Функциональная грамотность
Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.
Виды функциональной грамотности.
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (по А.А. Леонтьеву).
Прием «Лови ошибку» Спишите, исправив ошибки. выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам! Спишите, исправив ошибки . Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.
Прием «Проблемная ситуация» Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова: Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…
Прием «Ассоциации» Б е рёза - л е то М о роз – х о лод Р е бята – д е ти П е тух – П е тя Уч е ник – уч е ние Р я бина - я года
Прием «Отсроченная отгадка» Изучая тему «Словообразование», читаю стихотворение: Чудак-математик в Германии жил. Он булку и масло случайно сложил. Затем результат положил себе в рот. Вот так человек изобрёл бутерброд.
Прием «Удивляй!» и «Яркое пятно» Урок русского языка 1 класс «Звуки и буквы» Ребята, в некотором царстве, в некотором государстве жили - были брат и сестра. Сестра всегда пела и танцевала и любила носить красные платья, а брат петь не мог, но любил носить синие или зеленые, а иногда и сине-зеленые вещи. Но это их не расстраивало, ведь сестра всегда ходила с братом, держась за руку, и всегда пела красивые песни. Ребята на доске буквы нам надо их разделить на две группы. А И Ж М Н Щ Ы У Д О Одни в группу сестры, вторые - брата. Ребята, как вы думаете, какие буквы отправим в группу сестры, а какие брата? Как вы думаете, какого цвета будут буквы в группе сестры, а брата? Молодцы, хотите узнать, как звали сестру и брата?
Приём « Да - Нет» На уроке по изучению темы « Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю вопросы: Это самостоятельная часть речи? - да; Она обозначает признак предмета? – нет; Эта часть речи склоняется? – да; Это самая многочисленная часть речи? – да. Ребята делают вывод, что это существительное.
Приём «Ложная альтернатива» Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например: Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ? Что растет не березе - яблоки или груши? Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"? Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок? Столица России - Париж или Минск? Какие звери живут в Африке – мамонты или динозавры?
Прием «Добавь следующее» Дети придумывают слова на тему «Школа» 1.Парта. 2.Парта, доска. 3. Парта, доска, мел и т.д. Первое время детям под силу назвать по порядку только 5–6 слов, в конце года – уже 10–12 слов.
Приём «Рюкзак» Данный вид рефлексии вы можете использовать на своих уроках после изучения большого раздела. Вот вам рюкзачок. Передавая его друг другу скажите по фразе: что узнали, что поняли, что удивило. Например, «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать родительный и винительный падежи».
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Единицы измерений Задачи Геометрические фигуры Логические задачи Ребусы 10 10 10 10 10 20 20 20 20 20 30 30 30 30 30 40 40 40 40 40 50 50 50 50 50
Единицы измерений 10 Какова длина трёхзвенной ломаной, если длина её звеньев 7 см, 4 см и 5 см?
16 см
Единицы измерений 20 В клетке находятся три кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Каждой девочке дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как это случилось?
Нужно отдать одной девочке клетку вместе с кроликом.
Единицы измерений 30 Сколько отрезков изображено на рисунке?
6 отрезков
Единицы измерений 40 Сколько будет сантиметров? 5 м 40 мм 2м 8дм
500 см 4 см 280 см
Единицы измерений 50 Врач дал больной девочке 3 таблетки и велел принимать их через каждые полчаса. Она строго выполнила указание врача. На сколько времени хватило прописанных врачом таблеток?
на 1 час
Задачи 10 Гусь весит 12 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
12 кг
Задачи 20 Лестница состоит из 7 ступенек. Какая ступенька находится на середине?
четвёртая
Задачи 30 На полке стоят 19 книг. Из них 5 сборников рассказов, 3 сборника стихов, а остальные - учебники. Сколько учебников на полке?
Решение 1) 5 + 3 = 8 (к)- рассказы и стихи 2) 19 - 8 = 11 (уч) Ответ: 11 учебников.
Задачи 40 Составь по краткой записи задачу и реши её - 12 м - ?, на 5 м. меньше, чем - ?, на 8 м. больше, чем
1) 12 – 5 = 7 (м.) – футбольные. 2) 7 + 8 = 15 (м.) Ответ: 15 резиновых мячей. (12 – 5) + 8 = 15 (м.)
Задачи 50 Три подружки - Вера, Оля и Таня пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзина, лукошко и ведерко. Известно, что Оля была не с корзиной и не с лукошком, Вера - не с лукошком. Что с собой взяла каждая девочка для сбора ягод?
Вера была с корзинкой, Оля - с ведерком, Таня -с лукошком.
Геометрические фигуры 10 Назови данные фигуры одним словом. Сможешь ли ты назвать каждую из фигур правильно?:
Мноугольники: прямоугольник треугольник шестиугольник квадрат
Геометрические фигуры 20 Сумма длин сторон квадрата 40 см. Чему равна длина каждой его стороны?
У квадрата все стороны имеют равные стороны. У квадрата таких стороны 4. Следовательно, нужно 40 см. разделить на 4. Считаем: 40 : 4 = 10 (см).
Геометрические фигуры 30 Найдите длину ломаной
15 см
Геометрические фигуры 40 Геометрические фигуры 40 Каких геометрических фигур нет на рисунке?
