Для вас, родители!
Об успешности коррекционно-развивающей работы в логопедической группе нельзя говорить без тесного контакта учителя-логопеда с родителями дошкольников и без их помощи. На данной странице сайта размещены рекомендации для родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Как развить у ребенка правильную и грамотную речь
С первых проявлений речи, именуемым гулением, в два-три месяца, необходимо всячески поддерживать радостное, улыбчивое состояние ребёнка, но не переутомляя его нервную систему.
Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам; мелодичные звуки вызывают у него чувство удовлетворения, улыбку, а резкие (сердитый голос и т.д.) – плач.
Следует поддерживать появляющийся у него лепет как здоровую основу будущей речи.
Несколько позже, к шести месяцам, можно таким же способом вызвать у малыша повторение отдельных слов: папа, мама и др. В это время начинается разговор с ребёнком. В дальнейшем, с семи до десяти месяцев, для развития понимания речи следует называть громко, чётко всё, что привлекает внимание ребёнка. Например, при встрече с кошкой мама скажет: Это киса. Киса, киса, мяу-мяу. Киса брысь! и т.д. Можно петь ребёнку песенки с хлопаньем в ладоши, а затем научить его самого хлопать; поиграть (например: Дай ручку!, До свиданья! и т.д.).
В это же время, развивая у ребёнка понимание речи, можно учить его выполнению некоторых самых простых поручений, просьб, например: Дай игрушку!, Дай кису!, Садись! и т.д.
Когда ребёнок произнесёт первое слово (примерно в десять – двенадцать месяцев), наступает самый ответственный этап участия матери и окружающих в развитии речи ребёнка.
При разговоре с ребёнком, необходимо не торопясь, достаточно громко и отчётливо произносить каждый звук с соответствующими смыслу слова интонацией и темпом, чётко выделять ударный слог (поэтому нельзя растягивать слово по слогам, так как при этом теряется ударение). Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, то есть, произнося его, одновременно надо обратить внимание малыша на соответствующий предмет или действие и назвать несколько раз то, что он видит.
Так закрепляется связь между названием предмета (словом) и самим предметом. Когда ребёнок сам произносит новое слово или предложение, надо с радостью повторить сказанное им, похвалить: он охотнее будет разговаривать, и развитие речи пойдёт быстрее.
Для развития речи полезны игры. Например, взрослый вынимает из мешочка или коробочки разные предметы и игрушки, произнося, например: Это что? Это собачка – ав-ав. Посмотрим собачку. Хорошая собачка (погладить её). На собачку. Дай собачку и т.д.
То же самое можно говорить, рассматривая картинки с изображением птиц, животных.
Очень полезно воспроизводить звуки, ими издаваемые, чтобы ребёнок запоминал и впоследствии сам произносил эти звукоподражания.В дальнейшем, в течение второго года жизни малыша, надо чаще применять речевые игры, инсценировать сказки, используя звукоподражания.
После двух лет можно усложнять игры, пополняя словарь малыша новыми словами. Уже следует отучать ребёнка пользоваться “детскими”, лепетными словами, взрослым желательно в разговоре с ребёнком употреблять обычные: кошка, корова, собака и так далее, односложные предложения заменять двух- и трёхсловными; помогать ему вместо жестов пользоваться словами. Например, если малыш, желая получить мяч, указывает на него рукой, надо сказать:
Ты хочешь мяч? Скажи: дай мне мяч и т.д.
В этом возрасте уже нужно учить детей правильному, чёткому произношению звуков, слогов и слов. Хорошо для этого подходят игры с движением. Например:
1) “Машина”. Ребёнок стоит на месте, руками крутит руль и произносит би-би;
2) “Барабанщик”. Ребёнок марширует, ударяет в барабан и произносит ба-ба-ба.
Игру с ребёнком, действия при его умывании, одевании, кормлении полезно сопровождать словами песенок и потешек. Постепенно малыш начинает их узнавать, а позднее сам приговаривать. Наиболее любимы детьми песенки игрового характера: “Пальчик-мальчик”, “Водичка, водичка”.
Благодаря прослушиванию потешек, словарь ребёнка пополняется новыми словами (например: щечки, роток, глазки и др.), развивается умение строить предложения. Наблюдения за природными явлениями, птицами, животными тоже можно сопровождать чтением стихотворных текстов. От этого детские впечатления станут более яркими и точными. Например, радость ребёнка при виде неожиданно выглянувшего солнца станет ещё больше, если в это время он услышит слова песенки “Солнышко-вёдрышко”. Читая потешки (“Курочка-рябушечка”, “Кисонька-мурысенька” и др.), можно учить малышей звукоподражанию птицам и животным.
Инсценирование сказок (“Репка”, “Теремок”, “Колобок” и др.) с помощью игрушек, настольного или кукольного театра помогает детям понять их смысл.
Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребёнок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.
Речь взрослых должна быть:
- чёткой, неторопливой;
- доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;
- грамотной, то есть не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.
Речь взрослых – образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослыми, нормальное речевое и психиеское развитие замедляется и даже прекращается. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребёнком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.
В то же время не следует оценивать как положительное явление случаи раннего речевого развития. Так, если у ребёнка первые слова появляются до одного года, от года и пяти месяцев до года и восьми месяцев сформирована фраза, а от двух лет до двух лет и пяти месяцев он начинает говорить развёрнутыми фразами, ускоренным темпом, как бы “захлёбываясь”, то всё это может повлечь за собой невротическую форму заикания. Такого малыша нельзя “перегружать” речевым общением, напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации.
Главная роль в коррекции речи ребёнка раннего возраста принадлежит матери, и от того, насколько она готова к его воспитанию, к проведению с ним коррекционных занятий, будут зависеть результаты развития малыша и психологический климат в семье.
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры для старших дошкольников
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
«Если руки неумелы,
Если пальчики несмелы,
Трудно ручку удержать,
Буквы ровно написать
Не удержишь карандаш –
Не получится пейзаж».
