Методическая разработка открытого урока по сольфеджио
1. Методическая разработка открытого урока по сольфеджио в 3 классе на тему: "Использование метода создания игровой ситуации на этапе проверки, оценки знаний учащихся".
2. Приложение 1, 2 к открытому уроку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Вопросы к 4 заданию II этапа конкурса в 3 классе
Игра с мячом «А знаешь ли ты…» - проверка знаний по теории. Преподаватель кидает мяч ребятам по очереди и задаёт вопрос, учащийся ловит его, думает и с ответом кидает мяч преподавателю.
Примерные вопросы:
1) что получается, когда звуки следуют по порядку, друг за другом ↑ и ↓ от одной ноты до её повторения;
2) как называется 1 ступень лада;
3) что образуют три ноты, построенные по терциям от 1 ступени лада;
4) чем отличается мажорная от гамма от минорной;
5) 1, ½, 1, 1, ½, 1, 1 – это строение гаммы, какого лада;
6) 1, 1, ½, 1, 1, 1, ½ – это строение гаммы, какого лада;
7) что общего у параллельных тональностей;
8) 1, 3, 5 являются какими ступенями мажора и минора;
9) 2, 4, 6, 7 являются, какими ступенями мажора и минора;
10) 2 и 7 являются, какими ступенями мажора и минора;
11) повышает ноту на ½ тона, какой знак альтерации;
12) понижает ноту на ½ тона, какой знак альтерации;
13) какой знак отменяет # и ь;
14) как называется расстояние между двумя нотами;
15) минор с повышенной 7 ступенью;
16) минор с повышенными 6 и 7 ступенями ;
17) б.3+м.3 – строение, какого трезвучия;
18) м.3+б.3 – строение, какого трезвучия ;
19) что означает крещендо;
20) что означает диминуэндо;
21) сколько восьмушек в четверти;
22) сколько шестнадцатых в четверти;
23) сколько четвертей в целой;
24) сколько половинок в целой.
1. «Забей мяч в нужные ворота» - проверка знаний в построении интервалов.
- «Укажи путь тональностям к их знакам» - проверка знаний знаков в пройденных тональностях.
Ре мажор
фа-диез минор
Фа Мажор
Си Ь Мажор
ми минор
3. Послушай разные музыкальные произведения, записанные на этих дисках. Подпиши, в каком размере и ладу они звучат. И так, произведение, в каком размере и ладу звучит на диске под номером 1? И т. д.
- «Какой шарик лопнул» - определение на слух интервалов. Задание: указать очерёдность лопнувших шариков.
- «Собери правильно вагоны паровоза» - проверка метроритмических знаний.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока сольфеджио для 3 класса на тему: «Использование метода создания игровой ситуации на этапе проверки, оценки знаний учащихся» преподавателя ДМХШ № 16 Ново-Савиновского района г. Казани Замалетдиновой Д.Д.
от 16 апреля 2013 года
Сольфеджио - учебная дисциплина, которая требует комплексного подхода в работе. Она объединяет в себе разные виды и формы деятельности.
Цель урока сольфеджио как учебной дисциплины в музыкальной школе состоит в развитии вокально-интонационных навыков, воспитании формировании музыкально-слуховых представлений, творческих способностей, навыков активного восприятия музыкального материала учащихся, а также овладении теоретической базой.
Задачи
Качество музыкального слуха я рассматриваю как совокупность трех параметров: развитости слуховых представлений, интонационной и метроритмической чистоты исполнения. Теоретические знания, получаемые в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. На уроках я использую различные формы работы, в том числе интонирование, воспитание чувства метроритма, слуховой анализ на примере музыкальных фрагментов, диктант, знакомство с музыкальными элементами музыкального языка. В целях активизации внимания учащихся считаю необходимым включать методы, направленные на стимулирование интереса учащихся.
Форма урока
Форма дидактическая игра является эффективным методом в работе. Создания игровой ситуации наиболее применимо на этапе закрепления нового материала, а также в ходе оценки внимания, памяти.
Игра-конкурс по сольфеджио «Музыкальная эстафета» проводится с учениками 3 класса в начале 4 четверти. Конкурс представляет собой вид фронтальной проверки и одновременно подведение итогов по пройденному материалу.
Жюри оценивает выполнение заданий по 5-ти бальной шкале. В заключении подсчитываются голоса и определяются победители.
При выборе материала для урока я руководствовалась такими дидактическими принципами, как комплексность, доступность, наглядность. В своей работе я использовала материал учебных разработок Первозванской Т.А. «Мир музыки», Зиятдиновой Л.М. Сольфеджио.
Музыкальный материал к прослушиванию: Глинка Полька, Прокофьев Марш, Шуберт Вальс Фа Мажор, Чайковский «Старинная французская песенка» из «Детского альбома». Дидактические средства: интерактивная доска, CD проигрыватель, синтезатор, грамоты, сувениры.
Ход урока.
Конкурс проводится в 2 этапа:
1 этап - письменный
2 этап – устный. Командная эстафета.
Задания первого этапа конкурса включают: вокальное интонирование, слуховой анализ ладов, интервалов, ритма во фрагментах, а также слуховой анализ интервалов на слух, диктант мелодический, проверку на знание музыкальной терминологии (приложение 1).
2 этап представляет собой командную эстафету учащихся с использованием интерактивной доски. Включает следующие задания: (приложение 2)
- Вокально-интонационные упражнения:
На интерактивной доске показаны четыре четверостишия. Преподаватель интонирует две строки в указанной мажорной тональности (Т53 играет), ученик - продолжает. Задача: привести к I ступени.
- Проверка теоретического материала:
Аккордовые последовательности в тональностях до четырех знаков. Задание: найти и отметить обращения Т53, S53, D53.
- Слуховой анализ:
На доске показывается слайд с иллюстрациями средств музыкальной выразительности (лады, жанры, размер, инструменты). Задание: определить средства выразительности во фрагменте.
- Проверка на знание музыкальных терминов:
Игра с мячом в форме вопрос-ответ. Ведущий преподаватель. Приложение 3.