с современностью.
Наша современная жизнь — это круговорот дел, встреч, проблем, переживаний. У нас не остается времени, чтобы остановиться и задуматься о том, что же происходит с нашим языком сейчас. Мы не должны забывать, что сами портим наш «великий, могучий, правдивый» язык. Эту проблему затрагивает Т. Жарова.
13) Рассуждение о заглавии, которое можно дать данному тексту.
«Сохраним наш великий и могучий язык!» Вот название, которое я дала бы предложенному тексту, потому что язык — это зеркало нашей жизни! В языке отражаются все изменения, происходящие в обществе. Именно мы должны помнить, что он живой, «великий, могучий, правдивый и свободный».
Варианты заключения
1) Итог всему сказанному, обобщение.
Проблемы, поднятые Т. Жаровой, крайне актуальны и заставляют задуматься над их решением. Мы не властны над речью других, но можем быть внимательнее к тому, что сами произносим, можем задуматься над тем, не засоряем ли мы свой язык. И если мы будем следить за своей речью, не будем произносить грубых и грязных слов, а будем уважать своего собеседника, мы поможем очистить наш язык.
2) Цитата, если она является итоговым суждением.
В завершение своего сочинения хочу привести слова Н. Рыленкова:
Язык народа и богат, и точен,
Но есть, увы, неточные слова,
Они растут как сорная трава
У плохо перепаханных обочин.
Так давайте же сделаем все, чтобы как можно меньше было сорной травы.
3) Личное отношение к решаемой проблеме.
Рассуждение Т. Жаровой о нашем языке не оставило меня равнодушной. Я согласна с автором в том, что наша речь — это наше зеркало, только внутреннее. А ведь в зеркале всегда хочется видеть хорошее, красивое отражение. И мы должны к этому стремиться, не засоряя свою речь ненормативной лексикой, словами-паразитами и «чужим сором».
4) Энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения (концовка — ответ).
Так как же нам сохранить наш язык красивым, великим и выразительным? Самое главное, на мой взгляд, это не забывать о том, что русский язык прекрасен, богат и интересен по своей сути. Не стоит включать в свою речь иностранные слова и фразы, не зная их прямого значения. Не стоит употреблять сленговые выражения, стилистически сниженную лексику. Русский язык — потрясающий язык, способный передать любую мысль, и совсем не стоит портить его словами-паразитами.
5) Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод (концовка — афоризм).
Бедность словарного запаса, косноязычие, жаргонизмы присущи как речи подростков, так, к сожалению, и речи взрослых. А ведь это должно беспокоить каждого, потому что уровень культуры любого человека можно определить с первой минуты общения, достаточно лишь услышать его речь. Недаром говорят: «Встречают по одежке, а провожают по уму».
6) Этически корректное возражение автору текста.
Сложно не согласиться с Т. Жаровой: есть моменты, когда становится стыдно за себя, за друзей, что следуют моле и включают в речь английские слова и выражения. Но все чаще я замечаю, что в компании молодых людей звучат замечания при употреблении стилистически сниженной лексики, при сквернословии.