В. Лирясова.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
«Мышка»
Маленькая мышка Глядит ко всем в окошки, И пальчиком грозит: "А кто не лёг в кроватку? А кто не хочет спать? Такого непослушного | Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям. Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него или в два окошка Грозим пальчиком Переворачиваем руки на другой "бок", под другую щечку Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку. |
«Десять птичек»
Десять птичек – стайка Пой-ка, подпевай-ка: | Сжимаем-разжимаем кулачки. Перечисляем, показываем пальчики-птички по очереди, последним должен остаться большой пальчик «орлан», показываем его. Ручки прячем за спину. |
«Три кота»
Тритатушки, тритата Убежали три кота Белый, черный, рыжий Все сидят на крыше! | Хлопаем в ладоши, |
«Листья »
Листья желтые летят и под ножками шуршат. Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик Листья желтые летят и под ножками шуршат Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. Листья желтые летят и под ножками шуршат Вшик, вшик, вшик. | Руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изобр. падающие листья Шаркаем ладонью об ладонь Шаркаем ножками Указательные пальцы шаркают друг об друга |
«Зёрнышко»
В теплую землю вложил я зерно Легкое, будто пушинка оно Зернышко-крошка лежало в земле, Лежало, промокло, согрелось в земле. Сначала набухло, потом проросло. Тонкой былинкой над пашней взошло. | Правой рукой вкладываем воображаемое зерно в раскрытую ладонь левой руки Раскрытыми ладонями, повернутыми от себя, делаем небольшой полукруг, разводя руки в стороны Округлые ладони прижимаем друг к другу, соприкасаясь пальцами и основаниями ладоней Большие пальцы поочередно прижимать, не отрывая оснований ладоней друг от друга Постепенно разжимать руки, затем распрямить пальцы Поднять соединенные руки вверх над головой |
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили Круглый, крепкий, очень гладкий. Раз – подбросим, Два – поймаем. Три – уроним И … сломаем! | Загибают пальчики «Лепят», меняя положение ладоней Показывают круг, гладят ладони друг о друга «Подбрасывают», смотрят вверх «Ловят», приседают Встают, «роняют» Топают |
«Гости»
К Жене гости прибежали, Все друг другу руки жали. Здравствуй Жора, Здравствуй Жанна, Рад Сережа, И Снежана. Не хотите ль пирожок? Может коржик Иль рожок Вот драже вам на дорожку Вы берите понемножку Все стряхнули быстро крошки И захлопали в ладошки! | Бежим пальчиками по столу или по полу Соединяем большой и указательные пальцы большой и средний большой и безымянный большой и мизинец Ладошки складываем вместе Показываем 2 открытые ладошки 2 кулачка ставим друг на дружку Пальцем тычем в открытую ладошку Несколько раз сгибаем ладошки в кулачки Встряхиваем кисти рук Хлопаем в ладоши |
«Шел один я по дорожке»
Шел один я по дорожке, Шли со мной мои две ножки, Вдруг на встречу три мышонка, Ой, мы видели котенка! У него четыре лапки, На лапках - острые царапки, Один, два, три, четыре, пять, Нужно быстро убегать! | Показывает один пальчик Показывает два пальчика Показывает три пальчика Хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову Показывает четыре пальчика Царапает ноготками На каждый счет показывает соответствующее число пальчиков Двумя пальчиками убегает по поверхности |
«Червячки»
Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять Вдруг, ворона выбегает, Каркает: "Вот и обед" Глядь, а червячков уж нет. | Ручки лежат на столе, ладошками вниз. Сгибаем и разгибаем пальчики. 2 пальчика "бегут" по столу. Указательный и большой пальчики "каркают". Разводим ручками Сжимаем пальчики в кулачки |
«Комар»
Летит муха вокруг уха, жжж Летят осы вокруг носа, сссс Летит комар, на лоб - оп А мы его - хлоп И к уху, зззз Отпустим комара? отпустим!- | Водим пальцем вокруг уха. Водим пальцем вокруг носа. Пальцем дотрагиваемся до лба. Ладошкой по лбу. Зажимаем кулачок, подносим его к уху. Подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку. |
«Мишка»
Как на горке снег, снег И под горкой снег, снег А под горкой спит медведь Тихо-тихо, не шуметь! Тссс | Показать руками жест – горку Постукивающие движения пальчиками в воздухе, в то время как кисти рук разводятся в стороны «рисуя» горку Те же движения пальцами, кисти рук разводятся по прямой Приложить кулачки к макушке, «ушки у медведя» Погрозить указательным пальцем и приложить палец ко рту |
«Еж»
Под березой, на пригорке Старый еж устроил норку А под листьями шуршат пять малюсеньких ежат | Тянемся вверх, «раскрыв» как листья, ладони и растопырив пальчики Показать руками жест – горку Сложить руками замок, но растопырить пальчики – иголки Сложить кулачки, руки в локтях, покрутить каждым кулачком вокруг другой руки Показать пять пальчиков Сложить ладошки лодочкой Сложить руками замок, растопырив пальчики |
«Рыбка в озере живет»
Рыбка в озере живет Рыбка в озере плывет Хвостиком ударит вдруг И услышим мы – плюх, плюх | Ладошки соединены и делают плавные движения Ладошки разъединить и ударить по коленкам Ладошки соединить у основания и так похлопать |
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим Мы морковку трем, трем Мы капусту солим, солим Мы капусту жмем, жмем | Ладошки движутся параллельно друг другу Кулачки трут друг друга «Солим» щепоткой Пальчики сжимаем и разжимаем |
«Тесто»
Тесто мы месили Мы пирог лепили Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп Слепим мы большой пирог! | Сжимаем кисти рук Ладошки «лепят» Разводим руки |
«Сороконожки»
Две сороконожки Бежали по дорожке. Встретились, Обнялись, Насилу расстались – И – попрощались! | Средний и указательный пальчики перемещаются Ладошки друг напротив друга Ладошки переплелись Ладошки разжались Ладошки машут, прощаясь |
«Черепаха»
Шла по полю черепаха И дрожала вся от страха Говорит она: «Кусь, кусь! Никого я не боюсь!» | Идем пальчиками Руки в кулачках, кулачки дрожат Большой и указательный пальцы «кусаются») Отрицание –указательным пальцем |
«Семья»
Знаю я, что у меня Дома дружная семья: Это — мама, это — я, Это — бабушка моя, Это — папа, это — дед. И у нас разлада нет. | Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой. |
«Две синички»
Сначала воспитатель читает выразительно весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить. Педагог показывает, как сделать руки «гнёздышком», и просит представить, что там, в гнёздышке, живут маленькие, дрожащие синички. Ими можно полюбоваться, поднести к лицу и согреть своим дыханием, прижать к себе, а затем вместе с воспитателем произносить слова и повторять движения.
Сидят в гнезде две птички, Две маленьких синички. Сидят, прижавшись тесно: Тепло в гнезде им вместе. Но вот одна проснулась. Проснулась, встрепенулась, И песенку запела, И к солнышку взлетела. Вторая вот проснулась, Проснулась, встрепенулась, И песенку запела, И к солнышку взлетела. И вот синички вместе Под солнышком летают. Их солнышко своими Лучами согревает. Вот вечер наступает, И солнышко садится. Пора домой синичкам Под вечер возвратиться. Сидят в гнезде две птички, Две маленьких синички. Сидят, прижавшись тесно: Тепло в гнезде им вместе. | Руки детей, изображающие гнёздышко, прижаты к груди, они согревают птичек, которых полюбили. Одна рука изображает пальцами движения крыльев, затем взлетает «вверх». Вторая – у груди. Вторая рука повторяет движения первой. Руки с пальцами-крыльями двигаются над головой, изображая полёт птиц навстречу друг другу. Руки плавно опускаются. Дети могут присесть на корточки («солнце село»). Руки снова складываются гнёздышком и прижимаются к груди. |
«В гости»
В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний — Сам мизинчик-малышок Постучался на порог. Вместе пальчики — друзья, Друг без друга им нельзя. | Выставляются вверх большие пальцы обеих рук «дом» Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы кулаки стучат друг о друга Ритмичное сжимание пальцев в кулаки |
«Домик»
Раз, два, три, четыре, пять Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять. | Разжимание пальцев, по одному, начиная с большого Ритмичное разжимание всех пальцев одновременно Сжимание по очереди широко расставленных пальцев, начиная с мизинца Ритмичное сжимание всех пальцев одновременно |
«Прогулка»
При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук.