Задание на знание геометрических фигур и внимание. Найдём геометрические фигуры, вспомнив их определения. Прямоугольник - это геометрическая фигура, четырёхугольник с прямыми углами. На рисунке он представлен в виде основы светофора. 1 прямоугольник кстати, квадраты - это тоже прямоугольники(!) Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны. На рисунке глаза светофора выполнены в виде квадратов. 6 квадратов Треугольник - это геометрическая фигура, многоугольник с тремя углами. 6 треугольников Круг - это геометрическая фигура. На рисунке мы видим только дугу, а не весь круг. Значит, круги на изображении отсутствуют. 0 кругов На рисунке отсутствует геометрическая фигура - круг.
Геометрические фигуры 50 Какую геометрическую фигуру носят на голове мужчины?
Цилиндр
Логические задачи 10 3 3 3 = 3
3 + 3 - 3 = 3
На лугу паслись 10 овец. Всех, кроме девяти, съел волк. Сколько овец осталось на лугу? Логические задачи 20
9 овец
Тетрадь дешевле ручки, но дороже карандаша. Что дешевле ? Логические задачи 30
Карандаш
Логические задачи 40 У Кати вчера был день рождения. Завтра будет пятница. В какой день недели был день рождения Кати ?
Среда
Логические задачи 50 Продолжи ряд чисел: 20, 18, 19, 17, 18, 16, 17, ...., ...., ....
15, 16, 14
Ребусы 10
МИНУС
Ребусы 20
Семья
Ребусы 30
стоянка
Ребусы 40
восемь
Ребусы 50
крот
Подведем итоги
Поздравляем победителя! До новых встреч!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире, человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Использование кроссвордов, ребусов на уроках активизирует познавательную активность учащихся лиса
Использование информационно – коммуникационных технологий на различных этапах урока позволяет: овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; активизировать познавательную деятельность учащихся; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
В современных условиях в школе появляется возможность выйти за пределы окружающего социума, это участие в различных проектах, которые позволяют заниматься учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий .
Учебный проект совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся –партнёров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта
ПРОЕКТ роблема азнообразные способы её решения сновополагающий вопрос динство целей и задач онкретные результаты исследования ворческий подход Ключевые моменты
Проект - это 6 "П" Проблема Проектирование Поиск информации Продукт Презентация Портфолио Проблема
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся - практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые; по продолжительности - краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные ; по количеству участников – индивидуальные, парные и групповые; по форме продукта - газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, научная статья, пакет рекомендаций, поделка, серия иллюстраций, мультимедийный продукт и т.д.
один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта: коммуникативные, образовательные, воспитательные, развивающие.
Основная задача школы - стремиться подготовить ученика, человека способного быть успешным в постоянно меняющемся мире. Все методы, используемые на уроках окружающего мира, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Животные и растения, численность которых всегда была невелика!
По страницам Красной Книги
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире, человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Учебный предмет “Математика” предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости , практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Логические задания на уроках математики
Логические задачи
Задания по развитию и формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках математики В магазине Совунья купила кашу. Каша изображена на рисунке. Вопрос А: Из какой крупы приготовлена эта каша? Подчеркни номер верного ответа. А. из овсяных хлопьев Б. из овсяных хлопьев с клюквой В. из овсяных хлопьев с клюквой и со сливками Г. из овса Вопрос В: Как правильно сказать? А. эта каша из фруктов Б. эта каша из злаков и фруктов Грамотность при решении бытовых проблем Выбирать продукты, товары и услуги
Друзья помогли Кар-Карычу расставить цветы под систему освещения. Чтобы специальные лампы стали освещать цветы, нужно чтобы нагрелась обычная лампа. Кар-Карыч заметил, что специальная лампа не освещает цветы. Помоги ему понять, в чём проблема. Обведи букву выбранного ответа. А. Кар-Карыч не ввернул обычную лампу Б. Шнур к лампе порвался В. Кар-Карыч забыл включить вилку в розетку Г. Кар-Карыч отсоединил специальную лампу Д. Шнур от розетки порван Грамотность при решении бытовых проблем
Копатыч хочет навестить своего приятеля. Он проплывёт мимо нескольких островов. Копатыч решил посмотреть данные о погоде на островах на предстоящую неделю. Помоги ему определить остров, на котором жители будут носить меньше всего одежды. Обведи букву выбранного ответа. А. 1-й остров Б. 2-й остров В. 3-й остров Г. 4-й остров Информационная грамотность: читать чертежи, схемы, графики, диаграммы
Диагностика формирования функциональной грамотности по математике 1 полугодие 2 класс 1.Пин нанимает повара по имени Кок на свой корабль. Он решил составить для Кока памятку на карточках. В первой памятке Пин написал о времени приготовления блюд в микроволновой печи (памятка 1). Помощник Пина решил тоже помочь новому повару. Он повесил свою памятку (памятка 2). Памятка 1 Памятка 2 суп 4 мин курица 3 мин каша 2 мин чай 1 мин Помоги повару Коку определить, что обозначает круг в центре? Обведи букву выбранного ответа. А. суп Б. чай В. каша Г. курица 2. Пин поручил повару Коку сходить в магазин за продуктами. Пин попросил купить колбасы. Какие единицы измерения понадобятся повару для покупки колбасы? Обведи буквы выбранных ответов. А. килограмм Б. дециметр В. Сантиметр Г. грамм
Основная задача школы - стремиться подготовить ученика, человека способного быть успешным в постоянно меняющемся мире. Все методы, используемые на уроках математики, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.