Вариативная форма дошкольного образования: Центр игровой поддержки ребенка

Ефремова Ирина Владимировна

Эта вариативная форма направлена на всесторонее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3-х лет, на основе современных методов организации игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cipr.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

 Вариативная форма дошкольного образования: Центр игровой поддержки ребенка.

Игра является основной деятельностью ребенка, и создание специальных условий для развития этого вида деятельности дошкольников поможет решать ряд вопросов, связанных как с оптимизацией организации воспитательно-образовательного процессов, так и с формированием и коррекцией различных социальных типов взаимоотношений в детско-взрослом коллективе.

 ЦИПР (Центр игровой поддержки ребенка) осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности.

Время посещения .
Дети могут посещать ЦИПР как в определенное время (по расписанию), так и в том случае, если ребенок проявил желание туда отправиться самостоятельно. Все перемещения каждого ребенка согласовываются с руководителем структурного подразделения. Составляется расписание индивидуальных и групповых игровых занятий. Составляется расписание проведения семейных игровых сеансов, досуговых мероприятий, занятий по дополнительным образовательным курсам.
 Главной целью деятельности ЦИПР является   подготовка детей раннего возраста к поступлению в ДОУ.

 На ЦИПР возглавляются следующие задачи:

  1. оказание содействия родителям (законным представителям) в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе игровой деятельности;
  2. ознакомление родителей (законных представителей)  и специалистов ДОУ  с современными видами игровых средств и игрового оборудования (далее по тексту ИСО);
  3. обучение родителей (законных представителей)   и специалистов  ДОУ способам применения различных ИСО, организации на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
  4. консультирование родителей (законных представителей) по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава ИСО, правилам их подбора.

Кадровое обеспечение
Специфика работы Центра игровой поддержки ДОУ подразумевает наличие ряда специалистов: психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования.
В ЦИПРе может находиться социальный педагог, он организовывает детей на самостоятельную игру, организовывает групповые занятия. Его роль зависит от тех ситуаций, которые могут возникать в процессе работы с детьми и от возраста детей. Он может выступать организатором игровой среды, наблюдателем, помощником, партнером по общению, партнером по игре, посредником, инициатором игры.

Психологом и социальным педагогом организовываются и проводятся коррекционные занятия для детей, нуждающихся в них. Психологом создается специальная коррекционная программа на каждого ребенка, нуждающегося в коррекции, им проводится целенаправленная работа с родителями. В расписание включаются игры, корректирующие поведение ребенка, как индивидуальные, так и групповые.
Учитель-логопед создает речевую среду с целью обучения коммуникативным и когнитивным навыкам. Создает условия для вызывания речевой активности и стимулирования речи детей.
 Педагог дополнительного образования проводят занятия по дополнительным образовательным курсам, организовывают досуговую и клубную деятельность детей и их родителей. 
Специалисты организуют наблюдение за детьми во время игровой и образовательной деятельности, ведут карточки развития ребенка, где отражается динамика развития тех или иных навыков. Содержание карточки развития включает в себя отражение несколько направлений: 
- физическое развитие ;
- общение и развитие речи ;
- социальное развитие и игра ;
- самостоятельность и независимость ;
- поведение .

Содержание и методы деятельности ЦИПР определяются программой образовательного учреждения, программами дополнительного образования, индивидуально – ориентированными программами, разрабатываемыми и реализуемыми образовательным учреждением.

Организация занятий и формирование групп.

Индивидуальные занятия с ребенком
Индивидуальные занятия проводятся в случаях необходимости оказать подобную поддержку и помощь ребенку. 

Групповые занятия 
Цели групповых занятий – обучение детей различным навыкам (коммуникативным, когнитивным, двигательным, навыкам самообслуживания и др.) В этих занятиях большое значение имеет самостоятельная игровая деятельность.

Формирование групп может осуществляться в соответствии с возрастом и уровнем развития детей. Минимальное количество детей 3-4, максимальное 20 человек.

Занятия могут проводиться как по традиционной, так и по современной модели. 
Традиционная модель включает в себя:
1. Обучение всегда направляется взрослым, и его конкретное содержание заранее тщательно планируется. 
2. Используются специальные подсказки и подкрепления, а также частая прямая оценка успехов ребенка. 
3. Задания делятся на небольшие этапы, которые ребенку легко усвоить. 
4. Внимание ребенка удерживается хорошо организованным обучающим материалом, достаточно быстрым темпом и немедленной обратной связью. 
Данная модель оказывается наиболее эффективной для обучения детей каким-либо конкретным навыкам, в том числе и речевым.

Современная модель включает в себя:
1. Ребенок и взрослый – партнеры, они примерно равны, просто у взрослого больше опыта. Таким образом, работа ведется не над ребенком, а вместе с ним. 
2. Она направлена на сам процесс взаимодействия между взрослым и ребенком; этот процесс рассматривается как предмет работы специалистов. 
3. Внимание фокусируется не на том, что ребенок не может делать, а на том, что он способен делать сейчас, чтобы достичь чего-то большего. 

Специалистами ЦИПР организуется работа с родителями: 
- встречи и беседы родителей со специалистами; 
- родительские семинары; 
- консультирование родителей по технике общения, воспитания и использования игровых средств; 
- анкетирование для получения обратной связи от родителей ; 
- проведение семейных игровых сеансов; 
- организация выпуска родительской газеты; 
- совместная с родителями организация досуговых мероприятий; 
- организация библиотеки и видеотеки для родителей. 

Проводятся игровые сеансы для родителей в качестве консультации. Задача специалиста – продемонстрировать несколько вариантов игр, проконсультировать родителей по поводу игр и игрового материала в связи с той или иной ситуацией развития ребенка. Игровые сеансы также могут помочь выявлению качества взаимодействия членов семьи, поддержки активной позиции родителей, формированию партнерских отношений между родителями и специалистами.

Для фиксирования деятельности ЦИПР необходимо ведение следующей документации:

 -журнал учета воспитанников, посещающих ЦИПР;

 -журнал посещаемости занятий;

 -перспективный план работы на каждого воспитанника, посещающего ЦИПР

-ежедневные планы работы воспитателей (др. работников);

 -расписание занятий, заверенное руководителем ДОУ;

 -паспорт ЦИПР или картотека с перечнем оборудования и пособий;

 -анализ работы за год.
Ведение документации по ЦИПР выделяется в отдельное делопроизводство.

 Для открытия ЦИПР необходимо:

 -нормативный правовой акт органа местного самоуправления об открытии ЦИПР на базе конкретного ДОУ;

 -локальный акт ДОУ об открытии ЦИПР, которым утверждается положение о ЦИПР, списочный состав, штатное расписание, должностные обязанности сотрудников, режим работы;

 -внесение изменений в Устав ДОУ о ЦИПР как структурном подразделении, о целях, задачах и направлениях деятельности.

Содержание и методы деятельности ЦИПР определяются программой образовательного учреждения, программами дополнительного образования, индивидуально – ориентированными программами, разрабатываемыми и реализуемыми образовательным учреждением.

Специалистами ЦИПР создается предметно-развивающая среда, соответствующая особенностям детей раннего возраста, стимулирующая игровую и познавательную деятельность, двигательную и речевую активность, а также формирующая интерес к окружающему миру.