Пошли пальчики гулять, А вторые — догонять, Третьи пальчики — бегом, А четвертые—пешком. Пятый пальчик поскакал И в конце пути упал. | Пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу Ритмичные движения по столу указ. пальцев Движение средних пальцев в быстром темпе Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола Ритмичное касание поверхности стола мизинцами Стук кулаками по поверхности стола |
«Весёлый гном»
Жил да был весёлый гном С круглыми ушами. Он на сахарной горе Спал под воротами. Вдруг откуда ни возьмись великан явился, Съесть он гору захотел, Только подавился! Ну а что ж весёлый гном? Так и спит глубоким сном! | Соединяют руки над головой, изображ. колпачок Описывают руками большие круги вокруг ушей Локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, что образуется треугольник Пальцы изображают ворота Руки высоко подняты над головой Подносят руки ко рту Дети смеются Дети изображают спящего гнома |
«Дни недели»
В понедельник я стирала, Пол во вторник подметала. В среду я пекла калач, Весь четверг искала мяч, Чашки в пятницу помыла, А в субботу торт купила. Всех подружек в воскресенье | Кулачки трём друг о друга Кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу Печём "пирожки" Правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк" Пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки Ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев Машем ладошками к себе |
«Горох»
Пять маленьких горошин Вот выросла одна, Но вот растёт вторая, Сказал стручок: "Бом!". | Переплетя пальцы, сжимаем руки вместе Выпрямляем большие пальцы Выпрямляем пальцы поочерёдно Хлопаем |
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, А еще в снегу валялись. Все в снегу домой пришли, Съели суп и спать легли. | Загибаем пальчики по одному Имитируем лепку комков "крошим хлебушек" всеми пальчиками Ведем ладошкой пр. руки по ладони лев. руки Кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной Отряхиваем ладошки «Едим» ложкой, кладем руки под щеку |
«Дом на горе»
На горе мы видим дом: Много зелени кругом. Вот деревья, вот - кусты, Вот душистые цветы. Окружает всё забор, За забором – чистый двор. Мы ворота открываем, К дому быстро подбегаем, В дверь стучимся: «Тук-тук тук!» Кто-то к нам идёт на стук… | Кистями рук сложить «домик» (крышу) Волнообразные движения кистями рук. Руками сделать «деревья», «кусты» Пальцами показать «бутон» распускающегося цветка Пальцами показать «забор» Погладить ладонями пол Кистями рук показать «ворота», ворота открываются Пальцами «пробежаться» по полу Постучать кулаками по полу Ладонь приставить к правому уху, прислушаться |
«Осьминожки»
И.п. – пальцы сжаты в кулак.
Плыли, плыли осьминожки, Опустились на дорожку, Быстро-быстро побежали И три ножки потеряли. Но зато осталось пять – Можно все пересчитать! | Резко и ритмично выбрасывать пальцы из кулачка Поставить пальцы на подушечки на колени Пальцы «бегают» по коленям На слово «пять» показать раскрытую ладонь Поочередно загнуть все пальцы снова в кулак |
«Свиристели»
Прилетели свиристели И на веточки присели Стали зёрнышки клевать: Раз-два-три-четыре-пять. Хохолки расправили, Песни петь заставили. Ти-ри-ра, ти-ри-ра. Птицам прочь лететь пора. | Машут скрещенными кистями рук Сложить руки «полочкой» Постучать пальчиком по одной ладошке, затем поменять Соединить большой и указательный пальцы, остальные расправить, как хохолок Щелкать пальцами 2 хлопка в ладоши, 1-по коленям / 2 раза Машут скрещенными кистями рук |
«Весна»
Стучат все громче дятлы, Синички стали петь. Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть. Бегут ручьи под горку, Растаял весь снежок, А из-под старой травки Уже глядит цветок… Раскрылся колокольчик В тени там, где сосна, Динь-динь, звенит тихонько, Динь-динь, пришла весна | Пальцы сложить щепоткой «клювики», качать ими Ладони сомкнуты «ковшом». Поднимать руки вверх, раскрывая ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены Выполнять волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повернуты вниз) Пальцы рук прижаты друг к другу (бутон). Ладони раскрываются, боковые стороны рук остаются сомкнутыми, пальцы раскрыты (чашечка цветка) Локти опущены вниз, пальцы сжаты в кулак. Постепенно пальцы разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика) Качать кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь» |
«Дом»
Мы хотим построить дом, Чтоб окошко было в нем, Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб сосна росла. Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял. Солнце было, Дождик шёл, И тюльпан в саду расцвел. | Руки над головой «домиком» Руки перед глазами, концы пальцев сомкнуты в «окошко» Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями Руки сомкнуты, тянутся вверх, пальцы растопырены Руки перед собой кольцом, пальцы соединены Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев Скрестить кисти рук, пальцы растопырены «Стряхивающие» движения рук Пальцы смотрят вверх, соединить в бутон |
«Паучок»
Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл. Солнце стало пригревать, Паучок ползёт опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. | Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик) Хлопок ладонями по коленям/столу Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками Действия аналогичны первоначальным |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по проведению занятий дома:
- Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.
- Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).
- Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.
- Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.
- Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.
- Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.
- Разговаривайте с малышом четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
- Сезонные тематические занятия проводите в соответствующее время года
- Не бойтесь экспериментировать: на основе рекомендаций, приведенных на данном сайте, вы можете сами придумывать игры и упражнения.
- Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать ребенку.
- Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.
- Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу.
- Вы с вашим ребенком обязательно добьетесь успехов.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Артикуляционная поза:
- губы растянуты в улыбку,
- зубы заборчиком со щелью,
- кончик языка за нижними зубами,
- воздушная струя холодная, направленная с силой вниз по середине языка -свист длительный.
Подготовительные упражнения для артикуляционного аппарата:
« Улыбка »,
« Заборчик »,
« Лопатка »,
« Почистим нижние зубы »
1. Прямые слоги и слоговые ряды с ними: СА, СЫ, СО, СУ
са - со - су - сы су - сы - са - со
со - су - сы - са сы - са - со - су
2. Слова с прямыми слогами:
а) сад сын сок сопка сук суббота
сани сыпать сода сохнуть судно суфле
сапоги сыт совы Соня сутки сухой
самокат сынок сом соты сумка сукно
самоход сыпь сон сотня суп судак
б) оса усы песок посуда коса весы
носок несут касса бусы кусок пасут
посадка осы поясок опоссум осадок косы
квасок косуха досуха
3. Обратные слоги и слоговые ряды с ними: АС, ОС, УС, ЫС, ИС
ас - ос - ус - ыс ус - ыс - ас - ос
ос - ус - ыс - ас ыс - ас - ос - ус
4. Слова с обратными слогами:
а) бас квас нос вкус мыс лес*
вас погас поднос укус кумыс навес
нас ананас покос фокус бис пес
пас компас космос кактус повис утес
б) каска киска тиски тоска подписка
маска миска носки доска выписка
5. Слоговые ряды со стечением согласных:
ста - сто - сту - сты аст - ост - уст - ыст
сто - сту - сты - ста ост - уст - ыст - аст
сту - сты - ста - сто уст - ыст - аст - ост
сты - ста - сто - сту ыст - аст - ост - уст
ска - ско - ску - скы аск - оск - уск - ыск кса - ксо - ксу - ксы
ско - ску - скы - ска оск - уск - ыск - аск ксо - ксу - ксы - кса
ску - скы - ска - ско уск - ыск - аск - оск ксу - ксы - кса - ксо
скы - ска - ско - ску ыск - аск - оск - уск ксы - кса - ксо - ксу
спа - спо - спу - спы асп - осп - усп - ысп апс - опс - упс - ыпс
спо - спу - спы - спа осп - усп - ысп - асп опс - упс - ыпс - апс
спу - спы - спа - спо усп - ысп - асп - осп упс - ыпс - апс - опс
спы - спа - спо - спу ысп - асп - осп - усп ыпс - апс - опс - упс
сма-смо-сму-смы асм-осм-усм-ысм
смо-сму-смы-сма осм-усм-ысм-асм
сму-смы-сма-смо усм-ысм-асм-осм
смы-сма-смо-сму ысм-асм-осм-усм
сна-сно-сну-сны асн-осн-усн-ысн
сно-сну-сны-сна осн-усн-ысн-асн
сну-сны-сна-сно усн-ысн-асн-осн
сны-сна-сно-сну ысн-асн-осн-усн
5. Слова с со стечением согласных:
а) стая стой ступня стыд снова
стадо стойка студень стык сноп
станок стон стукнуть стынуть спутник
стакан стук ступеньки стыковка ступать,
стадион ступа студент стыдно спать
б) паста достать тесто пастух вкусно уснуть
баста доставка место хвастун тесно основа
хваста подставка густо пестун опасно оспа
капуста остановить пусто поступать вкусный успех
мангуста остановка густой поступок опасный успеть
невеста устать пустой восток тесный успокоить
в) даст мост аист куст диск
наст пост пианист дуст писк
гимнаст тост баянист август поиск
гимнастка хвост хоккеист бюст пуск
7. Фразы с отработанными словами:
В саду стоит скамейка. На скамейке Соня. У Сони сумка. В сумке у Сони посуда.
У Сани самокат. Самокат стоит в саду под сосной и т. д.
8. Чистоговорки, потешки и скороговорки на С:
Са-са-са - Соня идет в сад, Ас-ас-ас - покупаем ананас,
Са-са-са - в саду оса, Ас-ас-ас - какой вкусный ананас!
Со-со-со - оса пьет сок, Ос-ос-ос - в детском саду много ос,
Су-су-су - Соня видит осу, Ас-ас-ас - съедят осы ананас,
Сы-сы-сы - у осы усы, Ус-ус-ус - у ананаса дивный вкус,
Сы-сы-сы - в саду нет осы. Ис-ис-ис - ананасы ест Денис.
Киска, киска, где твоя миска? В саду темно, все спят давно.
Ест киска суп из миски: Одна сова не спит -
Сыта киска, пуста миска. На суку сидит.
На кокосы, на кокосы Мы видим на суку совят,
Налетели мы, как осы, Совята вместе там сидят.
А кокосы высоко, Когда не спят, они едят,
Высоко и далеко.* Когда едят, они не спят.
Сани, сани едут сами,
Едут в степи и леса,
Едут сани в небеса.*
9. Лексико-грамматические упражнения.
а) Подбор родственных слов:
- сад - садик, садовник, садовый, садовод, посадить, посадка...
- лес - лесок, лесной, лесник, лесовик, подлесок...*
б) Образование относительных прилагательных:
лес - лесной* посуда - посудный капуста - капустный
сад - садовый мясо - мясной уксус - уксусный
автобус - автобусный сон - сонный сосна - сосновый
кокос - кокосовый ананас - ананасовый соя - соевый
касса - кассовый усы - усатый вкус - вкусный
в) Образование существительных, обозначающих лии по их занятиям
фокус - фокусник пианино - пианист хоккеист – хоккеистка
хоккей - хоккеист лес - лесник* пианист - пианистка
танк - танкист гимнастика - гимнаст гимнаст - гимнастка
баян - баянист сад - садовник баянист - баянистка
г) Образование именительного и родительного падежа мн. числа сушествителъных
мост - мосты - много мостов фикус - фикусы - много фикусов
куст - кусты - много кустов автобус - автобусы - много автобусов
аист - аисты - много аистов поднос - подносы - много подносов
хвост - хвосты - много хвостов стакан - стаканы - много стаканов
лист - листья - много листьев скамейка - скамейки - много
скамеек
миска - миски - много мисок доска - доски - много досок
носок - носки - много носков сова - совы - много сов
каска - каски - много касок сын - сыновья - много сыновей
касса - кассы - много касс оса - осы - много ос
д) Составление предложений из слов
Соня, мост, стоять, на - Соня, сумка, ананас, в, у -
Саня, ступеньки, стоять, на- Соня, сумка, скамейка, на, ставить
Саня, Соня, нести, и, сумку - Саня, сок, пить, ананасовый -
Саня, Соня, стадо, пасти, и - Саня, суп, мясо, с, есть -
Артикуляционная поза:
См. звук С
- с незначительным подъемом спинки языка,
- голосовые связки сомкнуты и вибрируют (в отличие от С),
- выдох менее напряжен.
1. Прямые слоги и слоговые ряды: ЗА, 30, ЗУ, ЗЫ
за - зо - зу - зы зу - зы - за - зо
зо - зу - зы - за зы - за - зо - зу
2. Слова с прямыми слогами:
зайка коза берёза* бизон тазы
запах егоза фазан газон козы
запад ваза мозаика вазон вазы
закат мимоза показать возок узы
замок база сказать мазок язык
завод доза незабудки зубы музыка
забава поза зонт внизу называть
загадка заноза зов мазут наказывать
застава медуза Зоя пазуха изысканный
3. Слоги со стечением согласных:
зба - збо - збу - збы зда - здо - зду - зды вза - взо - взу - взы
зва - зво - зву - звы зма - змо - зму - змы гза - гзо - гзу - гзы
зга - зго - згу - згы зна - зно - зну - зны дза - дзо - дзу - дзы
и т.д.
4. Слова со стечением согласных:
звать здание изба вызвать
сквозной звание знак азбука
название сквозняк звон знать
езда назвать обозный звонок
5. Фразы с отработанными словами:
У Зои незабудки.
На газоне незабудки.
Зоя ставит мимозу в вазу.
Зайка зовет Зою.
Фазан ходит по газону.
Незнайка стоит возле здания ТЮЗа.
Звенит звонок и зовёт Знайку и Незнайку на занятие.
6. Чистоговорки, потешки и скороговорки:
Зоя - зайкина хозяйка, Вот знакомая затея -
Спит в тазу у Зои зайка. Запускать на нитке змея.
За-за-за - у Зои коза, Загляните на минутку -
Зо-зо-зо - у Зои зонт, Не забудьте незабудки.
Зу-зу-зу - Зоя под зонтом пасет козу, Незабудки, незабудки,
Зы-зы-зы - у Зои нет ни зонта, ни козы. Не забудьте незабудки!*
За-за-за - Зоин зайка - егоза, Где мой зайка? Где мой зайка?
Зо-зо-зо - зовут зайку егозой, Ты поди-ка да узнай-ка.
Зу-зу-зу - Зоя любит егозу, Видно, зайка мой зазнайка.
Зы-зы-зы - нет забот у егозы*. Но забыть не смог хозяйку.
Возьми, Зоя, сайку, Зайка не спит - Зою зовет,
Угости зазнайку, Зайке коза спать не дает.
Угости зазнайку, Возьмите козу, замкните козу -
Зайку и Незнайку. И заинька мой заснет в тазу.
Звенит звонок, звенит звонок - Зайка-зазнайка в гостях у Незнайки. По камням катится возок.
Забавный катится возок,
А над возком звенит звонок.
7. Лексико-грамматические упражнения
а) Словообразование прилагательных:
запад - западный зуб - зубной
Незнайка - Незнайкин завод - заводской
зайка - зайкин забава - забавный
музыка - музыкальный* Зоя - Зоин
звон - звонкий мазут - мазутный
закат - закатный коза - козий (козлиный)*
б) Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательным значением:
зайка - заинька зонт - зонтик зуб - зубик
Зоя - Зоенька завод - заводик медуза - медузка
(Лиза - Лизонька)* воз - возок таз - тазик
в) Образование именительного и родительного падежа множественного числа существительных:
воз - возы - много возов ваза - вазы - много ваз таз - тазы - много тазов медуза - медузы - много медуз обоз - обозы - много обозов заноза - занозы - много заноз зонт - зонты - много зонтов коза - козы - много коз
Артикуляционная поза
Сходна с артикуляционной позой С. Особенность - смыкание передней части спинки языка с твердым небом (у альвеол) и размыкание языка с небом при выдыхании воздуха.
1. Обратные слоги и слоговые ряды с ними: АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ, ЕЦ, ЯЦ
ац - оц - уц - ыц уц - ыц - ац - оц
оц - уц - ыц - ац ыц - ац - оц - уц
2. Слова с обратными слогами:
бац отец кузнец беглец*
заяц певец танец удалец*
паяц конец индеец леденец*
месяц гонец мизинец палец*
боец птенец пехотинец тальянец*
3. Прямые слоги и слоговые ряды: ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ, ЦЕ.
ца - цо - цу - цы цу - цы - ца - цо
цо - цу - цы - ца цы - ца - цо - цу
4. Слова с прямыми слогами:
цепь цинк авиация цокать овца
кузница цех цинга акация цокот
птица пятница цена циновка опунция
цокотуха спица затейница ценный цикада
позиция цукат куница кудесница оценка
цитата станция цуцик певица девица
зацепка цыпки эссенция яйцо водица
станица ценник цып-цып милиция* лицо*
синица возница цепной цыган гиацинт
письмецо умница именинница
5. Слоги со стечением согласных и слоговые ряды:
ЦМА, ЦМО, ЦМУ, ЦМЫ АЦМ, ОЦМ, УЦМ, ЫЦМ
цма - цмо - цму - цмы ацм - оцм - уцм - ыцм
цмо - цму - цмы - цма оцм - уцм - ыцм - ацм
цму - цмы - цма - цмо уцм - ыцм - ацм - оцм
цмы - цма - цмо - цму ыцм - ацм - оцм - уцм (то же с согласными В, Н, Т)
6. Слова со стечением согласных:
Цвет, цветок, цветы, цветик, семицветик, цветут, цвести, цветение, самоцветы, боцман, сцена.
7. Фразы с отработанными словами:
В степи цветут цветы.
В саду цветут цветы.
На улице цветут цветы.*
В цветнике цветут гиацинты и циннии.
В саду цветы. На улицах станицы цветут цветы.*
Собака сидит на цепи.
Куница охотится за цыплятами.*
Кузнец куёт цепь в кузнице.
Мух-цокотуха - именинница. И т.д.
8. Чистоговорки, потешки и скороговорки:
Зиме конец! На стене висит таблица
Летит птенец и песню напевает: На таблице единица,
- Идет весна! Весна ясна! Под таблицей с единицей
На улице всё тает! * На цветах сидит синица.*
Пусть метет метелица, Заглянет солнце
По саду снегом стелется. И к нам в оконце.*
А мы сапоги наденем -
Не боимся мы метели.* - Цып-цып-цып! Цыплятки!
Есть водица в кадке.
В лесу метет метелица, Кто меня боится,
По лесу снегом стелется. Тому не дам водицы.
Зайцы бегали в лесу, Вот бегут цыплятки,
Там заметили лису. Не боятся Натки.
На сосне сидит синица, Возле кадки блюдце -
Под сосной стоит лисица.* Все они напьются.*
9. Лексико-грамматические упражнения.
а) Подбор родственных слов:
Цветы - цвет, цветок, цветик, цветник, цветочек, цвести, цветение, цветущий, цветовод, цветной, цветочница, разноцветный, первоцвет, цветочный, пустоцвет, соцветие, цветоножка, семицветик*.
б) Словообразование существительных среднего рода с уменьшительно-ласкательным значением:
тело - тельце* здание - упражнение* - письмо -
дело* - объявление- расписание*- платье* -
мыло* - задание- воскресение*- окно-
болото* - знание - стихотворение* - одеяло* -
в) Словообразование существительных женского рода, обозначающих лии по выполняемым ими действиям, качествам, занятиям:
умник - умница озорник* - писатель* - лыжник* -
модник - проказник* - воспитатель* - охотник -
ленивец* - физкультурник* - отличник* - фокусник -
затейник - скромник* - волшебник* - певец -
кудесник- учитель*- пулеметчик*- именинник-
г) Словообразование существительных, обозначающих посуду, по образиу: хлеб - хлебница* сухарь - сухарница*
салат - салатница* сахар - сахарница*
мыло - мыльница* чай - чайница*
суп - супница салфетка - салфетница*
конфета - конфетница пепел - пепельница*
д) Составление предложений из данных слов:
Заяц, куст, сидеть, под - Лист, гусеница, сидеть, на* -
Синица, сосна, сидеть, на - Небо, светить, в, месяц -
Лисица, под, стоять, сосна* - Сцена, певец, на, выступать -
Предварительный просмотр:
Домашние задания для родителей на автоматизацию звука [Ш].
Звук | Работа с родителями |
Звук [ш]. | Артикуляционная гимнастика. 1. Упражнение «Наказать непослушный язык». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: пя-пя-пя… 2. «Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 с (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка»). Повторить 2-3 раза. 3. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз. 4. «Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-10 раз. 5. «Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине языка через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повторить 2-3 раза. 6. «Заборчике — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. 7. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз. 8. «Змейка» — произноси длительно звук ш. |
Звук [ш]. Автоматизация звука [ш] в прямых слогах | 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Повтори цепочки слогов. шу-ша-шо ша-аша-ошо ши —ше —ша шу —ушу —иши шо —шу —ши ше —эше —аша ше — шо — шу шо — ошо — ушу ша — ши — ше ши — иши — эше 3. «Молоточек». Повтори ритм, который отстучит взрослый, на слоге ша (шо, шу, ши). Пример: 1 — 2 — ша — шаша. Ритмы: 2 — 1,2 — 2, 1— 3, 3— 1,1 — 1— 2,1—2—1,2 — 3 и т. д. 4. «Скажи наоборот». У медведя маленькие уши, а у зайца — большие уши. Дуняша плохо читает, а Маша — ... У Димы больше ошибок, а у Даши — ... Коля ниже мамы, а Ваня — ... Таня стоит ближе к окну, а Лена — ... Наташа поёт громче Оли, а Вика — ... 5. Выучи стихотворение. Маша и каша Маше каша надоела. Маша кашу не доела. — Маша, кашу доедай, Маме не надоедай. |
Автоматизация звука [ш] в обратных слогах | 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов. аш аш — уш аш — иш — ош ош иш — ош уш — аш — иш уш уш — иш ош —уш —аш иш ош —аш иш —ош —уш 3. Повтори, выучи потешки. Аш-аш-аш, у Наташи карандаш. Ош-ош-ош, этот карандаш хорош. Аш-аш-аш, вот она берёт гуашь. Ыш-ыш-ыш, будет у Наташи мышь. 4. Изменяй предложения. Я нюхаю ландыш. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они... Я кушаю гуляш. Я шью мешок для галош._ Я куплю тушь, гуашь и карандаш. |
Автоматизация звука [ш] в слогах со стечением согласных | 1. Повтори, прочитай слоги по столбикам и строчкам. ашпа ашка ашта ашма ашна ашва ошпо ошко ошто ошмо ошно ошво ушпу ушку ушту ушму ушну ушву ишпы ишки ишты ишмы ишны ишвы 2. «Назови ласково». Изменяй слова по образцу. ОКНО — ОКОШКО ДНО — ДОНЫШКО ладонь—... пятно — ... плут—... крыло — ... парень —... горло — ... рыба — ... перо — ... город — ... бревно — ... 3. Повтори, прочитай слова — родственники. Придумай с каждым словом предложение. УШи КРОШка ШКОЛа Ушко КРОШить ШКОЛЬный Ушной наКРОШить ШКОЛЬник наУШник поКРОШить доШКОЛЬник подУШка оКРОШка доШКОЛЬный 4. Повтори скороговорки. 1) Наша кошка у окошка. 2) У кошки ушки на макушке. 3) Наш Антошка глядит в окошко. 4) Виден на опушке небольшой домишко. 5) Хорошенькая пташка поёт у окошка. 6) Хороши в дорожку пироги с картошкой. 7) Я по бережку пошёл, белый камешек нашёл. |
Автоматизация звука [ш] в словах с прямыми слогами | 1.Повтори слоги и цепочки слогов. шаш шаш — шеш шош — шуш — шаш шош шош — шуш шаш — шеш — шош шуш шуш — шош шуш — шош — шаш шеш шеш — шаш шеш — шаш — шуш 2. «Молоточек». Повтори ритм, который отстучит взрослый, на слоге ша (шо, шу, ши, ше). Пример: 1 — 2 — ша — шаша. Ритмы: 2—1,2-2,1—3,3 — 1,1 — 1—2,1—2—1,2 — 3 и т. д. 3. Посчитай слова от 1 до 5. а) шалаш б) упавшая шишка шашлык малышка — шалунишка шершень шершавая деревяшка 4. Продолжи предложение по образцу. Я шью, и ты шьёшь. Я шумно дышу, И ТЫ ... Я кушаю, и ты ... Я вешаю шубу, и ты ... Я штопаю, и ты ... Я утешаю малыша, и ты ... Я шалю, и ты ... Я шагаю в школу, и ты ... Я пляшу, и ты ... Я шевелю ушами, и ты ... Я пишу, и ты ... Я шнурую башмаки, и ты ... Я шучу, и ты ... Я решаю пример, и ты ... 5. Выучи стихотворение наизусть. Колыбельная Не кусай малышку, мошка! Не пугай детишек, кошка! Мышка, в норке не шурши! Дремлют наши малыши. С. Жихарева |
1. «Чьё это?» Составь предложения по образцу. Пример: У Маши шампунь. Это Машин шампунь. У Даши кошелёк. Это ... У Миши машина. Это ... У Алёши шоколадка. Это ... У Наташи своё решение. Это ... У лошади копыта. Это ... У мыши норка. Это ... У петушка гребешок. Это ... У пешеходов свой переход. Это ... 2. Повтори чистоговорки. Ша-ша-ша, мама моет малыша. Шо-шо-шо, Мише в ванне хорошо. Шу-шу-шу, тише, Миша, попрошу. Ши-ши-ши, Миша, в ванне не пляши. 3. Закончи предложение по образцу. Пример: компот из шиповника — шиповниковый компот. Нора у шакала — ... Конфета из шоколада — ... Платок на шею — ... Доска для шахмат — ... Завод шин — ... Суп из шампиньонов — ... Платье из шёлка — ... Рассказ с шутками — ... |
Предварительный просмотр:
Домашние задания для родителей на автоматизацию звука [Ж].
Звук | Работа с родителями |
Звук [ш]. | Артикуляционная гимнастика. 1. Упражнение «Наказать непослушный язык». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: пя-пя-пя… 2. «Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 с (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка»). Повторить 2-3 раза. 3. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз. 4. «Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-10 раз. 5. «Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине языка через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повторить 2-3 раза. 6. «Заборчике — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. 7. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз. 8. «Пчелка» — произноси длительно звук ж. |
1. жаба пижама жук ежи жатва уважать жуткий ужи жасмин бежать жить ножи ужата кожа живот этажи ежата кожаный живой ужин медвежата вожатый животные ухаживать 2. жда - ждо - жду - жды ажда - ожда - ужда - ыжда джа - джо - джу - джи ждо - жду - жды - жда ожда - ужда - ыжда - ажда джо - джу - джи - джа жду - жды - жда - ждо ужда - ыжда - ажда - ожда джу - джи - джа – Джо жды - жда - ждо - жду ыжда - ажда - ожда - ужда джи - джа - джо – джу жма - жмо - жму - жмы ажм - ожм - ужм - ыжм мжа - мжо - мжу - мжи жмо - жму - жмы - жма ожм - ужм - ыжм - ажм мжо - мжу - мжи - мжа жму - жмы - жма - жмо ужм - ыжм - ажм - ожм мжу - мжи - мжа - мжо жмы - жма - жмо - жму ыжм - ажм - ожм - ужм мжи - мжа - мжо – мжу жна - жно - жну - жны ажн - ожн - ужн - ыжн нжа - нжо - нжу - нжи жно - жну - жны - жна ожн - ужн - ыжн - ажн нжо - нжу - нжи - нжа жну - жны - жна - жно ужн - ыжн - ажн - ожн нжу - нжи - нжа - нжо жны - жна - жно - жну ыжн - ажн - ожн - ужн нжи - нжа - нжо – нжу 3. ждать однажды важно ножны одежда дважды нежно ножницы надежда каждый отважный жажда невежда дождик надёжный жужжать между можно многоэтажный жужжание | |
1. Женя на ужин ест ежевику. В лесу живет ежиха с ежатами. Женя ухаживает за животными. 2. Жук жужжит: «Жу, жу, жу! Дождик, дождик, не дожди! Я живу, не тужу. Дождик, дождик, подожди! Я на ветке сижу Дай дойти до дому И жужжу, жужжу, жужжу!» Дедушке седому. Каждый жук жужжит о том, Весь день жужжу, Как же жутко быть жуком, - Цветы бужу, Каждый может обижать. Жужжу, гужу Как об этом не жужжать? И мёд вожу. Ёжику нужен жук на ужин. Не живут ужи, где живут ежи. Сто одежек - и все без застежек. У ежа ежата, у ужа ужата. Бедный ёжик ёжится - Жадная жаба на свете живёт, Всё ему не можется. Жадность той жабе спать не даёт. Посинеет кожица - Даже жутко - не одна Бедный ёжик ёжится. Такая жадина она! Всех я каждый день бужу. Жужжит над ежевикой жук, Хоть часов не завожу. Из кожи на жуке кожух. 3. Женя живёт в многоэтажном доме на шестом этаже. У Жени много животных: ежиха с ежатами, два ужа и весёлый чижик в клетке. | |
Лексико-грамматические упражнения: | а) подбор родственных слов: - кожа - кожаный, кожица, кожевенный, кожный, кожемяка... - ёж - ежонок, ежата, ежиха, ежевика, ежиный, ежовые, ёжиться... - уж - ужонок, ужиха, ужинный, ужата... - (морж - моржонок, моржиха, моржовый)*... б) образование существительных с уменьшительно-ласкательным занчением: снег-снежок ёж-ёжик утюг- (пирог)- стог- нож- пляж- (творог)- сапог- дождь- (рог)- (порог)- в) счет прямой и обратный 110- ежонок, пиджак, ужонок .. г) словообразование относительных прилагательных и подбор к ним существительных: - кожа - кожаный пиджак, кожаная одежда, кожаные сапоги - бумага - бумажный пакет и т.д. - пляж - пляжный костюм и т.д. - багаж - багажная квитанция и т.д. |
Предварительный просмотр:
Домашние задания для родителей на дифференциацию (различение)звуков
[Ш] - [С].
Звуки [с], [ш] Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах и словах | 1. Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов. а) ша — са ша — ша — са б) ас — аш ас — аш — аш со — шо со — шо — шо ош — ос ош — ош — ос шу — су шу — су — су ус — уш ус — уш — ус сы — ши ши — сы — ши иш — ис иш — ис — иш 2. «Назови ласково». стих — стишок соловей — соловушка пастух — сторона — солнце — старуха - стекло — шерсть — сын — трус — 3. Замени в словах звук с на звук ш. Напиши новое слово. суметь — шуметь нас — наш сутки —_ вас —_ сайка —_ плюс —_ сок —_ Марс —_ стуки — штуки басня — башня скала —_ каска —_ споры —_ крыса —_ стык —_ миска —_ 4. Изменяй предложения. Я спешу в школу. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они... Я ставлю штамп. Я слышу шум. Я пишу стишок. 5. Продолжи предложение по образцу. Пример: У Паши смешной стишок, а у Сани ещё смешнее. Ландыши душистые, а сирень ещё ... Лариса успешно учится, а Настя ещё ... Серёжа поспешно собирается, а Денис ещё ... Ваня очень шустрый, а Саша ещё ... Вова старший в классе, а Максим его ещё ... В дремучем лесу очень страшно, а ночью ещё ... |
Дифференциация звуков [с] - [ш] в словах | 1. Выполни слоговые упражнения. Произноси выделенные слоги громче и дольше (с ударением). шасу... соши... шуса... сышо... шасу... соши... шуса... сышо... шашасу... сосоши... шушуса... сысышо... 2. Повтори, прочитай слова. Поиграй в игру «Исправь взрослого». Саша шоссе нашествие сушка шасси путешествие 3. Посчитай слова от 1 до 10. пушистая кошка сушёный абрикос душистый ландыш шустрый малыш 4. Прочитай слова. Поставь ударение в каждом слове. каша — касса усы — уши кушать — кусать масса — Маша шины — сыны пошёл — посол 5. Повтори, прочитай слова — родственники. Составь с каждым словом предложение. СУХой СТРАХ КРАСка СУХость СТРАШно рас КРАСка СУШЬ СТРАШный расКРАШивать СУШить СТРАШила расКРАШенный СУШёный СТРАШилище переКРАШивание выСУШенный уСТРАШать оКРАШенный СУШилка бесСТРАШный наКРАШенная |
Дифференциация звуков [с] – [ш] в тексте | 1. Продолжи предложение по образцу. а) Он сушит шубу, и я сушу шубу. Он слышит шум, и я ... Он спишет стишок, и я ... Он смешит детишек, и я ... Он скосит сено, и я ... Он скушает сушку, и я ... б) Я купаюсь, и ты купаешься. Я спускаюсь на лифте, и ты ... Я одеваюсь, и ты ... Я моюсь под душем, и ты ... Я умываюсь, и ты ... Я катаюсь на лошади, и ты ... Я веселюсь, и ты ... Я боюсь кашалота, и ты ... Я обуваюсь, и ты... Я тороплюсь в школу, и ты ... Я повернусь, и ты ... Я собираюсь в путешествие, 2и ты ... 2. Повтори, прочитай предложения. Саше шесть лет. Даша сушит шубу. У Алёши шесть гостей. На шоссе много машин. У самолёта большие шасси. Совсем не слышно шагов кошки. Бабушка делает массаж дедушке. Саша любит путешествовать пешком. Паша расшнуровывает сапоги. Шалаш покрыт пушистым снегом. риша, ты слишком торопишься. Малыши сегодня что-то расшалились. 3. Изменяй предложения. Я слышу шелест. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они... Я шагаю по шоссе. Я сошью шесть костюмов._ Я расшатываю старую решётку. 4. Повтори чистоговорки. Су-су-шу, я носки себе сушу. Шу-шу-су, сушки Саше я несу. Ше-ше-сэ, Саша вышел на шоссе. Сы-сы-ши, я спешу, и ты спеши. Ши-ши-си, выпускает самолёт шасси. 5. Выучи стихотворение. Сашины сушки Саша шустро сушит сушки, Саша высушил штук шесть. И смешно спешат старушки Сушек Сашиных поесть. |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная поза:
- губы раскрыты, нейтральны, принимают положение последующего гласного,
- зубы разомкнуты, язык свободный, распластанный «лопаткой»,
- кончик поднят к альвеолам или шейкам верхних резцов и образует с ними плотную
смычку,
- боковые края языка опущены и образуют с коренными зубами щели, через которые
проходит воздух,
- корень языка поднят.
Подготовительные упражнения:
«Улыбка»,
«Лопатка»,
«Вкусное варенье»,
«Чашечка»,
«Болтушка»,
«Барабан»,
«Накажем непослушный язык»,
«Пароход гудит»
1. ал, ол, ул, ыл, ел, ёл, ил, ял
2. а) бал, вал, дал, зал, мал, гол, вол, дол, зол, кол, мол, пол, тол, гул, дул, мул, ел,
мел, пел, сел, вёл, мёл, бил, вил, мил, пил, был, выл, мыл, ныл...
б) бокал баскетбол дятел вокзал буйвол Павел
канал сокол пепел капитал ствол узел
металл стол факел обвал угол козёл
овал укол котёл пенал футбол костёл
подвал аул новосёл самосвал стул осёл
в) алмаз колдун долго булка алфавит колготки
заколка вулкан балка колбаса иголка бутылка
галка молва молния посылка галстук толпа
полка белка палка солдат полдник мелкий
скакалка ползунки полдень метёлка фиалка иволга
ползать копилка халва Волга толкать вилка
балкон волны толстый носилки
3. ла, ло, лу, лы
4. а) лак пила лавка пиала лама юла
лампа скала лапоть акула ласка кулак
ласточка салат латка халат лавина булавка
ладонь палатка лапша талант лампада малахит
б) лоб баллон волосы ловкий болонка голова
лодка болото голод локоть колонка голос
лом колонна золото лось холодный колос
ловить колоть молоко лоза молоть молоток
ломать полоть половина ломоть солома полонез
лопатка солонка полоскать лоток улов холод
в) лыжи лыко лысый вилы пилы каникулы
полынь улыбка колыбель алый белый милый
г) луг луна лужок лунатик колун голубь
лужа Лука лужайка белуга тулуп голубок
лук лубок лукошко валун шалун жёлуди
лупа лубяной лукавый Калуга голубка палуба
5. кла, кло, клу, клы ела, ело, слу, слы гла, гло, глу, глы
зла, зло, злу, злы бла, бло, блу, блы фла, фло, флу, флы
пла, пло, плу, плы хла, хло, хлу, хлы
(Меняется порядок слогов не менее 4 раз)
6. а) Клава клок кукла клавиши клоп закладка
клад клоун подкладка кладка клоунада свекла
кладовка клочок склад кладезь клуб складывать
кланяться клубок наклон клапан клубиться пекло
класть клубника поклон класс клубни склон
классный клумба склонение классик клыки стекло
б) глава глобус главный глотать глагол глотка
гладкий глоток гладить оглобля гладиолус оглох
глаза глубина гланды глубокий гласный глупость
огласка глупый согласиться глухой согласный глыба
в) благо бланк облако вобла блок блокада
блокнот блондин блоха яблоко блуза каблук
г) плавать плов плавки плод плакат пломба
плакать плот пламя плотина плавка плотник
план плохо плата плут платье плуг
платок плыть пластилин оплот пластинка аплодисменты
д) слабый слава сладкий слалом слово слоги
слойка слон слух весло масло заслуга
е) флаг флакон фламинго фланг флоксы флот
хлам хлопать хлопушка хлопок хлынуть хлыст
7. акл, окл, укл, ыкл асл, осл, уел, ысл
алк, олк, улк, ылк алс, олс, улс, ылс
апл, опл, упл, ыпл афл, офл, уфл, ыфл
алп, олп, улп, ылп алх, олх, улх, ылх
(Меняется порядок слогов не менее 4 раз)
8. На балконе лопнуло стекло. Клава полола гладиолусы на клумбе.
Элла сломала лыжную палку. Алла ела булку с маслом.
Мила гладила платье для куклы. Долго куковала кукушка.
В лесу за болотом плакала иволга. Клава плавала с аквалангом.
Володя занимался скалолазанием. Мила гладила полосатый халат.
Светлана слушала звон колоколов. Павел заблудился в глухом лесу.
Павел ловил плотву с лодки. Володя склонил голову над столом.
Котенок лакал молоко. Володя укололся булавкой.
Элла полоскала глотку календулой.
Вулкан ожил, клокотал и дымился.
Светлана улыбнулась веселому солнечному лучу.
Володя запивал клубнику холодным молоком.
Мила гладила и складывала халаты на полку.
Клава слушала, как весело заливался соловей.
Стеклянная бутылка лопнула от холода.
Алла заколола волосы золотой заколкой.
9. Болт, волк, полк, столб, толк, холм, холст, шёлк, акваланг, шланг, шлагбаум,
Аншлаг
10. Белый снег, белый мел, Всё бело, бело, бело!
Белый заяц тоже бел. Много снегу намело.
А вот белка не бела, Вот весёлые деньки!
Белой белка не была. Все на лыжи и коньки!
Головой кивает слон, Ёлка, ёлка, ёлочка -
Он слонихе шлёт поклон. Колкая иголочка.
Заяц белый, заяц белый! Не жалела мама мыла,
Ты куда за лыком бегал? Мама Милу мылом мыла,
Заяц белый отвечал: Мила мыло не любила,
- Я не бегал, я скакал! Не любила, но не ныла.
Вот иголки и булавки Мила искала булавку,
Выползают из-под лавки, Булавка упала под лавку,
На меня они глядят, Под лавку залезть было лень -
Молока они хотят. (Ёж) Искала булавку весь день.
Свёкла у Фёклы Дятел на дубу сидит.
Мокла и сохла. Дятел клювом дуб долбит.
Сохла и мокла, День долбил, два долбил -
Пока не поблёкла. В небо носом угодил.
Спит в углу моя слониха, Маланья-болтунья
Двое маленьких слонят Молоко болтала, болтала
Спать давным-давно хотят. Да и выболтала.
У ёлки иголки колки. Около кола колокола.
Галка
Задумала галка И хвост положила,
Иголку купить, Очки нацепила -
Чтоб голым галчатам И шила, и шила...
Штанишек нашить. Летела синица
Иголку и лучшего жёлтого шёлку И вниз поглядела:
Купила - Эй, галка,
И тут же уселась на ёлку. Ты нитку в иголку не вдела!
Уселась на ёлку ( по А. Костецкому )
Сшит колпак, Кто зимой холодной
Да не по-колпаковски, Ходит злой, голодный? (Волк)
Вылит колокол,
Да не по-колоколовски. Ползун ползёт, иголки везёт.
Дятел сидел на ёлке,
Долго сидел на ёлке
И долбил, долбил иголки.